1. Понятие наука. Психология как наука. Объект, предмет, субъект психологии. Объект и предмет психологии.
Психо(длина)логия(наука)
Наука – сфера человеческой деятельности.
Основная функция – выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможно построение образа мира и способов взаимодействия с ними.
Психология – наука о функционировании и развитии психики, как особой формы жизнедеятельности.
Термин «психология» введен Рольфом в 17 веке.
Объект исследования – это любое явление окружающего нас мира, на которое направлен интерес с позиции данной области.
Объектом психологии является психика человека.
Предмет исследования – это отдельная конкретная сторона выделенного объекта.
Предмет психологии – любые проявления человеческой психики: действия, поведения, сознание.
Субъект – это тот, кто исследует, носитель активности, который направляет свой интерес на объект.
2. Связь психологии с другими науками
Между психологией и другими науками существует двусторонняя связь: в одних случаях психология использует достижения других наук для решения своих проблем, а в других — науки используют психологические знания для объяснения или решения определенных вопросов. Межпредметные связи психологии и других наук способствуют их взаимному развитию и применению на практике.
Психология в разработке вопросов опирается на данные биологии, в частности анатомиии физиологии, на учение о высшей нервной деятельности. В свою очередь, данные психологии широко используются вмедицине, в частности впсихиатрии.
Педагогикашироко использует психологические закономерности обучения и воспитания. Отдельные отрасли психологии (педагогическая и возрастная психология частности) связаны с разделами теории и методики педагогики, дидактики, методиками преподавания отдельных учебных предметов. Одной из актуальных психолого-педагогических проблем современности является формирование мышления в процессе обучения, которое бы обеспечивало ученику возможность самостоятельно усваивать информацию, которая постоянно обновления устанавливается, гарантировало развитие способностей субъекта продуктивной интелектуальнои деятельности. Продуктивный характер взаимосвязи психологии и педагогики проявляется в том, что создаются условия для опережение реальной педагогической практики, открываются новые пути для поиска эффективных современных технологий обучения и воспитание. Одновременно психология базируется на данных педагогики при изучении психологии формирования личности. Тесным является взаимосвязь психологии слитературой, языкознания, историей, искусством, кибернетикой и другими науками.
Социология как наука: понятие ,объект, предмет ,уровни, методы
... чтобы понять особенности социологии, необходимо определить предмет и объект этой науки, а также ее функции и методы исследования. Объектом любой науки выступает часть внешней реальности, выбранной для ... определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения. Сегодня можно ...
Психология – междисциплинарная наука
ГУМАНИТАРНЫЕ ЕСТЕСТВЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ
ПСИХОЛОГИЯ
ОБЩЕСТВЕННЫЕ
Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.
3. Отрасли психологии
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология.Психика человека изучается другими отраслями психологии:детская психологияизучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития.Социальная психологияизучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).Педагогическая психологияизучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.Инженерная психологияизучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.Авиационная, космическая психологияанализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта.Медицинская психологияизучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.Патопсихологияизучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.Военная психологияизучает поведение человека в условиях боевых действий.
Связь психологии со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками и т. д.).
ПСИХОЛОГИЯ
ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРИКЛАДНАЯ
(ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ)
ОБЩАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ВОЗРАСТНАЯ
МЕТОДОЛОГИЯ ТРУДОВАЯ
4. Отличие научной психологии от житейской
Житейское знание |
Научное знание |
Конкретны, они приурочены к конкретным ситуациям, людям, задачам. |
Стремится к обобщению. Используются научные понятия. |
Ности интуитивный характер |
Рационально и осознано |
Передается от человека человеку |
Аккумулируется в понятиях и законах, фиксируется в научной литературе |
Использует наблюдение и размышление |
Добавляет эксперимент |
Обширный разнообразный фактический материал не доступен во всем своем объеме одному носителю |
Располагает обширным разнообразным и, часто уникальным фактическим материалом |
5. Основные направления развития психологии в Западной Европе и сша
История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории.
- Психоанализ по З. Фрейду.
Основная идея: поведение человека определяется не столько его сознанием, сколько бессознательным, к которому относятся: желания, влечения, переживания, в которых человек не может себе признаться, и поэтому они не допускаются до сознания, либо вытесняются, но в реальности остаются в душевной жизни и стремятся к реализации, проявляясь в искаженном виде (сновидения).
Последователи: К. Юнг, А. Адлер, Э. Эриксон
- Бихевиоризм (поведение).
Провозгласил Д. Уотсон. Поведение можно зафиксировать объективными средствами.
Страдания и переживания – субъективны для их изучения.
- Гуманистическая психология.
Сформулировал основные принципы А. Маслоу. Становление личности, необходимость максимальной творческой самореализации, что означает психическое здоровье человека.
6. Основные направления отечественной психологии
Л. С. Выготский (20 – 30 годы).
Культурно – историческая теория.
Основные идеи:
- Натуральные психические функции – низшие.
- Высшие психические функции (ВПФ)
Высшие психические функции (ВПФ) развиваются на основе низших под действием социального влияния (социогенез).
Центральный момент – возникновение символической деятельности, овладение словесным знаком.
Интериоризация – процесс перехода практической (внешней) деятельности во внутреннюю (психическую)
Последователи:
А.Н. Леонтьев – деятельность выступает исходным моментом формирования психики на различных уровнях
А.Р. Лурия – исследовал проблему мозговой локализации ВПФ
Нейропсихология
Д.Б. Эльконин – специалист в детской психологии
А.В. Запорожец – исследовал роль практических действий в развитии познавательных процессов.
А.И. Бажович – развитие личности ребенка.
П.И. Зипченко – память.
В.В. Давыдов – программа обучения для младших классов.
П.Я. Гольперинд – поэтапное формирование умственных действий.
А.П. Петровский
7. Понятия «индивид», «субъект», «личность», «индивидуальность»
Человек– живое, телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанное на материальном производстве, осуществляющейся в системе общественных отношений, процессе целенаправленного, преобразующее воздействие на мир и самого себя для осуществления его функционирования, развития, существования.
Индивид – единичный представитель человеческого рода, носитель всех психофизических и социальных черт человека (человечества).
Личность– конкретный человек или субъект преобразования мира на основе познания, переживания и отношения к нему.
Личность– человек, обладающий совокупностью устойчивых психологических свойств, определяющих социальнозначимые поступки этого человека.
К основным факторам формирования личности относятся среда (микросреда – родня, друзья; социальная среда; естественная среда – где живет) и наследственность (генетическая передача определенных качеств).
Индивидуальность– своеобразное сочетание психологических качеств и свойств, их неповторимость.
Субъект – это тот, кто исследует, носитель активности, который направляет свой интерес на объект.
8. Темперамент как характеристика индивидуальных свойств человека.
Темперамент– индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов, характера, поведения.
Темперамент в переводе с латинского – «смесь», «соразмерность».
Древнейшее описание темпераментов принадлежит «отцу» медицины Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает: если преобладает кровь («сангвис» по-латыни), то темперамент будет сангвинический, т.е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи. Если преобладает желчь («холе»), то человек будет холериком – желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменой настроения. Если преобладает слизь («флегма»), то темперамент флегматичный – спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям. Если преобладает черная желчь («мелана-холе»), то получается меланхолик – несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам.
9, Типы высшей нервной деятельности и из соотношение с темпераментом
Академик И.П.Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса – возбуждение и торможение – отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные по силе, взаимной уравновешенности, подвижности.
- Сила процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное или кратковременное, но очень концентрированное возбуждение или торможение (работоспособный и выносливый).
Слабость процессов выражается в меньшей работоспособности, энергия быстро истощается, но зато присутствует большая чувствительность.
- Уравновешенность процессов возбуждения и торможения.
- Подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.
НС /Высшая нервная деятельность
Сильный Слабый (меланхолик)
Неуравновешенный Уравновешенный
(холерик)
Инертный Подвижный
(флегматик) (сангвиник)
10. Понятие о характере. Черты характера
Характер– совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения. Прижизненное образование.
Характер связан с темпераментом и способностями.
Темперамент влияет на форму проявления характера своеобразно окрашивая те или иные черты.
Характер перестраивает темперамент. Человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, его проявления.
Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм, вера в свои силы и возможности, требовательность к себе, умение критически относиться к своему делу, настойчиво преодолевать трудности, работать организованно, проявлять инициативу, все эти черты формируются в той же деятельности ребенка, в которой формируются его способности.
Типы черт характера
- Отношение к общественным обязанностям и долгу (настойчивость, трудолюбие, бережливость).
- Отношение к людям (доброта, отзывчивость, общительность).
- Отношение к себе (выражается в самооценке своих способностей: адекватная самооценка – одно из условий совершенствования личности (скромность, принципиальность, дисциплина), при завышенной (хвастовство, высокомерие), при заниженной (робость, страх, нерешительность))
- Волевые качества – способность человека преодолевать препятствия, добиваться цели (целеустремленность, решительность, настойчивость, самообладание)
Сильный слабый
Характер характер
Типология характера (Э. Кремер)
- Астенический
- Атлетический
- Пикнический
К. Г. Юнг связывал характер с направленностью личности и выделил несколько психико-социотипов – врожденная психическая структура, определяющая конкретный вид информационного обмена личности с окружающим миром:
1. Экстравертированный (внешний) – интровертированный (внутренний)
2. Рационалистический (разум) – иррационалистический (фаталист)
3. Мыслительный (логик) – эмоциональный (вспышка)
4. Ощущающий (надо потрогать) – интуитивный (по наитию)
Акцентуация характера(А. Е. Личко) – чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения психологии и поведения человека.
Виды акцентуации
— Демонстративный тип: характеризуется стремлением выделятся, быть на виду, в центре внимания, жить сегодняшним днем; отличается импульсивностью, способностью завоевывать расположение окружающих, но часто именно там, где это выгодно.
— Педантичный тип: отличается сверхточностью, стремлением соблюдать порядок всегда и во всем, требует того же от других людей, стремление к положительности, основательности, особой добросовестности. Избегает ненужных опасностей и эксцессов.
— Ригидный тип: отличается силой и постоянством чувств, которые не всегда проявляются сразу, а могут как бы «накапливаться»; повышенным чувством собственного достоинства, высоким самоуважением, часто так же ревностью, неспособностью простить обиду.
— Возбудимый тип: отличается повышенной импульсивностью, всегда хорошим, несколько возбужденным настроением, кроме редких периодов плохого, тем, что действует под влиянием эмоций, не всегда помнит о своих обязательствах и долгах.
— Гипертимический тип: характеризуется хорошим настроением в сочетании с оптимизмом, высокой активностью и предприимчивостью, общительностью, обаянием, непоседливостью, непрерывным потоком новых идей (и полезных, и вредных).
— Дистимичный тип: отличается сниженным фоном настроения, пессимизмом, стремлением видеть скорее темные стороны жизни, некоторым равнодушием к окружающему миру, отсутствием активности.
— Сенситивный тип (тревожный): характеризуется склонностью преувеличивать трудности, искать одобрение у окружающих, неуверенностью в своих достоинствах и стремлением быть всегда таким, что бы его не за что было ругать, отличается так же впечатлительностью, чувствительностью.
— Циклоидный тип: характеризуется быстрой сменой настроения, пессимизма и оптимизма, активности и равнодушия, общительности и замкнутости, и т. п. Практически все поступки зависят от настроения: веселого или печального. Так же отличается эмоциональностью, доброжелательностью, умением сдерживаться.
— Аффектно-экзальтированный тип: характеризуется легким переходом от состояния восторга к состоянию печали, бурным проявлением восторга и печели.
— Эмотивный тип: отличается особой впечатлительностью и чувствительностью, особенно по отношению к тому, как к нему относятся. Как правилооо, хорошо чувствует красоту природы и искусства.
11. Задатки и способности. Виды способностей. Интерес. Склонности
Способности– синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней.
Задатки – это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей (строение головного мозга, свойства нервной системы).
Способности являются результатом развития задатков в деятельности.
Уровни способностей
— Репродуктивный – предполагает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по заданному образцу.
— Творческий – предполагает создание чего-либо нового, оригинального.
ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ
ОБЩИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ
СЛОЖНЫЕ
Общие способности– система индивидуальноволевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и различными видами деятельности (усвоение знаний).
Специальные способности– система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-то из специальной области деятельности (изобразительная, музыкальная).
Общие элементарные– основные формы психического отражения: ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, принимать решения.
Общие сложные– способности к общечеловеческим видам деятельности (общение, игра, учение, труд).
Специальные элементарные– способности, присущие некоторым людям, предполагают определенную выраженность каких-то качественных сторон психических процессов.
Специальные сложные– способности к определенной профессиональной деятельности (профессиональные способности).
Талант – высшая ступень способностей. Сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно, оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность.
Гениальность– высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые составляют эпоху в развитии науки и культуры, жизни общества
Интерес— это индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности.
Интересы являются важнейшими условиями духовного и физического развития человека, побуждают его расширять кругозор, приобретать знания. Они облегчают его деятельность, помогают добиваться высоких результатов. Если человек интересуется чем-либо, он готов преодолеть большие трудности, чтобы заниматься любимым делом.
В процессе деятельности интересы перерастают в склонности.
12. Классификация методов психологии по б.Г. Ананьеву
Ананьев Б.Г. 1976 год
- Организационные методы.
Принципы организации психологических исследований
— Комплексный предполагает подход к человеку с разных позиций, выбор нескольких дополняющих и проверяющих методов.
— Лонгитюд – один и тот же человек подвергается исследованию в течении длительного времени (минимум 1 год, максимум всю жизнь).
— Поперечных срезов – исследуется выборка. Группы набираются одновременно, получается средний результат. Время исследования зависит от экспериментатора.
2. Эмпирические методы получения исходных данных:
— наблюдение;
— беседа;
— эксперимент;
— опрос;
— анкета;
— тест;
— моделирование;
— графический метод.
3. Обработка и интерпретация данных:
— количественный анализ;
— качественный анализ.
4. Психологическое воздействие:
— беседа;
— тренинг;
— консультация;
— психотерапия;
— психокоррекция.
13. Характеристика эмпирических методов психологии
Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.
Наблюдение– древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике.
Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).
Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:
- определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);
- выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
- выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
- выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
- обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).
Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу к эксперимент.
Беседакак психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты. Анамнез (лат. по памяти) – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц. Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.
Существует ряд требований к беседе как методу. Первое – непринужденность. Нельзя превращать беседу вопрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.
Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал).
Однако главным методом психологического исследования является эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.Бывает лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явлений.
Метод тестов– метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.
14. Наблюдение как эмпирический метод психологии
Наблюдение – это научно-целенаправленное и определенным образом фиксированное восприятие объекта (исследуемого).
Цели и задачи наблюдения
- Сбор предварительного материала, который может помочь более четко поставить проблему и сформулировать исследовательские задачи.
- наблюдение может служить иллюстративным материалом.
- Наблюдение может служить одним из основных методов сбора материала (данных).
- Наблюдение может служить способом контроля предварительно полученных данных.
Процесс наблюдения
- Определение задачи и цели.
- Выбор объекта, предмета и ситуации.
- Выбор способа наблюдения.
- Выбор способа регистрации.
- Обработка и интерпритация полученной информации.
Классификация наблюдения
- Случайное или систематическое
- Сплошное или выборочное.
- Констатирующее или оценивающее.
- Стандартизованное или нестандартизованное.
- Включенное или не включенное.
- Открытое или скрытое.
- Полевое или лабораторное.
- Прямое или косвенное.
- Внутреннее (самонаблюдение) или внешнее (наблюдение за другими)
15. Деятельность: структура, основные виды, уровни освоения
Деятельность– специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая в себя и условия своего существования.
Основные характеристики:
- Мотив (конкретная потребность, которая удовлетворяется в ходе данной деятельности)
- Цель (продукт деятельности).
- Предмет (то, с чем она непосредственно имеет дело).
- Структура: действие (часть деятельности, имеющая самостоятельную цель) и операция (способ выполнения действия).
- Средство (инструменты, с помощью которых мы выполняем действия и операции).
Виды деятельности
- Общение – первый вид деятельности, возникающий в процессе онтогенеза (взаимодействие, восприятие).
- Игра.
- Учение (целью которого является усвоение человеком знания, умения и навыков).
- Труд (создание предметов).
Уровни освоения деятельности:
— Умения – элементы деятельности, позволяющие что-либо делать высокого качества. Сознательно-контролируемые.
— Навыки – полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля.
Типы умений и навыков:
- Двигательные (плавание).
- Познавательные (восприятие, запоминание).
- Теоретические (анализ, построение гипотезы).
- Практические.
— Привычка – непродуктивный элемент деятельности, не гибкий, часто несознаваемый, выполняется механически.
16. Понятие «психика и «отражение». Функции психики.
Этимологически слово «психика» (греч. душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи.Психика – это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.
Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика – это «субъективный образ объективного мира».
Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.
Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика – это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.),человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих:внешний мир, природу, ее отражение-полноценную деятельность мозга – взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.
Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:
- оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;
- сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;
- психическое отражение углубляется и совершенствуется;
- обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
- преломляется через индивидуальность человека;
- носит опережающий характер.
В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции– специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития.Единство высших психических функцийобразуетсознаниечеловека
Функции психики
— познавательная: отражение, получение, обработка информации, конструирование знаний о мире.
— регулятивная: позволяет адекватно реагировать на окружающий мир, проявлять свою активность, адаптироваться.
— коммуникативная– взаимосвязь человека с другими людьми.
17. Сознание, самосознание и бессознательное
Сознаниерассматривается как понимаемая и переживаемая внутренняя реальность, подразделяемая на представления, образы и волевые действия
— первичное сознание внешних и внутренних раздражителей;
— рефлексивное сознание – осмысление собственных сознательных переживаний.
Самосознание– представление о себе
Характеристика самосознания
- Активность: оно не только пребывает в движении, но и содержит в себе источники своего собственного движения, и эти источники воспроизводятся в ходе самого движения.
- Интенциональность: направленность на предмет.
- Способность к рефлексии: самопознание внутренних психических актов и состояний, их самоанализ и самооценка.
- Периодические состояния: бодрствование, сон.
Компоненты самосознания
- Сознание отличия себя от остального мира.
- Сознание «Я», как активного начала, субъекта деятельности.
- Сознание своих психических свойств. Эмоциональные самооценки.
- Социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.
Структура самосознания
- Непосредственно-чувственный уровень.
Самоощущение, самопереживание психоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики. В результате достигается простейшая самоидентификация личности.
- Ценностно-образный, личностный уровень.
Осознание себя как деятельного начала, проявляется как самопереживание, самоактуализация, отрицательная и положительная идентификация и поддержание аутоидентичности и своего «Я».
- Рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень.
Осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности, в результате возможны самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия.
- Целенаправленно-деятельный уровень.
Своеобразный синтез трех рассмотренных уровней, в результате выполняются регуляторно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самовыражения.
Бессознательное – выступает как форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии.
18. Формы существования психических явлений.
- Психические процессы – возникают в ответ на раздражитель, который действует в настоящий момент или действовал в прошлом. Характеризуются длительностью протекания, определяются динамикой и интенсивностью: познавательные (ощущения, восприятия, представления, воображение, мышление, речь), регулятивные (воля, эмоции), сквозные (обеспечивают взаимосвязь между всеми: память и внимание).
- Психические состояния – общий функциональный уровень или настрой психической активности человека, более длительный феномен (настроение, стресс, самочувствие).
- Психические свойства – устойчивые черты, характеризующие человека на разных уровнях его психологической структуры (темперамент, характеры).
19. Ощущение как познавательный процесс. Виды ощущений. «Пороги чувствительности»
Ощущение – отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга.
Виды ощущений
Экстерорецептивные ощущения. Отражают свойства предметов и явлений внешней среды. К ним относят зрительные, слуховые, вкусовые, температурные и тактильные ощущения.
Интерорецептивные ощущения. Отражают состояние внутренних органов. К ним относят ощущение боли, равновесия, ускорения и др
Проприоцептивные (мышечно-двигательные) ощущение. Это ощущения, отражающие движение нашего тела. С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию: о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т. п.
Свойства, качества ощущений.
Адаптация. Представляет собой повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей.
Контраст. Явление контраста состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность.
Пороги ощущений. Для того чтобы появилась чувствительность к раздражителю, необходимо, чтобы он достиг определенной интенсивности.
Сенсибилизация. Представляет собой повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов.
Последовательные образы. Выражаются в продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось.
Пороги ощущений
Нижним абсолютным порогом ощущения называется минимальная величина, или сила, раздражителя, при которой он оказывается способным вызывать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения.
Верхний абсолютный порог ощущениясоответствует той максимальной величине раздражителя, сверх которой этот раздражитель перестает ощущаться. Так, абсолютный верхний порог слышимости тонов составляет у человека в среднем 20 000 колебаний звуковых волн в секунду.
Разностным порогом ощущения (порогом различения)называется минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить.
20. Восприятие как познавательный процесс, его виды и свойства.
Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире.
Виды восприятия
Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель.
Непреднамеренные восприятия— это такие восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.
В зависимости от активности работы анализатора восприятия делятся на: зрительные, слуховые, осязательные.
Восприятие движения — это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Свойства восприятия
Избирательность восприятия— способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес.
Предметность восприятия представляет собой способность человека отражать окружающую действительность как воздействие конкретных ее предметов, относящихся к определенному классу явлений.
Апперцепция — это зависимость восприятия от прежнего опыта человека.
Восприятие пространства — это восприятие объема объектов, расстояние между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся.
Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл.
Константность восприятия — это постоянство в восприятии, которое обусловливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов.
Целостность – восприятие выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полном готовом виде со всеми необходимыми элементами.
21. Иллюзии восприятия. Индивидуальные особенности восприятия
Иллюзии восприятия– это искаженные восприятия реальных объектов. Они могут происходить в разных модальностях, но наибольшее их число наблюдается в области зрения. Зрительные иллюзии (обман зрения) чрезвычайно многочисленны и разнообразны.
Чаще всего выделяют следующие виды иллюзий:
1. Иллюзии, связанные, так или иначе, с особенностями строения глаза. Из житейского опыта мы знаем, что светлые предметы кажутся больше в сравнении с равными им темными (черными) предметами. Эта иллюзия – результат эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке глаза;
2. Иллюзии, обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны. Кружки одинакового размера кажутся разными, в зависимости от окружения: кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших. Каждый из нас был в подобной ситуации, когда среди маленьких детей мы казались себе великанами, а, попав в группу людей значительно выше себя по росту, испытывали чувство, что мы уменьшились в росте;
3. Переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными линиями при их действительном равенстве.Всякое заполненное отдельными объектами расстояние кажется больше незаполненного. Причем расстояние, заполненное поперечными линиями, удаляется больше, чем расстояние, заполненное продольными линиями;
4. Иллюзии, связанные с перенесение свойств целой фигуры на отдельные части, которые ведут к ошибочным зрительным образам. Это самый большой класс иллюзий;
5. Иллюзии, обусловленные отношениями «фигуры» и «фона». Рассматривая рисунок, мы видим то одну фигуру, то другую. Это могут быть лестницы, идущие вверх или вниз, или два профиля, сменяющиеся на рисунок вазы и др.;
6. Портретные иллюзии.Многим приходилось видеть «загадочные» портреты, которые всегда смотрят на нас, следят за нами, обращая глаза туда, куда мы переходим. Это объясняется тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине разреза глаз. Отходя, мы видим все лицо в том же положении, и нам кажется, что портрет повернул голову и следит за нами.
Образ воспринимаемый человеком индивидуален, он принадлежит внутреннему миру данного человека, поскольку избирательность восприятия, при формировании конкретного образа, направляется его личными интересами, потребностями, мотивами и установками, это и определяет уникальность и эмоциональную окраску образа. Формирующиеся в процессе восприятия образы обладают качествами, которые позволяют регулировать целесообразное поведение.
22. Представление как психический процесс
Представление — образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание) , а также образ, созданный продуктивным воображением.
Виды представлений
Оперативные представления— представления, извлекаемые человеком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его деятельности.
Кратковременные представления— это представления очень непродолжительные по времени.
Долговременные представления— это представления, которые сохраняются в памяти человека и используются им длительное время и достаточно часто.
Представления разделяют по видам анализаторов, которые в них задействованы: обычно различают зрительные (образ человека, предмета, пейзаж), слуховые (представления музыкальной мелодии), обонятельные (представление запаха эфира), осязательные (представления предмета, к которому прикасался ранее), двигательные (представление движений своего тела при прыжке) и др.
Единичные представления — это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета.
Общие представления— представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов.
Функции представлений
Сигнальная функции– отражение в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.Регулирующая – отбор нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств с учетом реальных условий предстоящей деятельности.Настроечная– в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды.
23. Воображение как познавательный процесс. Виды воображения.
Воображение – (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.
Сущность процесса
До сих пор ученым почти неизвестно о механизме воображения. Эта форма характерна только для человека и странным образом связана с деятельностью организма. Благодаря воображению человек творит и разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение является основой наглядно – образного мышления, позволяющему человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.
От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.
Виды воображения
Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображение — это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей.
Произвольное (активное, преднамеренное) воображение — создание новых образов с помощью волевых усилий.
Мечта — это образ желаемого будущего.
Творческое воображение — это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т. п.).
Воссоздающее (репродуктивное) воображение — это воображение на основе прочитанного или услышанного.
24. Мышление как познавательный процесс. Виды мышления
Мышление — это высший познавательный процесс. — это движение идей, раскрывающее суть вещей.
Виды мышления
Понятие — это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.
Суждение — основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.
Умозаключение — это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения.
Индукция — это способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу.
Дедукция — это способ мышления, осуществляющегося в обратном порядке индукции.
Наглядно-действенное мышление — это мышление, непосредственно включенное в деятельность.
Образное мышление — это мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.
Отвлеченное мышление—это мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.
25. Связь мышления и речи. Мыслительные операции.
Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.
Связь мышления с речью
Мышление тесно связано с речью, которая является орудием мыслительной деятельности. Когда человек думает, он свою мысль как бы проговаривает. Иногда это делается в форме развернутых фраз, произносимых про себя, но чаще мысль оформляется словами и предложениями в сокращенном, свернутом виде, так что мы не всегда и замечаем это внутреннее проговаривание.
Мыслительная деятельность человека имеет социальный характер. В процессе своего исторического развития, в процессе изготовления орудий труда и в ходе их применения люди испытывали потребность делиться своими мыслями друг с другом, и в этом общении вырабатывалась способность думать и говорить. Благодаря речи оказались возможными преемственность продуктов мышления, сообщение их следующим поколениям. Без передачи этого опыта человеческая мысль не могла бы создать науку, технику и культуру. Закрепление итогов в устной и письменной речи дает возможность успешно обучать детей, передавая им в готовом виде добытые ранее знания и побуждая их самих к самостоятельной мыслительной деятельности.
Операции мышления
Анализ — это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Он позволяет понять составные части объекта, которые имеют большое значение для его осмысления.
Синтез — это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Благодаря синтезу мы получаем целостное понятие о данном предмете или явлении, как состоящем из закономерно связанных частей.
Сравнение — это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Сравнивая выделенные в процессе мышления явления, мы точнее познаем их и глубже проникаем в их своеобразие.
Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. Абстракция позволяет проникнуть «вглубь» предмета, выявить его сущность, образовав соответствующее понятие об этом предмете.
Обобщение — это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. Оно позволяет нам отразить в своем сознании всю сущность явления.
Конкретизация — это движение мысли от общего к частному. Благодаря конкретизации наше мышление становится жизненным, за ним всегда чувствуется непосредственно воспринимаемая действительность.
26. Внимание. Виды и свойства внимания.
Внимание — сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект.
Виды внимания
Преднамеренное (произвольное) внимание — это внимание, которое возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на лучшее выполнение той или иной деятельности.
Сосредоточенное внимание— это внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности.
Непреднамеренное (непроизвольное) внимание — это внимание, вызываемое внешними причинами — теми или другими особенностями объектов, воздействующих на человека в данный момент.
Послепроизвольное вниманиевозникает на основе произвольного внимания, после него. Оно совмещает в себе некоторые особенности произвольного внимания (осознание цели) и некоторые черты непроизвольного внимания (не нужно волевых усилий для его поддержания).
Свойства внимания
Концентрация внимания представляет собой способность человека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи. Избирательность внимания — это его сосредоточение на наиболее важных предметах.
Распределение внимания — это возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных операций.
Объем внимания характеризуется количеством объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент.
Интенсивность внимания характеризуется относительно большей затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, четкостью и быстротой.
Устойчивость внимания — это его способность задерживаться на восприятии данного объекта.
Отвлекаемость внимания чаще всего является следствием отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности.
27. Память. Виды и процессы памяти.
Память — способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения
Виды памяти
Наглядно-образная память, которая представляет собой память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т. д. образы;
Словесно-логическая память, т. е. память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации;
Двигательная память, т. е. память на движения;
Эмоциональная память — память на переживания.
Механическая память — это запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается.
Логическая (смысловая) память представляет собой запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации.
Кратковременная память представляет собой запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия.
Долговременная память — это память в интересах длительного сохранения информации, которая часто запоминается после многократного повторения;
Оперативная память— это сохранение материала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи
Непроизвольное запоминание– происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека.
Произвольное запоминание– процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий.
Процессы памяти
запоминание, которое представляет собой запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения;
сохранение, т. е. удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени;
воспроизведение, т. е. активизация закрепленного ранее содержания психики;
узнавание, которое представляет собой сопровождающее процессы памяти явление психики, позволяющее им более эффективно функционировать.
28. Общая характеристика эмоций и чувств.
В отличие от познавательных процессов, в которых действительность отражается в виде ощущений, восприятий, понятий, мнений, в эмоциях и чувствах объективная реальность отражается в форме переживаний, в ее соответствии или несоответствии потребностям и интересам человека.
Все эмоции и чувства предметно соотнесены и двухвалентны — они или положительные, или отрицательные (потому что предметы либо удовлетворяют, либо не удовлетворяют соответствующие потребности).
Чувства — это психический процесс переживания человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает. Эмоции, в свою очередь, представляют собой непосредственную форму выражения чувств.
Как психические процессы чувства и эмоции имеют свои особенности:
носят субъективный характер (они субъективны в том смысле, что всегда выражают личное положительное или отрицательное отношение человека к объективной действительности; вместе с тем они выражают и внутренние состояния данного человека, испытываемые им);
вызывают удовольствие или неудовольствие (могут нравиться или не нравиться — то или иное событие может обрадовать или огорчить, оно переживается как приятное или неприятное);
отражают характер взаимодействия организма со средой (зависят и от свойств объективных воздействий и от особенностей ее раздражителей);
имеют очень большое многообразие (например, огорчение, радость, страх или печаль могут переживаться одним и тем же человеком в бесконечном разнообразии оттенков и степеней интенсивности в зависимости от вызвавших их причин, условий деятельности, которой он занят, предшествующих событий, значимости явления для данной личности, ее индивидуальных особенностей и т. п.);
— вызывают успокоение или возбуждение (могут активизировать или затруднять деятельность и поведение людей).
Эмоции также принято делить на положительные и отрицательные.
Положительные эмоции вызывают радость, душевный покой и творческую приподнятость.
Отрицательные эмоции могут надолго вывести человека из строя, затормозить его реакции, снизить его работоспособность.
29. Эмоциональные состояния и высшие чувства.
Высшие чувства
Интеллектуальные чувства — это чувства, связанные с познавательной деятельностью человека.
Нравственные чувства — это переживания, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали.
Эстетические чувства — это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей.
По направленности чувства делятся на стенические и астенические.
Стенические чувства — это чувства, активизирующие деятельность человека.
Астенические чувства — это чувства, вызывающие пассивность.
И стенические, и астенические чувства одинаково значимы. Их правильная оценка зависит от определенного рода обстоятельств.
Состояния чувств
Настроения — это слабо выраженные эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих.
Аффекты — это переживания большой силы, с коротким периодом протекания. Они протекают очень бурно и интенсивно, но отличаются кратковременностью, а также имеют своеобразные особенности проявления эмоциональной выраженности.
Страсти представляют собой сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания с ярко выраженной направленностью на достижение цели. Они возникают при сильном стремлении к определенным действиям, к достижению какой-либо цели и помогают этому достижению.
30.Воля. Ступени волевого действия. Волевые качества личности.
Воля — это способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей
Функции воли:
активизирующая и тормозящуая. Она представляет собой форму не только умения чего-либо добиться, но и умения отказаться отчего-то, когда это нужно. Воля обеспечивает переход от познания и переживаний человека к практической деятельности, к изменению действительности в связи с потребностями, интересами человека. С помощью воли человек организует деятельность и управляет своим поведением.
Воля проявляется в действиях (поступках), выполняемых с заранее поставленной целью. Их особенностями являются:
Сознательная целеустремленность. Чтобы что-то выполнить, человек должен сознательно поставить перед собой цель и мобилизовать себя на ее достижение.
Связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себя ради этого человек может только в том случае, если он все хорошо обдумал и спланировал.
Связь с движениями. Для реализации своих целей человек’ всегда двигается, изменяет формы активности.
Волевые действия представляют собой простой или сложный волевой акт, который имеет свою структуру и особенности и включает в себя: побуждение к совершению волевого действия, представление и осмысление цели действия, представление средств, необходимых для достижения намеченной цели, намерение осуществить данное действие и выполнение принятого решения.
1. Побуждение к совершению волевого действия. В роли побудительных сил конкретных волевых действий выступают определенные потребности и мотивы человека. Они могут быть самыми различными. Но в любом случае заставляют активно работать мышление человека, принуждают его оценивать мотивацию будущего поведения, ставить перед собой определенные цели.
2.Представление и осмысление цели действия. В результате возникаетборьба мотивов (т. е. процесс определения наиболее значимого стимула волевого действия), которая служит показателем способности человека устанавливать связи, понимать, выбирать желания, обусловленные нужными мотивами, и превращать их в цель. С другой стороны, борьба мотивов показывает способности человека напрягаться, прилагать усилия, заставляет задумываться об ответственности за последствия, связанные с достижением или недостижением поставленной цели, т. е. проявлять волю. В ходе борьбы мотивов оформляетсяцель деятельности, осмысливается ее основная специфика.
3. Представление средств, необходимых для достижения намеченной цели. Обычно осмысливается не только цель волевого действия, но и средства и способы ее достижения, от правильного использования которых зависит достижение конкретного результата.
4. Намерение осуществить данное действие. В ходе борьбы мотивов, осмысления цели деятельности и выбора способов ее достижения человекпринимает решение. Сделать это — значит отграничить одно желание от других и таким образом создать идеальный образ цели. Но чтобы принять решение, нужно и мобилизовать себя на его выполнение. Для этого требуетсяволевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Первоначально же свои волевые усилия человек должен осознать и решиться на них.
5. Выполнение принятого решения. Человек затем приступает к практическому осуществлению принятого решения. Он строит свое поведение таким образом, чтобы имеющийся в.сознании замысел воплотился в вещи, предмете, движении, трудовом, умственном навыке, поступке. Однако человек не только действует, он проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеальным образом цели (или ее части), который был создан заранее.
Волевой акт совершается при большем или меньшем напряжении. Это так называемое волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Например, одному школьнику не требуется большой энергии для того, чтобы приступить к выполнению домашних заданий по математике и закончить их, другому — необходимо потрудиться, «попотеть», чтобы справиться с заданием. И в первом и во втором случае усилие необходимо, но интенеивность его будет различной. Разная степень волевого усилия может проявиться и у одной личности, поскольку не ко всем делам она одинаково подготовлена и расположена.
Волевое усилие пронизывает все звенья волевого акта, но возникает оно в связи с затруднениями. Препятствия, отражаясь в сознании, порождают состояние напряженности, освободиться от которого можно, либо, отказавшись от преодоления трудностей, следовательно, от цели, либо путем волевого усилия преодолеть их в практической деятельности.
Принято различать простые и сложные волевые действия. Простые, как правило, имеют два звена — представление цели и исполнение. В них одно звено следует за другим тотчас, без промежуточных звеньев. В сложном волевом действии отчетливо обозначены все указанные пять звеньев.
33. Периодизация психосоциального развития Петровского
Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка с
членами группы. Для любой группы свойственна своя деятельность и
свой стиль общения. Причем в разные возрастные периоды ребенок входит
одновременно в разные группы. Становление сопровождается адаптацией,
индивидуализацией, интеграцией.
Адаптация – процесс вхождения в новую группу, приспособление к ней. Ребенку
необходимо быть как все, т.е. эта фаза предполагает утрату индивидуальных черт (робость, неуверенность в себе).
Индивидуализация – появляется как противоречие между результатом адаптации и
неудовлетворенной потребностью (негативизм, агрессивность, неадекватная
самооценка).
Интеграция – ребенок сохраняет те индивидуальные черты, которые отвечают
потребностям группы (изоляция или вытеснение)
А.В.Петровский выделяет следующие возрастные периоды:
1. Эпоха детства 3-11 лет – преобладает адаптация, ребенок в основном
приспосабливается к социальной среде.
— 0 – 3 раннее детство.
— 3 – 7 дошкольное детство
— 7 – 11 младший школьный возраст
2. Эпоха отрочества 11-15 – доминирует индивидуализация, человек проявляет
свою индивидуальность.
3. Эпоха юности (старший школьный возраст) – должна произойти интеграция в
общество.
35. Теория психосоциального развития по э. Эриксону
Центральным для созданной Эриксоном теории развития личности является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее: 1. Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия; 2. Общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а так же поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития. Эпигенетическая концепция Эриксона базируется на представлении о том, что полноценное развитие личности возможно только путем прохождения последовательно всех стадий. Согласно Эриксону, каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время и сопровождается так называемым возрастным кризисом. Кризис наступает в связи с достижением индивидуумом определенного уровня психологической и социальной зрелости, необходимого и достаточного для данной стадии. Каждый психосоциальный кризис содержит и позитивный и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно, то есть эго обогатилось положительными качествами, следовательно, это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. И наоборот, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение в развивающееся эго встраивается негативный компонент, что создает предпосылки к развитию невроза данного кризиса и отрицательно влияет на прохождение остальных фаз. Задача личности, таким образом, заключается в том, что бы адекватно решался каждый кризис, что позволит подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.
Возраст |
Психосоциальный кризис |
Сильная сторона |
0 — 1 1 – 3 3 – 6 7 – 12 12 – 19 20 – 25 26 – 64 65 — … |
Базисное доверие – базисное не доверие Автономия – стыд Инициатива – чувство вины Трудолюбие – неполноценность Идентичность – смешение ролей Интимность одиночество Продуктивность – застой Умиротворение — отчаяние |
Надежда Сила воли Цель Компетентность Верность Любовь Забота Мудрость |
36. Теория психосексуального развития по з. Фрейду
С точки зрения психоанализа, в основе развития психики лежит сексуальность. Прежде чем стать взрослой, зрелой сексуальностью в том понимании, к которому мы привыкли, она проходит несколько стадий догенитального развития. Это означает, что в разные отрезки времени центром психосексуального переживания ребенка являются не гениталии, как у взрослых, а другие объекты.
Стадии психосексуального развития
Фрейд выделял следующие стадии психосексуального развития:
Стадия |
Возрастной период |
Зона сосредоточения либидо |
Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития |
|
Оральная |
0 — 18 месяцев |
Рот (сосание, кусание, жевание) |
Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского тела |
|
Анальная |
1,5 — 3 года |
Анус (удержание или выталкивание фекалий) |
Приучение к туалету (самоконтроль) |
|
Фаллическая |
3 — 6 лет |
Половые органы (мастурбация) |
Отождествление со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания |
|
Латентная |
6 — 12 лет |
Отсутствует (половое бездействие) |
Расширение социальных контактов со сверстниками |
|
Генитальная |
Пубертат (половое созревание) Прим. до 18 л |
Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям) |
Установление близких отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество |
|
Каждая стадия отвечает за формирование определенных черт личности человека. Как именно они проявят себя в будущем, напрямую зависит благополучного или неблагополучного течения той или иной стадии развития. Успех прохождения каждого этапа в свою очередь связан с поведением родителей по отношению к ребенку. Если в определенный период развития наблюдаются какие-либо отклонения и проблемы, может произойти «застревание», иначе говоря — фиксация.
Фиксация на той или иной стадии развития приводит к тому, что взрослый человек сохраняет бессознательную память о конкретной психической травме или целиком о периоде. В минуты тревоги и слабости он как бы возвращается в тот период детства, когда имел место травматический опыт. В соответствии с этим, фиксация на каждой из перечисленных стадий развития будет иметь свои проявления во взрослой жизни.
А детские травмы — это чаще всего неразрешенные конфликты между родителями и ребенком.
37. Особенности психического развития новорожденного
Период новорожденности – начало младенческого возраста, характеризуется как критический.
Рождаясь, ребенок отделяется от матери физически, но не биологически.
Беспомощность, полная зависимость от взрослых составляют специфику социальной ситуации развития младенца.
Безусловные рефлексы – наследственнозакрепленные механизмы, они помогают приспособиться к новым условиям.
— Пищеварительный рефлекс;
— защитные рефлексы;
— рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения);
— ориентировочные рефлексы;
— рефлексы отталкивания и хватания;
— нырятельный рефлекс.
Основная особенность новорожденных – безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения свойственных человеку форм поведения.
Формируются потребности:
— получения впечатлений;
— движения;
— общения со взрослыми.
Для психической жизни новорожденного характерно преобладание нерасчленненых переживаний и отсутствие отделение себя из среды.
1,5 – 2 месяца появляется первая улыбка, как реакция на взрослого.
Комплекс оживления – бурная эмоциональная двигательная реакция, знаменует собой первую социальную потребность в познании и общении.
38. Сенсорное и интеллектуальное развитие в младенчестве. Интеллектуальное развитие
Внимание
Изначально выступает как сосредоточения – выделения из окружающего мира эмоций, движений, речи человека, предметов и действий с ними. Развиваются познавательные отношения к окружающему
Память
Функционирует внутри ощущений и восприятий.
Проявляется в форме запечатления и узнавания.
Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память. К концу года складываются предпосылки к развитию словесной памяти.
Речь
Развитие речи включено в общение со взрослыми. Сначала возникает внимание к речи взрослого – формируется речевой слух. Подражание превращает речь в самостоятельную деятельность.
Первое подражание – гуление, более продвинутое – лепет.
Устанавливается связь между названиями предмета и самим предметом. К концу 1 года жизни ребенок понимает 10 – 20 слов, сам призносит 1 – 2 .
Сенсорные процессы
Восприятие
Развивается зрительное сосредоточение, прослеживание движущихся предметов, восприятие формы, света, предметов. Развивается пространственное восприятие, восприятие глубины. На развитие восприятия влияет окружающая обстановка (разнообразие).
Восприятие + действие = основа первоначальных форм наглядно-действенного мышления.
Движение и действие
Ползание – первый вид самостоятельного перемещения ребенка.
Движения рук направлены к предмету.
Хватание – первое целенаправленное действие ребенка.
Наблюдается ощупывание предмета, подражание действиям взрослых и начало ходьбы.
39. Новообразования младенческого возраста. Кризис 1 года жизни.
Социальная ситуация развития
По мнению Выгодского – определяется словом «мы» — вся жизнь и поведение младенца опосредуется взрослым, либо реализуется в сотрудничестве с ним.
Ведущая деятельность – эмоциональное общение со взрослыми, которое проходит следующие стадии:
- Непосредственное общение – общение ради общении.
- Общение по поводу предметов.
- Общение как совместная деятельность
К 4 – 5 месяцам общение приобретает избирательный характер.
Средства общения – экспрессивные действия: улыбка, двигательная реакция, возгласы.
Новообразования
Божович предложил считать основные новообразования:
— потребность в общении со взрослыми;
— потребность во впечатлениях.
Кризис 1 года
- Ходьба – Эльконен: 1 шаг отделения себя от взрослого.
- Речь – появление первого слова. Ребенок открывает связь между предметом и знаком (каждая вещь имеет свое название).
Переход от пассивного словаря к активному.
- Сфера аффектов и воли: возникают первые черты протеста – противопоставление себя другим.
41. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте
.
Мышление
Переход от наглядно действенного к наглядно-образному мышлению. В конце возрастного периода к словесно-логическому мышлению. Дошкольник мыслит образно, но не приобрел взрослой логики. Складываются предпосылки таких качеств ума: самостоятельность, гибкость, пытливость.
Речь
К 7 годам речь становится средством общения и мышления, а также предметом познавательного изучении (письмо, чтение).
Развивается звуковая сторона речи. Осознают свое произношение. Растет словарный запас, связные формы речи. Возрастает выразительность. Развивается грамматический строй речи. Речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы:
— слушание
— беседа
— рассуждение
— рассказы.
Внимание
Ребенок организует свое внимание используя речь. Возрастает концентрация, объем, устойчивость, складываются элементы произвольности. Появляются элементы послепроизвольного внимания
Память
Наиболее благоприятный возраст (синзитивный) для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольная. В среднем возрасте начинает формироваться произвольная память. Память объединяется с речью и мышлением, формируется словесно-логическая память
42. Психологическая характеристика деятельности в дошкольном возрасте
Игра – ведущая деятельность дошкольников
Младший дошкольный возраст(3 – 4) – играют, как правило, в одиночку. В своих предметных конструкторских играх они совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление и двигательные способности. Сюжетно-ролевые игры воспроизводят действия тех взрослых, за которыми дети наблюдают в повседневной жизни.
Средний дошкольный возраст(4 – 5) – игры становятся совместные(2 – 4 чел), чем старше, тем больше детей. Главное не воспроизводство поведения взрослых в отношении предметного мира, а имитация определенных отношений между людьми, в частности ролевых. Дети выделяют роли и правила, на которых строятся взаимоотношения. Они следят, что бы правила соблюдались и не нарушались.
Роли: семейные, профессиональные, сказочные (литературные).
Исполнителями ролей могут быть люди (дети и взрослые), замещающие их игрушки и предметы (куклы).
Средний и старший дошкольный возраст– сюжетные игры отличаются многообразием тематик, ролей, игровых действий, правил. Многие предметы заменяются условными. Возникает символическая игра. Некоторые действия заменяются словами.
Особая роль отводится точному соблюдению правил и отношений. Впервые появляется лидерство и развиваются организаторские умения и навыки. Символической формой игровой индивидуальной деятельности являестя рисование (включается представление, мышление).
В особый класс выделяют игры-соревнования. Наиболее привлекательный момент – выигрыш, успех. Закрепляется мотивация успеха (достижения).
Обратная мотивация: боязнь неудач.
В старшем дошкольном возрасте(5 – 7) конструкторская игра превращается в трудовую деятельность. Дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предмета, активно развивается практическое мышление. Появляется способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения, умственные операции: воображение и представления. Важное место занимает музыка. Впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой.
За 1 – 2 года до поступления в школу добавляется еще один вид деятельности – учебная.
К 5 – 6 годам ребенок оказывается вовлеченным в 7 – 8 видов деятельности.
43. Кризис 7 лет
В жизни ребенка наступает переломный момент. Возникает необходимость достаточно резкой смены игровой деятельности на учебную. Начинается довольно строгая регламентация по времени всего распорядка дня. На отдых как таковой времени почти не остается, очень большая доля нагрузки приходится на умственную работу.Открывается значение новой социальной позиции – позиции школьника. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет самосознание ребенка. По мнению многих исследователей, это период рождения социального «Я» ребенка, то есть осознание им себя в окружении сверстников и преподавателей. Происходят глубокие изменения в плане переживаний, могут сложиться – устойчивые эмоционально-психологические комплексы. Это и страх перед абсолютно новой обстановкой, и психологическая неготовность к таким переменам. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия. Или, если все складывается удачно, наоборот, чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. В этом возрасте появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.
Начинается разделение внешней и внутренней (психологической) жизни ребенка. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни. В то же время она исключает импульсивность и непосредственность в поведении. Другими словами, ребенку приходится независимо от своих желаний становится более взрослым, так как этого от него требует статус ученика, члена коллектива. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, нового содержания отношений, в том числе и с близкими. Эти тенденции выражаются в стремлении скорее пойти в школу.
Можно сказать, что основным симптомом кризиса семи лет является потеря непосредственности Чисто кризисным проявлением обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Также может появиться замкнутость, неуправляемость. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, эмоциональным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.
· Детей смущают потребности в том, чтобы занять новое, более «взрослое» положение в жизни и выполнять работу, важную не только для них самих, но и для окружающих. И, как ни странно, это не обязательно учеба в школе. Это могут быть и помощь родителям по дому, и в их работе, и занятия спортом, и самостоятельный уход за домашними животными.
· Появляется новый уровень самосознания — осознание себя не только как мальчика, сына, партнера по игре, но и как друга, ученика, одноклассника. У ребенка появляется осознание своего социального Я, то есть себя в обществе. Ему важно, как он общается с окружающими и как они общаются с ним.
· Формирующаяся личность 7-летнего ребенка приобретает так называемую внутреннюю позицию, которая сохраняется на всю жизнь и определяет поведение человека, его деятельность, а также его отношение к окружению и самому себе. Внутренняя позиция формируется в зависимости от того, каков сам ребёнок, какое место он занимает в окружении, и какое это окружение.
Самоуважение — основное новообразование кризиса 7 лет.
44. Психологическая готовность к школе
А. Анастази: Школьная зрелость – овладение умениями, знаниями, способностями мотивациями и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы.
Шванцара: Школьная зрелость – это достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении.
Основная цель определения готовности к школьному обучению – это профилактика школьной дезадаптации:
— избегание трудностей обучения.
— избегание неуспешности
— поддержание здоровья детей.
Виды дезадаптации
- Не приспособленность к учебной деятельности (несформированность психических процессов, недостаток в развитии).
- Нарушение поведения (гиперактивность, аутичность, нарушение поведения в семье).
- Неспособность принять темп школьной жизни (соматическая ослабленность, задержка развития, слабый тип нервной системы).
- Страхи (виртуальные).
Прохождение периода адаптации происходит в 2 этапа:
- Ломка старых форм неадекватногореагирования в новой ситуации.
- Построение новых форм реагирования.
2 вида адаптации:
1. Прогрессивное.
2. Регрессивное (задержка, социальная деградация, неврозы и болезни).
3 блока школьной готовности
- Морфофункциональный. Насколько ребенок готов физически. Совершенствуется нервная регуляция, Развитие мелкой моторики.
- Психо-функциональный (интеллектуальный).
Речь, мышление, внимание…
- Мотивационно-личностный, Эмоционально волевая регуляция.
Мотивационная готовность
— статусный (взрослый, первоклассник)
— атрибутивный
— вита(жизнь)льный (не спать, булочки вкусные)
— игровой
— позновательный
— учебный
— отсутствие мотива
Познавательно-учебный + социальный – основной мотив
Самооценка
— Завышенная
— Заниженная
— Адекватная
Нравственная готовность (что хорошо, что плохо)
45. Диагностика психологической готовности к школе
Тесты обычно проверяют: — развитие памяти (норма при запоминании 10 слов — 6 и более слов); — чистоту произношения; умение повторить сложное слово; умение различать звуки в словах; — развитие речи (богатство словаря, способность составить рассказ по картинкам, пересказать услышанное и т.д.); — произвольное внимание (умение работать над учебным заданием в течение 10 минут, не отвлекаясь); — готовность руки к письму (нужно скопировать несложный рисунок, несложную фразу); — умение действовать по инструкции (нарисовать узор по клеточкам под диктовку, сложить узор из кубиков по образцу); — развитие логического мышления (умение найти сходство-различие, обобщать, назвать лишний из предложенных предметов; расположить картинки, связанные сюжетом, в нужной последовательности и т.д.); — пространственную ориентацию (умение назвать, где находится предмет — справа, слева, за, над, под и т.д.); — общую осведомленность ребенка об окружающем мире; — элементарные математические навыки (порядковый счет до десяти, прямой и обратный; умение решить не сложную задачу с помощью предметов).
Оценивают также, что привлекает ребенка в школе (возможность получить новые знания или чисто внешние атрибуты — новый рюкзак, интересный пенал и т.п.); как он контактирует с незнакомыми взрослыми и детьми; какой у него личный темп работы и многое другое.
46. Особенности психического развития в младшем школьном вазрасте
Ведущей деятельностью данного периода становится учебная деятельность. Младший школьник приступает к усвоению человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Это качественно новый этап психологического развития человека. Ведь в это время психическое развитие осуществляется главным образом в процессе учебы и, следовательно, определяется степенью включённости в нее самого школьника. Несмотря на подготовку к школе, осуществляемую в детском саду и родителями, адаптация к школе требует немалых усилий от ребёнка. Происходит резкое изменение режима всего дня. Учебная деятельность, став ведущей, ставит свой ряд требований к младшему школьнику. Игра как деятельность отходит далеко на второй план. Ритм школьной жизни способствует развитию необходимых для успешного обучения навыков и умений. Школьник теперь сам должен распределять своё время, общается с большим количеством детей. Ребёнок меньше двигается, но зато ему приходится выносить нагрузки, связанные с умственной деятельностью.
Два важных новообразования младшего школьного периода — это личностная рефлексия и рефлексия интеллектуальная. Рефлексия (от лат «reflexio» — «обращение назад») — это процесс самопознания человеком внутренних психических актов и состояний. Личностная – означает то, что ребенок оценивает себя уже сам, по собственным, сложившимся раньше, критериям, нормам и правилам. Это помогает ребенку понять особенности своего характера, как положительные, так и отрицательные. Такое самопознание, как процесс получения явного знания о себе самом, ведёт к исследованию своего поведения, своих личностных особенностей, отношений с людьми, своего поведения. В младшем школьном возрасте появляется гораздо больше факторов, влияющих на самооценку ребенка, по сравнению с дошкольным возрастом. Она теперь зависит от социальных условий (родители и среда окружения ребенка), индивидуально-типологических условий (степень интроверсии-экстраверсии) и биографических условий (семейное воспитания, отношения со сверстниками).
А еще условиями для самопознания могут стать какие-то необычные или озадачивающие ситуации в общении, необходимость понять переживания другого человека.
Постепенно у ребенка, учащегося в школе, появляется своя точка зрения на всё, охватывающее его. Конечно, мнение окружающих влияет на самооценку младших школьников. Обычно, отвечая на вопрос, что о них думают другие, учащиеся начальных классов сосредотачиваются на конкретных делах, и лишь в средней школе дети начинают постигать особенности своего характера. Оценочные представления младших школьников зависят от конкретной ситуации, и критерии их оценок относительны (связаны с конкретной ситуацией, мнением, которое бытует у них в семье).
В школьные годы дети становятся способны не только запоминать информацию, но и размышлять о том, как они это делают. Интеллектуальная рефлексия — это осмысление ребёнком своих действий, в процессе которого он осознаёт схемы и правила его деятельности. Такое интеллектуальное самопознание определяется, как умение ребенка оценивать, выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия. Основой для этого являются мыслительные операции: анализ, синтез, построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений, оценок, выводов. Также важными функциями являются критичность, составление собственных представлений, накопление опыта.
Все это неразрывно связано с самооценкой ребенка, то есть отношением его к самому себе, собственным возможностям, статусу в обществе, успешности и желанности для родителей. Недостаточное развитие рефлексии чаще всего связано с неполноценным развитием общения в дошкольном детстве, с бедным содержанием игрового взаимодействия детей и их предметной деятельности, и, как следствие, с недостатками в развитии воображения.
Внутренний план действий тесно связан с воображением. Условием для развития внутреннего плана действий является общение с людьми, в ходе которого происходит усвоение социального опыта и средств его осмысления. Как и любое психическое действие, становление внутреннего плана действий проходит в своём развитии несколько этапов. Сначала это внешнее, практическое действие с материальными предметами. Затем реальный предмет заменяется его схемой, изображением. На финальном этапе после фазы проговаривания действия с предметом «про себя» следует действие «в уме».
Нельзя не упомянуть о влиянии отметки на психику школьника. Отметка существенно осложняет жизнь ребенка. Начав понимать зависимость своего положения в классе от отметки, ребенок превращает ее в фетиш — в знак, который определяет его место в жизни. Поэтому низкая отметка травмирует психику, создает комплексы неполноценности, а высокая отметка может давать повод к зазнайству и высокомерию.