РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ И МАНЕРЫ ПОВЕЛЕНИЯ
1. Конфронтация: техника борьбы
2. Групповая динамика
3. Сотрудничество и кооперация: факторы, способствующие и препятствующие достижению соглашения
4. Проблема понимания: различные языки и разные исходы
5. Мотивы согласования интересов
Мир человеческого общения удивительно многообразен. В толковом словаре общение трактуется следующим образом: “Общение — взаимное сношение, деловая, дружеская связь”. Синонимом общения является латинский термин “коммуникация”, выражая собой более широкий спектр связей, которые возникают между людьми в процессе их совместной жизнедеятельности.
В общем виде — общение есть процесс взаимосвязи и взаимодействия самых разных субъектов (личностей, общественных групп, народов, культур).
В этом процессе происходит обмен деятельностью, навыками, ценностями, занятиями, продуктами труда, эмоциями, способностями. Можно выделить прямое и косвенное общение, вербальное (речевое) и невербальное, предметное и духовное, индивидуально-личностное и групповое, непосредственное и опосредованное. Мы остановимся лишь на прямом речевом общении, причем рассмотрим его под углом зрения двух аспектов; конфронтации и сотрудничества в общении.
Конфронтация: техника борьбы
Борьба, в какие бы изысканные одежды она ни рядилась, имеет своей целью только один-единственный результат — победу! Все остальные цели для нее производные или побочные, второстепенные или даже нежелательные. Поэтому размышления о технике борьбы призваны осмыслить такие ее приемы, которые помогают либо достичь победы, либо избежать поражения,
Техника борьбы в речевом общении связана с тем, что она базируется на определенной теории (хороша она или плоха), ибо борьба без техники — это просто свара, свалка, потасовка. Напротив, борьба, основанная на неуклонном следовании правилам и приемам, приобретает черты игры, соревнования, ристалища.
При всей искусственности конфронтации, рассмотренной под таким углом зрения, она единственная может претендовать на упорядоченную деятельность, на взаимодействие, которое корнями своими уходит в некоторые нормы общения, их культуру-Совокупность методов и приемов борьбы, осмысленная систематическим образом, может быть названа ее теорией или даже философией. Если последний термин применительно к борьбе покажется спорным, остается лишь сослаться на один авторитет.
Специальные физические упражнения борцов на примере нового стиля борьбы
... цели: ученик, одетый в дзюдоги (специальное кимоно для борьбы дзюдо), в единоборстве с партнером совершенствует технику и мастерство; тренировки и соревнования дисциплинируют партнеров, учат взаимоуважению, ... использовать запрещенные приемы, тренировки направлять только на укрепление здоровья. Техника дзюдо состоит из трех разделов: бросков, борьбы лежа и боевого раздела. Для того чтобы овладеть ...
В 1907 г, доктор математики и философии, чемпион мира по шахматам Эммануил Ласкер опубликовал труд под названием “Борьба”. В нем были выявлены некоторые общие принципы, которые ранее предугадывали и такие люди, как Макиавелли и Наполеон, Клаузевиц и Бисмарк. Ласкер нашел то, что может быть названо законами философии борьбы, которые, как он считал, лежат в основе жизни человека. Он рассматривал преимущественно борьбу между личностями. И неважно, что им были сформулированы законы борьбы для шахмат; эти законы ведь имеют универсальный характер;
Шахматы вообще хороший полигон для объяснения тех игр, в которые играет человек. Математические правила теории игр — тому подтверждение. Так, Нейман и Шеннон широко использовали шахматы не только для примеров, но и для доказательства теорем. А фундаментальная теорема Цермело была впервые доказана для шахмат и лишь, впоследствии обобщена Шенноном.
Определяющим принципом любой борьбы является принцип реализации преимущества. В общем виде его можно сформулировать так: владеющий преимуществом должен обязательно реализовать его! Этот императив борьбы обусловлен следующими предписаниями.
Предписание 1. В основе преимущества — активная позиция.
В технике речевого общения это означает умение поставить нужный вопрос, вести обсуждение в той части предметного поля, которая побуждает оппонента приводить доказательства, давать объяснения, оправдываться, отвечать на поставленные вопросы. Недаром древняя сентенция гласит: “Кто оправдывается, тот уличает себя”. Активность позиции имеет много производных. Она начинается с выбора темы и тональности обсуждения и продолжается вплоть до выбора партнера. Но непосредственно активность позиции характеризует определенная тактика речевого общения.
Предписание 2. Преимущество должно реализовываться на каждом этапе речевого общения.
Делать ставку на безусловную и громкую победу — слишком смелое и сильное допущение. Более надежным методом является накопление преимущества. В соответствии с тем, что каждый этап переговоров (начало, регламент, разногласия) играет свою роль в достижении окончательного результата, на каждом этапе необходимо добиваться получения положительного зачетного очка.
Если в полемике А и В первый добился большего успеха на этапе “начало”, это создает перевес инициативы и на последующих этапах переговоров.
Предписание 3. Необходимо наращивать инициативу от одного этапа переговоров к другому.
Данное предписание легко можно проиллюстрировать забегом на длинную дистанцию. Для того чтобы прийти первым к финишу, мало лишь быстро принять старт и, завладев инициативой, быть впереди после первого круга. Достигнув разрыва с соперниками, нужно, как минимум, сохранить преимущество на последующих этапах, а как максимум — увеличить его.
Тактика переговоров в соответствии с данным предписанием предполагает поэтапное использование таких приемов, которые позволяют наращивать инициативу. Это может быть введение новых предметных областей, новых фактов, экспертиз, оценок. Инициативой владеет тот, кто способен быстро ориентироваться, принимать продуманные и смелые решения, нетривиально ставить проблемы.
1.Переговоры и условия их проведения
... аргументированного убеждения). Для того, чтобы понять особенности ведения переговоров, рассмотрим их этапы, техники и приемы. 2.Цели и задачи переговоров. Цель переговоров – найти взаимоприемлемое решение, избегая крайней формы проявления ...
Предписание 4. Инициатива поддерживается комбинированием давления (атаки на позицию оппонента) и маневра.
Борьба — это всегда противоборство, напряжение физических и духовных сил, конфронтация и давление на позицию оппонента, побуждение его действовать нужным образом. Способы противоборства и давления могут быть разными: принципиальность и даже неуступчивость по тем или иным вопросам повестки дня; нарастающее давление на оппонента по поводу спорного положения или усиление собственных претензий и притязаний; острая атака на тот или иной аргумент противника или на его тезис.
Надежность и прочность позиции определяется не только интенсивностью давления, но и разумным сочетанием давления и маневра. Использования приемов нагнетания обстановки и обострения конфликта хороши до определенной меры, до той черты, которая делает переговоры взрывоопасными и непредсказуемыми по результатам. Поэтому заявления, близкие к пределам допустимого действия должны содержать в себе возможность маневра.
Им может быть неожиданный поворот темы обсуждения, смещение акцента в оценке и даже выражение сомнения в продуктивности достигнутых результатов. Это, кстати говоря, неплохой тест для выяснения того, дорожит ли оппонент теми соглашениями, которые уже родились в переговорах. Если оппонент стремится их спасти, безотносительно к устойчивости собственной позиции, то критическая масса давления пока не достигнута. В данном случае тактика давления еще не исчерпала себя. Если же давление не будет ослаблено, для противника это может стать сигналом торпедирования переговоров. Тогда он стремится померяться силами и выходит на линию контратаки. А это уже встречный бой, который, как известно, в большинстве случаев идет на взаимное уничтожение.
Маневром может служить также комбинация. В переговорах она, как правило, представляет собой разновидность маневра, которая таит в себе тактический замысел, разыгрывает домашнюю заготовку в расстановке сил. Комбинацией может быть оглашение державшегося в секрете документа, меморандума.
Это может быть организованная “утечка информации”, неожиданное “признание”, временный альянс.
Для того чтобы комбинация достигла своей цели, т.е. заставила оппонента делать вынужденные ходы (например, перейти к обсуждению предложенной ему темы), она должна быть естественной, убедительной и практичной. Все указанные параметры комбинации при всех характеристиках домашней заготовки применяются на предыдущих этапах переговоров.
Например, партнер А “проговорился” о чем-то на этапе “начало” или сделал, по мнению его оппонента, “неуклюжее” заявление на этапе “регламента”. Все эти “проколы” оседают в памяти его противника, и когда, предположим, на этапе “разногласия” комбинация войдет в предметное поле переговоров, для оппонента наконец-то “тайное станет явным”.
Естественно, комбинация не может быть обычным и заурядным обманом. Она лишь тактическое средство борьбы за инициативу, хотя такое средство может быть и определенного рода приманкой. Но нужно сказать, что настоящая комбинация всегда предполагает либо объективное преимущество позиции (наличие объективной слабости в позиции оппонента), либо хотя бы возможность этого.
Конфликты в малых группах и пути их решения
... является сторонами внутригруппового конфликта? Либо отдельные члены группы, либо отдельные группировки внутри нее, либо член группы и остальная ее часть (позиция которой, как правило, персонифицируется лидером или ... понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под ним он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой ...
Предписание 5. В равных позициях необходимо сделать шаг к соглашению.
Собственно говоря, соглашение -— это и есть констатация равенства, паритета сил. Но момент констатации равенства нельзя упустить, ибо все предыдущие попытки урегулировать конфликт и велись ради того, чтобы найти этот момент истины. Причем равенство сил — не постоянное состояние. Оно напоминает момент уравнивания скорости двух стремительно несущихся машин. Прозевал этот момент — и впереди вновь изнурительная гонка с сомнительным и непредсказуемым исходом- Искусство переговорщика, его умение и опыт — и есть способность зафиксировать момент равновесия.
Предписание 6. Нельзя выходить за пределы безопасности позиции и толкать на это оппонента.
Данное предписание также имеет много производных. Первая из них; “не загоняй себя в угол”. В любой позиции должна быть возможность маневра. В общем виде можно заметить: никакая позиция не проиграна, если сохраняется возможность маневра, или — пока можно маневрировать, позиция не является безнадежной.
Вторая производная: “не загоняй в угол оппонента”. Во-первых, это не по джентльменски, лишать оппонента возможности оправдаться или объясниться, а во-вторых, противник, лишенный возможности выбора средств, может решиться и на безрассудные поступки, о которых впоследствии, может быть, всем придется пожалеть. Однако потерянное от применения крайних средств борьбы уже не восстановишь. К тому же права поговорка о том, что раненый или загнанный в угол зверь кусается больнее.
Третья производная: “не применяй сам крайних средств без крайней нужды”. К числу таких средств следует отнести все формы заявлений, которые переводят предмет обсуждения на личность. Это оскорбления, унижения, ярлыки, высмеивание, пародирование. Всякий личностный аргумент в дальнейшем станет непреодолимой преградой.
Следующий момент данного предписания — требование воздерживаться от безрассудности давления, потери здравого смысла в конфронтации. В шахматах есть понятие “esperado” (от испанского — безнадежный, отчаявшийся).
Это понятие очень близко к японскому термину “камикадзе”. В шахматной теории и практике иногда в силу сложившихся обстоятельств фигура играет роль, которая полезна лишь противнику; ограничивает подвижность других фигур своего цвета, преграждает путь королю, который стремится задержать враждебную пешку, рвущуюся на последнюю горизонталь. В подобных случаях уничтожение вредного влияния такой фигуры, хотя бы путем ее “самоубийства”, может коренным образом изменить ход борьбы. Такие потерявшие “здравый смысл” аргументы могут быть и в переговорах. Они относятся к тем самым словам, которые, как воробей, если вылетели, то не поймаешь. Неуклюжий прием, неудачный оборот, сравнение, оценка, прозвище — все это “эсперадо” за столом переговоров.
Воздержание от безрассудных шагов связано также с учетом коэффициента риска. Он представляет собой дробь, в числителе которой факторы, способствующие успеху, а в знаменателе /- факторы, способствующие поражению. Авантюризмом будет действие, основанное на коэффициенте менее,чем 0,5. Коэффициент в пределах от 0,5 до 0,75 будет ненадежным. Хорошие шансы дает показание в диапазоне от 0,75 до 0,9. Коэффициент стопроцентной гарантии говорит либо о неравноправном положении сторон, либо о том, что далеко не все варианты и факторы учтены. А это уже рискованно.
Ответы по деловому общению
... на друга контактирующих людей. Взаимопонимание зависит от знания самого себя и партнеров по общению, адекватной самооценки и оценки окружающих, умения регулировать свое внутреннее психическое ... на основе первого впечатления – вербальных и невербальных факторов формируется образ партнера по общению. — Фактор превосходства, фиксируется по одному признаку, а переоценивается или недооценивается ...
Групповая динамика
Борьба и конфронтация связаны с изучением сил групповой динамики. Обычно переговоры идут в ключе групповой борьбы. Поэтому важным элементом борьбы является подавление сил сплочения команды противника и стимулирование сил разобщения. Как отмечалось ранее, наряду с конфликтом, характеризующим спорное положение, существует много микроконфликтов или скрытых конфликтов внутри каждой команды. Стимулирование сил разобщения или разрушение сил сплочения осуществляется посредством стимулирования подобных микроконфликтов. Здесь требуется отдать отчет о характере как сил сплочения, так и сил разобщения. Нужно определить, имеют ли силы сплочения нормальный характер (т.е. члены команды объединены командным принципом “чести мундира*), либо члены группы связаны содержательной потребностью сплочения.
В одних группах действуют императивы типа “Делай, как требует устава в других — “Делай как все’>, а в третьих же сплочение обусловлено интересом и потребностью,
Оптимальная стратегия ориентирует на раскол группы, раздувание группового конфликта. Средств для такой деятельности не счесть. Оставим за пределами внимания склоку, интригу, заговор; квалифицируя их как нелояльные приемы. Рассмотрим лишь те приемы, которые будут следствием выбора тактики, трактуемой в качестве корректного метода. Самое радикальное средство — переформирование группы. Каждая группа характеризуется своей структурой и субординацией, своими авторитетами и адептами” лидерами и рядовыми членами. Переформирование группы означает создание ее новой структуры и субординации в противоположность существующей. Основой для этого может быть то, что независимо от доминирующей мотивации в группу вводятся другие мотивы,
О Так, если А и В — групповые субъекты переговоров, то А в своем стремлении разобщать силы сплочения В может использовать метод постоянного диалога с отдель-ными партнерами, причем не теми, кто по субординации занимает ключевые посты в команде противника. Если невозможно вести явный диалог, он ведется в неявной форме, например, А обращается с заявлениями и предложениями не к лидеру группы В. Это сразу порождает новый микроконфликт между формальным и неформальным лидером. В результате начинается переформирование группы, которая уже не представляет собой былое единое целое.
Возможен метод обращения к другому внешнему лидеру, а не к тому, кто официально числится в авторитетах данной команды;
Это создает общее напряжение в группе. Раздувание группового ‘конфликта может быть достигнуто делением ее на подгруппы: “чистых” и “нечистых”, радикалов и консерваторов, реформаторов и догматиков.
Стоит оппоненту А провести в команде В разграничительные линии, как сразу начинается внутренняя борьба: либо по стиранию указанных различий, либо по их сохранению. И то и другое отвлекает оппонента от борьбы за подлинные цели переговоров. А это уже говорит о том, что цель практически достигнута.
Механизмы восприятия человека человеком и взаимопонимание в процессе общения
... 2) эмоциональное отношение их друг к другу; 3) взаимопонимание партнеров по общению. Развитие этих теоретических позиций по проблемам общения продолжено их учениками и последователями (А. А. ... беседы Наиболее благоприятной и зачастую единственной возможностью общения и обмена информацией является деловая беседа (переговоры). Она позволяет убедить собеседника в обоснованности нашей позиции ...
Чаще всего применяется метод подстегивания борьбы за власть и авторитет. Это бывает свойственно любой, даже самой сплоченной группе, поскольку властные отношения в ней не могут быть однозначными. И стоит ввести в это отношение дополнительные стимулы (новые авторитеты или новые подгруппы), связанные с разобщением силы внутренней динамики сразу начинают действовать.
Сотрудничество и кооперация: факторы, способствующие и препятствующие достижению соглашения
Умение говорить, как и умение слушать, — важная составляющая процесса коммуникации. Поскольку коммуникация представляет собой процесс двустороннего обмена заявлениями и действиями, то в ее основе прежде всего лежит взаимопонимание. Переговоры и есть процесс достижения взаимопонимания. И в этом процессе может быть то, что способствует достижению взаимопонимания, и то, что ему препятствует. Первая составляющая данного процесса — наличие обратной связи. Явная связь оппонента и пропонента — это прямое воздействие первого на второго, например, требование, вопрос, прямое заявление. Обратной связью может быть предоставление информации в ответ на требование, ответ на вопрос, контраргумент и т. п. Неявная обратная связь может быть в виде любой ответной реакции, прямо не связанной с ответом (гримасы, мимика, жесты, те или иные действия).
Кстати, молчание партнера тоже форма неявной обратной, связи.
. Поэтому, вступая в общение и стремясь достигнуть взаимопонимания, необходимо предусмотреть характер обратной связи. А чтобы не теряться в догадках, можно в тех или иных случаях задать уточняющий вопрос. Различные ситуации общения предполагают разные виды обратной связи. Выступление перед аудиторией, как правило, предполагает неявную обратную связь. Прямой диалог, беседа обычно связаны с прямой обратной связью.
Ситуация общения должна иметь симметричный характер. Это значит, что прямое обращение предполагает и прямую обратную связь. Нарушение такой симметрии сразу делает общение затруднительным. Прямой вопрос предусматривает прямой ответ, требование информации в явной форме предполагает и предоставление информации в явной форме. Обращение с письменным запросом предполагает письменный ответ.
Второе условие общения можно сформулировать в виде следующего правила: каждый ответ должен быть подтвержден, процесс коммуникации непрерывен. Если в ответ на прямой вопрос А партнер В дал такой же прямой и недвусмысленный ответ, то нужно обязательно подтвердить его получение, принятие к участию в диалоге- Другое дело, если один из партнеров остался неудовлетворенным этим ответом. С ним можно соглашаться или не соглашаться, его можно даже не понять, но его нельзя пропустить мимо ушей. Ответу партнера нужно “оказать должный прием”, подтвердив это словом или делом. Отсутствие такого подтверждения разрывает завязавшуюся нить разговора. По сути, в этом и выражается добрая воля и желание продолжить разговор. В конце концов так проявляется внимание и уважение к партнеру, А это все необходимые составляющие культуры общения. Все это вроде бы мелкие детали общения, но именно из них складывается эффективность взаимопонимания.
Вопрос 1. Сущность общения и факторы, его определяющие
... ]: учеб. пособие / И.И. Зарецкая. - М.: ОНИКС, 2010. 5. Караяни, А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях [Текст]: учеб. пособие / А.Г. Караяни, В.Л. Цветков.- М.: Юнити ... по которым мы строим поведение, и менее точное в отношении остальных. Вопрос 1. Сущность общения и факторы, его определяющие Человек — социальное существо, его жизнь и развитие ...
Следующая составляющая тоже относится к процессу взаимопонимания. Рассмотрим те факторы, которые препятствуют достижению сторонами адекватного понимания. На первом месте, наверное, предвзятое представление о предмете обсуждения либо о персоне, с которой это обсуждение ведется.
Существует достаточно много характеристик предвзятого отношения к партнеру. Это прежде всего субъективизм, антипатия и априорное суждение о его характере, способностях или возможностях. Все эти черты, безусловно, не вписываются в параметры делового стиля общения. Первая является однобокой оценкой, основанной не на объективных качествах предмета рассмотрения, а на представлении об этих качествах на основе собственной воли, желания или намерения.
Антипатия, т.е. устойчивое неприязненное отношение к партнеру, как на основе личностной несовместимости, так и на базе идейных или иных позиций, фундаментом плодотворных переговоров быть не может. Переговорщик, испытывающий антипатию к своему партнеру по столу переговоров, ничего конструктивного не достигнет. В процессе переговоров все служит материалом для строительства общего дома. Вести переговоры с антипатией к партнеру — все равно что строить дом, ненавидя и сам процесс строительства, и участников этого дела. Естественно, что устранить чисто человеческие качества, сопровождающие процесс переговоров (возможное волнение, неуверенность, колебания и сомнения), полностью просто невозможно. Но, не устранив неприязни к партнеру, садиться за стол переговоров, видимо, не имеет смысла.
Априорное суждение о партнере в качестве предпосылки предвзятого отношения может быть сразу отнесено к проявлению непрофессионализма. Следующий “подводный камень” — это стереотипы общения. Ими могут быть закоренелые привычки и представления, служащие основаниями для суждения и оценки. Порою даже смехотворные стереотипы могут серьезно осложнить общение.
Так, партнер А может думать о своем собеседнике: “Только люди рутинных взглядов могут завязывать на галстуке такой толстый узел”. В то же время В думает об А: “Уставился как бык на красную тряпку, Да. Сразу видно птицу по полету: упрям, занудлив, своенравен.
Стереотипами могут быть собственные “законсервированные” привычки, деформированные представления о традиции и моде, глубоко запрятанные комплексы. В данном случае А судит о В, но в неявной форме судит о себе. Иное суждение делается по ассоциации: “Все рыжие упрямы, а тощий как жердь — не иначе как сухарь и педант”. Стереотипами могут быть также представления о партнере по переговорам исходя из его принадлежности к той или иной социальной группе, национальности, профессии: “Ученые/— ох, уж эти мне умники…” или “Да что с немца возьмешь, он же каждый пфенниг считает…”. Не способствует достижению взаимопонимания такое обоснование непредвзятости, как декларирование отсутствия интереса. Это напоминает мотивировку отца, Федора из “двенадцати стульев”: “Не корысти ради, а токмо волей пославшей мя почившей матушки…”. Подобный мотив, вводит в обсуждение подозрение в неискренности.
КАКИМИ БЫВАЮТ ПЕРЕГОВОРЫ?
... что поставленный выше вопрос далеко не тривиален. Мы не ставим перед собой цели дать всеобъемлющую классификацию переговоров. Это просто ... браки вершатся <-на небесах?, так и рождение фабулы переговоров того или иного вида происходит часто независимо от воли ... общих черт и специфических характеристик. В описании видов переговоров будем следовать методике восхождения от простого к сложному. ...
Следующий сюжет, связанный с препятствиями в достижении взаимопонимания, основывается на принципе равенства перед истиной. Переговоры должны быть не только договором равных, но и правдивым обсуждением. В драматургии переговоров может быть давление, нажим, победа и поражение. Но это должна быть честная игра. Отсутствие такой компоненты делает переговоры вообще невозможными. Над дверями Лондонской биржи в камне выбиты слова: “My word is my bond” (Мое слово — мое обязательство).
И каждый нарушивший слово теряет кредит доверия: он объявляется персоной нон грата и может заниматься чем угодно, но только не коммерцией. В торгах на нижегородских ярмарках слово купца первой гильдии было крепче любого векселя. Так и на переговорах, если это, конечно, переговоры, а не сговор. Правдивость и искренность — важные составляющие этой деятельности. Переговорщики могут в своем стремлении выигрышнее представить собственную позицию пользоваться многими средствами, кроме обмана.
Непонимание важности слова или заявления в общении — следующая проблема, которая может торпедировать переговоры. Поскольку процесс достижения соглашения означает упорядоченное регламентом взаимодействие, каждое слово в нем, как нота в партитуре. Отсутствие должного внимания к этому может квалифицироваться в диапазоне от невнимательности к партнеру и предмету переговоров до непрофессионализма и некомпетентности. И то и другое непростительно.
Умение вести переговоры — это умение понимать место, значение и роль каждой фразы, каждого слова. То или иное заявление может дополняться последующими заявлениями и закладывать основы других. Непонимание этого может разорвать нить общения, сделать новые заявления непонятными и немотивированными.
Чаще всего непонимание складывается из неудачного подбора слов, фраз и выражений. Во-первых, слова имеют различные значения. Например, крылатая фраза “Восток — дело тонкое” в переговорах с восточным партнером может если не покоробить его, то, по крайней мере, вызвать недоумение. Неуместное использование русских народных поговорок в общении с зарубежным партнером, а то и исконно русских анекдотов, могут создать впечатление о несерьезности партнера и его намерениях. Неаккуратность в подборе и построении фраз порождают мнение о том, что партнер “неопрятен” в словах, в мыслях и в делах.
Отсутствие смысловых кодов взаимопонимания — едва ли не главная причина отсутствия самого взаимопонимания. Люди, разделенные “перегородками” профессии, возраста, национальности, уровня образования и вероисповедания, имеют различные смысловые коды взаимопонимания. Это клишированные способы выражений, стереотипы суждений, особенности смыслов, вкладываемых в слово. Совершенно разные смыслы имеют в виду математик и, например, политик, служитель церкви и домохозяйка, когда говорят: “Это не требует доказательства”. А выражение <*Я верю в это” в устах служителя культа коренным образом отличается от обыденного использования слова “верить”. Настоящий бизнесмен в отличие от доморощенного подразумевает под бизнесом не только операцию типа купил-продал (но уже дороже), а коммерцию. Кстати, слово “бизнесмен” происходит от слова “business” — дело, занятие (англ.).
38 Психология ведения переговоров
... стороны переговоров. Отделяйте оппонентов от проблемы, которую пытаетесь решить в ходе переговоров. Переговоры должны вестись независимо от степени доверия сторон друг к другу. Концентрируйтесь на интересах, ... зависимости от ситуации осуществляется взаимное уточнение интересов, точек зрения, подходов и взглядов участников по определенным вопросам. Выработка решения. На этапе обсуждения выдвигаются ...
Разумеется, переговоры не начинаются с составления толкового словаря. Но тем не менее предварительные раунды консультаций должны дать партнерам возможность обговорить общие положения и немного привыкнуть друг к другу.
Следующую проблему можно назвать так: между Сциллой и Харибдой. Одна ее крайность — неприятие всей позиции партнера, постоянное отрицание. Другая — согласие во всем. В первом случае накопленная “критическая масса отрицательности” приводит к неуправляемой “цепной реакции” — взрыву переговоров. Но даже при полном несогласии сторон нужно хотя бы согласиться с тем фактом, что есть основание для такого разногласия. Это, пожалуй, будет единственным позитивным моментом на общем негативном фоне.
Тот факт, что согласившись сесть за стол переговоров, партнеры не идут ни на какой компромисс, можно объяснить по-разному. Либо они сели за стол переговоров исключительно с одной целью ~ сорвать их. И каждая из сторон ждет, когда противник, не выдержав груза отрицательности, скажет “нет” не только очередному предложению оппонента, но и переговорам вообще, что даст моральное право другой стороне возложить всю ответственность за срыв переговоров на противоположную сторону. Либо события развивались таким образом, что круто изменили цели договаривающихся сторон. Начало переговоров хотя и было конструктивным, однако их участники, став заложниками событий, сами ведут корабль возможных взаимных договоренностей прямо на мель раздоров и рифы конфронтации. Либо, наконец, “выполз” наружу дух противоречия, а его, как известно, хлебом не корми, а дай каждой тезе противника противопоставить свою антитезу. И если переговоры понимаются их участниками именно так, то таким будет и их результат, вернее, не будет никакого позитивного результата.
Проблема понимания: различные языки и разные исходы
Чтобы достичь взаимопонимания, нужно стремиться говорить с партнером на одном языке. Это, казалось бы, ординарное требование, имеет свои проблемы. Первая заключается в том, что переговоры должны вестись на профессиональном языке одного уровня. Что это за язык? Рассмотрим несколько вариантов.
Вариант 1. В диалоге А и В последний говорит, что “…экстрапунитивные реакции, наблюдаемые при амбивалентных отношениях, часто приводят к реакциям, доминанты которых могут быть подавлены у интрапунитивных лиц^. И предлагает договориться о пороге доминант, который, по его мнению, должен быть соотнесенным со сложившейся практикой судебно-медицинских экспертов, основанной на последних сериях экспериментов в ведущих клиниках.
По мнению А, “все эти вещи должны в первую очередь соответствовать судебной практике, поскольку де-юре и де-факто принимается принцип презумпции невиновности процессуального кодекса, а в последующем должны подлежать апелляции истцов в судах первой инстанции.
Вариант 2. На вопрос В о правомерности заключения по первому пункту регламента А заявляет: “Уместность ваших замечаний применительно к уровню культуры общего интеллектуального развития в рамках Всеобщей Декларации прав человека и гражданина доводит всякий вопрос в его регрессии до такой степени бесконечности, которая самоограничена интроспекцией трансцендентальности как таковой и поэтому бесконечна сама по себе и во всех отношениях”. Естественно, что в ответ на это В только пожимает плечами.
Вариант 3. В торгах А и В первый говорит об инвестициях;
размер которых обусловлен учетными ставками банков и уровнем инфляции бумажных денег в залоговых стоимостях ценных бумаг, соотнесенных, с одной стороны, с общей товарной массой, а с другой, будучи индексированными, с всеобщим эквивалентом.
Партнер В интересуется только одним: по какому курсу будут пересчитываться валюты: по курсу “черного” рынка или по государственному курсу.
Все три ситуации — ситуации недопонимания, связанные с использованием языков разных типов. В первом варианте — два профессиональных языка; язык психиатра и юриста. При всей глубине обоснованности вопроса они не могут достичь взаимопонимания, так как каждый апеллирует к своей собственной практике и теории. Этот пример показывает, что разговор должен вестись на профессиональном языке одного типа. Более того, переговоры не должны вести специалисты в конкретных областях знания и практики. Их следует поручить переговорщикам, т.е. людям, способным принимать решения на основе тех или иных профессиональных оценок экспертов и рекомендаций аналитиков. Ибо помимо трудностей, обусловленных разными позициями, возникают еще и трудности, связанные с разными профессиональными языками.
Второй случай — типичный образец хаотической речи. Наконец, третий случай — это пример профессионального и непрофессионального языков. Здесь тоже трудно добиться взаимопонимания, поскольку необходим одинаковый уровень общей культуры, интеллектуального развития и профессионализма.
Полнота взаимопонимания между партнерами прямо связана с полнотой информации, обоснованностью и концентрированном внимания на узловых или сложных вопросах. Первое требование при всей его тривиальности должно быть пояснено. Полнота информации включает в себя следующие компоненты:
а) структурно-композиционную полноту;
б) достаточность фактов;
в) полноту объяснения.
Даже очень важный вопрос можно подать отрывочно, ском-канно, сбивчиво, бессистемно. В итоге он будет выглядеть эклектично и надуманно. Поэтому с точки зрения композиционных требований вопрос должен быть корректно поставлен, обоснован со стороны своей актуальности и злободневности, пояснен С позиционной точки зрения, четко сформулирован. Рассмотрим два варианта такой подачи.
Вариант 1. Партнер А: *…а вот еще один вопрос… Нужно увеличить смету по проекту ^.Цитрон”. В: “Непонятно, почему этот вопрос возник только сейчас, на заключительной стадии работы над проектом?”
Вариант 2. А: “А теперь о проекте “Цитрон”. Нет нужды доказывать его важность для всех заинтересованных лиц. Проектом предусмотрено поэтапное введение в действие всех проектных мощностей. В следующем квартале мы вводим третью очередь. Поскольку технический цикл доводки, а здесь я должен сослаться на техническое задание, которое имеется у всех на руках, рассчитан на длительный срок, проблема, о которой в принципе достигнуто соглашение (упомяну протокол №6) на первом этапе требует урегулирования вопроса со сметой. Наши предложения, касающиеся сметы. Вы найдете в дополнительном протоколе”.
В: “Почему мы должны идти на дополнительные расходы по проекту, смета которого утверждена еще в прошлом году?”
А: “Должен заметить, что ^так называемые дополнительные расходы” по сути расходами не являются. Они лишь отражают изменение рыночной ситуации, и тем более они на 40% меньше тех расходов, которые понесет фирма, если не пойдет по этому пути”.
Провести в жизнь решение о дополнительном финансировании всегда трудно. Тем труднее это будет сделано, если обоснование было недостаточным и отрывочным.
А. Панасюк, автор книги “Управленческое общение”, выделяет в качестве первого закона управленческого общения следующий: понять — это еще не значит принять. Необходимость различных компонент общения, таких как наличие и контроль обратной связи, симметричность отношений, устранение стереотипов, использование языка одного типа и уровня, все же делают процесс коммуникации с точки зрения его оптимизации недостаточным. Мало понять какие-либо проблемы (осмыслить цель и интерес, определить собственную позицию и т. п.), нужно еще и принять их.
Что значит “принять”? Для достижения соглашения недостаточно корректности обоснования, точности формулировок, уместности разъяснений. Здесь во главе угла должен быть интерес. Поэтому следующий вопрос — об интересе.
Р. Фишер и У. Юри открыто провозглашают: сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях. В связи с этим они формулируют два основные тезиса:
1. Чтобы достичь разумного решения, надо помнить интересы, а не позиции.
2. Интересы определяют проблему.
По мнению авторов книги “Путь к согласию или переговоры без поражения”, основная проблема переговоров заключается не в конфликтных ситуациях, а в конфликте между нуждами, желаниями, заботами и опасениями сторон. Подобные желания и заботы и есть интересы. Они выступают мотивом поведения людей, движущей силой их позиций. Обращение именно к интересам, а не к позициям делает возможным достижение соглашения, ибо согласование интересов, а не позиций срабатывает по двум причинам. Во-первых, для удовлетворения каждого интереса, как правило, существует несколько возможностей, условий (причем не обязательно взаимоисключающих).
Просто люди нередко жестко связывают •цель и средства ее реализации. (Это, кстати говоря, одна из причин того, почему люди не могут договориться друг с другом).
Поэтому одной из целей переговоров будет стремление показать партнеру возможные пути достижения его цели, реализации его интересов таким образом, чтобы это не задевало интересы другой стороны, не наносило ей ущерба. Во-вторых, примирение интересов возможно потому, что за противоположностью позиций обыкновенно скрывается значительно больше интересов общего характера в сравнении с теми, которые вошли в противоречие, образовав конфликтную ситуацию.
И это тоже один из ключей переговоров: нужно идти по пути выявления различных интересов. Среди них наверняка обнаружатся и общие. Именно на их основе возможно соглашение. Правило можно сформулировать так:за противоположными позициями скрываются и взаимоприемлемые интересы.
Позиции и интересы соотносятся как надводная и подводная части айсберга. На поверхности, снаружи, часто — просматривается конфликт, а в глубине практически всегда есть то, что может сблизить позиции — это общие интересы. Их просто нужно обнаружить. В связи с этим возникает ряд вопросов и простых рекомендаций, которые дают Р. Фишер и У. Юри:
а) как идентифицировать интересы? Позиция обычно всегда ясна и конкретна. Более того, она персонифицирована. И если позиция — это айсберг, то интерес — скорее, подводное течение, которое его движет. Идентифицировать интерес можно в содержательном (объективном) и личностном (субъективном) плане. Первая часть связана с вопросом “почему?”, а вторая — “кому выгодно?”. И даже если интерес имеет отрицательный характер, вопрос “почему нет?” тоже служит его идентификации;
б) необходимо осознать, что каждая сторона имеет множество интересов, среди которых есть основные и второстепенные, общие и индивидуальные;
наследует выделить в качестве самых сильных интересов основные человеческие нужды;
г) требуется составить два перечня интересов: свои и интересы партнера. Это не только поможет запомнить их, но и будет способствовать углублению оценок интересов по мере того, как будет получаться дополнительная инфор-• мация. Перечни интересов помогут также расположить данные интересы и по степени их важности, по порядку их реализации. А подобный подход служит уже основанием выбора разумной тактики действий.
Мотивы согласования интересов
Переговоры вершатся именно ради согласования интересов.
Для этого могут быть разные мотивы. Но главное ~ это мотивы согласования интересов сделать основным мотивом переговоров. Рассмотрим основные мотивы, которые могут лежать в основаниях согласования намерений, интересов, действий. Практика переговоров выработала следующие простые рекомендации:
1. Необходимо объяснить свои интересы. Здесь руководящим мотивом оказывается точность и определенность. Конкретные детали и подробности не только вызывают доверие к вашему описанию, но и придают ему вес и солидность, обоснованность и продуманность. Симметричность позиций позволяет, проявив интерес к позиции оппонента, ожидать и того, что он тоже проявит внимание к рассмотрению ваших интересов. Чтобы перечень интересов произвел большее впечатление, следует обосновать их правомерность и законность.
2. Нужно признать, что интересы (свои и чужие) являются частью проблемы, которая лежит в основании переговоров.
; 3- Требуется прежде всего сформулировать проблему таким образом, чтобы в ней прозвучала возможность согласования интересов.
: 4. Оптимальная тактика переговоров предлагает сначала сформулировать проблему, а потом уже предлагать пути ее решения и обосновывать собственную позицию. Переговорщик, который хочет, чтобы его аргументы были восприняты, должен позаботиться о том, чтобы сначала прозвучали описания интересов и доводов с точки зрения их обоснованности, а потом уже выводы и предложения.
5. Плодотворность обсуждения во многом зависит от того, будут ли найдены взаимовыгодные варианты. Решая проблему, надо помнить, что существует много способов ^разделить пирог”. Каждый способ -щележа” предполагает не только определенный выбор, но и получение своей доли. Для того чтобы стремление ^полюбовно” разделить “пирого было обоюдным, полезно предпринять попытки его увеличить. А это и есть изобретение взаимовыгодных ; вариантов.
6. Требуется найти альтернативы. Поскольку не все варианты ^дележа” могут устраивать партнера, целесообразно находить и обсуждать различные альтернативы. Они и представляют собой лучшую форму согласования позиций. ^ й«-
7. Количество подходов в решении проблемы нужно расширять. Как отмечают Р. Фишер и У. Юри, даже при самых лучших намерениях участники переговоров заинтересованы в том, чтобы найти оптимальный вариант, удобный и выгодный для каждой стороны. Поэтому здесь применим такой метод переговоров, как поиск иголки в стоге сена посредством перебирания каждой травинки. На данной стадии переговоров задача заключается не в том, чтобы выработать решения, а в том, чтобы максимально расширить пространство для переговоров. А это автоматически расширяет пространство для возможного соглашения. Метод перебирания травинок может быть дополнен принципом круговой схемы: в ней происходит увеличение числа вариантов путем постоянного движения между конкретным и общим, конкретное вводит новую информацию; общее дает основания для согласования. По сути, круговая схема — это метод ^мозгового штурма”. Избрав данную методу, участники переговоров действуют так: описывают ситуацию и проблемы, которые в связи с ней возникают, ставят диагноз состояния дел, сортируют проблемы, вводят данные, связанные с новой информацией, разрабатывают гипотезы, ставят эксперименты, делают выводы и проверяют их соответствие с фактами. Такая схема воспроизводится на каждом этапе.
8. Оптимальная тактика переговоров требует посмотреть на проблему с разных сторон. Это, во-первых, предполагает, что нужно просто посмотреть на проблему, и в том числе на конфликтную ситуацию, глазами своего оппонента.
Такой взгляд порою может дать сильный импульс для более объективного осмысления собственных претензий и притязаний. Во-вторых, надо посмотреть на проблему глазами разных специалистов, экспертов, аналитиков. Это позволит расширить видение проблемы, создать более основательные варианты ее разрешения.
9. В основе прочного соглашения — поиск взаимной выгоды. При всей банальности звучания последней рекомендации в ней есть свои практические императивы действия. Среди них — определение общего интереса, а значит, и целей, объединяющих стороны. Однако мало определить общие интересы, необходимо еще обосновать реальность их реализации, а может быть, и практическую технологию их достижения. Следующий момент — согласование различных интересов. Далее требуется прояснить вопрос о том, есть ли различия в интересах и чем они выражаются.
Надежные соглашения рождаются, прежде всего, из согласованных действий. Поэтому основная тактика переговоров заключается в том, чтобы вести согласованное обсуждение всех сторон спорного положения на всех этапах переговоров.
13