Теоретические аспекты и подготовка к практике

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

Факультет психологии и педагогики

Кафедра общей и профессиональной педагогики

Учебно-методический комплекс Программа производственной (педагогической) практики по направлению

подготовки 050400.68 Психолого-педагогическое образование магистерской программе Организационно-управленческая деятельность ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»

Версия документа — 1

стр. 12из12

Первый экземпляр __________

КОПИЯ № _____

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета психологии и

педагогики

____________С.А. Репин

«____»_____________2012г.

Учебно-методический комплекс

Программа производственной (педагогической) практики

Направление подготовки

050400.68 – Психолого-педагогическое образование

Магистерская программа

Организационно-управленческая деятельность

Присваиваемая квалификация (академическая степень)

Магистр

Форма обучения

Очная

Челябинск, 2012 г.

1. Цели педагогической практики

Целями педагогической практики по направлению подготовки 050400.68 «Психолого-педагогическое образование», квалификация – «магистр» являются:

  • Осознание и закрепление результатов теоретического обучения в процессе реальной педагогической деятельности;
  • Приобретение опыта самостоятельной научно-педагогической профессиональной деятельности по избранному направлению в соответствии с требованиями к уровню подготовки и присваиваемой квалификации;
  • Знакомство с передовыми образовательными технологиями, используемыми в педагогической деятельности на факультет психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «ЧелГУ», а также в учебных заведениях, являющихся базами педагогической практики;
  • Повышение мотивационной готовности студентов к участию в научно-педагогической и просветительской деятельности, связанной с преподаванием и популяризацией психологии.

2. Задачи педагогической практики

Задачами педагогической практики являются:

— Формирование профессиональных педагогических компетенций, связанных с проектированием и реализацией учебно-воспитательного процесса преподавания педагогики в системе среднего, профессионального и дополнительного образования;

— Формирование у студентов готовности применять современные формы и методы преподавания педагогики в своей педагогической деятельности;

— Применение на практике различных организационных форм и технологий обучения, с которыми магистры знакомы теоретически;

— Разработка критериев оценки обучения и их практическое применение;

— Развитие и закрепление навыков подготовки методических разработок, подбора литературы и методического обеспечения для различных форм учебных занятий: лекции, семинары, различного рода практические занятия; интерактивные и дистанционные формы обучения;

— Дальнейшее формирование навыков поиска, отбора и использования учебно-методической литературы для разных образовательных ситуаций;

— Формирование навыков создания дидактических материалов с использованием современных информационных ресурсов и технологий;

— Стимулирование магистров к активизации информационно-поисковой деятельности в целях совершенствования различных профессиональных умений в области методики преподавания психологии.

3. Место производственной практики в структуре ооп магистратуры

Педагогическая практика является составной частью учебного процесса. Она предоставляет большие возможности для закрепления знаний и умений, полученных на занятиях по общенаучным и профессиональным дисциплинам, а также активно способствует формированию профессиональных компетенций в ходе непосредственной педагогической деятельности. Прохождение данной практики является важным и необходимым этапом подготовки квалифицированных специалистов-педагогов. Производственная практика базируется на освоении учебных дисциплин: «Философия образования и науки» (Базовая часть общенаучного цикла); «Методология и методы организации научного исследования» (Базовая часть общенаучного цикла); «Актуальные проблемы современного российского образования» (базовая часть профессионального цикла); «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» (базовая часть профессионального цикла); «Психологические и организационные основы управления персоналом» (Вариативная часть профессионального цикла); «Педагогика и психология высшей школы» (вариативная часть профессионального цикла); «Здоровьесберегающие технологии образования» (дисциплина по выбору профессионального цикла); «Практикум по организации и проведению научного исследования в профессиональной психолого-педагогической деятельности» (Вариативная часть профессионального цикла); «Нормативно-правовая основа профессиональной деятельности в сфере образования» (вариативная часть общенаучного цикла); «Общенаучные и конкретно научные подходы в образовании» (базовая часть профессионального цикла); «Теория и психологические основы управления» (дисциплина по выбору общенаучного цикла); «Психология принятия управленческих решений» (дисциплина по выбору профессионального цикла).

4. Формы проведения производственной (педагогической) практики

Педагогическая практика проводится в форме участия магистров-практикантов в роли преподавателей психолого-педагогических дисциплин: чтение лекций, проведение семинаров, практических занятий, тренингов, консультаций и практикумов в образовательных учреждениях, в организации учебно-воспитательной работы с учащимися.

5. Место и время проведения производственной практики

Базами для прохождения педагогической практики являются факультет психологии и педагогики и другие факультеты ФГБОУ ВПО «ЧелГУ», где читаются курсы психолого-педагогического профиля. Педагогическая практика также может проводиться в других образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, организациях и учреждениях психолого-педагогического профиля, независимо от их организационно-правовых форм.

Время проведения практики третий семестр.

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики.

В результате прохождения производственных практик, обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

— способен разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях людям с учетом этнокультурной специфики (ОК-6);

— способен использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8);

— способен проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях риска (ОК-9);

— способен строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10);

— способен выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11);

— способен использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);

— способен уметь организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-4);

— способен анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятии по их предупреждению и преодолению (ОПК-7);

— готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9).

7. Структура и содержание производственной практики.

Общая трудоемкость производственной (педагогической) практики составляет 6 зачетных единиц 216 часов, продолжительность 4 недели.

п/п

Разделы (этапы) практики

Виды производственной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего

контроля

1

Организационно-подготовительный этап

Инструктивная работа:

— проведение инструктажа по технике безопасности;

2 часа

Учет посещаемости инструктажа, заполнение журнала по технике безопасности.

— установочная конференция

3 часа

Учет посещаемости

— самостоятельная работа по подготовке к практике

22 часов

Оценка инструментария по моделированию деятельности преподавателя

2

Ориентировочный этап

Знакомство с образовательным учреждением; беседы с членами администрации и преподавателями ОУ; изучение правил внутреннего распорядка; нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование ОУ, структуры в учреждении, истории и развития

24 часа

Оформление дневника практики

3

Проектировочный этап

Разработка конспектов учебных занятий

Проведение учебных занятий

108 часов

Проверка конспектов

4

Аналитический этап

Оценка результатов педагогической деятельности.

20 часов

Анализ, оценка и самооценка учебных занятий, проводимых магистрантом

5

Итоговый этап

Обработка и анализ полученной информации, подготовка отчета.

Итоговая конференция по прохождению практики

27 часов

Отчет о прохождении педагогической практики. Участие в итоговой конференции. Оценка отчета руководителем практики

Задание на практику в период с 01.10 по 28.10

п/п

Разделы (этапы) практики

Задание

1

Организационно-подготовительный этап

1. Заполнить журнал по технике безопасности (по результатам инструктажа)

2. Изучить научно-методическую литературу в соответствии с предложенным списком.

3.Разработать инструментарий по моделированию деятельности преподавателя.

2

Ориентировочный этап

1. Изучить нормативные документы образовательного учреждения, регламентирующие функционирование образовательного учреждения.

2.Оформить дневник педагогической практики.

3.Посетить учебные занятия, проводимые преподавателями

3

Проектировочный этап

1.Разработать конспекты учебных (иных) занятий (не менее 4)

2. Подготовить мультимедийное обеспечение учебных занятий.

4

Аналитический этап

1. Проанализировать, оценить и интерпретировать результаты проведенных учебных занятий.

2. Заполнить дневник практики (анализ, выводы, оценка и самооценка)

5

Итоговый этап

Оформить отчет о прохождении практики

8. Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на производственной практике:

Информационно-коммуникационные, поисковая деятельность, освоение научных разработок.

Данные технологии определяются направлением подготовки и выбранной в рамках направления специализацией обучающегося, по согласованию с руководителем практики и методистом кафедры общей и профессиональной педагогики.

9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на производственной практике:

  • научно-методическая литература;
  • задание на практику;
  • Отчет о прохождении практики;
  • Дневник педагогической практики;
  • консультации с руководителем практики;
  • консультации с руководителем образовательного учреждения;
  • нормативно-правовые документы.
  • методические рекомендации кафедры по проведению педагогической практики

10. Формы промежуточной аттестации (по итогам производственной практики)

Промежуточный контроль за ходом педагогической практики каждого этапа педагогической практики осуществляют руководители практики, а также преподаватели кафедры общей и профессиональной и педагогики. Итоговый контроль за выполнением программы педагогической практики осуществляется при сдаче и защите студентом-практикантом итогового отчета (дифференцированный зачет) и Дневника педагогической практики.

  • Составление магистрантами отчетов и их защита на итоговой конференции;
  • Оценка руководителем отчетов по практике.

11. Материально-техническое обеспечение производственной практики

Для успешного прохождения педагогической практики необходимы следующие технические средства обучения: оборудование для аудио-визуальной демонстрации иллюстративных или рабочих материалов; компьютерная техника с соответствующим программным обеспечением и возможностью подключения к сети Интернет; видеозаписывающая и видеовоспроизводящая техника; изолированное помещение для занятий со свободно передвигаемой мебелью для проведения тренингов; оборудование для тиражирования дидактического и раздаточного материала; помещение для хранения учебно-методических материалов (в случае проведения цикла занятий в одном и том же учреждении).

12. Список литературы

а) Основная литература:

Нормативные документы.

  1. Декларация прав человека. Права ребенка: основные международные документы. – М., 1992.
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. (Утверждено Прав. Рос. Фед. Распоряжение № 1756 от 29 дек. 2001 г.) // Научно-методические материалы для региональных практических семинаров. — М.: ИРО, 2001-2002.
  3. Образовательная политика России на современном этапе. Справка Госсовета России. //Официальные документы в образовании: информационный бюллетень. № 2 (173) январь, — 2002. – С. 2-49.
  4. Концепция дошкольного воспитания // Бюллетень государственного комитета СССР по народному образованию (серия дошкольное воспитание и общее среднее образование), 1990. — № 4 — С. 35 — 48, № 5. – С. 35 — 41.
  5. Концепция непрерывного образования. // Бюллетень ГК СССР по народному образованию. – 1989. — № 8.
  6. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) Проект // Начальная школа. – 2000. — № 8. – С. 8-29.

Учебная и справочная литература

  1. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. — СПб: Питер, 2008. — 304 с.
  2. Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — М.: КноРус, 2010. — 740 с. *
  3. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Ростов-н/Д: Феникс, 2009. — 507 с.
  4. Педагогика: учебник для вузов / П. И. Пидкасистый [и др.] ; под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Академия, 2010. — 511 с. *
  5. Подласый, И.П. Педагогика: в трех книгах: учебник / И.П. Подласый. –М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн. 1: Общие основы: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. -527 с. *
  6. Подласый, И.П. Педагогика: в трех книгах: учебник / И.П. Подласый. –М. ВЛАДОС, 2007. – Кн. 2: Теория и технологии обучения: учебник. — 2-е изд., испр. и доп. — 575 с. *
  7. Подласый, И.П. Педагогика: в трех книгах: учебник / И.П. Подласый. –М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн. 3: Теория и технологии воспитания: учебник. — 2-е изд., испр. и доп. — 463 с. *
  8. Сластенин, В. А. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. — 8-е изд., стер. — М.: Академия, 2010. — 478 с. : ил. — Высшее профессиональное образование).

    — Библиогр.: с. 466-473. — ISBN 978-5-7695-6707-0. *

  9. Ступина С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие / С. Б. Ступина. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. — 52 с.

б) Дополнительная литература*:

  1. Анисимов, В.В. Общие основы педагогики: учебник для вузов / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. — М.: Просвещение, 2008. — 574 с.
  2. Афонина, Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия: учебное пособие для вузов / Г.М. Афонина; ред. О.А. Абдуллина. — 2-е изд. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. — 512 с.
  3. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога: учебное пособие для вузов / В.И. Загвязинский. — М.: Академия, 2008. — 176 с.
  4. Загрекова, Л.В. Теория и технология обучения: учебное пособие / Л.В. Загрекова, В.В. Николина. – М.: Высшая школа, 2008. — 157 с.
  5. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для вузов / И.Г. Захарова. — 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2009. -192 с.
  6. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах: учебник / Г.М. Коджаспирова. — 2-е изд. — М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2009. -256 с.
  7. Колесникова, И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учебное пособие для вузов / И.А. Колесникова; ред. В.А. Сластёнина. — М.: Академия, 2010. — 336 с.
  8. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учебное пособие для вузов / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. — М.: Академия, 2009. — 400 с.
  9. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учебное пособие для вузов / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. — М.: Академия, 2008. — 352 с.
  10. Кукушин, В.С. Теория и методика воспитания: учебное пособие / В.С. Кукушин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 509 с.
  11. Логвинов, И.И. Дидактика: история и современные проблемы: учебное пособие / И.И. Логвинов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. — 205 с.
  12. Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для вузов / ред. С.А. Смирнова. — 8-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2008. — 512 с.
  13. Петрова, В.Н. Дидактические материалы: тесты, упражнения, творческие задания к учебнику педагогика: учебное пособие / В.Н. Петрова; ред. П.И. Пидкасистый. — М.: Пед. общество России, 2008. — 336 с.
  14. Семейное воспитание: хрестоматия / сост. П.А. Лебедев. – М.: Академия, 2011. — 408 с.
  15. Управление образовательными системами: учебное пособие / И.А. Зайцева, В.С. Кукушин, Т.В. Миронова [и др.]. – М.: Ростов-на-Дону: МарТ, 2012. — 464 с.
  16. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И.Ф. Харламов. — 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2008. — 519 с.
  17. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: учебное пособие / Т.И. Шамова, Т.М. Давденко, Г.Н. Шибанова. – М.: Академия, 2009. -384 с.

* Имеется в библиотеке ЧелГУ.)

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 050400.68 «Психолого-педагогическое образование» и профилю подготовки«Организационно-управленческая деятельность»

Автор А.Ю. Акмалов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики

Программа одобрена на заседании кафедры общей и профессиональной педагогики от «15» октября 2012 г. № 2

Заведующий кафедрой общей

профессиональной педагогики Р.А.Циринг

Рецензенты:

Тротт К.Г., кандидат педагогических наук, начальник управления образования Центрального района г. Челябинска

В.В. Усынин, кандидат педагогических наук, директор МОУ СОШ№97 г. Челябинска

Программа одобрена на заседании кафедры общей и профессиональной педагогики от 08.09.2011 года, протокол № 1.

 ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»