Методика формирования воспитательной среды в колледже

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретическая часть

.1 Воспитательная среда, воспитательная система колледжа

.2 Воздействие студенческого коллектива на становление личности студента

.3 Воспитательная среда колледжа как условие формирования личности будущего специалиста

Глава 2. Практическая часть

.1 Сценарий воспитательного мероприятия

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность: Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Современное воспитание обучающихся осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе: кризис социальной системы; обострение политической ситуации; социальная напряженность; межнациональные распри; экономическая нестабильность; криминализация жизни; ухудшение экологической обстановки; падение нравственности. Ситуация выживания, в которой оказалось наше общество, объективно порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрессию, жестокость, борьбу, конкуренцию. Все это приводит к снижению ценности человеческой жизни. За последние годы снижена воспитательная функция образовательных учреждений. Сегодня целью воспитания студентов должно быть создание условия для формирования и развития личности, высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Воспитание в каждом студенте человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа — вот ведущие ценности, которыми должен руководствоваться воспитательная система колледжа.

В поисках средств преодоления сложившейся ситуации в обществе и в частности в образовательной среде был сделан выбор темы исследования:

9 стр., 4199 слов

Рекомендации по оснащению учебно-воспитательного процесса во внеурочной деятельности обучающихся 144 Общие положения

... , логики учебно-воспитательного процесса и возрастных особенностей обучающихся, определение его ... содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами внеурочной деятельности. ^ ... волевых усилий и других индивидуальных личностей обучающихся. Подведение итогов занятий проводится ... различных сообществ (клуб, студия, научное общество учащихся, малая академия наук и т ...

«Методика формирования воспитательной среды в колледже».

Цель данной работы — изучение методики формирования воспитательной среды в колледже.

Задачи:

.Изучить литературу по воспитательной среде

.Провести воспитательное мероприятие

Объект: воспитательная среда образовательного учреждения.

Предмет: влияние воспитательной среды колледжа на формирования личности будущего специалиста

Глава 1. Теоретическая часть

1.1Воспитательная среда, воспитательная система колледжа

Воспитательная среда это — совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность обучающегося и становление его как личности.

Воспитательная среда (пространство) — среда обитания обучающегося, благоприятная для формирования у обучающегося положительных качеств; это ближайшее окружение, т. е. люди, с которыми он ежедневно общается: члены семьи, школьный, классный коллектив, учителя, воспитатели и т. д.

В современном обществе главной целью образования становится формирование личности, профессионально и социально компетентной, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию.

11 стр., 5134 слов

Развитие, социализация и воспитание личности

... . 5. Скаутизм как воспитательная система. Добровольное неполитическое движение. Скаутская организация - воспитательная система, направленная на разностороннее развитие и воспитание личности. Основной принцип скаутизма- ... Изменяя среду, человек тем самым изменяет самого себя. Изменение, развитие осуществляется в деятельности. Признание деятельности личности ведущим фактором ее формирования ставит ...

Приоритетность решения воспитательных задач в системе образовательной деятельности четко обозначена в законе «Об образовании», определяющем образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

Воспитательная система колледжа основана на фундаментальности подготовки с ориентацией на базовые ценности общей и профессиональной культуры, на взаимодействии естественнонаучных и гуманитарных знаний, интеграции учебной и научной деятельности, на академических свободах и опережающем характере образования. Это воплощается в модели специалиста.

Цель воспитания должна рассматриваться как целенаправленное управление процессом развития личности. Оно является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем.

Рис. 1

Задачи воспитания:

·обеспечение свободы самореализации личности во всем объеме ее жизненных интересов;

·ориентация студентов колледжа на успех, на социальную активность;

·развитие воспитательной среды и воспитательных систем, их вариативности;

·обеспечение комфортного, эффективного существования студентов и педагогов;

·персонализация среды, т. е. фиксация определенной части как своего «Я»

При реализации воспитательной системы учитываем и реализуем следующие принципы:

·связь воспитания с жизнью, что предполагает взаимообусловленность воспитательной деятельности и общественной практики;

7 стр., 3069 слов

Исследование личности студента педагогического колледжа

... Контрольная работа Исследование личности студента педагогического колледжа Бийск ... . Взаимоотношения полов становятся основной из воспитательных проблем. Для полноценного развития личности ... него требует общество. Ведущий вид деятельности учебная деятельность, связанная с профессиональным образованием. ... путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ...

·деятельностный подход к воспитанию, учитывающий будущую профессию студента и означающий реализацию принципа совпадения интересов общества и личности;

·гуманистический характер системы общих и конкретных целей, задач, направлений;

·единство воспитания и самовоспитания;

·одновременность воспитания, осуществляемого различными образовательными и общественными структурами для реализации воспитательных целей и формирования целостного духовного облика молодого человека;

·последовательность и преемственность в содержании воспитательного процесса, форм, методов и средств, предполагающих поэтапное формирование конкретных качеств личности в зависимости от уровня и направления обучения;

·творческий характер и динамизм воспитания, отражающие развитие и обогащение воспитательного процесса.

Воспитательная система колледжа базируется на совокупном взаимодействии всех принципов и элементов. Предполагаем, что именно в этом случае будет достигнут положительный воспитательный эффект.

·Модель организации внеурочной деятельности.

Рис. 2

Системообразующей составляющей модели организации внеурочной деятельности обучающихся является воспитательное пространство колледжа, представляющее собой:

·специальные мероприятия по согласованию позиций студентов, преподавателей, администрации, родителей, социальных партнеров колледжа;

8 стр., 3916 слов

Организация воспитательной работы с подростками в образовательной организации

... -поисковая работа по организации воспитательной работы с подростками в образовательной организации на примере МАОУ СОШ № 165 в городе Екатеринбург …………………………..… 2.1. Анализ деятельности учреждения по организации воспитательной работы с ... 2013. С. 1-3. 6. Бельгибаева Г.К. Формирование личности в процессе воспитательной работы в условиях школы // Журнал «Успехи современного естествознания». 2014. № 12 ...

·организационно-педагогические условия, обеспечивающие возникновение ситуаций, направленных на активизацию самоопределения всех субъектов; организацию научно-исследовательской работы, разрешающей возникающие проблемы взаимодействия;

·согласованные между всеми заинтересованными субъектами критерии и показатели, обеспечивающие анализ воспитательного и образовательного процессов;

·мониторинг воспитательного процесса и рефлексия деятельности колледжа с последующей оценкой результатов и коррекцией средств достижения поставленных целей.

Приоритетными являются следующие направления работы:

1.Приобщение студентов к здоровому образу жизни.

2.Психолого-педагогическое изучение студенческого коллектива с целью оптимизации системы воспитательной работы в колледже.

.Организация содержательной внеаудиторной деятельности в соответствии с интересами студентов.

.Работа с родителями.

.Создание действенной оптимальной модели студенческого самоуправления (соуправления).

.Организация музейно-педагогической, краеведческой работы.

.Организация и проведение воспитательных мероприятий согласно годовому плану.

.Организация МО классных руководителей, изучение опыта работы образовательных учреждений СПО, СНО области и Российской Федерации. Участие в семинарах, конференциях по обмену опытом работы, взаимодействие с научно-методическими службами КГУ, КИНПО (ПК и ПП) СОО.

19 стр., 9183 слов

Специфика личностной самореализации студентов в неформальных организациях

... работы с неформальными организациями и самореализацией личности студента в ней. 1. Личностная самореализация школьников и студентов в неформальных организациях 1.1 Процесс самореализации личности самореализация неформальный личность ... но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится ... У здоровых людей высока степень самоуправления и «свободы воли». Они ...

.Организация сотрудничества студенческого коллектива с коллективами других образовательных учреждений области.

.Участие студентов в проектной деятельности.

.Воспитание в студенческом коллективе сознательной дисциплины.

Условия организации воспитательной деятельности:

·мотивационно-стимулирующие — создание атмосферы позитивного отношения к научно-исследовательской, общественно-педагогической, социально-трудовой, спортивно-оздоровительной, культурно-досуговой деятельности; создание условий для популяризации достижений в области вне учебной деятельности среди студентов и преподавателей; создание предпосылок для самореализации творческих способностей;

·кадровые — подбор, повышение квалификации педагогических кадров для успешного руководства вне учебной деятельностью;

·материально-технические — создание необходимой материально-технической базы для реализации программы развития воспитательной деятельности;

·информационные — доступ студентов ко всем информационным ресурсам учебного заведения, освещение основных направлений воспитательной деятельности и достижений во вне учебной работе;

·организационные — обеспечение возможности каждому студенту найти свое место во вне учебной деятельности для развития способностей, становления творческих и других профессионально и личностно значимых качеств; организация PR-деятельности в студенческих сообществах.

1 стр., 448 слов

Понятие личности в психологии. Человек, индивид, личность, индивидуальность

... узким и подчеркивает социальную сущность человека. Личность в психологии —- системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее ... к самосовершенству. Направленность личности, ее структура, формы и уровни проявления Направленности личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, и относительно независимых ...

Положительный эффект воспитательной деятельности достигается совокупным действием всех структур единого воспитательного пространства колледжа как внутри, так и за его пределами.

.2 Воздействие студенческого коллектива на становление личности студента

Коллектив — социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения. Коллектив первоначально состоит из малых групп. Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связанных между собой. Несомненно, период обучения в вузе — важнейший период социализации человека. Социальные процессы формируют личность в определенных социальных условиях, также человек усваивает социальный опыт, в ходе которого преобразует его в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны, которые приняты в данной группе и обществе. Процесс социализации включает освоение культуры человеческих отношений и общественного опыта, социальных норм, социальных ролей, новых видов деятельности и форм общения. В студенческом возрасте задействованы все механизмы социализации: это и освоение социальной роли студента, и подготовка к овладению социальной ролью «профессионального специалиста», и механизмы подражания, и механизмы социального влияния со стороны преподавателей и студенческой группы.

При социализации индивид играет активную роль, сам выбирает определенный идеал и следует ему, а круг людей, которые оказывают социализирующее воздействие, — широк и очерчивается неопределенно.

Традиционный подход к воспитанию студентов базируется на том, что воспитание студентов происходи при воздействии на их психику и деятельность с целью формирования личностных свойств и качеств — направленности, способностей, сознательности, чувства долга, дисциплинированности, умения работать с людьми, самокритичности и др.

Свойства и качества являются целостным выражением личности, включающее познавательные, мотивационные, эмоциональные и волевые компоненты в своеобразном сочетании их как по содержанию, так и по форме проявления. Так, например, самостоятельность складывается из понимания, соответствующей оценки ситуации и выбора способа поведения.

Зная природу и психологическую структуру того или иного качества, можно более успешно использовать воспитательные возможности различных предметов и условий вуза целом. Началом формирования качества является понимание факта, явления, события. Далее идут усвоение и выработка положительного отношения к усвоенному, уверенности в его истинности. Затем происходит непосредственное образование качеств.

Необходимо подчеркнуть, что было бы неправильно сводить формирование того или иного качества только к овладению знаниями, навыками, умениями. Это необходимо, но недостаточно. Иногда требуется гибкость в подходе к воспитанию молодежи, умения использовать и развивать лучшие стороны ее психики, направлять по нужному руслу ее поведение, умение помочь сохранить свое юношеское горение, стремление к высоким нравственным идеалам, поступкам.

Общеизвестно, что формирование личности человека происходит на протяжении всей жизни, но именно в вузе закладываются основы тех качеств специалиста, с которыми он затем вступит в новую для него атмосферу деятельности и в которой произойдет дальнейшее его развитие как личности.

Общение и складывающиеся межличностные отношения в процессе практического разрешения острейших проблем коллективной жизнедеятельности являются действенным средством воспитания и развития личности студента. Поэтому студенческое самоуправление может выступать как мощный фактор воспитательного процесса.

Социально-политические условия, легли в основу взаимодействия нового органа студенческого самоуправления со службами вуза, а также конкретного функционирования подразделений самого органа. Следует придерживаться принципа, что службы вуза и педагоги ни в коем случае не должны предпринимать попытки навязывать свое мнение органам студенческого самоуправления по тем вопросам, которые решением ректора были отнесены к ведению самоуправления. Этого не следует допускать даже в том случае, когда решение вопроса руководством вуза, деканатов было бы, очевидно, более правильным и оперативным. Следует пристально следить за тем, чтобы каждое решение самоуправления было выполнено без волокиты и о результатах докладывалось на совете самоуправления.

Другое принципиальное требование к организации процесса воспитания состоит в неизменно уважительном отношении к личности воспитуемого как полноценного и равноправного партнера любой совместной деятельности. Идея равенства лежит в основе, так называемой педагогики сотрудничества, принципы которой совершенно неоспоримы в вузовском обучении.

Преподаватель не только передает студенту знания и профессиональные умения, а приобщает его к определенной культуре, и чтобы эта культура развивалась и воспроизводилась, необходимы живые люди, живое человеческое общение.

Самый главный прием воспитания — принятие человека таким, какой он есть, без прямых оценок и наставлений. Только в этом случае будет сохраняться у воспитателя контакт с воспитуемым, что является единственным условием плодотворного взаимодействия обоих участников воспитательного процесса.

Отношение же педагога к студенту как к социально зрелой личности, напротив, как бы повышает планку, раскрывает новые горизонты, тем самым не ограничивая возможности развития личности, а усиливая их своей верой, внутренней поддержкой.

Важнейшая способность, которую должен приобрести студент в вузе, — это собственно способность учиться. Научиться учиться важнее, чем усвоить конкретный набор знаний. Еще важнее способность самостоятельно добывать знания, основанная на творческом мышлении.

Самая главная особенность юношеского возраста (включая и позднюю юность) состоит в осознании человеком своей индивидуальности, неповторимости, в становлении самосознания и формировании «образа Я», включающем три взаимосвязанных компонента: познавательный, эмоциональный и поведенческий.

Потребность в достижении, если она не находит своего удовлетворения в основной для студента учебной деятельности, закономерно смещается на другие сферы жизни — в спорт, бизнес, общественную деятельность, хобби или в сферу интимных отношений. Но человек обязательно должен найти для себя область успешного самоутверждения, в противном случае ему грозят уход в болезнь, невротизация или перемещение в криминальную жизнь.

Благоприятное положение студента в окружающей его среде, в студенческом коллективе содействует нормальному развитию его личности. Не должно быть существенного расхождения между самооценкой и оценкой, получаемой студентом от значимых для него людей (референтной группы), к которым обязательно должен относиться и преподаватель. В этом случае он может помочь студенту в преодолении неблагоприятного соотношения самооценки, ожидаемой оценки и оценки, исходящей от референтной группы. Это можно сделать целенаправленно, организовав такую педагогическую ситуацию, чтобы студент предстал перед значимыми для него «другими» в выгодном свете и получил положительную оценку, что приведет к повышению ожидаемой оценки, улучшит его психологическое состояние и сделает более благоприятной позицию в целом.

Мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы, в которую входит человек, особенности других референтных групп. Как известно, поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением, происходит как рост схожести поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям, а так же рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных (эмоциональных и деловых) взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т. п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Преподаватель-куратор должен знать и понимать закономерности групповых процессов, оказывать благотворное воздействие на их становление.

Такие индивидуальные особенности преподавателя, как его психосоциотип, характер, стиль руководства, может существенно влиять на характер взаимоотношений куратора со студенческой группой и на самофункционирование студенческого коллектива, способствуя или препятствуя росту его сплоченности.

Такие особенности студенческой группы, как однородность возрастного состава (разница в возрасте обычно не более 5 лет), обусловливает возрастное сходство интересов, целей, психологических особенностей, способствует сплочению группы. Основной вид деятельности студенческой группы — учение, а факторы учебного сплочения слабее, чем производственные, поэтому порой сплоченный коллектив не складывается: каждый сам по себе. Студенческие группы функционируют как на основе самоуправления через систему формальных и неформальных лидеров, так и подвергаются определенным управляющим воздействиям со стороны преподавателя-куратора. В студенческой группе проявляются такие социально-психологические явления, как «коллективные переживания и настроения», «коллективные мнения», явления подражания, внушаемости или конформизма, явления соревнования. Студенческая группа может развиваться от типа «ассоциации» к уровню «коллектив» либо изменяться к типу «корпорация».

Ассоциацией называют группу, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

Кооперацией называют группу людей отличающихся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.

А группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма, называют корпорация.

Коллективом называется устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т. д.); во-вторых, учебный коллектив — относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям. Учебный коллектив, образно говоря, социально-психологический организм, требующий индивидуального подхода.

Позиция педагога, куратора в студенческой группе специфична: с одной стороны, он проводит с ребятами достаточно много времени и как бы является членом их коллектива, их руководителем, но, с другой стороны, студенческая группа в значительной степени существует и развивается независимо от педагога, выдвигая своих лидеров и «заводил». Педагогу мешают стать полноправным членом студенческого коллектива разница в возрасте, различия в социальном статусе, жизненный опыт, наконец, педагог не может быть полностью равным студенту. Но, может быть, к этому и не надо стремиться, студенты чутко реагируют на фальшь заявлений о «полном равенстве». Такое положение педагога затрудняет его оценку ситуации внутри группы, поэтому куратору, нелегко быть экспертом в вопросах взаимоотношений студентов его группы.

1.3 Воспитательная среда колледжа как условие формирования личности будущего специалиста

Проблемы современного общества привели образовательное учреждение к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, мы вынуждены, тем не менее, многое изменить в подходе к воспитательному процессу. Отсюда основа новой педагогической позиции в воспитании — это принятие подростка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «я» на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни. Исходя из этого положения, методика работы с молодёжью теперь переориентирована на индивидуальное развитие личности каждого обучающегося.

Воспитательная среда колледжа — это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов, направленных на создание условий для самореализации, самосовершенствования и самоактуализации личности будущего специалиста. Организацию воспитательного процесса стоит рассматривать, прежде всего, как поддержание этих условий для каждого студента, с другой — эти условия создаются педагогами, которые организовывают этот процесс с учетом новых вызовов нашего времени и современных требований, предъявляемых к профессиональному образованию. Эти требования, прежде всего, должны быть связаны со способностью освоения новых педагогических компетенций, работой на основе рефлексии собственной и командной деятельности. Среди специфических особенностей организации воспитательной деятельности в колледже, следует отметить: ориентированность на формирование социальной и профессиональной мобильности выпускника, перевод процесса воспитания в плоскость самовоспитания, компенсация недостаточной роли семьи в воспитании подростков, профессиональная направленность учебно-воспитательного процесса.

Организация воспитательной работы со студентами учебной группы, в первую очередь, начинается с изучения стартовых (потенциальных) возможностей обучающихся, развития познавательной и социально-психологической сферы. Это своего рода ключ к эффективной деятельности педагогов, и, как следствие, — успешному обучению студентов на уровне профессиональной образовательной организации, успешности, в целом.

воспитание студент личность

Глава 2. Практическая часть

.1 Сценарий мероприятия

Психолого-педагогическая характеристика группы 405 ГПФ

Название учебного заведения:

Список группы :

.Васницов Л.К.

.Житнухина К.С.

.Борисовская О.Г.

.Морпех К.М.

.Коневская О.Н.

.Мариков В.Д.

.Лысюкская О.С.

.Заверуха О.А.

.Мартынова Е.В.

.Красивский В.А.

.Радько Д.С.

.Саарян С.А.

.Милова Ю.П.

.Филинов В.А.

.Каренина К.О.

.Шпаков С.В.

.Михайлов А.Н.

.Общие сведения

В группе обучается 17 человек — 9 девушек и 8 юношей. Среди них есть русские и другие национальности. Возраст учащихся колеблется от 15 до 17 лет. В основном все студенты из семей со средним достатком. По социальному происхождению имеются дети из семей рабочих и служащих. В группе обучаются как москвичи, так и приезжие.

.Учебная деятельность

В группе есть преуспевающие учащиеся, которая имеют по все предметам хорошие оценки, это такие учащиеся как Милова Ю. П, Каренина К. О, Михайлов А.Н. Большинство из группы имеют среднею успеваемость.

.Социальная активность

В группе учащиеся общаются между собой, но разделены по группам. В основном по 2−4 человека. Также учащиеся общаются в социальных сетях, могут быстро обсудить и сообщить важную информацию.

.Морально-психологический климат в группе

В целом благоприятный морально-психологический климат. В группе никто некого не цепляет и не оскорбляет. Все участники довольно воспитанные.

.Общие выводы, рекомендации по работе с группой

Одна из проблем группы, это низкая посещаемость занятий, это можем быть следствием различных причин. Например, некоторые студенты работают, болеют, ленятся, плохо мотивированы и т. д, поэтому моя рекомендация, проводить беседы с учащимися, проводить воспитательные мероприятия, мотивировать и поощрять студентов.

.2 Сценарий воспитательного мероприятия

Этап 1. Подготовительный: На этом этапе преподаватель ставит цели и задачи мероприятия, подготавливает интересный материал, продумывает выступление.

Воспитательное мероприятие: Классный час «Роль воспитательной среды в формирование личности»

Цель: Донести до студентов, как важна воспитательная среда в формировании их личности.

·Познакомить с понятием воспитательная среда в колледже

·Проанализировать с обучающимися что такое воспитательная среда

·Проанализировать с обучающимися как на них влияет студенческий коллектив

·Провести тест, изучить мотивацию к учебе, и определить отношение к обучению, на основе прямых вопросов

Инвентарь: бумага, ручки (карандаши).

Методы: Лекция с элементами беседы, беседа, тест

Этап 2. Основной: Подразумевает выступление преподавателя перед студентами.

Преподаватель: приветствует студентов, объявляет тему классного часа.

Воспитательная среда в колледже- это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов, направленных на создание условий для самореализации, самосовершенствования и самоактуализации личности будущего специалиста.

Задачи воспитания в учебном заведении

·обеспечение свободы самореализации личности во всем объеме ее жизненных интересов;

·ориентация студентов колледжа на успех, на социальную активность;

·развитие воспитательной среды и воспитательных систем, их вариативности;

·обеспечение комфортного, эффективного существования студентов и педагогов;

·персонализация среды, т. е. фиксация определенной части как своего «Я»

Беседа:

. Какая должна быть воспитательная среда в колледже?

. Оказывает ли влияние воспитательная среда на личность студента?

. Как на вас повлияла воспитательная среда в учебном заведении?

Итог:

Воспитательная среда в колледже должна быть направлена на обеспечение комфортного и эффективного существования студентов и педагогов, создавать ориентированность на успех, на социальную активность, быть комфортной и мотивировать учащихся.

В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных (эмоциональных и деловых) взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т. п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение.

Приоритетными являются следующие направления работы колледжа:

·Приобщение студентов к здоровому образу жизни.

·Психолого-педагогическое изучение студенческого коллектива с целью оптимизации системы воспитательной работы в колледже.

·Организация содержательной внеаудиторной деятельности в соответствии с интересами студентов.

·Работа с родителями.

·Создание действенной оптимальной модели студенческого самоуправления (соуправления).

·Организация музейно-педагогической, краеведческой работы.

·Организация и проведение воспитательных мероприятий согласно годовому плану.

·Организация МО классных руководителей, изучение опыта работы образовательных учреждений СПО, СНО области и Российской Федерации. Участие в семинарах, конференциях по обмену опытом работы, взаимодействие с научно-методическими службами КГУ, КИНПО (ПК и ПП) СОО.

·Организация сотрудничества студенческого коллектива с коллективами других образовательных учреждений области.

·Участие студентов в проектной деятельности.

·Воспитание в студенческом коллективе сознательной дисциплины.

Вопрос:

Как воздействует студенческий коллектив на становление личности студента?

Тест:

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПО МЕТОДИКЕ Г. Н. КАЗАНЦЕВОЙ

ФИО________________________________________________________

Класс_______________________________________________________

Школа_______________________________________________________

Выбери пять наиболее подходящих ответов и подчеркни их".

Какая у тебя мотивация в получении образования?

  1. Это мой долг.
  2. Хочу стать грамотным.
  3. Хочу приносить пользу людям.
  4. Хочу быть умным и эрудированным.
  5. Хочу все знать.
  6. Мне нравится учиться.
  7. Хочу научиться работать самостоятельно.
  8. Все учатся, и я тоже.
  9. Родители заставляют.
  10. Я узнаю много нового и интересного.
  11. Нравится получать хорошие отметки.
  12. Чтобы товарищи со мной дружили.
  13. Для расширения кругозора.
  14. Чтобы получить интересную профессию.
  15. Классный руководитель заставил.
  16. Чтобы получить высокооплачиваемую работу.
  17. Хочу учиться.
  18. Чтобы все меня уважали.
  19. Чтобы надо мной не смеялись.
  20. Хочу порадовать родителей.
  21. Чтобы родители не ругались.
  22. Чтобы быть лучше других.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ (НА ОСНОВЕ ПРЯМЫХ ВОПРОСОВ)

ФИО_________________________________________________________

группа_______________________________________________________

учебное заведение _____________________________________________

  • Интересно ли тебе в учебном заведение? Почему?
  • ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Есть ли у тебя любимые предметы? Если есть, то почему они тебе нравятся?
  • _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • -Есть ли предметы, которые тебе не нравятся? Если есть, то почему они тебе не нравятся?
  • _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Нравится ли тебе выполнять домашние задания? Почему?
  • ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Чем ты любишь заниматься в свободное время? Почему именно этим?
  • ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Любишь ли ты читать? Если любишь читать, то какие книги тебе нравятся?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этап 3. Подведение итогов работы группы. Высказываются студенты (подведите для себя итог, поделитесь впечатлениями о заданиях, выскажете пожелания и т. д.).

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод что формирование воспитательной среды в колледже — это совокупность, различных факторов. Его основные признаки: ориентированность на формирование социальной и профессиональной мобильности выпускника, перевод процесса воспитания в плоскость самовоспитания, компенсация недостаточной роли семьи в воспитании подростков, профессиональная направленность учебно- воспитательного процесса. Организация воспитательной работы со студентами учебной группы, в первую очередь, начинается с изучения стартовых (потенциальных) возможностей обучающихся, развития познавательной и социально-психологической сферы. Это своего рода ключ к эффективной деятельности педагогов, и, как следствие, — успешному обучению студентов на уровне профессиональной образовательной организации, успешности, в целом.

Итак, в первом пункте мы рассмотрели понятие воспитательная среда, воспитательная система колледжа, это помогло нам понять что такое воспитательная среда, какие задачи стоят перед ней.

Во втором пункте мы отметили воздействие студенческого коллектива на становление личности студента, это помогло нам понять как влияет коллектив на личность студента, что коллектив является компонентом воспитательной среды учебного заведения.

В третьем пункте мы рассмотрели воспитательную среду колледжа, как условие формирования личности будущего специалиста, и пришли к выводу, что основа новой педагогической позиции в воспитании — это принятие подростка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «я» на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни.

Различие между индивидами является основным двигателем развития их взаимодействий и их самих как личностей. Противоположности (но не крайности) порождают развитие системы, в данном случае — коллектива. Даже молчаливое присутствие группы людей изменяет психическую деятельность человека, заставляя вести себя иначе.

В группах, где взаимоотношения основаны на доверии, взаимопомощи, ответственности, проявления самобытности, независимо от статуса членов группы, встречают поддержку и способствуют интеграции личности в группе. Также очень важно отношения группы с преподавателями, что бы преподаватель учитывал индивидуальные способности каждого студента, умел мотивировать и поощрять. Все это и другие факторы способствуют формированию хорошей воспитательной среды в колледже.

Список литературы

1.Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений/ В.С. Агеев — М.: МГУ, 1983. — 80 с.

2.Бабанский Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский — М.: Просвещение, 1983. — 608 с.

.Лутошкин А.Н. Эмоцианальные потенциалы коллектива / А.Н. Лутошкин — М.: Педагогика, 1988. — 128 с.

.Макаренко А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко — М.: Педагогика, 1989.

.Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив / А.В. Петровский — М.: Политиздат, 1982. -153 с.

.Подласый И.П. Педагогика. Новый курс / И.П. Подласый — М.: Владос, 1999. — 65 с.

.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, А.Б. Шапиро — М.: Москва, 1956. — 1261 с.

.Смирнова С.А. Педагогика / С.А. Смирнова — М., 1999. — 512 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector