Развитие представлений о темпераменте в отечественной психологии

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова»

Медико-психолого-социальный институт

Кафедра общей и клинической психологии

Реферат 

по дисциплине «Общая психология»

Тема: Развитие представлений о темпераменте в отечественной психологии

Выполнила

Проверила: Бабич Наталья Валерьевна, ассистент кафедры общей и клинической психологии.

Абакан 2007

Оглавление

Введение…………………………………………………………….………..3

Общее понятие о темпераменте…………………………………………….4

Учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности.…………..7

Современные представления о темпераменте в отечественной психологии……………………………………………………………………….10

Темперамент и деятельность в трудах отечественных психологов………………………………………………………………………..16

Заключение………………………………………………………………….19

Список используемой литературы…………………………………………20

Введение

8 стр., 3676 слов

Тесты Введение в общую психологию Донцов

ДИСЦИПЛИНА «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ». Д.А. Донцов. РАЗДЕЛ № I. «ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ». Тема № 1. «Системная научная методология общей психологии» 1.Термин "психология" в буквальном «переводе» (греч. «псюхе» или «психе») означает(выбор единственно правильного ответа): наука о себе наука о духе + наука о душе наука о сознании 2.В современном понимании отечественных ученых психология - это наука( ...

Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.

Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем современной психологической науки. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако при всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признает, что темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.

Исследованием темперамента занимаются многие отечественные психологи, такие как Б. М. Теплов, В. Д. Небылицин, В. С. Мерлин, В. М. Русалов и другие.

Общее понятие о темпераменте

Б. М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть с быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их – с другой». Таким образом, темперамент имеет два компонента – активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты или, наоборот, медлительности и инертности. В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и другие).

4 стр., 1843 слов

Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева)

Инструкция: предлагаемые вопросы относятся к различным свойствам темперамента. Ответы на эти вопросы не могут быть хорошими или плохими, так как каждый темперамент обладает своими достоинствами. Отвечать на вопросы следует в той последовательности, в которой они расположены, не возвращаясь к ранее данным ответам. На каждый вопрос следует дать один из трех ответов: «да», «нет», или «не знаю». Ответ ...

Еще с древних времен было принято различать четыре основных типа темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Эти основные типы темперамента прежде всего различаются между собой по динамике возникновения и интенсивности эмоциональных состояний. Так, для холерического типа характерны быстро возникающие и сильные чувства, для сангвинического – быстро возникающие, но слабые чувства, для меланхолического – медленно возникающие, но сильные чувства, для флегматического – медленно возникающие и слабые чувства. Кроме этого, для холерического и сангвинического темпераментов характерны быстрота движений, общая подвижность и тенденция к сильному внешнему выражению чувств (в движениях, речи, мимике и так далее).

Для меланхолического и флегматического темпераментов, наоборот, характерны медленность движений и слабое выражение чувств (Маклаков, 2003).

Однако было бы ошибкой думать, что всех людей можно распределить по четырем основным темпераментам. Лишь немногие являются чистыми представителями этих типов; у большинства же мы наблюдаем сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в различных ситуациях и по отношению к разным сферам жизни и деятельности может обнаруживать черты разных темпераментов.

Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460-377 гг. до н. э.).

Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков организма» — крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. Соотношение этих «соков организма» по-гречески обозначалось словом «красис», которое позже заменили латинским словом temperamentum – «соразмерность», «правильная мера». Опираясь на учение Гиппократа, другой знаменитый врач Клавдий Гален разработал типологию темпераментов. Согласно его учению, тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены следуюшие типы темперамента: сангвиник (от лат. sanguis – кровь), флегматик (от греч. phlegma – слизь, мокрота), холерик (от греч. chole – желчь) и меланхолик (от греч. melas chole – черная желчь).

5 стр., 2216 слов

Опросник структуры темперамента (методика В.М.Русалова)

Опросник структуры темперамента используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. ОСТ имеет 105 вопросов, допускает индивидуальное и групповое применение, без ограничения времени.  Инструкция. Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и ...

Эта концепция имеет огромное влияние на ученых на протяжении уже многих столетий. Подтверждением этого является тот факт, что до настоящего времени предложенные Галеном названия типов темперамента являются самыми распространенными, (Маклаков, 2003).

В последующие века исследователи, наблюдая значительное разнообразие поведения, совпадающее с различиями в телосложении и физиологических функциях, пытались упорядочить и каким-то образом сгруппировать эти различия. В результате возникли многочисленные концепции и типологии темпераментов. В основу этих концепций были положены самые разнообразные черты личности. В ряде концепций свойства темперамента понимались как наследственные или врожденные и связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Такие типологии получили название конституционных типологий. В современной психологической науке большинство конституционных концепций подвергается острой критике из-за недооценки в них роли среды и социальных условий в формировании психических свойств человека.

Таким образом, связь между биологическими особенностями человека и его поведением ученых заинтересовала еще до нашей эры. С тех пор эта связь была предметом многих исследований, предлагалось много концепций. Однако на тот момент наука была еще недостаточно развита, чтобы однозначно ответить на стоящий перед учеными вопрос о том, какие же структуры организма влияют на поведение человека, и с помощью каких механизмов осуществляется это влияние.

Учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности

Решающий сдвиг в понимании биологических основ темперамента произошел в начале 30-х гг. нашего века благодаря работам И. П. Павлова. Он предложил теорию связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами темперамента. Эта теория получила дальнейшее развитие и экспериментальное подтверждение в работах его последователей (Рогов, 2001).

8 стр., 3931 слов

Учет психологических особенностей темперамента осужденных в процессе исправления и ресоциализац

... холерический, меланхолический, флегматический. Зависимость протекания психических процессов и поведения человека от функционирования нервной системы с типами темперамента была определена И.П. Павловым. Он и ... нервной системы И.П. Павлов разработал учение о типах высшей нервной деятельности (ВНД). Возбуждение – свойство живых организмов, активный ответ возбудимой ткани на раздражение, процесс ...

И. П. Павлов, изучая особенности выработки условных рефлексов у собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании условнорефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись прежде всего в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных рефлексов, а также в особенностях их затухания. Это обстоятельство дало возможность И. П. Павлову выдвинуть гипотезу о том, что они не могут быть объяснены только разнообразием экспериментальных ситуаций и что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов – возбуждения и торможения. К этим свойствам относятся сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность (Павлов, 1996).

И. П. Павлов различал силу возбуждения и силу торможения, считая их двумя независимыми свойствами нервной системы. Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, то есть в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения. Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения и появляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка (Маклаков, 2003).

Говоря об уравновешенности нервных процессов, И. П. Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого. Третье свойство нервной системы по И. П. Павлову – подвижность нервных процессов – проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот. Противоположностью подвижности является инертность нервных процессов. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому.

12 стр., 5832 слов

Особенности взаимосвязи свойств нервной системы и типов темперамента

... двигательных процессов. Сангвиник Тип темперамента, характеризующийся энергичностью, повышенной работоспособностью и быстрой реакцией. Свойства нервной системы человека Комплекс физических характеристик нервной системы, определяющей процессы возникновения, проведения, переключения и прекращения нервных импульсов ...

Выделенные И. П. Павловым свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации, которые, по его мнению, образуют так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Он складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы – силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Число возможных комбинаций данных свойств, как отмечал И. П. Павлов, равно по меньшей мере 24. Из них после длительного наблюдения за собаками он выделил «4 особенно резких типа, отличающихся друг от друга по приспособленности к окружающей среде и по стойкости в отношении болезнетворных агентов» (Павлов, 1996).

Основываясь на силе нервных процессов, Павлов выделил 3 сильных и  1 слабый тип. Дальнейшим основанием деления служит уравновешенность нервных процессов, но только для сильных типов, которые делятся на уравновешенных и неуравновешенных, при этом неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. И, наконец, сильные уравновешенные типы делятся на подвижные и инертные, когда основанием деления является подвижность нервных процессов.

Выделенные И. П. Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют 4 классическим типам темперамента: сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник; сильный, уравновешенный, инертный – флегматик; сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения – холерик; слабый тип – меланхолик (Рубинштейн, 2002).

Однако некоторые животные обладали особенностями, вследствие которых возникали трудности при отнесении их к какому-либо из типов. Они обладали всеми признаками сильного подвижного уравновешенного типа, однако им был свойственен пассивно-оборонительный рефлекс, характерный для слабого типа. Павлов говорил о необходимости выделения пятого типа, однако он так и не был выделен. В результате исследований Цуканова, связанных с восприятием времени людьми разных темпераментов, было выяснено, что такой равновесный тип действительно существует.  Причем если сопоставить четыре типа, выделенных Павловым, и круг Айзенка, то предполагаемый пятый тип окажется на абсолютном нуле, в центре круга (Цуканов, 1988).

3 стр., 1243 слов

ТЕМПЕРАМЕНТ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4

Содержание Введение 2 Глава I. Теоретические аспекты изучения темперамента и индивидуального стиля деятельности 4 1.1 Сущность понятия «темперамент» 4 1. 2 Роль темперамента в деятельности человека 10 Глава II. Эмпирическое исследование особенностей темперамента в деятельности человека 15 2.1 Описание методик, используемых в диагностике 15 2.2 Изучение полученных результатов 16 2.3 Рекомендации по ...

Итак, И. П. Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания. По мнению И. П. Павлова свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы. Типы нервной системы, установленные в исследованиях на животных, И. П. Павлов предложил распространить и на людей.

Благодаря исследованиям И. П. Павлова в отечественной психологии сложились представление о темпераменте как свойстве личности, в значительной мере обусловленном врожденными характеристиками человека. Проведенные И. П. Павловым исследования заслуженно расцениваются как наиболее значимые для понимания физиологических основ темперамента.

Современные представления о темпераменте в отечественной психологии

Дальнейшие исследования, проведенные в школе Б. М. Теплова и В. Д. Небылицина, показали, что необходим принципиально другой подход к изучению биологических основ темперамента. По их мнению, прежде всего следовало бы сосредоточиться не на изучении типов, как предполагал И. П. Павлов, а на исследовании отдельных свойств нервной системы. Предполагалось, что, только зная свойства нервной системы, их количество и устойчивые вариации, можно будет установить возможную структурную организацию (тип) темперамента (Теплов, Небылицин, 1987).

Большой вклад в развитие теории темперамента в отечественной психологии внес Б. М. Теплов. Его работы, посвященные изучению свойств темперамента, определили не только современный взгляд на проблему темперамента, но и явились основой для разработки дальнейших экспериментальных исследований темперамента. Согласно Б. М. Теплову, темпераментом называются индивидуальные особенности человека, выражающиеся в 1)эмоциональной возбудимости, 2) большей или меньшей тенденции к выражению чувств вовне, 3) быстроте движений, общей подвижности человека (Теплов, 1985).

Б. М. Теплов относил к свойствам темперамента устойчивые психические свойства, характеризующие динамику психической деятельности. Индивидуальные особенности темперамента он объяснял разным уровнем развития тех или иных свойств темперамента.

Развернутое понятие темпераменту дал В. Д. Небылицин. Он предлагал выделять три ведущих компонента темперамента. Первый характеризует общую психическую активность индивида, второй – его моторику, а третий – эмоциональность. Каждый из этих компонентов в свою очередь обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений. Важнейшая роль принадлежит первому компоненту – психической активности индивида, сущность которого заключается главным образом «в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности». «К группе качеств, составляющих первый компонент, вплотную примыкает группа качеств, составляющих второй – двигательный, или моторный, компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально – речедвигательного) аппарата. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения» (Небылицин, 1990).

Третьим основным компонентом темперамента является «эмоциональность», представляющая собой обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик «эмоциональности» выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность (Русалов, 2003).

В. С. Мерлин изучал зависимость между типом нервной системы и темпераментом. Сопоставление свойств общего типа нервной системы со свойствами темперамента дало возможность обнаружить, что от одних и тех же нервно-физиологических свойств зависят различные психические свойства. Равным образом и наоборот: одно и то же свойство темперамента зависит не от одного, а от нескольких свойств общего типа нервной системы (Мерлин, 1996).

Принцип многозначной связи типа нервной системы и типа темперамента привел к утверждению специфичности психологических закономерностей темперамента. Физиологическое исследование типа высшей нервной деятельности не может, согласно В. С. Мерлину, заменить психологического исследования темперамента. Оно имеет лишь эвристическое значение.

Исследование темперамента в лаборатории В. С. Мерлина прошло несколько этапов. На первом этапе тип нервной системы или одно свойство нервной системы сопоставлялось с каким-либо одним или с комплексом свойств темперамента. Было обнаружено, что от свойств общего типа нервной системы зависит широкий круг индивидуальных динамических особенностей психики. А так как круг этих свойств значительно шире того, что в советской психологии принято считать свойствами темперамента, то можно считать, что в работах В. С. Мерлина само содержание понятия темперамента получило значительное развитие.

С середины 60-х годов главное внимание было сосредоточено на поисках путей более глубокого обоснования психологической характеристики типов темперамента. Были обнаружены функциональные зависимости между свойствами типа темперамента на основе математической модели инварианта. Изучение этих функциональных взаимоотношений свойств темперамента позволило рассматривать структуру темперамента как большую иерархическую систему взаимодействующих исходных переменных на разных уровнях их интеграции.

Отличительной чертой школы В. С. Мерлина является рассмотрение темперамента как особого «психодинамического» уровня в структуре интегральной индивидуальности. В этой школе под темпераментом понимают «энергетическую» характеристику психических свойств и относят к нему только те психологические свойства, которые представляют собой определенную «динамическую систему». Показатели темперамента образуют специфические инвариантные соотношения, характеризующие тип темперамента (Русалов, 2003).

По мнению В. С. Мерлина и его учеников, в качестве основных психологических характеристик темперамента выступают: 1) эмоциональная возбудимость; 2) возбудимость внимания; 3) сила эмоций; 4) тревожность; 5) реактивность непроизвольных движений (импульсивность); 6) активность волевой, целенаправленной деятельности; 7) пластичность – ригидность; 8) резистентность и субъективация (Русалов, 1985).

Исходя из предположения В. С. Мерлина о том, что показатели темперамента образуют специфические инвариантные соотношения, характеризующие тот или иной тип темперамента, его ученик В. В. Белоус с помощью специальной математической модели выделил два таких типа и условно назвал их А и Б. Испытуемые типа А характеризовались сильным возбуждением, высокой или низкой динамичностью торможения, экстраверсией, беззаботностью, пластичностью, высокой или низкой эмоциональностью. Тип Б отличался: слабым возбуждением, высокой или низкой динамичностью возбуждения, интроверсией, ригидностью и тревожностью (Белоус, 1981).

Известный психофизиолог В. М. Русалов на основе концепции свойств нервной системы предложил в конце 1980-х гг. свою трактовку свойств темперамента. Русалов, исходя из теории функциональной системы П. К. Анохина, включающей четыре блока – хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза), программирования (принятия решений) исполнения и обратной связи, — выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженность взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.

В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменилась и вместо двух параметров – активности и чувствительности – были выделены уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность).

Все эти компоненты темперамента, по мнению Русалова, биологически и генетически обусловлены. Так, темперамент зависит от свойств нервной системы, а они, в свою очередь, должны пониматься как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.

С точки зрения данной концепции темперамент – это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению автора данной концепции, представляют собой «системное обобщение» генетически заданных индивидуальных биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств» (Русалов, 2003).

Русалов сформулировал следующие критерии темперамента: 1) независимость от содержания, мотива и цели поведения (стилевой аспект поведения); 2) динамический (энергетический) аспект процесса взаимодействия человека с внешним и внутренним миром (предметным миром, другими людьми, собой); 3) универсальность и консистентность проявления во всех сферах деятельности и жизнедеятельности; 4) раннее проявление в детстве; 5) устойчивость в течение длительного периода жизни человека; 6) высокая корреляция с общими свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и так далее); 7) наследуемость (Русалов, 2003).

По мнению Русалова, темперамент испытывает непосредственное влияние со стороны всей биологической организации человека в целом. Для анализа биологической системы человека В. М. Русалов выдвинул концепцию общих и частных конституций организма человека. Согласно этой концепции, в основе темперамента лежат свойства общей конституции человеческого организма, которая рассматривается как совокупность всех частных конституций, то есть всех физических и физиологических свойств индивида, закрепленных в его наследственном аппарате (Русалов, 2003).

Если основой темперамента считать общую конституцию организма, то можно предполагать, что типов будет столько, сколько типов общих конституций (Русалов, 1985).

По мнению Русалова, мы еще далеки от знания точного количества типов общих свойств нервной системы, не говоря уже о количестве типов конституций человеческого организма, хотя  современная вычислительная техника и математика делают эту проблему вполне решаемой (Русалов, 2003).

Таким образом, в современной отечественной психологии изучаются преимущественно отдельные свойства темперамента. По мнению ученых, создание типологии темперамента на сегодняшний день невозможно, так как для этого нужно изучить свойства темперамента, и знать число их возможных комбинаций.

Темперамент и деятельность

Следует обратить внимание на то, что темперамент не определяет способности и одаренность человека. Большие способности могут встречаться одинаково часто при любом темпераменте. Среди выдающихся талантов во всякой сфере деятельности можно найти людей с разным темпераментом. Если взять, например, крупнейших русских писателей, то у А. С. Пушкина мы можем отметить яркие черты холерического темперамента, у А. И. Герцена – сангвинического, у И. В. Гоголя и В. А. Жуковского – меланхолического, у А. И. Крылова и И. А. Гончарова – флегматического. Два великих русских полководца – А. В. Суворов и М. И. Кутузов – с точки зрения темперамента образуют резкую противоположность. Суворов был типичным холериком, а у Кутузова наблюдались черты, характерные для флегматического темперамента, например медлительность движений, спокойствие, хладнокровие (Маклаков, 2003).

Одна из основных проблем теории темперамента – вопрос о том, как возможно приспособление свойств темперамента к требованиям той или иной деятельности. Под руководством В. С. Мерлина выполнен цикл работ, показавший, что люди разных темпераментов при определенных условиях одинаково успешно справляются с требованиями в трудовой, учебной и спортивной деятельности в тех случаях, когда они применяют специфические для них приемы и способы выполнения, образующие целостный симптомокомплекс, получивший название «индивидуальный стиль деятельности».

По мнению Климова, ядро индивидуального стиля деятельности составляют типологические свойства нервной системы человека, то есть темперамент. Данные особенности могут благоприятствовать («А») и не благоприятствовать («Б») успешному выполнению деятельности. Неблагоприятствующие особенности обрастают компенсаторными механизмами («В»).

Особенности же способствующие успешному осуществлению данной деятельности являются основой для формирования другой группы особенностей («Г»), позволяющих использовать возможности по максимуму. Таким образом, индивидуальный стиль тем более сформирован, чем больше наблюдается особенностей категорий «А», «В»  и «Г», и чем меньше нескомпенсированных особенностей категории «В» (Климов, 2002).

Из сказанного следует, что темперамент не обусловливает успешности в деятельности. Конечно, если человек обладает особенностями, способствующими успешному выполнению деятельности, ему будет легче добиться значимых результатов в этой области. Однако человек, не обладающий необходимыми особенностями, также может добиться успехов, выработав эффективный индивидуальный стиль деятельности. Хотя существуют профессии, которые требуют определенных особенностей темперамента, которые очень трудно или даже невозможно натренировать. Поэтому при выборе профессии нужно знать свои особенности темперамента (Рогов, 2001).

Русалов считает, что взаимодействие темперамента и деятельности не ограничивается тем, что темперамент формирует индивидуальный стиль деятельности человека. Он говорит, что темперамент не существует до деятельности или вне деятельности в широком смысле этого слова. Он формируется в процессе самой деятельности, в результате генерализации ее динамических психологических  характеристик за счет тех или иных индивидуально – устойчивых биологических компонент, которые в нее включены. Русалов признает, что вопрос о соотношении темперамента и деятельности тщательно еще не изучен (Русалов, 1985).

Также говоря о темпераменте, нельзя коснуться еще одного вопроса – какой из темпераментов лучше. Ученые высказывали разные точки зрения на этот счет. Некоторые считали, что действительно существует лучший тип темперамента, и в обязанности педагога входит формирование нужного типа темперамента у ребенка, так как в этом возрасте это якобы еще возможно. Однако это нецелесообразно, так как темперамент является врожденным. Конечно можно натренировать некоторые свойства, но изменить весь тип темперамента человека невозможно. Конечно, эти взгляды несостоятельны. Лучшего типа темперамента нет. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость чувств меланхолика, спокойствие и отсутствие торопливости флегматика – вот примеры тех ценных свойств личности, обладание которыми связано с отдельными темпераментами. В то же время при любом из темпераментов может возникать опасность развития нежелательных черт личности. Например, холерический темперамент может сделать человека несдержанным, резким, склонным к постоянным «взрывам». Сангвинический темперамент может привести к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости чувств. При меланхолическом темпераменте у человека может выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружаться в собственные  переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может сделать человека вялым, инертным, безучастным ко всем впечатлениям жизни.

Заключение

Итак, темперамент имеет достаточно долгую историю изучения, однако до сих пор остается спорной проблемой. В отечественной психологии накоплено много теоретического и экспериментального материала, однако не создано единой теории.

 История изучения темперамента началась с выявления определенного конечного числа типов. Данная традиция была продолжена и И. П. Павловым. Хотя И. П. Павлов исследовал отдельные свойства нервной системы, в конечном счете он пришел к классификации типов темперамента. Теория И. П. Павлова за это многими критикуется. Одни винят его за то, что он опирался на традиционную устаревшую типологию, выделив именно четыре типа темперамента, другие вообще считают, что главной заслугой И. П. Павлова является именно изучение отдельных свойств, что создание типологии темпераментов невозможно, пока не изучены все отдельные свойства.

В последующем развивалась последняя точка зрения. В современной отечественной психологии исследуются отдельные свойства темперамента. Эти свойства зависят не только от особенностей нервной системы. Они обусловлены общей конституцией человека. В каждой психологической школе исследуются свои наборы свойств темперамента. Также у разных ученых имеются различные взгляды по поводу того, что именно считать проявлением темперамента. Для некоторых исследователей критерием является наследуемость, однако наследуются также задатки и способности. Другие психологи к темпераменту ошибочно причисляют некоторые свойства личности, относящиеся скорее к темпераменту.

Таким образом, на сегодняшний день проблема темперамента в отечественной психологии является спорной. Не выработано единых критериев для выявления свойств темперамента, не создано единой теоретической базы, не говоря уже о типологии темпераментов, которая, несомненно, необходима, особенно для практических целей.

Список использованной литературы

Белоус В. В. Проблема типа темперамента в современной  дифференциальной психологии // Психологический журнал, 1981, том 2, №1.

Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. СПб., 2002.

Мерлин В. С. Психология индивидуальности  Под ред. Е. А. Климова. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

Небылицин В. Д. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1990.

Общая психология: курс лекций / Сост. Е. И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2001.

Общая психология: Учебник для вузов / А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003.

Павлов И. П. Мозг и психика / Под ред. Е. А. Ярошевского. – М: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002.

Русалов В. М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека  Вопросы психологии, 1985, №1.

Русалов В. М. Темперамент // Психология  I века: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. – М.: ПЕРСЭ, 2003.

Теплов Б. М. Избранные труды: в двух томах. Том . – М.: Педагогика, 1985.

Теплов Б. М., Небылицин В. А. Изучение свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий  Хрестоматия по психологии. – М.: 1987.

Фактор времени и природа темперамента Б. И. Цуканов Вопросы психологии, 1988, №4.