Тема №13
- Понятие личности. Особенности социологического подхода к изучению личности.
- Основные теории личности в современной социологии: бихевиоризм, интеракционизм, экзистенциолизм, структурный функционализм.
Понятие личности. Особенности социологического подхода к изучению личности.
Чтобы подойти к рассмотрению главной темы данной контрольной надо для начала задаться вопросом: Что же такое личность?
Чтобы точнее и правильнее ответить на этот вопрос, следует выяснить различия в терминах человек, индивид, личность.
- Человек – когда употребляется этот термин, обычно имеется ввидуродовое понятие, охватывающие всех людей как представителей специфического вида «homo sapiens», воплощающего высшую ступень развития жизни на Земле и являющегося субъектом общественно-исторической деятельности и культуры. Это понятие указывает на качественные отличия людей от животных и ничего не говорит о социально обусловленных различиях между самими людьми.
- Индивид – этим понятием обозначаетсяотдельный представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизиологическими особенностями — определенным темпераментом, характером, спецификой способностей, памяти, чувств и т.п.
- Личность – это понятие употребляется, когдаимеют в виду социальные качества и особенности индивида, которые формируются, развиваются и реализуются в совместной деятельности и общении с другими людьми, во взаимодействии с социальными институтами, организациями культурой, с сообществом в целом, так же, например, как достоинство, мужество, доброта или подозрительность, зависть и т.д.
Иногда встречаются утверждения, согласно которым личностью является не каждый человек, а только тот, кто обладает самостоятельностью мысли, не банальностью чувств, силой воли, собранностью, ответственностью. Такое ограничение, возможно, правильно с точки зрения психологической, воспитательной, но с точки зрения социологии, личностью становится любой человек, и не только выдающийся, чем-то выделяющийся из других, потому что все люди включены в общественные отношения и взаимодействия. Понятие «личность» как раз и выражает, как и в какой степени в каждом человеке индивидуально окрашиваются и проявляются его социальные качества, формируемые во взаимодействии с социальным окружением.
Структура личности. Теоретические подходы
... защиты. Структура личности. Теоретические подходы 1. Понятие личности в системе человекознания. Соотношение понятий «индивид», «субъект», «личность» и ндивидуальность». 2. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека. 3. Концепции ...
Исходя из всего вышесказанного можно вывести определение понятия личности.
Личность — это относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития.
Итак, если рассматривать личность в зеркале социологической теории, то необходимо отметить, прежде всего, что она выступает как система социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества, как продукт общественного развития. Признавая уникальность, незаменимость, неповторимость каждой личности, социология, тем не менее, делает акцент на изучении социально-типического в её поведении и деятельности.
В отличие от психологического анализа, когда на первое место выдвигается индивидуальное в личности, социологию интересует социально-типическое, характеризующее её включённость в общество, социальные группы, организации и институты.
Социолог исследует личность под углом зрения её участия в экономической жизни, т.е. внимание обращено на трудовую деятельность человека (интерес к труду, его содержанию, характер, результат, установка на труд и т.д.).
С точки зрения политической жизни, социолога интересует, прежде всего, человек-гражданин. Включённость личности в духовную жизнь социолог рассматривает сквозь призму культуры.
Следовательно, исходным пунктом социологического анализа личности являются не индивидуальные особенности человека, а социальные функции, выполняемые им в рамках той системы, в которую он включён.
Дабы углубится в особенности социологического подхода к изучению личности, отметим основные составляющие личности сквозь призму данной науки.
В своей знаменитой работе «Бегство от свободы», выдержавшей 25 изданий, выдающийся немецко-американский социолог и психоаналитик Эрих Фромм подчеркивал, что в своих взаимодействиях с другими людьми, чтобы сохранить свою индивидуальность и неповторимость, личность должна одновременно обладать:
- высокой степенью связанности с другими;
- свободой от ограничений, идущих от других людей и препятствующих процессу ее индивидуализации.
Между этими двумя полюсами и развертывается процесс формирования и реализации основных социальных качеств человека, составляющих главное содержание его личности
Технология ведения случая в деятельности социального педагога школы.
... данной теме. Объект исследования – технологии в деятельности социального педагога школы. Предмет исследования – технология ведения случая в деятельности социального педагога школы. Цель исследования – проанализировать ... технологии ведения случая. 4. Составить программу технологии ведения случая в деятельности социального педагога школы. Гипотеза исследования – технология ведения случая может быть ...
Что же такое социальные качества личности? Это совокупность социально-психологических свойств и черт личности, определенным образом взаимосвязанных и обусловленных типом социального взаимодействия с другими людьми в конкретных социально-исторических условиях и обстоятельствах. Такие качества обнаруживаются не в процессе самочувствия или самонаблюдения, а только во взаимодействиях с другими людьми, в определенных социальных обстоятельствах, в конкретных поступках, делах, оценках, т.е. в деятельности и продуктах этой деятельности. Кто не знает Платона, Цезаря, Ньютона, Микеланджело, Бетховена, Чайковского, Льва Толстого или мать Терезу? Это — выдающиеся личности разных эпох и разных видов деятельности. Но стали они выдающимися, прежде всего в силу их удивительных социальных качеств, которые обнаружились именно в их титанической творческой деятельности, в огромном эффекте результата этой деятельности.
Но всемирно признанный результат деятельности этих и других выдающихся личностей несет на себе неустранимую печать их индивидуальности. Разве мог кто-нибудь, кроме Микеланджело, создать знаменитую «Пиету» или роспись плафона Сикстинской капеллы в Соборе Святого Петра в Риме? А кто, кроме Л. Толстого, мог написать «Войну и Мир»? Кто, кроме Чайковского — балет «Лебединое озеро»? Только индивидуальность помогает подлинному творцу нового в искусстве, науке, политике, спорте ломать устаревшие штампы, преодолевать стереотипы мышления и действия, сковывающие инициативу и энергию людей.
Но любая личность, в том числе и самая выдающаяся, способна создать нечто своеобразное, оригинальное, новое только в органической связанности с другими людьми. Разве можно представить Пушкина без его читателей, Чайковского без слушателей и зрителей его симфоний, опер и балетов, а мать Терезу без тех тысяч обездоленных, которым она помогала? Неповторимость, уникальность подлинной личности заключается именно в том, что она по-своему открывает нечто новое для людей, лучше и полнее других воплощает в своих делах ожидания, надежды и стремления этих людей, открывая для них то, чего они еще не знают, что они еще не прочувствовали, к чему они еще не были готовы вчера, но станут благодаря ее действиям и их результатам готовы сегодня или завтра.
Что же входит в «реестр» наиболее значимых социальных качеств личности?
- Самосознание — Оно представляет собой выделение индивидом самого себя из окружающей социальной среды, чувствование себя субъектом своих физических и психических состояний, социальных ожиданий, стремлений и действий. Это означает осознание самого себя как «Я», противостоящего «другим» и вместе с тем неразрывно связанного с ними. Самосознание выражается в том, что личность воспринимает и понимает тождественность самой себе в прошедшем, настоящем и будущем, а чем органичнее связаны между собой эти три модуса бытия личности, тем социально развитее, богаче и интереснее для других становится данная личность.
- Самооценка — Это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, места, занимаемого среди других людей. Самая важная и значимая функция самооценки —регуляция поведения личности. Весь опыт, все поступки и проступки, все окружавшее человека в течении его жизни суммируется, когда индивид пытается ответить на собственный вопрос: какой же Я? Ответить на этот вопрос не так уж и просто, да и не каждый отважится откровенно признаться в том, какой же он на самом деле и насколько отличается от того, каким хочет казаться другим.
2 стр., 599 слов
Презентация на тему: Валеологическая деятельность социального педагога
... ситуациях одновременно по нескольким направлениям — с учащимися, родителями, учителями Основные направления валеологической деятельности социального педагога Формирование ценностного отношения к здоровью всех участников педагогического процесса Формирование валеологическои ...
Но только таким путем можно решить жизненно важную проблему: каким нужно быть, а не казаться. А это означает: самооценка может и должна привести к самокоррекции своих поступков. Такое действие не проходит без сомнений и конфликтов с самим собой. Но если эти сомнения и конфликты преодолены, человек может с гордостью сказать о результате своего действия: «Это сделал Я». Но он же (в том случае, если не исправился сам собой) способен произнести с укором «Неужели это сделал Я?» или, еще горше- «Что же я наделал?», или: «Ах, зачем я это сделала?» Таким образом, самооценка — это своего рода проекция «Я» реального на «Я» идеальное с помощью образца, эталона, идеала и т.п.
- Активность — т.е. способность человека самостоятельно и энергично производить социально значимые действия, проявляющиеся в общении с другими, в совместных с ними (или отдельно от них совершаемых) делах, в творчестве. Самое концентрированное воплощение активность получает в так называемой сверхнормативности, т.е. в совершении деятельности, которая не является строго обязательной по существующим в обществе или группе (общности) нормам, но вытекает из понимания личностью своего долга, призвания и т.п.
Выдающимся проявлением сверхнормативности является титанический четырехлетний труд выдающегося художника Эпохи Возрождения Леонардо да Винчи над портретом знаменитой Джоконды.
- Интересы — Они выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания и деятельности личности, подталкивающего личность к более глубокому ознакомлению с новыми фактами, событиями, теориями в какой-либо сфере действительности, к преобразованию последней в соответствии со своими потребностями, целями, представлениями. Человек чаще всего с охотой занимается тем, что его интересует и старается уходить от того, что не входит в круг его интересов.
- Направленность — Она представляет собой совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, независимо от социальных ситуаций, в которых она находится. Поступки человека как субъекта социальной деятельности всегда направлены на достижение вполне определенной цели. Если эта цель имеет принципиально важный для личности характер, она предопределяет ее активность в определенном направлении даже в тех случаях, когда социальная ситуация мешает достижению данной цели, вследствие чего приходится изменять ситуацию и преодолевать препятствия.
5 стр., 2175 слов
Личность и деятельность музыканта
... окружающей действительности у человека, обладающего этим свойством, имеют тенденцию к переживанию в форме музыкальных образов. Цель данной работы: Проанализировать личность и деятельность музыканта. Задачи: ... Рассмотреть особенности личности музыканта. Изучить общие черты в игре ребенка и ...
Именно в таких ситуациях и проявляются характерные особенности направленности личности. Например, деятельность В.И. Ленина и его ближайших сподвижников (Л.Д. Троцкого, И.В. Сталина и др.) была направлена на свершение социалистической революции, и эта направленность побуждала их преодолевать все препятствия, идти на любые жертвы во имя достижения поставленной цели.
- Убеждения — представляют собой личностные социально-психологические потребности, в основе которых лежат определенные представления, идеи, принципы, существенно определяющие отношение человека к действительности и побуждающие его поступать в соответствии со своими идеалами, принципами, взглядами, мировоззрением. Различаются нравственные, научные, религиозные и иные убеждения. Когда хотят охарактеризовать какого-либо человека, нередко говорят: «он — убежденный холостяк» или «Главное для него — его религиозные убеждения».
- Установка — это такая социальная характеристика личности, которая выражает ее готовность к социальной активности и действиям в определенной сфере деятельности, направленным на достижение поставленной цели.
Например, установка Александра Македонского и Наполеона состояла в совершении завоевательных походов, на такой ориентации деятельности были сконцентрированы основные устремления и энергетический потенциал их личностей.
- Ценностная ориентация — это совокупность социальных ценностей, выступающих в качестве целей жизни и основных средств их достижения и поэтому приобретающих функцию регуляторов социального поведения человека. В ценностных ориентациях находит выражение предрасположенность личности к определенному восприятию условий жизни и деятельности, а также к определенному поведению в долгосрочной перспективе. Поэтому они выполняют роль опорных пунктов в принятии личностью важных решений. Различают целевые ценностные ориентации, выражающие важнейшие цели, идеалы, смысложизнен-ные ориентиры (счастье, здоровье, личная свобода, творчество и др.) и инструментальные, запечатлевающие одобряемые в обществе или социальной группе средства достижения целей (профессиональная подготовка, самообразование, удача и т.п.).
- Идентичность — это такое социальное качество, которое является результатом сознательного и эмоционального самоотождествления индивида с другими людьми, социальной общностью или идеалом путем избирательного и внутренне согласованного движения потоков информации о нем самом как единстве личностного и одновременно социального, взаимодействующего с другими личностями и общностями.
Идентичность выступает в качестве проявления и результата идентификации- процесса отождествления личностью самой себя с определенной этнической, политической, территориальной, языковой, религиозной и т.п. группой (Я- белорус, Я- студент, Минчанин, Я — православный и др.).
Социальные качества личности представляют в своей совокупности сложную социальную структуру личности, в которой каждый компонент связан со всеми другими компонентами и находится с ними в постоянном взаимодействии.
Помимо общесоциальных качеств, охарактеризованных выше, личность в процессе своего развития и деятельности приобретает и реализует социальные особенности, обусловленные спецификой жизнедеятельности особых социальных общностей, членами которых являются взаимодействующие с ней индивиды. Известный американский социолог Маргарет Мид во время исследований, проведенных в середине 30-х годов XX века в Новой Гвинее, установила, что среди племени арапешей идеальными чертами личности как для мужчин, гак и для женщин считались мягкость, неагрессивность, кооперативность, пассивность, что по ее утверждению, являлось результатом мягкого воспитания детей своего пола. Наоборот, для другого племени — мундугумор типичными чертами личности оказались агрессивность, озлобленность, подозрительность и жестокость Такие черты сформировались по-юму, что это племя состояло из каннибалов, которые могли поедать не только людей чужого племени, но и своих соплеменников. Воспитание детей в этом племени было очень суровым, их часто били и отцы и матери, превращая их тем самым в маленьких монстров, которые, по словам М. Мида, вырастали во взрослых монстров. Результаты этих исследований, хотя выводы из них и были подвергнуты серьезной критике, привели к пониманию того, что и в развитых сообществах многие социальные черты личности формируются особенностями ближайшего социального окружения.
Понятие личности в социологии и психологии
... как субъекта отношений с другими людьми, то одно из самых распространенных определений личности в науке (не обязательно в социологии или психологии) подразумевает, что личность - это устойчивая система ... его подхода. Он, в частности, даёт следующее определение личности: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и ...
В дальнейшем было установлено, что на формирование социальных качеств личности оказывают сильное детерминирующее влияние особенности профессиональной, этнической, территориальной, религиозной общности, в которой действует данная личность. Например, в среде профессиональных военных культивируются такие черты личности, как мужество, целеустремленность, храбрость, агрессивность, напористость, неприхотливость к внешним условиям жизнедеятельности.
Все охарактеризованные и иные социальные качества личности реализуются неразрозненно, а во взаимосвязи друг с другом. Поэтому и говорят, что личность есть система социально-значимых качеств, характеризующих индивида как субъекта социальных отношений и социальной деятельности.
Итак, социологический анализ выделяет в личности ее социально-типические качества, составляющие в своей совокупности и функционировании целостную, устойчивую и динамически развивающуюся личностную систему. Только такая системность и целостность превращает личность в активно действующего субъекта социальных отношений и взаимодействий. Сама же активная деятельность личности в качестве субъекта социальных процессов становится возможной только благодаря овладению культурой, социальными нормами и правилами, стандартами поведения, которые наличествуют в обществе и определяют в решающей степени траекторию развития личности.
Основные теории личности в современной социологии: бихевиоризм, интеракционизм, экзистенциолизм, структурный функционализм
В социологии существует множество концепций личности, которые можно свести в несколько групп, соответствующих основным социологическим направлениям.
Концепция социологии. Социальные факты.
... Дюркгейм выражает социальные факты и социальную сферу через термин «институты». Он пишет: «Социологию можно определить ... объективных данных о поведении групп людей и деятельности социальных институтов. Другими словами, необходима ... «социальные факты», «индивидуальным представлениям» — «коллективные представления», «индивидуальному сознанию» — «коллективное сознание». Для Э. Дюркгейма личность — ...
Бихевиористское направление в социологии связано с рассмотрением личности как совокупности реакций на стимулы, формируемые внешней средой её обитания. Принципиальным является здесь то, что отрицаются какая-либо спонтанная внутренняя активность человека и его способность опосредовать ответы на внешние стимулы. Формула поведения человека: “S–R” (“стимул – реакция”).
И хотя необихевиоризм разнообразил эту формулу, включив в неё опосредующее звено – промежуточные переменные психологического плана: “S–O–R”, он отрицает возможность научного социологического анализа этих переменных.
Личность в таких теориях является пассивным результатом социальной среды, а её деятельность регулируется необходимыми стимулами: положительными или отрицательными. Формирование личности предстаёт как процесс научения.
Интеракционистское направление опирается на методологическую установку, согласно которой личность есть результат участия человека в социальных группах. Личность человека понимается как совокупность шаблонов поведения, формирующихся в процессе повседневного взаимодействия с окружающими людьми.
Взаимодействие с другими людьми отражается в личности в виде такого самосознания, посредством которого личность трактует себя как объект рассмотрения другого человека. Социальное поведение личности в таком контексте предстаёт как результат взаимных приспособлений людей друг к другу, а человеческая природа и социальный порядок – как продукт коммуникации.
Структурно-функциональный подход в социологии может быть представленролевой концепцией личности. Согласно этой концепции, человек, находясь в социальной системе, вынужден выполнять ряд функций, которые могут быть описаны как его роли. Та или иная социальная система формирует свои требования к человеку, а потому и человек приобретает соответствующие этим требованиям ролевые статусы.
Семья как социальная группа формирует роли мужа и жены, повседневная жизнь в обществе – покупателя, пассажира и т.д., профессиональные группы – роли врача, инженера, рабочего и т.д. Человек приобретает навыки выполнения этих ролей в процессе социализации, и таким образом он становится личностью.
Роль представляет собой динамическую характеристику статуса человека в обществе, а сам статус может быть охарактеризован как место, занимаемое человеком в той или иной социальной структуре.
Экзистенциалистское направление в социологиипротивопоставляет личность и социальный мир, рассматривая самоосуществление человека как постоянный процесс выбора решений в борьбе с отчуждённым от него миром. Трагическое существование человека определяется его брошенностью, а необходимость жить с другими людьми лишает человека подлинности, “сминает, раздавливает человека”.
Смысл человеческого существования не находится в мире, а придаётся человеческой жизни самим человеком в процессе непрерывной реализации им своей сущности. Главное в экзистенциальном понимании человека – проблема его внутренней свободы как собранности индивида перед лицом обстоятельств.
Формирование личности в процессе социологии
... человек – личность – индивид отражено своеобразное разделение труда философа, социолога и психолога, хотя каждый из них (изучая свое) может использовать любой из этих терминов. Иными словами, личность в социологии ... человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми. На социологию личности заметно влияют философские концепции и психологические теории. Философия ...
Сложность решения проблемы личности в социологии не должна создавать установки на принципиальную невозможность научного решения этой проблемы. В какой-то мере каждое из социологических направлений раскрывает ту или иную сторону проблемы, акцентирует внимание на многогранности человеческой жизни и общества. Главное не абсолютизировать один подход, а попытаться найти рациональное зерно и определить сильные и слабые стороны каждой концепции.
Литература:
- Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов./
Е. М. Бабосов. — 2-е изд., стер. — Мн.: «ТетраСистемс», 2004.
- Социология : Учебно-метод. пособие для студ. инженерно-экономических спец. БГУИР всех форм обуч. / И.Л. Качалов. – Мн. : БГУИР, 2006.
- Кравченко А.И. Введение в социологию. Гл. 4. М., 1995.