Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»
Институт экономики и социальных технологий
Кафедра Социальной работы и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по учебной дисциплине «Технологии социальной работы»
НА ТЕМУ: «Технология опеки и попечительства»
Выполнила:
Научный руководитель:
Санкт-Петербург
- 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО
1.1 Сущность опеки и попечительства. Основные понятия и структура
1.2 Нормативно-правовое регулирование опеки и попечительства в России
ГЛАВА 2. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО. ПЕРПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ
2.1 Перспективы развития органов опеки и попечительства
2.2 Современные проблемы в системе органов опеки и попечительства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
опека попечительство социальный
Актуальность темы. В настоящее время в России действительно актуальной является проблема опеки и попечительства. Перед обществом на протяжении всей истории стояла задача защиты детей.
Опека и попечительство — очень важный институт в системе технологий социальной работы. Именно поэтому необходимо систематизировать накопленные юридической наукой знания и правоприменительную практику для повышения эффективности социальной работы.
Степень научной разработанности проблемы. Данный институт весьма распространен в гражданско-правовых отношениях, а понятия «опека» и «попечительство» прежде всего используются в юридической науке и праве.
Отдельные стороны проблемы применения норм гражданского законодательства об опеке и попечительстве неоднократно рассматривались в правовой науке. Общетеоретические аспекты опеки и попечительства разрабатывали такие ученые, как Ершова Н.М., Пергамент А.И., и др.
Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы.
Глава 1. Девиантное поведение как проблема социальной работы
... Законы, Кодексы РФ, инструктивно-методический материал. Глава 1. Девиантное поведение как проблема социальной работы 1.1 Понятие и причины девиантного поведения Оценка любого поведения подразумевает его ... от своих обязанностей и долга, нежелание решать личные и социальные проблемы: уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, самоубийства, ...
Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ таких понятий как опека и попечительство. Этот анализ включает в себя:
— анализ правовых актов, согласно которым осуществляется деятельность института опеки и попечительства действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования опеки и попечительства;
— рассмотрение проблем опеки и попечительства в рамках социальной работы.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
— дать определение понятиям «опека» и «попечительство»
— определить содержание и признаки опеки и попечительства согласно законодательству и правоприменительной практике и практике социальной работы.
Объект и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами.
Объектом научного анализа этой курсовой являются опека и попечительство как теоретическая категория и как правовое явление в социальной работе.
Предмет курсовой работы — технологии социальной работы в институте опеки и попечительства.
Практическая значимость работы. Данную курсовую работу можно использовать как учебный материал по теме «технология социальной работы».
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка используемых источников.
ГЛАВА 1. Опека и попечительство
1.1 Сущность опеки и попечительства. Основные понятия и структура
Термин «опека (попечительство)» используется законодателем в различных смысловых значениях. Это, во-первых, форма охраны прав и интересов гражданина (вид правовой помощи), во-вторых, система правовых связей, правоотношений лиц (закон употребляет термин «опека устанавливается»), в-третьих, институт законодательства.
Итак, во-первых, опека (попечительство) — это одна из форм охраны прав и интересов тех граждан, которые не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и исполнять свои обязанности (недееспособных или неполностью дееспособных граждан).
Институт опеки и попечительства защищает интересы и права недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Каждый гражданин (физическое лицо) независимо от возраста и состояния здоровья способен иметь права и обязанности, т.е. обладает правоспособностью. Но не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Таким образом, опека и попечительство — одна из форм предоставляемой государством защиты личности.
Опека и попечительство — это общие технологии социальной работы. Они применимы для оказания помощи различным слоям населения. В первую очередь в социальной работе они используются для защиты прав и интересов таких слабозащищенных категорий населения как дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и недееспособные граждане.
Законом предусмотрены случаи, в которых с помощью опеки и попечительства необходимо защищать права и интересы таких слабозащищенных категорий.
1) опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;
Социальная реабилитация престарелых и социальное попечительство ...
... очередь на плечи государственных социальных служб. Объект: Социальная реабилитация престарелых граждан. Предмет: Система социальной работы с пожилыми гражданами. Цель: Выявить основные методы и формы социальной реабилитации пожилых ...
2) попечительство — это такая форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет или граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать своим подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять этих подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;
3) подопечный — это гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;
4) недееспособный гражданин — гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая гласит: «1. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.”
5) не полностью дееспособный гражданин — несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных статьями 21 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об опеке и попечительстве» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014)
Под дееспособностью понимается cпособность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013)
Опекун (попечитель).
Опекуном (попечителем) может быть любой совершеннолетний дееспособный гражданин. Исключением являются лица, которые были отстранены от обязанностей опекуна, бывшие усыновители, а также те, кто был лишен родительских прав. Закон так же ввел ограничения для опекунов (попечителей) по состоянию здоровья.
При выборе опекунов (попечителей) преимущество отдается родственникам и другим, наиболее достойным лицам. Опекуны над малолетними детьми должны обладать качествами воспитателя.
Опекун представляет интересы ребенка во всех сферах социальной жизни и в отношениях с любыми физическими или юридическими лицами. В интересах ребенка и от его имени он вправе совершать все необходимые сделки, включая договора купли-продажи и др. Несовершеннолетние лица в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно совершать некоторые сделки, например, распоряжаться своим заработком или стипендией. Однако на совершение всех иных сделок, в том числе таких серьезных, как сделки по распоряжению недвижимым имуществом, требуется письменное согласие их попечителей. В то же время опекуны (попечители) не вправе совершать сделки с подопечными, за исключением передачи имущества подопечному в дар и в безвозмездное пользование. Такие же ограничения устанавливаются и для супругов опекунов (попечителей) и их близких родственников.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...
Опекун (попечитель) обязан проживать совместно со своим подопечным на своей жилплощади или на жилплощади ребенка. В случае, если подопечный достиг возраста 16 лет, он может жить раздельно со своим попечителем. Однако при этом законодательством предусмотрено, что опекуны (попечители), вселившиеся в жилое помещение, принадлежащее ребенку, не приобретают на него самостоятельные права.
Опекунам и попечителям за их деятельность не полагается вознаграждения. Они осуществляют свои обязанности в отношении ребенка безвозмездно. Вместе с тем, опекуны и попечители имеют право на получение ежемесячных денежных средств на содержание ребенка.
Опекунам и попечителям ежемесячно выплачиваются денежные средства на детей до тех пор, пока ребенок не достигнет 16 лет, а если он учится в образовательном учреждении, то до 18 лет. Эти средства не облагаются налогами.
Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. После такого судебного решения устанавливается опека. Функции выявления душевнобольных и слабоумных, нуждающихся в опеке, возлагаются на отделы (управления) здравоохранения местных администраций. Они оказывают необходимую помощь лицам, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, до установления опеки. Они же возбуждают в судах дела о признании таких граждан недееспособными, решают вопросы назначения им опекунов и направления их в специальные психоневрологические учреждения. Поскольку душевнобольным и слабоумным необходимо постоянное медицинское обслуживание, то обязанности инспектора по опеке исполняет медицинский работник психоневрологического или психиатрического диспансера. В соответствии со ст.39 Гражданского Кодекса Российской Федерации, при помещении больного в указанное учреждение орган опеки освобождает ранее назначенного опекуна от исполнения им своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного.
По существующему законодательству, все сделки от имени недееспособного совершает его опекун. Сделка, совершенная самим больным, считается недействительной с момента ее совершения. Но если она совершена к выгоде недееспособного, то по требованию его опекуна может быть признана судом действительной. Согласно введенной в Гражданский Кодекс страны нормы, сделка, совершенная гражданином, впоследствии признанным недееспособным, может быть признана судом недействительной по иску его опекуна. Для этого суду необходимо доказать, что в момент совершения сделки гражданин не был способен понимать значения своих действий или руководить ими.
Опека на основании решения суда устанавливается и над имуществом безвестно отсутствующих как в интересах последних, так и их иждивенцев. Органом, имеющим право устанавливать такую форму опеки, является местная администрация. В соответствии с законом, гражданин может быть признан безвестно отсутствующим, если в течение года по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания. Дело о признании гражданина безвестно отсутствующим рассматривается судом, решение которого является основанием для назначения органом опеки и попечительства опекуна по месту нахождения имущества, принадлежащего безвестно отсутствующему. Статья 43 Гражданского Кодекса гласит:
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...
1.Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом.
Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.
2. Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.
3. Последствия признания лица безвестно отсутствующим, не предусмотренные настоящей статьей, определяются законом. Ст. 43 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013)
В соответствии со ст. 43 Гражданского Кодекса Российской Федерации, из этого имущества может быть назначено содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан содержать, а также погашается задолженность по его обязательствам. Если безвестно отсутствующий не появляется в течение трех лет, то он признается умершим и опека над его имуществом прекращается.
Граждане, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение, могут быть ограничены судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ними устанавливается попечительство. Такие граждане вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Совершать же другие сделки, а также получать заработок, пенсию и другие расходы и распоряжаться ими они могут лишь с согласия попечителя. Последний оказывает подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняет их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Орган опеки и попечительства
Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Опекуна и попечителя назначают постановлением главы районной, городской, районной в городе администрации по месту жительства лица, нуждающегося в опеке (попечительстве) или по месту жительства будущего опекуна (попечителя).
Администрация возлагает на свои структурные подразделения, в частности, на отделы или управления образования осуществление необходимых действий по опеке и попечительству. В их число входит: обследование условий, в которых находится несовершеннолетний и оформление акта обследования; в случае необходимости, временное устройство ребенка в специальное детское учреждение (приют, интернат); поиск подходящей кандидатуры опекуна (попечителя); подготовка документов, необходимых для назначения опекуна (попечителя) либо для его отстранения от обязанностей; надзор за деятельностью опекуна (попечителя); оказание помощи в воспитании подопечного и др.
Недееспособность, опека, попечительство
... возраста, полной дееспособности. Решение об эмансипации принимается органом опеки и попечительства (при наличии согласия родителей) или судом (если родители не дали своего согласия). Предоставление лицу полной ... Их установление не порождает приравнивания принятого на воспитание ребенка в правах к родному. Основные цели института опеки и попечительства – защита прав и интересов недееспособных или ...
Усыновление (удочерение)
Наряду с опекой, попечительством, особой формой защиты прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, является усыновление (удочерение).
Дети, будучи официально усыновленными, содержатся и воспитываются в семье своих усыновителей. Усыновленные дети и их потомство, а также усыновители и их родственники взаимно приравниваются в личных, имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Усыновление может быть осуществлено на основе судебного решения.
Лицо, желающее усыновить ребенка, должно обратиться с заявлением в орган опеки и попечительства, находящийся по месту фактического нахождения ребенка. После этого гражданин становится на учет и ему оказывается содействие в установлении контакта с ребенком, которого он намеревается усыновить. Затем усыновитель обращается с заявлением в районный суд по месту жительства усыновляемого ребенка, при этом усыновитель освобождается от уплаты государственной пошлины.
В ходе подготовки к судебному разбирательству органы опеки и попечительства представляют в суд заключение об обоснованности усыновления и его соответствии интересам ребенка. К заключению прилагается акт обследования условий жизни заявителя, свидетельство о рождении усыновляемого ребенка, медицинское заключение о состоянии его здоровья, физического и умственного развития, согласие на усыновление опекуна, приемных родителей, руководителя учреждения, в котором находится ребенок, а также согласие ребенка (если он достиг 10 лет) на усыновление, изменение имени, отчества, фамилии и запись усыновителей в качестве его родителей в свидетельство о рождении. При усыновлении ребенка гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами нашей страны, иностранными гражданами или лицами без гражданства в судебную инстанцию представляется и документ, подтверждающий нахождение усыновляемого ребенка на централизованном учете и невозможность его передачи на воспитание в семью.
В ходе судебного разбирательства по делу об усыновлении выясняется, соответствует ли усыновление интересам ребенка, могут ли заявители быть усыновителями, имеет ли ребенок согласие на усыновление. Одним из обстоятельств, подлежащих установлению на суде, является возраст ребенка и усыновителя. Разница в их возрасте, по закону, должна быть не менее 16 лет. С 1 января 1997 г. Уголовным Кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность за незаконное усыновление, разглашение тайны усыновления, неисполнение обязанностей по воспитанию детей, если оно соединено с жестоким обращением с детьми.
Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Семейный Кодекс Российской Федерации» (июнь 1998 г.) усилил государственный контроль за усыновлением, в частности, усыновлением международным. Законом запрещена посредническая деятельность по усыновлению детей. Увеличен перечень оснований, по которым не допускается усыновление детей. Ст. 165 Семейного Кодекса дополнена пунктом, в котором говорится, что защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, за пределами территории Российской Федерации осуществляется консульскими учреждениями в пределах, допускаемых нормами международного права. Консульские учреждения Российской Федерации обязаны брать указанных детей на учет, где они состоят до достижения ими совершеннолетия.
Опека и попечительство как форма жизнеустройства детей сирот ...
... под опекой (попечительством). Основанием установления опеки и попечительства над детьми является факт утраты ими по тем или иным причинам родительского попечения. Опека и попечительство над детьми преследуют две основные цели: . воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; ...
Прекращение опеки и попечительства.
Прекращение опеки происходит, когда ребенку исполняется 14 лет. Она автоматически трансформируется в попечительство без дополнительных решений об этом. Попечительство, в свою очередь, прекращается при достижении ребенком совершеннолетия, а также в тех случаях, когда несовершеннолетний приобретает полную дееспособность до достижения 18 лет. Это может быть вследствие эмансипации, когда лицо, достигшее 16 лет, работает по трудовому договору (контракту) или с согласия попечителей занимается предпринимательской деятельностью. Полную дееспособность несовершеннолетний приобретает и с момента вступления в брак.
Опека и попечительство прекращаются также в случае смерти опекуна либо подопечного.
Опекун (попечитель) может и сам обратиться в орган опеки и попечительства с просьбой об освобождении его от своих обязанностей. Уважительными причинами такого отказа являются: отсутствие взаимопонимания с подопечным, изменение к худшему материального положения, серьезная болезнь и др. Если же опекун (попечитель) отказывается от исполнения своих обязанностей без уважительных обстоятельств, то он может быть не освобожден от них, а отстранен.
Вывод. Итак, законодатель с помощью института опеки и попечительства выполняет задачу определения судьбы недееспособного или не полностью дееспособного лица, отдавая полномочия и права не органам самоуправления, а конкретному физическому лицу. Данный способ не нов, обладает целым рядом преимуществ и вполне оправдывает себя в условиях гармонично развитого общества, стабильной экономики и обеспеченности каждого определенным минимумом материальных благ. В этом способе соединены все преимущества межличностного общения, сохранения душевного и телесного здоровья подопечного, полноценного воспитания (для ребенка)
1.2 Нормативно-правовое регулирование опеки и попечительства
Федеральный закон от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 февраля 1998г. № 17-ФЗ. опеределяет общие принципы и меры по государственной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Этот закон регулирует все возникающие отношения между государством и клиентом социальной работы при предоставлении и обеспечении дополнительных гарантий по защите.
Для целей этого Федерального закона используются понятия:
— дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
— дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Установление и прекращение опеки и попечительства
... достоинства. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном ...
Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Здесь же содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Согласно п. 2 ст. 121 СК и п. 1 ст. 34 ГК, органами опеки и попечительства являются органы, местного самоуправления — выборные и другие органы, наделенные полномочиями в решении вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Однако, согласно ст. 132 Конституции и ст. 6 (пп. 1 и 4) Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. К таким государственным полномочиям относятся функции по опеке и попечительству. В соответствии с Законом РФ от 6 июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» органы местного самоуправления всех уровней поселковая (сельская), районная и городская администрации обязаны принимать меры к устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан.
Конкретные полномочия органов местного самоуправления по осуществлению функций опеки и попечительства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в Семейном кодексе (ст. 121-123, 125, 140, 142, 145, 147, 150-151 и др.), в ГК (ст. 31-41), ГПК (ст. 263-263), а также в некоторых других нормативных источниках (в том числе законах субъектов Российской Федерации), конкретизирующих правовой статус органов опеки и попечительства в данной сфере деятельности.
В Семейном кодексе не дается понятия структурных подразделений органов опеки и попечительства и стоящих перед ними задач, поэтому функции по охране прав детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет Глава Управы района (лично или через подразделения администрации района).
Организация методической помощи и оказание содействия органам опеки и попечительства возложены на Министерство общего и профессионального образования РФ, которое является правопреемником упраздненного Министерства образования РФ, ранее выполнявшего данные функции. В субъектах РФ такая работа выполняется соответствующими управлениями (департаментами, комитетами) образования субъектов РФ.
Семейный кодекс (п. 1 ст. 121) устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью (речь идет о поиске, выявлении и подборе детей):
Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей 4
... формы устройства детей оставшихся без попечения родителей; 2. Изучить одну из форм воспитания детей оставшихся без попечения родителей, такую как опека и попечительство. 1. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей Дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в ...
Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. Семейный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. — СПб.: Victory: Стаун-кантри, 2001. — 94 с.
Несмотря на то что деятельность других юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, запрещена, тем не менее они обязаны сообщать органам опеки и попечительства сведения о таких детях, если они стали им известны (п. 1 ст. 122 СК).
Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей помощи. В соответствии со ст. 122 СК решение этих вопросов входит в компетенцию органов опеки и попечительства по фактическому месту нахождения детей.
Органы опеки и попечительства, получив сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны, согласно п. 1 ст. 122 СК, в течение трех дней провести обследование условий жизни таких детей, которое заключается, в частности, в проверке достоверности поступившей информации об утрате детьми попечения родителей (истребовании и изучении соответствующих документов, бесед с окружающими детей лицами и т. п.).
Наряду с этим, органом опеки и попечительства принимаются меры к выяснению возможного наличия у ребенка родственников и установлению их местонахождения. При подтверждении факта отсутствия попечения родителей или их родственников органы опеки и попечительства должны обеспечить защиту прав и интересов детей (включая охрану принадлежащего им имущества и закрепление за детьми занимаемой ими жилой площади), а также их временное устройство до решения вопроса о дальнейшем содержании и воспитании, что может выражаться не только в передаче детей их родственникам, но и в их помещении в воспитательное учреждение.
Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них Внесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 3 ст. 122 СК порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, должен определяться Федеральным законом. До введения в действие этого закона сохраняет силу установленный постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 919 порядок централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, в части, не противоречащей положениям ст. 122 СК (ст. 2 Федерального закона от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации»).
Централизованный учет подразделяется на первичный, региональный и федеральный и осуществляется органами опеки и попечительства, соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и Министерством общего и профессионального образования РФ.
На первоначальном этапе по результатам обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка и установления факта отсутствия попечения родителей данные о детях персонально регистрируются органом опеки и попечительства в журнале первичного учета установленной формы. В том случае, если ребенок не был передан в течение одного месяца со дня его первичной регистрации на воспитание в семью, орган опеки и попечительства, согласно п. 3 ст. 122 СК, заполняет на него анкету установленной формы, копия которой передается для постановки ребенка на региональный учет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ. В частности, в Москве формирование регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории города, возложено на Комитет образования.
Органы опеки и попечительство вместе организуясь, создают региональный банк данных о детях, которые проживают в данном регионе и остались без попечения родителей. Этот же орган организует устройство ребенка в семью, чаще всего в течение месяца с подачи сведений. Так же такой банк данных занимается подбором детей для лиц, котоыре изъявили желание взять ребенка на воспитание в семью. Лицам, изъявившим желание взять ребенка в семью, выдается направление в орган опеки и попечительства для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения) и решения вопроса о передаче на воспитание в семью в установленном законодательством РФ порядке.
Если возможность устроить ребенка в семью отсутствует и-за каких-либо причин, соответствующий орган исполнительной власти направляет сведения о ребенке в Министерство общего и профессионального образования РФ для учета в государственном банке данных детей, оставшихся без попечения. Этот банк формируется в Министерстве общего и профессионального образования на основании сообщений соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ.
Число детей, находящихся под опекой, растет. По состоянию на конец 2001г. в России их насчитывалось 347,5 тыс., что на 5,6% больше, чем в конце 2000г., и на 11,3% больше по сравнению с концом 1999г. В 2001г. под опеку (попечительство) было передано 69,7 тыс. детей (в 2000г. — 65,7 тыс.).
Вывод. Итак, нормы об опеке и попечительстве представляют собой комплексный правовой институт, в котором ведущее место занимают нормы гражданского права, а их действие обеспечено нормами административно — правовой отраслевой принадлежности.
Статья 31 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что основная задача опекунов (попечителей) состоит в совершении юридических действий в пользу подопечных, тех действий, которые смогут восполнить их недостающую дееспособность. Таким образом, данная норма рассматривает опеку и попечительство как вид правовой помощи, оказываемой нуждающимся в ней физическим лицам.
ГЛАВА 2. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО. ПЕРПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ
2.1 Перспективы развития органов опеки и попечительства
Деятельность по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних должно предполагать реализацию значительного количества практических мероприятий в области оказания услуг детям и родителям и иным лицам. Эти мероприятия должны оказывать только соответствующие профессиональные службы. Они могут создаваться непосредственно в структуре органа опеки и попечительства (специализированное подразделение), который будет иметь соответствующие полномочия и иметь необходимое кадровое и методологическое обеспечение.
Следующей мерой можно назвать организацию взаимодействия органов опеки и попечительства с действующими учреждениями, которые осуществляют определенные функции по оказанию психологической, педагогической, медицинской, социальной, правовой и иной профессиональной помощи семьям и детям. К таким учреждениям относятся:
— учреждения социального образования (специализированные учреждения для детей, которые нуждаются в психологической, педагогической, медицинской, социальной помощи, учреждения для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей и т.д.);
-учреждения социального обслуживания (специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психологическо-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и т.д.);
— учреждения системы здравоохранения (дома ребенка и т.д.) и другие.
Вышеуказанные учреждения могут выполнять определенную работу по профилактике социального сиротства, содействию устройства детей, которые остались без попечения родителей.
Взаимодействие с учреждением органа опеки и попечительства может осуществляться на основании соглашения о сотрудничестве, заключаемом между органом опеки и попечительства и учреждением.
Особое место в организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних занимает обеспечение гарантий и прав ребенка жить и воспитываться в семье. Это правило закреплено в международных документах по вопросам защиты прав и законных интересов детей (например, Конвенция о правах ребенка), а так же в российском законодательстве. Деятельность по защите права ребенка жить и воспитываться в семье предполагает следующие направления: профилактика социального сиротства, развитие различных форм семейного устройства детей, которые остались без попечения родителей.
Профилактическая работа с семьями и детьми должна предусматривать создание условий для своевременного выявления проблем на ранней стадии семейного неблагополучия, сохранения ребенку его родной семьи. Все эти мероприятия должны быть приоритетными направлениями в деятельности органов опеки и попечительства. Профилактическая работа сотрудников органов внутренних дел с родителями, в первую очередь, направлена на сохранение семьи. Вместе с тем в случаях злостного уклонения от исполнения родительских обязанностей сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел готовят необходимые материалы для решения вопроса о целесообразности лишения родительских прав. О положении детей в Российской Федерации. Ежегодный государственный доклад. — М., 2012, стр.260
Объектом профилактической и реабилитационной работы органов опеки и попечительства должны рассматриваться не только дети, которые остались без попечения родителей, но и дети, которые еще не лишены родительского попечения, но которые находятся в обстановке, представляющей угрозу для их жизни, здоровью или препятствующую их воспитанию.
Обязанность органов опеки и попечительства осуществлять профилактическую и реабилитационную работу с такими семьями и детьми должна быть закреплена на законодательном уровне.
Деятельность органа опеки и попечительства по профилактике социального сиротства должны быть ориентирована на выполнение следующих задач:
— своевременное выявление ребенка, проживающего в семье и находящегося в ситуации, угрожающей его жизни и здоровью;
— организация профилактической и реабилитационной работы с ребенком и его семьей на начальной стадии возникновения семейных проблем;
— организация работы по профилактике отказа родителей от ребенка, в том числе отказа взять ребенка из родильного дома или иного детского учреждения, дачи согласия на усыновление или удочерение ребенка;
-организация информационного, социального, психологического сопровождения семьи ребенка в целях оказания помощи семье в воспитании ребенка и осуществления эффективного контроля за условиями его жизни и воспитания.
Вышеуказанные мероприятия должны осуществляться в рамках плана по защите прав и интересов ребенка, который должен быть разработан и утвержден органами опеки и попечительства.
Действия органов опеки и попечительства должны быть направлены на сохранение семьи, создания условия для воспитания в родной семье. Инициатива вопроса лишения родительных прав должна быть рассмотрена как самая крайняя мера воздействия на родителей, и должна применяться только тогда, когда другие меры не принесли результата. Так же органам опеки и попечительства следует проводить профилактическую и реабилитационную работу с родителями, лишенными родительских прав или ограниченными в правах, оказывать необходимую помощь с целью восстановления семьи.
Необходимо направлять деятельность органов опеки и попечительства по устройству детей в семью, которая постоянно проживает на территории российской Федерации. При устройстве детей в семь необходимо развивать различные формы семейного устройства таких детей (интернаты), расширение возможности устройства детей в семьи граждан РФ. Устройство детей в зарубежные семьи на некоторых примерах приносит плачевный результат, вплоть до лишения жизни устроенного ребенка.
В рамках своей деятельности по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи, органы опеки и попечительства обязаны обеспечивать поиск и подбор граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями. Соответствующие мероприятия должны осуществляться как территориальными органами, так и государственными органами опеки и попечительства.
Реализация данного направления требует планирования и ифнормирование населения о возможностях устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Указанную информацию необходимо размещать в источниках, доступных широкому кругу лиц:
— на телевидении и радио (ролики социальной рекламы, специализированные программы, которые посвящены вопросам защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей); в сети Интернет; в печатных средствах массовой информации; в буклетах, брошюрах, распространяемых бесплатно;
— в общественных местах, в государственных, муниципальных и негосударственных учреждениях, организациях, предприятиях (на улицах, в транспортных средствах, организациях культуры, досуга), зданиях местных администраций, в почтовых отделениях, отделениях Сбербанка и т.д., в том числе в виде объявлений, наружной рекламы (плакатов, стендов или иных технических средств).
В последнее время заметно развитие органов опеки в сети Интернет. Создается множество сайтов, посвященных опеке и попечительству. Цели создания сайтов:
— информировать население о проблеме сиротства и возможности приема в семью детей, оставшихся без попечения родителей; деятельности органов опеки/оператора РБД или центра семейного устройства,
— размещать анкеты детей, находящихся в интернатных учреждениях и привлекать потенциальных принимающих родителей,
-представлять справочную информацию о: формах семейного устройства, деятельности органов опеки и попечительства, региональном законодательстве, интернатных учреждениях,
— предоставлять информацию для специалистов районных центров территории: новости, документы, методические и справочные материалы.
Сайтами, посвященными опеке и попечительству разрабатываются проекты, призванные помочь населению. Например, сайтом opekaspb.ru был разработан проект «К новой семье». Он представляет собой дистанционное обучение для желающих подготовиться к приему ребенка в семью (для усыновителей, опекунов и приемных родителей).
Цель дистанционной школы — дать возможность гражданам получить системные знания, используя интернет- технологии, помощь и поддержку в случае отсутствия в доступной близости очных курсов для принимающих родителей. Задачи школы — помочь слушателям разобраться в своих намерениях, возможностях и силах, а также требованиях, предъявляемых к усыновителям и опекунам. А также освоить процедуру подготовки документов, ознакомится с состоянием здоровья детей и факторами, реально влияющих на успешность создания семьи; поддержать слушателей морально.
2.2 Современные проблемы в системе органов опеки и попечительства
Практически во всех субъектах Федерации приняты законы, регулирующие вопросы опеки и попечительства, а в каждом муниципальном образовании должны быть приняты нормативные правовые акты по осуществлению работы по опеке и попечительству. Как правило, эти вопросы включаются в уставы муниципальных образований, однако во многих муниципалитетах они не урегулированы.
В 70,4% регионов исполнение функции органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних возложены на органы управления образованием региона, муниципальные органы (отделы) управления образованием. В остальных регионах их выполняют органы опеки и попечительства муниципальных образований.
В компетенцию специалистов органов опеки и попечительства включены следующие направления деятельности по охране прав детей: выявление, устройство и контроль за условиями жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; подготовка материалов и участие в судебных заседаниях; организация работы с гражданами, желающими стать опекунами, попечителями, приемными родителями или усыновителями; предварительное рассмотрение споров, связанных с воспитанием детей; подготовка предварительных разрешений на сделки с их имуществом, а также контроль за охраной их имущественных прав и т.д.
Специалистов для органов опеки и попечительства практически не готовит ни один вуз России. Как правило, они проходят краткосрочные курсы повышения квалификации, на которых знакомятся с нормативно-правовой базой, разбирают наиболее сложные случаи из практики. Как показывает практика, этого недостаточно для решения кадровой проблемы.
К основным проблемам в организации деятельности органов опеки и попечительства относятся:
— недостаточное кадровое обеспечение;
— невысокий уровень профессионализма специалистов;
-минимум (иногда отсутствие) методических рекомендаций по организации защиты прав детей;
-отсутствие образовательных учреждений, готовящих таких специалистов;
— отсутствие в муниципалитетах средств на повышение их квалификации;
— значительный объем работы по различным направлениям (выявление и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защита личных и имущественных прав детей, подбор кандидатов, желающих принять на воспитание ребенка, утратившего родительское попечение, работа с выпускниками сиротских учреждений и пр.), которую, как правило, выполняют один-два специалиста по охране детства;
-недостаточный уровень материально-технического обеспечения;
— отсутствие единой нормативной базы по осуществлению деятельности по опеке и попечительству, порядку межмуниципального и межведомственного взаимодействия, контролю за соблюдением законными представителями детей их прав и интересов;
— очень низкий объем выплат на содержание подопечных.
В действующем законодательстве отсутствуют правовые основания для организации профилактической работы с семьями, где дети находятся в сложной жизненной ситуации. Это делает невозможным раннее вмешательство в такие семьи со стороны органа опеки и попечительства для оказания своевременной помощи и предотвращения изъятия детей и лишения или ограничения родителей родительских прав.
Вывод: В современных условиях одной из сдерживающих проблем в осуществлении социальной опеки и попечительства, развитии института приемной семьи и других способов защиты прав и интересов детей, лишенных попечительства, а также недееспособных граждан, является неспособность государства в полной мере выполнять свои обязательства по материальному обеспечению системы социальной опеки и попечительства. И все же есть основания надеяться, что в скором времени в социально-экономическом развитии российского общества произойдут перемены к лучшему, которые позволят успешно развиваться не только социальной опеке и попечительству, но и в целом системе отечественной социальной работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опека и попечительство являются формами социальной защиты граждан, которые не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности. К их числу относятся недееспособные душевнобольные лица, граждане, ограниченные судом в дееспособности из-за злоупотребления спиртным или наркотиками, совершеннолетние дееспособные граждане, нуждающиеся в патронаже, а также малолетние дети до 14 лет и несовершеннолетние от 14 до 18 лет. Наряду с оформлением опеки и попечительства, способами защиты прав и интересов ребенка являются приемная семья и усыновление. Как уже отмечалось, приемные родители обладают по отношению к приемному ребенку правами и обязанностями опекуна (попечителя).
Некоторые специалисты по социальному праву не без основания полагают, что было бы целесообразно установить правовую норму, согласно которой, до принятия судебного решения об усыновлении, ребенок передавался бы заявителю на определенное время, например, на срок 6 месяцев под опеку или попечительство. Тогда опека (попечительство) стали бы обязательной процедурой, предшествующей усыновлению.
В современных условиях одной из сдерживающих проблем в осуществлении социальной опеки и попечительства, развитии института приемной семьи и других способов защиты, прав и интересов детей, лишенных попечительства, а также недееспособных граждан, является неспособность государства в полной мере выполнять свои обязательства по материальному обеспечению системы социальной опеки и попечительства. И все же есть основания надеяться, что в скором времени в социально-экономическом развитии российского общества произойдут перемены к лучшему, которые позволят успешно развиваться не только социальной опеке и попечительству, но и в целом системе отечественной социальной работы.
В итоге, проведя исследование на тему «Технология опеки и попечительства» мне удалось углубиться в данную тему и расширить свои знания в области системы опеки и попечительства. Так как моё исследование имеет прикладное значение, надеюсь, в дальнейшем оно поможет мне успешно применить на практике полученные выводы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев А. О демографической ситуации в России // Врачебная газета — 2002.- № 9.
2. Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. — 2002.- № 7/8.
3. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. — М.: Аргус, 2004.
4. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике; Раздел 2. Лекция 16.
5. Жданов В.И. Вопросы подготовки кадров для социальной работы с семьей. Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации на 1996-2000 годы. М.: Юридическая литература, 2008.
6. Куличенко Р.М. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России: уч. пособие, Тамбов; изд. ТГУ им. Г.Р. Державина. — 2007.
7. Павлюнок П.Д. Основы социальной работы: Учебник /отв. ред. П.Д. Павлюнок — М.: ИНФА-М, 2007.
8. Теория и методика, социальной работы. Вып.1.М.:1993. Тема7. — С.62.
9. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие — М., 2001.
10. О положении детей в Российской Федерации. Ежегодный государственный доклад. — М., 2012.
11. Российская энциклопедия социальной работы. Т.2., Ст. — Семья как объект социальной работы. — М., 2007.
12. Семейный кодекс Российской Федерации. — 4-е изд. — М.: «Ось — 89», 2000.
13. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013)
14. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об опеке и попечительстве» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014).
КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 17.04.14)
15. Федеральный закон № 124 от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Интернет портал КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 17.04.14)
16. Интернет-портал. Российская газета. URL: http://www.rg.ru (дата обращения 20.04.14)
17. «Проект «К новой семье» [Электронный ресурс] : офиц. сайт. Санкт-Петербург. URL: http://opekaspb.ru (дата обращения 17.04.14)
Размещено на