21 Теоретическая часть

1.1 Понятие психологического климата в колективе.

Структура психологического климата.

Психологический климат является комплексной психологической характеристикой, отражающей состояние взаимоотношений и степень удовлетворенности сотрудников различными факторами жизнедеятельности коллектива организации. В психологии часто употребляются схожие категории: «социально-психологический климат», «морально-психологический климат», «психологическая атмосфера коллектива».

Этот термин, ныне широко употребляемый, часто принято ставить в один ряд с понятиями духовной атмосферы, духа коллектива и преобладающего настроения.

Психологический климат (ПК) коллектива всегда характеризуется специфической для совместной деятельности людей атмосферой психического и эмоционального состояния каждого его участника, индивида и несомненно зависит от общего состояния окружающих его людей. В свою очередь атмосфера той или иной общности или группы проявляется через характер психической настроенности людей, которая может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной, целеустремленной или анархичной, будничной или праздничной и т.д. [4, с.106]

Не только в социологии, но и в психологии утвердилась точка зрения, согласно которой главной структурой образующей ПК является настроение. Сошлемся, в частности, на высказывание известного советского психолога К.К. Платонова, по мнению которого психологический климат (как свойство группы) является одним (хотя и важнейшим) из компонентов внутренней структуры группы, определяется межличностными отношениями в ней, создающими стойкие настроения группы, от которых зависит степень активности в достижении целей. [6, с.76]

Таким образом, ПК коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.

Существенным элементом в общей концепции психологического климата является характеристика его структуры. Это предполагает вычисление основных компонентов в рамках рассматриваемого явления по некоему единому основанию, в частности по категории отношения. Тогда в структуре ПК становится очевидным наличие двух основных подразделений ‒ отношения людей к труду и их отношения друг к другу. [10, с.136]

В свою очередь отношения друг к другу дифференцируются на отношения между товарищами по работе и отношения в системе руководства и подчинения.

6 стр., 2524 слов

Психологические особенности человека. Характер и темперамент 3-4

... трудового процесса: рационализации, нормировании, профессиональном отборе, обучении и изучении психологических особенностей труда. Одним из важных направлений психологии труда является ... на организм человека. Существенное влияние на состояние организма человека, его работоспособность оказывает микроклимат (метеорологические условия) в производственных помещениях - климат внутренней среды ...

В конечном итоге всё многообразие отношений рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя ‒ эмоционального и предметного.

Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под тональным ‒ его эмоциональное отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами.

Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя, прежде всего, в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе.

Последнее из отношений кристаллизуется в определенную ситуацию ‒ общественную форму самоотношения и самосознания личности. В результате создается определенная структура ближайших и последующих, более непосредственных и более опосредованных проявлений социально-психологического климата. [10, с.140]

То обстоятельство, что отношение к миру (система ценностных ориентаций личности) и отношение к самому себе (самосознание, самоотношение и самочувствие) попадают в ранг последующих, а не ближайших проявлений климата, объясняется их более сложной, многократно опосредованной зависимостью не только от ситуации данного коллектива, но и от целого ряда других факторов, с одной стороны, макромасштабных, с другой ‒ сугубо личностных.

Действительно, отношения человека к миру формируются в рамках его образа жизни в целом, который никогда не исчерпывается предметами того или иного, даже самого значимого для него коллектива. Аналогичным образом обстоит дело и с отношением к самому себе. Самосознание человека складывается в течение всей его жизни, а самочувствие находится в существенной зависимости не только от его статуса в трудовом коллективе, но нередко в еще большей мере от семейно-бытового положения и физического здоровья индивида.

Это, разумеется, не снимает возможности рассмотрения самооценки и самочувствия индивида в данном конкретном коллективе и в зависимости от него.На самочувствие личности в коллективе отражаются отношения личности к определенной группе в целом, степень удовлетворенности своей позицией и межличностными отношениями в группе. Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «я» в рамках данной конкретной общности людей.

Самочувствие личности в определенной мере может служить и известным показателем степени развернутости ее духовного потенциала. В данном случае подразумевается психическое состояние, определяемое во многом атмосферой производственного коллектива.

1.2 Факторы, определяющие состояние психологического климата в коллективе. Характеристики, определяющие благоприятный и неблагоприятный климат в коллективе

Руководитель может целенаправленно регулировать характер отношений в группе и влиять на психологический климат. Для этого необходимо знать закономерности его формирования и осуществлять управленческую деятельность с учетом факторов, влияющих на ПК. Остановимся на их характеристике более подробно.

12 стр., 5991 слов

Влияние трудового коллектива на деятельность организации

... воздействует на социально-психологический климат трудового коллектива. Цель курсовой работы рассмотреть морально - психологический климат, как фактор, влияющий на эффективную деятельность трудового коллектива. Поставленная цель определила ... трудового коллектива является представление о нем как о совокупности социальных ролей и совокупности людей, которые по-разному проявляют себя как личности при ...

Существует целый ряд факторов, определяющих социально-психологический климат в коллективе. Попробуем их перечислить.

  1. Глобальная макросреда:

‒ обстановка в обществе, совокупность экономических, культурных, политических и др. условий. Стабильность в экономической, политической жизни общества обеспечивают социальное и психологическое благополучие его членов и косвенно влияют на социально-психологический климат рабочих групп.

  1. Локальная макросреда:

‒ организация, в структуру которой входит трудовой коллектив. Размеры организации, статусно-ролевая структура, отсутствие функционально-ролевых противоречий, степень централизации власти, участие сотрудников в планировании, в распределении ресурсов, состав структурных подразделений (половозрастной, профессиональный, этнический) и т.д.

  1. Физический микроклимат, санитарно-гигиенические условия труда:

‒ жара, духота, плохая освещенность, постоянный шум могут стать источником повышенной раздражительности и косвенно повлиять на психологическую атмосферу в группе. Напротив, хорошо оборудованное рабочее место, благоприятные санитарно-гигиенические условия повышают удовлетворенность от трудовой деятельности в целом, способствуя формированию благоприятного ПК.

  1. Удовлетворенность работой:

‒ большое значение для формирования благоприятного ПК имеет то, насколько работа является для человека интересной, разнообразной, творческой, соответствует ли она его профессиональному уровню, позволяет ли реализовать творческий потенциал, профессионально расти. Привлекательность работы повышают удовлетворенность условиями труда, оплатой, системой материального и морального стимулирования, социальным обеспечением, распределением отпусков, режимом работы, информационным обеспечением, перспективами карьерного роста, возможностью повысить уровень своего профессионализма, уровнем компетентности коллег, характером деловых и личных отношений в коллективе по вертикали и горизонтали и т.д. Привлекательность работы зависит от того, насколько ее условия соответствуют ожиданиям субъекта и позволяют реализовать его собственные интересы, удовлетворить потребности личности:

· в хороших условиях труда и достойном материальном вознаграждении;

· в общении и дружеских межличностных отношениях;

· успехе, достижениях, признании и личном авторитете, обладании властью и возможностью влиять на поведение других;

· творческой и интересной работе, возможности профессионального и личностного развития, реализации своего потенциала.

  1. Характер выполняемой деятельности:

‒ монотонность деятельности, ее высокая ответственность, наличие риска для здоровья и жизни сотрудника, стрессогенный характер, эмоциональная насыщенность и т.д. ‒ все это факторы, которые косвенно могут негативно сказаться на ПК в рабочем коллективе.

10 стр., 4735 слов

Социально-психологические факторы повышения эффективности деятельности ...

... отбор людей, обладающих особыми «групповыми» или «технологическими» свойствами) на характер организации. Под типом совместной деятельности или формой организации совместной деятельности в социальной психологии принято понимать способ взаимодействия между участниками группового ...

  1. Организация совместной деятельности:

‒ формальная структура группы, способ распределения полномочий, наличие единой цели влияет на ПК. Взаимозависимость задач, нечеткое распределение функциональных обязанностей, несоответствие сотрудника его профессиональной роли, психологическая несовместимость участников совместной деятельности повышают напряженность отношений в группе и могут стать источником конфликтов.

  1. Психологическая совместимость:

‒ способность к совместной деятельности, в основе которой лежит оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств участников. Психологическая совместимость может быть обусловлена сходством характеристик участников совместной деятельности. Людям, похожим друг на друга легче наладить взаимодействие. Сходство способствует появлению чувства безопасности и уверенности в себе, повышает самооценку. В основе психологической совместимости может лежать и различие характеристик по принципу взаимодополняемости. В таком случае говорят, что люди подходят друг другу «как ключ к замку». Условием и результатом совместимости является межличностная симпатия, привязанность участников взаимодействия друг к другу. Вынужденное общение с неприятным субъектом может стать источником отрицательных эмоций.

На степень психологической совместимости сотрудников влияет то, насколько однородным является состав рабочей группы по различным социальным и психологическим параметрам.

Выделяют три уровня совместимости: психофизиологический, психологический и социально-психологический:

Психофизиологический уровень совместимости имеет в своей основе оптимальное сочетание особенностей системы органов чувств (зрение, слух, осязание и т.д.) и свойств темперамента. Этот уровень совместимости приобретает особое значение при организации совместной деятельности. Холерик и флегматик будут выполнять задание в разном темпе, что может повлечь за собой сбои в работе и напряженность в отношениях между рабочими.

Психологический уровень предполагает совместимость характеров, мотивов, типов поведения.

Социально-психологический уровень совместимости основан на согласованности социальных ролей, социальных установок, ценностных ориентации, интересов. Двум субъектам, стремящимся к доминированию, будет сложно организовать совместную деятельность. Совместимости будет способствовать ориентация одного из них на подчинение. Вспыльчивому и импульсивному человеку больше подойдет в качестве напарника спокойный и уравновешенный сотрудник. Психологической совместимости способствуют критичность к себе, терпимость и доверие по отношению к партнеру по взаимодействию.

  1. Сработанность:

‒ это результат совместимости сотрудников. Она обеспечивает максимально возможную успешность совместной деятельности при минимальных затратах.

24 стр., 11558 слов

Социально-педагогическая коррекция, как форма социально-педагогической ...

... путей ее преодоления.   Социально-педагогическая реабилитация, как форма социально-педагогической деятельности. 19. Отличие социально-педагогической реабилитации от психологической реабилитации   Социальная ... лицам, занятым его воспитанием; - координация отношений ребенка с первичным коллективом; - оздоровление; - психопрофилактика. Применяя разнообразные меры социальной реабилитации, ...

  1. Характер коммуникаций:

‒ в организации выступает в качестве фактора ПК. Отсутствие полной и точной информации по важному для сотрудников вопросу создает благодатную почву для возникновения и распространения слухов и сплетен, плетения интриг и закулисных игр. Руководителю стоит внимательно следить за удовлетворительным информационным обеспечением деятельности организации. Низкая коммуникативная компетентность сотрудников также ведет к коммуникативным барьерам, росту напряженности в межличностных отношениях, непониманию, недоверию, конфликтам. Умение ясно и точно излагать свою точку зрения, владение приемами конструктивной критики, навыками активного слушания и т.д. создают условия для удовлетворительной коммуникации в организации.

  1. Стиль руководства:

‒ роль руководителя в создании оптимального ПК является решающей.

Демократический стиль развивает общительность и доверительность взаимоотношений, дружественность. При этом нет ощущения навязанности решений извне, «сверху». Участие членов коллектива в управлении, свойственное этому стилю руководства, способствует оптимизации ПК.

Авторитарный стиль обычно порождает враждебность, покорность и заискивание, зависть и недоверие. Но если этот стиль приводит к успеху, который оправдывает его использование в глазах группы, он способствует благоприятному ПК, как например, в спорте или в армии.

Попустительский стиль имеет своим следствием низкую продуктивность и качество работы, неудовлетворенность совместной деятельностью и ведет к формированию неблагоприятного ПК. Попустительский стиль может быть приемлем лишь в некоторых творческих коллективах.

Если руководитель предъявляет завышенные требования, прилюдно критикует сотрудников, часто наказывает и редко поощряет, не ценит их вклад в совместную деятельность, угрожает, пытается запугать увольнением, лишением премии и т.д., ведет себя в соответствии с лозунгом «начальник всегда прав», не прислушивается к мнению подчиненных, невнимателен к их нуждам и интересам, то он формирует нездоровую рабочую атмосферу. Отсутствие взаимного уважения и доверия заставляет людей занимать оборонительную позицию, защищаться друг от друга, сокращается частота контактов, возникают коммуникативные барьеры, конфликты, появляется желание покинуть организацию и, как следствие, происходит снижение производительности и качества продукции. [11, с.84]

Страх наказания порождает стремление избежать ответственности за совершенные ошибки, перекладывание вины на других, поиск «козла отпущения». Тем самым группа поддерживает собственную стабильность и сплоченность. Это кажется парадоксальным, но какую бы неприязнь и враждебность не вызывал в свой адрес «козел отпущения», он нужен группе как «предохранительный клапан», позволяющий освободиться от агрессивных тенденций. Поиск «козла отпущения» играет роль механизма интеграции и стабилизации отношений в группе, позволяет избежать острых и интенсивных конфликтов. Но этот процесс обеспечивает лишь частичный, одномоментный эффект. Источник напряженности и неудовлетворенности в организации сохраняется, и немалую роль в их появлении играет неправильное поведение руководителя.

2 стр., 780 слов

Социально-педагогическая и психологическая служба (СППС) как ...

... службу, полицию, социологические центры, анализировать предоставленную информаци Цель СППС: оказание комплексной социально-психологической помощи молодым людям в решении их личностных проблем в процессе ... содействие формированию гуманитарных отношений и в ученическом, и в педагогическом коллективах; · оказание социально-педагогической помощи учащимся и их семьям, которая будет направлена на ...

Даже если руководитель использует авторитарный стиль управления, он может быть позитивным, если, принимая решение, учтет интересы служащих, объяснит им свой выбор, сделает свои действия понятными и обоснованными, иными словами, станет больше внимания уделять установлению прочной и тесной связи с подчиненными. [10, с.98]

Таким образом, руководитель может существенно повлиять на характер межличностных отношений в рабочем коллективе, на отношение к совместной деятельности, удовлетворенность условиями и результатами работы, т.е. социально-психологический климат, от которого во многом зависит эффективность деятельности организации в целом. В данном контексте будет целесообразно обозначить основные характеристики благоприятного и неблагоприятного климата в коллективе, то есть тот результат к которому должны привести грамотные действия руководителя в отношении к подчиненным.

Для благоприятного (зрелого, здорового) психологического климата свойственны:

· преобладание делового, творческого настроения в течение рабочего дня;

· чувство групповой сплоченности и товарищества;

· высокий уровень профессиональной подготовленности работников;

· хорошие взаимоотношения между руководителями и подчиненными;

· равномерность распределения объема работы и нагрузок на каждого члена коллектива;

· своевременность и объективность разрешения конфликтных ситуаций;

· справедливость и гласность в оценке деятельности членов коллектива, а также распределения вознаграждений, решения материальных и жилищных проблем;

· нежелание членов коллектива уходить из данного подразделения, даже на вышестоящую должность;

· использование возможностей неформального лидерства для решения служебных и воспитательных задач;

· критика и самокритика;

· коллективное обсуждение вариантов важнейших принимаемых решений;

· охотное согласие подменить товарища, оказать ему помощь.

Для неблагоприятного (незрелого) психологического климата свойственны:

· частые опоздания и длительное отсутствие на работе;

· обсуждение указаний руководителей в «кулуарах»;

· длительные перекуры во время работы;

· неточное выполнение решений и приказов руководства;

· распространение слухов друг о друге;

· скрытая критика условий труда;

· пустая трата рабочего времени;

· отказ от работы в сверхурочное время;

· частые конфликты между работниками и устранение коллектива от их разрешения;

12 стр., 5774 слов

Сравнительный анализ социально-экономических и психологических ...

... субъекта экономических отношений, те или иные конкретные исторические обстоятельства и тип психологической личности, сформировавшийся под влиянием доминирующей на территории страны философской или ... назвать историческими. Положительное влияние оказало, например, отсутствие пережитков феодальной системы, большая социально-политическая стабильность, отсутствие разрушений в связи с войнами на своей ...

· частые нарушения дисциплины;

· высокая текучесть кадров, частые переходы в другие подразделения на равнозначные должности;

· низкая активность при обсуждении служебных и специальных вопросов; ‒ отсутствие критики и самокритики.

Таким образом, мы видим, что в зависимости от характера социально-психологического климата его воздействие на личность будет различным ‒ стимулировать к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность, или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к производственным и нравственным потерям. Вместе с тем социально-психологический климат способен ускорять или замедлять развитие ключевых качеств работника, необходимых в бизнесе: готовность к постоянной инновационной деятельности, умение действовать в экстремальных ситуациях, принимать нестандартные решения, инициативность и предприимчивость, готовность к непрерывному повышению квалификации, сочетание профессиональной и гуманитарной культуры. [2, с.79]

Исходя из этого можно утверждать, что каждый руководитель, который озабочен успехом своей компании в серьезной степени должен знать факторы оказывающие влияния на климат в коллективе и при необходимости уметь владеть методиками его формирования и коррекции.

Практическая часть

2.1.Социально-психологический климат в коллективе медработников

Для изучения социально-психологического климата в коллективе были выбраны следующие методики:

— тест К.Томаса;

-экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто;

— опросник ПВ (психического выгорания).

Исследование проходило в форме тестирования.

Социально-психологический климат в коллективе медперсонала центральной районной больницы я оценивала по трём критериям: поведение в конфликтной ситуации, отношение медперсонала к своей работе и людям, с которыми они тесно сотрудничают.

1) Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе О.С.Михалюк и А.Ю.Шалыто.

Проводимые исследования психологического климата по данной методике, как правило, преследуют две цели:

подтверждение гипотезы о взаимосвязи между особенностями психологического климата в группах и закономерностями протекания в них ряда процессов, т.е. предположения о том, что производственные, социальные или социально-психологические процессы по-разному протекают в коллективах с различным психологическим климатом;

выработку конкретных рекомендаций по оптимизации психологического климата в коллективе.

Данная методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности на уровне понятий «нравится — не нравится», «приятный — не приятный». При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий «желание — нежелание работать в данном коллективе», «желание ‒ нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основным критерием когнического компонента избрана переменная «знание – незнание особенностей членов коллектива».

14 стр., 6686 слов

Тема 3. Социально-культурный подход к экономико-психологическим проблемам

... человека в сфере экономики. Он как раз учитывал влияние религии, культуры, общества, психологических факторов на поведение человека. К сожалению, как в советское время, так и ... раз во многом и был вызван тем, что эти реформы не учитывали социально-культурных, ментальных особенностей нашего народа, влияющих и определяющих своеобразие хозяйственной жизни. Поэтому ...

2) Тест К.Томаса был использован для описания типов поведения медработников в конфликтных ситуациях. Его основные измерения составляют два независимых параметра:

— степень реализации собственных интересов, достижения своих целей;

— уровень кооперативности, учёт интересов другой стороны.

Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизирована и имеет следующий алгоритм. Анализируются различные стороны отношения к коллективу для каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется тремя вопросами, причем, ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1, 0, ‒1. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:

— положительная оценка (к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа ‒ положительные, а третий имеет любой другой знак).

— отрицательная оценка (сюда относятся сочетания, содержащие три отрицательных ответа, или два ответа ‒ отрицательные, а третий может выступать с любым другим знаком).

— неопределенная, противоречивая оценка (эта категория включает следующие случаи: на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны, а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки).

Тип отношения к коллективу выводится аналогично процедуре, описанной выше. С учетом знака каждого компонента возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения:

1) Полностью положительное;

2) Положительное;

3) Полностью отрицательное;

4) Отрицательное;

5) Противоречивое, неопределенное.

В первом случае психологический климат трактуется как весьма благоприятный, во втором ‒ как в целом благоприятный, в третьем ‒ как совершенно неудовлетворительный; в четвертом ‒ как в целом неудовлетворительный; в пятом случае считается, что тенденции противоречивы и неопределенны.

3) Опросник ПВ (психического выгорания), разработанный на основе модели К.Маслач и С.Джексон, позволяет определить уровень эмоционального фона коллектива.

Корреляционный анализ дает возможность точной количественной оценки степени согласованности изменений (варьирования) двух и более признаков. Степень согласованности изменений характеризует теснота связи абсолютная величина коэффициента корреляции.

В случае прямо пропорциональной зависимости одного признака от другого коэффициент корреляции равен единице. Последний может принимать значения от ‒1 до +1. Отрицательный коэффициент корреляции свидетельствует о разной направленности варьирования признаков: при увеличении одного другой уменьшается, или, наоборот, при уменьшении одного другой увеличивается. Нулевая величина коэффициента корреляции говорит об отсутствии взаимосвязи между признаками.

10 стр., 4920 слов

Сущность, социально-политические проблемы обеспечения информационно-психологической ...

... традиционном их толковании растут удельный вес и значимость информационно-технического и информационно-психологического противоборства. Превосходство в эфире теперь является непременным условием победы в воздушном, морском ...

Коэффициенты корреляции несут информацию только о тесноте связи между признаками и не дают никаких сведений ни об одном отдельном испытуемом. В психологии чаще всего рассматривают два уровня достоверности 0,05 и 0,01. Критические значения коэффициента корреляции Пирсона приведены в специальных таблицах (21, С.136).

Существуют определенные, строгие правила проведения тестирования, обработки и интерпретации его результатов. Корреляционный анализ позволяет оценить степень взаимосвязи между двумя факторами.

2.2.Анализ управления социально-психологическим климатом в организации

Анализ социально-психологического климата коллектива Муниципального управления здравоохранения центральной районной больницы позволил изучить психологическую атмосферу коллектива, факторы, влияющие на слаженность работы медиков. Результаты исследования дадут возможность управлять и влиять работоспособностью сотрудников.

Программа изучения социально-психологического климата в коллективе центральной районной больницы включала следующие этапы:

  • Изучить уровень межличностных взаимоотношений в коллективе.
  • Выявить вид отношений в коллективе.
  • Определить стратегию поведения медработников в конфликтной ситуации.
  • Проанализировать полученные результаты диагностики социально-психологического климата в исследуемом коллективе.
  • Предложить варианты решения выявленных проблем социально-психологического климата в коллективе медработников центральной районной больницы.

В исследовании приняли участие 3 медицинских работников Муниципального управления здравоохранения центральной районной больницы. Все испытуемые ‒ женщины со средним специальным образованием и стажем работы в этом учреждении от 3 до 12 лет.

Социально-психологический климат коллектива медработников центральной районной больницы я рассматривала по трём показателям:

— поведение сотрудников в конфликтных ситуациях;

— отношения между сотрудниками в коллективе;

— уровень эмоционального фона коллектива.

В целом, благоприятный социально-психологический климат медицинского коллектива центральной районной больницы ограничивается контактами сотрудников вне работы. Это настораживает руководителей данного учреждения.

Проведённое исследование определило основные показатели социально-психологического климата, составляющие психологический настрой, психологическое состояние медицинского коллектива, влияющие на функционирование учреждения.

Были выявлены достоверные связи между поведением сотрудников в конфликтных ситуациях и уровнем эмоционального фона коллектива, а также между уровнем эмоционального фона коллектива и отношениями между сотрудниками в коллективе.

Таким образом, можно говорить о благоприятном социально-психологическом климате в коллективе медработников МБУЗ «СЦРБ» по двум признакам: их поведению в конфликтных ситуациях и по отношению к коллегам по работе.

На основе проведенного исследования были сформулированы рекомендации администрации МБУЗ «СЦРБ» по оптимизации социально-психологического климата.

1) Несмотря на благоприятный социально-психологический климат в коллективе, тёплые, дружеские отношения между сотрудниками, необходимо выяснить какие моменты нежелательны и неприятны в работе медицинского персонала для того чтобы контролировать и создавать хорошие условия для работы и поддерживать положительный психологический климат в организации.

2) По результатам проведённого исследования для формирования положительного социально-психологического климата в коллективе медработников МБУЗ «СЦРБ» можно рекомендовать следующее:

— повысить уровень поведенческого и когнитивного компонента социально-психологического климата, так как медработники мало проявляют желание общаться друг с другом в не рабочее время;

— повышать профессионализм медработников на методических семинарах, консилиумах;

— стимулировать творческую активность медработников в их работе;

— подробнее изучить признаки привлекательности работы медработников для выявления и устранения негативных.

1. Медицинский коллектив данного учреждения характеризуется благоприятным социально-психологическим климатом;

2. Медработники, более положительно оценивающие социально-психологический климат в собственном коллективе, склонны к компромиссам в конфликтных ситуациях;

3. Существует взаимосвязь между эмоциональной характеристикой, уровнем конфликтности и социально-психологическим климатом в коллективе.

Управление социально-психологическим климатом включает в себя осуществление следующих мероприятий:

— управление процессом формирования содержательных психологических компонентов климата (норм, ожиданий, ценностей, установок, традиций, группового мнения и настроения);

— оптимальный подбор, расстановка, обучение и периодическая аттестация руководящих кадров;

— комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости;

— опора на наиболее авторитетных, активных членов коллектива;

— предупреждение и разрешение межличностных конфликтов.

Таким образом, данное исследование рассмотрело вопрос управления социально-психологическим климатом в организации МБУЗ «СЦРБ». Это является актуальным вопросом в настоящее время, так как благоприятная психологическая атмосфера в коллективе оказывает положительное воздействие на эффективность работы организации.

Рассмотрена эффективность работы организации по экономическим и субъективным (психологическим, физиологическим, социально психологическим) показателям.

Определено место системы менеджмента в управлении социально психологическим климатом организации.

Рассмотрена совокупность принципов и методов управления персоналом в организации.

Установлены характеристики социально-психологического климата в организации и факторы макро- и микросреды, влияющие на его формирование.

Выявлена специфика профессиональной деятельности, влияющая на социально-психологический климат организации.

Рассмотрены причины профессиональных конфликтов и определены стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

3. Список литературы

1. Вересов Н.Н. Психология управления, учебное пособие, 2001 г.

2. Виханский О.С. Менеджмент, 3-е издание, учебник, 2003 г.

3. Журавлев А.А. Стиль современной психологии управления М.: изд., «Экономика»,1994 г.‒ 322 с.

4. Кабаченко Т.С. Психология управления М: изд. Педагогическое общество России,2003 г. ‒384 с.

5. Кричевский Р.Л., Если вы руководитель…Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. 3-е изд., доп. и перераб.‒ 78с.

6. Куртиков Н.А Психология и социология управления. М: изд. Книжный мир, 2005 г. ‒ 268с.

7. Лебедев В.И. Психология и управление, 1990 г.

8. Леонтьев А.Н. Психология руководителя. М.: изд. «Наука»,1996 г.

9. Майкл Мескон и др., «Основы менеджмента»,‒М.,1995г.‒ 496 с.

10. Машков В.Н. Практика психологического обеспечения, руководства, управления, менеджмента М: изд. Речь, 2005 г ‒ 304с.

11. Семенов А.К., Маслов Е.Л. .Психология и этика менеджмента и бизнеса, учебное пособие, 2000 г.

12. Стремякова И.Р. Моральная атмосфера управления, теоретико-методологические аспекты. ‒ Новосибирск: Наука. Сиб. ОТД. 1991 г.‒ 512 с.

Приложение 1

Тест К.Томаса (Методика адаптирована В. Гришиной)

В ситуации конфликта:

1. А) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б) Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.

2. А) Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б) Я пытаюсь уладить его с помощью всех интересов другого человека и моих собственных.

3. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б) Я иногда жертвую своими интересами ради интересов другого человека.

4. А) Я стараюсь найти компромиссное решение. Б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5. А) Улаживая спорную ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого человека.

Б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. А) Я пытаюсь избежать неприятностей для себя. Б) Я стараюсь добиться своего.

7. А) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

Б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. А) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

Б) Я предпринимаю все усилия, чтобы добиться своего.

10. А) Я твердо стремлюсь добиться своего.

Б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12. А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

13. А) Я предлагаю среднюю позицию.

Б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. А) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б) Я пытаюсь показать другому преимущество моих взглядов.

15. А) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

Б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16. А) Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19. А) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем чтобы со временем решить их окончательно.

20. А) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к другому.

Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека.

Б) Я отстаиваю свою позицию.

23. А) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А) Если позиция другого кажется мне очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

Б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25. А) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

Б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. А) Я обычно предлагаю свою позицию.

Б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. А) Я зачастую стремлюсь избежать споров.

Б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. А) Я предлагаю среднюю позицию.

Б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. А) Я стараюсь не задевать чувств другого.

Б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы могли совместно добиться успеха.

Приложение 2

Экспресс-методика оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе

1. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны:А) большинство членов нашего коллектива ‒ хорошие симпатичные люди;Б) в нашем коллективе есть всякие люди;

В) большинство членов нашего коллектива ‒ люди малоприятные.

2. Думаете ли Вы, что было бы весьма неплохо, если бы члены Вашего коллектива жили неподалеку друг от друга?

‒ нет; ‒ не знаю, не задумывался об этом; ‒ да, конечно.

3. Как Вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику:

А) деловых качеств большинства членов коллектива; Б) личных качеств большинства членов коллектива .– нет; ‒ не знаю, не задумывался об этом; ‒да.

4. Цифра «один» на приведенной ниже шкале характеризует коллектив, который Вам очень не нравится, а цифра «девять» ‒ коллектив, который Вам очень нравится. Какой цифрой Вы бы охарактеризовали свой коллектив? 123456789

5. Если бы у Вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами Вашего коллектива, то как бы Вы к этому отнеслись: А) это меня бы вполне устроило; Б) не знаю, не задумывался над этим; В) это меня бы совершенно не устроило.

6. Могли бы Вы с достаточной уверенностью определить, с кем охотно общаются по деловым вопросам большинство членов Вашего коллектива?

А) нет, не мог бы; Б) не знаю, не задумывался об этом; В) да, мог бы.

7. Какая атмосфера обычно преобладает в Вашем коллективе? Какой цифрой Вы бы охарактеризовали свой коллектив? 123456789

8. Как Вы думаете, если бы Вы по какой-либо причине долго не работали (болезнь, декретный отпуск, пенсия и т. п.), Вы бы стремились встречаться с членами Вашего коллектива?

– нет; ‒ не знаю, не задумывался об этом; ‒ да, конечно

Приложение 3. Опросник Психологического Климата

1.Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

2.К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон.

3.Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на работу.

4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои ученики и коллеги, и использую это в интересах дела.

5.Я общаюсь с моими учениками чисто формально, без лишних эмоций и стремлюсь свести общение с ними до минимума.

6.Я чувствую себя энергичным и эмоционально воодушевленным.

7.Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях.

8. Я чувствую угнетенность и апатию.

9. Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих коллег.

10.В последнее время я стал более черствым (бесчувственным) по отношению к тем, с кем работаю.

11.Как правило, окружающие меня люди много требуют от меня или манипулируют мною. Они скорее утомляют, чем радуют меня.

12.У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

13.Я испытываю все больше жизненных разочарований.

14.Я чувствую равнодушие ко многому, что радовало меня раньше.

115.Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими коллегами.

16.Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

17.Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении с моими коллегами.

18.Я легко общаюсь с людьми независимо от их статуса и характера.

19.Я многое успеваю сделать.

20.Я чувствую себя на пределе возможностей.

21.Я многого смогу еще достичь в своей жизни.

22. Бывает, что коллеги перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.