- Основные понятия этики социальной педагогики: этика, профессиональная этика.
- Аксиология – теория ценности. Понятие ценности.Цели и базовые ценности в социально-педагогической деятельности.
- Дайте характеристику основным принципам социально-педагогической деятельности.
- Охарактеризуйте понятие «профессиональная компетентность».
Задания:
«Напишите» свой портрет:
Человек живет в мире вещей, явлений, предметов, отношений, поступков… Из всего этого многообразия в процессе жизнедеятельности он выделяет то, что имеет для него определенную ценность, смысл, что позволяет удовлетворить потребности и интересы, реализовать себя. По сути, все, что окружает человека, все, с чем он сталкивается, оценивается им с точки зрения «нужного — ненужного», «полезного — бесполезного». Другими словами, все соотносится с целями человека, с его устремлениями и желаниями. Что – то для человека очень важно, что – то важно, но в меньшей степени, а что – то неважно вовсе. В результате этих оценок возникает ориентация человека на те или иные ценности, а их совокупность образует систему ценностных ориентаций личности.
Внимательно прочитайте перечень предложенных ценностей (список «А») и в графе «Место» проставьте цифры от 1 до 18 в порядке важности для Вас того, что перечислено.
Затем то же самое проделайте со списком «Б», используя такую же ранговую шкалу – от 1 (самое важное) и до 18 (в наименьшей степени важное для Вас в этом списке ценностей).
С п и с о к «А»
Ценности Место
- Активная деятельная жизнь
- Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл)
- Здоровье (физическое, психическое)
- Интересная работа
- Красота природы и искусства (переживание прекрасного)
- Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
- Материально обеспеченная жизнь
- Наличие хороших и верных друзей
- Хорошая обстановка в стране, в нашем обществе, сохранение мира
- Общественное признание (уважение окружающих и т.п.)
- Познание (возможность расширения своего образования)
- Равенство (братство, равные возможности для всех)
- Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках
- Свобода как независимость в поступках и действиях
- Счастливая семейная жизнь
- Творчество (возможность творческой деятельности)
- Уверенность в себе
- Удовольствия (жизнь, полная удовольствий).
С п и с о к «Б»
1/Понятие общения в психологии Значение общения в жизни человека
... или восприятие и оценка партнера. Все три стороны общения способствуют оптимизации совместной деятельности людей, ведут к сближению, а также развитию и совершенствованию их личных качеств. Однако ... изучения становитсямежличностноеобщение, или общение в диаде, которое часто и рассматривается как синоним понятия общения[19]. Е. В. Андриенко в своей работе пишет о следующих уровнях ...
Ценности Место
- Аккуратность (чистоплотность, умение держать все в порядке)
- Воспитанность (хорошие манеры, вежливость)
- Высокие запросы (высокие притязания)
- Жизнерадостность (чувство юмора)
- Исполнительность (дисциплинированность)
- Независимость (способность действовать самостоятельно)
- Непримиримое отношение к недостаткам в себе и в других
- Образованность (широта знаний, высокая общая культура)
- Ответственность
- Рационализм (умение здраво и логично мыслить)
- Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
- Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов
- Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
- Терпимость к взглядам и мнениям других (толерантность)
- Широта взглядов (уважение к мнению других)
- Честность (правдивость, искренность)
- Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
- Чуткость (заботливость)
Вы можете «написать» свой ценностно – ориентационный портрет. Обратитесь к списку «А» и сделайте это по следующей схеме:
«Главное в моей жизни – 1 и 2, если, конечно, будут 3 и 4. 5 и 6 украшают мою жизнь, и, конечно, очень важно 7, хотя оно и не самое главное. Что касается 8, 9 и 10, то это было бы очень желательно, однако это не всем удается. 11, 12, 13, 14, 15 и 16 могут даже и не быть в моей жизни. Но в чем я совершенно уверен (а), так это в том, что люди, живущие ради 17 и 18, ничего не стоят. Делать из этого цель существования просто бессмысленно».
Подобный портрет создайте и с точки зрения ценностей – средств (список «Б»).
Литература:
- Алмазов, Б. Н. Методика и технология работы социального педагога / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова. – М. : Академия, 2004. – 192 с.
- Басов Н. Ф., Басова В. М., Кравченко А. Н. Социальный педагог: введение в профессию: Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений — М. : Издательский центр «Академия»,2006.
- Овчарова, Р. В. Справочник социального педагога / Р. В. Овчарова. – М. : Сфера, 2010.
- Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога / Т.А. Шишковец. – М. : ВАКО, 2007.
- Ярская-Смирнова Е.Р. Профессиональная этика социального работника. –М, 1999.
Дополнительная литература:
- Афанасьева А.И. В поисках моральных ориентиров // Социс. 2004. № 3.
- Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // Социс. 2004. № 7.
- Вачков В.И. и др. Введение в профессию «психолог». М., 2002.
- Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.-Воронеж, 2004.
- Хайруллина Ю.Р. Ценности в сфере труда: особенности и факторы // Социс. 2004. № 5.
Тема 2. Профессиональный портрет социального педагога.
- Назовите должностные обязанности социального педагога, содержащиеся в квалификационном справочнике. Раскройте их содержание. Понятие должностной инструкции социального педагога.
- Профессионально-этические требования к профессиограмме социального педагога.
- Используя Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, перечислите требования к знаниям и умениям специалиста в области социальной педагогики по циклу общепрофессиональных и специальных дисциплин направления (социальная педагогика).
10 стр., 4846 слов
Групповая работа как форма организации кружка
... учебной мотивации. Задачи курсовой работы: 1) изучить литературу по теме исследования; 2) провести экспериментальную работу; 3) проанализировать результаты экспериментальной работы. Мы считаем, что тема ... групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога, стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества. ...
Интерпретируйте содержание этих требований.
- Каковы наиболее важные личностные качества социального педагога? Дайте классификацию (сгруппируйте) этих качеств.
Литература:
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по специальности «Социальная педагогика». – Госкомвуз РФ, 1994, 2000, 2010.
- Нагавкина, Л.С. Социальный педагог: введение в должность: сб. материалов / Л.С. Нагавкина. – СПб, 2002.
- Социальный педагог в школе (из опыта работы) / сост. Л. Д. Баранова. – Волгоград : Учитель, 2008. – 187 с.
- Социальный педагог в школе / авт.-сост. И. Ю. Фоминичева. – Волгоград : Учитель, 2011. – 254 с.
- Шакурова, М. В.Методика и технология работы социального педагога / М. В. Шакурова. – М. : Академия, 2008. – 266 с.
- Шептенко, П.А. Методика и технология работы социального педагога: учеб.пособие / М. В. Шакурова. – М. : Академия, 2009. – 206 с.
Дополнительная литература:
- Зайнышев И. Г., Злобин П. Е. Социологический портрет будущего специалиста социальной работы // Российский журнал социальной работы. – 1995. — №1.
- Зимняя И. А. Профессиональные роли и функции социального работника //Российский журнал социальной работы. – 1995. — №1
- Топчий Л. В. Проблемы формирования профессионального мастерства специалистов по социальной работе. – М: МГСУ, 1996.
- Холостова Е. И. Профессиональный и духовно – нравственный портрет социального работника. – М.: Союз, 1993.
- Шевеленкова Т. Д. Личностные качества социального работника как проблема его профессиональной (квалификационной) характеристики // Социальная работа. – 1992. – Вып.2
- Этика социальной работы: принципы и стандарты //Российский журнал социальной работы. – 1995. — №2.
Тема 3. Деонтологические аспекты в социально-педагогической деятельности
- Охарактеризуйте понятие «деонтология».
- Понятие и особенности этического кодекса социального педагога (социального работника).
Характеристика одного из этических кодексов разных стран.
- Долг и ответственность социального педагога (социального работника) перед государством, профессией, коллегами, клиентом.
Литература:
- Медведева Г.П. Этика социальной работы. М., 1999.
- Фирсов М.В., Студенова Е.Г Теория социальной работы. М., 2001.
- Ярская — Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. — М., Ключ-с, 1998.
- периодические издания, справочная литература
Тема 4. Этикет и культура поведения социального педагога
- Охарактеризуйте понятия «этикет» и «культура поведения».
- Раскройте содержание принципов этикета социального педагога. Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие тот или иной принцип.
- Типичные ситуации в профессиональной деятельности социального педагога: знакомство, повторная встреча с ребенком, консультирование, общение с окружением ребенка.
Задание:
Подготовьте и разыграйте в парах на занятии различные ситуации взаимодействия социального педагога и клиента (ребенка, родителя).
В диалоге постарайтесь продемонстрировать принципы этикета социального педагога. Подготовьте несколько (2 — 3) вопросов для аудитории по своей ситуации («сценке»).
Литература:
- Василькова Ю. В.Социальный педагог : педагогический опыт и методы работы [Текст] : [учеб.пособие для вузов по спец. «Социальная педагогика»] / Ю. В. Василькова. — 3-е изд., доп. — М.: Академия, 2010. — 201, [2] с. — (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).
— (Учебное пособие).
- Василькова Т. А. Социальная педагогика [Текст] : [учеб.пособие для вузов по спец. «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Педагогика»] / Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова. — М.: КноРус, 2010. — 229, [1] с.
- Горелова Г.Г. Культура и личностный стиль педагогической деятельности// Педагогика. — 2002. — №6. — С. 61-66
- Кошевая И. П. Профессиональная этика и психология делового общения [Текст] : [учеб.пособие для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования] / И. П. Кошевая, А. А. Канке. — М. : ИНФРА-М : Форум, 2010. — 303 с. : табл. — (Профессиональное образование).
- Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы. М.: Изд-во МГСУ, 2002
- Никитина, Н. И. Методика и технология работы социального педагога : учеб.пособие / Н. И. Никитина. – М. : ВЛАДОС, 2007. – 400 с.
- Олешков М. Ю. Вербальная агрессия учителя в процессе педагогического общения// Стандарты и мониторинг в образовании, 2005, № 2. – С. 43-50
- Периодические издания
Тема 5. Профессиональные риски и деформации в социально- педагогической деятельности.
- Охарактеризуйте понятие «риск», «профессиональный риск».
- Какие профессиональные риски существуют в социальной педагогике. Факторы, ведущие к риску в профессии.
- Способы и средства противостояния специалиста неблагоприятным ситуациям (саморегуляция, рефлексия, копинг– стратегии и т.п.).
Профилактические меры снижения профессионального стресса.
- Мотивы выбора профессии «социальный педагог».
Литература:
|
|
Тема 6. Основные нравственные противоречия в социальной работе
- Проблема столкновения интересов и возникающих противоречий в деятельности социального педагога. Проблема приоритетов в профессиональной деятельности: интересы государства превыше интересов одного человека, интересы отдельного клиента превыше интересов общества.
- Основные нравственные противоречия. Конфиденциальность и интересы общества. Обязательность законов и защита клиента.
- Проблема патернализма и самоопределения. Проблема личных и профессиональных ценностей. Проблема платности услуг. Проблема неизбежности «профессиональных секретов».
Тема 7. Проблемы профессионального развития социального педагога
- Профессионально-личностное развитие и профессиональное становление специалиста. Специалист и профессионал. Профессионализм. Профессионализм деятельности, профессионализм личности, нормативность деятельности и поведения, Я-концепция.
- Этапы профессионального развития специалиста: довузовский, вузовский, послевузовский. Профессиональная ориентация. Профессиональный отбор. Критерии профессиональной пригодности: медицинский, образовательный, личностный, социальный.
- Этическое воспитание будущего специалиста. Проблемы молодых специалистов: проблемы трудоустройства, проблема «мнимой нужности», проблема переноса и защиты, проблема отсутствия аналогий.
Основная литература:
- Медведева Г.П. Этика социальной работы. М., 1999.
- Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. М., 1989.
- Фирсов М.В., Студенова Е.Г Теория социальной работы. М., 2001.
- Шрейдер Ю.А. Лекции по этике: Учебное пособие. М., 1994
- Ярская-Смирнова Е.Р. Профессиональная этика социального работника.
Дополнительная литература:
- Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Профессиональная этика: социологические ракурсы // Социс. 2005. № 8. с. 3-13.
- Белякова Г.И. Профессиональная мораль. М., 1975.
- Бербешкина З.А. Этика социального работника // Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. М., 1993.
- Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал социальной работы. 1995. № 1.
- Миренков В.И. Профессиональный долг. Л., 1982.
- Миренков В.И. Профессиональная мораль. Л., 1984.
- Писаренко В.И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. Минск. 1977.
- Социальная работа / Под ред. В.И. Курбатова. Ростов н/Д., 2000.
- Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. М., 1998.
- Федоренко Е.Г. Профессиональная этика. Киев, 1983.
- Чернокозов И.И. Профессиональная этика учителя. Киев. 1988.
- Чеботарева Э.П. Врачебная этика. М., 1984.
И еще немного литературы:
Афашагова, А.А. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности : учебное пособие / А.А. Афашагова ; Адыгейский государственный университет. — М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. — 187 с. : ил. — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-4475-1570-6 ; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253720 |
Холостова, Е.И. Социальная работа. Учебник для бакалавров / Е.И. Холостова. — М. : Дашков и Ко, 2012. — 282 с. — (Учебные издания для бакалавров). — ISBN 978-5-394-01904-3 ; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114139 |
Холодцева, Е. Л. Акмеология субъекта профессиональной деятельности/ Е. Л. Холодцева, А. Г. Портнова. – Изд-во КемГУ, 2010.-192с. [Электронный ресурс] http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=30033 |
Психология и этика делового общения : учебник / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Юнити-Дана, 2012. — 420 с. — (Золотой фонд российских учебников). — ISBN 978-5-238-01050-2 ; То же [Электронный ресурс]. — URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117118 |