ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНТЕРНЕТ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ В ВИРТУАЛЬНОМ СОЦИУМЕ
Н.В. Зорина
Следствием развития любого общества считается появление новых технологий. Это в свою очередь сопровождается не только научным прогрессом, но и изменением в поведении людей. Эра Интернета, в которой мы сейчас находимся, характеризуется с одной стороны доступностью в получении
Психологические исследования в области влияния Интернетпространства на личность ведутся сравнительно недавно, и преимущественно в рамках зарубежной психологии. Из Российских исследований можно выделить работы А.Е. Войскунского («Общение опосредованное компьютером»), А.Е. Жичкиной («О возможностях психологических исследований в сети Интернет»,
В связи с ростом общественного интереса к
Коммуникация –
Особое внимание следует обратить на диалоговую форму общения через виртуальный пейджер ICQ. Программа ICQ позволяет вести приватные беседы в реальном времени одновремен-
но со многими пользователями.
Предположив наличие некоторого своеобразия
Основной характеристикой виртуальной коммуникации является анонимность, физическая непредставленность участников в процессе общения. Отсюда вытекает ряд особенностей такого вида коммуникации.
Тема 1. Общение и коммуникация
... общественностью” Тема 1. Общение и коммуникация Основные теории общения. Интерактивная, коммуникативная, перцептивная стороны общения. Общение и коммуникация: сходства и различия. Общение – сложный многоплановый процесс ... коммуникативном процессе обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникацию. Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный ...
138
Другим важным следствием анонимности виртуального общения является обогащение возможностей самопрезентации человека. Т.е., речь идёт о конструировании идентичности по своему выбору. « Вопрос о том, как соотносится реальное «я» с виртуальной личностью, где границы между самопрезентацией, симуляцией и самоактуализацией – основной вопрос, возможный при рассмотрении игр с идентичностью» (Reid,1994).
Нами было проведено исследование по изучению виртуального компонента идентичности.
Анонс исследования проводился по средствам Интернет через рассылку писем по электронной почте. Испытуемым, согласившимся участвовать в исследовании, высылался пакет анкет, с сопроводительной инструкцией и гарантиями конфиденциальности. В группу испытуемых входили студенты, пользователи программой ICQ, проживающие в г. Рязани. Таким образом, в исследовании участвовало 30 человек (15 юношей и
15девушек).
Входе исследования нами была использована методика личностного дифференциала адаптированная в НИИ им. В.М. Бехтерева. Испытуемым предлагалось оценить каждую их трёх ролевых позиций (реальное «Я», «идеальное Я» и «виртуальное Я») по ряду шкал, характеризующих полюса трёх основных факторов семантического дифференциала (оценки, силы, активности).
139
В результате обработки первичной информации были составлены матрицы, подсчитаны средние показатели по факторам оценки, силы, активности, и общая средняя по всем факторам.
Результаты сравнения средних:
–(по всем трём факторам) виртуальное Я приближено к реальному, хотя разница показателей с идеальным я также не высокая;
Лидерство как фактор личностного роста и движущая сила предпринимательства
... важных полезных заранее спланированных личных целей. Нельзя ожидать случайного успеха, успеха в силу стечения обстоятельств или благоволения фортуны. Успех нельзя купить; с успехом нельзя ... опыт деструктивных внешних влияний. Они ограничили творческий потенциал, уверенность в себе и силу желания осуществлять задуманное. Большинство людей живут, затрачивая минимум усилий, которые им необходимы ...
–(по фактору О) виртуальное Я более тревожно, не удовлетворено своим поведением, чем идеальное и реальное Я;
–(по фактору С) виртуальное Я более социально зависимо, не уверено
всебе;
–(по фактору А) регистрируются более низкие показатели общительности, активности, импульсивности, более высокая степень спокойствия, пассивности, интровертированности, по сравнению с реальным и идеальным Я.
Следующим этапом обработки было использование корреляционного анализа для определения связи между идентификационными структурами.
Таким образом, получены результаты корреляции показателей по виртуальному и реальному Я, и по идеальному и виртуальному я (соответственно по факторам оценки, силы и активности).
Обработка проводилась при помощи программы stadia.
Результаты корреляции:
–выявлена заметная корреляционная связь по фактору оценки между виртуальным и реальная Я и виртуальным и идеальным Я, следует отметить, что зарегистрированная связь в первой паре сильнее, чем во второй;
–выявлена умеренная корреляционная связь по фактору силы между виртуальным и реальным Я;
–при сравнении общих показателей по всем факторам (х(в) и х(и); х(р) и х(в)) корреляционной связи не выявлено.
Таким образом, опираясь на результаты корреляционного анализа, можно сделать вывод, о том что виртуальная идентичность в целом не зависит ни от реального, ни от виртуального компонентов, хотя выявлена значительная зависимость от обоих компонентов по фактору оценки и умеренная связь виртуального я с идеальным по фактору силы.
Итак, гипотезу о том, что виртуальная идентичность является новым идентификационным образованием в структуре личности, обособленным от реального и идеального компонентов, поставленную нами в исследовании, нельзя полностью подтвердить или опровергнуть. С одной стороны, виртуальное Я не имеет существенной зависимости от реального и идеального компонентов идентичности, что подтверждает корреляционный анализ, а с другой – анализ средних и корреляция по отдельным фак-
140
торам показывают, что виртуальное Я приближено по своим характеристикам к реальному, и имеет заметную зависимость от обоих компонентов по фактору оценки. Всё это лишь подтверждает тот факт, что структурные компоненты идентичности, с одной стороны, существенно отличаются друг от друга по многим психологическим показателям (что говорит в пользу того, что виртуальная идентичность является новым идентификационным образованием), а с другой – все они являются частью одной «идентификационной матрицы», где с т.з. французского учёного С. Московичи, распределением информации руководит доминирующая в данный момент идентичность или группа идентичностей.
Интернет-консультирование в качестве новой технологии психологического ...
... посредством подкрепления и имитации. Проблемы возникают в результате плохого обучения. Консультант является активной и ... данной технологии. Мы также предположили, что востребованность Интернет-консультирования детерминирована социально-психологическими характеристиками новой ... подходящий для само исследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента ...
Интересны и качественные отличия виртуальной идентичности от реального и идеального компонентов. При анализе средних показателей факторов оценки силы и активности было выявлено, что виртуальное я более тревожно, не уверено в себе. Возможно, это является причиной частого множественного выбора ролей в
Такое несоответствие реального и виртуального компонентов идентичности создаёт некоторые трудности при межличностном общении. Очень часто виртуальные знакомства могут переходить в реальные, в особенности между противоположными полами. В результате проведённого опроса, нами было выявлено, что виртуальные собеседники чувствуют некий барьер при переходе к реальному общению. И чем длиннее период виртуального знакомства, предшествующий виртуальному, тем ощущение разницы сильнее. Именно поэтому, если интерес к человеку выходит за рамки виртуальности, опытные обитатели виртуальных социумов советуют не тянуть с переходом в реальность, и делать это желательно ещё на этапе, когда в отношениях только наметилась близость, дружеская или любовная, и образ ещё не сформировался и не устоялся. В таком случае виртуальная и реальная составляющая будут дополнять друг друга и вы избежите раздробленности восприятия.
Вопрос виртуального общения интересует многих исследователей. Его изучение не исчерпывается только исследованием особенностей Ин-
141
склонных к аддикции нами было проведено исследование их личностных особенностей. Основная гипотеза, сформулированная перед началом проведения исследования: пользователи Интернет, склонные к Интернетзависимости, имеют ярко выраженные личностные особенности, отличающие их от обычных обитателей виртуального социума. В исследовании участвовало 30 пользователей сетью Интернет, из них 2 девушки и 28 молодых людей. Такой состав выборки в той или иной мере отражает общую картину соотношения пользователей Интернет. Т.е. молодых людей насчитывается больше в виртуальном социуме, чем девушек. Средний возраст испытуемых составил 21 год.
Психологические особенности личности менеджеров склонных к манипуляции
... всестороннего исследования. Целью данной работы является исследование психологических особенностей личности менеджеров, склонных к манипуляции. В рамках дипломной работы будут решены ... в профессиональной деятельности менеджера; • Проведено исследование психологических особенностей личности менеджеров, склонных к манипуляции. Цель исследования заключается в эмпирическом анализе особенностей ...
На первом этапе исследования феномена
На втором этапе был проведён факторный личностный анализ испытуемых с помощью личностного опросника Р. Кеттелла.
Для интерпретации результатов, выявления различий между зависимыми и
Уитни (GenStat 6.0 Adition).
Значимые различия выборок зафиксированны по фактору L (– «Алаксия», + «Протенсия»).
(U = 72, P = 0,098 при уровне значимости равном 0,05 ) Существуют высоко значимые различия результатов по данному фактору между двумя группами. Результаты пользователей склонных к
Таким образом, склонные к
При сравнении показателей по остальным 15 факторам значимых различий выявлено не было.
Дополнительно было проведено исследование доминирующей репрезентативной системы обычных пользователей сети и склонных к
142
систему. Различий в преобладании
Итак,
Гендерные различия как фактор межличностного понимания в юношеском возрасте
... исследования: межличностное взаимопонимание. Предмет исследования: гендерные различия в общении юношей и девушек. Гипотеза исследования: гендерные различия являются фактором различий в межличностном понимания юношей и девушек. ... или неразвитости. В психологии гендер это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям мужчина и женщина. Изучение психологии ...
Виртуальный мир создан человеком и для человека, и если в реальном мире человек только часть его, то в виртуальности нет ничего кроме людей. Люди – главное мерило этого мира и его главное богатство. Интернет позволяет им усваивать свои правила общения, формировать идентичность по своему собственному выбору. Научная рефлексия социаль-
143