Техническое задание:
Провести качественное социально-психологическое исследование в Калининградской области, направленное на описание социально-экономической и общественно-политической обстановки в области с характеристикой расстановки сил, прогнозом развития ситуации и рекомендациями по стратегии позиционирования согласно целям и задачам исследования. Используемые методы – экспертные интервью и фокус-группы.
Цели исследования:
Собрать информацию о взглядах, предпочтениях, намерениях и позициях представителей местной элиты и выработать рекомендации по стратегии позиционирования Клиента в регионе.
Задачи исследования:
- Определить наиболее предпочтительную схему публичного позиционирования Клиента в отношении местной власти
- Выработать общие рекомендации по стратегии позиционирования Клиента в области
- Выделить основных экономических и политических лидеров, ключевые фигуры, их позиции, расстановки, намерения, ресурсы.
- Определить расклад сил и мнений внутри Союза Промышленников и Предпринимателей, его значимость в Калилинградской области, перспективы дальнейшего позиционирования Клиента в данном органе и возможность борьбы за президентское кресло.
- Подробно исследовать общественно-политическую ситуацию в г. Светлогорске, прогноз изменения расклада сил местной власти, выявить перспективы Клиента в Светлогорском округе.
- Выявить партийные предпочтения населения, определить перспективы взаимодействия Клиента с различными партиями.
Сроки исследования:
Сбор информации на месте займет 14 дней, еще 5 дней – анализ и составление отчета. Итого 19 дней.
Предмет исследования:
Внутрисетевая информация, информация, слухи, циркулирующие среди элит (экспертный интервью) и среди населения (фокус-группы).
Продукт исследования:отчет, аудиозаписи фокус-групп, расшифровки, краткие записи экспертных интервью, презентация.
Квоты для экспертного интервью (пример)
Журналисты – 2
Топ-менеджеры крупных предприятий — 2
Средний бизнес — 3
Малый бизнес — 2
Депутаты ЗАКс — 2
Представители администрации:
Район – 1
Город — 1
Областной – 1
Служащие МВД – 1
1.Исследования отечественных ученых в суицидологии: школа а.Г. Амбрумовой
... проводятся в отделе экстремальных состояний (Кризисном Центре) Московского НИИ психиатрии. Эти исследования связаны, прежде всего, с именем профессора А.Г. Амбрумовой. Московской школой разработана концепция ... всестороннего изучения и анализа этого явления. Благодаря развитию знаний в этой области установлено, что далеко не все нефатальные суицидальные действия являются неудавшимися самоубийствами. ...
На усмотрение исследователя — 5
Квоты для фокус-групп
Если только по Светлогорску:
1 – работники сферы обслуживания
1 – бюджетники
1 – малый бизнес
1 – рабочие либо молодежь
1 — пенсионеры
1 – случайные прохожие (устанавливаются квоты по полу и возрасту
Если по Калининграду:
2 – представители малого и среднего бизнеса
1 — молодежь
1 – рабочие либо пенсионеры
2 – в Светлогорске (1 – предприниматели, 1 – случайные прохожие)
Если по Калининградской области:
2 — Калининград
1 – Светлогорск
1 – Деревня
2 — На усмотрение исследователя
Ведомость качественного социологического исследования.
от 10 до 20 дней
Экспертные интервью
8 Дней, 20 интервью
№ |
Направление |
Кол. |
Стоимость |
Стоимость в уе. |
Разработка топик-гайда |
1 |
200 |
||
|
Оплата контакта (непредвиденные расходы) |
20 |
60 |
1200 |
|
Оплата специалистов-интерьвьюеров |
2 |
750 |
1500 |
|
Проживание специалистов-интерьвьюеров |
2 |
50 |
700 |
|
Командировочные специалиста-интерьвьюера |
2 чел 7 дней |
25 |
350 |
|
Распечатка отчета |
6 |
5 |
30 |
|
Скоросшиватель для отчета |
6 |
5 |
30 |
|
Канцелярские расходы (ручки, карандаши, пачка бумаги А4, кассеты, дискеты) |
100 |
||
|
Водитель с автомашиной |
2 |
200 |
400 |
|
Связь (симкарта, телефон) |
100 |
||
|
Приезд на место работы |
|||
|
Итого: |
Фокус группы – 6 дней, 6 фокус групп
№ |
Направление |
Кол. |
Стоимость |
Стоимость в уе. |
Оплата участников групп |
72 |
200р |
500 |
|
|
Оплата расшифровщиков |
6 |
25 |
150 |
|
Разработка топик-гайда |
1 |
200 |
|
|
Распечатка топик-гайда |
6 |
10 |
|
|
Оплата работы модератора |
1 |
600 |
|
|
Оплата работы ассистента модератора |
1 |
300 |
|
|
Оплата аренды помещения под группы |
6 |
20 |
120 |
|
Оплата сборщиков групп |
2 чел, 6 групп |
25 |
300 |
|
Разработка приглашения на группу |
1 |
50 |
|
|
Печать приглашений на группу |
1000 |
50 |
|
|
Написание отчета |
200 |
||
|
Распечатка отчета |
3 |
30 |
|
|
Скоросшиватель для отчета |
3 |
15 |
|
|
Канцелярские расходы (ручки, карандаши, пачка бумаги А4, кассеты для группы) |
100 |
||
|
Диктофон |
100 |
||
|
Проживание модератора |
1 |
50 |
300 |
|
Командировочные модератора |
25 |
150 |
|
|
Проживание ассистента |
50 |
300 |
|
|
Командировочные ассистента |
25 |
150 |
|
|
Водитель с автомашиной |
1 |
400 |
|
|
Связь (симкарта, телефон) |
50 |
||
|
Приезд |
|||
|
Итого: |
Оргтехника и доп. Информация_________________________________
Оплата руководителя аналитической групп (зарплата, командировочные, транспортные и канцелярские расходы)
Руководитель группы 1000, Транспорт – в день 30, Проживание– в день от 40
Питание– в день 30, Непредвиденные расходы 1000
Итоговая сумма: за весь комплекс ориентировочно от ________уе.
Топик — гайд — предприниматели (экспертное интервью)
Проблемное поле Какие явления, феномены, события областной жизни всплывают у Вас в памяти при упоминании Вашей области (первые несколько, которые первые приходят в голову)? В чем особенности Вашей области, отличающие её от других областей (чем Вы гордитесь, что наоборот является позором)? Какие проблемы наиболее актуальны для области? В чем Вы видите возможность их решения, от кого это в первую очередь зависит? |
Знакомство Назовите несколько фамилий известных в Вашем городе людей, к которым преобладает положительное отношение со стороны большинства горожан. Есть ли среди них предприниматели? Ф.И.О._______________________________личный ресурс_____________________________ публичный ресурс_________________________ информационный ресурс СМИ____________ ____________________________финансовый ресурс___________________________________ Организационный ресурс__________________________________________________________ Электоральная база_______________________________________________________________ Ф.И.О._______________________________личный ресурс_____________________________ публичный ресурс_________________________ информационный ресурс СМИ____________ ____________________________финансовый ресурс___________________________________ Организационный ресурс__________________________________________________________ Электоральная база_______________________________________________________________ |
Областная элита Какие существуют наиболее значимые фигуры в городской элите, чьи интересы они проводят? Какие существуют формальные и неформальные финансово-промышленные группы, союзы и объединения, кто их возглавляет, какие интересы они преследуют, каковы их сферы влияния, кто лоббирует их интересы в администрации? С какими органами власти Вы связываете решение Ваших проблем (федеральные, местные)?
Как Вы оцениваете деятельность местных органов власти?
Отношение к ХХХ Как оцениваете деятельность ХХХ ? (по десятибальной шкале)
Если бы у Вас была возможность обратиться к ХХХ , то что бы Вы ему сказали, что посоветовали?
На основании чего складывается Ваше отношение (на основании профессиональных, либо личностных качеств)?
Какими качествами должен обладать ХХХ? Чего не хватает действующему ХХХ?
Есть ли у действующего оппозиция ХХХ? Какая она?
Ментальная карта области
Отношение к бизнес-фигурам
Есть ли у Вас в области значимые бизнес-фигуры? (фамилии) Чем они изыестны? Могут ли они повлиять на политическую ситуацию в области?
Слышали ли Вы что-нибудь о СПП (Союзе промышленниноков и предпринимателей)
Как вы считаете кто должен возглавить СПП? Почему?
Насколько сильно криминальные группировки удерживают влияние в экономике и политике?
Отношение к партиям
Какие политические партии Вы знаете? О деятельности каких политических партиях Вы слышали, на территории Вашеей области? Что они делали? Как давно? Регулярно ли? Какие существуют криминальные группировки, кто их возглавляет, какие интересы они преследуют на территории города, кто лоббирует их интересы в администрации? Какие существуют группировки в самой администрации? В каких они отношениях друг с другом? Какие в городе существуют наиболее крупные и авторитетные общественные организации (тип организации, количество членов, миссия и т.п.)? Чьи интересы они представляют, в каких они отношениях с действующей администрацией? |
Кто из известных в городе, либо стране людей Вы бы могли назвать в качестве прототипа «идеального» кандидата в законодатьлное собрание? Какими качествами он должен обладать? |
СМИ Как Вы относитесь к местным СМИ Вашего города? Насколько они неангажированы, кому они принадлежат? Есль ли независимые журналисты, кто они? |
Топик гайд — предприниматели
(фокус группа)
Для оперативных рабочих пометок |
Добрый день. В целях написания диссертационной работы я порвожу исследование по различным аспектам социально-экономического развития основных отраслей области. Наша беседа будет иметь анонимный характер, поэтому Вам не обязательно называть свое настоящее имя — данные будут использованы нами только в обобщенном виде. (деньги)
Вначале давайте познакомимся: (включается диктофон)
Назовите, пожалуйста, Ваше имя – как к Вам обращаться в ходе беседы
Кем Вы работаете (или работали), чем занимаетесь в настоящее время?
Напишите свое имя – как к Вам обращаться в ходе беседы — фломастером на бумажной карточке и поставьте перед собой (там же участники отметят возраст)
Теперь я обозначу несложные правила нашего общения: В рамках нашего общения запрещена персональная критика в адрес кого-либо из присутствующих. В рамках нашего общения запрещено перебивать выступающего (когда один говорит, остальные молчат). В том случае если Вы не согласны с мнением предыдущего выступающего, в своем выступлении желательно не только обозначить факт своего несогласия, но и аргументировать свою точку зрения. Каждый выступающий должен помнить, что он не один, и точка зрения других участников нашей беседы, не менее интересна, чем его собственная. В целом я хочу обратить Ваше внимание, на общеизвестную истину, которая гласит, что, сколько людей, столько и мнений. Цель нашей встречи и беседы, попытаться выявить всю палитру взглядов и мнений.
Знакомство Какие явления, феномены, события областной жизни всплывают у Вас в памяти при упоминании Вашей области (первые несколько, которые первые приходят в голову)? В чем особенности Вашей области, отличающие её от других областей (чем Вы гордитесь, что наоборот является позором)?
Назовите наиболее яркие явления общественной жизни Вашего города (первое, что приходит в голову, что запомнилось)?
Назовите несколько фамилий известных в Вашей области людей, к которым преобладает положительное отношение со стороны большинства горожан.
Если среди них предприниматели?
Социальная стратификация Какие люди составляют основную массу жителей области, опишите портрет среднестатистического жителя области (возраст, пол, уровень доходов, образование, место работы)?
Кого можно считать преуспевающим (доход, источник дохода и т.п.)
На какие группы, можно было бы условно поделить жителей области (какие слои существуют в обществе)?
Социальное самочувствие Какие основные источники доходов у местных жителей, места заработка?
Как Вы оцениваете благосостояние большинства жителей области? Чем это в первую очередь обусловлено (ситуация в стране, ситуацией в регионе, самими жителями)
Происходят ли изменения в благосостоянии людей, в какую сторону? От кого они в первую очередь зависят?
Кто виноват в создавшемся положении (в первую очередь)?
Проблемное поле Какие еще проблемы, кроме повышения благосостояния наиболее актуальны для города?
А какие проблемы актуальны лично для Вас?
В чем Вы видите возможность их решения, от кого это в первую очередь зависит?
Если у Вас независимые депутаты? (фамилии). Какие, чьи финансовые интересы они представляют?
Отношение к властным органам С какими органами власти Вы связываете решение Ваших проблем (федеральные, местные)?
Как Вы оцениваете деятельность местных органов власти?
Отношение к ХХХ Как оцениваете деятельность ХХХ ? (по десятибалльной шкале)
Если бы у Вас была возможность обратиться к ХХХ , то что бы Вы ему сказали, что посоветовали?
На основании чего складывается Ваше отношение (на основании профессиональных, либо личностных качеств)?
Какими качествами должен обладать ХХХ? Чего не хватает действующему ХХХ?
Есть ли у действующего оппозиция ХХХ? Какая она?
Ментальная карта области
Отношение к бизнес-фигурам
Есть ли у Вас в области значимые бизнес-фигуры? (фамилии) Чем они изыестны? Могут ли они повлиять на политическую ситуацию в области?
Слышали ли Вы что-нибудь о СПП (Союзе промышленников и предпринимателей)
Как вы считаете, кто должен возглавить СПП? Почему?
Насколько сильно криминальные группировки удерживают влияние в экономике и политике?
Отношение к партиям
Какие политические партии Вы знаете? О деятельности каких политических партиях Вы слышали, на территории Вашей области? Что они делали? Как давно? Регулярно ли? По каждой из названных партий Какова фактическая численность членов партии? Кто они? Что их объединяет? Есть ли среди членов или активистов этой партии известные и уважаемые люди? Как к этой партии относятся местные СМИ? Знакомы ли вы с членом какой-нибудь партии? Насколько они организованы? Что способна организовать эта партия? Насколько члены партии дисциплинированны и активны? Какое количество средств (потенциально) есть у партии? Каков принцип набора активистов? Насколько население поддерживает эту деятельность? Как финансируется эта партия? СМИ Откуда Вы, в основном, узнаете информацию о событиях в Вашем городе?
Насколько независимы местные СМИ, насколько они объективны при подаче информации?
Какие местные газеты Вы читаете, как Вы к ним относитесь?
Смотрите ли Вы каналы местного телевидения и как к ним относитесь?
Слушаете ли Вы местное радио и как к нему относитесь?
Пользуетесь ли Вы интернетом? Ментальная карта будущего |
Сетевой план-график
- Исследование начинается при получении 50% предоплаты и оплаты проживания, питания и проезда в оба конца
- Полный расчет происходит при получении отчета
Этапы исследования |
Прибытие на место |
Первый этап |
Второй этап |
Третий этап |
Четвертый этап |
Пятый этап |
Подготовка к проведению исследования |
Сбор информации |
Обработка информации |
Анализ информации |
Подготовка отчета |
||
Дни с даты предоплаты |
1-3 |
3-4 |
4 -14 |
15-16 |
16-17 |
17-18 |
Экспертные интервью |
4-14 |
15-16 |
||||
Фокус-группы |
7-14 |
15-16 |
Итого все исследование занимает две недели (14 дней).
Через 19 дней с момента предоплаты исполнитель готов предоставить заказчику отчет в удобное для него место и время.
Срок исследования может быть сокращен, при этом оно подорожает.
Описание методов Экспертные интервью
Методически экспертные интервью являются разновидностью глубинных интервью. Это метод качественных исследований, специфика которого заключается в отсутствии четко формализованных вопросов и вариантов ответа – этот метод больше всего похож на беседу. Беседа при этом имеет свои цели, поэтому существует так называемый topic-guide, то есть «путеводитель по темам». В последнее время этот метод исследования все чаще применяется в целях промышленного шпионажа и сбора сведений о политических противниках. Применяется например для исследования области сбора информации достоверно или слухи в среде элит.
Организационные аспекты
Основная сложность при проведении экспертных интервью – легенда. Естественно, практически никто из фигур влияния на территории области не захочет делиться с интервьюером информацией, если будет поставлен в известность относительно целей этой беседы. Поэтому практически всегда экспертный опрос проводится под легендой. Чаще всего это легенда либо «журналиста», либо «ученого» (например, аспиранта).
Несмотря на очевидную нерациональность таких легенд, во многих ситуациях (например, что за аспирант поедет из Петербурга в Красноярск, чтобы провести исследование, или какую за информацию может искать журналист из Москвы в далеком поселке в Иркутской области?), они чаще всего «условно срабатывают». Вам не верят, но с вами разговаривают. Даже если эксперт понял, что ему подсунули «легенду», как правило, он идет на диалог, поскольку заинтригован и надеется сам в ходе беседы выяснить что-то об исследователе.
При проведении экспертных интервью Заказчику лучше заранее уведомить о проблемных отношениях с кем-то из региональных элит, так как в противном случае высока вероятность неблагоприятного окончания исследования. В регионах слухи о приезжих журналистах или исследователях распространяются быстро, поэтому на 5 или 10 интервью специалист может попасть в опасную ситуацию. Оптимальным является предоставление гарантий личной безопасности исследователям со стороны Заказчика.
Невероятно важным условием при проведении экспертных интервью являются развитые коммуникативные качества интервьюера. Во-первых, потому что необходимо оторвать от работы уважаемого человека, так чтобы он уделил интервьюэру от 1 до 2 часов времени. Кроме того, чтобы добраться, к примеру, например до топ-менеджера крупного завода, исследователю предстоит преодолеть множество преград, от собственных внутренних психологических барьеров до охраны, видеокамер и секретарей.
Во-вторых, нужно разговорить его – так, чтобы он абсолютно незнакомому, к тому же подозрительно любопытному человеку рассказал то сокровенное, что, возможно, не рассказывает даже своим знакомым.
В-третьих, предстоит построить разговор таким образом, чтобы при окончании беседы эксперт вспоминал лишь то, что встречался с приятным человеком.
Работа по сбору качественной информации сравнима с работой снайпера. Снайперское искусство – это «дерзкое умение терпеливых», искусство ждать подходящего момента и мгновенно использовать его. Искусство работы исследователя состоит в том, чтобы самостоятельно найти цель (источник информации), оценить ее важность и вступить с ней в контакт. Эта деятельность напоминает охоту – охоту за информацией. Эксперт-исследователь – как снайпер – невидим, беспощаден и неумолим, от него не спасают ни расстояния, ни охрана, ни секретари, ни механизмы психологической защиты.
Фокус группа
2