Тема 1. Социология как наука 2

Как самостоятельная наука социология появилась только в XIX веке, ее основателем является французский социолог Огюст Конт. Термин «социология» в переводе с латинского языка обозначает «социо» — «общество», а «логия» в переводе с древнегреческого – учение, наука.

Социология— это наука об обществе, законах его развития и функционирования как целостной системы и составляющих его социальных институтов. Социология – наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей, механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, а также между общностями и личностью (Ядов).

По мнению О.Конта, социология должна была быть позитивной, должна опираться на опыт, наблюдение. Главная идея Конта — уподобить изучение общества изучению природы.

Проект социологии у Конта подразумевал, что общество — особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам. Практический смысл социологии — участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому совершенствованию. Могут быть найдены познавательные инструменты, позволяющие выявить законы развития общества.

Знакомясь с той или иной наукой, мы обязательно определяем объект и предмет, которые она исследует. Объект науки -то, на что направлено изучение, некая часть внешней реальности, выбранная для изучения (для социологии — общество).

В целом можно сказать, что объектом социологии выступает общество как целостная система.

Предмет науки (предметная область) -те стороны, связи, отношения объекта, которые изучаются данной наукой.Предметом социологии является конкрктная область социальной реальности выраженная системой особых социологических понятий.

Поиски предмета социологии на протяжении всей истории ее развития могут быть связаны с вопросом «Как возможно общество?». Многообразие ответов на этот вопрос представлено в многообразии социологических концепций. Макс Вебер (начало XX века), немецкий социолог, сказал, что главная задача социологии — отыскание смысла человеческих действий. Он стал основоположником «понимающей социологии». Задача — понимание социологических действий людей.

12 стр., 5583 слов

Социология личности — историческое развитие и актуальные проблемы

Контрольная работа по дисциплине: «Социология» Тема контрольной работы: «Социология личности: историческое развитие и актуальные проблемы» Содержание контрольной работы 1. Понятие личности в социологии. Соотношение биологического и социального в формировании личности 2. Основные концепции социологии личности 3. Ролевые теории и социальный статус личности Вывод Практическое задание Список ...

Основными понятиями предмета социологии является статус и роль, личность, социализация…

В чем отличие социологии от других наук, изучающих общество? Специфика социологии в том, что она изучает общество как целостность.

Социология как самостоятельная наука имеет свои задачи. Социология, изучая общественную жизнь в тех или иных формах и сферах, во-первых, решает научные проблемы, которые связаны с формированием знания о социальной действительности, разработкой методов социологических исследований. Во-вторых, социология изучает проблемы, которые связаны с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств целенаправленного воздействия на социальные процессы. Особенно повышается роль социологии в условиях преобразования нашего общества, так как каждое принимаемое решение, каждый новый шаг, предпринимаемый властями, задевают социальные интересы, меняют положение, поведение множества взаимодействующих групп. В этих условиях органам управления крайне необходима полная, точная и правдивая информация о реальном положении дел в любой сфере общественной жизни, о потребностях, интересах, поведении общественных групп в той или иной ситуации, а также о возможном влиянии их поведения на общественные процессы. Не менее важной задачей социологии является обеспечение надежной «обратной связи» управления обществом. Ведь принятие самого правильного и необходимого решения высшими органами управления представляет собой первый шаг преобразования действительности. Это делает необходимым постоянный социологический контроль выполнения решений, протекания конкретных процессов в обществе. Нельзя забывать также и о такой важнейшей задаче социологии, как формирование у людей социального мышления, а активизация деятельности человека, социальной энергии масс и направление ее в нужное обществу русло. Эта задача адресована в первую очередь социологам.

2. Структура и функции социологии. Социологическое значение неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную прежде всего различием ресурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов. Так, например, социология исследует эти явления и процессы и на уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий, и на уровне личности, межличностных взаимодействий. Это, в частности, дает объективное основание для подразделения социологической науки на несколько составных частей.

7 стр., 3389 слов

Концепция социологии. Социальные факты.

... самоубийств с принадлежностью к определенным социальным группам, Э. Дюркгейм устанавливает зависимость числа самоубийств от степени ценностно-нормативной интеграции общества (группы). Он выделяет три основных типа ... 55шифр: 09123 Проверил:   Челябинск 2011 Содержание. 1. Концепция социологии. Социальные факты. 2. Теория общественного разделения труда. Социологическое определение механической и ...

Структурные компоненты социологического знания:

а) общетеоретическая социология как макросоциологическое исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого; б) социология среднего уровня как исследования меньшей степени общности, направленные на изучение закономерностей и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т.е. частные, специальные социологические теории, включая отраслевые социологии (например, социология социальных групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономическая социология, социология образования, социология политики, социология права, социология пропаганды, социология семьи, социология культуры, социология труда и др.); в) микросоциология, изучающая социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. В такой структуре социологического знания находит свое выражение соотношение общего, особенного и единичного. Таким образом, социология выступает, во-первых, как наука, то есть как определенная система знаний, во-вторых, как определенный способ мышления, изучения людей, видения мира. Социологическое знание, включает в себя системный анализ, общенаучные методы, количественные оценки, может рассматриваться как относительно точное и строгое.

Но, поскольку объекты социологии — социальные общности — отличаются в своем поведении значительными флуктуациями, это знание не может быть столь же строгим и точным, как в естественных науках. Несмотря на то, что имеет дело с изучением субъективных мнений людей, она стремиться к объективности, которая определяется не только применяемыми методами исследования, но и рядом других факторов: непредубежденной и независимой позицией социолога, публичным характером его деятельности, критическим анализом представленных материалов со стороны коллег. Социологическое знание базируется на фактуальной основе, которая оказывается достаточно зыбкой, если полученные социальные факты не могут быть в полной мере достоверными и надежными. Социальный факт регистрируется социологом либо как онтологический, либо — будучи включенным в социологическое знание — как гносеологический. В последнем случае он становится фактом социологии, теряя свой онтологический статус. В зависимости от уровня получаемых знаний в социологии также выделяются:

8 стр., 3791 слов

Адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации

Тема №10 Адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации Содержание 1. Понятие «адаптации» в психолого-педагогических исследованиях . Структура и стадии адаптации . Социальная адаптация . Психологические механизмы социальной адаптации человека Заключение Литература 1. Понятие «адаптации» в психолого-педагогических исследованиях Термин «адаптация» прочно вошел в научный и ...

1) теоретическая социология, дающая глубокое обобщение фактического материала, путем построения теории, раскрывающих универсальные закономерности функционирования общества (социальной системы и ее структур).

2) прикладная (эмпирическая) социология — изучает практические стороны социальной жизни общества на базе общесоциологических теорий и фактических материалов. 3) социальная инженерия — уровень практического внедрения полученных знаний с целью моделирования путей разрешения конкретных социальных проблем. Кроме того, социология имеет и внутреотраслевое и отраслевое деление (социология труда, экономическая социология, социология досуга, семьи, образования, религии, малых групп, молодежи, пола, поселений и т.д.)

Функции социологии: 1. Познавательная — как наука социология дает прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, о тенденциях общественного развития. 2. Прикладная (практическая) функция в том, что социологическая наука не только познает социальные реальность, но и обладает управленческим потенциалом. Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамичного развития самого объекта познания этой науки — социальной деятельности. И здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и специальным социологическим теориям, дающим глубокое системное отражение сущности и закономерности развития общества. Прикладная (практическая) функция социологии в том, что наука не только познает социальную реальность но и вырабатывает предложение для управленцев всех уровней в условиях совершенствования социальной политики, для рационального управления обществом.

10 стр., 4622 слов

Развитие социологических концепций управления

... развития социологических концепций управления 1.1 Понятие и содержание социологии управления Социология управления - отрасль социологической науки, изучающая группы и общности в системе социального управления. Объектом социологии ... система выдвижения на новые должности1234567891010. У нас культивируются разнообразные методы и формы коммуникаций1234567891011. Наши работники участвуют в принятии ...

3. Функция социального контроля позволяет снять социальную напряженность и кризисы в обществе, информируя властные структуры об усилении деятельности социального контроля над процессами в обществе. 4. Идеологическая функция в том, что данные социологии (знания) используются для выработки определенного менталитета, ценностных ориентаций, стереотипов поведения , имиджей. Социологическое знание может служить средством манипулирования сознанием и поведением людей, либо данные полученные социологами могут быть средством достижения общественного консенсуса. 5. Прогностическая (футурологическая) функция социологии состоит в способности вырабатывать прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. Итак, социология играет ключевую роль в современной интеллектуальной культуре и занимает центральное место в социальных науках. Объект социологии — социальная реальность , современное общество, объективная и субъективная, первичная и вторичная информация о нем, собранная из разных источников и помощью специфических методов. Социальная общность — базовая социологическая категория, которая должна стать главным предметом социологического анализа. Она соединяет макро- и микроуровень анализа: поведение людей, массовые процессы, культуру, социальные институты, отношения собственности и власти, управление, функции, роли, ожидания. Это и есть «социум» в наиболее точном значении этого понятия. Социальное действие обладает общественным качеством. Это совокупность социально-значимых поступков, при помощи которых индивид или группа намереваются воспроизвести или изменить поведение, взгляды и мнения других лиц или слоев. Совокупность действий образует «социальный процесс», формирующий общие тенденции социальной эволюции (генезис, функционирование, изменение, развитие).

Социология является наукой о современном обществе как целостной системе, тенденциях ее функционирования и изменений, наукой о становлении и динамике социальных общностей, институтов, организаций, взаимодействий между личностью и общностями, наукой об осмысленных социальных действиях людей, процессах и массовом поведении.

8 стр., 3900 слов

Общество как предмет исследования. Социальная реальность и социальное познание

... общество - универсальная человеческой жизнедеятельности. Общество является предметом исследования целого комплекса наук: философии, социологии, истории, социальной психологии, кибернетики, семиотики и т.д. Существует несколько уровней исследования общества: ... действительности суть квазициклические, якобы круговые процессы. Развитие общества в порядке социально-функциональных циклов свидетельствует о ...

3. Социологическое исследование: этапы и методы

Целью социологического исследования всегда является избавление от приблизительных выводов, которые часто бывают ложными.

Этапы социологического исследования:

1. Выбор исследуемой проблемы.

2. Обзор литературы.

3. Построение гипотезы.

4. Выбор программы исследований — каким образом будет осуществляться сбор данных для дальнейшего их анализа и проверки гипотезы.

5. Сбор данных.

6. Анализ результатов (поиск значимых связей между фактами, выяснившимися в ходе исследования).

7. Выводы. Обычно исследователи принимают, отвергают первоначальную гипотезу или вносят в нее какие-то изменения. Кроме того, ученые стремятся связать полученные данные с другими данными и теориями.

Социология использует особые методы получения знания. В исследованиях социология использует качественные и количественные методы. Качественные основаны на микросоциологических концепциях и используют для получения информации понимание и интерпретацию. Количественные — это статистические и математические методы.

Опросные методы. Опросы, как правило, проводятся методами интервьюирования и анкетирования.

Интервью – беседа по предварительно разработанному подробному плану, однако чаще социологи проводят интервью на основе заранее подготовленного опросного листа, в котором даются все интересующие вопросы, в определенной последовательности и с заданными формулировками.

Анкетирование – метод опроса, при котором социолог-исследователь общается с респондентом (участником социологического опроса) с помощью анкеты. Результат зависит от того, как она составлена. Нужна правильная формулировка, понятность и расположение вопросов. В анкете следует остерегаться наводящих вопросов, например, вопрос, который начинается со слов «Вы согласны, что…» провоцирует согласие респондента. Более нейтральный вопрос может начинаться так: «Каково Ваше мнение о …».

12 стр., 5893 слов

АЛСТЕД Я. — Психология, социология, общество. Модели мотивации

26 44044зн © 2002 г. Я. АЛСТЕД ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ОБЩЕСТВО: МОДЕЛИ МОТИВАЦИИ _________________________________________________________________ АЛСТЕД Якоб - профессор факультет социальных наук университета Роскильде, Дания. ________________________________________________________________ Меня давно занимал вопрос, почему в социологии нет психологии. Целью истории не могут не быть мотивы ...

Различают два типа анкетного опроса: сплошной — опрос всех представителей выборки; выборочный — опрос части представителей выборки. Выборка или выборочная совокупность — множество испытуемых, с помощью определённой процедуры выбранных из генеральной совокупности для участия в исследовании. Выборка должна быть репрезентативной, то есть группа исследуемых индивидов должна быть типична для группы. Обычно используют случайную выборку или выборку расслоенную (типическую).

При случайной выборке исследователи осуществляют произвольный отбор объектов исследования так, что у каждого индивида в популяции имеется равный шанс быть выбранным. Если необходима более высокая точность, используется расслоенная выборка, когда население делится на соответствующие категории по возрасту, полу, социально-экономическому положению и т.п.

Трудность этих методов связана с точностью информации. Поскольку данные, сообщаемые индивидами при опросах, непосредственно их касаются, то они могут ненамеренно или бездумно их искажать. От 20 до 70% людей, получивших анкеты по почте, просто не утруждают себя их заполнением, что также искажает репрезентативность выборки. По меньшей мере, 10% населения из-за недостаточной грамотности не могут понять даже простейшие вопросы.

Опрос экспертов, как в форме устной беседе, так и в форме письменного задания. Самым главным, в данной методике, является отбор экспертов, обладающими глубоким знанием предмета исследования. Недостаток в том, что сложно сделать однозначный вывод, т.к. мнения экспертов могут сильно расходиться.

Неопросные методы социологических исследований

Наблюдение — это сбор информации путём фиксирования происходящих явлений и событий. Основными типами наблюдения считаются невключенное и включенное, когда исследователь имитирует вхождение в группу, адаптируется в ней, как правило, анонимно и анализирует происходящие в ней события «изнутри». Во многих ситуациях наблюдение представляется единственно возможным методом получения данных. Но с помощью наблюдения невозможно изучать события прошлого.

Эксперимент – метод сбора и анализа эмпирических данных с целью проверки гипотез относительно причинных связей между явлениями. Распространен эксперимент, состоящий в сравнении двух сложных явлений, различающихся лишь тем, что на первый из них оказывают в соответствии с рабочей гипотезой определенное воздействие, а другой оставляют без изменений. Гипотеза считается доказанной, если в первой системе под воздействием экспериментального фактора (независимой переменной) произошло изменение, которое во второй отсутствует. В активно направленном эксперименте исследователь вводит в действие экспериментальный фактор, приводящий, по его гипотезе, к определенным последствиям, в естественном – воздействие экспериментального фактора вызвано самим ходом событий.

Анализ документов. Под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Этим методом исследуют данные переписи, правительственные статистические отчеты, газетные материалы, книги, журналы, личную переписку, речи, фольклор, судебные архивы, произведения искусства и результаты исследований других ученых-социологов. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка.

Метод социометрии (Дж. Морено).

Это метод изучения структуры неформальных отношений в сложившихся малых группах, при котором строится социограмма, схема, представляющая собой несколько концентрических кругов. Каждый из кругов соответствует количеству предпочтений в данной группе. Предпочтения выявляются путём опросов или других исследований. В центр помещается наиболее популярный член группы (или несколько членов), далее — менее популярные, по мере убывания, вплоть до изгоев (внешний круг).

Между индивидами прочерчиваются линии со стрелками, обозначающие обоюдную либо одностороннюю симпатию или антипатию. Повторные измерения, проведенные в той же группе, позволяют исследовать динамику отношений.

4. Становление и развитие социологического знания

Важным аспектом изучения социологии, как и любой другой науки, представляется изучение истории ее становление и развития. Р. Мертон говорил: «Социология – это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения». Хотя социология как наука и оформилась в XIX в., но и до этого мыслителей в течение многих веков интересовала проблема общества.

В период античности первое полное представление об обществе дали в рамках социальной философии Платон («Законы», «О государстве») и Аристотель («Политика»).

Так, Платон впервые разработал в своих работах учение о социальной стратификации. Он выделил три сословия, которые должны существовать в идеальном обществе: правители-философы, воины и «кормильцы»: торговцы, ремесленники и крестьяне.

В средние века исследования общества были подвержены сильному влиянию христианства, в силу чего носили исключительно теологический характер. Значительные теоретические разработки появились в вопросе эволюции общества (Августин Аврелий, Фома Аквинский, Ибн-Хальдун).

Мыслители эпохи Возрождения разработали гуманистические концепции самоценности личности. Особняком стоит теория общества и государства Н. Макиавелли, где дается набор предписаний поведения политического лидера.

В Новое время особое значение приобрели теории общественного договора и естественного права (Т. Гоббс, Дж Локк, Ш. Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо).

Социология как самостоятельная наука возникла в конце 30-40-е гг. XIX в. Основоположником социологии считается Огюст Конт (1798-1857) — французский мыслитель, предложивший проект создания позитивной науки об обществе («социальной физики»).

Именно он стал автором термина «социология» в своей работе «Курс позитивной философии» (1839).

Он считал, что главным методом, с помощью которого нужно изучать общество, является наблюдение, сравнение и эксперимент. Подход О. Конта принято квалифицировать как эмпиризм в социологии. Необходимость возникновения новой науки Конт обосновывал исходя из выдвинутого им закона о трех стадиях развития интеллектуального развития человека. Первая, теологическая, стадия охватывает древность и раннее средневековье и характеризуется господством религиозного мировоззрения. На второй, метафизической стадии (с XIV по XIX вв.) человек пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей. На третьей, позитивной стадии человек переходит к фиксации постоянных объективных связей, которые являются законами, управляющими явлениями действительности. Таким образом, мыслитель противопоставлял социологию как позитивную науку теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе. Теорию социологии Конт делил на два самостоятельных раздела: социальную статику (описание взаимоотношений между социальными институтами) и социальную динамику (закономерности изменения обществаа).

Продолжателем идей Конта был Герберт Спенсер (1820-1903), основатель органической школы в социологии. Важнейший принцип его теории — уподобление общества организму (органицизм), а его частей и институтов – органам тела. Общество подобно биологическому организму растёт (а не строится, поэтому Спенсер выступал противником всяких реформ) и увеличивается в своём объёме, одновременно усложняя структуру и разделяя функции. Основной закон общества – выживание наиболее приспособленных индивидов. Правительство не должно вмешиваться в естественные процессы, протекающие в обществе. Только в таких условиях «приспособленные» будут выживать, а «неприспособленные» — вымирать. Такая постановка вопроса, хотя и допускает признание объективного развития общественных явлений, ведет к их биологизации, к защите эксплуатации и угнетения как якобы естественных явлений.

Значительный вклад в развитие социологии внес Карл Маркс (1818-1883).

Его теория общества основывалась на принципе определения всех социальных явлений экономическими явлениями и принципе поступательного прогрессивного общественного развития, который реализуется через учение о смене общественно-экономических формаций. Одной из основных его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества. В качестве инструмента такого анализа Маркс использовал структуру общества: все индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения. Маркс рассматривал структуру общества в динамике, предполагая, что классы — это исторически изменяющиеся компоненты социальной структуры. Все изменения в обществе основаны на законах диалектики, на постоянной борьбе между классами угнетенных и угнетателей. Маркс тем самым обосновал механизм возникновения и развития социального конфликта, происходящего в результате неравенства.

Одним из виднейших представителей социологии стал Эмиль Дюркгейм (1858-1917), основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа. Он считал, что общество — это надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от действий отдельных индивидов. Предметом социологии являются социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой. Одна из центральных проблем в работах Дюркгейма — проблема социальной солидарности. Социальная солидарность есть главная сила, создающая общественное целое. Она бывает двух видов: механическая солидарность (доиндустриальное общество), когда все индивиды выполняют одинаковые функции и не имеют индивидуальных черт; органическая солидарность (индустриальное общество), когда люди автономны и благодаря разделению труда взаимодополняют друг друга.

Если Дюркгейм безраздельно отдавал приоритет обществу, то Макс Вебер (1864-1920) индивиду и его действию. «Общество», «государство», «институт» — это только слова, которым не следует приписывать онтологических характеристик. Всякое общество представляет собой совокупный продукт взаимодействия конкретных индивидов. Социальное действие — атом общественной жизни, и именно на него должен быть направлен взгляд социолога. Вебер выделил четыре его типа: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное, аффективное. Инструментом социологического познания для Вебера является идеальный тип, то есть мыслительная логическая конструкция, создаваемая исследователем. С его помощью можно упорядочивать многообразие исторического материала.

Современная социология включает в себя множество теоретический направлений и парадигм и вообще может быть понята как многопарадигматическая наука. Ведущими современными парадигмами являются:

Системно-функционалистская парадигма (Т. Парсонс, Р. Мертон), где общество рассматривается как система, состоящая из частей и имеющая границы, отделяющие ее от других систем или внешней среды. При этом в любой социальной системе выполняются основные функции адаптации, достижения цели, интеграции, воспроизводства образца:

Символический интеракционизм (Дж. Мид, Г. Блумер) изучает каким образом взаимодействие между индивидами формируют социальную структуру и как эти социальные структуры, выступая в роли сети взаимодействий, формируют индивидов.

Феноменологическая социология (А. Щюц) изучает процесс приобретения человеком социального опыта и то, как его опыт определяет общение с миром.

Другие парадигмы: этнометодолгия (Г. Гарфинкель), теория социального конфликта (Р. Дарендорф, Л. Козер), гендерная социология.

В конце XX – начале XXI в. наиболее известны и авторитетны теории Ю. Хабермаса, П.Бурдье, Н. Лумана, Б. Латура и т.д.

Развитие социологической мысли в России можно разделить на несколько этапов.

1) На первом этапе (1860-1900) происходило формирование различных направлений и школ социологической мысли, которые во многом опирались на достижение западной социологии, включая марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин), органицизм (А. И. Стронин), психологизм (субъективная школа — П. Л.Лавров, Н. К. Михайловский), географичесая школа (Л. И. Мечников — в истории развития обществ главнейшую роль сыграли те реки, которые входили в ареал их обитания), теория историко-культурных типов Н.Я. Данилевского.

2) В первые два десятилетия XX в. теоретические концепции характеризовались распространением неопозитивизма, сочетающим функционализм и эмпирические исследования. Одновременно оформляется своеобразная социология в русле религиозной философии (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков), не приемлющая неопозитивизм. Центральное место в эмпирических социологических исследованиях по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих и крестьян. Крупным социологом того времени был М.М. Ковалевский.

3) В 20-х годах издается обширная социологическая литература. Основная направленность этих работ состояла в стремлении сформулировать оригинальную социологию марксизма. Но после краткого периода академических свобод устанавливается реакция. Термин «социология» начинает приобретать негативный оттенок и использоваться главным образом в связи с критикой «буржуазной» социологии. Многие журналы и кафедры закрываются, немалое количество социологов подвергаются репрессиям и ссылке в лагеря. Высылка в 1922 г. большой группы ученых из России сразу же сказалась на снижении уровня отечественной социологии. Именно в этот период начинается научная деятельность одного из виднейших представителей мировой социологической мысли Питирима Александровича Сорокина (1889—1968).

Этот мыслитель, родившийся в России, внес огромный вклад в развитие социологии, который можно сравнить разве что с вкладом Вебера. Сорокин разработал теорию стратификации и социальной мобильности.

4) В период с 1950-х гг. начинается возрождение интереса к социологии. Во многом благодаря работам Б. А. Грушина, Т. И. Заславской, Ю. А. Левады, В. А. Ядова и др. в стране возобновились и расширились масштабы социологических исследований. Социология проходит процесс институциализации, итогом которого становится возникновение социологического факультета МГУ, который оказался первым после длительного перерыва социологическим факультетом в СССР. Предметом социологических исследований была социальная структура общества, бюджет времени рабочих, социальные проблемы труда, образования, семьи и т.д.

5) На сегодняшний день в России существует большое количество социологических факультетов, которые выпускают специалистов. В стране существуют центры исследования общественного мнения. Ведущие темы современной российской социологии: формирование предпринимательского класса; проблемы классового неравенства, бедности и богатства и др.