Введение
В связи с глобальными изменениями в обществе, появлениями новых наук, новых концепций теория психоанализа становится очень актуальной в наши дни. Так как психоанализ является одним из ведущих направлений в психологии, он навсегда останется незаменимым в этой науке и в нашей жизни. Развитие психоанализа внесло немалый вклад в развитие психологии в целом. Изучение сознания и самосознания, разделение «Я» концепции на три подуровня, дешифровка снов и многое другое значительно продвинуло психологию как науку.
Теория психоанализа интересовала ученых в различные временные промежутки. Проблематика психоанализа Фрейда нашла широкое применение в трудах таких ученых как Юнг, Ермаков, Каннабих, Осипов, Выготский, Лурия и др. Так, например, в книге Ананьева Б.Г. «О проблемах современного человекознания» анализируются различные проблемы и аспекты психоанализа. В учебном пособии Бурлачук Л.Ф. «Основы психотерапии» освещаются история развития а также содержание и форма психоанализа. В публикации Леонтьева А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность.» осмысляется вклад сделанный психоанализом в психологию как науку.
Целью работы является попытка систематизации некоторых источников о психоанализе а также изучение и осмысление некоторых особенностей данной темы.
Глава 1.
Аспекты психоанализа
1.1 История возникновения психоанализа
Психоанализ был создан в XIX века австрийским ученым Зигмундом Фрейдом. Изначально Фрейд занимался психофизиологическими исследованиями, изобретя метод окрашивания нервных тканей, что позднее оказалось не применимо в психологическом консультировании, после чего З. Фрейд отказался от какой-либо опоры на психофизиологические данные в своих работах. В ранний период психоанализа Фрейд совместно с Йозефом Брейером разработал катартический метод лечения неврозов, в отношении которого позже стал применяться термин «Абреакция»
Абреакция (англ. abreaction); отреагирование; разрядка — термин в психоанализе, означающий повторное переживание травматического события, с целью дать выход избытку сдерживаемых эмоций. Иногда под абреакцией также имеется в виду способ осознания подавленных травматических событий.)
Абреакцией (отреагированием) называется только сознательное переживание уже случившегося травматического события. Бессознательное развитие пугающего сценария относится к защитным механизмам и называется отыгрыванием (или, что порой вызывает терминологическую путаницу, «отреагированием вовне»).
Переломное время для психоанализа как считается является 24 июля 1895 года, когда З.
23 стр., 11053 слов
Тема 2. История развития психологии
... Тема 2. История развития психологии История развития психологии. Детерминанты развития психологии: социокультурный контекст, логика развития научного знания, личность ученого. Общая характеристика этапов развития психологии. Развитие предмета, методов, проблематики исследований в психологии от Античности до современности. ...
Фрейду приснился сон, после которого он пришел к выводу о том что, сны имеют смысл, что сны это посылы бессознательного, которые можно анализировать и толковать. В дальнейшем это привело Фрейда к методу свободных ассоциаций.
Абреакционная терапия
Абреакционная терапия является такой формой психотерапии, при которой абреакция используется для оказания помощи пациенту, страдающему от посттравматического стрессового расстройства, методом драматического проигрывания конфликтной ситуации (устного или ролевого).
Механизм действия данной терапии можно сравнить со «вскрытием гнойника». Открытие опухоли даёт возможность вывести гной и приводит к заживлению болезненного участка. Подобно тому, как операция по удалению нагноения может происходить болезненно, точно так же проигрывание травматического события может оказаться довольно неприятным для пациента, а воспоминание о боли может чувствоваться физически.
До 1910 годов, когда психоанализ поддержал психиатр со степенью К. Г. Юнг, это направление игнорировалось научным миром. В первой половине XX века от «классического фрейдизма» отпочковался ряд направлений — К. Г. Юнга, Альфреда Адлера, Эриха Фромма и других, оспаривавших те или иные постулаты Фрейда.
В СССР пережил период бурного расцвета в начале 1920-х, когда И.
Д. Ермаков открыл Государственный психоаналитический институт, издал переводы работ Фрейда и Юнга. Затем был отвергнут, как «буржуазное учение» и практически не развивался. Многие идеи психоанализа вошли в современную психологию и психотерапию (в том числе так называемые «неосознаваемые формы высшей нервной деятельности» по Узнадзе, и другие).
1.2 Сущность психоанализа
1. Теория человеческого поведения, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии — см. также Психология личности. Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется также к любой производной (даже сильно отличающейся от него теории), например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые предпочитают обозначать термином «неопсихоанализ».
2. Набор методов исследования основных мотивов человека. Фундаментальный предмет изучения психоанализа — бессознательные мотивы поведения, берущие начало в скрытых расстройствах (чаще сексуальных).
Они раскрываются через свободные ассоциации, высказываемые пациентом.
3. Метод и методики лечения психических расстройств на основе анализа свободных ассоциаций, проявлений переноса и сопротивления, посредством техник толкования и проработки. Цель психоаналитика — помочь освобождению пациента от скрытых механизмов, создающих конфликты в психике, то есть от привычных шаблонов, не пригодных или создающих специфические конфликты в реализации желаний и в адаптации к обществу.
1.3 Основные идеи психоанализа
Бессознательное или неосознаваемое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Термин «бессознательное» широко употребляется в философии, психологии и психоанализе, а также в психиатрии, психофизиологии, юридических науках, искусствоведении.
В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: не всё, что не относится к бессознательному — осознаётся.
Несколько основных классов проявлений бессознательного:
1.
16 стр., 7691 слов
Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм
... бессознательных механизмов, подавленных желаний, широко использовалась последователями Фрейда и выросла в своеобразную философию. Психоаналитическая философия, эмпирической базой которой является психоанализ, ... что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания ... Фрейд и его учение. Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии ...
Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами
2. Поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности
3. Подпороговое восприятие, которое в силу большого объёма информации не осознается.
4. Надсознательные процессы: интуиция, творческое озарение, вдохновение.
1.4 Бессознательное в работах Фрейда
Экспериментальная разработка понятия бессознательного была впервые проведена Зигмундом Фрейдом, показавшим, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия влечений. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих анализантов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями.
Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.
1.5 Бессознательное в работах Юнга
В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. В частности ученик Фрейда Карл Густав Юнг в рамках созданной им научной дисциплины — аналитической психологии — ввёл термин «коллективное бессознательное», и существенно изменил его значение по сравнению с психоанализом.
По мнению Юнга, существует не только бессознательное субъекта, но и семейное, родовое, национальное, расовое и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное — информацию психического мира конкретного человека. В отличие от психоанализа, юнгианство рассматривает бессознательное как совокупность статичных паттернов, образцов поведения, которые являются врожденными и лишь нуждаются в актуализации. Так же бессознательное делится на латентные, временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики. Принципиально иначе бессознательное понимается в психоанализе.
1.6 Бессознательное в работах Лакана
Французский психоаналитик Жак Лакан предложил гипотезу, что «бессознательное структурировано как язык», именно поэтому психоанализ — в отличие от психотерапии и психологии — работает с речью пациента, с его включённостью в мир значений, с его субъективным становлением в языке.
Одной из психоаналитических техник, разработанных Лаканом стала «клиника означающего»: в самом основании субъекта лежит его встреча со словом, поэтому и возможен перевод, перезапись внутри психического аппарата, а talking cure может выступать действенным терапевтическим механизмом даже в самых тяжёлых психотических случаях. Вместе с тем, нельзя понимать тезис Лакана буквально и настаивать на том, что бессознательное — это и есть язык, а психоанализ представляет собой своеобразную языковую игру между аналитиком и анализантом. Тезис Лакана представляет собой метафору: бессознательное подобно языку, работает по схожим правилам, но не исчерпывается законами лингвистики, поэтому и «клиника означающего» является лишь одним из возможных методов работы с бессознательным, развиваемых в современных лакановских школах.
Школа лакановского психоанализа — одна из трёх крупнейших психоаналитических школ, которая осуществляет наиболее передовые исследования в области лакановского психоанализа. Основана 17 ноября 1985 учениками и последователями Жака Лакана Ги Лё Гофэ, Жаном Аллюшем и Роланом Летье.
1.7 Основная деятельность
Поскольку теория психоанализа возникает из клиники, Школа уделяет большее значение практической работе, нежели распространению объективированного знания.
26 стр., 12767 слов
Психоанализ о кино и кино о психоанализе
Таким образом, смысл изображения зависит от тех кадров, которые ему предшествуют в фильме, а их последовательность создает новую реальность, не являющуюся простой суммой использованных элементов. Р. Леенхардт добавлял, что следует также принимать в расчет длительность каждого изображения: короткая длительность подходит для забавной улыбки, средняя – для безразличного лица, долгая – для выражения ...
Школа считает развитие психоаналитического дискурса приоритетным над популяризацией идей Лакана, поэтому, в отличие от других школ, не поддерживает широких образовательных и просветительских программ. Противопоставляя аналитический опыт научному знанию, Школа лакановского психоанализа полагает клиническое пространство наиболее подходящим для обретения собственного понимания психоанализа, нежели лекционную аудиторию. Психоанализ является специфической формой знания, которая предполагает задействованность самого субъекта, поэтому он вряд ли может изучаться в университете как гуманитарная или медицинская дисциплина.
Глава 2. Психоанализ
2.1 Понятие и суть
Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) — часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, «вытесняется» из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир.
В действии таких вытесненных «комплексов» видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе («анализе») можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий), а именно предоставить им возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному («либидо») центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.
Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа можно рассматривать на трех уровнях:
ь психоанализ — как метод психотерапии;
Психоанализ Зигмунда Фрейда. Сознательное и бессознательное. ...
... на роль всеобщего мировоззрения. 1. Психоанализ Зигмунда Фрейда 1.1. Зигмунд Фрейд: краткая биографическая справка В ХХ ... всю важность этого феномена для раскрытия внутренней жизни человека. Однако фрейдовское понимание бессознательного отлично от ... с данной реальностью, целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью; "Сверх-Я" - внутриличностная совесть, инстанция, олицетворяющая собой установки ...
ь психоанализ — как метод изучения психологии личности;
ь психоанализ — как система научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.
Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт неосознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом
З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго) и сверх-я (супер-эго).
Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго).
Эго — следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Эго посредник между стимулами, идущими как из этой Среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид.
Особое значение придавалось сверх-я (супер-эго), которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если Ид предопределен генетически, а Я — продукт индивидуального опыта, то Супер-эго — продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейду, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если Я (эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно (ид), но в противовес сверх-я (супер-эго), то Оно испытывает наказание в виде эфоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-я черпает энергию от Ид, постольку сверх-я часто действует жестоко, даже садистски. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (эго) спасается с помощью специальных «защитных механизмов» — вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Влечения стремятся к разрядке, но их удовлетворение не всегда возможно.
Специфика методов опроса интервью и беседы
... специфику методов опроса, интервью и беседы. Рассмотрю разновидности этих методов. 1. Методы психологии 1.1 Понятие о методе науки Метод - ... и несловесное – таким же, как у пациента, Депрессивного пациента должен встречать депрессивный врач". Среди качеств, предпочтительных ... антропология как учение о целостной человеческой реальности. Человек понимается как самостоятельное и свободное существо, ...
Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности.
Сублимация — один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. По мнению Фрейда, это наиболее эффективный способ функционирования человека. Разновидностью сублимации является творчество.
Регрессия — соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления.
Замещение — смена объекта, на который направлены чувства. Включается тогда, когда выражение чувств в отношении данного объекта чревато опасностью. (Например — срыв гнева на более слабом.)
Проекция — приписывание другим, своих, как правило, предосудительных желаний, мотивов, мыслей и т.п.. («Никому нельзя доверять, — говорит человек, не всегда честный в своих поступках).
Рационализация — позволяет человеку оправдать неприемлемые для него, однако действующие желания, чувства, мотивы. Стремление подыскать им социально одобряемое оправдание.
Изоляция — удаление инстинктивных импульсов при сохранении в сознании событийного ряда ситуации. Происходит снижение чувствительности в отношении травмирующего фактора.
В психодинамической терапии предполагается, что защитные механизмы искажают реальность, но они функциональны и необходимы, поскольку временно устраняют из сознания действие травмирующего фактора. Однако если они становятся слишком ригидными, то затрудняют адаптацию и развитие человека.
Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделял два инстинкта, движущие поведением инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида. Этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в разряд психологической догмы (ссылка на Юнга) и назван — либидо. Бессознательное трактовалось как сфера, насыщенная энергией либидо, слепого инстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается. Подавленное, вытесненное сексуальное влечение расшифровывалось Фрейдом по свободным от контроля сознания ассоциациям его пациентов. Такую расшифровку Фрейд назвал психоанализом. Исследуя свои собственные сновидения Фрейд, пришел к выводу, что «сценарий» сновидений при его кажущейся нелепости не что иное, как код потаенных желаний, которое удовлетворяется в образах — символах этой формы ночной жизни.
В период первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к смерти (Тонатос как антипод Эросу), по Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Под именем Тонатос имелось в виду не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения.
Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемые мотивы, рассмотрена Фрейдом в книге «Психопатология обыденной жизни» (1901).
Различные ошибочные действия, забывание имен, оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти. По Фрейду же в них прорываются скрытые мотивы, потому что ничего случайного в психических реакциях человека нет. Все причинно обусловлено. В другой работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905) шутки или каламбуры интерпретируются Фрейдом, как разрядка напряжения, созданного теми ограничениями, которые накладывают на сознание индивида различные социальные нормы.
Человек как личность 3
... дать однозначного ответа на вопрос: “Что или кто есть человек?” Вопрос сложен, как сам человек, как личность. А личность всегда связана с такими понятиями, как “индивид” и “индивидуальность ... общества — ничто, представитель приматов. По этому поводу венский психолог Зигмунд Фрейд заметил, что «человек — животное, скованное культурой», и, по-видимому, не ошибся, ибо культура — есть все ...
Используя понятия энергетического подхода Фрейд выделил два фактора возникновения невроза — сексуальная конституция и инфантильные переживания (в них осталась фиксированной энергия либидо).
Он описал пять стадий психосексуального развития, каждая из которых создает предпосылки для фиксации:
1. Оральная стадия (первый год жизни).
Получение удовольствия в связи с приемом пищи (деятельность губ, языка, зубов).
Результат фиксации — получение удовольствия от курения, сарказма. Также — оральная агрессия, чувство зависимости от других.
2. Анальная. Контроль за мочеиспусканием, дефекацией (сексуальное удовольствие от овладения мускулатурой).
Фиксация — выражается в двух типах индивидуальных особенностей: первый — подавление импульсов — ригидность, сверхпунктуальность, скупость. Второй — протест — гнев, агрессивность, бунтарство.
3. Фаллическая (4-6 лет).
Обнаружение наличия (отсутствия пениса).
Эрогенная зона — гениталии. Переживание конфликта — Эдипов (Электры) комплекс. Кроме того, обнаружение девочкой отсутствия пениса, зависть к пенису (влечение к отцу основывается также на этом), возложение на мать вины за его отсутствие. Эта фаза является наиболее значительным источником психических нарушений.
4. Латентная стадия (5-6-лет).
Сексуальность не проявляется. Развитие представления о нормах жизни.
5. Генитальная. Осознание половой принадлежности. Поиск путей генитального удовлетворения (с участием внешнего объекта).
Частные влечения подчиняются либидо.
Схема психосоциального развития личности от младенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное влечение к лицу противоположного пола рассматривается Фрейдом в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905).
2.2 Истолкование сновидений, как “королевская дорога” психоанализа
Особенностью воззрения Фрейда является также предложенный им метод расшифровывания снов, с помощью которого за видимым обнаруживается сокрытое. В соответствии с представлениями Фрейда, сновидение направляется бессознательными импульсами, в которых человек не хочет признаться в сознательном состоянии, так как во время сна ослабевает контроль и подсознательные импульсы выходят наружу. Но так как сильными побуждениями сон может быть нарушен, то сновидение маскирует их, облекая в символы скрытого содержание. Под скрытым содержанием понимаются вытесненные желания. Явное, явленное содержание получается в результате процессов сгущения, смещения и вторичной обработки.
ь Сгущение — комбинация различных элементов, даже наложение их друг не друга в одном элементе сновидения. Например, в одном лице сочетаются или проявляются последовательно черты разных людей, люди одновременно находятся в разных местах и т.п.
ь Смещение — проявление в сновидении элемента, мало связанного с главным содержанием ситуации, в которой проявилось неосознанное переживание. Во сне может присутствовать например только один предмет (элемент), который присутствовал в травмирующей ситуации.
Зигмунд Фрейд психоанализ
... “Исследования по истерии". Иногда ее оценивают как первую главу в истерии созданного Фрейдом психоанализа. Для этого имеются все основания, поскольку в указанной книге можно различить намеки ... Наука о человеческой психике стояла на пороге великих открытий. Но Фрейд не мог ждать. Его пациенты нуждались в помощи. Страстное желание как можно скорее найти новое ...
ь Вторичная обработка — процесс, в результате которого сновидение приобретает цельность и связанность, заполняются пробелы, исправляются несоответствия.
Интерпретация преодолевает и невротическое сопротивление, и “работу сна” — вообще то искажение, которое привносится в видимую нами картину мира запретами и нормами. Фрейд обнаруживает механизмы конденсации, смещения образов, проекции и сублимации влечений. Наше “Я” совсем не так “прозаично”, как полагали философы. Это лишь одна из инстанций психики, формирующаяся в процессе индивидуального развития. Длительная зависимость ребенка от родителей, медленное в сравнении с другими животными взросление — вот первопричина существования другой инстанции “Сверх-я”. В ней как бы конденсируются требования и запреты родителей, семьи, воспитателей, социальной среды, народной традиции, всего филогенеза. Чтобы понять смысл нынешних психических затруднений индивида, нужно вернуться к его раннему детству; в социологии, эстетике, философии культуры регрессия к ранним этапам человеческой истории помогает установить смысл сегодняшних событий, творений, социальных институтов, религиозных верований и моральных запретов.
Поэтому истолкование сновидений представляет собой “королевскую дорогу” психоанализа, а само сновидение может быть парадигмой всех шифров, уловок влечений, так как в сновидении происходит регрессия психического аппарата к архаичному, изначальному — мы возвращаемся к нашим детским влечениям, а они суть наследия первобытности. Важнейшей предпосылкой всей культурологии фрейдизма является “биологический закон”: онтогенез есть повторение филогенеза. Трагедия, разыгравшаяся однажды в первобытной орде, неизменно повторяется на каждой семейной сцене; история Эдипа и история Моисея возобновляют эту древнейшую пьесу — в этом эстетическая сила античной трагедии, воспроизводящей древний миф, в этом сила истории Моисея — она воспроизводится в душе ребенка, вступающего в жизнь не только биологически, но и психически через взаимоотношения с родителями.
Символика сновидений универсальна, мы имеем дело с одними и теми же символами, замещающими влечения. Строго говоря, это не символы, а знаки с установленными от века значениями. Психоаналитик может быть верующим или неверующим в Бога, почитающим искусство или равнодушным к нему, но психоанализ в любом случае есть род иконоборчества. Метод Фрейда — сведение сложного к простому, примитивному и архаичному. Психоанализ представляет собой театр масок, где главным актером является желание. Фрейд ставит вопрос об отношениях между влечением и смыслом, языком и той силой, которая стремится найти выражение в языке. Не зря он сразу заинтересовал писателей и художников, хотя встретил немалое сопротивление со стороны медицинских кругов. И сновидения, и невротические симптомы являются носителями скрытого смысла: существует тайный язык глубинных психических процессов, доступный переводу на язык сознания. Это лежит в основе всей психотерапии Фрейда, который утверждал: «Там где было Оно, должно стать Я”. Иначе говоря вместе с выходом бессознательных представлений на свет сознания, они теряют ту психическую энергию, которая не находила ранее иного пути, кроме создания невротических симптомов.
Тесты, анкета, интервью
... по профессии? 9.Какие у вас планы на будущее? Я провела интервью у своей группы и выяснила, что большинство очень хорошо относятся ... 7 группы, специальности социальная педагогика Я собираюсь провести у вас анкету для того, чтобы узнать о вас побольше и выяснить какой ... учиться на ИПП? 20.Твои планы после окончания университета? Я провела анкету у своей группы и узнала о каждом намного больше, чем ...
Глава 3. Психоаналитическое интервью
3.1 Метод и необходимые условия
Хотя слово интервью незамедлительно вызывает ассоциацию со своего рода «опросом», какие часто проводятся в прессе и на телевидении, психоаналитическое «интервью» в действительности весьма редко заключается в одном лишь задавании вопросов и получении на них ответов. поэтому слово это взято здесь в кавычки. Прилагательное «психоаналитическое», выставленное перед ним, призвано показать, что в данном «интервью» применяются методы психоанализа.
Фрейд ввел психоаналитический метод в науку одновременно и как метод исследования и как метод лечения людей, страдающих психическими расстройствами (см. гл. VIII. 4.).
Что же касается современных психоаналитических интервью, то они часто выполняют только диагностические задачи, поэтому,проводя их. психоаналитик мыслит категориями прежде всего диагностическими. Соотнося услышанное от пациента с существующей в психоанализе теорией личности и учением о болезнях он приходит к выводу, какая психодинамика может скрываться за тем или иным симптомом.