Тема 1. Введение в юридическую психологию

1. Как называется отрасль науки психологии, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений:

в) юридическая психология

2. Личность преступника, а также психологические механизмы совершения преступлений изучает такой раздел юридической психологии, как:

а) криминальная психология

3. Юридическая психология как самостоятельная область знания выделилась в:

б) XX веке

4. Основателем френологической теории преступника считается:

в) Франц Йозеф Галль

5. Последователь биологического направления в западной криминологии и уголовном праве, автор теории прирожденного преступника»:

б) Чезаре Беккариа

6. Исследования, состоящие в программированном изучении личности преступника, потерпевшего и других лиц на протяжении длительного времени называются:

а) лонгитюдными

7. Какой из специальных методологических принципов юридической психологии позволяет вскрывать в интегративных юридико-психологических феноменах психологическую составляющую:

г) принцип психологической специфичности

8. Более строгий, научный, объективный метод исследования психологии человека называется:

в) экспериментом

Тема 2. Психология личности в правоохранительной деятельности

1. Какое понятие обозначает все особенное, специфическое, что отличает одного человека от всех других, включая природные, социальные, соматические (телесные) и психические признаки:

б) индивидуальность

2. Кто, с точки зрения психологии, не является личностью:

в) новорожденный

3. Когда человек раскаивается при осмыслении своего поступка, он выступает:

б) «против» выбора

4. Исключите понятие, не являющееся психологической защитой:

а) сублимация

5. Содержание понятия личности в правовой науке, в отличие от психологической науки, сведено к таким понятиям, как:

а) субъект, лицо, человек

6. В основе какого теоретического подхода при описании личности, лежит стремление в каждом человеке видеть личность, а в самой личности — ее духовное начало:

10 стр., 4884 слов

Механизм формирования личности преступника

... нуждается в перевоспитании. Методы изучения личности преступника в юридической психологии применяются те же, что и при изучении личности любого участника процесса в зависимости ... Поэтому надо рассмотреть второй блок в структуре личности преступника социально-психологическую подсистему. Многими учеными психологическая структура  личности признанна в виде  четырех основных структурных ...

г) гуманистическом

Тема 3. Психические познавательные процессы, учет их закономерностей юристом в профессиональной деятельности

1. Относительное постоянство восприятия образа — это:

б) константность

2. Зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей:

б) апперцепция

3. В каком пункте перечислены основные свойства внимания:

б) устойчивость, концентрация, распределение

4. К мыслительным операциям не относят:

г) нумерацию

5. Автоматическое запоминание и воспроизведение информации, без усилий со стороны человека:

в) непроизвольная память

6. Психический процесс, состоящий в создании новых образов объектов, явлений на основе имеющихся знаний и представлений, называется:

а) воображением

Тема 4. Эмоции, чувства, психические состояния, их психолого-правовая оценка

1. Основой возникновения эмоциональных состояний являются:

а) потребности и мотивы человека

2. В чем заключается особенность физиологического аффекта:

б) изучается в психологии как нейродинамичекий процесс

3. По Г. Селье, стресс проходит в своем развитии три стадии:

б) тревога, сопротивление, истощение

4. Что относится к состояниям эмоциональной напряженности:

а) тревога, страх, фрустрация, страдания

5. Волевые действия — это:

г) действия, направленные на достижение необходимого результата (цели)

6. Как называется неполноценность волевой регуляции субъекта в принимаемых им решениях, при отстаивании собственных интересов во время заключения гражданско-правовых сделок:

а) порок воли

Тема 5. Индивидуально-психологические особенности личности и использование знаний о них юристом в практической деятельности

1. Типологию темпераментов И. П. Павлов проводил по признаку:

в) типов высшей нервной деятельности

2. Сильный, уравновешенный, медленный — это характеристики:

б) флегматика

3. Какое свойство не относится к свойству темперамента:

в) лабильность

4. Акцентуация характера — это:

в) чрезмерное усиление черт характера, не выходящее за пределы нормы

5. В каком пункте перечислены типы акцентуированных характеров:

б) гипертимный, лабильный, демонстративный

6. Какому типу акцентуации характера свойственны такие характерологические особенности, как аутизм, патологическое фантазирование, эмоциональная холодность:

б) шизоидному

22 стр., 10757 слов

Исследование роли волонтерской деятельности в формировании профессиональных ...

... часто рассматривается как одно из важнейших условий профессионального становления студентов-психологов в процессе обучения в вузе. Данная форма деятельности позволяет закрепить на практике знания, полученные в ... клиентами. О.Б. Полякова пишет, что относя профессии психолога и педагога к типу профессий «человек - человек», акцентируя внимание на направленно-сти их личности «на дело» и «на ...

Тема 6. Общение в профессиональной деятельности юриста

1. В какой из предложенных групп перечислены основные стороны общения:

г) коммуникативная, интерактивная

2. К средствам невербальной коммуникации относятся:

в) контакт глаз, мимика, жесты, поза, интонация, пауза

3. Какая группа является значимой для индивида (на чье мнение он ориентируется, избирает и считается с ее требованиями):

б) референтная

4. Назовите универсальный признак малых групп. Малая группа — это совокупность людей:

в) находящихся в устойчивом непосредственном личном контакте

5. Осознание субъектом того, как он воспринимается партнером по общению:

а) рефлексия

6. Отождествление себя с другими людьми называется:

в) идентификацией

7. Склонность объяснять всё поведение человека на основе тех качеств, которые, на наш взгляд, являются у него главными, называется эффектом:

б) ореола

8. Наиболее интенсивная и напряженная стадия формирования конфликта называется:

а) инцидентом

Тема 7. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста

1. На каком уровне в профессиограмме деятельности юриста собранная в поисковой и коммуникативной деятельности информация оформляется в юридические формы:

г) удостоверительный уровень

2. Какой структурный компонент правоохранительной деятельности включает в себя такой ее аспект, как получение необходимой информации в процессе общения, установление оптимальных отношений с субъектами деятельности, разрешение конфликтных ситуаций в процессе межличностных отношений:

б) коммуникативный

3. Иллюзию обвинительной направленности юриста создает такая особенность его профессии, как:

в) властный характер профессиональных полномочий

4. К какой группе качеств профессиональной направленности юриста относятся правосознание, профессиональная концепция и профессиональные мотивы:

в) к профессионально-мотивационной

5. Какая психологическая особенность личности судьи является необходимой в процессе отправления им правосудия:

г) независимость

6. Основные психографические качества личности прокурора определяются его первостепенной профессиональной задачей:

г) надзором за законностью

7. При какой тактике защиты обвиняемого адвокат принимает всю версию следствия целиком, без дополнений и поправок, фиксируя ошибки, с целью использования слабых мест предварительного следствия в суде:

11 стр., 5131 слов

Психология личности и деятельности юриста

... и качеств. "Для психологии, - отмечает Е.В. Шорохова, - личность - это человек как носитель совокупности психических свойств и качеств, определяющих социально значимые формы деятельности и поведения"[1] . ... группе, его права и обязанности определяют статус личности. Поведение личности в соответствии с его общественным статусом называется социальной ролью. Группа своими требованиями может усиливать ...

б) оборонительная

Тема 8. Правовая психология

1. Психическое отражение системы права и его элементов в обыденном сознании населения и его групп называется:

в) правовой психологией

2. Какая из функций правосознания включает в себя интеллектуально-эмоциональный компонент:

б) оценочная функция

3. Как называется правомерное поведение, при котором потребности, интересы и желания личности не совпадают с общественными требованиями, но личность, боясь наказания, вынуждена подчиниться требованиям закона:

а) законопослушное

4. На каком уровне правосознания отражение правозначимых явлений зависит от интересов референтной группы:

в) групповое

5. Какой из компонентов, включенных в структуру правовой психологии группы, отражает эмоциональное отношение к праву на уровне «одобрения — неодобрения»:

г) правовое общественное мнение в группе

6. Нарушение в ценностно-нормативной системе личности, обусловленное противоречиями между ценностями, на достижение которых общество нацеливает людей, и возможностями их достижения по установленным обществом правилам, называется:

в) аномией

Тема 9. Криминальная психология

1. В структуре личности преступника, основной социально-обусловленной подструктурой, детерминирующей его преступное поведение, является:

б) подструктура направленности

2. Какой тип преступника по ценностно-ориентационной направленности является более адаптированным, т. е. более приспособленным к различным социальным ситуациям и их изменениям:

а) корыстный тип

3. На каком уровне (страте) в структуре организованной преступной группы (ОПГ) сплоченность ее членом определяется ценностными ориентациями:

б) уровень Б (авторитеты)

4. Какой из признаков организованной преступной группы (ОПГ) сегодня является спорным и необязательным:

a) иерархичность

5. Установите, что не является элементом психологического анализа преступного деяния:

б) сбор всех изобличающих доказательств о совершенном деянии

6. Элементами криминальной субкультуры являются татуировки, по которым можно определить характер совершенных преступлений. Изображение на теле зверей с оскалом чаще характеризует:

г) насильственные (агрессивные) преступления

7. Назовите преимущественный тип акцентуаций характера корыстно-насильственного преступника:

a) эксплозивный, эпилептоидный

Тема 10. Психология девиантного поведения несовершеннолетних

1. Центральное место в процессе развития личности подростка занимает:

в) чувство взрослости

2. Как называется девиация, при которой варварски разрушаются культурные ценности:

25 стр., 12497 слов

Коррекция отклонений в поведении подростков из неблагополучной семьи

... АСПЕКТЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 1.1 Типы и причины отклонений в поведении подростков Особенности подросткового возраста в отечественной психологии, педагогике, физиологии ... в поведении подростков. . Выявить типичные особенности поведения подростков из неблагополучной семьи. . Провести диагностику характерологических особенностей личности и специальных особенностей поведения подростков из ...

г) вандализм

3. Какой девиантной ориентации соответствует поведение подростка, проявляющееся в нежелании решать социальные и личностные проблемы (уклонение от учебы, бродяжничество):

б) социально-пассивная ориентация

4. На каком этапе усвоения правовых норм отсутствует когнитивный компонент у подростков с тяжелой формой умственной отсталости:

а) осведомленность о нормах и понимание их содержания

5. Кража, хулиганство, убийство, изнасилование — такое поведение подростка называется:

в) делинквентным

6. Ситуационные характерологические личностные реакции (эмансипации) подростка являются:

б) непатологическим поведением

Тема 11. Психология потерпевшего

1. Провоцирующее поведение потерпевшего, оставляющего вещи без присмотра (на вокзале, в магазине), называется:

б) пассивным

2. Недостаточная способность избежать опасности или предрасположенность оказаться жертвой преступления называется:

б) виктимностью

3. Какой механизм психологической защиты описан в басне Крылова «Волк и ягненок», указывающий на «объективную плохость» жертвы: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»

в) дискредитация

4. От чего не зависит психологическая характеристика личности потерпевшего:

г) служебного положения

5. Потерпевшие от сексуальных преступлений характеризуются:

г) низким уровнем психический адаптации

6. Виктимность (условно) делят на специальную (психологический аспект) и общую. Что не относится к виктимности общей:

г) черты характера

Тема 12. Психология предварительного следствия

1. В психологическом анализе ситуаций противоборства при раскрытии преступлений, на первый план выдвигается вопрос о том, как рассуждает и какие решения принимает противодействующая сторона. Такая мыслительная работа называется:

в) рефлексией

2. Какой из семи «золотых вопросов» следователя предполагает установление мотивов поведения преступника:

ж) почему?

3. К какому виду инсценировки места происшествия прибегает преступник, если он инсценирует убийство под самоубийство или несчастный случай:

б) инсценировка не преступного события для сокрытия совершенного преступления

4. Что относится к объективным факторам маскировки тайника обыскиваемым:

в) размер, форма, вид скрываемого предмета

5. Что относится к объективным факторам при восприятии свидетелями тех или иных событий:

г) расстояние до объекта наблюдения

6. В каком компоненте структуры следственного эксперимента предполагается достижение максимального сходства материальной обстановки и объективных условий проверяемого события:

3 стр., 1127 слов

Тема 4. Психология потерпевшего

... Психология потерпевшего   План 1. Психологическая характеристика потерпевшего. 2. Исследование личности потерпевшего. 3. Психологический анализ показаний потерпевшего. ... преступников. 2. Мотивы корыстного преступного поведения. 3. Отдельные типы личности ... психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1988. 6. Дисков Б.Д. Судебно-психологическая экспертиза: Практикум по экспериментальной психологии ...

а) моделирование объективных факторов

7. Определите правомерные методы психологического воздействия в следственной практике:

а) изобличение, убеждение

8. Основным методом исследования личности проверяемого лица и его показаний, подлежащих проверке на месте, является:

в) наблюдение

Тема 13. Судебно-психологическая экспертиза

1. Какой вид экспертизы производится не менее чем двумя экспертами одной специальности:

б) комиссионная

2. Какую экспертизу целесообразно назначать, если возникает у следователя сомнение относительно вменяемости и психической нормы у подследственного:

а) однородную судебно-психиатрическую

3. Экспертиза, провидимая с целью выявления закономерностей обучения и воспитания ребенка, его педагогической запущенности, возникновения психической депривации, возможностей родителей по воспитанию ребенка и др., определяется как:

в) комплексная психолого-педагогическая

4. Экспертиза, проводимая с целью установления способности водителя к приему и переработке поступающей к нему информации о дорожно-транспортной ситуации, его индивидуально-психологических свойств и психофизиологического состояния в момент ДТП, определяется как:

в) комплексная психолого-автотехническая

5. В комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизе в компетенцию психолога не входит:

а) патология психических процессов, состояний и свойств личности

6. Какая группа признаков лежит в основе системной оценки при комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизе, при вынесении экспертных решений в соответствии со ст. 22 УК РФ (ограниченная вменяемость):

а) расстройство-личность-ситуация

7. Исключите эмоциональное состояние, которое не входит в компетенцию судебно-психологической экспертизы:

в) патологический аффект

Тема 14. Психологические особенности судебной деятельности

1. Внутреннее убеждение судьи основано:

в) на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности

2. Какой из перечисленных факторов особенно влияет на оценочную деятельность суда и является одним из основных поводов к проявлению судом по уголовным делам независимости для объективного, полного, всестороннего и справедливого рассмотрения дела:

а) наличие суггестивной (внушающей) составляющей в предварительном заключении

3. Какой из признаков при допросе подсудимого, свидетеля, потерпевшего свидетельствует о правдивости их показаний:

б) детальное описание событий

4. Что определяет специфику межличностного взаимодействия сторон в гражданском процессе и отличает его от уголовного процесса:

а) принцип диспозитивности, активности суда и инициативности сторон

6 стр., 2557 слов

Психологическая характеристика судебного процесса по уголовным делам

... психологии судебного процесса по уголовным делам. Задачи работы: 1. Психологические особенности судебного допроса; 2. Психологические аспекты судебных прений; 3. Психология вынесения приговора. 1. Психологические особенности судебного допроса Судебный допрос ... что попутные вопросы другим лицам не должны уводить его в сторону от задач основного допроса. Нужно умело сочетать основной и шахматный ...

5. Если одна из сторон в гражданском процессе признает существование фактов, из которых исходит противоположная сторона, то взаимодействие сторон приобретает:

б) бесконфликтный характер

6. В отличие от речей в уголовном процессе речи юриста в гражданском суде более лаконичны, и в них, как правило, сведены к минимуму:

а) развернутые личностные характеристики (истца, ответчика)

7. Какой из перечисленных типов поведения в конфликтной ситуации гражданского процесса называется компромиссом: а) урегулирование через взаимные уступки,

Тема 15. Пенитенциарная психология

1. Какой раздел юридической психологии изучает психологические проблемы наказания и исправления преступников:

г) пенитенциарная психология

2. Какой источник информации о личности осужденного позволяет ознакомиться с состоянием его физического и психического здоровья:

г) анализ данных медицинского (соматического и психического) обследования

3. Какая жизненная ситуация в адаптации осужденного к лишению свободы является завершающей:

в) ситуация подражания

4. Какое направление ресоциализирующей деятельности включает в себя формирование психологической готовности к правопослушному поведению, заключающееся в социально-психологической поддержке со стороны близких:

б) восстановление нарушенных у осужденных социальных связей (встречи с семьей)

5. К какой статусно-групповой категории (страте), в зависимости от ориентации на ценностные нормы, относятся осужденные, чье поведение противоречит как официальным (нравственно-правовым), так и неофициальным («воровским») нормам и обычаям (проигравшие в карты, «шестерки», гомосексуалисты в пассивной форме, уличенные в краже личного имущества и т. д.):

в) пренебрегаемые

6. Процесс реадаптации освобожденного к жизни на свободе, как правило, проходит сложно по разным причинам. Какова наибольшая вероятность совершения нового преступления в случае нарушения процесса реадаптации:

а) в первый год после освобождения