Содержание
Введение 2
Глава I. Теоретические аспекты изучения темперамента и индивидуального стиля деятельности 4
1.1 Сущность понятия «темперамент» 4
1. 2 Роль темперамента в деятельности человека 10
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей темперамента в деятельности человека 15
2.1 Описание методик, используемых в диагностике 15
2.2 Изучение полученных результатов 16
2.3 Рекомендации по изучению темперамента в деятельности молодёжи 21
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Приложения 28
Введение
Актуальность. В последние годы, изучение личности является профессиональным в двух направлениях. Во-первых, очень много работ, посвященных исследованию некоторых индивидуально-психологических особенностей личности в работе. Интерес к этой области объясняется тем, что с экспериментальной точки зрения, проще осуществлять углубленное изучение одного или нескольких черт личности, чем исследовать человека в целом. Большинство существующих методов также относится к диагностике индивидуальных особенностей или их комплексов. Формулировка в виде единого свойства наблюдения личности позволяет глубже и подробно провести анализ этого свойства в профессиональной деятельности и ее влияния на процесс и результат. Часто работы в этом направлении происходят из практических требований и предназначены для конкретного вида профессиональной деятельности. [11]
Необходимо отметить еще один момент, что любая деятельность требует от человека определенного стиля поведения, не говоря уже о том, что необходима предрасположенность к этой (конкретной) деятельности.
Как известно, на земле нет людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах рук, на дереве нет совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей — личность каждого человека неповторима.
Тем не менее, человек рождается уже как установленная личность. Но еще до того, человек становится человеком, формируются индивидуальные особенности психики. Эти особенности очень консервативны, устойчивы. Они образуют своего рода каждого человека психологической земли, на которой позже, в зависимости от ее характера, уникальные для этого человека. Это означает, что ум ребенка похож на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и образования ребенка должно быть основан на существующих свойств от рождения. Эти свойства различны. Наблюдая за поведением студентов, чтобы увидеть, как они работают, учатся, играют и как реагирует на внешние воздействиям, как переживает все радости и горести, необходимо обратить внимание на индивидуальные различия людей. Некоторые из них быстрые, импульсивные, шумные — в то время как другие медленные, спокойные, невозмутимые. Следует отметить, что эти различия не касаются содержания личности, и некоторых внешних проявлених. Именно этот аспект характеризует понятие «темперамент». [8]
Типы личности, темперамент и характер. Проведение тестирования ...
... обследование группы ( не менее 25 человек ) по всем тестам контрольной работы. Определить тип темперамента, тип телосложения (физический тип), тип личности по тесту МСП («мыслитель-собеседник-практик»), ... обследование группы ( не менее 25 человек ) по всем тестам контрольной работы. Определить тип темперамента, тип телосложения (физический тип), тип личности по тесту МСП («мыслитель-собеседник- ...
Темперамент — совокупность типологических особенностей человека, проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в быстроте и силе его реакции, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности.
Цель данной работы — изучить свойства темперамента и их влияние на индивидуальный стиль деятельности.
Объект исследования — психология личности.
Предмет исследования — влияние темперамента на индивидуальный стиля деятельности.
Гипотеза: индивидуальный стиль поведения (направленность личности) взаимосвязан с определенным типом темперамента человека.
Задачи данной работы:
· дать понятие темперамента и качества присущие каждому виду темперамента;
· раскрыть роль темперамента в индивидуальном стиле поведения;
· провести работу на выявление взаимосвязи темперамента и стиля поведения;
· предложить рекомендации по изучению темперамента в деятельности молодёжи.
Глава I. Теоретические аспекты изучения темперамента и индивидуального стиля деятельности
1.1 Сущность понятия «темперамент»
Проблема темперамента занимает человечество двадцать пять столетий. Интерес к ней связан с очевидностью индивидуальных различий между людьми. Психика каждого человека уникальна. Её неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своём роде композицией социальных связей и контрактов.
По биологически обусловленным индивидуальным подструктурам, прежде всего, темперамент. Когда люди говорят о темпераменте, многие имеют в виду психические различия между людьми — различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной чувствительности, темпу, энергетической и других динамических действиях, индивидуально-устойчивых особенностях психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме ученых и практиков считают, что темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо [5].
Темперамент отражает динамические аспекты поведения в основном врожденной природе, и поэтому свойства темперамента наиболее стабильны и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее характерной чертой темперамент является то, что различные свойства этого человека не случайно сочетаются друг с другом, и, естественно, связаны между собой, образуя определенную организацию. И так, под темпераментом следует понимать индивидуально уникальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в различных мероприятиях, независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в сочетании характеризуюттип темперамента.
34. генотип и среда в развитии темперамента и личности
... протяженность некоторой деятельности и способность продолжать деятельность, несмотря на трудности ее выполнения). А.Торгерсен провела исследования всех перечисленных выше свойств темперамента у близнецов в ... влиянием обучения и воспитания формируются особенности характера и личности человека. В итоге свойства темперамента, образно говоря, «маскируются», поэтому некоторые исследователи считают, ...
Темперамент (от лат. Temperamentum — надлежащее соотношение частей) — закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности[8].
Понятие темперамента возникло на основе учения древнегреческого врача Гиппократа (6 в. до н.э.), утверждавшего, что пропорция четырёх элементов, из которых якобы состоит человеческое тело, определяет течение физических и духовных болезней.
Свойства темперамента — индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, напряженность, сила воли и др, касающиеся всех сторон психической деятельности.
Динамика умственной деятельности, и, следовательно, высшие свойства темперамента могут быть связаны с другими психологическими условиями — настроение, мотивация деятельности, задачи и т.д. Однако, свойства темперамента — это самые стабильные индивидуальные характеристики, сохраняющиеся в течение многих лет, часто на всю жизнь, и динамические особенности, которые зависят не от темперамента, гораздо менее стабильной.
Проблема, которая нас сейчас интересует, занимает человечество уже более 25 столетий. Интерес к ней связан тем, чтобы рассмотреть индивидуальные различия между людьми. Психика каждого человека уникальна. Его уникальность связана как с биологическими и физиологическими особенностями строения и развития организма, а также с уникальным составом социальных сетей и контактов. По биологически — обусловленным индивидуальным подструктурам, прежде всего, темпераменту. Когда люди говорят о темпераменте, многие имеют в виду психические различия между людьми — различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной чувствительности, темп, энергетической и других динамического действия, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорн……..
Список использованной литературы
1. Аверин В.А. Психология личности. — С.-П. : Издательство Михайлова В, 2001.-191 с.
2. Андреева Г.М. Методы исследования межличностного восприятия. — М.: МГУ, 1984. — 141С.
3. Бачин В.А. Духовная культура личности. — М.: Политиздат, 1986. — 208С.
4. Выпускник перед выбором пути: социально-нравственный облик. Под ред. Бабосова, Минск: Народная Асвета, 1988. — 240С.
5. Зеер Э.Ф. Психология профессий. — М.: Академический проект, 2003. — 186С.
6. Йовайма Л.А. Проблемы профориентации школьников. — М.: Педагогика, 1983. — 200С.
Психология рекламной деятельности 3
... стереотипы восприятия, мышления и, следовательно, поведения. Пример формирования доминанты Поскольку психология - и наука, и сфера практической деятельности, особенно в части наблюдений за поведением человека и определения ...
7. Калаев А.В. Новые технологии воспитания. — Казань: Дом печати, 1998. — 257С.
8. Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися, — М.: Просвещение, 1980. — 205С.
9. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. — С.-П.: Речь, 2002. — 460С.
10. Корниенко А.Ф. Теория и практика психологического исследования. — К.: 200. — 120С.
11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. — М.: УРАО, 1999. — 175С.
12. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. — М.: Воронеж, 1997. — 258С.
13. Минскин Е.М. От игр к знаниям: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1987. — 305С.
14. Мухина В.С. Возрастная психология. — М.: Академия, 2000. — 456С.
15. Немировский В.Г. Социология личности. — Красноярск, 1989. — 502С.
16. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. — М.: Педагогическое общество России. 200. — 448С.
17. Профориентация молодёжи. — М.: Высшая школа, 1978. — 305С.
18. Профориентация старших школьников в процессе трудового обучения. М.: Просвещение, 1972. — 340С.
19. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. — М.: Просвещение, 1991. — 180С.
20. Психология: Учебник для технических вузов /Под ред. Дружинина В.Н. — С.-П.: Питер, 2000. — 525С.
21. Психологические тесты /Под ред. Карелина А.А.: В2т. — М.: Владос, 2002. — Т.2. — 248С.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — С.-П.: Питер, 2000.-720С.
23. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. — Самара: Бахрах-М, 2000.-656С.
24. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — С.-П.: Речь, 2003. — 350С.