ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ………………………………………………………………………………..8
1.1. Сущность понятия «жестокое обращение с детьми»…………………………8
1.2. Проблема агрессивного поведения подростков связанная с насилием в семьях…………………………………………………………………………………………26
2 СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ…….43
2.1. Диагностика агрессивного поведения подростков связанная с насилием в семье…………………………………………………………………………………43
2.2. Профилактика и коррекция детско-родительских отношений……………..48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………58
Актуальность темы данной дипломной работы очевидна. Как это ни странно, насилие над детьми в Казахстане является распространенным видом воспитания, однако сложным представляется найти по данной тематике какие-либо сведения. Отсутствует конкретная статистика по данному исследованию, нет конкретных научных трудов, в которых были бы отражены хотя бы приблизительные цифры о количестве происходящих деяний на тему насилия над детьми.
Не случайно эта тема остаётся не проработанной до конца, ввиду того, что мы говорим о щепетильной и сложной теме отношений, складывающихся внутри семьи. В нашей стране, где существует, в основном, патриархальный уклад жизни, сложно представить себе женщин и детей, способных откровенничать на темы семейных скандалов.
Только в XX веке возникло иное отношение к детям, которое заключалось в признании, что дети достойны лучших условий существования, заботы и всесторонней защиты со стороны каждого государства.
Доказать, что ребёнок испытал на себе жестокое обращение, крайне тяжело. Тут присутствует латентный характер применения насильственных методов воспитания, и то обстоятельство, что, запуганные своими родителями дети, при разборе ситуации отказываются от своих слов.
Мы считаем, что работа с детьми, пострадавшими от домашнего насилия, еще не вошла в повседневную практику психологической службы. С одной стороны – дети боятся обращаться за помощью, с другой стороны – информации такого рода помощи чрезвычайно мало и пострадавшие не знают, к кому обращаться.
Насилие в супружеских отношениях
... насилие по отношению к детям; насилие со стороны одного супруга (партнера) по отношению к другому; насилие со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам. После рассмотрения содержательной стороны названных видов насилия, ... теории. Большая роль в изучении внутрисемейного насильственного поведения принадлежит такому самостоятельному направлению криминологии, как семейная ...
Поэтому, актуальность выбранной для исследования темы не вызывает сомнения, поскольку всегда был и остается важным вопрос о детско-родительских отношениях. Проблема многогранна и сложна, ибо обычные сложности взаимоотношений родителей и детей усугубляются отсутствием опыта и необходимой психолого-педагогической литературы.
Цель нашего исследования заключается в выявлении и коррекции поведения детей подвергавшихся насилию в семье, а также в определении наиболее эффективных методов работы с родителями и детьми.
Объектом нашего исследования является насилие над детьми в семье.
Предметом – коррекционная работа психолога с родителями и их детьми, подвергавшихся насилию в семье.
Исходя из цели, мы определили следующие задачи:
1. изучить проблему насилия в семье;
2. выявить детей, подвергавшихся насилию в семье и их уровень агрессии;
3. разработать рекомендации для родителей и их детей подвергавшимся насилию в семье.
В связи с вышеизложенным, рабочая гипотеза нашего исследования предполагает, что правильно организованная психологом коррекционная работа будет способствовать гуманизации отношений между родителями и детьми и соответственно способствовать уменьшению насилия.
Научная новизна исследования и практическая значимость заключается в следующем:
— систематизированы и описаны формы насилия над детьми в семье;
— выявлены основные факторы насилия над детьми в семье;
на основе теоретического и эмпирического исследования разработана коррекционная работа с родителями и детьми для гуманизации детско-родительских отношений;
— разработанные и предложенные занятия, тренинги имеют практическое значение и могут быть предназначены для профилактики насилия над детьми, для написания дипломных работ, а также в практической деятельности студентов;
— коррекционная работа нацелена на руководство профессиональной деятельности студентов в коррекционно-педагогической среде.
Теоретической и методологической основой исследования выступают:
— общетеоретические основы насилия над детьми описаны в работе Синягиной Н.Ю. [3], Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. [5], Г. Кемп [52], Малкина-Пых И.Г. [6], Каширина Г.А. [14], Килинская Н.В. [11], Антонян Ю.М., Горшкова И.В., Зулкарнеева Р.М. [4], Баклан Н.С., Глуздова О.В. [58];
— общетеоретические основы агрессии подростков описаны в работе Г.С.Абрамовой [21], С.А.Беличевой [22], Л.М. Семенюк [23], А.Е.Личко [24], Д.И.Фельдштейна [25].
— по коррекции насилия над детьми составили идеи М.А. Беляевой, М.Н. Бессоновой, М.Ф.[59], Волковой Е.Н. [60], Щурковой Н.Е. [42].
Методы исследования:
Исследование проводилось в 3 этапа.
— на первом этапе изучалась и анализировалась психолого-педагогическая литература по данной проблеме;
Текущие исследования в социальной психологии-1
... популярность и широкая, обширная природа исследования приписывания (Фарр, 1991, ... что будущее исследование должно продвинуть позже эту дихотомию и принять многомерный подход к исследованию межгрупповых причинных измерений. ВВЕДЕНИЕ В социальной психологии часто признаются ...
— на втором этапе была проведена диагностика агрессивного поведения подростков, а также был проведен констатирующий эксперимент. Разрабатывалась коррекционная работа психолога с родителями и детьми по гуманизации отношений;
на третьем этапе был проанализирован результат работы, сделаны выводы.
База исследования: проводилось на базе ГККП «Текелийский профессиональный колледж» г. Текели. В контингент испытуемых вошли 62 человека.
Структура дипломной работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
………….
1. Закон и общество/ Сост. Д.Д. Туркбенбаева. — Алматы: «Жеті жар?ы», 1997 г. Конституция Республики Казахстан. Алматы, 2004
2. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М., Владос, 2001, 48стр.
3. Антонян Ю.М., Горшкова И.В., Зулкарнеева Р.М. Проблемы внутрисемейной агрессии – М.: изд-во НИИ МВД, 1999, 119стр.
4. «Психология и психотерапия семьи» Эйдемиллер, В. Юстицкис — 4-е издание, переработанное и дополненное. — Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2008, 51стр.
5. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях [Текст] / И.Г. Малкина-Пых. –М. : Изд-во Эксмо, 2005.
6. Синягина, Н.Ю. Психологическая реабилитация детей и подростков, подвергшихся насилию [Текст] / Н.Ю. Синягина, Пазекова, Е Ю. Пискунова. –М.: Вузовская книга, 2001
7. Арапелова, Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростка [Текст] / Г.Г. Арапелова / М.: Просвещение, 2009. –С. 14 –19.
8. Долговых М.П. Психология изнасилованных девочек и женщин [Текст] / М.П. Долговых // Наука, культура, образование. 2008. –№ 9. –С. 42 –46.
9. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст]: книга для учителя / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. –С. 56 –71
10. Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие [Текст]: научно-методическое пособие / под ред. Л.С. Алексеевой. – М., 2000.
11. Малкина-Пых, И. Г. Психология поведения жертвы [Текст] / И.Г. Малкина-Пых. – М., 2006. –С. 611 – 618
12. Ильина, С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств / С.В. Ильина // Вопросы психологии. -1998. – No 6. –С. 65–74
13. Каширина, Г.А. Жестокое отношение взрослых к детям. Проблемы организации работы по борьбе с нарушением прав ребенка [Текст] / Г.А. Каширина // Второй краевой съезд педагогов-психологов образования Алтайского края: материалы П Краевого съезда педагогов-психологов образования Алтайского края / Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина –Барнаул; Бийск: ГОУВПО «БПГУ», 2009. –С. 30 –33
14. Очирова А.В. Сборник статей/ Под ред. Пигрова К.С. СПб.: Санкт-Петербургского Государственный Университет, 2004.
15. Волкова Е.Н. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления. СПб.: Питер, 2008., стр. 55-57
16. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи СПб.: Питер, 2009.
17. Захарьева И.А. Нет Насилию! (Анализ проблемы насилия и его профилактики среди детей и подростков).
СПб.: Питер, 2005.
18. Гулина М.А., Боголюбова О.Н. психология социальной работы с детьми, пережившими насилия./ Психология социальной работы. СПб.: Питер, 2002.
19. Маерс Д. Социальная психология . 7-е изд. СПб.: Питер, 2010.
20. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – М. : Акад. Проект : Альма Матер , 2006.
Психология межличностных отношений подростков
... общества. Э.Кречмер, представитель немецкой «конституционной психологии», разрабатывая проблемы типологии личности на основе типа ... основные формы МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Стремление личности подростка к самосовершенствованию ( САМОПОЗНАНИЕ, САМОВЫРАЖЕНИЕ, САМОУТВЕРЖДЕНИЕ ... происхождения К.Левиным, основывается на концепции, где поведение индивида управляется психологическими силами (стремлениями, ...
21. Беличева С.А. «Основы превентивной психологии», Москва, 2003
22. Семенюк Л.М.“Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции” Москва, 2006
23. Личко А.Е. “Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков”, Москва, 1988
24. Фельдштейн Д.И. “Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального” журнал “Советская педагогика”, 1984
25. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и кор-рекция. Мн., 2006.
26. Алексеева Л.С. Зависимость отклоняющегося поведения школьников от типа неблагополучной семьи // Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников. М., 2009.
27. Рахманина И.Н. Влияние межличностных отношений в семье на адаптацию личности подростка // Психология. Пермь, 2005.
28. Горьковая И.А. Медико и социально-психологические корреляты устойчивого противоправного поведения подростков. Дисс. на соиск. уч. степ. д. пси.н. СПб.: Речь, 2008.
29. Степанов В.Г.Психология трудного школьника. М., 2006.
30. Налчаджян А. Агрессивность человека. СПб.: Питер, 2007.
31. Сафуанов Ф.С. Психология криминальной агрессии, М.: Смысл, 2003.
32. Райс.Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000
33. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль /В