2
СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ
Введение
Тема «специфика воспитания подростков» актуальна как раньше, так и сейчас. Потому что мировая и отечественная история образования свидетельствует о том, что содержательные параметры, цели воспитания подрастающих поколений отражают уровни цивилизации общества, его демократических характеристик, экономических возможностей, компетентности правительства, служб прогнозирования и расчета реальных условий развития педагогических систем.
Становление и развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека, но особенно четко этот процесс прослеживается в детском и подростковом возрастах. Именно в это время закладываются многие факторы, которые будут служить ориентиром дальнейшего развития личности человека. На становление и развитие личности особое влияние оказывают факторы внешнего воздействия, воздействия окружающей среды общества. Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность.
Мы поставили следующие задачи:
1. Изучить общую характеристику особенностей подросткового возраста.
2. Рассмотреть особенности воспитания подростка в семье и в школе.
3. Определить основные формы воспитательной работы применимых к воспитанию подростков.
4. Провести анкетирование школьников для определения уровня воспитанности подростков.
1. Общая характеристика особенностей подросткового возраста
Подростковый возраст настолько своеобразен и интересен для учителя, воспитателя, что есть определенные основания рассматривать особенности этого возраста в более тесной связи с проблемами воспитания. Как уже отмечалось, успех учебно-воспитательной работы со школьниками зависит от знания и учета их возрастных психологических особенностей. Это положение в еще большей степени относится к подростковому возрасту (от 10-11 до 15 лет), который считают переломным. Подростковый возраст (иногда его называют переходным, потому, что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию) связан с перестройкой психических процессов, деятельности личности школьника и поэтому требует решительных (хотя и постепенных) изменений в формах взаимоотношений, организации деятельности, руководства со стороны взрослых, в частности учителей. Трудности, встречающиеся порой в учебной и воспитательной работе со школьниками-подростками, объясняются иногда недостаточным знанием или игнорированием особенностей и закономерностей психического развития в этом возрасте.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ...
... ученику. Воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход заключается в управлении человеком, его основами на глубоком знании особенностей, его личности и ... ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с особенностями психофизического развития. В процессе развития общества менялись взгляды и ...
Подростковый возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возрасты. По-видимому, сам процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с серьезной перестройкой психики и ломкой старых, сложившихся форм отношений с людьми, изменением условий жизни и деятельности. В самом деле, старые формы и методы объяснения нового материала постепенно становятся непригодными. Если школьник еще недавно охотно слушал подробные объяснения учителя, то теперь подобная форма знакомства с новым материалом часто вызывает у ученика скуку, равнодушие, явно тяготит его. Склонный ранее к дословному воспроизведению учебного материала, учащийся стремится теперь излагать материал «своими словами» и протестует, когда учитель требует от него точного воспроизведения формулы, закона, определения. Вчера еще послушный, вежливый, подросток вдруг начинает проявлять резкость, грубость, упрямство, недисциплинированность.
Беспрекословно принимавший ранее указания, требования взрослых, он теперь относится к ним избирательно-критически, считает, что эти указания и требования должны быть достаточно аргументированы и логически убедительны (с его точки зрения).
У него появляется собственное мнение (к удивлению и огорчению учителя, нередко расходящееся с общепринятым), преувеличенное представление о собственном достоинстве, необъяснимая обидчивость. Все это нервирует неопытного учителя, воспитателя, нередко выбивает его из колеи, приводит к конфликту с учащимися-подростками.
Трудности, связанные с обучением и воспитанием подростков, в том и состоят, что очень важно понять необходимость изменить привычные методы обучения и воспитания, изменить удачные в прошлом формы влияния и воздействия на школьников, в частности формы контроля за их жизнью и деятельностью. Педагогу приходится отказаться от многих из этих форм и найти какие-то новые методы, приемы и средства учебного и воспитательного воздействия.
Итак, чтобы найти правильные приемы и средства воспитания подростков, надо хорошо знать своеобразие подросткового возраста, особенности физического и психического развития.
Содержательная характеристика подросткового возраста меняется с течением времени, потому что меняются биологические и особенно социальные условия существования человека. Социальные условия различны у нас и в капиталистических странах. Поэтому и возрастные особенности подростков нашей страны отличаются кое в чем от возрастных особенностей подростков, которые растут и развиваются в условиях антагонистического классового общества.
Из сказанного следует, что понятие возраста подростка, его особенностей не имеет абсолютного значения, и подростковый возраст в этой связи не имеет совершенно четких, определенных и абсолютных границ и характеристик. Здесь есть определенные различия, иногда довольно существенные, которые объясняются влиянием конкретных социальных факторов, влиянием различных условий обучения и воспитания подростков. Но основные линии развития, основную характеристику развития детей в подростковом периоде выделить возможно.
Психологические и социальные факторы, влияющие на формирование ...
... процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи, ближайшего окружения, зависимостью подростка от требований группы и принятых в ней целостных ориентации. Отклоняющееся поведение у подростков ... отчуждение от семьи на фоне семейных проблем и «непедагогических» методов воспитания. На фоне социальной дезадаптации личности подростка, акцентуированных черт характера, внутреннего одиночества ...
Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера — настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности на этом пути. Подросток в отличие от младшего школьника способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Если младший школьник далеко не всегда самостоятельно ставит перед собой задачи и цели, требующие воли для их достижения (обычно эти цели намечают, задачи ставят учителя, родители), то подросток гораздо чаще сам ставит перед собой такие цели, сам планирует деятельность по их осуществлению. (3)
2. Особенности воспитания подростка в семье
Воспитание в семье — сложный психологический процесс. Известно, что отклоняющееся поведение подростков в определенной мере является результатом столкновения, борьбы разнохарактерных, психологически несовместимых поведенческих стереотипов и ценностей у родителей и детей. Это порождает деформацию семьи в вопросах формирования жизненного мира, образа жизни детей, формирования их Я-концепции. Резкое усложнение всей общественной ситуации в условиях перехода к рыночным отношениям привело к тому, что молодежь перестала ориентироваться на престиж производительного труда, предпочитая бизнес, коммерцию, торговлю. В ее облике доминируют прагматические и потребительские характеристики, а политическая пассивность, равнодушие и мировоззренческая неразборчивость становятся нормой поведения. Ныне внутренние ориентиры поведения членов семьи в значительной мере утрачены, поэтому оно становится сугубо ситуативным и определяется поведенческими условиями существования [8].
Современные условия семейного воспитания, влияющие на формирование Я-концепции личности в подростковом возрасте, сегодня зависят от двух групп факторов: 1) социально-экономических, связанных со снижением уровня жизни к наметившимся отрицательным тенденциям в системе социального обеспечения; 2) психологических.
Известно, что успешная социализация детей в большей степени зависит от умения родителей бесконфликтно найти решение проблемы и поддержать единую линию воспитания. Зачастую отсутствие у воспитанников положительного примера своих родителей приводит к усвоению ребенком негативных ценностей и типов поведения (низкий культурный уровень, конфликтность родителей, пассивное отношение к действительности, склонность к алкоголю и т.д.), что, несомненно, влияет и на формирование их Я-концепции. В подростковом возрасте межличностное общение является особенно важным для формирования самоустановок, однако, возникает целый ряд ограничений в выборе критериев собственной значимости подростка. [2].
2.1 Функции семейного воспитания
В качестве основной, выполняющей роль объединяющего, систематизирующего начала, внутренне интегрирующего в этом процессе все другие функции, выделяют формирующую функцию семейного воспитания [2]. В соответствии с этой функцией основным содержанием воспитания в условиях семьи является формирование определенного социального типа личности, обобщенным показателем которого является мировоззренческо-психологическая направленность личности, определяемая семейными установками [1].
Модель социального воспитания личности в семейном социуме
... к нарушению семейных отношений. Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности. Поэтому мы и решили рассмотреть проблему формирования личности в семье. Особенности семейного воспитания изучали ... физические, нравственно-этические и другие качества; o развивающий процесс, обеспеченный школой иди другими учреждениями, которые организованы главным образом для учебы и ...
Компенсирующая функция семейного воспитания отражает его направленность на нейтрализацию факторов, условий, воздействий, отрицательно влияющих на процесс формирования личности ребенка в семье.
Корректирующая функция семейного воспитания тесно связана с функцией социального контроля, которая заключается в превентивной, психолого-профилактической ориентации семейного воспитания, в стимулировании формирования у подростков социальных качеств личности, особенностей поведения, носящих общественно-полезный характер, в побуждении ребенка воздерживаться от поступков антиобщественного, аморального характера, т.е. поведения, не соответствующего социальным требованиям [2].
Задачей семейного воспитания становится накопление знаний, способов поведения, форм общения.
3. Воспитание подростка в школе
подросток воспитание возраст школа
К концу младшего школьного возраста дети в своем общении с окружающими людьми обычно выходят за пределы круга семьи. Если в дошкольном детстве и в младшем школьном возрасте ребенок еще практически полностью находится в окружении семьи и двора, то с наступлением подросткового возраста ситуация радикально изменяется. Теперь ребенок большую часть своего времени проводит вне семьи, в школе, на улице, в общении со сверстниками и другими взрослыми людьми за пределами места своего жительства. Да и физически находясь дома, он уже фактически (психологически) большей частью уже вне его, размышляя и думая о школьных и других несемейных делах.
Психологический выход за пределы семьи обычно сопровождается усилением воспитательной роли общения со сверстниками и взрослыми, роли самовоспитания, средств массовой информации и культуры в воспитании. Происходит смена социальной ситуации развития и внутренней позиции школьника, в результате чего получают ускорение процессы формирования его личности, а, учение временно отходит на второй план. Все это естественно и обычно имеет место тогда, когда общение ребенка с, окружающими людьми не ограничивается родителями, когда он не замкнут в кругу семьи и имеет возможность для самостоятельного выхода в свет.
Промежуточной инстанцией на пути отдаления от семьи становится для ребенка школа. С одной стороны, она еще чем-то напоминает семью, например тем, что в ней сохраняется отношение к подросткам как к детям и предъявляются соответствующие требования. Только тогда, когда они переходят в старшие классы школы, к ним в семье и школе начинают относиться иначе, правила обращения смягчаются и становятся более вольными. Люди, с которыми подростки чаще вступают в общение, — это уже чужие люди, и отношения с ними строятся в основном как официальные.
Уточним, какими личностными качествами должны обладать юноши и девушки и что они должны уметь делать по окончании средней школы. Представим и рассмотрим эти качества, исключая способности, о которых уже много говорилось.
Первая и основная группа качеств — это те, которые связаны с самообслуживанием в школе и дома. Молодые люди, оставляющие школу, должны уметь самостоятельно находить для себя работу или устраиваться на учебу, нанимать и оборудовать жилье, если в этом есть необходимость, самостоятельно обеспечивать питание, включая приобретение и приготовление пищи, самостоятельно обеспечивать себя одеждой, решать другие личные и деловые проблемы, связанные с устройством жизни, такие, с которыми сравнительно легко справится социально адаптированный взрослый человек.
Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности
... ребенка. Воспитание детей в семье — сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможность воспитательного ... функции семьи. Мы остановимся на тех, которые касаются, прежде всего, воспитания и развития ребенка. Репродуктивная функция (от лат. — самовоспроизведение, размножение, производство потомства) ...
Вторая группа качеств касается ориентации в социальной, политической, экономической и культурной жизни общества. У каждого молодого человека по окончании школы должны сложиться убеждения, мировоззрение, система социальных установок, определяющих отношение человека к миру, к людям, к самому себе. Современные молодые люди должны знать право в таком объеме, чтобы не только самим не нарушать законы, но и помогать в этом плане другим. Им должны быть известны элементарные основы экономики, чтобы можно было заняться индивидуальной предпринимательской деятельностью, начать какое-либо дело, из которого можно извлечь материальную выгоду.
Третья группа личностных качеств относится к нравственной основе личности и ее культуре, и хотя называется нами последней по порядку, но по своему нравственному значению является первой и главной, характеризующей в целом уровень зрелости личности. К окончанию школы у молодых людей должны быть сформированы основные нравственные качества, а в регуляции поведения действовать определенные социальные нормы. В целом же уровень морального развития, если его оценивать с позиций уже знакомых нам теорий, должен в этом возрасте соответствовать уровню конвенциональной или даже постконвенциональной морали по Л. Колбергу.
Все эти качества личности необходимо сформировать у детей за годы обучения в школе, и основная воспитательная нагрузка в этом плане приходится на средний и старший школьный возраст. Обучение в средних и старших классах охватывает довольно значительный период в жизни человека, около 6-7 лет, но по сравнению с масштабностью воспитательных задач, стоящих в это время, он кажется не таким уж большим.
Для того чтобы время и возможности, имеющиеся в подростковом и раннем юношеском возрасте, были эффективно реализованы, необходимо начиная со средник классов школы изменять соотношение учебных и воспитательных, личностно и интеллектуально развивающих человека задач. Если в начальных классах школы львиная доля времени уходила на обучение — и это нормально, то в средних классах школы и далее время, отводимое на учебные и воспитательные мероприятия, должно стать примерно одинаковым.
Постепенное приближение загруженности детей к занятости взрослых должно происходить за счет увеличения времени, отводимого на личностное развитие. Опыт показывает, что если в системе школьного обучения в старших классах школы по-прежнему доминирует задача усвоения знаний, а воспитание, понимаемое как развитие личности, отстает, то это в целом замедляет процесс психологического взросления детей. В результате они к окончанию школы по уровню своего социально-психологического развития на 4-5 лет отстают от своих зарубежных сверстников в наиболее развитых странах мира. Напротив, если в средних и старших классах школы отдается приоритет воспитанию, т.е. ускоренному личностному развитию детей, то в дальнейшем более быстрыми темпами идет и обучение, интеллектуальное развитие детей. Это происходит потому, что сформировавшиеся личностные качества, в частности те, которые перечислены в начале этого раздела главы, становятся мощным стимулом для дальнейшего совершенствования человека в других видах деятельности.
Концепции воспитания. Школа как воспитательная система
... передаваемых знаний. Стереотипность, повторяемость взглядов, знаний, способов воспитания (конкретные участники воспитательного взаимодействия, являясь членами определенных этнических, социальных и ... Принцип социального воспитания - соответствие содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Воспитательная организация - специально создаваемая ...
Важным средством воспитания, связанным с формированием многих полезных личностных качеств, является самообслуживание. Для того чтобы оно приобрело подлинное воспитательное значение, необходимо, чтобы самообслуживание было достаточно полным, т.е. чтобы дети действительно самостоятельно решали деловые и личные проблемы. Без специальных знаний в области политики, права и экономики они вряд ли в состоянии в настоящее время будут это сделать. Следовательно, в программу школьного обучения начиная с пятых-шестых классов необходимо постепенно вводить соответствующие предметы и на практике закреплять знания, полученные учащимися, в их внутришкольных и внешкольных делах.
Основы нравственности и культуры, соответствующие качества личности формируются на занятиях по гуманитарным предметам, также закрепляются в практических, в частности благотворительных, делах. Школьники средних и старших классов в той или иной форме должны заниматься благотворительностью, а школа — включать эти дела в основную программу воспитательной работы. (6)
3.1 Роль и функции школы в воспитании подростков
Формирование развитой личности — это конечная цель воспитания подростка в свете основных задач современного общества. Но эта цель не может быть реализована автоматически, без усилий со стороны. Во-первых, необходимо создать материальные возможности и социальные условия. Во-вторых, создать предпосылки для совершенствования духовно-нравственной составляющей. Кроме того, все усилия должны прилагаться комплексно, в единой системе воспитательного процесса.
Любой человек, как взрослый, так и подросток, постоянно находится включенным в различные формы общественной практики. Для того чтобы результат воздействия не оказался в противовесе с целями воспитания, нужна ее специальная организация.
Одной из таких форм является школа. Подросток, проводя в ней значительную часть времени, потенциально имеет возможность быть охваченным комплексной системой воспитания, которая может сделать существенный вклад в формирование подростка как личности. Основная задача воспитания в школе — духовное развитие и нравственное становление подростка, как личности. Для этого, традиционное авторитарное воспитание, с одной стороны, сохраняются, с другой — воспитывается направленность на поощрение коммуникативности, инициативности, эвристического способа мышления, высокой культуры и гуманности.
Чтобы воспитательная система способствовала реализации многочисленных запросов школьников и формированию базовых компетентностей, она структурно должна состоять из следующих блоков:
— работа по воспитанию в процессе обучения
— деятельность педагогического коллектива вне учебного процесса
— внешкольная деятельность
Как в любой системе, в воспитательной, можно выделить несколько основных показателей эффективности. Это системность и деятельностный подход. Программа воспитания, как производное от системы, должна являться приоритетом для всего преподавательского состава.
Воспитательная система определила иной подход к воспитательной работе: воспитание как развитие, сохранение и реконструкция человеческих качеств взаимными усилиями подростков, родителей, педагогов, социума; воспитательная работа как совокупность усилий взрослых для решения актуальных задач созидания Личности.
Такое понимание воспитания предполагает выработку у подростка умения разрешать жизненные проблемы, при необходимости жизненного выбора руководствоваться нравственными нормами, на воспитание чувств. Растущий человек обязан научиться любить, сострадать ближним, жалеть, чтить память погибших, испытывать благодарность людям за их труды.
Решению проблем адаптации детей к социальным условиям жизни способствует педагогизация среды, т.е. специальная забота о создании воспитывающей среды.
Воспитывающая среда — это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Педагог, используя факторы природной и социальной ситуации развития ребенка, придает им целевую направленность, тем самым создавая позитивную воспитывающую среду.
Специальная работа школы и каждого педагога-воспитателя по конструированию и развитию воспитывающей среды включает в себя несколько специальных направлений:
— создание в «педагогическом пространстве» ребенка (подростка) социокультурной среды развития;
— создание и развитие ученического коллектива как среды
— обитания и самоактуализации ребенка (подростка);
— содействие детскому движению в школе и вне ее, помощь в создании и функционировании детско-юношеских позитивных организаций и объединений;
— сотрудничество с многопрофильными творческими объединениями детей и взрослых клубного типа (в школе и вне школы);
— взаимодействие с неформальными объединениями молодежи, формирование у школьников адекватного отношения к позитивным и негативным (асоциальным и антисоциальным) объединениям;
— предметная среда воспитания: интерьер школьных помещений, наглядные пособия, способы расстановки мебели, цветы и украшения, свет и цветовая гамма, используемые в воспитательной работе предметы. (5)
4. Классификация форм воспитательной работы применимых к воспитанию подростков
Вопрос классификации форм воспитательной работы является отнюдь не новым. Определенные основы решения этого вопроса заложены Е.В. Титовой в работе «Если знать, как действовать», интересен материал С.Д. Полякова, представленный в книге «Психопедагогика воспитания», а также наблюдения Л.В. Байбородовой и М.И. Рожкова изложенные в учебном пособии «Воспитательный процесс в современной школе».
Е.В. Титова представляет типологию форм воспитательной работы следующим образом: мероприятия, дела, игры. Основанием для различения первых и вторых она считает характер субъекта организации деятельности (взрослые или дети).
Так, мероприятия автор определяет как события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них, а дела — общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе [7, с. 106-107]. Однако предложение Е.В. Титовой рассматривать в качестве особой формы воспитательной работы игру имеет под собой несомненное основание. Действительно, целый ряд форм имеет признаки игры: воображаемая ситуация, роли, правила. (Например, ярмарка, ситуационно-ролевая игра, вечер общения в импровизированном кафе, игра-путешествие, парад (шествие), продуктивная (инновационная игра) немыслимы без игровых атрибутов).
4.1 Краткая характеристика форм
1. Линейка (торжественная церемония) — ритуальное представление, предполагающее построение участников в шеренгах на какой-либо площадке. Выход на линейку имеет на наш взгляд, второстепенное значение. Функции субъектов взаимодействия следующие: ведущий линейки (находится в центре внимания);
выступающие (с монологами или короткими представлениями выходят в центр внимания);
зрители;
исполнители действий.
Содержанием взаимодействия является формирование эмоционально-ценностного отношения и получение какой-либо информации.
2. Спектакль — представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия.
Спектакль предполагает реализацию участниками таких функций, как актеры (выступающие) и зрители. В самом театральном сценарии (пьесе) заложено развитие сюжета: завязка, восхождение, кульминация, развязка. Поэтому педагогу-организатору следует учитывать заложенный пьесой эмоционально-содержательный алгоритм.
Спектакль может проходить не обязательно в зрительном зале.
3. Концерт — «публичное исполнение музыкальных произведений, возможно в сочетании с хореографией, декламацией и другими номерами». Другими словами, концерт — это, представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей художественных номеров (танец, песня, театральная миниатюра и др.).
4. Просмотр кино, видео, телефильма, спектакля — представление, в ходе которого участникам демонстрируется зрелище, подготовленное профессионалами. В данной форме присутствует две функции субъектов взаимодействия — зритель и организатор просмотра. Мы различили просмотр концерта (спектакля, фильма и т.п.), подготовленного кем-либо и спектакль (концерт), где выступают сами воспитанники. Основанием для такого разделения являются признаки формы воспитательной работы. Также, по нашему мнению необходимо отличать от концерта и спектакля такую форму совместной организации деятельности, какой является подготовка к представлению.
5. Представление-соревнование (конкурсная программа на сцене или на площадке) — представление, предполагающее демонстрацию зрителям соревнования между участниками в чем-либо.
6. Лекция (публичное выступление) — представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов по какому-либо вопросу.
7. Фронтальная беседа («Встреча с интересным человеком») — специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме).
Фронтальная беседа может быть организована с использованием игры. Например, урок («Урок творчества», «Урок добра», «Урок фантазии» и т.п.), имитирующий школьное аудиторное занятие. Ведущий приобретает роль учителя, остальные участники — учеников, а правила такой игры соответствуют правилам обычного школьного урока.
8. Митинг — собрание для обсуждения каких-либо значимых вопросов, предполагающее демонстрацию взглядов в виде устных монологических выступлений отдельных ораторов.
9. Диспут — специально организованное представление в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме).
10. Дискуссия (в том числе совещание, планерка, собрание коллектива) — специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решения
Общеизвестно, что эффективность дискуссии зависит от соблюдения участниками определенных правил.
11. Защита проектов — представление в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты. Достаточно популярной является такая разновидность этой формы как «Защита фантастических проектов». Функции участников взаимодействия: ведущий, зритель-коммуникатор, демонстратор. Защите проектов обязательно предшествует такая форма как подготовка к представлению — придумывание, разработка и оформление проекта.
12. Ярмарка (народное гуляние) — развернутое на определенной площадке совместное развлечение, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы.
Алгоритм проведения ярмарки включает в себя:
общий сбор, который может сопровождаться линейкой, карнавальным шествием,
свободное движение участников по пространству,
свободный выбор аттракциона и участие в нем,
финальный сбор, с аукционом или без него.
13. Представление в кругу — ритуальное развлечение, которое разворачивается вокруг какого-либо предмета (новогодняя елка, пионерский костер и т.п.), предполагающее перемещение участников по кругу.
14. Танцевальная программа (дискотека) — специально организованное на одной площадке развлечение, предполагающее танцы. Существует разновидность танцевальной программы включающая соревновательность — это, так называемый «Стартинейджер».
15. Вечер общения в импровизированном кафе — специально организованное на одной площадке развлечение, имитирующее застолье.
16. Субботник (трудовая акция) — ограниченная по месту и времени специально организованная предметно-практическая трудовая деятельность детей. Термин субботник не является научным, однако, он результат культурно-исторического процесса, поэтому его использование вполне, на наш взгляд допустимо. Сам по себе субботник может и предполагать игру, однако возможно превратить уборку территории, закрепленной за коллективом младших школьников, в секретную миссию по задержанию диверсантов — фантиков.
17. Изготовление выставки (газеты, книги, летописи и т.д.) — специально организованная деятельность по созданию экспонатов или информационного продукта для последующей демонстрации кому-либо. Функции участников взаимодействия ярко просматриваются, если учесть, что в основе данной формы лежит предметно-практическая деятельность. Именно поэтому логично предположить, что при изготовлении выставки необходимы те, кто организует совместное и индивидуальное творчество и те, кто непосредственно выполняет задания. С точки зрения организации пространства и времени видно, что эта форма является дискретной. В воспитательных целях изготовление выставки, газеты, летописи и т.д. может использоваться для приобретения детьми опыта деятельности, формирования эмоционально-ценностных отношений, а также для отдыха.
18. Подготовка к представлению — специально организованная совместная деятельность по придумыванию, разработке и реализации замысла какого-либо концерта, спектакля и т.п. Возможно выделение каждого этапа, как отдельной формы работы: придумывание (разновидности: «мозговой штурм», «принудительное ассоциирование», «классификация» и т.п.), реализация замысла (репетиция).
19. Ситуационно-ролевая игра как форма воспитательной работы — это специально организованное соревнование в решении задач взаимодействия и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры.
20. Продуктивная (инновационная) игра — совместная деятельность по созданию информационного продукта (по решению какой-либо практической проблемы), предполагающая обмен мнениями, в т. ч. и специально организованное их столкновение, демонстрацию промежуточных результатов. Специалисты при характеристике продуктивных игр наделяют их рядом черт:
— наличие сложной задачи, принципиально новой для участников игры;
— разделение участников на небольшие (8 — 12 человек) группы, которые поэтапно разрабатывают варианты решения поставленной задачи;
— прохождение каждой группой всех процедур (диагностика задачи, диагностика ситуации, диагностика и постановка проблем, определение целей, выработка решений, разработка проекта, разработка программы реализации) в ходе игры с обсуждением результатов работы группы на общей дискуссии после каждой процедуры;
— наличие в каждой группе консультанта, специальным образом организующего работу группы с использованием соответствующих логико-технических, социально-технических и психологических средств.
Как правило, алгоритм продуктивной игры предполагает следующие процедуры: общий сбор-старт (постановка проблемы, объяснение правил), работа по группам, общий сбор-финиш (подведение итогов).
Поэтому продуктивная игра может считаться достаточно сложной формой, так как она включает в себя в качестве промежуточной или итоговой процедуры такую форму как «Защита проектов».
Объединяет все формы статично-динамичного типа то, что они разворачиваются на одной площадке без зрителей, процедуры (способы) движения могут быть жестко или не жестко заданы.
Формы воспитательной работы типа «путешествие»
21. Игра-путешествие имеет и другие названия «маршрутная игра», «игра на преодоление этапов», «игра по станциям», «игра-эстафета». Назначение игры-путешествия вариативно: эта форма может использоваться:
для информирования воспитанников;
служить средством отработки каких-либо умений (организаторских, коммуникативных, решать изобретательские задачи и др.);
предназначаться для контроля соответствующих знаний, умений и навыков, в этом случае она может проводиться с использованием соревнования между командами участницами;
способствовать осознанию взглядов, отношений или ценностей через «проживание» воспитывающих ситуаций,
организации коллективного планирования деятельности коллектива.
Игра-путешествие, применяемая как форма организации соревнования, поможет педагогу сделать шаг на пути сплочения коллектива. Вообще игра-путешествие одна из самых богатых по потенциалу форм.
Таким образом, алгоритм проведения игры-путешествия включает в себя:
1. Подготовку участников к восприятию игры-путешествия.
2. Сбор — старт.
3. Движение команд по маршруту.
4. Участие команд в организуемой на площадках деятельности
5. Сбор-финиш.
6. Организация последействия.
22. Экскурсия — специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции.
Как показывает анализ литературы, наиболее часто упоминаются авторами учебные, производственные и краеведческие экскурсии.
23. Экспедиция — коллективное путешествие куда-либо, посещение каких либо объектов с исследовательской целью.
24. Поход — дальняя прогулка или путешествие, специально организованное передвижение на определенное (достаточно протяженное) расстояние, в ходе которого предполагаются остановки (привалы).
Поход как форма воспитательной работы, по мнению Ю. Козлова и В. Ященко, обладает рядом педагогических потенциалов. Во-первых, использование похода позволяет осуществлять диагностику личности и коллектива. Совместное путешествие может привести к улучшению межличностных отношений в группе. В-третьих, при определенном педагогическом обеспечении в результате похода происходит расширение кругозора его участников. И наконец, формирование ценностного отношения к природе и историческому наследию пространства охваченного движением группы.
Характерной чертой всех форм воспитательной работы типа «путешествие» является наличие оформление схемы маршрута. В игре-путешествии, как и в походе, схема движения обычно называется маршрутным листом. Однако, в первом случае маршрутный лист во многом — атрибут игры.
25. Парад (карнавальное шествие) — ритуальное передвижение участников с целью демонстрации внешней красоты костюмов, строя и т.п. Данная форма в настоящее время используется достаточно редко, хотя долгое время была непременным атрибутом празднования в школе 23 февраля. В другом случае каждое временное объединение изображает делегацию какой-либо экзотической страны. Наиболее выигрышно выглядят, пусть даже несколько в комично утрированном изображении группы изображающие индийцев, шотландцев, японцев или китайцев, испанцев, швейцарцев или баварцев, аборигенов Аляски и т.п.
Вообще, автор полагает, что метод воспитания — это способ педагогического управления взаимодействия ребенка с окружающей средой. Рассуждая таким образом, можно выделить несколько групп бинарных оппозиций. Первая:
демонстрация педагогом — исследование ребенком,
демонстрация педагогом — восприятие ребенком,
демонстрация ребенком — восприятие педагогом,
демонстрация ребенком — исследование педагогом.
Вторая:
взаимодействие «человек — человек» (совместная коммуникация) — взаимодействие «человек — предмет» (предметная деятельность),
созидание — развлечение.
В-третьих. Если иметь в виду, что технология воспитательной работы это — идеальная модель решения некой совокупности близких педагогических задач, представляющая алгоритм действий и операций, основанный на определенном психолого-педагогическом механизме, то явно видна близость технологии и формы организации деятельности, просматривается связь технологии и метода, формы и метода. Несколько утрируя, можно утверждать, что ограниченный по месту, времени, содержанию. (4)
5. Определение уровня воспитанности подростков
Для классного руководителя очень важно правильно протестировать класс, чтобы в дальнейшем спланировать работу. Беседы, экскурсии, посещение театров для учеников являются неотъемлемой частью при воспитании культурного, интеллигентного гражданина своей страны.
Дети не могут быть предоставлены сами себе, иначе они подпадают под влияние отрицательных факторов или негативной информации телевещания и др. Суметь сорганизовать детей, объяснить им необходимость общения, дружбы — вот основная задача классного руководителя, который не навязывает свои взгляды, а пытается вместе с детьми учиться жить в согласии и любви к ближнему, старается научить детей сопереживать, ценить время и труд.
Анкета для определения уровня воспитанности. (9)
Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале.
«0» — всегда нет или никогда.
«1» — очень редко, чаще случайно.
«2» — чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
«3» — чаще да, чем нет, иногда забываю.
«4» — всегда да, постоянно.
Долг и ответственность
1 |
Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
2 |
Вношу предложения по совершенствованию работы класса. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
3 |
Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
4 |
Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
Бережливость
1 |
Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
2 |
Бережно отношусь к школьной мебели (не рисую, не черчу на партах). |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
3 |
Бережно отношусь к своей одежде (слежу за чистотой и опрятностью). |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
4 |
Экономлю природные ресурсы (электроэнергию, воду, бумагу — до конца использую тетради) |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
Дисциплинированность
1 |
Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
2 |
Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
3 |
Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе (в школе) |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
4 |
Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
Ответственное отношение к учёбе
1 |
Прихожу в школу с выполненным домашним заданием. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
2 |
При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
3 |
Использую дополнительную литературу (пользуюсь средствами Интернета) |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
4 |
Аккуратен, исполнителен, точен. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
Отношение к общественному труду
1 |
Своевременно и точно выполняю порученные мне задания. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
2 |
Принимаю участие в трудовых рейдах (уборке класса, школы) |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
3 |
Выполняю трудовые поручения родителей |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
4 |
Добросовестно выполняю все поручения. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
Коллективизм, чувство товарищества
1 |
Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
2 |
Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
3 |
Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
4 |
Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
Доброта и отзывчивость
1 |
Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
2 |
Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
3 |
Не реагирую на случайные столкновения в школьных коридорах, помогаю младшим. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
4 |
Ко мне всегда можно обратиться за помощью. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
Честность и справедливость
1 |
Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
2 |
Честно сознаюсь, если что-то натворил. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
3 |
Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
4 |
Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
Простота и скромность
1 |
Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
2 |
Понимаю, что человека уважают не за деньги. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
3 |
Иногда люблю похвастаться. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
4 |
Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
Культурный уровень
1 |
Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
2 |
Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы (из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
3 |
Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
4 |
Соблюдаю правила поведения в общественных местах (в том числе в транспорте) |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
Расчет делать по каждому пункту.
Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 (максимальное кол-во баллов) (3+4+3+4)/16
Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 9
(1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/9
До 0,5 — низкий уровень воспитанности
0,6 — уровень воспитанности ниже среднего
0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
1 — высокий уровень воспитанности
Уровни воспитанности взяты из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой и др.
Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизация и саморегуляция ситуативные.
Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.
Высокий уровень: устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.
Анкетирование по данной методике было проведено среди учеников 6-8 классов МОУ СОШ №17 г. Архангельска.
Данные анкетирования представлены на графике 1.
График №1
Заключение
Актуальность исследования проблемы воспитания подростков обусловлена потребностью общества в воспитанной личности, воспринимающей прекрасное в жизни и искусстве, совершенствующей окружающий мир на основе воплощения нравственных и эстетических ценностей, и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической науке.
1. Подростковый возраст настолько своеобразен и интересен для учителя, воспитателя, что есть определенные основания рассматривать особенности этого возраста в более тесной связи с проблемами воспитания. Как уже отмечалось, успех учебно-воспитательной работы со школьниками зависит от знания и учета их возрастных психологических особенностей.
2. Задачей семейного воспитания становится накопление знаний, способов поведения, форм общения.
3. Рассмотрены роль и функции школы в воспитании подростка. Решению проблем адаптации детей к социальным условиям жизни способствует педагогизация среды, т.е. специальная забота о создании воспитывающей среды.
4. Даны понятия методов воспитания. Рассмотрена система общих методов воспитания, а также причины, которые определяют выбор методов воспитания.
5. Проведено анкетирование подростков. И проведен анализ результатов. Определено, что 38% подростков имеют средний уровень воспитанности, 24% ниже среднего, 15% высокий, 14% низкий и 9% выше среднего.
Литература
1. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. — М.: Знание, 1979. — 96 с.
2. Ильчиков М.З., Смирнов Б.А. Социология воспитания. — М., 1996. — 114 с.
3. Крутецкий В.А. «Психология обучения и воспитания школьников». «Просвещение», Москва, 1976 г.
4. Куприянов Борис Викторович, Формы воспитательной работы с детским объединением. Учебно-методическое пособие. — 3-е изд., перераб. и исп. — Кострома: КГУ, 2000. — 37 с. (4)
5. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с. (5)
6. Психология. Немов Р.С. Кн. 2. Психология образования. 1995, 2-е изд., 496 с. (6)
7. Титова Е.В. Если знать как действовать: Разговор о методике воспитания: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1993. (7)
8. Личность — Семья — Общество: Материалы на-уч.-практ. конф. 1-3 июня 1993 г. — М.: Союз, 1994. — 197 с. (8)
9. http://pedsovet.su/load/55-1-0-10731 Топчий Ирина Викторовна Запорожская гимназия №11. Учитель основ здоровья, трудового обучения, методист по ОТ и ТБ, учитель высшей категории, учитель-методист.
Размещено на