Тема 21: Социология личности

План:

Введение

1.Понятие личности. Особенности социологического подхода к изучению личности.

2.Основные теории личности в современной социологии: бихевиоризм, интеракционизм, экзистенциализм, структурный функционализм.

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»

Институт информационных технологий

Контрольная работа

по интегрированному модулю «Социология»

Вариант №21

Выполнил: студент группы 583372

Соболевский С.А.

Проверил: Пацеева А.Г.

Минск,2015

Введение

Социология — это наука об обществе. Предметом внимания и изучения социологии являются основы развития общества как целостного социального организма, взаимодействие его объективных и субъективных сторон, диалектика материального и духовного в историческом процессе, факторы социального прогресса, гуманизма и социальной справедливости. В результате в XIX веке появился ряд общесоциологических концепций, предлагающих то или иное решение проблем.

Каждый из мыслителей внес существенный вклад в научное объяснение исторического процесса, их концепции общественного развития, содержащие глубокие и оригинальные ответы на поставленные жизнью и наукой спросы, сохраняют свое значение для решения современных социальных проблем.

В процессе формирования концепция были сформированы специальные социологические теории. К ним непосредственно относятся теория фундаментально-структурного развития и теория социального конфликта. Данные теории будут рассмотрены подробно в настоящей контрольной работе.

  1. Понятие личности. Особенности социологического подхода к изучению личности.

Личность – это единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре) более широко – в социальной жизни, т.е. активный, сознательный, свободный и ответственный субъект (деятель) социальной жизни. Это определение содержит целостную характеристику личности, включающую в том числе и темперамент и эмоции, присущие данному человеку. Вместе с тем в личности они представлены лишь в тех проявлениях, которые значимы для социальной жизни. Индивид, соответственно, – это единичный человек как биосоциальное существо, особь. Индивидуальность – это характеристика уникальности, неповторимости, присущей данной личности.

6 стр., 2786 слов

Волевая сфера личности и развитие воли

Содержание Введение 1. Волевая сфера личности 2. Развитие воли Заключение Список использованных источников Введение Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны ...

Социология изучает взаимодействие личности и социальной среды, что в самом общем виде понимается как деятельность удовлетворяющего свои потребности, преследующего свои цели в конкретных социальных связях и взаимодействиях индивида. Иначе говоря, речь идет об активном утверждении личностью своих потребностей, о ее самостоянии, где адаптация, приспособление к среде всего лишь момент, подчиненный задачам самореализации личности.

В той мере, в какой любое явление зависит от условий своего существования, в той мере и личность зависит от условий, обстоятельств своей жизни. Взаимоотношения личности и социальной среды скорее можно описать по формуле: поиск (личности) – предложения (общества) – выбор (личностью из предложенного обществом).

Автономия личности проявляется как в процессе восприятия ею предложений, условий, требований, предъявляемых обществом (ведь каждый эти требования понимает по своему, избирательно, в соответствии со своими представлениями о должном, благе, ценном), так и в процессе осуществления ею своих социальных ролей.

В достаточно развитом виде социологические концепции личности оформились во второй половине XIX – начале XX века. Все они признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов.

В марксизме, например, человек предстает в качестве продукта или объекта общественных отношений. Однако следует иметь ввиду, что К. Маркс в определении сущности человека как ансамбля всех общественных отношений не отводил личности лишь пассивную роль. Человек понимался им как активный субъект общественных отношений, как творец истории. Превращение таким образом односторонне истолкованного тезиса Маркса в методологическую основу всей теории личности имело ряд отрицательных последствий. По сути дела, человек отождествлялся с наличными социальными отношениями и прежде всего с производственными, – абсолютизировалась его социально-классовая принадлежность. При этом на второй план отступала активная деятельная сущность человека, игнорировалось влияние на человека биологического фактора и прежде всего его генетической обусловленности.

8 стр., 3592 слов

Взаимодействие компьютера и человека как социальное явление

... отсутствие и при слабой выраженности признаков социальной среды, человек перестает ощущать свой собственный статус и ... пространство ребёнка, и оно необходимо каждой формирующейся личности. Так что, не надо бояться ставить ... теории. Обеспечение возможности более ясного “видения” мира становится все более реальным сегодня и является столь же революционным продвижением вперед, как переход человека ...

Кроме марксистской теории личности, среди основных западных социологических теорий личности можно назвать теорию зеркального «Я», ролевую теорию, отдельные ветви необихевиоризма в социологии, теории референтной группы, установки и некоторые другие.

В теории зеркального «Я» (Ч.Х. Кули, Дж. Мид) личность рассматривалась как функция, производная от полностью социально обусловленного «Я» человека. Стержень личности, самосознание – не что иное, как результат социального ; взаимодействия, в ходе которого индивид обучился смотреть на себя как на объект, глазами других людей. Тем самым личность трактовалась как объективное качество, приобретаемое человеком в процессе социальной жизни.

В целом можно сказать, что интеракционистский подход к концепции личности основан на методологическом принципе, согласно которому ни личностные факторы, ни условия внешнего окружения, если их рассматривать изолированно, не могут в полной мере объяснить поведение человека. В качестве основной детерминанты поведения человека выступает процесс постоянного взаимодействия между этими факторами. Поскольку процесс взаимодействия понимается исследователями не всегда одинаково, в рамках интеракционизма возникло несколько различных направлений – так называемых теорий ограниченного применения. Надо отметить, что интеракционизм в подходе к теории личности не имеет ничего общего с символическим интеракционизмом, который представляет собой один из методологических принципов изучения внутригрупповых и межличностных отношений.

С точки зрения сторонников ролевой теории личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе. Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность тем самым есть производное от совокупности тех групп, в которые включен индивид. Социализируясь, он усваивает экспектации (социальные ожидания) ролевого поведения, выучивает способы их исполнения и, таким образом, становится личностью.

11 стр., 5484 слов

Теория социального действия М. Вебера

... существования — теорию социального действия как инструмента для объяснения поведения различных типов людей. Взаимодействие человека как личности с ... на основе действий и поведения человека. Изучение теории социального действия Макса Вебера, одной из ... социальны, если они не выходят за пределы созерцания, прочитанной в одиночестве молитвы и т. д. Хозяйствование (отдельного индивида) социально ...

Процесс реализации ролей зависит от большого числа факторов:

– биопсихологических возможностей человека, которые могут способствовать или тормозить выполнение той или иной социальной роли;

– личностного образца, определяющего комплекс идеальных черт, которые индивид должен проявлять при выполнении роли, а также комплекс идеальных способов поведения, которые группа ожидает от человека;

– характера роли, принятой в группе, и характера социального контроля, призванного следить за выполнением членами группы ролевого поведения; – структуры группы, ее сплоченности и степени идентификации индивида с данной группой.

Хотя социальную роль нельзя считать основной единицей социологического анализа, так как она вытекает из характера взаимодействий индивидов, однако роль оказывается весьма полезной при изучении институциональных отношений в обществе.

Общая мысль о том, что личность есть результат научения человека правилам жизни и поведения в обществе («социальное состояние» человека), наиболее последовательно была выражена в необихевиоризме, который трактовал личность как простую совокупность социально приемлемых ответов на совокупность социальных стимулов. Допускалось, что личность может быть связана с некоторыми промежуточными переменными несоциологического характера, однако они не признавались предметом подлинно научного анализа.

В теориях установки социальной личность рассматривалась как результат тех подчас неосознанных установок, которые формирует общество самим фактом постоянного повседневного воздействия («давления») на индивида. Накапливая разнообразные установки, человек привыкает быть личностью. У него складывается принципиальная установка на то, чтобы быть личностью. Ряд ответвлений социологических концепций личности связан с подходом к личности как к совокупности социогенных потребностей и ориентаций, формируемых обществом. Развиваясь, общество порождает новые разнообразные потребности, за счет которых идет развитие личности. Потребности могут задаваться как обществом в целом, так и отдельными социальными группами, к которым хочет принадлежать и которые предпочитает индивид. За счет этого существует вариабельность личности. Диалектика развития взглядов на личность идет по пути преодоления упрощающих личность схем, к ее системному пониманию, которое, не абсолютизируя, включало бы рациональные элементы максимально большого числа социологических концепций личности.

6 стр., 2630 слов

Внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе;

Объект конфликта В предыдущей главе мы уже раскрыли понятие объект конфликта. Вспомним его основные характеристики: 1) под объектом конфликта понимают ту ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов участников конфликта; Участники конфликта Другой основной элемент социального конфликта — его участники. В конечном счете конфликта ими всегда выступают индивиды со своими интересами, ...

2.Основные теории личности в современной социологии: бихевиоризм, интеракционизм, экзистенциализм, структурный функционализм

Общество и личность – понятия неразрывно взаимосвязанные. Человек, взятый сам по себе, “вырванный” из его взаимодействия с другими членами социальной общности, характеризуется как “индивид”. Этим термином обозначается человек как единичное природное существо, как обособленный представитель человеческого рода или какой-либо социальной группы. Однако, имея общую с животными подсистему – организм, человек (как биосоциальное существо) обладает и качественно новой подсистемой –  личностной. Этим человеческий индивид принципиально отличается от  животных “особей”. Понятие “личность” фиксирует социальное качество  человека. Личность может быть понята и описана только в системе отношений, которые складываются между людьми.

Общественные отношения, интегрированные, усвоенные конкретным  индивидом, и составляют сущность его личности. Отсюда можно дать такое  определение личности: “Личность – система социально значимых черт,  присущих данному человеку”. 

Таким образом, с социологической точки зрения личность есть  воплощение социально-типических характеристик, т.е. отражает черты, общие для социальной группы, класса, нации, всего общества. Но это не значит, что личность полностью сводится к этим чертам и является точным “слепком” конкретных общественных отношений. Несводимость человека к его социально-групповому статусу, относительная независимость поведения от первоначально обусловивших его факторов – все это фиксируется понятием “индивидуальность”. 

Таким образом, личность есть диалектическое единство социально-  типического и индивидуального.  Итак, если рассматривать личность в зеркале социологической теории, то  необходимо отметить прежде всего что она выступает как система социально  значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного  общества, как продукт общественного развития. Признавая уникальность,  незаменимость, неповторимость каждой личности, социология, тем не менее, делает акцент на изучении социально-типического в её поведении и  деятельности.

11 стр., 5215 слов

Понятие личности в социологии и психологии

... основным определениям личности, которые характерны для социологии. Дл определения личности в социологии важны такие понятия как индивид и человек. Человек в социологии употребляется для ... мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется ...

Социолог исследует личность под углом зрения её участия в  экономической жизни, т.е. его внимание обращено на трудовую деятельность человека (интерес к труду, его содержанию, характер, результат, установка на труд и т.д.).

С точки зрения политической жизни, социолога интересует прежде всего человек-гражданин. Включённость личности в духовную жизнь социолог рассматривает сквозь призму культуры. Следовательно, исходным пунктом социологического анализа личности являются не индивидуальные особенности человека, а социальные функции, выполняемые им в рамках той системы, в которую он включён.  В социологии существует множество концепций личности, которые  можно свести в несколько групп, соответствующих основным социологическим направлениям. 

Бихевиористское направление в социологии связано с рассмотрением  личности как совокупности реакций на стимулы, формируемые внешней  средой её обитания. Принципиальным является здесь то, что отрицаются какая-  либо спонтанная внутренняя активность человека и его способность  опосредовать ответы на внешние стимулы. Формула поведения человека: “S–R”  (“стимул – реакция”).

И хотя необихевиоризм разнообразил эту формулу,  включив в неё опосредующее звено – промежуточные переменные  психологического плана: “S–O–R”, он отрицает возможность научного  социологического анализа этих переменных.  Личность в таких теориях является пассивным результатом социальной  среды, а её деятельность регулируется необходимыми стимулами:  положительными или отрицательными. Формирование личности предстаёт как процесс научения. 

Интеракционистское направление опирается на методологическую  установку, согласно которой личность есть результат участия человека в  социальных группах. Личность человека понимается как совокупность  шаблонов поведения, формирующихся в процессе повседневного  взаимодействия с окружающими людьми.  Взаимодействие с другими людьми отражается в личности в виде такого  самосознания, посредством которого личность трактует себя как объект  рассмотрения другого человека. Социальное поведение личности в таком  контексте предстаёт как результат взаимных приспособлений людей друг к  другу, а человеческая природа и социальный порядок – как продукт  коммуникации. 

5 стр., 2259 слов

Теории личности в социологии (доклад)

... тех или иных социальных факторов. Таким образом, можно сказать, что человек личностью не рождается, а становится в процессе социализации и индивидуализации. 4 ... личности в социологии Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. Для того чтобы понять, что же такое личность, необходимо провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность». ...

Экзистенциалисты в свою теоретическую основу вкладывали основные принципы гуманистической психологии, произведения таких авторов, как Гегель, Достоевский, Ницше, Сартр и др. Особое влияние на развитие экзистенциальной идеи оказал постулат Гегеля о том, что обстоятельства и влечения управляют человеком ровно настолько, насколько он им позволяет. Отсюда было сделано два очень важных вывода. 1. Обстоятельства и влечения действительно могут управлять человеком. 2. Человек может им не позволить сделать этого.

Воля является одним из ключевых понятий экзистенциализма. А. Шопенгауэр одним из первых экзистенциалистов обращается к этому понятию, утверждая, что человек может наделить жизнь смыслом и представить ее так, как ему нужно, если у него есть воля. Получается, что, признавая неуловимость реального бытия, в то же время признается реальность воздействия наших представлений и возможность волевого управления ими.

Представители данного направления критикуют Фрейда, Юнга, Адлера за то, что у них человек зависим от влечений, а Уотсона, Торндайка — за зависимость от окружающей среды и несвободу. В рамках экзистенциального направления, наоборот, личность обладает свободой выбора, а каждая ситуация открывает для человека возможность найти свое наилучшее применение, и это является для человека смыслом.

Особо рассматривается проблема связи человека с миром. С точки зрения этой теории попытка понять человека отдельно от его мира — онтологическая ошибка. Не существует человека без мира (бытия), точно так же не существует и мира без человека.

Структурно-функциональный подход в социологии может быть  представлен ролевой концепцией личности. Согласно этой концепции,  человек, находясь в социальной системе, вынужден выполнять ряд функций,  которые могут быть описаны как его роли. Та или иная социальная система  формирует свои требования к человеку, а потому и человек приобретает  соответствующие этим требованиям ролевые статусы.  Семья как социальная группа формирует роли мужа и жены, повседневная  жизнь в обществе – покупателя, пассажира и т.д., профессиональные группы – роли врача, инженера, рабочего и т.д. Человек приобретает навыки выполнения этих ролей в процессе социализации, и, таким образом, он становится личностью.  Роль представляет собой динамическую характеристику статуса человека в  обществе, а сам статус может быть охарактеризован как место, занимаемое  человеком в той или иной социальной структуре.  Экзистенциалистское направление в социологии противопоставляет  личность и социальный мир, рассматривая самоосуществление человека как  постоянный процесс выбора решений в борьбе с отчуждённым от него миром.  Трагическое существование человека определяется его брошенностью, а необходимость жить с другими людьми лишает человека подлинности,  “сминает, раздавливает человека”.  Смысл человеческого существования не находится в мире, а придаётся  человеческой жизни самим человеком в процессе непрерывного  самоосуществления им своей сущности. Главное в экзистенциальном  понимании человека – проблема его внутренней свободы как собранности  индивида перед лицом обстоятельств.  Сложность решения проблемы личности в социологии не должна  создавать установки на принципиальную невозможность научного решения  этой проблемы. В какой-то мере каждое из социологических направлений  раскрывает ту или иную сторону проблемы, акцентирует внимание на  многогранности человеческой жизни общества. Главное не абсолютизировать один подход, а попытаться найти рациональное зерно и определить сильные и  слабые стороны каждой концепции

Список терминов

Социоло́гия (от лат.societas — общество + др.-греч. λόγος — наука) — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и социальных институтах, отношениях и общностях.

ЛИЧНОСТЬ — это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями.

Социальные отношения — это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т.д.)

Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) — это направление в психологии, которое отвергло как сознание, так и бессознательное в качестве предмета научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

Интеракционизм (от англ.interaction -«взаимодействие») методологический подход, объединяющий несколько различных направлений в общественных науках.

Теоретическая социология — социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания. Необходима для адекватной интерпретации социальных явлений и поведения людей.

Прикладная социология — область науки, наиболее приближенная к практике, ориентированная на использование полученных социологических знаний для решения жизненно важных практических задач общества.

Литература:

  1. Смелзер Н. Социология
  2. Тощенко Ж. Социология.
  3. Хрестоматия по истории социологии XIX-XXвв.
  4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования
  5. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии