Содержание
Введение…………………………………………………………………..……3
Глава 1. Теоретические основы психологического консультирования…….5
1.1. Консультирование как вид психологической помощи………………….5
1.2. Этапы и методы психологического консультирования…………………7
1.3. Проблемы психологического консультирования……………………….11
Глава 2. Практика психологического консультирования
(на примере работы с ребенком)………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………….……33
Приложение……………………………………………………………………34
Введение
Актуальность темы работы обусловлена следующими обстоятельствами. Одним из основных направлений прикладной психологии является практическая психология, в которой при помощи психолога решаются конкретные практические задачи конкретного человека или группы людей. Современная психодиагностика все шире используется в таких областях социальной практики, как:
1) расстановка кадров, профотбор и профориентация;
2) прогнозирование социального поведения, например: стабильности брака, законопослушности;
3) оптимизация обучения и воспитания;
4) консультативная и психотерапевтическая помощь;
5) прогнозирование психологических последствий изменения среды.
Психологическое консультирование и психотерапия — это виды психологической помощи, ориентированные на преодоление проблем психологического характера. Психологическое консультирование направлено на решение различного рода психологических затруднений, прежде всего ситуативных и межличностных проблем.
Психологическое консультирование предъявляет к консультанту определенные морально-этические требования, без следования которым работа не может быть успешной. Профессиональная этика консультанта сводится к следующим положениям. По аналогии с морально-этическим кодексом врача, основным нормативом работы консультанта можно назвать принцип «прежде всего — не вреди». Независимо от формы и метода психологическое воздействия в процессе консультирования не должно быть для клиента психотравмирующим, ухудшать его состояние, снижать самооценку. Общение с консультантом не должно представлять для клиента дополнительной психологической нагрузки.
Психологическая помощь детям с задержкой психического развития ...
... интеллектуальными нарушениями, а также замедленное развитие интеллектуальных процессов. Клинико-психологическая структура каждого варианта ЗПР отличается своеобразным соотношением интеллектуальных и ... при различных формах проявляются по-разному. Психологические параметры задержки психического развития Формы ЗПР Клинико-психологические проявления Нейропсихологические особенности Психо- физический ...
Чрезвычайная субъективная значимость отношений с другими людьми привлекала к этой действительности внимание многих психологов и психотерапевтов самых различных направлений. Эти отношения описывались и исследовались в психоанализе, бихевиоризме, когнитивной и гуманистической психологии, транзактном анализе и т.д. пожалуй, исключение составляет только культурно-историческое направление, где межличностные (или человеческие) отношения практически не были предметом специального рассмотрения или исследования, несмотря на то, что упоминание о них встречается постоянно. Психодиагностика сферы отношений выявляет факторы развития человека как личности и отношение к нему окружающих. Современная психодиагностика выделилась в отдельную область научных и практических психодиагностических знаний.
Цели консультанта и клиента, в конечном счете соприкасаются, хотя каждый консультант имеет в виду свою систему общих целей, соответствующую его теоретической ориентации, а каждый клиент — свои индивидуальные цели, приведшие его к специалисту. Очень часто формулировка и переформулировка целей происходят в процессе консультирования при взаимодействии консультанта с клиентом. Реализация целей консультанта зависит от потребностей и ожиданий клиента.
Поскольку психологическое консультирование имеет многоаспектную представленность во всех сферах деятельности человека и дать характеристику всем направлениям в формате одной курсовой работы не представляется возможным, целью данной работы было выбрано рассмотрение основных методик психологического консультирования по выявлению отклонений в личности человека.
Задачи работы:
1. Изучить понятие и задачи психологического консультирования.
2. Рассмотреть этапы процесса консультирования.
3. Выявить психические отклонения в личности человека.
4. Рассмотреть методики диагностики и интерпретации результатов анализа по рисуночным и когнитивным тестам.
Объект исследования – психологическое консультирование личности.
Предмет исследования – выявление психологического нарушения личности ребенка рисуночными и когнитивными методами.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
1.1. Консультирование как вид психологической помощи
Психологическое консультирование — это оказание помощи здоровому человеку в решении задач и проблем, стоящих перед ним. Главными задачами в психологическом консультировании являются:
1. содействие человеку в решении его личностных проблем,
2. изменение отношения человека к социальному окружению и самому себе,
3. успешная адаптация и преодоление возникающих затруднений,
4. помощь в решении проблем, связанных с различными заболеваниями.
Методы социально-психологической диагностики проблем семьи
... гибкий и др.). МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПРОБЛЕМ СЕМЬИ Социально-психологические проблемы семьи можно свести к трем ... основании результатов опросников, диагностирующих динамические особенности личности. Пример мы приведем позже, когда будем ... особенности эмоционального отношения респондента к любимому человеку. Методы диагностики супружеских отношений Необходимую информацию, ...
Существует несколько видов консультирования:
Личностное консультирование. В случае, когда человек пребывает в состоянии «мне плохо», психолог поможет осознать причины такого состояния и научит понимать их. Личностное консультирование актуально в критические моменты жизни человека: проблемы обретения смысла жизни, изменение жизненного пути, проблемы личностного роста, самооценка, поиск мотивации, выбора.
Психолог поможет преодолеть состояние тревожности, возрастной или личностный кризис, пережить потери (здоровья, семьи, близкого человека, уверенности в себе и т.д.).
В процессе беседы психолог определяет причины возникновения трудностей или проблем человека, обратившегося за помощью. Пути решения находятся совместно.
Психологическое тестирование. Это один из видов психологического консультирования. В процессе психологического тестирования психолог, по желанию, выявит особенности характера, темперамента, установок, самооценок и других личностных особенностей человека.
Тестирование может быть как самостоятельным видом консультирования, так и являться дополнением к одному из описанных выше видов психологического консультирования, особенно в личностном консультировании. Психологическое тестирование помогает получить наиболее достоверные, объективные данные о человеке с учетом его личностных особенностей и способов реагирования в различных ситуациях.
По результатам тестирования психолог дает рекомендации как для понимания человеком самого себя, так и для понимания им других, а также понимания реагирования других на этого человека.
Количество посещений психологических консультаций и частота их определяется глубиной проблемы и теми задачами, которые предстоит решить психологу и человеку, нуждающемуся в помощи. Это определится на первичной консультации, а затем скорректируется в процессе консультирования. Возможно разовое посещение психолога, если речь идет о частном случае, либо цикл консультаций для более глубокой проработки проблемы с частотой от двух раз в неделю (при необходимости) до посещений психолога раз в неделю, в две недели, раз в месяц и так далее. В любом случае, будут найдены разумные пути решения проблемы.
Вопрос определения целей консультирования не является простым, поскольку зависит от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации самого консультанта. Основные цели:
1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.
2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.
3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т. п.
4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений.
Психологическое консультирование детей
... остановимся на психологическом консультировании детей и подростков, входящих в «группы риска» (табл. 3). Таблица 3. Особенности психологического консультирования детей «группы риска» Назначение Психологическое обеспечение ... Характер Совместная деятельность психолога-консультанта и подростка, направленная на достижение цели, сформулированной в ходе затруднительной для клиента ситуации. Цель ...
5. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. В консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию спо-собности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением. При работе с детьми консультант должен добиваться изменения их ближайшего окружения в целях повышения эффективности помощи.
Цели консультанта и клиента, в конечном счете, соприкасаются, хотя каждый консультант имеет в виду свою систему общих целей, соответствующую его теоретической ориентации, а каждый клиент — свои индивидуальные цели, приведшие его к специалисту.
1.2. Этапы и методы психологического консультирования
Современные методы психологического консультирования широко представлены с специальной литературе . Существуют несколько теоретических подходов, которые имеют свое название, образуют свои цели, стадии развития групповой работы, определяют роль и функции группового консультанта, а также предлагают множество разнообразных стратегий и техник воздействия в групповом консультировании. Основные приемы группового консультирования в различных подходах приведены в приложении.
Но, исходя из объекта нашего исследования, мы бы хотели более подробно остановиться на главной особенности консультирования в детской психологии, которая заключается в том, что непосредственным «получателем» психологической помощи (клиентом) является не ее окончательный адресат – ребенок, — а обратившийся за консультацией взрослый, (родители, педагог).
Таким образом, психолог-консультант оказывает лишь косвенное воздействие на ребенка. Он только дает некоторые советы; реализовать их – задача клиента.
Проводя консультирование, психологу приходится ориентироваться одновременно на двух субъектов: на ребенка и на клиента. Соответственно, и сам процесс консультирования как бы разделяется на две составляющие. Во-первых, необходимо понять, какие педагогические меры (например: коррекционное обучение; изменение стиля о6щения в семье или, скажем, за-нятия в художественном кружке) могут помочь ребенку в преодолении имеющихся проблем. Во-вторых, нужно суметь выработать такие рекомендации и так преподнести их клиенту, чтобы он принял их и был в состоянии выполнить.
Диагностика в процессе консультирования направлена, в первую очередь, на решение первой из этих задач. Начальной стадией консультирования является первичная беседа с клиентом, обратившимся за помощью. В ее ходе консультант выясняет причину обращения и намечает предварительную программу дальнейших действий. В частности, он решает для себя вопрос о том, какие психологические особенности ребенка ему нужно определить, чтобы квалифицированно ответить на запрос клиента. В одном случае это, в первую очередь, уровень развития когнитивных процессов, в другом – личностные особенности, в третьем – отношение ребенка к той или иной области действительности (к школе, к семейной ситуации и т. п.).
В ходе первичной беседы обычно также собирается анамнез (сведения о предшествующем ходе развития ребенка).
7. Консультирование тревожных клиентов
... психологическом консультировании мы, как правило, сталкиваемся с использованием непригодных защитных механизмов для преодоления тревожности. Очень важно позволить клиенту ... все более трудно переносимым. Работа консультанта с клиентом, который обратился из-за постоянной тревожности, ... Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей (если спрятать голову под одеялом, то реальность ...
Как правило, следующим этапом консультирования становится психологическая диагностика. Исключение составляют случаи, когда клиент обращается с вопросами, не связанными с индивидуальными особенностями ребенка (например, какие игры могут быть полезны для умственного развития дошкольника).
Отдельный и очень важный этап консультирования – это анализ полученных данных и составление целостного «психологического портрета» ребенка. При этом учитываются как тестовые данные, так и наблюдения за ребенком, и сведения, полученные в первичной беседе. Если этот этап выпадает, то консультирование сводится к тому, что клиенту сообщаются мало понятные ему результаты диагностики.
После того, как «психологический портрет» построен, можно начать выработку рекомендаций. Обычно консультант самостоятельно формулирует рекомендации лишь в самом общем виде, а их конкретизация происходит в п…
**************************************************************