Тема «функции туризма»

7

ТиПЭТ

Коренным словом для термина «туризм» стало французское слово «тур», которое в переводе означает «прогулка», «поездка». В настоящее время в международном туризме слово «тур» подразумевает туристское путешествие с такими заранее спланированными параметрами, как маршрут, сроки, набор услуг.

Поскольку туризм – социально-экономическая категория, то, соответственно, все функции туризма можно разделить на социальные и экономические.

Туристские путешествия, по мнению специалистов, имеют такие позитивные социальные функции: познавательная, социально- коммуникативная, спортивная, эстетическая, эмоционально-психологическая, оздоровительная, творческая, паломническая.

1. Познавательная функция.

Познанием называется процесс отражения, анализа и воспроизведения действительности в мышлении; постижение закономерностей объективного мира, законов природы и общества; совокупность приобретенных знаний и опыта. В путешествии человек познает окружающий мир как логическими, так и чувственными средствами. При этом логическое познание включает мышление и память, а познание чувственное ощущение, восприятие, представление.

2. Оздоровительная функция.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила понятие «здоровье» как состояние полного физического, психического и социального благополучия. Основным критерием оценки здоровья является уровень возможностей человека приспосабливаться к окружающему миру.

Еще в XVIII веке французский врач Тисо писал, что «движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения».

Движение присуще туризму и на первом месте по оздоровительной функции стоят его активные виды, т.е. те, в которых турист передвигается по маршруту благодаря собственным физическим усилиям. Такие усилия практически посильны любому человеку. Важна только правильная дозировка нагрузки, соответствующая физическим и техническим возможностям данного туриста.

В активном путешествии, в отличие от спортивного, турист сам может определять продолжительность, протяженность и техническую сложность путешествия и прервать ею в любой момент. К началу XXI века медики определили две основных причины ухудшающегося здоровья населения Земли: неблагополучные экологические условия жизни человека и гиподинамия, т.е. ограниченность движений. И именно активные и спортивные виды туризма устраняют обе указанные причины и имеют максимальный оздоровительный эффект.

2 стр., 608 слов

Функции и роли вожатого

Способность вдохновить детей на высокие обязательства, забота о развитии и поддержке детей Вседозволенность, каждый занимается «своим делом», не думая об эффективности общей деятельности Развитию детей не придается значения, у детей нет перспектив личностного роста 2. Фасилитатор- Он должен воспитывать в коллективе стремление к согласию, улаживать межличностные конфликты. Ожидаемое поведение ...

3. Социально-коммуникативная функция.

Коммуникативный – предназначенный, расположенный к установлению коммуникации, т.е. общения с помощью языка. Передача и восприятие мыслительного содержания.

Таким образом социально-коммуникативная функция туризма определяется как возможность участников путешествия общаться друг с другом во внеформапьной обстановке без производственной субординации, учета социального положения, возраста, национальности, гражданства и других признаков различающих людей.

С точки зрения туристского восприятия знакомство с районом путешествия это не столько осмотр определенной территории, природных и историко-культурных памятников, сколько знакомство с новыми людьми. И впечатление от конкретного путешествия это, чаще всего, впечатление от общения с новыми людьми.

4. Спортивная функция

В широком понимании «спорт» – это собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, специфические межчеловеческие отношения и установления в сфере этой деятельности, ее общественно значимые результаты, взятые в целом.

Социальная значимость спорта заключается более всего в том, что он представляет собой совокупность наиболее действенных средств и методов физического воспитания, одну из основных форм подготовки человека к трудовой и другим общественно необходимым видам деятельности. Наряду с этим спорт — одно из важных средств этического, эстетического воспитания, упрочения и расширения интернациональных связей, способствующих взаимопониманию, сотрудничеству и дружбе между народами.

Кроме понятия «спорт» используется термин «вид спорта», т.е. вид соревновательной деятельности с определенным предметом состязания и особой спортивной техникой и тактикой. Одним из таких видов является спортивный туризм, включающий в себя выполнение разрядных требований в двух видах туристско-спортивных соревнований: а) соревнованиях по спортивным походам; б) соревнования по туристскому многоборью.

Человечество располагает разнообразными спортивными программами, но лишь туризм обладает всеми необходимыми компонентами здоровья: общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка, физическая активность.

Спортивный туризм прост в организации, доступен людям любого возраста. Туризм является естественным видом спорта, т.к. нагрузки в нем легко дозируются. Спортивный туризм развивает такие черты человеческого характера, как коллективизм, дисциплинированность, упорство и настойчивость.

5-6. Эстетическая и эмоционально-психологическая функции.

Эстетикой (от греч. — чувствующий, чувственный) называется философская наука, изучающая прекрасное в действительности, эстетическое воспитание и общие принципы творчества по законам красоты, система чьих-либо взглядов на искусство.

Под эстетической функцией туризма понимается предоставляемая в туристском путешествии возможность наслаждаться красотой природы, творениями архитекторов, скульпторов, художников. Эстетическая функция тесно связана с функцией эмоционально-психической. Она понимается в туризмоведении как возможность снятия напряжения и усталости после напряженного труда, приобретения положительных эмоций от встреч с людьми, впечатлений от интересных туристских объектов или преодоления естественных препятствий в спортивном или активном туристском путешествии.

9 стр., 4253 слов

24.Мотивация и стимулирование профессиональной деятельности

... службы начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования профессиональной деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, ... им, как мотив. Мотив – побуждение к действию, к деятельности. Стимулирование – это процесс активизации деятельности персонала, повышения его заинтересованности в реализации целей и ...

7. Творческая функция.

Творчеством называется деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающиеся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности.

Огромный творческий потенциал туристского путешествия состоит в том, что его участники выходят за рамки стереотипного существования, отвлекаются от бытовых мелочей, сосредоточиваются на решении новых проблем. За несколько тысяч лет организованных путешествий накопилось огромное количество проявлений творчества путешественников.

Прежде всего, сюда относятся: научные открытия; прозаические и стихотворные произведения как художественные, так и документальные и научно-популярные; изобретение новых образцов снаряжения, одежды, обуви, транспортных средств; новых продуктов питания для различных видов туризма; новые средства и методы обучения людей – участников активных и спортивных путешествий.

8. Паломническая функция

Паломничеством называется странствие для поклонения святым местам (у христиан – в Иерусалим и Рим; у мусульман в Мекку и Медину и др.).

Названо по обычаю христианских паломников привозить из Палестины пальмовую ветвь.

Паломники (наряду с торговцами) являются первыми, путешественниками, имевшими точную цель своего перемещения во времени и пространстве. Паломники олицетворяют в этом отношении начало классического туризма. Ведь они преодолевали до цели путешествия огромные расстояния, как правило, пешком, имея минимум одежды и съестных припасов. Только так они могли добраться к цели своего путешествия, не будучи ограбленными или убитыми, учитывая тогдашние условия безопасности.

Будучи одной из самой старых функций организованных путешествий, в мире паломническая функция не утратила своих позиций. Более того, в современном международном туризме паломничество прогрессирует. Глобальные изменения в организации государств мира в конце XX века привели к росту числа верующих и собственно числа паломников основных мировых религий. Число мусульманских паломников, например, сейчас так велико, что власти Саудовской Аравии, где находятся священные города Мекка и Медина, установили ежегодную квоту для паломников из разных стран мира.

Здесь названы лишь основные социальные функции туризма, однако других позитивных функций — великое множество. Поэтому потребность людей в туризме со временем не уменьшается, а с геометрической прогрессией растет. Исследователями, например, установлено, что множество людей искусственно сокращают свои потребности даже в пище и одежде, для того, чтобы в отпуске совершить интересное для них путешествие.

10 стр., 4730 слов

Туризм XXI века

... отрасли, как строительная, автомобильная, производство мебели и другие, ориентированные на производство товаров длительного пользования или ... -частотность туризма; -предпочтения в выборе географии туризма; -предпочитаемая форма организации тура; -представления туриста о цене ... благосостояния. Измерением уровня жизни и дифференциации доходов населения занимаются многие международные организации, в ...

Экономические функции туризма: 1. Функция воспроизводства турпродукта; 2. Функция обеспечения занятости; Функция сглаживания; 4. Функция нивелирования платежного баланса; 5. Функция создания дохода (туристский мультипликатор).

1. Функция воспроизводства турпродукта

В зависимости от аспекта можно говорить о различных функциях, выполняемых туризмом: культурной, образовательной, социальной. В рамках изучаемой дисциплины рассматриваются экономические функции туризма.

Функция воспроизводства выполняется через использование основных факторов производства. Каждому фактору производства соответствует и определенный факторный доход (доход, получаемый с фактора производства).

Факторы производства делятся на основные (труд, земля, капитал) и дополнительные (предпринимательство, информация):

• труд – деятельность органов управления туризмом и туристских организаций (турагентов и туроператоров);

• земля – все природные ресурсы, используемые для производства турпродукта;

• капитал – деньги, активы;

• информация – о туристских возможностях, ресурсах;

• предпринимательство – организация и управление для получения нового турпродукта.

Все факторы производства используются при создании новых товаров и услуг, и, естественно, данный процесс является непрерывным. Факторы производства тесно взаимоувязаны в туристской деятельности.

В туризме на первое место выдвигаются природные ресурсы – земля. Сегодня это единственный, незадействованный полностью фактор производства, при помощи которого можно добиться максимального эффекта от его использования, при условии определенного соответствия между всеми факторами производства, т.е. каждой единице земельных ресурсов должны соответствовать и объём трудовых ресурсов, и объём капитала.

2. Функция обеспечения занятости

Функция обеспечения занятости, выполняемая туризмом, выражается в том, что население получает работу на туристских предприятиях (гостиничные, транспортные и др.).

Рост туризма создает в регионах, независимо от уровня их развития, новые рабочие места, поэтому такое воздействие туризма на занятость может стать определяющим для тех регионов, которые существенно зависят от данного сектора экономики.

По оценкам специалистов, на каждые 10 новых рабочих мест в развитых странах 7 приходится на сферу услуг. Это объясняется тем, что здесь требуются значительные объемы высококвалифицированного ручного труда (уборка гостиничных комплексов и прилегающих территорий; приготовление пищи и организация питания туристов и пр.).

Занятость в туризме может быть:

• прямой (на предприятиях, предназначенных специально для туристов – работники турфирм, гостиниц);

• косвенной (на предприятиях, специально для туристов, не предназначенных, но также ими используемых – работники ресторанов, музеев, магазинов и т.д.).

12 стр., 5591 слов

Система коммуникаций в сфере туризма

... отсутствии необходимости выделения сферы туризма в отдельную отрасль, т.к. небольшая часть компаний сферы услуг ориентирована на производство услуг и товаров для туристов. . Потребительская односторонняя трактовка, ... что не весь доход, созданный подсистемами туризма, относится к добавленной стоимости в его секторе, т.к. объекты инфраструктуры туризма, наряду с туристами, обслуживают и других ...

3. Функция сглаживания

Функция сглаживания проявляется в том, что туризм при определенных условиях может способствовать экономическому развитию депрессивных, слабых в структурном отношении, регионов. Создание туристских предприятий в удаленных, малонаселённых или индустриально слаборазвитых регионах частично нейтрализует некоторые негативные явления. В данном случае туризм выполняет выравнивающую функцию, поскольку многие привлекательные в природном или культурном отношении регионы способны с помощью туризма обеспечить себе темпы экономического роста, превосходящие среднестатистические показатели, что означает создание дополнительного дохода и рабочих мест.

4. Функция нивелирования платёжного баланса

Влияние туризма на стабилизацию платёжного баланса региона осуществляется через функцию его нивелирования. В составе платежного баланса расходы местных туристов, выехавших за пределы региона, противопоставляются доходам, полученным от потребления товаров и услуг, прибывшими в регион туристами.

Вклад в платежный баланс страны выражается в виде разницы между расходами иностранных туристов в стране и расходами резидентов этой же страны за рубежом. Государственная политика стран направлена на стабилизацию платежного баланса.

Платежный баланс может быть положительным и отрицательным. Положительный платежный баланс – ситуация, когда сумма ввоза туристами валюты превышает сумму вывоза из нее. Отрицательный платежный баланс – ситуация, при которой сумма ввоза валюты меньше суммы вывоза.

Туристский импорт предполагает выезд туристов из страны, вывоз ими денежных средств и ввоз туристских впечатлений, товаров (выездной туризм).

Туристский экспорт предполагает въезд туристов в страну, ввоз ими денежных средств и вывоз туристских впечатлений и товаров (имеет место при въездном туризме).

При туристском экспорте направление денежного потока совпадает с направлением потока туристов. В этом состоит отличительная особенность туристского экспорта от экспорта товаров, поскольку при экспорте товаров денежный поток и поток товаров движутся в противоположных направлениях (аналогично сравнение туристского и товарного импорта).

5. Функция создания дохода – туристский мультипликатор

Туристский мультипликатор – коэффициент, отражающий увеличение доходов региона в зависимости от расходов туристов.

Чем больше доля дохода, потраченного в стране (регионе), тем больше эффект мультипликатора. Способность удерживать доход от туризма в стране зависит от самостоятельности местной экономики. Если она способна производить все товары и услуги, которые нужны туристам, то эффект мультипликатора будет значительным. А чем больше импортируется из других стран/регионов, тем меньше эффект мультипликатора.

12 стр., 5707 слов

Школьный туризм

... настроения и оказывает выраженный оздоровительный эффект на организм человекаНежелательные воздействия туризма на организм человекаНедостаточная физическая подготовка туристов, возможно, приведет к развитию переутомления ... физического напряжения и доступные далеко не всем категориям туристов. В процессе активного туризма отдыхающий занимается такими видами деятельности, которые требуют специальной ...

Мультипликатор дохода (Мд) показывает дополнительный доход (заработная плата, рента, прибыль и т.п.), полученный в результате увеличения расходов туристов.

Мультипликационный эффект выражается в том, что доход, полученный в одной отрасли, способствует возникновению нового дохода у другого субъекта хозяйственной деятельности.

Эффект увеличения дохода в туризме имеет, прежде всего, региональное значение. Значительное увеличение дохода происходит тогда, когда первичная выручка от туризма переходит в региональную торговлю, промышленность, сельское хозяйство и т.д. Значения мультипликатора различны в зависимости от характера региональной экономики и степени взаимосвязанности разных секторов ее экономики.