Коррекционная работа психолога с подростками подвергшимся насилию в семье

ВВЕДЕНИЕ…3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ…8

1.1. Сущность понятия «жестокое обращение с детьми»…8

1.2. Проблема агрессивного поведения подростков связанная с насилием в семьях…26

2 СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ…43

2.1. Диагностика агрессивного поведения подростков связанная с насилием в семье…43

2.2. Профилактика и коррекция детско-родительских отношений…48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…56

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…58

Актуальность темы данной дипломной работы очевидна. Как это ни странно, насилие над детьми в Казахстане является распространенным видом воспитания, однако сложным представляется найти по данной тематике какие-либо сведения. Отсутствует конкретная статистика по данному исследованию, нет конкретных научных трудов, в которых были бы отражены хотя бы приблизительные цифры о количестве происходящих деяний на тему насилия над детьми.

Не случайно эта тема остаётся не проработанной до конца, ввиду того, что мы говорим о щепетильной и сложной теме отношений, складывающихся внутри семьи. В нашей стране, где существует, в основном, патриархальный уклад жизни, сложно представить себе женщин и детей, способных откровенничать на темы семейных скандалов.

Только в XX веке возникло иное отношение к детям, которое заключалось в признании, что дети достойны лучших условий существования, заботы и всесторонней защиты со стороны каждого государства.

Доказать, что ребёнок испытал на себе жестокое обращение, крайне тяжело. Тут присутствует латентный характер применения насильственных методов воспитания, и то обстоятельство, что, запуганные своими родителями дети, при разборе ситуации отказываются от своих слов.

Мы считаем, что работа с детьми, пострадавшими от домашнего насилия, еще не вошла в повседневную практику психологической службы. С одной стороны — дети боятся обращаться за помощью, с другой стороны — информации такого рода помощи чрезвычайно мало и пострадавшие не знают, к кому обращаться.

6 стр., 2939 слов

Насилие в супружеских отношениях

... на следующие виды: насилие по отношению к детям; насилие со стороны одного супруга (партнера) по отношению к другому; насилие со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам. ... , как виктимология. Основные виктимологические понятия: жертва, виктимизация, виктимность, виновное поведение. Исходя из виктимологической характеристики потерпевших женщин основная их доля принадлежит ...

Поэтому, актуальность выбранной для исследования темы не вызывает сомнения, поскольку всегда был и остается важным вопрос о детско-родительских отношениях. Проблема многогранна и сложна, ибо обычные сложности взаимоотношений родителей и детей усугубляются отсутствием опыта и необходимой психолого-педагогической литературы.

Цель нашего исследования заключается в выявлении и коррекции поведения детей подвергавшихся насилию в семье, а также в определении наиболее эффективных методов работы с родителями и детьми.

Объектом нашего исследования является насилие над детьми в семье.

Предметом — коррекционная работа психолога с родителями и их детьми, подвергавшихся насилию в семье.

Исходя из цели, мы определили следующие задачи:

1. изучить проблему насилия в семье;

2. выявить детей, подвергавшихся насилию в семье и их уровень агрессии;

3. разработать рекомендации для родителей и их детей подвергавшимся насилию в семье.

В связи с вышеизложенным, рабочая гипотеза нашего исследования предполагает, что правильно организованная психологом коррекционная работа будет способствовать гуманизации отношений между родителями и детьми и соответственно способствовать уменьшению насилия.

Научная новизна исследования и практическая значимость заключается в следующем:

— систематизированы и описаны формы насилия над детьми в семье;

— выявлены основные факторы насилия над детьми в семье;

8 стр., 3655 слов

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей 4

... сути ДДСТ является многодетной семьей, поскольку приемные родители постоянно живут совместно с детьми, а не приходят к ним на работу. Такая форма позволяет сочетать ... увеличившейся семьи, выплачивает денежное пособие на содержание приемных детей. Кроме того, один из родителей или оба (по желанию) зачисляются на работу в должности родителя-воспитателя ...

на основе теоретического и эмпирического исследования разработана коррекционная работа с родителями и детьми для гуманизации детско-родительских отношений;

— разработанные и предложенные занятия, тренинги имеют практическое значение и могут быть предназначены для профилактики насилия над детьми, для написания дипломных работ, а также в практической деятельности студентов;

— коррекционная работа нацелена на руководство профессиональной деятельности студентов в коррекционно-педагогической среде.

Теоретической и методологической основой исследования выступают:

— общетеоретические основы насилия над детьми описаны в работе Синягиной Н.Ю. [3], Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. [5], Г. Кемп [52], Малкина-Пых И.Г. [6], Каширина Г. А. [14], Килинская Н.В. [11], Антонян Ю.М., Горшкова И.В., Зулкарнеева Р.М. [4], Баклан Н.С., Глуздова О.В. [58];

— общетеоретические основы агрессии подростков описаны в работе Г. С.Абрамовой [21], С.А.Беличевой [22], Л.М. Семенюк [23], А.Е.Личко [24], Д.И.Фельдштейна [25].

— по коррекции насилия над детьми составили идеи М.А. Беляевой, М.Н. Бессоновой, М.Ф.[59], Волковой Е.Н. [60], Щурковой Н.Е. [42].

Методы исследования:

Исследование проводилось в 3 этапа.

— на первом этапе изучалась и анализировалась психолого-педагогическая литература по данной проблеме;

— на втором этапе была проведена диагностика агрессивного поведения подростков, а также был проведен констатирующий эксперимент. Разрабатывалась коррекционная работа психолога с родителями и детьми по гуманизации отношений;

на третьем этапе был проанализирован результат работы, сделаны выводы.

База исследования: проводилось на базе ГККП «Текелийский профессиональный колледж» г. Текели. В контингент испытуемых вошли 62 человека.

Структура дипломной работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

1. Закон и общество/ Сост. Д.Д. Туркбенбаева. — Алматы: «Жеті жар? ы», 1997 г. Конституция Республики Казахстан. Алматы, 2004

13 стр., 6035 слов

Насилие над детьми

... Р Ричардсон Д.СПб.: Питер, 1997 336 с. 2. «Арт-терапия в работе с детьми и подростками, перенесшими сексуальное насилие» Дженни Мерфи (Jenny Murphy ... действия, предполагающих выполнение несложного поведенческого стереотипа, обучение дифференцированному подходу, основам психологии межличностных отношений с возможностью качественной оценки ситуации и выбора адекватных ...

2. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М., Владос, 2001, 48стр.

3. Антонян Ю.М., Горшкова И.В., Зулкарнеева Р.М. Проблемы внутрисемейной агрессии — М.: изд-во НИИ МВД, 1999, 119стр.

4. «Психология и психотерапия семьи» Эйдемиллер, В. Юстицкис — 4-е издание, переработанное и дополненное. — Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2008, 51стр.

5. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях [Текст] / И.Г. Малкина-Пых. -М.: Изд-во Эксмо, 2005.

6. Синягина, Н.Ю. Психологическая реабилитация детей и подростков, подвергшихся насилию [Текст] / Н.Ю. Синягина, Пазекова, Е Ю. Пискунова. -М.: Вузовская книга, 2001

7. Арапелова, Г. Г. Учителям и родителям о психологии подростка [Текст] / Г. Г. Арапелова / М.: Просвещение, 2009. -С. 14 -19.

8. Долговых М.П. Психология изнасилованных девочек и женщин [Текст] / М.П. Долговых // Наука, культура, образование. 2008. -№ 9. -С. 42 -46.

9. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст]: книга для учителя / И.С. Кон. — М.: Просвещение, 1989. -С. 56 -71

10. Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие [Текст]: научно-методическое пособие / под ред. Л.С. Алексеевой. — М., 2000.

11. Малкина-Пых, И. Г. Психология поведения жертвы [Текст] / И.Г. Малкина-Пых. — М., 2006. -С. 611 — 618

12. Ильина, С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств / С.В. Ильина // Вопросы психологии. -1998. — No 6. -С. 65−74

13. Каширина, Г. А. Жестокое отношение взрослых к детям. Проблемы организации работы по борьбе с нарушением прав ребенка [Текст] / Г. А. Каширина // Второй краевой съезд педагогов-психологов образования Алтайского края: материалы П Краевого съезда педагогов-психологов образования Алтайского края / Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина -Барнаул; Бийск: ГОУВПО «БПГУ», 2009. -С. 30 -33

14. Очирова А.В. Сборник статей/ Под ред. Пигрова К.С. СПб.: Санкт-Петербургского Государственный Университет, 2004.

15. Волкова Е.Н. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления. СПб.: Питер, 2008., стр. 55−57

3 стр., 1017 слов

Маклаков А. Общая психология Издательство Питер. (2010) !!!

... ГС) 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Издательство Питер. (2000) Маклаков А. Общая психология Издательство Питер. (2010) !!! 4. Гиппенрейтер Ю.Б. «Введение в ... . Всегда ли в состоянии аффекта человек теряет контроль над своим поведением? 6. Каковы главные признаки аффекта? 7. Какие признаки характеризуют страсть ...

16. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи СПб.: Питер, 2009.

17. Захарьева И.А. Нет Насилию! (Анализ проблемы насилия и его профилактики среди детей и подростков).

СПб.: Питер, 2005.

18. Гулина М.А., Боголюбова О.Н. психология социальной работы с детьми, пережившими насилия./ Психология социальной работы. СПб.: Питер, 2002.

19. Маерс Д. Социальная психология. 7-е изд. СПб.: Питер, 2010.

20. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. — М.: Акад. Проект: Альма Матер, 2006.

21. Беличева С.А. «Основы превентивной психологии», Москва, 2003

22. Семенюк Л.М."Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции" Москва, 2006

23. Личко А.Е. «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков», Москва, 1988

24. Фельдштейн Д.И. «Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального» журнал «Советская педагогика», 1984

25. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и кор-рекция. Мн., 2006.

26. Алексеева Л.С. Зависимость отклоняющегося поведения школьников от типа неблагополучной семьи // Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников. М., 2009.

27. Рахманина И.Н. Влияние межличностных отношений в семье на адаптацию личности подростка // Психология. Пермь, 2005.

28. Горьковая И.А. Медико и социально-психологические корреляты устойчивого противоправного поведения подростков. Дисс. на соиск. уч. степ. д. пси.н. СПб.: Речь, 2008.

29. Степанов В.Г.Психология трудного школьника. М., 2006.

30. Налчаджян А. Агрессивность человека. СПб.: Питер, 2007.

31. Сафуанов Ф.С. Психология криминальной агрессии, М.: Смысл, 2003.

32. Райс.Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000

33. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль /В

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector