Социологическое исследование 3

Частное образовательное учреждение

высшего образования

«НИЖЕГОРОДСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ»

(ЧОУ НПА)

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

на тему

«Музыкальные предпочтения среди молодёжи»

Работу выполнили: студенты 301 группы

Козяков Р.С

Авдеев Д.С,

Кораблёв А.Н.

Малыгин Н.А

Проверила: Чадаева С.В, кфн, доцент.

Нижний Новгород 2014

План:

Введение

Глава 1 Роль музыки в формировании общечеловеческих ценностей современной молодёжи…………………………………………….5

Глава 2 Музыкальные предпочтения как отражение социальной идентификации………………………………………………………7

Глава 3 Основные современные музыкальные субкультуры и музыкальные направления…………………………………………………………10

Вопросы, заданные опрошенным по социологическому исследованию на тему: «Музыкальные предпочтения современной молодёжи»….14

Статистика (диаграммы)

Заключение

Введение

8 стр., 3707 слов

Молодежь в современном мире

... заметить, что молодежь социально расслоена. В современном российском обществе более заметными становятся различия между группами внутри молодёжи. К традиционным социально-дифференцирующим признакам (по ... Особенности молодежи молодежь субкультура социальный возрастной Современная молодежь такова, какой ее воспитало общество. На ценности, предпочтения молодежи огромное влияние оказали многие события ...

Жизнь была бы ошибкой без музыки Фридрих Ницше (Friedrich Nietzsche)Ничто так не отличает нынешнее поколение, как его поглощенность музыкой. Огромное число молодых людей от десяти до двадцати лет живет исключительно ею. Это их страсть. Ничто не возбуждает их так сильно. Они не способны всерьез воспринимать что-нибудь другое. В школе, институте или дома они только и ждут возможности подключиться к своей музыке.Место и роль музыки в формировании общечеловеческих ценностей определяется многофункциональностью музыкального искусства. Так, в число важнейших функций музыки входит эвристическая, информационная, познавательная, коммуникативная, организаторская, эстетическая и др.Музыкальная культура — это сложная социальная система, которая включает в себя часть художественной культуры данного общества и представляет совокупность накопленных обществом ценностей музыкального искусства, а также деятельность людей и соответствующих учреждений по производству, сохранению, распределению и потреблению этих ценностей. Под музыкальной культурой личности подразумевается: во-первых, индивидуальный социально-художественный опыт, обусловливающий возникновение высоких музыкальных потребностей; во-вторых, свойства личности, показателями которых является музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное ее восприятие, потребность в различных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность)

Актуальность проблемы.  На первый взгляд, рассмотрение музыки как социального феномена в начале XXI столетия не кажется столь необычным и революционным. Связь развития музыкальной культуры с изменениями, происходящими в обществе, сегодня неоспоримо доказана многочисленными исследователями. Еще древние философы отмечали влияние музыки на государственную жизнь. Дискуссии о том, как под воздействием социальных изменений происходят трансформации музыкального искусства, изначально были предметом исследований ведущих социологов музыки. Становится очевидным, что музыка должна рассматриваться как отдельный социальный институт, влияние которого на общественную жизнь не должно оставаться вне поля зрения социологии.

С распространением средств массовой коммуникации, тиражированием художественного творчества (грамзаписи, магнитофонные и видеозаписи) появились совершенно новые условия для функционирования музыкального искусства в обществе. Поп- и рок-культура заняли главенствующие позиции в системе художественных приоритетов нового поколения, став одной из наиболее распространенных форм досуга молодежи.

Молодые люди уделяют музыке куда больше внимания, времени и средств, чем взрослые. Разнообразные виды популярной музыки, художественные фильмы, мода, танцы в век технической воспроизводимости искусств уже в раннем детстве становятся культурными спутниками молодого поколения. Высокая степень оснащенности аппаратурой, а также другими продуктами культуры, например книгами и картинами, в семье, из которой происходит молодой человек, и его владение соответствующими благами и продуктами культуры уже в раннем возрасте благоприятствуют раннему развитию развлекательных потребностей. Молодые люди являются главными посетителями эстрадных концертов, дискотек, основными потребителями аудиотехники и музыкальной продукции. К молодежи обращаются эстрадные звезды и популярные группы, ей хотят понравиться популярные композиторы и авторы песенных текстов. Таким образом, музыкальные стили начинают выполнять функцию своего рода социальных языков, являясь стратифицирующим критерием для молодежных субкультур.

13 стр., 6292 слов

Основные виды музыкальной деятельности учащихся на уроках музыки ...

... настоящего, о процессе становления музыкального искусства, музыкальной культуры. Специфика музыки особенно ярко проявляется при сравнении ее с другими видами искусства - прежде всего с изобразительным искусством, литературой и искусством движения. В связи ... на одном из первых мест в сфере предпочтений молодежи. Однако проблема состоит в том, о какой музыке при этом идет речь. Очевидно, что с каждым ...

Музыка, постоянно воздействующая на индивида через аудиальные каналы, в определенной степени оказывает влияние на формирование его идентичности. В результате музыкальные предпочтения в начале

XXI столетия становятся одной из составляющих социальной идентификации.

Таким образом, исследования в области социологии музыки помогают лучше понять процессы формирования идентичности современной российской молодежи. Сегодня кризис идентичности является одной из наиболее актуальных проблем российского общества. В связи с этим изучение музыкальных вкусов как отражения социальной идентификации представляется перспективным направлением для исследований в области социологии музыки, дающим дополнительную информацию для принятия обоснованных решений в сфере культурной и образовательной политики государства.

В качестве объекта исследования выступает музыкальный вкус как продукт социальных отношений.

Предмет исследования — формирование музыкальных предпочтений и их роль в конструировании идентичности современной молодежи.

Глава 1. Роль музыки в формировании общечеловеческих ценностей современной молодёжи

Музыка (от греч.  — муза) — искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени.

Значимость музыки в познании как самого себя, так и окружающего мира несомненна. Еще древние философы признавали позитивное воздействие музыки на человека, хотя в те времена музыка еще не играла той роли в обществе, какая ей отведена сегодня, не было столь обширного многообразия музыкальных направлений и жанров, которое мы наблюдаем сейчас. Например, в Древней Греции музыкальному искусству отводилась лидирующая позиция в воспитании детей. Известен и тот факт, что музыка оказывает лечебное воздействие на человеческий организм. В те далекие времена Гиппократ использовал в своей практике музыкальную терапию при лечении больных. Аристотель так же обращал внимание не только на педагогическое значение музыки, но и отдавал должное терапевтическому значению, утверждая, что музыка способна благотворно влиять на человека, снимая психические переживания.

Нельзя не отметить и негативные моменты воздействия музыки на человека. Например, в наше время музыкальные предпочтения молодежи свидетельствуют о распространении нарциссизма в этой среде: в последнее десятилетие в лидеры вырвались песни, в которых речь идет об одном единственном человеке, его переживаниях, стремлениях. Местоимения «мы» и «нам» употребляются все реже, а вместо них чаще звучат «я» и «мне», причем тексты песен достаточно агрессивные.

8 стр., 3647 слов

Исследование на тему «Психология потребителя»

... – эта методика предполагает вживание в роль производителя услуг или потребителя, в зависимости от целей исследования, и оценку качества товара, его преимуществ ... на потребителя способствовала увеличению расходов на маркетинговые исследования. 4. Методы исследования психологии потребителя Методы исследования психологии потребителя: 1) наблюдение; 2) опросы общественного мнения; 3) фокус ...

Главенствующую роль в содержании музыки играют «художественные эмоции» — отобранные в соответствии с возможностями и целями искусства, очищенные от случайных моментов и осмысленные эмоциональные состояния и процессы. В содержании музыки в целом господствуют положительные образы, отвечающие этическому и эстетическому идеалу автора. Такая склонность музыки к раскрытию и подчеркиванию самого лучшего, что есть в человеке, усиливает ее значение как выразителя гуманистического начала и носителя важных социальных функций.

Отвечая многообразным потребностям общества, музыка соприкасается с различными видами человеческой деятельности — материальной, познавательной и оценочной, духовно-преобразовательной (идейное, этическое и эстетическое воздействие), коммуникативной. Особенно велика общественная роль музыки как средства духовного воспитания человека, формирования убеждений, нравственных качеств, эстетических вкусов и идеалов, развития эмоциональной отзывчивости, чуткости, чувства прекрасного, стимулирования творческих способностей во всех сферах жизни. Музыка способствует усвоению человеком извечных людских ценностей — любви и добра, чести и достоинства, — она призвана формировать гуманное и нравственное отношение к миру, к себе и к другим людям. Все эти социальные функции музыки образуют систему, которая изменяется в зависимости от общественно-исторических условий 1.

Место и роль музыки в формировании общечеловеческих ценностей определяется многофункциональностью музыкального искусства. Так, в число прочих важнейших функций музыки входит эвристическая, информационная, организаторская и другие.

Также на усиление социальной значимости музыки во многом повлияли современные СМИ: освещая музыкальные события и охотясь за частной жизнью музыкантов, они тем самым постоянно напоминают о роли музыки в обществе. Однако главную роль в выдвижении музыки на первый план среди молодежи сыграло широкое «освоение» ею Интернета.2

Глава 2. Музыкальные предпочтения как отражение социальной идентификации

Нетрудно заметить, что молодые люди уделяют музыке куда больше внимания, времени и средств, чем взрослые. Однако не все молодые люди безраздельно верны той музыке, которая считается молодежной. Возраст далеко не всегда является основной направляющей музыкальных предпочтений. Так, например, С. Фрис выявил, что подростки из рабочей среды слушают музыку, отличную от той, которую предпочитают их ровесники из среднего класса. О различиях в музыкальных вкусах представителей различных социальных слоев свидетельствует также опыт других исследова-тел ей, наиболее влиятельным из которых является П. Бурдье.

Таким образом, оказывается, что стиль жизни, обусловленный статусными, культурными и некоторыми другими различиями, порой оказывает более существенное влияние на формирование вкусов молодых людей, нежели их возраст. Более того, по мнению X. Пилкинтон, имидж и музыка являются теми двумя критериями, на которые опираются члены молодежных субкультур при различении на «своих» и «чужих».

Как считает Е. Чернокожева, музыка вмешивается в процесс усвоения повседневности, но не в качестве текста, не просто как звук, а в виде целостного «культурного конгломерата» (одежда, прически, манера поведения).

9 стр., 4400 слов

Становление социологии музыки

... песенных текстов. Таким образом, музыкальные стили начинают выполнять функцию своего рода социальных языков, являясь стратифицирующим критерием для молодежных субкультур. Музыка, постоянно воздействующая на ... рок-культура заняли главенствующие позиции в системе художественных приоритетов нового поколения, став одной из наиболее распространенных форм досуга молодежи. Молодые люди уделяют музыке куда ...

Предпочтения одного или другого стиля рок-музыки манифестируют принадлежность к той или иной молодежной субкультуре. Но (в отличие от имиджа) музыкальные пристрастия говорят нам намного больше, поскольку они отражают внутреннюю сущность человека, т.к. музыка содействует вырабатыванию и развитию определенного типа повседневного поведения. И, скорее всего, их становление относится скорее ко второму этапу культурной инсценировки, по Ионину, на котором происходит усвоение некоего теоретического ядра и выработка соответствующего морально-эмоционального настроя, в отличие от имиджа, который является внешним свидетельством идентификации, осваиваемым на начальном этапе культурной инсценировки. И если в XIX веке в качестве критерия дистанцирования различных молодежных групп выступали литература, театр и живопись, то в нашем столетии эту функцию начинают выполнять рок- и поп-музыка . Таким образом, мы приходим к выводу о том, что социология молодежи и социология музыки, развиваясь независимо, в наше время тесно соприкасаются.

Социология молодежи как отдельная отрасль социологического знания возникла не так давно. Как известно, в обществах до-индустриальной Европы не делалось четкого различия между детством и другими до-взрослыми фазами жизни. Не было не только концепции подростков, но и более или менее отчетливо определяемых психологических границ половой зрелости. Чаще всего этот период определялся мерой зависимости от семьи как источника существования.

Открытие феномена «подростковости» как психологического периода перехода во взрослость обычно приписывается Г. Стэнли Холлу. Считается, что исследования молодежи ведутся с тех пор, когда была написана его работа «Подростковость» в 1904 году. Затем исследования были в основном посвящены получению количественных данных. В этом контексте социологи обычно говорят о Т. Парсонсе, который, по сути дела, создал термин «молодежная культура» и досконально проанализировал это явление через комбинацию возраста и сексуальных ролей. Его работа, связанная с применением метода интервью, вдохновила затем к исследованиям Дж. Коулмана в 1960-х годах. С тех пор индивидуальные (исторические, литературные и этнографические) методы изучения феноменов молодежной культуры стали проводиться в ракурсе психологических перспектив. Первыми здесь были США, откуда произошли многие феномены молодежной культуры: современные молодежные стили, концентрировавшиеся вокруг новой музыки, танцев, кино, машин и массового производства модной продукции для тинэйджеров. Именно американцы написали огромное количество работ о смене поколений, молодежных движениях и жизненных стилях.

Затем на арену вышли британские законодатели молодежной моды -«The Beatles» и «The Rolling Stones» — вокруг них сконцентрировались исследования 70-х годов. В это время английские социологи объединились вокруг Центра Современных Культурных Исследований (CCCS) в Бирмингеме. В их исследованиях молодежи использовались некоторые относительно новые теоретические подходы, в частности такие, как структурализм и семиотика.

3 стр., 1343 слов

выявить возможности художественно- эстетического развития дошкольников ...

... подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь ... выявить возможности художественно- эстетического развития дошкольников на основе использования музыки в повседневной жизни. Объект исследования: процесс художественно-эстетического развития дошкольников. Предмет исследования: ...

В то же время некоторые исследователи были привлечены Германскими и другими континентальными идеями, связанными, как правило, с традициями Франкфуртской школы и другими европейскими неомарксистами. В конце 70-х годов очень заметной фигурой стал немецкий психологически-ориентированный педагог Т. Ziehe. Его теории затрагивали проблемы молодежи, школы, культуры и поздней современности. Довольно значимы были также работы Ю. Хабермаса. Влиятельные позиции среди ученых, изучающих проблемы молодежной культуры, занимают также П. Бурдье, П. Бергер, Т. Лукман, М. Брейк.

Большинство последних исследований молодежной культуры было связано с использованием качественных методов, даже если теоретические модели были поддержаны количественными данными. Поэтому важная часть диалога между исследователями касается ре-интерпретации друг друга, частично на основе нового материала о феномене, частично на основе других теоретических перспектив. При этом каждая интерпретация культивирует частную сторону или аспект, «утилизирует» различные модели, что порой приводит анализ в противоречие с живым эмпирическим материалом1.

Глава 3. Основные современные музыкальные субкультуры и музыкальные направления

Субкультура — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами.

Одной из самых ярких и известных субкультурных общностей являются молодежные движения, связанные с определенными жанрами музыки. Музыкальный жанр — многозначное понятие, характеризующее различные роды и виды музыкального творчества в связи с их происхождением, а также способом и условиями их исполнения и восприятия.3

Имидж музыкальных субкультур формируется во многом в подражании сценическому имиджу популярных в данной субкультуре исполнителей. Это не просто люди, которым нравится слушать определенную музыку, — это те, кто полностью принимает ценности и идеологию, которые несет конкретное музыкальное направление. У каждой субкультуры существуют необходимые внешние атрибуты, с помощью которых ее приверженцы обозначают свою принадлежность к субкультуре и узнают друг друга.

Одной из первых музыкально-молодежных субкультур современности были хиппи, расцвет движения которых пришелся на конец 60-х — начало 70-х гг. Хиппи пропагандируют стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм (от лат. pacificus — «миротворческий») — международное, антивоенное движение, выступающее против всяких войн.

Много общего у хиппи можно найти с возникшим на Ямайке в 20-е гг. ХХ в. религиозно-музыкальным движением растафарианство (растаманы), уходящим корнями в культы стран Африки, которое, помимо музыки рэгги и специфического имиджа, также обладает определенной идеологией. В частности, среди убеждений растаманов, как и у хиппи, — пацифизм и легализация марихуаны.

3 стр., 1266 слов

Музыка объединяет людей. Споем дружно

... классе; 4) показать, как музыка объединяет людей; 5) в конце работы сделать вывод.   Объект исследования:музыка   Предмет исследования:влияние различных музыкальных стилей на психику ... на психику и здоровье человека, повышает уровень интеллекта,. - также народная, молитвенная музыка, музыка природы помогают человеку жить, улучшают настроение, являются частью его жизни. - тяжелый рок – ...

Рок-музыка возникла в 50-е гг. в США и Великобритании, а расцвет пришелся на начало 60-х и по сей день. Истоки рок-музыки лежат в блюзе, из которого и вышли первые рок-жанры — рок-н-ролл и рокабилли. Субкультура рокеров появилась в середине 60-х годов и достигла своего расцвета в конце 60-х — начале 70-х, как в Англии, так и в мире. Если раньше понятие «рокер» ассоциировалось исключительно с ездой на «железном коне», то сегодня под этим в первую очередь подразумевается приверженность к рок-музыке и рок-культуре.

Г.С. Кнаббе, рассматривая западную рок-культуру, отметил, что сама по себе музыка как мелодический конструкт — не главное, и, во всяком случае, не единственное содержание, главное — «неписаный кодекс чести» — нравственная позиция и тип существования, основой которого является противостояние: «есть мы и есть они» и противостояние это носит экзистенциальный характер (Кнаббе, 1990).

Позднее, в конце 70-х, на смену пацифистской идеологии любви хиппи, пришла агрессия такого субкультурного явления как панк. Вместо детей цветов в борьбу с общественными устоями вступили подростки в рваной одежде, с серьгами в ушах, обвешанные цепями и анархической символикой, а вместо длинных волос хиппи — прическами-ирокезами. Налицо открытое, агрессивное противостояние с тем самым обществом, которое хочет заставить жить по своим правилам [26]. Тело в данном случае становится знаковой системой, глубоко отличающий один «культурный вид» от другого. Неважно, что мы оба рождены физиологически одинаковыми — «мы разной культурной крови, ты и я» (Лобок, 1997).

Кроме того, панки обладают ярко выраженной политической позицией: девизом панк-рока была и остается идеализированная анархия. В этой связи можно согласиться с З. Фрейдом и предположить, что у человека как и у животных существует врожденный «инстинкт агрессивности». Фрейд считал человеческое стремление к разрушению инстинктивным, а попытки приостановить этот процесс бесплодными. Самая современная точка зрения на происхождение агрессивного поведения связана с когнитивной (социальной) теорией научения А. Бандуры, согласно которой агрессия появляется только в соответствующих социальных условиях. Это мнение основывается на том, что человек часто совершает те же действия, что и субъект, за которым он наблюдает, т.е. происходит подражание, что свойственно молодому поколению, составляющему основную массу большинства субкультур.

Вслед за новыми жанрами в рок-музыке сформировалась такая субкультура как металлисты, которая наряду с рокерами и панками являлась одой из самых больших «неформальных» субкультур того времени, культивирующих личностную свободу и независимость. Эти субкультуры и по сей день имеют немалочисленную аудиторию своих приверженцев.

Среди множества других субкультурных форм, основанных на музыкальных стилях, в России широкий размах получила рэп-культура (англ. rap — «легкий удар», «стук»), в последнее время все больше входящая составной частью в субкультурное образование, получившее название хип-хоп культура. Манера исполнения («чтение»), внешний вид исполнителей, их действия берут свое начало от уличной жизни подростков негритянских кварталов Америки.

11 стр., 5148 слов

Социология молодежи 6

... исследований определенные факты в разных сферах жизни молодежи. Появление социологии молодежи как отдельной отрасли социологии относится к периоду молодежной революции 60- ... человека, усвоение им нужной инфы, вербования молодежи к различным видам деятельности. Молодежные трудности изучают также социология труда, социология образования, социология брака и семьи, социология воспитания, социология ...

«Русский рэп» — молодое явление, у которого есть одна главная проблема — подражательность. Многие не воспринимают «русский рэп», возможно, справедливо считая его калькой с западных образцов, со всей присущей атрибутикой стиля «черных братьев».

«Отцом» современного рэпа можно считать известного итальянского певца и актера Адриано Челентано. Ещё в начале 1970-х годов Адриано придумал и создал музыкальный номер под названием «Prisencolinensinainciusol», в котором он исполнял речитативом фразы, написанные на вымышленном языке, по звучанию напоминавший смесь английского с итальянским. И только через десять лет этот новый музыкальный стиль перекочевал в США.

Клубная музыка достаточно обширна в своем представлении, к ней можно отнести как ремиксы на известные песни, так и музыкальное творчество диджеев (англ. DJ от disc jockey — диск-жокей) — человек, осуществляющий публичное воспроизведение записанных на звуковые носители музыкальных произведений с изменением и без изменения материала техническими средствами. Сюда же относятся такие жанры как поп-музыка иэлектронная (широкий музыкальный жанр, обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных инструментов и технологий, чаще всего при помощи специальных компьютерных программ).

Электронная музыка как самостоятельный жанр утвердилась лишь к началу XXI века, включая в свой обширный жанрово-стилевой спектр десятки разновидностей (techno, house, trance, dubstep и др.).

Рейв (англ. rave — «бред», «бессвязная речь», «вечеринка») — массовая дискотека с выступлением диджеев и артистов электронного жанра. Субкультура рейва возникает в 80 гг. в США и Великобритании. В России распространяется с 90-91 гг. Неотъемлемая часть рейверского стиля жизни — ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой и лучами лазеров.4

Таким образом, вступая в ряды той или иной субкультуры, человек принимает все правила и законы, существующие и функционирующие в этой субкультуре, в противном же случае, это может вызвать непонимание или неодобрение со стороны сотоварищей. Желая стать «своим», человек готов идти на изменение своих жизненных взглядов, идей, он уподобляется своим кумирам и новым идеалам. Музыка в этом случае выступает как ориентир на «новый и верный» путь, а ценности и нравы субкультуры оказывают свое определенное воздействие на формирование тех или иных личностных качеств человека. Такова пестрая картина музыкальных субкультур и музыкальной индустрии, которые должны стать предметом глубоких социологических и психологических исследований.

Вопросы, заданные опрошенным по социологическому исследованию на тему: «Музыкальные предпочтения современной молодёжи»

1.Являетесь ли вы фанатом какого либо исполнителя/исполнительницы, группы? а) да б) нет 2. Ваши любимые жанры музыки: а)Классическая музыка б)Народная музыкав)Джаз г)Поп музыка (попса)д)Рок – музыка е)Электронная музыка (клубная).ж)Шансон з)хип-хоп3. У вас есть возможность знакомится с музыкальными новинками? а) да б) нет4. Вы собираете музыкальную коллекцию? а) у меня дома огромное количество дисков, кассет с музыкальными записямиб) у меня есть несколько дисков любимых исполнителей в) не имею возможности собирать музыкальную коллекцию. Но очень хочется! г) нет, не хочется впустую тратить деньги и время, все есть в интернете 5. Насколько часто вы посещаете концерты? а) очень часто, несколько раз в месяц б) редко, пару раз в год в) не помню, когда в последний раз посещал подобное мероприятие г) меня не интересуют данные мероприятия

9 стр., 4424 слов

Связь музыки и социологии

... нами, в целом представляющими науки о жизни: этногра­фия — этномузыковедение , антропология — антропология музыки, социология — социология музыки и т.п. Во-вторых, понимание музыки оригинально раскрывается в работах В. В. ... в основном из тонов. Выражая мысли и эмоции человека в слышимой форме, музыка служит средством общения людей. Музыка аналогична речи, точнее —речевой интонации, где внутреннее ...

6. Как вы относитесь к представителям различных субкультур (панки, рокеры, металлисты и многие другие)? а) прекрасно! Я и сам/а принадлежу к субкультуре б) негативно. Это же ужасно! Столько молодых людей тратит свою жизнь впустую! в) компромиссно. Каждый выбирает по себе7. Сколько времени в день вы тратите на прослушивание любимой музыки? а) 4 – 5 часов б) 2 – 3 часа в) 1 – 2 часа г) менее часа 

8. Ваше отношение к классической музыке: (выберите только один ответ) а) не люблю. Не понимаю, что в ней находят? Это же скучно! б) не слушаю, но отношусь с уважением. Есть даже пара-тройка любимых композиций в) это не модно, следовательно, не достойно внимания г) это любимая моя музыка! Гармония, чистота, торжественность – в ней есть всё

д) могу послушать время от времени 

9) где чаще всего вы слушаете музыку

а)в машине

б)дома

в)на улице

г) В кафе, барах, ресторанах

д) В клубах, концертных залах, театрах

10) Как Вы узнаете об интересующих вас концертах, музыкальных вечерах? 

а) Афиши на улице

б) От друзей

в) В социальных сетях 

г) По радио

д) Большие информационные стенды на улице

11)Есть ли у вас друзья с похожими(или одинаковыми)музыкальными предпочтениями?

а)да, конечно

б) в некоторых моментах совпадает мой вкус со вкусом друзей

в)нет, я один в компании слушаю жанр музыки, друзьям не нравится

12)Как быстро вам может разонравиться новая песня?

а)быстро, потому что слушаю новые песни до тех пор, пока они не надоедят

б) могу слушать ещё хоть вечность, если песня хорошая

в)не слушаю новые песни, только классику

13)Если вы забудете взять с собой плеер или наушники в дорогу, вы расстроитесь?

а)да, не могу ехать никуда без музыки

б)расстроюсь, но постараюсь найти себе занятие

в) найду другое занятие, и без музыки жить можно

14)Что вы чувствуете, когда слушаете своего любимого исполнителя? 

а)с каждым разом она мне кажется все лучше, мурашки по коже

б)могу послушать в любое время, не надоедает

в)могу послушать когда очень скучно, надоедает часто

Заключение

В данной работе была осуществлена попытка разобраться в малоисследованной проблеме музыкальных предпочтений современной молодежи.

Было проведено эмпирическое исследование с целью характеристики особенностей музыкальных предпочтений современной молодежи.

Музыкальная индустрия занимает немаловажное место в социуме и в жизни каждого современного человека. Поскольку масс-медиа давно и прочно вошли в нашу жизнь, а музыкальная среда является одной из основных составляющих жизни современной молодежи, то в этой связи необходим критический и избирательный подход в вопросе личностного выбора музыкальных направлений, особенно если картина мира и ценностно-смысловая система личности еще не имеют устойчивый характер, что зачастую свойственно молодому поколению.

Немалую роль играет музыкальная культура, которая на протяжении всей жизни окружает человека и, так или иначе, оказывает определенное влияние на формирование и развитие ценностно-смысловой системы личности. Музыка способствует усвоению человеком извечных людских ценностей, особенно велика общественная роль музыки как средства духовного и нравственного воспитания человека, формирования положительных личностных качеств, эстетических вкусов и идеалов, развития чувства прекрасного, а также стимулирования творческих способностей.

Таким образом, музыкальное искусство превратилось в часть самой жизни современной молодежи, в основу понимания смысла жизни и окружающего мира. В свою очередь музыка не только традиционно способствует становлению определенного художественного вкуса, но и оказывает определенное воздействие на картину мира, избирательность досуга и стиль жизни современной молодежи.

Обобщая выводы по данной работе, можно сказать, что ценностные ориентации — это важнейший компонент мировоззрения личности, выражающий предпочтения и стремления человека в отношении тех или иных человеческих ценностей. Ценностно-смысловая система личности является главным фактором, который регулирует и детерминирует мотивацию личности и, следовательно, ее поведение. Ценностные ориентации личности по-разному влияют на поведенческие аспекты, но совершенно точно можно сказать, что, выбирая стиль поведения или способ действия в конкретной ситуации, человек сознательно или неосознанно будет опираться на систему сформировавшихся ценностных ориентаций.

Отвечая различным потребностям социума, музыка соприкасается с самыми разными видами человеческой деятельности — материальной, познавательной, коммуникативной и многими другими. Музыка способствует усвоению человеком извечных людских ценностей, особенно велика общественная роль музыки как средства духовного и нравственного воспитания человека, формирования положительных личностных качеств, эстетических вкусов и идеалов, развития чувства прекрасного, стимулирования творческих способностей во всех сферах жизни.

Музыка является постоянным спутником жизни современного человека, а для молодежи прослушивание любимой музыки имеет огромную значимость, что подтверждается многими социологическими опросами и исследованиями. Исходя из этого, можно предположить, что в соответствии с ценностями и информацией, а также идеалами и образцами поведения, которые пропагандирует и несет в себе музыка, которую слушает человек, вполне вероятно, что им будут усвоены и закреплены на личностном уровне соответствующие взгляды, принципы и убеждения.

Подводя итог, нужно признать несомненную важность музыки для сегодняшней молодежи. Подавляющее большинство молодого поколения не представляет свою жизнь без музыки — она имеет не просто развлекательное значение, — музыка служит средством для придания осмысленности собственной жизни, для самовыражения и творческого вдохновения, а главным следствием этого является формирование у человека качественно иных взглядов на окружающую действительность и построение отношений с другими людьми с новых позиций.

Список использованной литературы

  1.  Кравченко А.И. Социология. 2014 год. 439 с
  2. Москвичев Л.Н. Социология. Основы общей теории 2014 год. 351 с
  3. Добреньков В.И. Методы социологического исследования. Учебник 2014. год 364 с
  4. Глазырин В.А. Социология. 2014 год. 612 с
  5. Докторов Б.З. Современная Российская социология: Историко-биографические поиски: в 3-х томах. 2012 год. 418 с.
  6. Социология. Под ред. В.К Батурина. Издательство Юнити-Дана 2012 г. 487 с.
  7. Прикладная социология. Методология и методы. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. (2012, 404с.)
  8. Социология. Курс лекций. Под ред. Акимовой И.А. (МГТУ; 2010, 97с.) 
  9. Социология под ред. В.Н Лавриненко. Изд. Юнити-Дана 2012 г 447 с.

1 Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социол. исслед. — 2010. — №4. — с. 37-43

2 Барсамова А.А. Музыкальные молодежные субкультуры — норма или девиация? // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. ред. М.К. Горшков — Вып. 8 — М.: Институт социологии РАН, 2011. — с. 439-460

3 Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. — 2-е изд. — М.: Смысл, С-Пб.: Питер, 2010. — 864 с.

4 Азелицкий О., Иванов К. «Рейв». — СПб.: ТИД Амфора, 2011 — 284 с.