УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры социальной педагогики и акмеологии Протокол №1 от 01.09.2014 г.
Зав. кафедрой Кузьменко И.В.
Вопросы к зачету по дисциплине «Специальная педагогика»
для студентов 2 курса (4 года обучения) заочной формы обучения, факультета физической культуры, направление подготовки 034400.62 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) профиль
«Физическая реабилитация»
2014/2015 уч. год Составитель: доцент, канд. психол. наук Седова С.С.
- Специальная педагогика как система специального обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Научные основания специальной педагогики: философские, социокультурные, правовые, психологические.
- Научные основания специальной педагогики: экономические, клинические, лингвистические и психолингвистические.
- Дидактика специальной педагогики: содержание и методы специального образования.
- Дидактика специальной педагогики: принципы и формы организации специального обучения.
- Система специального образования в РФ.
- Логопедия: цель, задачи, объект, предмет и методы логопедии как науки. i
- Обучение и воспитание детей с нарушениями речи в специальных— (коррекционных) образовательных учреждениях.
- Сурдопедагогика: предмет, цель, задачи, принципы и методы.
- Билингвистическая и коммуникационная системы обучения глухих.
- Дидактика обучения глухих: содержание, принципы, методы и технологии обучения.
- Дидактика обучения слабослышащих: содержание, принципы, методы и формы организации обучения.
- Воспитание в семье ребёнка с нарушенным слуха.
- Тифлопедагогика: предмет, цель, задачи, принципы и методы.
- Специальное обучение детей с нарушениями зрения.
- Специальные коррекционные занятия для детей с нарушенным зрением: ритмика, лечебная физкультура, социально-бытовая ориентировка и ориентировка в пространстве, коррекция нарушений речи.
- Воспитание в семье детей раннего возраста и дошкольников с нарушениями зрения.
- Семейное воспитание школьников с нарушениями зрения.
- Организация и содержание обучения лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
- Физическое воспитание детей с ДЦП.
- Семейное воспитание ребёнка с ДЦП.
- Семейное воспитание детей с РДА.
- Коррекционно-педагогическая помощь при РДА.
- Психолого-педагогические основы развития и образования лиц со сложными нарушениями.
- Физическое, двигательное и познавательное развитие слепоглухих.
- Коррекционно-развивающее обучение детей с ЗПР: организация и содержание.
- Олигофренопедагогика: объект, предмет, цель, задачи, принципы и методы.
- Типы и структура уроков в специальной (коррекционной) школе 8 вида.
- Школьное обучение как ведущий фактор развития умственно отсталых учащихся.
- Содержание и методы обучения в специальной (коррекционной) школе 8 вида.
- Особенности воспитания учащихся с нарушениями интеллектуального развития.
- Физическое воспитание учащихся в специальной (коррекционной) школе 8 вида.
- Семейное воспитание умственно отсталых детей.
- Общее и специальное образование: интеграция и дифференциация.
Экзаменационный билет включает в себя 1 вопрос. Всего 34 экзаменационных билета.
Особенности коррекционного обучения, воспитания детей с нарушениями речи
... второстепенных раздражителях и не реагируют на основные. Итак, дети с нарушениями речи требуют создания оптимальных условий обучения. Изменение привычных условий предопределяет неустойчивость, потерю внимания. Воля ... высших психических процессов органического генеза у детей с нарушением речи особенно заметна в первые годы обучения в школе. Например, одни дети действуют очень быстро, импульсивно, не ...
С.С.Седова
Доцент, канд. психол. наук
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для
освоения дисциплины
Основная литература:
- Коррекционная педагогика с основами специальной психологии. [Электронный ресурс] : учебное пособие / С.С. Седова .- Шуя : ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2009 .- Режим доступа: http://rucont.ru/efd/151762?cldren=0
- Специальная педагогика : учебник для бакалавров / Д. И. Чемоданова [и др.] ; под ред. JI. В. Мардахаева, Е. А. Орловой. — Москва : Юрайт, 2012. — 447 с. — 2
(Бакалавр. Базовый курс).
— ISBN 978-5-9916-1894-6 —
- Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ : методическое пособие / под ред. М. С. Староверовой. — Москва : Владос, 2011.- 167 с.
- Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : учебное пособие [Электронный ресурс] / под ред. В.И. Селиверстов,
О.А. Денисова, Л.М. Кобрина. — М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. — 360 с. — ISBN978-5-691-01748-3. -URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id:=59264
Дополнительная литература:
- Андреева Л. В. Сурдопедагогика : учебник для студентов вузов / Л. В. Андреева. — Москва: Академия, 2005. — 576 с.
- Ануфриев А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. — Москва: Ось-89, 1999.-224 с.
- Апраушев А.В. Стать человеком: Кн. для учителя. Из опыта работы. (Обучение слепоглухонемых).
8 стр., 3701 слов
Педагог-психолог Сурикова н.В. Школы №1861 юао города Москвы ...
... структурировать время и создавать внешние опоры для этого. Тревожные дети - для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать ... высокой мобильности и переключаемости. Особенностью этой категории детей часто является также невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация. Процедура ЕГЭ требует высокой собранности, ...
— М.: Просвещение, 1992.
- Аросипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период : книга для логопеда / Е. Ф. Аросипова. — Москва : Просвещение, 1989. — 79 с.
- Басова А. Г. История сурдопедагогики: учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов / А. Г. Басова, С. Ф. Егоров. — Москва : Просвещение, 1984. — 296 с.
- Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Л. Н. Блинова; Министерство
образования РФ, Управление специального образования. — Москва: НЦ ЭНАС, 2002.- 136 с.
- Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. — М.: Просвещение, 1975.
- Веневцев С. И. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта : методическое пособие / С. И. Веневцев. — Москва: Советский спорт, 2004. — 92 с.
- Веневцев С. И. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной физической культуры / С. И. Веневцев, А. А. Дмитриев ; Министерство образования и науки РФ, Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, Российская академия медикосоциальной реабилитации. — Москва : Советский спорт, 2004. — 104 с.
- ВинникМ. О. Задержка психического развития у детей : методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М. О. Винник. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. — 160 с.
- Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / И. М. Бгажнокова [и др.]; под ред. И. М. Бгажноковой. — Москва: ВЛАДОС, 2007. — 240 с.
- Выготский JI. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. — Санкт-Петербург : Лань, 2003. — 656 с.
- Гилленбранд К. Коррекционная педагогика. Обучение трудных школьников : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / К. Гилленбранд ; пер. с нем. Н. А. Горловой. — 2-е изд. ; стер. — Москва : Академия, 2007. — 240 с.
- Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. -М.: Академия, 2002.
- Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики : учебное пособие для вузов / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; Международная академия педагогического образования ; под ред. В. А. Сластенина. — 4-е изд., стер. — Москва : Академия, 2007. — 272 с. — (Высшее профессиональное образование).
- Гордеева А.В. Прикладная реабилитационная педагогика: учебно-методическое пособие / А. В. Гордеева, В. В. Морозов. — Москва: Академический Проект, 2004.
- Демирчоглян Г. Г. Специальная физкультура для слабовидящих школьников / Г. Г. Демирчоглян, А. Г. Демирчоглян. — Москва : Советский спорт, 2000. — 160 с.
- Дети с задержкой психического развития / под ред. Т. Власовой [и др.]. — Москва: Педагогика, 1984. -256 с.
- Дети с ограниченными возможностями : проблемы нарушенного развития и инновационные тенденции в обучении и воспитании : хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. — Москва : Аспект Пресс, 2005. — 448 с.
- Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании : учебное пособие / А. А. Дмитриев. — Москва : Академия, 2002. — 176 с.
- Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М. Г уманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000. -240 с.
- Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. и ун-тов. — 2-е изд., перераб. — М.: Владос, 1995.
- Замский X. С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / X. С. Замский. — 2-е изд. — Москва : Академия, 2008. — 368 с.
- Коррекционная педагогика : учебное пособие / И. А. Зайцева [и др.]; под ред. В. С. Кукушина. — 2-е изд.; перераб. и доп. — Москва ; Ростов-на-Дону : МарТ, 2004.
- 352 с.
- Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с
отклонениями в развитии: учебное пособие / под ред. Б. П. Пузанова. — 3-е изд. ;
Цели, задачи и принципы коррекционного обучения.
... Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе ... процесса. 2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности. ... 2013 года №1014 г. Москва); - Санитарно-эпидемиологические требования к ... эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка. -формирование способов усвоения социального ...
доп. — Москва : Академия, 2001. — 160 с.
- Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с
отклонениями в развитии: учебное пособие для студентов средних
педагогических учебных заведений / под ред. Б. П. Пузанова. — 2-е изд. ; стер. — Москва : Академия, 1999. — 144 с.
- Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии: учебное пособие / под общ. ред. Л. В. Шапковой; Государственный комитет РФ по физической культуре и спорту. — Москва: Советский спорт, 2002. -212 с.
- Лапшин В.А., Пузанов В.П. Основы дефектологии: Учеб. пособ. для пед. ин-ов. -М.: Просвещение, 1990.
- Лебедева, С. А. Учебные материалы к курсу «Основы специальной педагогики и психологии» / С. А. Лебедева ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «ШГПУ». — 2-е изд. ; доп. — Шуя : Весть ГОУ ВПО «ШГПУ», 2007. — 98 с.
- Левченко И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учебное пособие / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. — Москва : Академия, 2001. — 192 с.
- Литош Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии : учебное пособие для вузов / Н. Л. Литош. — Москва : СпортАкадемПресс, 2002. — 140 с.
- Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / под ред. Л. С. Волковой. — 5-е изд. ; перераб. и доп. — Москва : Владос, 2008. — 703 с.
- Малофеев М.Н. Специальное образование в России и за рубежом. В 2-х частях. — М.: УПК «Федоровец», 1996.
- Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : учебное пособие / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина ; под ред. В. И. Селиверстова. — Москва : Владос, 2004. — 406 с.
- Мишина, Г. А. Коррекционная и специальная педагогика : учебное пособие для студентов / Г. А. Мишина, Е. Н. Моргачева. — Москва : Форум : Инфра-М, 2007. — 144 с. — (Профессиональное образование).
23 стр., 11039 слов
Особенности полового воспитания детей дошкольного возраста
... иначе родители и воспитатели обычно не могут преодолеть в общении с детьми эмоциональные или предрассудочные поведенческие барьеры. Нередко порожденное этими затруднениями чувство собственной ... которой могут быть неадекватные воспитание, постановка диагноза и лечение. Так, освоению детьми младшего дошкольного возраста различий между полами нередко приписывают эротическое значение, воспринимая ...
— ISBN978-5-91134-048-3 (Форум).
-ISBN978-5-16-002874-3 (Инфра-М)
- Мозговой В. М. Основы олигофренопедагогики : учебное пособие / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина. — Москва : Академия, 2006. — 224 с.
- Морозова С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах : пособие для учителя-дефектолога / С. С. Морозова. — Москва : Владос, 2007. — 176 с.
- Никуленко Т. Г. Коррекционная педагогика : учебное пособие / Т. Г. Никуленко.
- Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. — 384 с.
- Новоторцева Н. В. Коррекционная педагогика и специальная психология : словарь : учебное пособие / Н. В. Новоторцева. — 4-е изд. ; перераб. и доп. — Санкт-Петербург : Каро, 2006. — 144 с.
- Обучение детей с задержкой психического развития: пособие для учителей / под ред. Т. А. Власовой. — Москва: Просвещение, 1981. — 119 с.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (олигофренопедагогика): учебное пособие для вузов / под ред. Б. П. Пузанова. — Москва : Академия, 2003. — 272 с.