Среды в дошкольном учреждении

Теория и методика экологического образования детей

СЕМИНАР 1. Организация эколого-развивающей

Вопросы

1. Основные функции экологической среды в ДОУ, принципы ее организации, характеристика элементов.

2. Экологические зоны на территории детского сада.

Требования к знаниям и умениям студентов

Студенты должны:

знать особенности организации экологической среды в ДОУ, современные подходы и требования с точки зрения СаН ПиН;

уметь организовывать работу по экологизации развивающей среды в помещениях (экологическая комната, живой уголок, зимний сад, уголки природы в группах, оформление коридоров и лестниц, экологического стенда);

уметь создавать экологические зоны на территории детского сада, учитывая природно-климатические особенности региона.

Задания для СРС

Задание 1.

Заполните таблицу:

Элементы развивающей

среды

Краткое описание

Формы и методы работы с детьми

Экологическая комната

Лаборатория

Живой уголок

Зимний сад

Библиотека

Театральная студия

Музыкальный зал

Изостудия

Спортивный зал

Бассейн

Компьютерный класс

Коридоры, холлы, лестницы

Фитобар

Территория детского сада

Задание 2.

Представление своего проекта по озеленению участка детского сада.

На примере озеленения участка любого детского сада рассмотрите набор основных древесных (декоративных, плодовых), кустарниковых и травянистых насаждений, составьте план-схему.

На основе этой схемы составьте свой проект озеленения: план-схему озеленения участка с помощью условных обозначений, изобразите на нем все необходимые элементы (с использованием справочной литературы).

Укажите месторасположение всех деревьев, кустарников, цветников, газона и др. участков (зона леса, луга, лекарственной полянки, площадки природы и т.д.).

Вопросы для обсуждения

  1. С какой целью проводится экологизация развивающей предметной среды в ДОУ?
  2. Какие задачи должна решать экологизация среды?
  3. Какие элементы развивающей предметной среды могут входить в состав экологического комплекса?
  4. Какие зоны выделяются в экологической комнате? Охарактеризуйте их.
  5. Дайте характеристику другим помещениям, используемым для создания «экологического пространства» в ДОУ.
  6. Назовите основные принципы составления коллекций.
  7. Что такое рокарий (альпийская горка)?
  8. Какие экологические зоны должны быть на территории детского сада? Охарактеризуйте их.
  9. Приведите пример использования Вами «экологических пространств» детского сада в работе с детьми.

Литература

  1. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.
  2. Методика ознакомления детей с природой / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1992. – 240 с.
  3. Мир природы и ребенок / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб: Детство-пресс, 2000. – 3198 с.
  4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие. – М.: Идз. центр «Академия», 1999. – 184 с.
  5. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 224 с.
  6. Рыжова Н.А. Аквариум в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2001. — № 7.
  7. Рыжова Н.А. Альпийская горка в детском саду — М. : Чистые пруды, 2006. — 32 с. — (Библиотечка «Первого сентября», серия «Дошкольное образование». Вып. 5(11)).
  8. Рыжова Н. «Что за прелесть эти альпийские горки!» // Обруч, 2001. — 5. – С. 30-33
  9. Рыжова Н.А. Как воспитать Эйнштейна (лаборатория в ДОУ) // Обруч. – 2004. — № 5.
  10. Рыжова Н.А. Как стать коллекционером // Игра и дети. — 2004. — № 24.
  11. Рыжова Н.А. Огород в детском саду. // Обруч. — 2002. — № 5.
  12. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.
  13. Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды // Дошкольное воспитание. – 1999. — № 3. – С. 50-61.
  14. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание и развивающая предметная среда детского сада // Экологическое образование: в школе, до школы, вне школы. – 1999. — № 2.
  15. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. — М.: Карапуз, 2000. -– 432 с.
  16. Рыжова Н.А., Быстрова И.А. Поговорим о природе. //. Дошкольное воспитание. – 2000. — № 7 (материалы о живом уголке и проведению занятий в нем).
  17. Рыжова Н.А., Данюкова А.И. Мини-музеи в ДОУ // Обруч . – 2000. — № 1.
  18. Рыжова Н.А., Ларионова Г.Б., Данюкова А.И. Мини-музеи в детском саду // Дошкольное образование. — 2002. — № 22.

СЕМИНАР 2

ТЕМА: Экологизация развивающей предметной среды в ДОУ (часть 2)

ЦЕЛЬ: Рассмотреть вопросы, связанные с организацией и экологизацией развивающей предметной среды в ДОУ.

Задание для СРС: подготовить сообщение по теме семинара (см. ниже).

Методические указания

1. Опрос.

2. Сообщение по темам (с использованием иллюстративного материала, 1-2 студента на тему):

  1. Уголок природы дошкольного учреждения: необходимость организации уголка природы, его воспитательно-образовательное значение.
  2. Требования к подбору обитателей уголка природы с экологических позиций.
  3. Подбор комнатных растений. Типичные представители природных зон (субтропиков, тропиков, пустынь), их биология, особенности ухода за ними. Экологические группы комнатных растений по отношению к теплу, влаге, свету, почве. Экологический паспорт комнатных растений.
  4. Подбор рыб для аквариума в разных возрастных группах. Их биология, условия содержания. Устройство аквариума, уход за ним.
  5. Аквариумные растения: подбор, взаиморасположение в аквариуме.
  6. Земноводные и пресмыкающиеся уголка природы. Устройство террариума.
  7. Птицы в уголке природы. Их биология и условия содержания.
  8. Млекопитающие как постоянные обитатели уголка: морская свинка, хомяк, их биология и условия содержания (устройство помещения, кормление).
  9. Посадка, посевы в уголке природы. Организация «огорода на окне».
  10. Содержание временных обитателей: насекомых, водных обитателей, земноводных в уголке природы. Биология, условия и правила их содержания.

3. Приведите примеры занятий по ознакомлению детей с обитателями уголка природы и комнатными растениями в разных возрастных группах (готовые занятия из списка лит. – 1 балл; самостоятельно разработанные – 2 б).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Авласенко О. «Золотой петушок» из Лесного // Дошк. восп. — 2000. – № 7. – С. 26. (мини-огороды)
  2. Быстрова Н., Рыжова Н. Поговорим … о природе. — ДВ, 2000. – 7. – С.8-12. (комплексное занятие «Наша черепаха»)
  3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. — М.:Просвещение, 1980.
  4. Ельникова К. Волнистые попугайчики //Дошкольное воспита­ние. — 1990.- № 10. — С. 88-90.
  5. Ельникова К. Уголок водного царства //Дошкольное воспита­ние. 1990. — № 12.- С. 100-103.
  6. Зарипова А. Приплыви к нам, золотая рыбка: Конспекты заня­тий по ознакомлению дошкольников с обитателями уголка природы // Дошкольное воспитание. — 1993.- № 7.- С. 26-31.
  7. Зарипова А. Ознакомление детей с обитателями уголка природы //Дошкольное воспитание. — 1991.- № 2. — С. 17-18.
  8. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. – М., Просвещение, 1989, 159 с.
  9. Иванова Э. Ребята и зверята: [Метод. материалы для воспита­телей детского сада] //Дошкольное воспитание. — 1993.-№ 8 .- С.54-58.
  10. Кабанова Э., Соловова Л. Здоровье без лекарств. // Дошк. восп. — 2000. – № 7. –С. 24-26.
  11. Кудрявцев С.В. и др. Террариум и его обитатели. – М., Лесная промышленность, 1991.
  12. Лучич М.В. Детям о природе. – М., Просвещение, 1984.
  13. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М., Просвещение, 1984.1
  14. Методика ознакомления детей с природой в детском саду /Под ред. П.Г. Саморуковой. М.: Просвещение, 1992.
  15. Методика ознакомления детей с природой / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1992.
  16. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцевой, П.Г. Саморуковой. — СПб.: Детство-пресс, 2000.
  17. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. учеб. завед. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – С.16-49.
  18. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
  19. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – С. 37-68.
  20. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. — М.: Карапуз, 2001. – С. 261-331.
  21. Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды // Дошкольное воспита­ние.— 1999.—№ 3.—С.50-61.
  22. Тимофеева И. Черепахи… Какие они? //Дошкольное воспитание, 2000. – 7. – С.46-51. (цикл наблюдений за черепахами)

СЕМИНАР 3

Экологический паспорт и экологическая тропинка дошкольного учреждения

Вопросы для обсуждения

1. Структура и составление экологического паспорта дошкольно­го учреждения.

2. Экологическая тропинка: история вопроса, принципы и этапы создания, картосхема и паспорт экологической тропинки, описание видовых точек. Использование экологической тропинки в работе с детьми.

3. Представление своего проекта (не менее 10 объектов) экологической тропинки (в естественных условиях или на территории детского сада).

Требования к знаниям и умениям студентов

Студенты должны:

знать особенности составления, структуру экологического паспорта ДОУ, значение для работы с детьми,

уметь составлять экологический паспорт ДОУ,

знать определение понятия и виды экологических тропинок, историю возникновения понятия, принципы и этапы создания,

уметь составлять картосхему и паспорт экологической тропинки, делать описание видовых точек,

уметь использовать экологическую тропинку в работе с детьми.

Задания для СРС

Задание 1 (творческое).

Предложите свои услуги по составлению экологического паспорта какому-либо детскому саду.

Задание 2 (творческое).

Основная цель задания — творческий подход к составлению «Экологического паспорта тропинки». По желанию студента планируется произвольный маршрут по предполагаемой (модельной) экологической тропинке. Можно выбрать любое время года, растения и животные, неживые объекты, которые могут реально встретиться, о которых можно рассказать детям (по желанию выбирается любая возрастная группа).

Используются интересные сведения об объектах, доступные пониманию детей (например, можно рассказать о способах распространения плодов, о воде, о ветре, о солнце, о цветах и т.д.), короткие сказки, рассказы, загадки, пословицы и т.д. Можно также составить экологический паспорт тропинки для взрослых (родителей, студентов педколледжа или воспитателей) — при этом рассказ об объектах должен быть уже на уровне взрослого восприятия.

К занятию необходимо подготовить для каждого объекта «таблички»: цветные рисунки, можно схематичные (или цветные фотографии, вырезки из старых журналов) на обычном альбомном листе формата А4. На обратной стороне «таблички» можно сделать необходимые подписи.

«Прогулка» по экологической тропинке заканчивается экологической подвижной игрой (конспект игры должен быть приведен в разработках к занятию).

Нужно рассказать правила игры, при этом пример должен соответствовать основной теме прогулки по тропинке (например, нельзя осеннюю или зимнюю тропинку заканчивать весенней или летней игрой).

Для видовых точек в городских условиях можно использовать следующие объекты: деревья (тополь, липа, каштан, катальпа, береза, клен, дуб, вяз, лох, ива, плодовые деревья и др.), кустарники (сирень, шиповник и др.), сорные травы и культурные растения. Из животных — в основном, конечно, можно рассказать о насекомых (некоторые жуки-жужелицы, чернотелки, листоеды, долгоносики, усачи, мертвоеды, карапузики, стафилиниды, навозники; бабочки, тли, клопы-солдатики, саранчовые и кузнечики, сверчки, муравьи и т.д.), о пауках; может встретиться и кошка, собака.

Если экологическая тропинка проходит мимо пруда, можно рассказать о водных беспозвоночных — жуках-вертячках, клопах-водомерках, жуках — водолюбе и плавунце, пауке-серебрянке, водяном скорпионе, клопе-гладыше, может встретиться и лягушка, и жаба. Если тропинка идет вдоль лесополосы, можно рассказать об экосистеме, которая складывается в лесополосе, о ее обитателях. Степные участки также будут со своей интересной и своеобразной флорой и фауной.

Литература

  1. Рыжова Н.А. Экологический паспорт детского сада (образец).

    // Дошкольное образование. — 2002. — № 8.

  2. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. — М.: Карапуз, 2001.
  3. Рыжова Н.А. В гости к деревьям. // Дошкольное воспитание. — 1994. — № 7.
  4. Рыжова Н.А. В гости к опасным растениям. // Дошкольное воспитание. — 1994. — № 7.
  5. Рыжова Н.А.Для чего бабочке кружочки? // Обруч. — 2000. — № 5.
  6. Рыжова Н.А. Дорога, длиною в ДОУ // Обруч. – 2006. – 3. – С. 28-30.
  7. Рыжова Н.А. Знакомим детей с почвой. // Дошкольное воспитание. -1998. — № 4.
  8. Рыжова Н.А. Знакомство с Подземным царством. // Дошкольное воспитание. — 1997. — № 7.
  9. Рыжова Н.А. и др. Предъявите экологический паспорт // Обруч.— 1997.— № 2.— С. 15-17.
  10. Рыжова Н.А. Кто какого цвета? // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 7.
  11. Рыжова Н.А. Кто обедал на рябине? // Игра и дети. — 2003. — № 1.
  12. Рыжова Н.А. Почва — живая земля. — М.: Карапуз-Дидактика, 2005.
  13. Рыжова Н.А. Предъявите экологический паспорт. // Обруч. — 1997. — № 2.
  14. Рыжова Н.А. Прогулка в парке с детьми 4-7 лет / Я иду, гуляю: Прогулки с детьми в выходной день. Пособие для родителей. – М.: ИД «Карапуз», 2002. – С. 15-39.
  15. Рыжова Н.А. Создаем макет территории детского сада. // Дошкольное образование. — 2002. — № 8.
  16. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами (Блок «Песок. Глина. Камни»).

    — М.: Карапуз-Дидактика, 2005.

  17. Рыжова Н.А. Экологическая тропинка // Дошкольное воспитание. — 2000. – 4. – С. 25-37.
  18. Рыжова Н.А. Экологическая тропинка. // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 7.
  19. Рыжова Н.А. Экологический паспорт детского сада // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 2.
  20. Рыжова Н.А. Экологический паспорт дошкольного учреждения. // Экологическое образование до школы, вне школы, в школе. — 2000. — № 2.
  21. Рыжова Н.А. Экологический проект «Мое дерево». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», ТЦ «СФЕРА», 2006. – 256 с.

СЕМИНАР 4.

Педагогические модели организации экологического образования. Экологизация педагогического процесса в доу. Формы и методы работы

Вопросы для обсуждения

  1. Организация экологического образования в ДОУ: принципы и направления.
  2. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ.

3. Формы и методы экологического образования: общая характеристика.

4. Классификация методов. Традиционные и нетрадиционные методы.

5. Понятие о психологических методах.

Требования к знаниям и умениям студентов

Студенты должны:

знать особенности организации экологического образования в дошкольных учреждениях, современные подходы и требования;

знать отличия работы по моделям «эколог» и «воспитатель»;

знать основные функции эколога как организатора и как педагога дополнительного образования;

иметь представление об экологизации педагогического процесса и роли в нем педагогов детского сада;

иметь представление об основных формах и методах экологического образования в ДОУ;

знать классификацию методов, особенности психологических методов.

План занятия

  1. Обсуждение вопросов.
  2. Деловая игра-представление.

Краткий сценарий:

Организуется новое дошкольное учреждение с экологическим направлением (прообраз – МДОУ № 1908 г. Москвы).

Предполагается, что финансирование ДОУ будет достаточным для создания соответствующей экологически развивающей среды и зарплаты сотрудников. Руководитель (зав. ДОУ) набирает штат сотрудников. Основные требования – соответствующая квалификация и заинтересованность в направлении работы ДОУ.

В кабинете за столом сидит руководитель учреждения и по очереди вызывает желающих поступить на работу в соответствии с их специализацией (методист, воспитатели, эколог, муз. рук. и т.д.).

Претендентам необходимо доказать, что они разбираются в специфике будущей работы и будут способны активно участвовать в совместной организации работы по экологическому образованию детей.

Задания для СРС

Подготовьте домашнюю заготовку свого выступления на собеседовании; разрешается создавать образ знающего, опытного педагога со своей «легендой».

Литература

  1. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. выс. учеб. заведений. – 2-е изд. испр. — М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 336 с.
  2. Рыжова Н.А. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ // Дошкольное воспитание, 2000. – 9. – С.40-47.
  3. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду // Дошкольное образование. — № 17-24. – 2005. (курс «Экологическое образование в детском саду» — курс повышения квалификации работников дошкольного образования. Педагогический университет «Первое сентября»).
  4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. — М,: Карапуз. 2001, — 432 с.
  5. Рыжова Н.А., Дремлюга В.Н., Черезова Л.Б. Педагог-эколог в детском саду: права и обязанности. /Экологическое образование детей: Учебно-методическое пособие. Волгоград: Из-во ВГИПК РО, 2005. -С. 20-27.

СЕМИНАР 5.

Наглядные и словесные методы в экологическом образовании дошкольников

Вопросы для обсуждения

  1. Наглядность – основной принцип экологического образования. Использование наглядных методов, в т.ч. иллюстраций, видеофильмов. Фонотека.
  2. Методические требования к подготовке и проведению наблюдений.Организация наблюдений за природными объектами, процессами и явлениями.Особенности проведения наблюдений в разных возрастных группах.
  3. Понятие о циклических наблюдениях (циклы наблюдений за природными объектами, недельные наблюдения на участке ДОУ).

    Фиксация результатов (календари природы, фенологический календарь).

  4. Понятие о моделях и моделировании. Особенности моделирования как одного из основных методов формирования экологических представлений. Значение, общая характеристика и классификация моделей. Применение моделирования в программах «Наш дом – природа», «Юный эколог», «Мы» (примеры).
  5. Определение словесных методов, их роль в экологическом образовании детей. Классификация словесных методов. Примеры рассказов воспитателя. Составление сказок, загадок. Чтение познавательной и художественной литературы. Методика применения словесных методов во время экологических занятий. Особенности применения словесных методов для разных возрастных групп.

Требования к знаниям и умениям студентов

знать особенности применения наглядных и словесных методов в экологическом образовании дошкольников в комплексных («Детство») и парциальных («Юный эколог», «Наш дом – природа») программах;

иметь представление о классификации наглядных и словесных методов;

владеть основными приемами, необходимым для практической работы с детьми; умением оценивать необходимость и возможность применения данных методов;

овладеть приемами сочинения сказки, загадки;

уметь применять на практике иннвационные наглядные методы: слайд-шоу, компьютерные презентации, видеофильмы.

Задания

Задание 1. На основе литературных данных выяснить значение наблюдений в экологическом воспитании детей. Познакомиться с разными видами наблюдений в детском саду. Описать методику проведения наблюдений в групповой комнате или уголке природы для разных возрастных групп.

Задание 2

.Разработать обобщенные графические модели для различных систематических групп животных (на выбор для 2 групп).

Задание 3

Придумайте экологическую сказку, загадки.

Литература

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. — Воронеж: Учитель. 2002. — каф.
  2. Бурлакова Е. Экологический проект «Книга природы»…) — Волгоград. 2004- бнбл.
  3. Гризик Т.И. Познаю мир. – М.: Просвещение, 2001.
  4. Иванова Л.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. — М.: Сфера. 2003. – каф.
  5. Методические рекомендации к программе «Радуга» (разные издания)
  6. Мир природы и ребенок. – СПб.: «Детство-пресс», 2000. – прежнее издание (Методика ознакомления детей с природой) есть на кафедре
  7. Мы. Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др. — СПб.: «Детство-пресс», 2001. — есть на каф.
  8. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – библ.
  9. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.:Академия, 2002. – библ.
  10. Рыжова Н.А. Не просто сказки. – М.: Линка-пресс, 2001. – есть на каф.
  11. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Карапуз, 2001. – библ.

Семинар 6. Использование игры в экологическом образовании дошкольников

Вопросы для обсуждения

1. Определение игровой деятельности, роль ее в экологическом образовании детей.

2. Классификация игр. Примеры игр. Описание отдельных видов игр.

3. Методика освоения детьми игровых правил.

5. Игры для разных возрастных групп.

6. Особенности применения игр в различных программах для ДОУ.

Требования к знаниям и умениям студентов

знать особенности применения игр в экологическом образовании дошкольников в комплексных («Детство») и парциальных («Юный эколог», «Наш дом – природа») программах;

иметь представление о классификации игр в интерпретации разных авторов;

владеть основными приемами, необходимым для практической работы с детьми; умением оценивать необходимость и возможность применения игровых методов;

овладеть приемами создания экологических дидактических игр;

уметь применять на практике различные игры: подвижные, настольно-печатные, сюжетные, ИОС.

Задания

1. Придумайте ИОС со своим сказочным персонажем и со своим сюжетом.

2. Придумайте дидактическую игру на тему: «Животные защищаются» или «Растения защищаются».

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Дрязгунова Б.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М., 1981.
  2. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. – М.: АРКТИ, 2000. – С. 76-81.
  3. Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. – С. 91-98. – каф.
  4. «Мы». Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др. – СПб.: «Детство-пресс», 2001. – С. 199-207. – каф.
  5. Мир природы и ребенок. – СПб.: «Детство-пресс», 2000. – С.139-143
  6. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М.: Новая школа, 1996. – 48 с.
  7. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – С. 99-113. — библ.
  8. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.:Академия, 2002. – библ.
  9. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Карапуз, 2001. – библ.

Семинар 7. Экологические проекты и экотренинги

Вопросы для обсуждения

  1. Экопроекты: понятие, классификация.
  2. Этапы выполнения.
  3. Примеры проектов Н.А. Рыжовой и И.В. Цветковой.
  4. Понятие экологического тренинга, примеры экотренингов. Своеобразие проведения экотренингов для дошкольников.

Домашнее задание

Представление своего экологического проекта «Мое дерево», можно в виде компьютерной презентации.

ЛИТЕРАТУРА

  • Волжина О.Б. Метод проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста: Автореф. дисс. …канд. пед. наук. – Елец, 2001. – 15с.
  • Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования: Автореф. дисс. …канд. пед. наук. – Ростов-на-Дону, 2004. – 24с.
  • Евдокимова Е.С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. – Волгоград: Перемена, 2001. – 83 с.
  • Егорова И.Ф. Некоторые методические рекомендации по проведению вневклассных занятий по экологии в начальной школе // Нач. шк. плюс до и после. – 7. – 202. – С. 58-63.
  • Климентьева О.В., Моисеева Л.В. дидактическое обеспечение экологического образования младших школьников: Уч.-мет. пособие. – Екатеринбург, 2004. – С. 137-154.
  • Костикова Д.А. Формирование опыта трудовой деятельности старших дошкольников в процессе обучения элементам проектной деятельности: Автореф. дисс. …канд. пед. наук. – Новокузнецк, 2004. – 19с.
  • Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина и др. – М.:АРКТИ, 2004. – 96с.
  • Рыжова Н.А. Экологический проект «Дерево» // Обруч. – 1997. — №2. – С. 32-35.
  • Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432 с.
  • Рыжова Н.А., Иванцова И. и др. О чём ревёт медведь // Обруч. – 2003. — №6. – С. 18-19.
  • Рыжова Н.А.. Напиши письмо мартышке. – М: «Тобол», 1996. – 72 с. – каф.

Рыжова Н.А. Проект «Мусор» // Дошкольное образование. – 8. – 2001. — № 16 (64).

  • Самсонов А.Л. Он смотрел за горизонт // Экология и жизнь. – 2004. — 6(41).

    – С. 1-2.

  • Токмаков В. Экотренинг (проект) // Развитие личности. – 2002. — № 2. – С. 179-182.
  • Токмакова Н. Обретем «потерянный рай» // Дошкольное воспитание. – 1993. — № 7. – С. 54-57.
  • Цветкова И.В. Экологические проекты младших школьников в зимнее время и круглый год // Экологическое образование. – 2000. — №1. – С.41-44. – каф.
  • Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 176 с. – каф.
  • Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 192 с. – электр. библ. каф.
  • Ясвин В.А. Психология отношения к природе. – М.: Смысл, 2000. – 456 с. – библ.

Семинар 8 планирование и диагностика в эколого-педагогическом процессе дошкольного учреждения

Вопросы для обсуждения

1. Планирование работы по экологическому образованию дошкольников в комплексных и парциальных программах

2. Формирование экологической направленности личности дошкольника: компетентностный подход.

2. Диагностика и в эколого-педагогическом процессе дошкольно­го учреждения.

Требования к знаниям и умениям студентов

Студенты должны:

знать особенности планирования работы по экологическому образованию дошкольников в комплексных («Детство») и парциальных («Юный эколог», «Наш дом – природа») программах;

иметь представление о целях и видах диагностики (фронтальная и индивидуальная, качественная и количественная, начальная, текущая, итоговая);

знать сущность, задачи и содержание работы по проведению диагностики сформированности основ экологической культуры у маленьких детей;

должен владеть основным диагностическим инструментарием, необходимым для практической работы с детьми; умением оценивать уровень экологической воспитанности и обученности детей (педагогов) на основе разработанной и адекватно подобранной методики обследо­вания;

уметь оформлять результаты диагностики в виде таблиц, графиков, диаграмм;

знать экологические компоненты в следующих базисных характеристиках личности ребенка (программа «Истоки», по Н.А. Рыжовой, 2005): социальная, коммуникативная, интеллектуальная компетентность, компетентность в плане физического развития; произвольность, самостоятельность и ответственность, инициативность, креативность, свобода поведения и безопасность, самосознание и самооценка.

Задания для СРС

Задание 1.

Составьте таблицу сравнительного анализа различных подходов к проведению диагностики (Николаева С.Н., Рыжова Н.А., Арсентьева В.П., Бондаренко Т.М., Дерябо С.Д., Соломенникова О.А., Корепанова М.В., Горбатенко Ф., Кондратьева Н.Н., Бурлакова Е.Н. и др.)

Задание 2.

Составьте таблицу по диагностике сформированности экологических представлений для детей подготовительной группы на тему «Сообщество живых организмов степи» (или по выбору студента).

Дополнительные вопросы для обсуждения

  1. Для чего нужно планирование в экологическом образовании детей? Какие виды планирования применяются в различных технологиях по программам «Детство», «Наш дом – природа», «Юный эколог»?
  2. Что такое диагностика? Для каких целей проводят диагностику в дошкольных учреждениях? Чем отличается качественная и количественная диагностики?
  3. Приведите примеры проведения диагностических процедур в различных программах.
  4. Приведите примеры оформления результатов диагностики (таблицы, графики).
  5. Охарактеризуйте экологические компоненты в базисных характеристиках личности ребенка.

Литература

  1. «Мы». Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др. – СПб.: «Детство-пресс», 2001. – 240 с.
  2. Арсентьева В.П. Педагогическая диагностика состояния педагогического воспитания в ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. — № 5, 2002. – С. 82-86.
  3. Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений /Ред.-сост. Стеркина Р.Б. – М.: Издательство АСТ, 1997.
  4. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 дет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002. – 159 с. (то же – 6-7 лет)
  5. Бурлакова Е.Н. Экологический проект «Книга природы». – Волгоград, 2004.
  6. Дерябо С.Д.Экологическая психология: диагностика экологического сознания. – М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 1999. – 306 с.
  7. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  8. Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для студ. заочного отделения факультута Пим ДО, воспитателей образовательных учреждений / Сост. В.А. Зебзеева. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003. – 28 с.
  9. Диагностическая работа в дошкольном учреждении: опыт, технологии (из опыта работы ДОУ № 352 г. Волгограда).

    – Волгоград, 1994. – 74 с.

  10. Иванова А.И. Живая экология: программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 80 с.
  11. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. — СПб.: Детство-пресс, 2003. – 319 с.
  12. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Изд. центр «Академия», 1999.
  13. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2003.
  14. Педагогическая диагностика по программе развития и воспитания дошкольников «Детство»: Методическое пособие / Под ред. проф. М.В. Корепановой. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2007. – 160 с. (Приложение к журналу «Учебный год», № 60. Серия «Дошкольное образование». Вып. 5).
  15. Рыжова Н.А. Диагностика экологического образования дошкольников: новые подходы // Управление ДОУ. — № 3. – 2007. – С. 15-25.
  16. Рыжова Н.А. О диагностике результатов экологического образования дошкольников // Экологическое образование до школы, в школе, вне школы. – 2002. – 3. – С.9-16.
  17. Рыжова Н.А. Экологический компонент в базисных характеристиках личности ребенка-дошкольника. / Экологическое образование детей: Учебно-методическое пособие. Волгоград: Из-во ВГИПК РО, 2005. — С. 16-20.
  18. Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика. М., 1999. – 170 с.
  19. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 286 с.
  20. Соломенникова О.А. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание. – 7. – 2004.
  21. Ясвин В.А.Психология отношения к природе. – М.: Смысл, 2000. – 456 с.

Семинар 9. Эколого-педагогическая подготовка специалистов дошкольного образования

Вопросы для обсуждения

  1. Особенности подготовки педагогов по экологическому образованию детей в педагогических колледжах и вузах: стандарт, программа и условия ее реализации.
  2. Готовность педагога к осуществлению экологического образования дошкольников
  3. Методическое оснащение дисциплины «Методика экологического образования дошкольников»

Требования к знаниям и умениям студентов

Студенты должнызнать: особенности подготовки специалистов дошкольного образования в училищах и колледжах, знать формы и методы проведения работы, требования к организации учебного процесса и программу курса;

Задачи курса. Место и значение курса в подготовке воспи­тателей дошкольных учреждений. Связь его с другими дисциплинами. Содержание стандарта и структура программы. Основные разделы программы, их взаимосвязь.

Методы преподавания. Лекции, беседы, практические за­нятия. Лабораторные занятия, работы на агроучастке. Испо­льзование технических средств обучения. Экскурсии в приро­ду с учащимися. Их особое значение для усвоения учащимися знаний о природе, изучение родного края, вооружение уча­щихся практическими умениями и навыками.

Педагогическая практика учащихся по курсу. Содержание, планирование и руководство практикой.

Руководство самостоятельной работой учащихся по данно­му курсу. Своеобразие домашних заданий. Наблюдение приро­ды, составление паспортов растений, биологической характе­ристики животных, инструкции по уходу за ними; сбор и офор­мление гербариев и коллекций; изготовление наглядных по­собий для детей.

Оборудование курса «Теория и методика экологического образования детей». Виды наглядных материалов. Их содержание, оформ­ление и использование. Участие учащихся в изготовлении на­глядных пособий. Подбор методической и биологической ли­тературы для учащихся и преподавателей. Кабинет природо­ведения в педагогическом училище. Уголок природы в каби­нете. Учебное оборудование и методический материал. Рабо­та учащихся в кабинете. Методическое оснащение дисциплины.

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

  • кабинет природоведения с разнообразными комнатными рас­тениями, животными, типичными представителями основных экологических групп, образцами мини-экосистем (аквариум, террариум, инсектарий); оборудование для ухода за растениями и животными;
  • технические средства обучения (компьютер); электронная библиотека научной и методической литературы;

— аудио-, видеоаппаратура (телевизор, магнитофон, видео­плеер) с комплектами видеофильмов:

по естественнонаучным основам содержания экологического образования детей дошкольного возраста («Жизнь растений», «Насекомые», «Птицы», «Звери» и другие познавательные научно-популярные фильмы).

по основам методики экологического образования детей «Организация и методика проведения заня­тий с использованием разнообразных методов (наблюдение, труд, игра, опыты и др.), «Экскурсии по экологической тропинке», «Праздники» и др.;

аудиозаписей «Домашние жи­вотные», «Голоса зверей и птиц», «Городские птицы», «Лесная азбука», «Лесные голоса», «Лесные птицы», «Обитатели океанов», классическая музыка о природе и т.д.

— учебно-наглядные пособия: коллекции минералов, насекомых, раковин моллюсков, плодов и семян и др.; игрушки-аналоги; календари природы и погоды; модели; таблицы; иллюстративный материал (рисунки, фотографии).

Планирование и озеленение земельного участка при педа­гогическом училище с учетом требований программы курса. Оборудование труда учащихся на земельном участке в разные сезоны. Наличие на участке оранжерей, теплиц, парников для обеспечения систематической работы по формированию практических навыков и умений. Планирование работы по курсу (календарно-тематическое и поурочное).

Студенты должныуметь составлять план работы, выбирать современные и эффективные формы и методы преподавания методики экологического образования дошкольников, применять компьютерные технологии при работе со студентами.

Задания для СРС

Задание 1.

Составьте программу, тематический план и содержание занятий по дисциплине «Теория и методика экологического образования детей» для преподавания в педагогическом колледже, используя предложенные дидактические единицы (см. приложение 1).

Объем – 200 часов (100 часов аудиторных занятий и 100 часов – СРС).

Задание 2.

На основе анализа статьи О. Газиной (см. приложение 2) разработайте требования к подготовке студентов, обучающихся в училищах и колледжах, по проблеме экологического образования дошкольников.

Задание 3.

Разработайте внеклассное мероприятие в нетрадиционной форме, используя пособие: Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Ролевые игры по экологии. Пособие для учителей. – М.: Устойчивый мир, 2000. – 272 с.

Дополнительные вопросы для обсуждения

  1. Какими знаниями должен обладать воспитатель дошкольного учреждения, чтобы грамотно организовать процесс экологического образования дошкольников?
  2. Какими навыками необходимо овладеть воспитателю для формирования у дошкольников экологически грамотного поведения в быту и на природе?
  3. Каким образом подготовить специалиста дошкольного образования к правильному взаимодействию ДОУ с семьей в области экологического образования дошкольников (воспользуйтесь своим опытом работы)?
  4. По Вашему мнению, что важнее при подготовке воспитателя – дать ему теоретические знания или сформировать практические навыки работы с детьми?

Литература

  1. Газина О. Профессиональная готовность к эколого-педагогической работе с дошкольниками // Дошкольное воспитание. – 2001. — № 7. – С. 86-90.
  2. Газина О.М. Подготовка студентов пед. колледжа к работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. — Автореф. … канд. пед. наук. – М., 2000.
  3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  4. Зебзеева В.А. Формирование готовности будущих воспитателей к эколого-гуманистическому образованию дошкольников. — Автореф. … канд. пед. наук. – Оренбург, 2000.
  5. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Ролевые игры по экологии. Пособие для учителей. – М.: Устойчивый мир, 2000. – 272 с.
  6. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002.
  7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Карапуз, 2001.
  8. Табукашвили М. Педагогические условия развития экологической культуры у студентов дошкольного отделения в системе среднего специального пед. образования. – М., 1998.
  9. Трайтак Д.И. Кабинет биологии. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2005. – 142 с.
  10. Черезова Л.Б. Применение технических средств обучения при работе со студентами (на примере преподавания курса «Теория и методика экологического образования детей») / Модернизация российского образования: проблемы, опыт, перспективы. Материалы научной конференции 30.01-2.02 2007 г. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2007. – С. 49-52.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Требования стандарта по дисциплине «Теория и методика экологического образования детей» для ссузов (2002 г.).

Теоретические основы экологического образования дошкольников; формирование начал экологической культуры в дошкольном возрасте; пути формирования у дошкольников естественнонаучных представлений; анализ современных образовательных программ для ДОУ, эколого-содержательный подход к построению развивающей среды в ДОУ, методы и формы экологического образования детей дошкольного возраста; сезонные изменения в природе; технология ознакомления дошкольников с природными экосистемами; знакомство с природными особенностями человека, развитие ценностного отношения к природе и к себе как части природы; природа родного края, особенности методики работы в разновозрастных группах.

1

18