Учение о бессознательном З. Фрейда

Учение о бессознательном З. Фрейда

Содержание

Введение 3

Глава 1 Психобиологические инстинкты человека в теории бессознательного 4

Глава 2 Сознательное и бессознательное 10

Заключение 14

Список использованной литературы 16

Введение

Психоанализ как движение ведет свое начало с кружка сторонников З. Фрейда, объединившихся вокруг него в 1902 г. и основавших в 1908 г. Венское психоаналитическое общество. Современные преемники и подражатели этого движения относятся к так называемому «классическому», или «ортодоксальному» психоанализу — наиболее многочисленному, мощному и влиятельному направлению его.

В теоретическом плане классический психоанализ представляет собой фрейдизм, в некоторых вопросах уточненный и реформированный в 30-50-е гг. А. Фрейдом, Х. Хартманном, Д. Рапапортом и др. Изменения, внесенные ими, касались главным образом функций «Я». Их исследования привели к разработке нового теоретического аспекта, получившего наименование «эго-психологии». В отличие от Фрейда, главное внимание уделявшего бессознательным механизмам «ОНО», в современном классическом психоанализе большое значение придают предсознательным механизмам «Я», направленным на адаптацию к социальной среде.

Особое значение Фрейд придает психосексуальному развитию человека, влиянию его инстинктивной сексуально-биологической энергии (либидо) на «жизнь его чувств» и поведение. Сексуальное самопознание ребенка означает, по Фрейду, «первый шаг к его самостоятельной ориентировке в мире». В дальнейшем поведение ребенка, а затем юноши и взрослого человека во многом определяется его сексуальной энергией. Более того, сексуально-биологическая энергия объявляется основой развития человеческой культуры.

Цель данной работы: разобраться в отношениях З. Фрейда к бессознательному началу в людях и его понимании психологии.

Задачи данной работы: рассмотреть теорию З. Фрейда о бессознательном и определить его вклад в психологию.

Объект исследования: человеческая психология и инстинкты.

Глава 1 Психобиологические инстинкты человека в теории бессознательного

1) в узком смысле слова — психотерапевтический метод, разработанный З. Фрейдом в конце 90-х гг. XIX столетия для лечения психоневрозов. Психоанализ как метод терапии состоит в выявлении, затем доведении до сознания и переживания бессознательных травмирующих идей, впечатлений, психических комплексов.

11 стр., 5141 слов

Учение З. Фрейда о бессознательном. Конфликт инстинкта и разума

... в обиход такое понятие, как либидо, которое служит обозначением сексуального желания, полового инстинкта. Исследуя либидо, Фрейд делает вывод, что этот импульс может быть, во-первых, разряжен ... с помощью глубокого психоанализа, Фрейд обнаружил, что некоторые негативные события или эмоциональные потрясения из детства могут тянуться через всю сознательную жизнь человека, впоследствии реализовавшись как ...

2) В широком смысле слова психоанализом называют различные школы динамической психотерапии. Причем речь может идти не только о теоретических платформах этих школ, но и об институционализированном движении, которое осуществляется на их базе.

В работе «Три очерка по теории сексуальности» Фрейд пишет, что энергия сексуальных побуждений, будучи достаточно сильной, находит «выход и применение в других областях». Получается «значительное повышение психической работоспособности», что оказывает влияние на все виды деятельности людей, развивает в них творческие начала. Эта идея развивается во многих работах Фрейда. В дальнейшем Фрейд расширил область исследования психобиологических инстинктов. Наряду с инстинктами жизни и самосохранения, половыми инстинктами он выделяет инстинкты разрушения, агрессии и смерти. Борьба этих инстинктов проявляется, по Фрейду, в поведении человека и его деятельности — производственной и политической, творчески созидательной и деструктивно-разрушительной. В конечном счете борьба инстинктов жизни и смерти, Эроса и Танатоса, определяет, по Фрейду, ход развития человека, общества и его культуры. Под культурой Фрейд понимал совокупность социальных свойств людей, их знания и умения к различным видам деятельности, нормы поведения, совокупность материальных и духовных ценностей, политических и государственно-правовых институтов и т.д. ……..

Заключение

Фрейд выдвинул две схемы психики. Одна схема структурно психоаналитическая — «Оно-я» и «Сверх-Я» (характерна для познания конфликтов, стремлений и мотивов).

Она имеет значение для понимания поведения личности. Вторая схема — топографическая (сознательное — пред сознательное — бессознательное) — имеет большее значение для понимания движения представлений в психике, перехода с одного уровня на другой. В схеме пред сознательное занимает промежуточное положение. Если пред сознательное отнести к сознанию, то последнее получает широкое пространство психики. Если же пред сознание отнести к бессознательному, то сфера сознания резко сужается. Судя по всему, 3. Фрейд понимал пред сознательное так, что это приводило к существенному сужению пространства сознания в психике. Психическое рассматривалось им как прежде всего сфера всемогущего бессознательного. Психическая жизнь состоит из трех уровней: бессознательного, пред сознательного и сознательного.

Бессознательный уровень – насыщено сексуальной энергией, т.е. либидо, которое прорывается сквозь цезуру сознания, выражается в нейтральных формах, но имеющих символический план (шутки, обмолвки, сновидения и т.д.).

Концепция об инфантильной сексуальности: Ребенок до 5-6 летнего возраста проходит фазы: оральную, анальную и фаллическую.

«Эдипов комплекс» — определенная мотивационно — аффективная формула отношения ребенка к своим родителям. Компоненты личности: «ид» (оно) — носитель инстинктов, подчиняется принципу удовольствия; «эго» (Я) — следует принципам реальности; «супер-эго» (сверх — Я) — носитель моральных стандартов. Из-за их несовместимости появляются «защитные механизмы»: вытеснение – произвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремления к действию; регрессия – соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления; сублимация – механизм, посредством которого сексуальная энергия разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида или общества (творчество и т.д.)

9 стр., 4041 слов

Культура как проблема психоанализа (З.Фрейд)

... два основных инстинкта: инстинкт са- ... Фрейд сначала выделял две относитель-            но  автономные,  но  постоянно взаимодействующие между            собой структуры бессознательного "оно" и сознательного ... листическо-иррационалистической "философии жизни" (Шо- & ...

Опыты с гипнозом показали, что чувства и стремления могут направлять поведение субъекта, даже когда они не осознаются им. Метод «свободных ассоциаций» т.е. попытка объяснить, чему соответствуют ассоциации не в мире внешних объектов, а во внутреннем мире субъекта (их двойственность).

Положение о символическом характере снов. По мнению Фрейда, в этой символике иносказательно подает о себе весть мир бессознательных потаенных влечений. Существуют две категории инстинктов: сохранение жизни (инстинкт любви – ЭРОС) противодействуют жизни и стремятся вернуть ее в неорганическое состояние (инстинкт смерти – ТАНАТОС)

Недостатком Фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной войны с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения.

Список использованной литературы

1) Р.С. Немов “Психология”, книга 1, Москва, 1998.

2) “Общая психология” Курс лекций, Москва, 1995.

3) Л.Д. Столяренко “Основы психологии”, Ростов-на-Дону, 1997.

4)А.Н. Леонтьев “Деятельность, сознание, личность”, Москва, 1975

5) З.Фрейд «Психология безсознательного», Избранное, Москва, 1990г

6) 3.Фрейд «Я и Оно», Избранное. Москва, 1989.

7) К.Г. Юнг “Сознание и бессознательное”, Санкт-Петербург, Москва, 1997.