Социология и психология управления 5

М

2391

инистерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Кафедра социальных технологий и права

Методические указания и планы семинарских занятий

для студентов специальности 080505 «Управление персоналом»

всех форм обучения

Составитель: Г. И. Бубнова

Самара

2 009

УДК 316.354

Социология и психология управления : методические указания и планы семинарских занятий для студентов специальности 080505 «Управление персоналом» всех форм обучения / составитель : Г. И. Бубнова. – Самара : СамГУПС, 2009. – 34 с.

Утверждены на заседании кафедры 14.05.2009 г., протокол № 9.

Печатаются по решению редакционно-издательского совета университета.

Методические материалы включают в себя планы семинарских занятий с тезисами по вопросам курса, темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения и вопросы для самопроверки.

Составитель: Бубнова Галина Ивановна

Рецензенты: к.полит.н., доцент кафедры «Общегуманитарных наук» СИБиУ Т. В. Лазарев;

13 стр., 6385 слов

Основы нейропсихологии Методические указания к семинарским занятиям ...

... больных с дефектами психической сферы. 2 Планы семинарских занятий Семинарское занятие 1. Тема: Предмет, задачи, методы нейропсихологии. Проблема ... психологии, как диагностика и реабилитация. Объединенные общим методическим подходом – методом синдромного анализа нарушения высших ... В результате изучения дисциплины «Основы нейропсихологии» студенты должны: знать: работы отечественных и зарубежных ...

к.ист.н., профессор, зав. кафедрой «Социальные технологии и право» СамГУПС В. П. Маслов

Редактор И. А. Шимина

Компьютерная верстка Е. А. Самсонова

Подписано в печать 14.07.2009. Формат 60×90 1/16.

Усл. печ. л. 2,1. Тираж 100 экз. Заказ № 156.

© Самарский государственный университет путей сообщения, 2009

Тема 1. Управление как общественное явление

  1. Социология и психология управления как отрасль общесоциологического знания.
  2. Феномен управления в истории.
  3. Объект, предмет и методы социологии и психологии управления.

Литература

  1. Бабосов Е. М. Социология управления. Минск, 2001. Гл. 1.
  2. Карпов А. Психология управления. М., 2007.
  3. Кравченко А. И. Социология менеджмента. М., 1999. Введение, Гл. 2.
  4. Ромашев О. В., Ромашева Л. О. Социология и психология управления. М., 2001.
  5. Франчук В. И. Основы общей теории социального управления. М., 2000.

Темы докладов и рефератов

  1. Роль управления в развитии человека и общества.
  2. Управленческие революции в истории человечества.

Вопрос 1

Этот вопрос предполагает рассмотрение становления и развития социологических и психологических концепций и науки управления.

До возникновения теории управления правители, принимая решения, руководствовались интуицией, опытом, традициями. Например, действия Петра 1, который совершал реформы, считал их текущими делами, а не реформой.

Такой подход в практике управления, который господствовал до ХХ столетия, называется ситуативным, или управлением по обстоятельствам.

Управленец фактически перестает управлять событиями, и «плывет по течению». Ситуативный подход необходим и оправдан, особенно когда использование прежнего опыта заведомо рискованно.

В повседневной жизни на вопрос «Что делать?» отвечает теория управления. Эта наука изучает процессы управления, а также принципы эффективного управления. В литературе существуют различные подходы к управлению:

— управление как наука;

— управление как искусство;

— управление как функция;

— управление как процесс;

7 стр., 3252 слов

Теория социальных конфликтов

... политологии, правоведения, психологии, социобиологии, социологии, философии и некоторых других (например, психиатрии и экономики). Следует учитывать, что люди, органы управления имеют дело с целостными ... исследуемых явлений. Объект конфликтологии - социальные, внутриличностные и зооконфликты - в обозримом будущем вряд ли претерпит существенные изменения. 2. теория анализа и разрешения конфликтов 2.1 ...

— управление как аппарат.

Значение любой науки определяется целями и функциями.

К целям теории управления следует отнести изучение типичных фактов управления, определение основных тенденций развития, построение вариантов и сценариев управления, формулирование рекомендаций по совершенствованию.

Функции, которые выполняет наука управления, сводятся к оценке, прогнозу, идеологии и практике разработки рекомендаций.

В современной научной литературе нет однозначного определения понятия управления.

Это и планирование, и контроль, и принятие решения, и государственное регулирование и управление обществом, т. е. все зависит от позиции исследователя.

Управление включает три аспекта:

  1. институциональный – «кто» «кем» управляет;
  2. функциональный – «как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых;
  3. информационный – «чем» осуществляется управление.

Как соотносятся понятия «управление» и «менеджмент»?

Менеджеры – это управленцы, действующие в сферах частного предпринимательства, государственного администрирования, организации науки и культуры и т. п. Менеджеры предназначены для того, чтобы любая организация имела возможность достичь запланированного результата.

В процессе исследования общества становилось ясно, что теория управления и вся совокупность управленческих дисциплин не могут отвечать на многие вопросы. В свою очередь, общая социология мало касалась практически значимых задач управления. Поэтому и будет формироваться социология управления как результат взаимодействия теории управления, общей социологии, ряда других норм и дисциплин.

Возникновение социологической отрасли знания об управлении обязано, прежде всего, Винсену де Гурнай, который еще в 1745 г. ввел термин «бюрократия», обозначив так государственный аппарат.

Новое научное направление обязано и Вудро Вильсону (1856–1924), выдвинувшему принцип разграничения государственной деятельности на политическую и административную.

Наконец, становление социологии управления обязано Максу Веберу (1864–1920).

Он провел систематизированный анализ государственной бюрократии на основе «идеального типа» администрирования. Подлинной профессией настоящего чиновника не может быть политика. Чиновник не должен делать именно того, чем занимается политик – бороться.

Веберовская модель «идеальной бюрократии» была подкреплена школой «научного менеджмента» в начале ХХ века (Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, А. Файоль).

Общим знаменателей двух научных дисциплин – социологии и управления – стал интерес к личности как к объекту изучения или управления.

Социологический подход предполагает рассмотрение управления:

— как процесса координации и организации объекта управления с помощью социальных институтов управления;

— как социального института;

— как типа социального взаимодействия;

— как формы человеческой жизнедеятельности.

7 стр., 3389 слов

Концепция социологии. Социальные факты.

... на теоретическом и методологическом уровне пытался показать, что есть предмет социологии и как он должен исследоваться. Понимание социологической концепции основывается на теории социального факта. Цель Э. Дюркгейма ...

В хозяйственной деятельности нельзя обойтись без учета психологических факторов, поэтому психологическая подготовка руководителя любого звена сегодня становится острой необходимостью, важнейшим критерием его профессионализма.

Психологические взаимоотношения руководителя и подчиненного, деловое общение, коммуникации – важнейший объект деятельности каждого менеджера.

Поэтому любой вид управления должен иметь психологическое обеспечение. Этим и занимается психология управления. Главная задача этой дисциплины – социально-психологическое регулирование деятельности трудовых коллективов.

Вопрос 2

В данном вопросе следует рассмотреть такие положения, как роль управления в развитии человека и общества, власть и управление, управленческие революции и особенности управления на современном этапе.

Необходимо особо отметить, что управление как вид социальной практики существует с тех пор, как возникла необходимость в совместной и целенаправленной деятельности людей.

Исторически управление зародилось в процессе формирования человека как социального существа. Чтобы противостоять силам природы, первобытные люди вынуждены были объединяться в группы, что делало неизбежной согласованность поведения для достижения поставленных целей.

Затем появляется частная собственность, возникают классы, а с ними и противоречия. Потребовалась сила, способная воздействовать на поведение всех элементов социальной структуры. В общественную жизнь вошла власть как социальное явление. Институт власти часто отождествляют с самим управлением, хотя власть есть лишь предпосылка управления. Вместе с осознанием полезности управления наступило время его практического использования. Свидетелями тому стали египетские пирамиды, дворцы фараонов, висячие сады Семирамиды и другие чудеса света. С помощью управления одерживались военные победы, велось дворцовое и городское хозяйство.

Образно выражаясь, управление и по форме, и по содержанию прошло в своем историческом развитии примерно такой же путь, какой прошли за все эпохи орудия труда человека – от палки и каменного топора до гибких автоматизированных производств и современной электроники с искусственным интеллектом.

В своем развитии практика управления претерпела немалые изменения. Подчас управление менялось настолько радикально, что можно говорить об управленческих революциях, когда осуществляется переход от одного качественного состояния управления к другому.

Первую из них связывают с шумерской и египетской цивилизациями, когда каста жрецов превратилась в касту религиозных функционеров-управленцев. Жрецы стали контролировать огромное имущество и ценности, что потребовало системного осуществления функций учета, контроля, распределения и обмена.

В результате первой управленческой революции, которую иногда называют религиозно-коммерческой, управление оформилось как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, позднее превратившись в социальный институт и профессиональное занятие.

Вторая управленческая революция носила преимущественно административно-светский характер. Обычно ее связывают с именем вавилонского царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.), который ввел новый лидерский стиль и демонстрировал стремление быть заботливым «отцом» и защитником своих подданных, формируя тем самым определенную социальную атмосферу и мотивацию поведения.

3 стр., 1471 слов

Технология ведения случая в деятельности социального педагога школы.

... что кейс-менеджмент апробирован в социальной практике многих стран. Степень разработанности темы исследования. Тема технологии ведения случая в деятельности социального педагога школы ... журнал социальной работы. - 2015. - № 3. - С. 155-162. 15. Прозументова Г.Н. Открытое образовательное пространство и управление профессиональным развитием: процессы субъективации // Управление профессиональным ...

Третья управленческая революция по времени совпадает с промышленной революцией 18–19 вв., явившись как бы ее следствием. Появилась армия работников, чьей единственной функцией стала координация деятельности людей.

Пятая управленческая революция (ХХ в.) – это превращение управленцев сначала в профессиональную страту, а затем в социальный класс. Администрирование и менеджмент выделяются в самостоятельный вид деятельности, а управление – в специфическую отрасль социальной практики.

На современном этапе перспективной является идея формирования современной политической и управленческой элиты.

Вопрос 3

Здесь нужно иметь в виду, что в центре социологии управления находится социальное управление, содержанием которого выступает разработка программ деятельности и определение способов их реализации в сфере социальной политики, касающейся оптимизации функционирования различных социальных общностей.

Управление в обществе существует на нескольких уровнях. Прежде всего, это государственное управление, муниципальное, а также управление на уровне фирмы (менеджмент).

Однако преломляется социальное управление на каждом из названных уровней управления в обществе по-разному. На уровне менеджмента это подбор кадров, мотивация их деятельности. На муниципальном уровне два аспекта: управление персоналом и формирование условий для жизнедеятельности различных социальных общностей в сфере образования, здравоохранения и т. д. На государственном уровне та же двойственность.

Исходя из характеристики социального управления объект социологии управления можно определить как взаимодействие управляющих и управляемых субъектов, в процессе которого вырабатываются и реализуются программы эффективного функционирования различных социальных общностей. Не менее значимой частью социологии управления является информация о процессах социального управления, собранная с помощью методов социологического исследования.

Предметом социологии управления выступает изучение деятельности субъектов управления по разработке решений, направленных на реализацию основных направлений социальной политики и организацию управляемых субъектов в целях осуществления принятых решений.

Важнейшей особенностью социального управления является наличие психологических составляющих в деятельности субъектов и объектов управления. Такой психологической составляющей является психологическое обеспечение управления, что и составляет объект психологии управления.

Под психологическим обеспечением понимается система присущих человеку внутренних движущих сил, процессов и состояний.

На современном этапе развития нашей страны на психологию управления возлагаются большие надежды в решении как экономических, так и социальных задач.

Обозначив объект и субъект социологии и психологии управления, следует указать ее основные методы исследования. Ключевыми являются социокультурный, системный, функциональный и поведенческий подходы.

3 стр., 1209 слов

Социальная психология 18

... взаимные связи, отношения, общение и переживания. Следует, что взаимодействие это единица анализа социальной психологии. Общественное отношение - формируются в процессе взаимодействия, в основе материальные отношения и над ... исключительно западной наукой. В 1962 году первая в России лабаротория по социальной психологии (ЛГУ под рук. Кузьмина), позже были открыты кафедры соц. псих. 1972г. кафедра ...

На уровне администрирования применяются логико-дедуктивный, историко-сравнительный, кросс-культурный и структурно-функциональный методы.

В системе менеджмента используется поведенческий метод. Социальные действия измеряются эмпирическими методами (диагностика, опрос, тестирование и т. д.) и подвержены методам практического воздействия (социальная инженерия и технология, групповая работа, деловые игры, тренинги и др.).

С поведенческим методом пересекаются и методы исследования психологии управления: неэкспериментальный (наблюдение, опрос, анкетирование) и экспериментальный (лабораторный, естественный).

Контрольные вопросы

  1. Какие подходы к определению предмета социологии управления вы можете назвать? Раскройте существо каждого из них.
  2. Изложите трактовку объекта и предмета социологии и психологии управления.
  3. Как соотносятся социология управления и социальный менеджмент?
  4. Что такое управление? Охарактеризуйте роль управления в развитии человека и общества.
  5. Что такое управленческая революция?
  6. Что такое теория управления?
  7. В чем разница между менеджментом и управлением?
  8. В чем заключается необходимость социологического подхода к управлению?
  9. Дайте характеристику профессионально важных психологических качеств менеджмента?
  10. Охарактеризуйте основные исследовательские методы социологии и психологии управления?

Тема 2. Эволюция управленческой мысли

  1. Идеи управления в рамках досоциологического этапа.
  2. Классический этап развития социологии управления.
  3. Научный менеджмент.
  4. Отечественная социология и психология управления: становление и развитие.

Литература

  1. Бовыкин В. Новый менеджмент. М., 1997.
  2. Гастев А. К. Как надо работать. М., 1972.
  3. Зборовский Г. Е. История социологии. М., 2004.
  4. Кравченко А.И. История менеджмента : учебное пособие для студентов вузов. – М., 2003.
  5. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.
  6. Ромашов О. В., Ромашова Л. О. Социология и психология управления : учебное пособие для вузов. М., 2002.
  7. Тейлор Ф. Научная организация труда // Управление – это наука и искусство. М., 1992.
  8. Файоль А. Общее и промышленное управление // Управление – это наука и искусство. М., 1992.

Темы докладов и рефератов

  1. Основные школы управленческой мысли.
  2. Менеджмент (Ф. Тейлор, А. Файоль, Ли Япопка, Т. Форд).
  3. Управленческая мысль в России.

Вопрос 1

Социология управления прошла сложный путь, прежде чем превратилась в современную отрасль социологического знания. Этот процесс включает в себя несколько этапов. Первый можно назвать досоциологическим и ученые ведут его начало от древнейших времен до появления социологии как науки (1830–1840-е гг.).

9 стр., 4093 слов

1 Основные этапы развития социальной психологии как науки

2 Социальная психология как наука и практика. Предмет социальной психологии. Слово социальное – общественное. Социальная психология изучает личность в группе, социуме, обществе т.е. предметом является человек среди людей. Социальная психология изучает социальные группы в обществе: психические ...

В ранних управленческих идеях и воззрениях активно использовался практический опыт управления. История свидетельствует, что в древнем Египте при дворе фараона существовали школы подготовки чиновников-управленцев.

На Востоке крупный вклад в развитие представлений об управлении внесли Индия и Китай. Конфуций первым поставил в теории управления вопрос об этике управленческого труда.

Свой вклад внесла и античная Греция, где расцвет древнегреческой демократии требовал специфической формы управления – умения при помощи слова повести за собой людей. Недаром здесь высокое развитие получили риторика и ораторское искусство. Управление людьми по-гречески называлось «демагогией».

На рубеже средневековья и Нового времени большой вклад в развитие управленческой мысли внес Н. Макиавелли (1469–1527).

В его работах «Государь» и «Искусство войны» ставился вопрос о необходимости сильной центральной государственной власти, и провозглашалась идея управления, как искусства, требующего своего развития.

Новое время породило новые управленческие идеи. Они были связаны, прежде всего, с ранним утопическим социализмом («Утопия» Т. Мора, «Город солнца» Т. Кампанеллы).

В социальных утопиях 14–15 вв. создавались проекты будущих государств, базировавшихся на идеях справедливого социального управления в обществе, осуществляемого меньшинством в интересах большинства.

Большое внимание проблемам управления уделяли английские и французские философы 17–18 вв. Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж-Ж. Руссо, Ш. Монтескье. В работах названных философов ставились также проблемы обеспечения социального порядка в обществе с помощью разумной системы управления.

Положения, высказанные мыслителями эпохи просвещения, можно рассматривать в качестве теоретической предпосылки будущих социологических концепций социального управления.

С развитием общества стали накапливаться специфические знания о несиловых, интеллектуально-психологических методах социального взаимодействия, формировалась совокупность идей, составивших впоследствии содержание психологии управления. По мере роста этих знаний сокращалась область применения силовых методов и росла потребность в специалистах социального управления, владевших более тонкими средствами регулирования поведения людей.

Постепенно усиливалось стремление к овладению тайнами психологического знания, осознавалась его особая ценность для практики управления, для побуждения людей к достижению целей, поставленных руководителями.

Мощный импульс для своего развития психология управления получила с появлением на рубеже 19–20 вв. общей теории менеджмента, утверждавшей, что управленческая деятельность неизменно порождает соответствующую профессиональную психологию. Психологическая составляющая присутствовала уже в теории управления, созданной основателем менеджмента Фредериком Тейлором.

8 стр., 3976 слов

Сущность, основные цели и условия социального развития организации

... и быта, добиваться их постоянного улучшения. Управление социальным развитием организации – это совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные проблемы на основе научного подхода, знания ... отношения к делу, групповой и индивидуальной ответственности за результаты совместной деятельности; . создание и поддержание в коллективе здоровой социально- психологической атмосферы, ...

Вопрос 2

В этом вопросе, прежде чем говорить о появлении социологических идей и теорий социального управления, необходимо рассмотреть социально-экономические факторы, повлиявшие на их возникновение.

В первую очередь это развитие капитализма в первой трети 19 века. Значительный прогресс в экономике, социальной и политической жизни привел к новым, мощным формам классового противоборства.

Реакцией на указанные процессы стало рождение новых социальных теорий.

О. Конт, основатель социологии, создал свою концепцию позитивной политики. Французский социолог полагал, что социальное управление в капиталистическом обществе должно базироваться на таком его обустройстве, которое предполагает гармонию всех классов на основе сохранения частной собственности и достижения консенсуса между ними.

В 19 веке стали использоваться некоторые методы эмпирического социального исследования, в том числе опросы, включенное наблюдение, сбор статистических материалов и документов. Все это представляло очень большой интерес и имело существенное значение для становления социологической науки о социальном управлении.

Классики мировой социологии послеконтовского периода 19 в., в первую очередь, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм уделяли немало внимания проблематике социального управления. Особенно это относится к К. Марксу.

В работах Маркса, прежде всего в «Капитале», содержались широкие универсальные идеи управления, не имеющие «формационной» заостренности. Они были обращены к проблеме соотношения, точнее говоря, связи управления и труда.

Заслуга Маркса заключается также в том, что он рассматривал социальное управление как особый вид деятельности людей. Отсюда следует, что социальное управление требует специальной группы работников – управляющих, которые существуют вследствие объективной необходимости выполнения соответствующего (управленческого) труда.

Говоря о значении идей классического этапа социологии в развитии теории социального управления, необходимо особо подчеркнуть выдающуюся роль немецкого социолога М. Вебера.

Заслуга М. Вебера состоит в том, что он создал учение о формальной организации капиталистического общества и бюрократическом управлении как типе господства посредством знания. Это учение представляет собой квинтэссенцию теории социального управления на рубеже 19–20 вв.

Рациональный характер управления при капитализме определяется, по Веберу, господством бюрократии, которую он идеализировал, считая ее машиной, не подверженной коррупции, дешевой и не имеющей каких-либо других интересов, кроме как осуществлять рационально организованное социальное управление.

Вопрос 3

Данный вопрос посвящен анализу становления и развития научного управления.

Новая школа научной организации труда (НОТ), включавшая в себя и некоторые элементы психологии, была создана американским инженером, а впоследствии предпринимателем, Фредериком Тейлором (1856–1915).

17 стр., 8419 слов

Организация деятельности социального педагога с детьми-инвалидами ...

... основы организации работы с детьми-инвалидами (ДЦП) .1 Социально-педагогическая диагностика семьи, имеющей ребенка-инвалида (ДЦП) .2 Анализ содержания социально-педагогической деятельности в ... развитие здорового ребенка. Выготский подчеркивал, что общим для обоих вариантов является социальная обусловленность психического развития, которая заключается в выделении важной роли педагогического и ...

Именно Тейлору принадлежит термин «научное направление». Он отличал четыре основных принципа управленческой деятельности работника научных основ производства; научный подбор рабочих; дружеское сотрудничество между ними и администрацией; обучение и тренировка работников.

Продолжение идей Тейлора мы находим в практической работе и книгах Т. Форда («Моя жизнь, мои достижения», «Сегодня и завтра»).

Классическая школа управления в Европе (чаще ее называют административной школой менеджмента) представлена, в первую очередь, работами А. Файоля. Файоль говорил о необходимости пяти основных элементов управления: предвидение, организация, распоряжение, координация, контроль. Названные элементы управленческой деятельности стали, по существу, классическими в социологии управления, поскольку одинаково применимы в управлении и производством, и социальными процессами на любом уровне.

Конец 1920 – начало 1930-х гг. принято считать временем зарождения особой отрасли социологического знания – социологии управления. Решающую роль в зарождении социологии управления сыграла концепция и практика человеческих отношений, что было связано с проведением Хотторнского эксперимента под руководством американского социолога Э. Мэйо. Главный вывод, сделанный им, в управленческий деятельности необходимо стремиться к созданию на производстве «социальных» образований, т. е. в рамках формальных групп – неформальных отношений, благодаря которым работники будут чувствовать свою причастность к важным решениям, ощущать собственную необходимость.

Хотторнский эксперимент дал толчок активному внедрению социологии в деятельность фирм. Возникла социология менеджмента как одна из отраслей социологических наук.

В это время начинается развитие школы поведенческих наук, которая сосредоточилась на методах налаживания человеческих отношений.

Среди наиболее видных представителей поведенческого (бихевиористского) направления называют таких ученых, как Д. Макгрегор и А. Маслоу.

Середина и вторая половина ХХ века ознаменовались появлением нового этапа в трактовках управления.

Среди них, в первую очередь, необходимо назвать теорию системного и структурно-функционального анализа американского социолога Парсонса.

Парсонс предложил четырехфункциональную модель социальной системы, в которой существуют «функциональные императивы». Это – адаптация, целедостижение, интеграция, поддержание ценностного образца. Для достижения равновесия социальной системы служат подсистемы экономики, политики, социального контроля и социализации.

Современная зарубежная социология управления стремится к поиску равновесия между теоретическими и эмпирическими исследованиями.

Особо следует отметить, что к началу ХХ века в области физиологии и психологии накопился запас экспериментальных данных, которые находили применение в разных сферах производства, образования, здравоохранения. В этот период возникла особая прикладная область психологии – психотехника, представителем которой и стал Дж. Мейо.

А во второй половине ХХ века внимание исследователей все более концентрируется на изучении поведения работника в системе организации. На этой основе формируется особое направление прикладной психологии, получившее название организационной психологии, исследующей принципы построения и управления трудовой организации, модели поведения работника в различных организационных структурах.

Современная теория управления обязательно включает в той или иной форме в качестве одного из основных профессиональных требований к менеджеру овладение искусством воздействия, как на психику отдельного работника, так и на морально-психологический климат группы, организации.

По мере расширения практики применения теории человеческих отношений в различных странах появлялись два метода ее использования: восточный (или японский) и западный (или американский).

Японский вариант стал образцом использования теории человеческих отношений с опорой преимущественно на групповую психологию. Его специфика состоит в исключительном внимании формированию у работников фирмы чувства «единой семьи».

Американский вариант представляет собой попытку реализовать концепцию человеческих отношений в соответствии с западной системой ценностей, на основе индивидуального подхода к каждому отдельному работнику.

Но в обоих случаях обнаружилось, что использование психологических факторов, особенно с учетом конкретных условий и национальных особенностей, является мощным средством повышения эффективности производства.

Вопрос 4

Начало развитию управленческой мысли в России было положено в 17 веке, когда зарождались теории государственного управления.

Одним из первых русских управленцев считается А. А. Ордин-Нащекин, сделавший попытку введения городского самоуправления в западных приграничных городах России.

Особую эпоху в истории российского самоуправления составляют реформы Петра Великого.

Заслуживают внимания управленческие идеи И. Т. Посошкова (1652–1726) и А. П. Волынского (1689–1740).

Во второй половине 17 века управленческая мысль развивалась в русле реформ Екатерины 2.

В 1912–1914 гг. в России возрастает интерес к идеям Ф. Тейлора. Публикации о нем появляются во многих журналах.

В первые годы советской власти получают большую известность труды таких ученых, как А. А.Богданов, А. К. Гостев, О. А. Ерманский, П. М. Корженцев.

В 30-х годах была проделана большая научная и практическая работа по созданию науки организации производства, труда и управления, результатом которой был выход в свет первого советского учебника по организации производства. В эти же годы было положено начало формированию системы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим образованием для предприятий и органов управления.

В конце 50-начале 60-х гг. ХХ века в России начинается первый «управленческий бум». Оживляются и быстро совершенствуются подходы 20-х годов – кибернетический, технический, праксеологический, функциональный. Многие из них отпачковывались в самостоятельные науки. Возникают и новые науки, например, теория организации.

В 60-е годы ХХ века появились исследования проблем управления, но уже на новой основе.

В 1962 году при философском факультете МГУ была образована межфакультетная лаборатория по изучению проблем управления.

С 1971 г. на экономическом факультете начинает работать кафедра организации и методов управления социалистическим общественным производством.

Управленческое образование начало двигаться в сторону экстенсивного расширения через сеть ИПК и партийных школ.

В настоящее время в постсоветской России идет процесс формирования новой управленческой мысли, основанной на синтезе достижений национальных школ и зарубежных течений.

Контрольные вопросы

  1. Дайте краткую характеристику досоциологического этапа становления и развития идей социального управления.
  2. Какие экономические и теоретические предпосылки возникновения социологии управления вам известны?
  3. В чем состоит содержание основных идей управления, возникших в рамках классического этапа развития социологии?
  4. Почему с именем М. Вебера связывают возникновение концепций управления, без которых было бы невозможно появление социологии управления? Охарактеризуйте концепции управления Вебера.
  5. Как исторически и предметно соотносится с социологией управления научный менеджмент?
  6. Какую роль в возникновении социологии управления сыграло появление и развитие эмпирической социологии?
  7. Почему появление социологии управления напрямую связывают с концепцией человеческих отношений и возникновением социологии менеджмента?
  8. Что собой представляет теория социальной системы Т. Парсонса и каково ее значение для социологии управления?
  9. Расскажите об основных этапах становления отечественной социологии управления.

Тема 3. Социальное управление как предмет социологического анализа

  1. Общая характеристика системы общественного управления (понятие, специфика, функции).
  2. Социальное управление как вид общественного управления.
  3. Психология процесса управления.

Литература

  1. Аксененко Ю. П., Каспарян В. Н. Социология и психология управления. Ростов Н/Д, 2001.
  2. Колков Ю. Н. Социальное управление как вид управленческой деятельности в общественных системах // Социально-политический журнал. 1997. № 3.
  3. Карпов А. В. Психология управления. М., 2007.
  4. Костин В. А. Теория управления. Екатеринбург, 2001.

Темы докладов и рефератов

  1. Психология субъекта управления.
  2. Психология объекта управления.

Вопрос 1

Для обозначения управления в обществе используется термин «социальное управление». В отличие от управления в технических и биологических системах, управление в обществе подразумевает разработку программ, формирование у субъектов мотивации к деятельности, к эффективному труду для достижения поставленных целей.

Социальное управление – это такая форма информационного взаимодействия людей, когда одна из сторон вырабатывает решения, доводит их до исполнителя, контролирует их исполнение, а другая сторона эти решения исполняет. Субъект может вырабатывать программу и регулировать ее. В таком случае мы имеем дело с самоуправлением.

Социальное управление всегда представляет собой единство управления и самоуправления.

В качестве основных элементов социального управления можно выделить следующие: субъект управления, управляемый субъект, проект деятельности, объект управления, цель управления.

Термин «Социальное управление» употребляется в широком и узком смыслах. Сейчас мы должны рассмотреть его значение в узком смысле. В таком контексте рассматривается управление территориальными, демографическими, культурными и другими общностями и процессами, социальной зашитой миграционными потоками, доходами населения, его уровнем и качеством жизни.

Мы уже говорили, что в обществе выделяют такие уровни управления, как государственное, муниципальное, управление на уровне фирмы (менеджмент).

В государственном управлении важнейшей является функция регламентации деятельности управляемых субъектов. Специфика объекта государственного управления заключается в том, что он представляет собой разнообразную деятельность множества разнородных социальных групп, объединенных на территории одного государственного образования.

Государственное регулирование осуществляется по следующим главным направлениям: внутренние экономические и социальные процессы, охрана правопорядка внутри государства, обеспечение его безопасности, выработка основных принципов и направлений социальной политики, внешние экономические отношения, поддержание мирового порядка.

На уровне муниципального образования, наряду с функцией регламентации деятельности, особо важное значение приобретает функция целеполагания. Субъекты управления на муниципальном уровне организуют деятельность исполнителей по достижению конкретных целей (например, социальной защиты инвалидов, трудоустройства мигрантов, содействия одаренным детям и получение образования).

Третьим уровнем управления в обществе является менеджмент. Его характеризуют как особый вид профессиональной деятельности по организации и управлению, совокупность конкретных методов управления, существующих в рыночном обществе. В качестве важнейшей составляющей менеджмента выделяется управление персоналом организации.

Смысл деятельности фирмы – получение устойчивой прибыли и задача управляющих субъектов – организация деятельности всех звеньев фирмы и, прежде всего, персонала, который дает наибольший эффект для достижения цели. Но надо учитывать, что персонал (реальные люди) волнует свое благополучие, поэтому фирма должна решать и социальные проблемы всех структур. Таким образом, социальное управление выступает сквозным видом всех уровней управления в обществе.

Принято выделять следующие группы функций социального управления. Первая группа направлена на создание благоприятных условий жизни. Вторая группа охватывает процессы изменений в самом содержании жизнедеятельности, образе жизни людей. Третья группа воздействует на формирование и развитие социальных систем (общностей и организаций).

Все группы функций делятся на информационно-управленческие (информация, оценка ситуации, цели – выявление причин миграции) и сервисно-управленческие (формирование у субъекта статуса, принятие решения, влияние на организацию деятельности служб и организаций).

Вопрос 2

Социальное управление – это сложные социальные системы, которые включают в себя субъектов и объектов управления, управляемых субъектов, проект управленческой деятельности, цель социального управления.

Социальное управление многосубъектно. К его субъектам относятся государственные, муниципальные органы, общественные организации, органы законодательной, исполнительной и судебной власти, группы людей и отдельные индивиды, способные к реакции социальных программ.

Проект управленческой деятельности в социальной сфере представляет собой своего рода помощь и поддержку.

Объект социального управления – разные виды жизнедеятельности управляемых субъектов: потребительская, образовательная, культурно-досуговая, миграционная, религиозная, отбор людей для назначения на соответствующие должности и т. п.

Цель социального управления – достижение оптимальных для данных условий состояний различных видов социальной деятельности, удовлетворение потребностей людей благодаря их осуществлению.

Социальное управление выступает способом реализации социальной политики.

Социальную политику можно определить как деятельность политических и коммерческих организаций разных уровней, направленную на предотвращение социальной напряженности, устойчивое воспроизводство и развитие социальной сферы, обеспечение удовлетворения жизненных потребностей людей, повышение уровня и совершенствование качества жизни, оказание социальной помощи нуждающимся в ней социальным группам.

Вопрос 3

Главной фигурой процесса управления является руководитель. Он должен хорошо знать условия психологического обеспечения своей профессиональной деятельности.

В теории управления различают две группы задач – социальные и общие. Специальные – это технические, кадровые, финансовые.

Общие соответствуют основным целям любой управленческой деятельности.

В качестве главных выделяют:

— планирование;

— организация;

— мотивирование;

— контроль.

Планирование – начало и основа управленческой деятельности. Оно было известно древним мыслителям. Римский философ Луций Сенека (ок. 4 г. до н. э.– 65 г. н. э.) говорил, что для корабля при отсутствии гавани никакой ветер не будет попутным.

Планирование начинается с постановки цели. Наиболее обобщенную цель иногда называют миссией, ориентиром.

В успешных японских фирмах задачи планирования решаются в форме провозглашения «символов веры», «кодексов чести» и т. п. Фирма «Мацусити Дэнкл» своим кредо провозглашает прогресс цивилизации. И это психологически правильно, т. к., например, правильная цель – улучшение качества продукции не воодушевляла бы людей.

Стратегическая цель должна быть направлена на достижение важного социального результата – только в этом случае она может иметь характер миссии.

Вторым шагом в жизнедеятельности учреждения является организация.

Организация определяется как система действий по использованию трех основных компонентов хозяйственной деятельности людей, материальных ресурсов и экономических взаимоотношений. Главным здесь является первый – использование человеческого фактора.

Важнейшими предпосылками успеха любой организации является оптимальное использование способностей людей, их стимулирование.

В доинформационном обществе определяющим был принцип «Каждому свое»; в информационном обществе все прочнее утверждается другой принцип – «Каждый должен знать столько, чтобы чувствовать себя самостоятельным, независимым от других».

Психологическая составляющая имеет первостепенное значение среди факторов успеха современного свободного предприятия.

Под мотивацией является психологическое явление, побуждающее человека к действию, направленному на удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей.

Мотивация есть совокупность устойчивых психологических факторов, определяющих направленность активности человека, систему его ценностей, характер деятельности.

Сильная мотивация может компенсировать недостатки в выполнении других функций управления, но слабую мотивацию невозможно чем-либо компенсировать, восполнить.

Контроль – это, прежде всего, надзор, наблюдение с целью проверки. Он включен во все функции управления.

При наличии качественного контроля санкции применяются дифференцированно и гибко, что способствует формированию самоконтроля у каждого из членов организации.

Тема 4. Аппарат управления как социальная группа

1. Социальные организации в системе управления

а) система самоорганизации;

б) система публичного администрирования;

в) представительство интересов.

2. Организационные структуры управления.

Литература

  1. Волкогонова О. Д., Зуб А. Т. Управленческая психология. М., 2005.
  2. Пригожин А. И. Социология организаций. М., 2001.

Темы докладов и рефератов

  1. Миссия и цели организации.
  2. Иерархия в организациях.
  3. Делегирование руководителей власти подчиненным.
  4. Бюрократия в организациях.

Вопрос 1

В социологии под организацией понимают форму совместной деятельности людей, при которой она выглядит упорядоченной, отлаженной, скоординированной. Поскольку организации связаны в первую очередь с деятельностью людей, их называют социальными организациями.

Человек рождается в организации, воспитывается в организации, удовлетворяет свои потребности в организации.

Вебер, Парсонс, Мертон, Блау и др. показали, что сущность организации – это социальные отношения между членами социальной группы.

Социальные организации обладают специфическими чертами, отличающими их от других видов социальных групп.

Во-первых, это ориентация на достижение цели. Во-вторых, им присуща высокая степень формализации; в-третьих, члены социальной организации распределены по иерархической лестнице в соответствии с социальными ролями и статусами.

Иерархия обычно определяется как универсальная форма построения любых организационных систем – биологических, технических, социальных. Иерархия также означает централизацию, зависимость одного индивида от другого и функционирует как власть.

Современные организации невозможны без управленческой деятельности. Сегодня имеется несколько подходов к управлению: поведенческий, экономико-математический, процессный, системный, ситуационный.

Главный подход управления – это производимые им решения.

Исследование процесса принятия решений на уровне организации выявило следующие типы решений: подход на основе теории управления, модель Карнеги и модель инкрементального процесса принятия решений.

Вопрос 2

Под структурой понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата, отношения между которыми поддерживаются горизонтальными и вертикальными связями. Горизонтальные связи одноуровневые, носят характер согласования. Вертикальные – многоуровневые (иерархичные) это связи подчинения.

В структуре управления различают линейные и функциональные связи.

Линейная структура выстраивает субординацию элементов снизу вверх: каждый нижестоящий подчиняется только одному вышестоящему (рис. 1).

Рис. 1. Линейная структура

В начале ХХ века линейная структура дополняется сетью функциональных служб, составляющих суть штабного руководства (рис. 2).

Рис. 2. Линейно-штабная структура

Ее разновидностью является дивизиональная структура (рис. 3).

Пик ее практического использования приходится на середину ХХ века. Такой тип структуры характеризуется сочетанием централизации и децентрализации. Здесь ключевыми фигурами в руководстве организации становятся начальники крупных подразделений по конкретным направлениям деятельности (министры, руководители департамента и других отделений).

Такие структуры пригодны в период стабильности.

Рис. 3. Дивизиональная структура

Проблемы возникают в нестабильной среде, когда нужна более гибкая организационная структура. Она получила развитие во второй половине ХХ века и называется органическая. Это децентрализованная организация, для которой характерно разбюрокрачивание служебных отношений.

Особый интерес из этого типа вызывает матричная структура (рис. 4).

Рис. 4. Матричная структура

Органический тип структуры находится в стадии развития, но получает распространение, особенно в службах, стремящихся приспособиться к динамично меняющимся потребностям населения.

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение организации. Перечислите ее признаки.
  2. Что означает иерархия в организациях? Каковы ее свойства?
  3. Что такое управленческое решение?
  4. Опишите основные типы организационных структур администрирования.
  5. Что представляет собой матричная структура управления?

Тема 5. Социальные структуры управления

  1. Проблема социальных институтов в зарубежной и отечественной социологии.
  2. Государственные институты управления.
  3. Институт местного самоуправления.
  4. Институты менеджмента.

Литература

  1. Андреев Ю. П., Коржевская Н. М., Костина Н. Б. Социальные институты: содержание, функции, структура. Свердловск, 1989.
  2. Атаманчук Г. В. Государственное управление. М., 2000.
  3. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: В 3 т., т. 3: Социальные институты и процессы.
  4. Иванов В. В., Коробова А. Н. Муниципальный менеджмент. М., 2002.

Вопрос 1

Механизмами, регулирующими взаимодействия общностей людей в социальной среде, выступают социальные институты.

В социологической, юридической, экономической литературе социальные институты характеризуются как важнейшее средство социального контроля.

Какой смысл вкладывается в понятие социальный институт?

Латинское слово institut (установление, устройство) издавна использовалось юристами для обозначения совокупности норм права, регулирующих отношения между людьми. Социология позаимствовала этот термин у юристов. Институционализации общественной жизни уделяли большое внимание еще Г. Спенсер и Э. Дюркгейм. М. Вебер называл социальные институты «фабриками» по воспроизводству социальных связей.

Исследованию институтов уделяется большое внимание и в современной зарубежной социологии (Г. Ландберг, Н. Смелзер, Т. Парсонс).

В целом в западной социологии распространены два основных подхода к социальным институтам: нормативный (институт как система норм) и деятельностный (институт как устойчивая форма деятельности).

Прочные традиции в социологии имеет трактовка социального института как социальной организации. При этом под ней понимается и совокупность индивидов, выполняющих социальные роли, и структура, предназначенная для координации деятельности людей посредством разделения труда и иерархии власти.

В начале ХХ века институты становятся предметом пристального внимания экономистов. Их идеи (Т. Веблен) оказали значительное влияние на разработку проблемы институтов в социологии.

Институциональный подход широко используется французской школой административно-государственного управления (А. Файоль).

Отечественная социология, экономическая и управленческая литература рассматривает социальные институты с таких же позиций.

Что касается функций социальных институтов, то прежде всего они подразделяются на универсальные и специфические. Первые присуще всем социальным институтам. Среди них принято выделять функции упорядочивания, регулятивные, социализации и коммуникативные.

К специфическим относятся функции, присущие только какому-либо одному виду институтов.

Вопрос 2

Этот вопрос следует начать с анализа полученных знаний в курсе «Общая социология» – с классификации социальных институтов.

Среди всех видов социальных институтов политические считаются институтами управления. В литературе именно государство рассматривается как главный институт управления. К основным функциям современного государства, в которых проявляется его сущность как субъекта управления обществом, относят следующие:

— обеспечение целостности и сохранности общества;

— социальная;

— экономическая;

— поддержание свободы, суверенитета страны.

Институты государственного управления регламентируют деятельность и взаимоотношения как самих субъектов государственного управления (президента, правительства, законодательных органов различных государственных учреждений исполнительной власти и их сотрудников), так и их воздействие на управляемых субъектов с целью реализации политики государства. Государственное управление представляет собой двухаспектную деятельность. Первый – выработка законов, указов, проектов для исполнения управляемыми субъектами. Второй – выработка норм, касающихся действий и взаимоотношений самих органов государственной власти, политических деятелей и государственных служащих.

Далее, содержание этого вопроса следует раскрыть через систему докладов о структуре государственных органов управления и их функции.

Вопрос 3

Все сказанное об институте государственного управления может быть отнесено к управлению на муниципальном уровне, однако последнее обладает функциональной содержательной спецификой, которая проявляется и в институтах муниципального управления.

В литературе используются два термина: «местное самоуправление» и «муниципальное управление» («муниципальный менеджмент»).

Под местным самоуправлением подразумевается и непосредственное участие населения в решении проблем «местного значения». Население непосредственно включено в такую деятельность через участие в принятии решений в процессе референдумов, сходов и т. п. Муниципальное управление – взаимодействие органов местного самоуправления с учреждениями, призванными осуществлять эти решения (учреждения здравоохранения, образования, досуга, транспорта, ЖКХ и др.).

Основная роль органов местного самоуправления состоит в повышении благосостояния жителей соответствующего муниципального образования, муниципального управления – в удовлетворении конкретных потребностей различных социальных общностей. Муниципальное управление так же, как и государственное, содержит два аспекта: внешний и внутренний. Внешние взаимодействия включают в себя отношения с вышестоящим руководством, финансовый менеджмент, управление малым и средним бизнесом, городским транспортом и т. д. Внутренний заключается в определении вопросов местного значения, законодательных актов, регулирующих организацию и деятельность органов местного самоуправления, управление коллективом организации.

Для теории и практики социального управления важнейшее значение имеет управление коллективом администрации. Кадровый менеджмент в муниципальном управлении отличается жесткой институциализацией, регламентацией нормативными актами.

Далее, анализ проблем этого вопроса можно рассматривать через практическое изучение студентами муниципального управления района города, в котором они живут, из которого приехали.

Вопрос 4

Деятельность персонала учреждений, предприятий, фирм регламентируется специальными институтами. Трудовые отношения между работодателями и наемными работниками регламентируются системой федеральных законов. На их основе формируются локальные нормативно-правовые акты – коллективный договор, соглашения по охране труда, приказы администрации организаций в пределах ее компетенции. Сфера действий таких регуляторов ограничена пределами данной организации.

В то же время на уровне менеджмента могут создаваться специальные правила, вырабатываются и закрепляются традиции, входящие в институциональную структуру фирмы и одновременно являющиеся частью корпоративной культуры. К ним можно отнести разработанные и принятые в фирме системы поощрения и наказания работников, правила поведения сотрудников, принципы отношения к клиентам, традиции поведения культурно-досуговых мероприятий, организационных церемоний и др.

В этом вопросе можно обратиться к зарубежному опыту (американский, японский менеджмент) и к исследованию фирм и организаций, в которых работают студенты. Можно заслушать доклады или рефераты о менеджменте и их организации. Здесь следует опираться на знания студентов по курсу «менеджмент».

Контрольные вопросы

  1. Как соотносятся социальные институты с институтами социального управления?
  2. Почему произошло выделение институционального направления в экономике и управлении?
  3. Изложите известные вам классификации социальных институтов как в классической, так и в современной социологии.
  4. Что представляют собой институты государственного управления?
  5. Раскройте специфику местного самоуправления.
  6. Определите особенности институтов менеджмента.

Тема 6. Человек в социальной организации

  1. Личность в организации.
  2. Лидерство в управлении.
  3. Команда в управленческой среде.

Литература

  1. Галкина Т. П. Социология управления: от группы к команде. М., 2001.
  2. Кнорринг В. И. Искусство управления. М., 1997.
  3. Дижель П. М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организации.
  4. Кравченко А. В. История менеджмента. М., 2003.
  5. Рамендик Д. М. Управленческая психология. М., 2006.
  6. Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 1999.

Темы докладов и рефератов

  1. Психология управления групповыми процессами.
  2. Лидерство и мотивация.
  3. Иерархия потребностей Маслоу.

Вопрос 1

При изучении социальных взаимодействий между членами организации необходимо всесторонне исследовать личность члена организации, ее участие в организационных связях.

Особенностью является то, что человек здесь выступает в двух ролях. Первая – он часть среды и создает массу факторов под названием «человеческий фактор». Вторая – он сам элемент системы и взаимодействия с другими членами и элементами среды, является средством реализации организацией ее функции.

Один из наиболее известных подходов к изучению личности разработан Х. Айзенком и состоит в измерении характеристик индивида с помощью определенной шкалы, построенной по принципу интроверсия – экстраверсия.

Известен опросник Д. Кэттелла, который выделил 16 факторов ключевых черт личности, и производит их оценку на основе комбинации из пяти переменных:

  1. компетентность;
  2. конструктивность;
  3. ожидания;
  4. ценности;
  5. стратегии.

Этот подход согласуется с теорией М. Вебера и учением Р. Мертона. В их исследованиях утверждается, что поведение подчиненных в организации зависит от оценки их действий со стороны руководителей.

Что движет нашими поступками? В основе поведения лежат потребности.

Однако поведением человека управляют не сами потребности, а их неудовлетворенность. В свою очередь, осознанные потребности преобразуются в интересы. Из взаимодействия потребностей, интересов, ценностных ориентаций и складывается мотивационный механизм.

Все теории мотивации можно разделить на две группы: содержательные и процессуальные.

Он включает теорию ожидания, теорию справедливости и модель Портера-Лоулера.

Модель мотивации Л. Портера и Э. Лоулера построена на сочетании теории ожиданий и теории справедливости.

Организация в работе с персоналом всегда сталкивается с вопросом, каким должен быть член организации.

Проблема выявления сильных сторон и положительных качеств изначально встает перед управляющим при подборе кадров. Эффективный руководитель заполняет вакансии и продвигает работников по службе, исходя из их качеств. Принимая кадровые решения, он делает упор на наличие достоинств, а не на отсутствие недостатков у работников.

Вопрос 2

Лидер управления – это особый тип социального лидерства, которому свойственны определенные социально-психологические и профессиональные качества. Лидеры этого типа играют ключевую роль в эффективном управлении.

Лидерство выступает функцией не столько статуса и власти, сколько качества взаимоотношений, взаимодействия, имеющего место между лидером и его последователями.

Лидерство бывает формальным и неформальным. Для определения лидера существуют два метода: метод опроса и метод наблюдения.

В этом же вопросе следует подробно рассмотреть подходы к определению лидерства (с позиции личных качеств, поведенческий подход, ситуационный подход).

По стилям управления следует рассмотреть «теорию У» и «теорию Х» Д. Макгрегора. Здесь же следует раскрыть законы лидерства по книге Дж. Максвелла «21 неопровержимый закон лидерства».

В этом вопросе будет эффективным использование книги Друкера П. «Эффективный управляющий».

Так как на 3 курсе студенты слушают факультатив «Лидерство в организации», то следует обратиться к тем материалам (тестам, играм), которые использовались в нем.

Вопрос 3

Любой служащий испытывает на себе не только организационное, но и групповое давление.

И в данном вопросе следует рассмотреть процесс образования рабочей группы и формирования команды.

Рабочие группы бывают формальными и неформальными, зачастую группы объединяют специалистов одной профессии. У них особый статус, профессиональный кодекс поведения, специфическая культура.

В зависимости от обстоятельств рабочая группа обретает множество социометрических форм. Но исходных всего две – диада и триада.

Вопрос о социометрических структурах важен с точки зрения межличностного влияния в рабочей группе.

В каждой группе происходит статусно-ролевое распределение, которое описал Р. Шиндлер, используя греческий алфавит:

— альфа – лидер;

— бета – второе лицо,

— гамма – пассивные приспособленцы;

— омега – козел отпущения;

— р – противник лидера.

Каждая группа проходит пять стадий развития.

В последние годы в управленческую лексику прочно вошел термин «команда».

Команда – это не обычная группа заинтересованных людей. Команда – группа профессионалов, лидеров, открытая для «опорных» специалистов. Это коллектив, сплоченный командным духом.

Команда – это самоорганизованный коллектив. Команда позволяет каждому участнику взять на себя ответственность в той области, в которой он осведомлен больше других. Благодаря этому проблема решается не односторонне, а комплексно.

По оценкам специалистов, командной форме управления принадлежит будущее.

Качественный состав команды зависит от совместимости ее членов (физиологическая, психофизиологическая, психологическая, психосоциальная, социальная).

Контрольные вопросы

  1. Что такое малая социальная группа? Каковы ее сущность, типы, структура?
  2. Дайте определение понятию «команда». Каковы типичные признаки и состав команды?
  3. Каковы основные этапы командообразования?
  4. Определите понятие «социально-психологический климат». Каковы проявления групповой психологии?
  5. В чем состоит противоречивость воздействия коллектива на личность?

Тема 7. Социальное управление, общественное мнение и коммуникация

  1. Управление поведением организации.
  2. Массовая коммуникация, социальное управление и паблик рилейшенз.

Литература

  1. Алешина И. В. Паблик рилейшенз для менеджеров. М., 2002.
  2. Конецкая В. П. Социология коммуникации. М., 1997.
  3. Почепцов Г. Г. Паблик рилейшенз для профессионалов. М., 2001.
  4. Чалдини Р. Психология влияния. СПб, 1999.

Темы докладов и рефератов

  1. Методы воздействия на личность.
  2. PR в управлении.
  3. Коммуникации в управлении.

Вопрос 1

Модель управления состоит из объекта и субъекта управления. Актом управления выступает управленческое воздействие субъекта на объект. Последним элементом в процессе управления является результат.

Цикл управления сводится к стандартному набору действий субъекта:

а) формирование цели;

б) формирование критериев достижения цели;

в) выбор управленческого воздействия;

г) осуществление управляющего воздействия;

д) определение показателей изменения объекта;

е) сопоставление полученного результата с целью.

Искусство управления имеет в своей основе талант, оригинальность и самобытность личности. Управленческая деятельность требует навыков и умение строить взаимоотношения с людьми, быть способным убеждать и оказывать побуждающее воздействие.

Методы воздействия на личность:

— метод Сократа;

— метод трех раундов;

— метод Штирлица;

— метод «лягушка в стакане».

Вопрос 2

Потенциал социального управления резко возрастает, когда оно опирается на общественное мнение, связи с общественностью и массовую коммуникацию.

В отечественной литературе есть несколько точек зрения на фактор общественного мнения. Но все они не противоречат друг другу, а обращают внимание на различные аспекты этого явления.

Для нашей проблемы важно знать, что общественное мнение – не просто состояние общественного сознания или вид оценочной деятельности, но и один из наиболее значимых механизмов взаимодействия людей. Его нельзя не учитывать в процессе социального управления.

Общественное мнение имеет сложную структуру, включающую в себя как минимум четыре элемента:

— когнитивный (знания);

— эмоциональный (чувства);

— аксиологический (оценка);

— поведенческий (готовность послушать определенным образом).

Во взаимодействии этих элементов и рождается то состояние общественного сознания, которое принято называть общественным мнением.

Общественное мнение проходит стадии зарождения, формирования, функционирования и спада, отмирания.

Субъектами общественного мнения выступают реальные социальные общности.

Объектом общественного мнения может быть то, что доступно субъекту. Это в первую очередь реальные события, факты, явления, которые могут иметь различные толкования и оценки.

Все функции общественного мнения (регулятивная, контрольная, консультативная, защитная, номенклатурная) напрямую связаны с управлением и помогают ему.

Значимыми каналами общественного мнения выступает поведение населения во время выборов на любом уровне. Из других каналов можно назвать такие, как референдумы, плебисциты, собрания, сходы, а также лоббистские структуры и группы давления.

Говоря о каналах выражения общественного мнения, необходимо отметить специально организованный, специфический социологический канал. Под ним понимается публикация материалов социологических исследований и доведение их до сведения широких масс.

Общественное мнение в регионах и на местах складывается не только по поводу проблем международного и общероссийского характера, все чаще его направленность определяют свои, «доморощенные» проблемы: зарплата, детские пособия, плохие дороги и т. д.

Из сказанного следует вывод о том, что органы социального управления не могут оставаться безразличными к многочисленным сторонам формирования и функционирования общественного мнения. В последние годы появилось целое направление, получившее название «связь с общественностью».

Специалисты, рассматривая функции связей с общественностью, важнейшей считают управленческую функцию.

Ценность и значение паблик рилейшнз состоит в том, что их службы повышают внимание руководителей соответствующих органов и чиновников к общественному мнению и тем самым усиливают их социальную ответственность.

Специалисты в сфере паблик рилейшнз выступают в роли связующего звена между СМИ, общественностью, иными внутренними и внешними группами. Иногда эти специалисты выполняют функции посредника в контактах между управленцами различных уровней.

Одной из проблем социального управления является массовая коммуникация.

Контрольные вопросы

  1. Назовите функции PR.
  2. PR в деятельности органов социального управления.
  3. Управленческие функции PR.
  4. Массовая коммуникация и ее роль в социальном управлении.

Темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения

  1. Какие подходы к определению предмета социологии управления вы можете назвать? Раскройте существо каждого из них.
  2. Изложите трактовку объекта и предмета социологии и психологии управления.
  3. Как соотносятся социология управления и социальный менеджмент?
  4. Что такое управление? Охарактеризуйте роль управления в развитии человека и общества.
  5. Что такое управленческая революция?
  6. Что такое теория управления?
  7. В чем разница между менеджментом и управлением?
  8. В чем заключается необходимость социологического подхода к управлению?
  9. Дайте характеристику профессионально важных психологических качеств менеджмента?
  10. Охарактеризуйте основные исследовательские методы социологии и психологии управления?
  11. Дайте краткую характеристику досоциологического этапа становления и развития идей социального управления.
  12. Какие экономические и теоретические предпосылки возникновения социологии управления вам известны?
  13. В чем состоит содержание основных идей управления, возникших в рамках классического этапа развития социологии?
  14. Почему с именем М. Вебера связывают возникновение концепций управления, без которых было бы невозможно появление социологии управления? Охарактеризуйте концепции управления Вебера.
  15. Как исторически и предметно соотносится с социологией управления научный менеджмент?
  16. Какую роль в возникновении социологии управления сыграло появление и развитие эмпирической социологии?
  17. Почему появление социологии управления напрямую связывают с концепцией человеческих отношений и возникновением социологии менеджмента?
  18. Что собой представляет теория социальной системы Т. Парсонса и каково ее значение для социологии управления?
  19. Расскажите об основных этапах становления отечественной социологии управления.
  20. Психология субъекта управления.
  21. Психология объекта управления.
  22. Миссия и цели организации.
  23. Иерархия в организациях.
  24. Делегирование руководителей власти подчиненным.
  25. Бюрократия в организациях.
  26. Дайте определение организации. Перечислите ее признаки.
  27. Что означает иерархия в организациях? Каковы ее свойства?
  28. Что такое управленческое решение?
  29. Опишите основные типы организационных структур администрирования.
  30. Что представляет собой матричная структура управления?
  31. Психология управления групповыми процессами.
  32. Лидерство и мотивация.
  33. Иерархия потребностей Маслоу.
  34. Что такое малая социальная группа? Каковы ее сущность, типы, структура?
  35. Дайте определение понятию «команда». Каковы типичные признаки и состав команды?
  36. Каковы основные этапы командообразования?
  37. Определите понятие «социально-психологический климат». Каковы проявления групповой психологии?
  38. В чем состоит противоречивость воздействия коллектива на личность?
  39. Методы воздействия на личность.
  40. PR в управлении.
  41. Коммуникации в управлении.
  42. Назовите функции PR.
  43. PR в деятельности органов социального управления.
  44. Управленческие функции PR.
  45. Массовая коммуникация и ее роль в социальном управлении.
  46. Роль школ «научного менеджмента» и «человеческих отношений» в развитии социологии управления.
  47. Основные цели администрирования русской «государственной школы».
  48. Социокультурные основания функционирования госслужбы.
  49. Ментальные особенности россиян, препятствующие становлению в стране современной системы администрирования.
  50. Сущность социального партнерства и его разновидности.
  51. Роль институтов и механизмов представительства интересов во взаимодействии государства и партнеров.
  52. Политическое представительство интересов.
  53. Система администрирования как совокупность общественных отношений.
  54. Система публичного администрирования.
  55. Коммуникационные системы администрирования.
  56. Служба связи с общественностью в системе администрирования.
  57. Труд менеджеров в системе администрирования.
  58. Профессионально важные качества личности, необходимые для управленческой деятельности госслужащего.
  59. Механизм социального отбора госслужащих.
  60. Особенности современной бюрократии. Основные признаки этой социальной общности.
  61. Институт государственной гражданской службы.
  62. Организационные структуры администрирования.
  63. Рабочая группа в административной организации.
  64. Команда в сфере администрирования.
  65. Административная культура.
  66. Социальная инженерия в сфере публичного администрирования.
  67. Социологические методы и процедуры администрирования.
  68. Сущность стратегического управления.
  69. Кадровая политика и ее реализация.
  70. Роль управления в развитии человека и общества.
  71. Управленческие революции в истории человечества.
  72. Основные школы управленческой мысли.
  73. Менеджмент (Ф. Тейлор, А. Файоль, Ли Япопка, Т. Форд).
  74. Управленческая мысль в России.

36