Выполнила Галеева Ксения 1 курс 4 подгруппа
Таблица «Психические познавательные процессы»
ППП, определение |
Функции(назначение) |
Виды, формы, операции |
Механизмы (физиологические основы) |
Свойства, особенности, др. характеристики |
Приемы развития |
|||||||
3.Внимание- это направленность и сосредоточенность психической деятельности на объекте, имеющем для личности ситуативную или постоянную значимость, при одновременном отключении всего остального. |
1.отбор значимых раздражителей. 2.Удержание важных раздражителей. 3.Контроль и регуляция. |
1.Непроизвольное 2.Пропроизвольное 3.Послепроизвольное |
Совместная деятельность коры головного мозга и подкорки(выпол. Функцию фильтра и генератора. |
Свойства внимания: 1.Произвольное
2.Непроизвольное
Рассеянность- это свойство внимания. |
— Тест «Черно-красная таблица Горбова-Шульте — Таблицы Шульте |
|||||||
1.Ощущение – простейший психический процесс, отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений непосредственно воздействующих на органы чувств. |
Источник познания мира. Доведение до ЦНС состояния внешней и внутренней среды. |
1. По рецепторам- зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, осязательный. По воздействию-а)дистантные б) контактные 2.По Шерингтону А) Экстерорецептивные- отражают свойства предметов и явлений внешней среды.
Б) Проприоцептивные- это ощущения отражения движений нашего тела.
В) Интерорецептивные – отражают состояния внутренних органов. Доходят до подкорки в состоянии бодрствования
|
Анализатор состоит: 1.Переферический отдел-рецепторы. 2.Проводящие пути: афферентные и эфирентные. 3.центральные корковые отдела анализаторов 4.органы чувств. |
Закономерности ощущений: 1.Пороги:
2.Адаптация — привыкание воздействия раздражителя в течении длительного времени 3.Контраст- под влиянием предшествующего анализитора раздражителя изменяется чувствительность анализатора. 4.Сенсибилизация— повышение, обострение чувствительности в результате взаимодействия рецепторов, когда чувствительность одних органов чувств повышается путем действия на др. органы чувств слабыми или кратковременными, адекватными для них раздражителями 5.Синестезия- возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для др. анализатора |
Трюк со стаканами разной температуры. Когда, при смене рук в емкостях мозг не может определить правильность ощущения, толи холод, толи кипяток. |
|||||||
2.Восприятие- это целостное отражение предметов или явлений при из непосредственном воздействии на органы чувств.
|
Представление,выдвижение гипотез и их проверка. |
1.Внешненаправленное(внешний мир) 2.Внутринаправленное (внутренний мир, восприятие внутреннего состояния) |
Ассоциативные отделы коры головного мозга ЦПС |
Свойства восприятия: 1.Предметность 2.Избирательность 3.Апперцепция 4.Осмысленность 5.Контантность 6.Целостность 7.Структурность Физические особенности восприятия 1.Восприятие пространства 2.Восприятие времени 3.Восприятие движений 4.Зрительные иллюзии 5.Иллюзии восприятия времени. |
Картинки по обмане зрения. |
|||||||
4.Память-это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации. |
Накопление знаний и воспроизведение это на опыте. |
1.По характеру психической активности
2. По времени
3. По характеры целей деятельности
|
Деятельность мозга. Появление нервных связей |
Процессы памяти: 1.Запоминание(запечатление)
2.Сохранение(переработка, забывание)
Забывание закономерно! Виды забывания: -длительная, кратковременная -норма, патология. Торможение –охранительное состояние 3.Воспроизведние
|
Приемы мнемотехники |
|||||||
5.Мышление-высший психический познавательный процесс,- обобщенное, опосредованное целенаправленное отражение мира осуществляемое с помощью речи.
6.Речь- исторически сложившиеся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком, средство общения между людьми. Воображение- высший психический процесс создания нового образа, предмета, ситуации, путем переработки имеющихся у человека представлений. |
1.Обработка информации 2.ощущение и восприятие +мышление 3.Аналитико- синтезирующая деятельность 4.связан с речью(2 сигн.сист) Значение мышления: направлено на решение задач с помощью анализа и синтеза. 1.передача и усвоения общественное и исторического опыта. 2.средство общения 3. орудие интеллектуальной деятельности 1.представление действительности в образах 2.регулирование эмоциональных состояний в связи с потребностями . 3.Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний(речь, внимание, восприятие) 4.Планирование и программирование деятельности. |
Уровни мышления:
Операции мышления
Виды понимания: -истинное -субъективное -авторитарное Формы мышления:
Тесно связан с мышлением. Внешний показатель особенности мышления Виды речи:
1.Активное –направлено на решение творческих и личностных задач. Также направлено в будущее и оперирует временем.
Виды активного воображения. А)артистическое воображение(взаимодействие со сценическими объектами) Б)творческое(создание нового) Включает диссициацию и ассоциацию В)антиципирующее (предвидение будущих своих действий) Г) критическое (поиск несовершенств и и варианты изменений) Д)воссоздающее (конструирование новых образов на основе ранее не воспринимаемых образов) 2.Пассивное воображение(грезы)-направлено на мнимое удовлетворение потребностей Формы создания новых образов: 1.Агглютинации-совмещение разных не совместимых объектов. 2.Расчленение-разъединение от целого объекта части . 3.Замещение-замена одной детали в целом 4.Схемотизация-сначало сходство, потом различное. 5.Акцентирование –выделение элемента или детали. 6.типизация- основа некий идеал или обобщенный образ. |
Единство мышления и речи. Компоненты: -под контролем 2 сигн. систем -рефлекторная дуга(связь 1 и 2 сигн.сист) -является основой 1 синг.сист(ощущение и восприятие) Работа комплекса внешних и внутренних органов(артикуляционный аппарат)и центров в коре больших полушарий мозга Немота-патология! –отсутствие речи.
Актуализация нервных связей , их перегруппировка и объединение в новые системы и комбинации. Совместная работа обеих сигнальных систем Источник воображения –активная реальность. |
Мышление –это вершина познания. Это социально обусловлено(уровень развития общества связан с уровнем развития общества. Субъект мышления человек, обладающий языком, понятиями, логикой Мыслительная задача- порождает проблемную ситуацию – возникает познавательная мотивация, противоречие между прежними и новыми знаниями. Свойства речи: 1.Содержательность(количество выраж.мыслей) 2.Понятность 3.Выразительность(эмоц.насыщ) 4.Действительность (влияние на мысли) Слово- основная структура языка. Значение слова- средство абстракции и обобщения Смысл слова- процесс выбора из множества значений. Характеристики Вообращения: 1.Высший психический процесс ,свойственен только человеку. 2.аналитико синтезирующая деятельность 3.Предвидение будущего 4.Обычно возникает при проблемной ситуации 5.Это произвольный процесс 6.Оперирование образами 7.Основа прошлый опыт |
Чтение книг, IQ-тест. Чтение книг. Скороговорки. Чтение книг. Просмотр фильмов Неудовлетворение жизнью |