анализ основного содержания теории социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1. Теория социального действия Т. Парсонса

1.1 . Разработка теории социального действия Т.Парсонсом …………………..6

1.2. Основные положения теории Т.Парсонса……………………………………11

Глава 2. Теория социального действия от Вебера до Парсонса(Суть теории социального действия)

2.1. Критика научных трудов Хоманса и Блау ….…..………………………..17

2.2. Вклад теории социального обмена в развитие социологии……. ………..20

Заключение ……………………………………………………………………..25

Библиографический список …………………….…………………..………..28

Введение

Актуальность темы исследования. Развитие современного государства, эффективное функционирование системы рыночных отношений, формирование целостной системы взаимодействия власти и общества невозможно без устойчивых систем отношений — финансовых, производственных, маркетинговых, организационно-управленческих институтов.

Необходимость исследования данной темы обусловлена возникновением проблемы взаимоотношений между людьми, особенно обострившейся после распада Советского Союза. Посредством чего люди строят свои отношения обмена: формально установленных норм, корыстных мотивов, психологического аспекта или же опираясь на что-либо другое? Непрерывное проведение реформ на рубеже веков и в настоящее время, локальные войны и конфликты, экономическая нестабильность в стране привели к тому, что с первых десятилетий XXI в. в России начался процесс изменения традиционных представлений о взаимоотношениях между людьми.

На сегодняшний день социальная жизнь не может быть представлена без взаимодействия одних индивидов с другими. Отношения между людьми строятся на непосредственном обмене. Совершая определенные действия индивид, так или иначе, ждет ответных реакций. Но устойчивая система отношений, которая, казалось бы, сформировалась и устоялась в обществе, в наши дни терпит период трансформации. Последствия таких изменений имеют первостепенную значимость, так как от сущности обменных отношений зависят не только системы психологических, экономических, социальных и многих других отношений, но и также, таких как власть и стратификация.

8 стр., 3679 слов

М. Вебер: концепция социального действия и его типов

... именно их экономическое поведение и его мотивация. Это поведение он и считал социальным действием. Теория социального действия представляет собой «ядро» социологии М.Вебера и поэтому её значение для профессиональной ... с теоретической ситуацией западного обществознания конца XIX в. Особенно важно правильно понять отношение Вебера к идеям Дильтея и неокантианцев История социологии в Западной Европе и ...

В связи с этим в настоящее время остро встает вопрос о необходимости, с одной стороны, систематизации отечественного и зарубежного опыта в области социального обмена, а с другой — более глубокого изучения мотивационной подструктуры личности, участвующей в обменных отношениях, для разработки направлений работы с институтами, влияющими на формирование таких отношений.

Обзор литературы. Различные стороны социальных отношений, непосредственно влияющие на формирования и поддержания системы социального взаимодействия и целостности общества исследуются в работах большинства ученых. Большой вклад в исследование проблем социального обмена внесли зарубежные ученые: Дж. Тибаут, Дж. Б. Уотсон, Б.Ф. Микер, Р. Хэмблин, Х. Келли, Дж. Хоманс, П. Блау и др [16, 24].

Среди отечественных ученых, занимавшихся данной темой, следует отметить Г.Ф. Чернову, В.Н. Бородай, А.А. Винникова, а также А.Ю. Ашкерова, занимающегося анализом взаимодействия в экономической сфере [9, 11, 12].

Психологические аспекты социального взаимодействия и отношений обмена нашли отражение в трудах Е.Г. Элбакиевой, Г.Ф. Черновой, Л.Г. Почебут и др [7, 9, 25].

Проблемы мотивации социального взаимодействия исследуются отечественными и зарубежными учеными: С.А. Кравченко, Р.В. Крюков, Дж. Клир, Р. Калман, Э. Ласло, Д.С. Чернавский и др [3, 4].

Целью курсовой работы является анализ основного содержания теории социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау.

В соответствии с поставленной целью, были сформулированы следующие задачи, решение которых требуется для достижения обозначенной цели:

— изучить основные моменты положений теории Дж. Хоманса:

— провести сравнительный анализ ключевых моментов в теориях Дж. Хоманса и П. Блау;

— раскрыть основные критические стороны антагонистических сторон теории социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау;

— выявить значение теории обмена для последующего развития социологии.

Объектом исследования является социологическая теория Дж. Хоманса и П. Блау.

Предметом исследования являются основные положения теории социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау.

Методы исследования. В процессе выполнения исследования использовались общенаучные методы синтеза и анализа, анализ научной и методической литературы, сравнительный метод.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Структура работы соответствует сформулированной цели и поставленным задачам исследования. Во введение обосновывается актуальность темы курсовой работы. В первой главе рассматриваются основные положения теорий Дж. Хоманса и П. Блау, общее и различия в подходах к изучению социального взаимодействия. Во второй главе рассматриваются основные критические подходы к изучению теории обмена и вклад данной теории в социологию. В заключении приводятся выводы по результатам проведенного исследования.

6 стр., 2527 слов

Социальные теории старения, их значение для создания программ ...

... способности, уверенность в себе и чувство социальной и психологической независимости. Основной характерной чертой старости является пассивность. Поэтому, по мнению последователей этой теории, трудоспособная и активная часть общества ...

Глава 1. Теория социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау

Одной из самых обсуждаемых теория является теория социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау. Особенностью данной теории явилось то, что её основоположники провозглашали примат психологического над социальным. “Вернуть человека в социологию” — вот главная цель Хоманса, которая в дальнейшем была развита Блау и последователями данной теории. Центральным в теории обмена является анализ отношения между акторами (субъектами деятельности) в различных социальных структурах, которые вступают во взаимодействие для удовлетворение своих потребностей. В первом параграфе рассматриваются основные положения концепции Хоманса, его знаменитые пять постулатов, которые, как он считал, и являются основой обмена индивидов. Во втором параграфе рассматриваются основные различия в концепциях Хоманса и Блау, который большее внимание уделил макропроцессам, происходящим в обществе и создал свою концепцию взаимоотношения двух и более людей, в дальнейшим развив и доработав её.

1.1. Основные положения теории Дж. Хоманса

Главным аспектом теории Джорджа Хоманса является ряд фундаментальных постулатов, основывающихся на непосредственных принципах психологии. Согласно данной теории центральное место в изучении поведения людей занимает анализ взаимоотношений между акторами в различных социальных структурах. Сам Хоманс настаивал на том, что не нужно делать никаких открытий в социологии, нужно анализировать то, что уже открыто в психологии. Объектом его исследования являлось индивидуальное поведение человека и интеракция между людьми.

Элементарное социальное поведение понималось им как:

1. Социальное (т.е. ориентированное на другого актора социального взаимодействия);

2. Непосредственное (лицом к лицу);

3. Действительное (это поведение являлось реальным, а не нормой поведения);

4. Предполагает социальные нормы, которые, всё же, не могут охватить всех ситуаций взаимодействия (роль и исполнение социальной роли).

Основная гипотеза Хоманса гласила, что на уровне элементарного социального поведения нет евреев и цыган, греков и варваров, есть только человек. Поэтому малые группы послужили своего рода “площадкой” для его исследований и наблюдения поведения в межличностных отношениях.

Социальное взаимодействие понималось им как процесс обмена, в результате которого каждый участник получает выгоду за счет действий других людей, и аналогично, совершает действия, приносящие выгоду им. Деятельность человека, по Хомансу, должна была обладать следующими признаками:

1. Количество, т.е. частота появления самого действия, которое бы выполнял впоследствии индивид;

2. Ценность действий как субъективная польза (этот признак как раз таки обращен к экономический стороне, т.е. базируется на корыстном интересе людей).

Совершение людьми определенных поступков определяется наличием устойчивых представлений о том, что за исполнением каких-либо действий последуют ответные действия со стороны других людей, подкрепляемые значимой для индивида пользой [10, с. 45]. Вознаграждением (или выгодой) могут быть представлены не только материальные блага, но так же и символические, которые чаще всего представлены в виде положительных эмоций, знаков уважения, престижа и т.д. Вознаграждения могут быть как внутренними (любовь, привязанность, уважение), так и внешними (деньги, физический труд).

11 стр., 5264 слов

Психологические теории в социальной работе

... задач социальной работы. Например, методы социального научения предполагают использование механизмов социального восприятия, социального мышления. Психологические основы социальной работы образует теория личности. Социальная работа ... будет рассмотрено – это психодинамические теории в социальной работе. Психодинамические теории явились основой для многих теорий социальной работы, например, таких как ...

Многие из названных нами переменных можно считать примером социального вознаграждения. Нам нравится, когда наши установки получают о……..

Библиографический список

Книги и монографии

1. Добреньков, В.И. Социология [Текст]: учебник/ В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. — М.: Инфра-М, 2001. — 624с.

2. Зборовский, Г.Е. История социологии [Текст]: учебник/ Г.Е. Зборовский. — М.: Гардарики, 2007. — 608 с.

3. Кравченко, С.А. Нелинейная социокультурная динамика: играизационный подход [Текст]: моногр./ С.А. Кравченко; Московский государственный ин-т международных отношений (ун-т) МИД России, каф. социологии. — Москва: МГИМО — ун-т, 2006. — 169 с.

4. Крюков, Р.В. Экономическая социология: конспект лекций [Текст]/ Р.В. Крюков. — Москва: А-Приор, 2008. — 204 с.

5. Мкртчян, Е.Р. Социология [Текст]: учебное пособие/ Е.Р. Мкртчян. — 2-е изд. перераб. и доп.; ВАГС. — Волгоград: ВАГС, 2004.

6. Петровская, Л.А. Общение — Компетентность — Тренинг [Текст]: избранные труды/ Л.А. Петровская; ред. — сост. О.В. Соловьева. — Москва: Смысл, 2007. — 686 с.

7. Почебут, Л.Г. Социальная психология [Текст]/ Л.Г. Почебут, И.А. Мейжис. — Москва: Питер, 2010. — 665 с.

8. Симонова, О.А. История социологии ХХ века. Избранные темы [Текст]: учебное пособие/ О.А. Симонова. — Москва: Логос, 2008. — 205 с.

9. Чернова, Г.Ф. Психология общения: общеметодологические аспекты, коммуникативность, компетентность, трудности общения, публичные выступления, практикум [Текст]/ Г.Ф. Чернова, Т.В. Слотина. — Москва: Питер, 2012. — 235 с .

10. Штомпка, П. Социология: анализ современного общества [Текст]/ П. Штомпка; пер. с пол. С.М. Червонной. — 2-е изд. — Москва: Логос, 2010. — 655 с.

Статьи из периодических изданий

11. Бородай, В.Н. Общение и обмен в современном обществе, их взаимосвязь [Текст]/ В.Н. Бородай// Вестник южно-российского государственного технического ун-та (Новочеркасский институт).

— 2008. — № 3. — С. 67-71.

12. Винников, А.А. Потребитель в рыночных социально-экономических отношениях: методологические проблемы социологического изучения [Текст]/ А.А. Винников// Известия Саратовского ун-та. — 2011. — Т.11. — № 1. — С. 57-60.

13. Грибов, И.А. Информационное общество: от виртуальной реальности к реальной виртуальности [Текст]/ И.А. Грибов// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусство. Вопросы теории и практики. — 2012. — № 9-2. — С. 47-51.

14. Кузнецов, А.Г. Власть и социальный обмен в теории информационного общества [Текст]/ А.Г. Кузнецов // Информационная безопасность регионов. — 2013. — № 1(12).

— С. 59-63.

15. Кузнецов, А.Г. Социологические интерпретации власти в теории социального обмена[Текст]/ А.Г. Кузнецов// Власть. — 2012. — № 7. — С. 102-105.

16. Лоулер, Э. Аффективная теория социального обмена [Текст]/ Э. Лоулер// Социальные и гуманитарные науки. — 2003. — №2. — С. 68-74.

13 стр., 6413 слов

Инстинктивизм в социологии (теория Уильяма Мак-Дуголла).

... те проблемы, которые оказали существенное воздействие на развитие социологии. Создателем психоанализа, является выдающийся австрийский психолог, психиатр, социальный мыслитель Зигмунд Фрейд (1856-1939). Строго говоря, ... стали писать об установках, аффектах, потребностях, интересах, привычках и т.д. В теориях инстинктивизма делался акцент на важных сторонах человеческой психики как основы поведения ...

17. Мёбиус С. Обмен дарами — новая парадигма социологии? [Текст]/ С. Мёбиус// Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. — 2008. — № 2. — С. 53-59.

18. Никитин, С.А. Разделение труда и распределение земли [Текст]/ С.А. Никитин// Известия уральского федерального ун-та.- 2011. — № 4. — С. 17-23.

19. Никифорова, О.А. Феномен мотивации труда в социологии управления [Текст]/ О.А. Никифорова// Известия Российского государственного педагогического ун-та им. А.И. Герцена. — 2008. — № 63-1. — С. 233-238.

20. Палеева, О.Л. Социокультурные основания обмена [Текст]/ О.Л. Палеева// Вестник Тамбовского ун-та. — 2010. — № 9. — С. 213-216.

21. Платонова, Н.А. Парадигмы феномена личностного потребления [Текст]/ Н.А. Платонова// Сервис в России и за рубежом. — 2010. — № 4. — С. 101-110.

22. Сведберг Р. Рынки как социальные структуры [Текст]/ Р. Сведберг// Личность. Культура. Общество. — 2002. — № 1-2. — С. 201 — 212.

23. Свинцовский, А.А. Теоретические аспекты моделирования социальных сетей [Текст]/ А.А. Свинцовский// Информационное общество. — 2013. — № 6. — С. 16-21.

24. Хоманс, Д.К. Малый боевой корабль (к истокам теории социального обмена) [Текст]/ Д.К. Хоманс// Социологические исследования. — 2010. — № 4. — С. 105-112.

25. Элбакиева, Е.Г. Природа поведения человека в различных направлениях зарубежной социальной психологии [Текст]/ Е.Г. Элбакиева// Вестник Северо-Осетинского государственного ун-та им. Коста Левановича Хетагурова. — 2012. — № 2. — С. 179-184.