Тема 1. Введение в юридическую психологию

1. Как называется отрасль науки психологии, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений:

в) юридическая психология

2. Личность преступника, а также психологические механизмы совершения преступлений изучает такой раздел юридической психологии, как:

а) криминальная психология

3. Юридическая психология как самостоятельная область знания выделилась в:

б) XX веке

4. Основателем френологической теории преступника считается:

в) Франц Йозеф Галль

5. Последователь биологического направления в западной криминологии и уголовном праве, автор теории прирожденного преступника»:

б) Чезаре Беккариа

6. Исследования, состоящие в программированном изучении личности преступника, потерпевшего и других лиц на протяжении длительного времени называются:

а) лонгитюдными

7. Какой из специальных методологических принципов юридической психологии позволяет вскрывать в интегративных юридико-психологических феноменах психологическую составляющую:

г) принцип психологической специфичности

8. Более строгий, научный, объективный метод исследования психологии человека называется:

в) экспериментом

Тема 2. Психология личности в правоохранительной деятельности

1. Какое понятие обозначает все особенное, специфическое, что отличает одного человека от всех других, включая природные, социальные, соматические (телесные) и психические признаки:

б) индивидуальность

2. Кто, с точки зрения психологии, не является личностью:

в) новорожденный

3. Когда человек раскаивается при осмыслении своего поступка, он выступает:

б) «против» выбора

4. Исключите понятие, не являющееся психологической защитой:

а) сублимация

5. Содержание понятия личности в правовой науке, в отличие от психологической науки, сведено к таким понятиям, как:

а) субъект, лицо, человек

6. В основе какого теоретического подхода при описании личности, лежит стремление в каждом человеке видеть личность, а в самой личности — ее духовное начало:

10 стр., 4884 слов

Механизм формирования личности преступника

... нуждается в перевоспитании. Методы изучения личности преступника в юридической психологии применяются те же, что и при изучении личности любого участника процесса в зависимости ... Поэтому надо рассмотреть второй блок в структуре личности преступника социально-психологическую подсистему. Многими учеными психологическая структура  личности признанна в виде  четырех основных структурных ...

г) гуманистическом

Тема 3. Психические познавательные процессы, учет их закономерностей юристом в профессиональной деятельности

1. Относительное постоянство восприятия образа — это:

б) константность

2. Зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей:

б) апперцепция

3. В каком пункте перечислены основные свойства внимания:

б) устойчивость, концентрация, распределение

4. К мыслительным операциям не относят:

г) нумерацию

5. Автоматическое запоминание и воспроизведение информации, без усилий со стороны человека:

в) непроизвольная память

6. Психический процесс, состоящий в создании новых образов объектов, явлений на основе имеющихся знаний и представлений, называется:

а) воображением

Тема 4. Эмоции, чувства, психические состояния, их психолого-правовая оценка

1. Основой возникновения эмоциональных состояний являются:

а) потребности и мотивы человека

2. В чем заключается особенность физиологического аффекта:

б) изучается в психологии как нейродинамичекий процесс

3. По Г. Селье, стресс проходит в своем развитии три стадии:

б) тревога, сопротивление, истощение

4. Что относится к состояниям эмоциональной напряженности:

а) тревога, страх, фрустрация, страдания

5. Волевые действия — это:

г) действия, направленные на достижение необходимого результата (цели)

6. Как называется неполноценность волевой регуляции субъекта в принимаемых им решениях, при отстаивании собственных интересов во время заключения гражданско-правовых сделок:

а) порок воли

Тема 5. Индивидуально-психологические особенности личности и использование знаний о них юристом в практической деятельности

1. Типологию темпераментов И. П. Павлов проводил по признаку:

4 стр., 1980 слов

Технологии социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста

Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты организации социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста 10 1.1 Сущность понятия технологии социально-культурной деятельности 10 1.2 Социально-психологическая характеристика людей пожилого возраста 24 1.3Нормативно-правовые основы социально –культургной политики Росии с пожилыми людьми 32 1.4 Т самодеятельное творчество как ...

в) типов высшей нервной деятельности

2. Сильный, уравновешенный, медленный — это характеристики:

б) флегматика

3. Какое свойство не относится к свойству темперамента:

в) лабильность

4. Акцентуация характера — это:

в) чрезмерное усиление черт характера, не выходящее за пределы нормы

5. В каком пункте перечислены типы акцентуированных характеров:

б) гипертимный, лабильный, демонстративный

6. Какому типу акцентуации характера свойственны такие характерологические особенности, как аутизм, патологическое фантазирование, эмоциональная холодность:

б) шизоидному

Тема 6. Общение в профессиональной деятельности юриста

1. В какой из предложенных групп перечислены основные стороны общения:

г) коммуникативная, интерактивная

2. К средствам невербальной коммуникации относятся:

в) контакт глаз, мимика, жесты, поза, интонация, пауза

3. Какая группа является значимой для индивида (на чье мнение он ориентируется, избирает и считается с ее требованиями):

б) референтная

4. Назовите универсальный признак малых групп. Малая группа — это совокупность людей:

в) находящихся в устойчивом непосредственном личном контакте

5. Осознание субъектом того, как он воспринимается партнером по общению:

а) рефлексия

6. Отождествление себя с другими людьми называется:

в) идентификацией

7. Склонность объяснять всё поведение человека на основе тех качеств, которые, на наш взгляд, являются у него главными, называется эффектом:

4 стр., 1560 слов

Личность юриста и психология его деятельности

Личность юриста. Краткие юридические профессиограммы. Психологические особенности деятельности юриста. Формирование личности юриста в ВУЗе. ЛИЧНОСТЬ ЮРИСТА. КРАТКИЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИОГРАММЫ Понятие личности, ее структура, содержание и другие, связанные с личностью проблемы широко обсуждаются в философской, правовой, социологической и психологической литературе. Здесь принимается, что личность ...

б) ореола

8. Наиболее интенсивная и напряженная стадия формирования конфликта называется:

а) инцидентом

Тема 7. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста

1. На каком уровне в профессиограмме деятельности юриста собранная в поисковой и коммуникативной деятельности информация оформляется в юридические формы:

г) удостоверительный уровень

2. Какой структурный компонент правоохранительной деятельности включает в себя такой ее аспект, как получение необходимой информации в процессе общения, установление оптимальных отношений с субъектами деятельности, разрешение конфликтных ситуаций в процессе межличностных отношений:

б) коммуникативный

3. Иллюзию обвинительной направленности юриста создает такая особенность его профессии, как:

в) властный характер профессиональных полномочий

4. К какой группе качеств профессиональной направленности юриста относятся правосознание, профессиональная концепция и профессиональные мотивы:

в) к профессионально-мотивационной

5. Какая психологическая особенность личности судьи является необходимой в процессе отправления им правосудия:

г) независимость

6. Основные психографические качества личности прокурора определяются его первостепенной профессиональной задачей:

г) надзором за законностью

7. При какой тактике защиты обвиняемого адвокат принимает всю версию следствия целиком, без дополнений и поправок, фиксируя ошибки, с целью использования слабых мест предварительного следствия в суде:

б) оборонительная

Тема 8. Правовая психология

1. Психическое отражение системы права и его элементов в обыденном сознании населения и его групп называется:

в) правовой психологией

8 стр., 3888 слов

Особенности подхода к психологии личности в гуманитарной психологии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ГОУ «Алтайский государственный университет» Факультет психологии и философии Контрольная работа по дисциплине: Общая психология Особенности подхода к психологии личности в гуманитарной психологии Выполнила: студентка II курса, заочного отделения ФПФ Буймова Наталья Ильинична Проверила: кандидат психологических наук ...

2. Какая из функций правосознания включает в себя интеллектуально-эмоциональный компонент:

б) оценочная функция

3. Как называется правомерное поведение, при котором потребности, интересы и желания личности не совпадают с общественными требованиями, но личность, боясь наказания, вынуждена подчиниться требованиям закона:

а) законопослушное

4. На каком уровне правосознания отражение правозначимых явлений зависит от интересов референтной группы:

в) групповое

5. Какой из компонентов, включенных в структуру правовой психологии группы, отражает эмоциональное отношение к праву на уровне «одобрения — неодобрения»:

г) правовое общественное мнение в группе

6. Нарушение в ценностно-нормативной системе личности, обусловленное противоречиями между ценностями, на достижение которых общество нацеливает людей, и возможностями их достижения по установленным обществом правилам, называется:

в) аномией

Тема 9. Криминальная психология

1. В структуре личности преступника, основной социально-обусловленной подструктурой, детерминирующей его преступное поведение, является:

б) подструктура направленности

2. Какой тип преступника по ценностно-ориентационной направленности является более адаптированным, т. е. более приспособленным к различным социальным ситуациям и их изменениям:

а) корыстный тип

3. На каком уровне (страте) в структуре организованной преступной группы (ОПГ) сплоченность ее членом определяется ценностными ориентациями:

б) уровень Б (авторитеты)

4. Какой из признаков организованной преступной группы (ОПГ) сегодня является спорным и необязательным:

a) иерархичность

5. Установите, что не является элементом психологического анализа преступного деяния:

б) сбор всех изобличающих доказательств о совершенном деянии

6. Элементами криминальной субкультуры являются татуировки, по которым можно определить характер совершенных преступлений. Изображение на теле зверей с оскалом чаще характеризует:

2 стр., 942 слов

14.Психология лечебного процесса

ПСИХОЛОГИЯ ЛЕЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Одной из особенностей современной медицины является возрастание роли личностных и психосоциальных факторовв развитии и течении патологических расстройств. Это связано: с достижениями современной медицины (способы продления, сохранения жизни прежде неизлечимых больных); с развитием научно-технического прогресса и урбанизацией, их влиянием на психобиологическую ...

г) насильственные (агрессивные) преступления

7. Назовите преимущественный тип акцентуаций характера корыстно-насильственного преступника:

a) эксплозивный, эпилептоидный

Тема 10. Психология девиантного поведения несовершеннолетних

1. Центральное место в процессе развития личности подростка занимает:

в) чувство взрослости

2. Как называется девиация, при которой варварски разрушаются культурные ценности:

г) вандализм

3. Какой девиантной ориентации соответствует поведение подростка, проявляющееся в нежелании решать социальные и личностные проблемы (уклонение от учебы, бродяжничество):

б) социально-пассивная ориентация

4. На каком этапе усвоения правовых норм отсутствует когнитивный компонент у подростков с тяжелой формой умственной отсталости:

а) осведомленность о нормах и понимание их содержания

5. Кража, хулиганство, убийство, изнасилование — такое поведение подростка называется:

в) делинквентным

6. Ситуационные характерологические личностные реакции (эмансипации) подростка являются:

б) непатологическим поведением

Тема 11. Психология потерпевшего

1. Провоцирующее поведение потерпевшего, оставляющего вещи без присмотра (на вокзале, в магазине), называется:

б) пассивным

2. Недостаточная способность избежать опасности или предрасположенность оказаться жертвой преступления называется:

б) виктимностью

3. Какой механизм психологической защиты описан в басне Крылова «Волк и ягненок», указывающий на «объективную плохость» жертвы: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»

в) дискредитация

4. От чего не зависит психологическая характеристика личности потерпевшего:

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I. Направленность личности педагога и типы педагогов Одним из основных профессионально значимых качеств личности педагога является его «личностная направленность». Выбор, главных стратегий деятельности обусловливает, по Н.В.Кузьминой, три типа направленности: истинно педагогическую; формально педагогическую; ложно педагогическую. Только первый тип направленности ...

г) служебного положения

5. Потерпевшие от сексуальных преступлений характеризуются:

г) низким уровнем психический адаптации

6. Виктимность (условно) делят на специальную (психологический аспект) и общую. Что не относится к виктимности общей:

г) черты характера

Тема 12. Психология предварительного следствия

1. В психологическом анализе ситуаций противоборства при раскрытии преступлений, на первый план выдвигается вопрос о том, как рассуждает и какие решения принимает противодействующая сторона. Такая мыслительная работа называется:

в) рефлексией

2. Какой из семи «золотых вопросов» следователя предполагает установление мотивов поведения преступника:

ж) почему?

3. К какому виду инсценировки места происшествия прибегает преступник, если он инсценирует убийство под самоубийство или несчастный случай:

б) инсценировка не преступного события для сокрытия совершенного преступления

4. Что относится к объективным факторам маскировки тайника обыскиваемым:

в) размер, форма, вид скрываемого предмета

5. Что относится к объективным факторам при восприятии свидетелями тех или иных событий:

г) расстояние до объекта наблюдения

6. В каком компоненте структуры следственного эксперимента предполагается достижение максимального сходства материальной обстановки и объективных условий проверяемого события:

а) моделирование объективных факторов

7. Определите правомерные методы психологического воздействия в следственной практике:

а) изобличение, убеждение

8. Основным методом исследования личности проверяемого лица и его показаний, подлежащих проверке на месте, является:

в) наблюдение

Тема 13. Судебно-психологическая экспертиза

1. Какой вид экспертизы производится не менее чем двумя экспертами одной специальности:

б) комиссионная

2. Какую экспертизу целесообразно назначать, если возникает у следователя сомнение относительно вменяемости и психической нормы у подследственного:

а) однородную судебно-психиатрическую

3. Экспертиза, провидимая с целью выявления закономерностей обучения и воспитания ребенка, его педагогической запущенности, возникновения психической депривации, возможностей родителей по воспитанию ребенка и др., определяется как:

в) комплексная психолого-педагогическая

4. Экспертиза, проводимая с целью установления способности водителя к приему и переработке поступающей к нему информации о дорожно-транспортной ситуации, его индивидуально-психологических свойств и психофизиологического состояния в момент ДТП, определяется как:

в) комплексная психолого-автотехническая

5. В комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизе в компетенцию психолога не входит:

а) патология психических процессов, состояний и свойств личности

6. Какая группа признаков лежит в основе системной оценки при комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизе, при вынесении экспертных решений в соответствии со ст. 22 УК РФ (ограниченная вменяемость):

а) расстройство-личность-ситуация

7. Исключите эмоциональное состояние, которое не входит в компетенцию судебно-психологической экспертизы:

в) патологический аффект

Тема 14. Психологические особенности судебной деятельности

1. Внутреннее убеждение судьи основано:

в) на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности

2. Какой из перечисленных факторов особенно влияет на оценочную деятельность суда и является одним из основных поводов к проявлению судом по уголовным делам независимости для объективного, полного, всестороннего и справедливого рассмотрения дела:

а) наличие суггестивной (внушающей) составляющей в предварительном заключении

3. Какой из признаков при допросе подсудимого, свидетеля, потерпевшего свидетельствует о правдивости их показаний:

б) детальное описание событий

4. Что определяет специфику межличностного взаимодействия сторон в гражданском процессе и отличает его от уголовного процесса:

а) принцип диспозитивности, активности суда и инициативности сторон

5. Если одна из сторон в гражданском процессе признает существование фактов, из которых исходит противоположная сторона, то взаимодействие сторон приобретает:

б) бесконфликтный характер

6. В отличие от речей в уголовном процессе речи юриста в гражданском суде более лаконичны, и в них, как правило, сведены к минимуму:

а) развернутые личностные характеристики (истца, ответчика)

7. Какой из перечисленных типов поведения в конфликтной ситуации гражданского процесса называется компромиссом: а) урегулирование через взаимные уступки,

Тема 15. Пенитенциарная психология

1. Какой раздел юридической психологии изучает психологические проблемы наказания и исправления преступников:

г) пенитенциарная психология

2. Какой источник информации о личности осужденного позволяет ознакомиться с состоянием его физического и психического здоровья:

г) анализ данных медицинского (соматического и психического) обследования

3. Какая жизненная ситуация в адаптации осужденного к лишению свободы является завершающей:

в) ситуация подражания

4. Какое направление ресоциализирующей деятельности включает в себя формирование психологической готовности к правопослушному поведению, заключающееся в социально-психологической поддержке со стороны близких:

б) восстановление нарушенных у осужденных социальных связей (встречи с семьей)

5. К какой статусно-групповой категории (страте), в зависимости от ориентации на ценностные нормы, относятся осужденные, чье поведение противоречит как официальным (нравственно-правовым), так и неофициальным («воровским») нормам и обычаям (проигравшие в карты, «шестерки», гомосексуалисты в пассивной форме, уличенные в краже личного имущества и т. д.):

в) пренебрегаемые

6. Процесс реадаптации освобожденного к жизни на свободе, как правило, проходит сложно по разным причинам. Какова наибольшая вероятность совершения нового преступления в случае нарушения процесса реадаптации:

а) в первый год после освобождения