Введение
социальный конфликт туризм
Социальные конфликты являются естественной частью социальной жизни человека, они превращаются в проблему только в результате неконструктивного управления ими или отсутствия управления. Общая стратегия и принципы управления социальным конфликтом определяют, будет ли исход конфликта конструктивным или деструктивным.
Тема данной курсовой работы является актуальной, так как каждый человек на протяжении жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Часто человек хочет то, что трудно достичь. Если поставленная цель не достигается, то возникает взаимное непонимание с окружающим миром, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта. Чтобы найти правильное решение в данной ситуации необходимо знать, что такое конфликт, его типы и методы разрешения. Конфликт в организации может принимать множество форм. Какой бы ни была природа организационного конфликта, менеджеры должны уметь анализировать его, понимать и управлять им.
Цель данной курсовой работы дать общую характеристику социальным конфликтам на предприятиях сферы сервиса и туризма на основе литературы по конфликтологии и социологии.
Для достижения данной цели определены следующие задачи: изучение теорий социального конфликта, определение типов и причин социальных конфликтов, описание методов разрешения социальных конфликтов.
Гипотеза заключается в том, что конструктивно управляемый конфликт является формой разрешения противоречий, устранения тех недостатков и просчетов в соци альной организации, которые привели к конфликту. Конфликт способствует снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации.
Конфликт как социальное явление впервые рассмотрен в работе А. Смитта «Исследование о природе и причинах богатствах народов». По его мнению, в основе конфликта лежит деление общества на классы (капиталисты, земельные собственники и наемные рабочие).
И экономическое соперничество между ними.
В собственно социологической теории сложилось два основных подхода к пониманию сущности конфликта: функциональный и конфликтный.
В данной курсовой работе были использованы учебные пособия по социологии авторов Фролова С. С., Кравченко А. И., Здравомыслова А.Г., Гришиной Н.В. и других.
1. Общая характеристика основных теорий конфликта
1.1 Теория конфликтного функционализма Льюиса Козера
Льюис Козер известный американский социолог, профессор социологии. Основные работы: «Функции социального конфликта», «Конфликт и консенсус».
Посредничество как способ урегулирования конфликта и разрешения ...
... улучшению или возобновлению прямого диалога между оппонентами. Участие посредника в разрешении конфликта может способствовать изменению динамики взаимоотношений между оппонентами и поддержать ... обеспечения устойчивой динамики переговорного процесса, направленной на движение сторон к разрешению конфликта; последовательность рассмотрения вопросов. Посредник может предложить сторонам порознь или ...
Л. Козер концентрирует внимание на позитивных функциях конфликта. Вслед за Г. Зиммелем он рассматривает конфликт как одну из форм социального взаимодействия, как процесс, который при определенных условиях может иметь для «социального организма» не только деструктивные, но и конструктивные (интегративные) последствия. Основное его внимание направленно на выявление причин, при которых конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию системы и её приспособляемость к изменяющимся условиям .
В работах Л. Козера можно обнаружить ряд обозначаемых им функций социального конфликта:
— установление единства и сплоченности;
— производство стабилизирующих и интегративных элементов;
— выявление относительной силы антагонистических интересов в структуре;
— создание механизма поддержки и/или справедливости баланса сил;
— создание ассоциаций и коалиций;
— помощь в уменьшении социальной изоляции и объединение индивидов;
— поддержка границ между новыми ассоциациями и коалициями;
— выполнение функций спускового клапана для уменьшения фрустации и агрессии;
— создание почвы для консенсуса;
— формирование более четких централизованных структур, ответственных за принятие решений;
— укрепление внутреннего единства;
— усиление нормативности поведения и стимулирование выработки новых правил и норм.
В условиях первичной группы, утверждает Л. Козер, полнота личной вовлеченности в условиях подавления конфликтной ситуации угрожает, в случае возникновения конфликта, самим источником внутригрупповых отношений. Во вторичных же группах частичное участие в массе неакуммулированных конфликтов выступает в роли механизма, поддерживающего равновесие внутригрупповой структуры, предотвращая тем самым её раскол по одной линии. На основании этих положений Л. Козер заключает, что не только интенсивность конфликта влияет на структуру группы, но и природа групповой организации может влиять на интенсивность конфликтного процесса.
Анализируя социальную структуру американского общества, он приходит к выводу, что взаимозависимость групп до некоторой степени сдерживает тенденцию принципиального раскола социальной системы, хотя и не исключает наличие противоположных интересов. Гибкость же социальной системы, благодаря толерантному отношению к конфликтам, дает возможность прямого выражения противоречивых требований и тем самым элиминирует источник недовольства. Свойственный такой системе плюрализм конфликтных ситуаций позволяет искоренить причины внутреннего разобщение и восстановить социальное единство. В отличие от этого, чем более жесткой является социальная система, тем меньше в ней институциональных средств, позволяющих урегулировать возникшие социальные конфликты .
Л. Козер делает вывод о том, что не конфликт как таковой угрожает равновесию системы, а её жестокость, подавляющая различного рода напряженности, которые, аккумулируясь, могут привести к острому конфликту, касающемуся базовых ценностей, затрагивающему основы общественного согласия. Социальный конфликт представляет собой способ адекватного приспособления норм к изменяющимся условиям. Социальная структура, в которой есть месть для конфликта, может избежать состояний внутренней неустойчивости или модифицировать эти сомнения, изменив существующее соотношение властных позиций .
Конфликты на различных уровнях социальной системы
... рассмотреть конфликты на различных уровнях социальной системы. Объект исследования – конфликт. Предмет исследования – природа конфликта. Задачи исследования: - Выявить сущность и типы конфликтов; - Раскрыть особенности межличностного конфликта, конфликтов в ... организация в целом) вступает в противоречие с интересами другой стороны. То есть конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более ...
1.2 Понятие социального конфликта Ральфа Дарендорфа
Ральф Дарендорф — известный немецкий социолог и идеолог либеральной ориентации. Его основные работы: «Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе», «Элементы теории социального конфликта», «Конфликт после класса», «Конфликт и свобода».
Р. Дарендорф вторил Зиммелю и Козеру, утверждая «политику свободы политикой жизни с конфликтом». Повсеместно распространена оценка Р. Дарендорфа как представителя диалектической теории конфликта в духе традиций диалектического подхода К. Маркса. В постиндустриальном обществе основное противоречие социальной системе перемещается, по его мнению, из экономической плоскости, из сферы отношений собственности в область отношений собственности в область отношений господства-подчинения и основной конфликт оказывается связан с перераспределением власти .
Он определяет конфликт как любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные или субъективные противоположности. Его внимание сосредоточивается на структурных конфликтах, которые представляют собой лишь один из типов социальных конфликтов. Путь от устойчивого состояния социальной структуры к развертывающимся социальным конфликтам, что означает, как правило, образование конфликтных групп, аналитически проходит в три этапа.
Первый этап связан с возникновением каузального фона латентных, но реально противоположных друг другу и потому конфликтных интересов, представляемых двумя агрегатами социальных позиций в виде квази-групп.
Второй этап развития конфликта состоит в осознании латентных интересов и организации квази-групп в фактические группы (группы интересов).
Конфликты всегда стремятся к кристаллизации и артикуляции.
Для проявления конфликтов необходимо выполнение определенных условий:
— технических (личные, идеологические, материальные);
— социальных (систематическое рекрутирование, коммуникация);
— политических (свобода коалиции).
Третий этап заключается в развертывании сформировавшегося конфликта, то есть в столкновении между сторонами, отличающимися ярко выраженной идентичностью (нации, политические организации и т. д.).
Если такая идентичность еще отсутствует, конфликты в некоторой степени являются неполными .
Формы социальных конфликтов изменяются в зависимости от действия переменных и факторов вариабельности. Выделяется переменная насильственности, под которой подразумеваются средства, которые выбирают борющиеся стороны, чтобы осуществить свои интересы. На одном полюсе шкалы насильственности находятся война, гражданская война, вообще вооруженная борьба с угрозой для жизни участников, на другом — беседа, дискуссия и переговоры в соответствии с правилами вежливости и с открытой аргументацией. Между ними находится большое количество поливариантных форм взаимодействия: забастовки, конкуренция, ожесточенно проходящие дебаты, драки, попытка взаимного обмана, угроза, ультиматум и т. д.
Переменная интенсивность относится к степени участия сторон в данных конфликтах. Она определяется значимостью предмета столкновения. Р. Дарендорф поясняет данное положение следующим примером: борьба за председательство в футбольном клубе может проходить бурно и даже с применением насилия, но она, как правили, не означает для участников так много, как в случае конфликта между предпринимателями и профсоюзами по поводу заработной платы .
Социальные теории старения, их значение для создания программ ...
... будущее. Теоретические концепции берутся во внимание при проведении социальной политики в отношении пожилых людей.1. Социальные теории старения В научной литературе период пожилого возраста характеризуется ... положению. Речь идет о концептуализации общества, разделенного в возрастном и социальном отношении. Эта теория помогает уяснить и объяснить характерные особенности различных поколений, включая ...
Ряд факторов, определяющих форму и остроту конфликта, обозначаются как условия конфликта. Первый круг факторов вытекает из условий организации конфликтных групп, или манифестирования конфликтов. В отличии от ряда исследователей, Дарендорф полагает, что манифестирование конфликта способствует понижению его интенсивности. Многие латентные конфликты приобретают высокую степень интенсивности и насильственности тогда, когда одна из участвующих сторон способна к организации, имеет для этого соответствующие технические и социальные условия, но при этом не располагает политическими условиями по причине запрета на своё существование со стороны властей. Историческими примерами являются конфликты как в области международных отношений, так и внутренние социальные конфликты. Манифестирование, признание конфликта позволяет начать поиск вариантов его регулирования, предупреждающих эксплуатацию.
Не менее важным является фактор социальной мобильности, особенно применительно к интенсивности конфликтов. Уровень мобильности между конфликтующими сторонами обратно пропорционально интенсивности конфликта. Чем больше индивид идентифицирует себя с определенной социальной позицией, тем выше его приверженность групповым интересам и тем интенсивнее возможное развитие конфликта. Поэтому конфликты на основе возрастных и половых различий или меконфессиональные столкновения, как правило, интенсивнее, чем региональные. В то же время вертикальная и горизонтальная мобильность, переход в другой слой и миграция обычно способствует снижению интенсивности конфликта .
Еще одним важным параметром, влияющим на уровень интенсивности конфликта, является социальный плюрализм, то есть напластование или разделение социальных структур. Для сложных обществ характерно сочетание множества интересов и конфликтов, представляющий собой некий уравновешенный механизм, предотвращающей нестабильность. Интенсивность конфликта снижается по мере того, как структура общества
становится плюралистической. Пересечение интересов разнообразных социальных институтов порождает множество разнообразных конфликтов, за счет чего снижается их интенсивность .
По мнению Р. Дарендорфа метод подавления конфликта является не эффективным способом обращения с конфликтами. В той мере, в какой социальные конфликты пытаются подавить, возрастает их потенциальная «злокачественность», и тогда взрыв предельно насильственных конфликтов является лишь делом времени. Во всей истории человечества революции предоставляют горькие доказательства этого тезиса. Метод подавления социального конфликта не может использоваться в течение продолжительного срока, то есть периода, превышающего несколько лет.
Разновидностью подавления конфликта является метод отмены конфликта, под которым понимается радикальная попытка ликвидации противоречий путём вмешательства в соответствующие социальные структуры. Но социальные противоречия объективно невозможно разрешить в смысле окончательного устранения. «Единство народа» и «Бесклассовое общество» — это только два примера подавления конфликтов под видом их разрешения .
Система развития социальных инициатив молодежи в профилактике ...
... подростков 1.1. Социализация современной молодежи как социальная и психолого-педагогическая проблема Радикальное реформирование всей общественно-экономической системы в России привело к деструктивным трансформациям ... не только ее социальных институтов, но и к нарастанию ...
Наконец, метод регулирования конфликтов предполагает контролирование динамики их развития, понижение уровня насилия и постепенный перевод их на службу развития социальных структур. Успешное регулирование конфликта предполагает следующие условия:
— осознание конфликта, его естественной природы;
— регулирование конкретного предмета конфликта;
— манифестирование конфликта, то есть организация конфликтных групп как условие для его возможного успешного урегулирования;
— соглашение участников на определение «правила игры», в соответствии с которыми они хотят решить возникшую проблему.
«Правила игры», типовые соглашения, конституции, уставы и т. п. Могут быть эффективны только в том случае, если оно не отдают предпочтения одному участнику в ущерб другому.
«Правила игры» касаются способов, которыми социальные субъекты намериваются решать свои противоречия. Р. Дарендорф предлагает ряд способов, которые могут применяться последовательно в диапазоне от ненасильственных до принудительных вариантов решения проблем.
1. Переговоры. Данный способ предполагает создание органа, в рамках которого конфликтующие стороны регулярно встречаются целью обсуждения проблем конфликта и принятия решений установленными способами (большинством, квалифицированным большинством, большинством с правом вето, единогласно).
2. Посредничество. Наиболее мягкая форма участия третей стороны в регулировании конфликта на основе добровольного соглашения его непосредственных участников.
3. Арбитраж представляет собой обращение субъектов конфликта к третьей стороне, решения которой носят для него либо рекомендательный, либо обязательный характер. Последний вариант практикуется в тех ситуациях, когда необходимо сохранение формы государственного правления и обеспечения мира в области международных отношений.
Конфликт является движущий силой изменений, но он не должен быть войной. В рациональном обуздании социальных конфликтов заключается одна из центральных задач политики .
1.3 Единая теория конфликта В. А. Светлова
За время, прошедшее со времени появления концепции Л. Козера, ничего принципиально в теории конфликта добавлено не было. Даже весьма популярная в 90-е годы теория фрустрации универсальных человеческих потребностей Джона Бертона не выходит за пределы базисных допущений Г. Зиммеля и Л. Козера.
Имевшиеся в то врем концепции не лишены определенных недостатков. Например, понимание К. Боудлингом и Л. Крисбергом конфликта как ситуации, в которой каждый участник осознает несовместимость своих устремлений с устремлениями своих противников, не приемлемо, в частности, к анализу бессознательных внутриличностных конфликтов — неврозов.
Созданные в первой половине XX столетия Дж. Фон Нейманом и О. Моргенштерном теории игр породило у некоторых математиков надежду на возможность создания универсального метода анализа и поиска путей разрешения конфликтов. Однако в своём классическом виде этот подход не позволял находить кооперативные решения в антагонистических играх. Все попытки использовать существующие математические методы для анализа и решения конфликтов можно считать неудовлетворительными: ни одна из них не оказалась способн6ой обеспечить общий язык и технику полноценного моделирования и анализа социальных, психологических и иных конфликтов.
На фоне бурно развивающейся прикладной конфликтологии отсутствует прогресс в теоретической конфликтологии вносит диссонанс в общую картину достигаемых успехов, не давая в полной мере насладится сложившейся в обществе ситуации востребованности этой новой специализированной области знания .
Приоритет в осуществлении попытке создания единой теории конфликта принадлежит российскому ученому В. А. Светлову. Основные работы которого «Практическая логика», «Аналитика конфликта».
Исходной теоретической и методологической установкой концепции является системный анализ, дополнительный элемент теории графов, теории вероятности, динамического анализа, теории игр и гиперигр. В. А. Светлов понимает конфликт как определенный дисбаланс системы с особыми структурными, динамическими и теорико-игровыми характеристиками.
Доказана ошибочность привычного и распространенного даже в научной литературе представления о конфликте как взаимной борьбе (антагонизме).
Антагонизм определяется им как одна из двух возможных форм разрешения конфликта (другой является синергизм).
+ +
(а) —- В (б) В
А А
+ —
Рис.1. Пример конфликта в разных системах
Случай (а) соответствует синергетической связи: усиление (ослабление) системы А вызывает ослабление (системы) В. Обратное также вероятно. Случай (б) соответствует антагонистической связи: усиление (ослабление) системы А вызывает ослабление (усиление) системы В. Обратное также верно. Оба случая являются вариантами положительной обратной связи. Любая положительная обратная связь способствует сохранению в определенных границах системного качества. Её главной функцией является объединение индивидуумов в одни общий класс (общую категорию), в предельном случае являющейся гомогенным.
Отрицательная обратная связь подчиняется противоположному закону: если отношение А к В позитивно (имеет знак «+»), то обратное отношение В к А должно быть негативным (иметь знак «-») и наоборот. Иными словами, результат умножения знаков прямого и обратного отношений для отрицательной обратной связи должно быть всегда отрицательным. Наличие отрицательной обратной связи свидетельствует о конфликтном состоянии системы. Главной функцией отрицательной зависимости является разъединение индивидуумов, принадлежащих какому-нибудь общему классу, на различные подклассы (категории), что свидетельствует о наличии гетерогенности.
Конфликт, по В.А. Светлову, как и любая отрицательная обратная связь, представляет форму саморегуляции поведения систем — поиска, создания и перехода от неоправдавших себя форм поведения к новым достижения ими внутренних целей. Переход системы от одного устойчивого состояния к другому возможно только посредством возникновения и разрешения конфликта.
Синергизм и антагонизм представляют варианты способов разрешения конфликтов. Если члены какой-нибудь социальной группы поддерживают друг друга, то есть образуют синергетическую систему, то такое поведение социально одобряется, только если идеалы и цели, которыми они руководствуются, социально и культурно значимы. В противном случае такой синергизм социально неприемлем и осуждается или преследуется. Если антагонизм двух подсистем на принципе соблюдения примерного равенства сил, как было между СССР и США и их союзниками в период «холодной войны», то он представляет устойчивый способ бесконфликтного поведения всей системы в целом и поддерживается обеими враждующими подсистемами. При нарушении паритета в значимых для системы отношениях антагонизм ведёт к гипертрофии одной подсистемы и атрофии другой и начинает представлять опасность для её существования в целом.
Синергизму и антагонизму соответствуют (согласно принципу симметрии) антисенергизм и антиантагонизм, исчерпывающие все виды конфликтного состояния систем .
Созданные В.А. Светловым теоретические модели конфликтов (структурная, вероятная, динамическая, теоретико-игровая, структурно-игровая) позволяют анализировать любые виды конфликтов, включая неврозы.
Таким образом, все, кто занимается проблемами конфликта (социологи, психологи, политологи, менеджеры, юристы, этики), получили возможность использования единого языка, позволяющего работать на общий результат.
2. Характеристика социальных конфликтов на предприятиях сферы сервиса и туризма
2.1 Типы и причины социальных конфликтов
Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.
Внутриличностный конфликт возникает тогда, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования. Например, менеджер может потребовать, чтобы исполнитель постоянно находился в офисе туристической фирмы и «работал» с клиентами на месте. В другое время он уже выражает недовольство тем, что его сотрудник тратит слишком много времени на клиентов и не занимается маркетинговой деятельностью.
Внутриличностный конфликт может возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личностными потребностями или ценностями. Например, подчиненный планировал в субботу — в свой выходной — какие-то семейные мероприятия, а начальник в пятницу вечером объявил ему, что в связи с производственной необходимостью он должен в субботу работать. Внутриличностный конфликт возникает как ответ на рабочую перегрузку или недогрузку.
Межличностный конфликт. Этот тип конфликта самый распространенный. Чаще всего это борьба руководителя за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы и т.п. Если ресурсы ограничены, то начальник подразделения должен убедить вышестоящее начальство выделить их именно ему, а не другому руководителю .
Межличностный конфликт может проявляться также и как столкновение личностей, то есть люди с разными характерами, несовместимыми темпераментами не в состоянии ладить друг с другом.
Конфликт между личностью и группой. В производственных группах устанавливаются определенные нормы поведения, достаточно часто ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности. В этом случае возникает конфликт. Следует отметить, что между личностью и группой конфликт возникает тогда, когда эта личность займет позицию, отличную от позиции группы .
Межгрупповой конфликт. Как правило, организации состоят из множества как формальных, так и неформальных групп. И вполне естественно, что между ними могут возникнуть конфликты.
Также конфликты классифицируют по степени проявления: скрытый и открытый.
Скрытые конфликты затрагивают обычно двух человек, которые скрывают свой конфликт. Однако это длится до тех пор пока один из них не превратит данный конфликт в открытый. Различают также случайные, стихийно возникающие, и хронические, а также сознательно провоцируемые конфликты. Как разновидность конфликта выделяют интриги. Под интригой понимается намеренное нечестное действие, которое выгодно ее инициатору и которое вынуждает коллектив или отдельного человека совершать определенные поступки, наносящие вред им самим. Интриги, как правило, тщательно продумываются, планируются, имеют свою сюжетную линию.
Каждый конфликт имеет свою причину (источник) возникновения.
Недостаточная согласованность и противоречивость целей отдельных групп и работников. Чтобы избежать конфликта, необходимо уточнить цели и задачи каждого подразделения и работника, передав соответствующие предписания в устной или письменной форме .
Ограниченность ресурсов присутствует на любом предприятии. Руководство решает, как правильно распределить материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы достигнуть целей организации. Выделение большей доли ресурсов одним означает недополучение их другими членами коллектива, что приводит к конфликтам.
Недостаточный уровень профессиональной подготовки. В этом случае возможность возникновения конфликта обусловлена профессиональной неподготовленностью подчиненного. Ему не доверяют выполнение отдельных видов работ, которые выполняет другой сотрудник. В результате этого одни работники недогружены работой, а другие перегружены ею.
Необоснованное публичное порицание одних и незаслуженная похвала другим сотрудникам. В результате этого появляются «доверенные лица» и «любимчики». Такое положение всегда провоцирует конфликт.
Противоречие между функциями, входящими в круг должностных обязанностей работника, и тем, что он вынужден делать по требованию руководителя. Особенно остро проявляется это противоречие тогда, когда руководитель придерживается бюрократических процедур.
Различия в манере поведения и жизненном опыте. Встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность по отношению к другим и готовы оспаривать каждое их слово. Такие люди и создают вокруг себя конфликтную ситуацию. Различия в жизненном опыте, нравственных ценностях, образовании, стаже работы, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между членами трудового коллектива .
Неопределенность перспектив роста. Если сотрудник не имеет перспективы роста или сомневается в ее возможности, то работает он без энтузиазма, а трудовой процесс становится для него тягостным и бесконечным. В таких условиях вероятность конфликта наиболее очевидна.
Неблагоприятные физические условия. Посторонний шум, жара или холод, неудачная планировка рабочего места тоже могут служить причиной конфликта.
Недостаточность благожелательного внимания со стороны менеджера. Причиной конфликта могут быть нетерпимость менеджера к справедливой критике, невнимание к нуждам и заботам подчиненных.
Рассматривая названные причины конфликтов, нельзя не заметить, что в определенных ситуациях источником возникновения конфликта является сам руководитель. Многие нежелательные конфликты порождаются личностью и действиями самого менеджера. Причиной конфликта может быть и беспринципность руководителя, ложное понимание им единоначалия как принципа управления .
2.2 Методы разрешения конфликтов
Конфликтологами разработаны и продолжают разрабатываться способы предотвращения, профилактики конфликтов и методы их разрешения. Менеджер должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно использовать его (таблица 1).
Таблица 1. Действия руководителя при разрешении конфликтов
Изучение причин возникновения конфликта |
||
Ограничение числа участников конфликта |
||
Анализ конфликта |
||
Разрешение конфликта |
||
Первый шаг в управлении конфликтом состоит в понимании его источников. Менеджеру следует выяснить, это простой спор о ресурсах, недоразумение по какой-то проблеме, разные подходы к системе ценностей людей или это конфликт, возникший вследствие взаимной нетерпимости (непереносимости), психологической несовместимости. После определения причин возникновения конфликта он должен минимизировать количество участников конфликта. Установлено, что чем меньше лиц участвует в конфликте, тем меньше потребуется усилий для его разрешения .
Если в процессе анализа конфликта руководитель не может разобраться в его природе и источнике, он может привлечь для этого компетентных лиц (экспертов).
Мнение экспертов часто бывает более убедительно, чем мнение непосредственного руководителя. Однако в этом случае каждая из конфликтующих сторон может подозревать, что менеджер-арбитр в определенных условиях или по каким-либо субъективным причинам может принять сторону ее оппонента. И в такой ситуации конфликт не затухает, а усиливается.
Существуют три точки зрения в отношении конфликта:
менеджер считает, что конфликт не нужен и наносит организации только вред. В таком случае дело менеджера — устранить его любым способом;
сторонники второго подхода считают, что конфликт — это нежелательный, но довольно распространенный побочный продукт организации и менеджер должен устранить его, где бы он ни возникал;
менеджеры, придерживающиеся третьей точки зрения, считают, что конфликт не только неизбежен, но необходим и потенциально полезен. Например, это может быть трудовой спор, в результате которого рождается истина. Они полагают, что, как бы ни росла и как бы хорошо ни управлялась организация, конфликты будут возникать всегда и это вполне нормальное явление .
В зависимости от того, какой из этих точек зрения придерживается менеджер, и будет зависеть процедура преодоления конфликта. В связи с этим способы управления конфликтами разделяются на две группы: педагогические и административные (таблица 2).
Таблица 2. Способы преодоления (разрешения) конфликтов
Педагогические |
Административные |
|
Беседа, просьба, убеждение, разъяснение требований к работе и неправомерных действий конфликтующих и другие меры воспитательного аспекта |
Силовое разрешение конфликта — подавление интересов конфликтующих, перевод на другую работу, различные варианты разъединения конфликтующих. Разрешение конфликта по приговору — решение комиссии, приказ руководителя организации, решение суда |
|
Особую сложность для менеджера представляет нахождение способов разрешения межличностных конфликтов. В этом смысле существует несколько возможных стратегий поведения и соответствующих вариантов действий менеджера, направленных на ликвидацию конфликта [2, 32-36].
Поведение менеджера в условиях конфликта имеет, по существу, два независимых измерения:
напористость, настойчивость характеризуют поведение личности, направленное на реализацию собственных интересов, достижение собственных, часто меркантильных целей;
кооперативность характеризует поведение, направленное на учет интересов других лиц для того, чтобы пойти навстречу удовлетворению их потребностей.
Сочетание этих параметров при разной степени их выраженности определяет пять основных способов разрешения межличностных конфликтов.
Избегание, уклонение (слабая напористость сочетается с низкой кооперативностью).
При этой стратегии поведения действия менеджера направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии, от высказываний своей позиции. В ответ на предъявленные ему требования или обвинения такой руководитель переводит разговор на другую тему. Он не берет на себя ответственность за решение проблем, не хочет видеть спорных вопросов, не придает значения разногласиям, отрицает наличие конфликта или же вообще считает его бесполезным, старается не попадать в ситуации, которые провоцируют конфликт .
Принуждение (противоборство) — в этом случае высокая напористость сочетается с низкой кооперативностью. Действия менеджера направлены на то, чтобы настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, применения власти, принуждения. Противоборство предполагает восприятие ситуации как победу или поражение, занятие жесткой позиции и проявление непримиримого антагонизма в случае сопротивления партнера. Такой руководитель заставит принять свою точку зрения любой ценой.
Сглаживание (уступчивость) — слабая напористость сочетается с высокой кооперативностью. Действия руководителя в ситуации конфликта направлены на сохранение или восстановление хороших отношений, на обеспечение удовлетворенности другого лица путем сглаживания разногласий. Ради этого он готов уступить, пренебречь своими интересами, стремиться поддерживать другого, не задевать его чувств, учитывать его аргументы. Его девиз: «Не стоит ссориться, так как все мы — одна счастливая команда, находящаяся в одной лодке, которую не следует раскачивать».
Компромисс, сотрудничество — высокая напористость сочетается с высокой кооперативностью. В этом случае действия менеджера направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего как его интересам, так и пожеланиям другого лица в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме. Он пытается урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другой стороны, в процессе переговоров ищет промежуточные «средние» решения, устраивающие обе стороны, при которых никто ничего особенно не теряет, но и не приобретает [2, 50-54].
Среди большинства руководителей существует убеждение, что даже при полной уверенности в своей правоте лучше не «ввязываться» в конфликтную ситуацию вообще или отступить, чем вступить в откровенную конфронтацию. Однако если речь идет о деловом решении, от правильности которого зависит успех дела, подобная уступчивость оборачивается ошибками в управлении и другими потерями. По мнению специалистов в области управления, выбор стратегии компромисса — оптимальный путь к ликвидации противоречий. Благодаря сотрудничеству могут быть достигнуты наиболее эффективные, устойчивые и надежные результаты.
Решение проблемы предполагает признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и разрешить его приемлемым для всех сторон способом. Тот, кто пользуется этой стратегией, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет наилучший вариант решения конфликтной ситуации. Приведем некоторые предложения по использованию этого стиля управления при разрешении конфликтов:
определите проблему в категориях целей, а не решений;
после того как проблема определена, определите решения, приемлемые для обеих сторон;
сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны;
создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние на обмен информацией;
во время общения создайте положительное отношение конфликтующих друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнения одной и другой стороны, а также сводя к минимуму проявления у них гнева и угроз .
Встречаются и другие способы разрешения межличностных конфликтов:
координация — согласование тактических подцелей и поведения в интересах главной цели или решения общей задачи. Такое согласование между организационными единицами может производиться на разных уровнях управленческой пирамиды (вертикальная координация), на организационных уровнях одного ранга (горизонтальная координация) и в виде смешанной формы обоих вариантов. Если согласование удается, то конфликты разрешаются с меньшими затратами и усилиями;
интегративное решение проблемы. Разрешение конфликта основывается на предположении о том, что может существовать такое решение проблемы, которое устраняет все конфликтные элементы и приемлемо для обеих сторон. Считается, что это одна из наиболее успешных стратегий поведения менеджера в конфликте, так как в этом случае он ближе всего подходит к разрешению условий, изначально породивших этот конфликт. Однако подход к конфликту по принципу решения проблемы часто очень трудно соблюдать. Это связано с тем, что во многом он зависит от профессионализма менеджера. Кроме того, в этом случае для разрешения конфликта требуется много времени. В таких условиях менеджер должен иметь хорошую технологию — модель для решения проблем;
конфронтация как путь решения конфликта — вынесение проблемы на всеобщее обозрение. Это дает возможность свободно обсуждать ее с привлечением максимального количества участников конфликта (по существу, это уже не конфликт, а трудовой спор), вступать в конфронтацию с проблемой, а не друг с другом, чтобы выявить и устранить все недостатки. Цель конфронтационных заседаний — свести людей вместе на невраждебном форуме, который способствует общению. Публичное и откровенное общение — одно из средств управления конфликтом .
Главная задача менеджера состоит в том, чтобы определить конфликт и «войти» в него на начальной его стадии (рис. 2).
Установлено, что, если менеджер входит в конфликт на начальной фазе, он разрешается в 92 %; на фазе подъема — в 46 %, а на стадии «пик», когда страсти накалились до предела, конфликты практически не разрешаются или разрешаются очень редко.
Рис. 2.. Развитие конфликта
Когда все силы отданы борьбе (стадия «пик»), наступает спад и, если конфликт не разрешен в следующем периоде, он разрастается с новой силой, так как в период спада для сражения могут быть привлечены новые силы и применены новые способы [3, 30-32].
2.3 Стресс как следствие конфликта
Стресс (от лат. «туго натянуть») — это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильного воздействия, конфликта. Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют такие ситуации и такие условия работы, которые вызывают стресс. Так, например, руководитель испытывает стресс, так как у него не хватает времени для выполнения всего объема запланированных работ. Возникает чувство беспокойства (стресс), когда ситуация выходит из-под контроля. Есть проблема и нет ей альтернативы, но решить ее надо срочно. Это также стресс .
Незначительные стрессы неизбежны и почти безвредны, но чрезмерное напряжение сил создает большие проблемы для каждого человека и, соответственно, организаций. В связи с этим важно научиться различать допустимую степень проявления стресса и слишком большой стресс, который характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением. Физиологические признаки стресса — язва желудка, болезнь сердца, астма и т.п.; психологические его проявления — раздражительность, потеря аппетита, депрессия. Чрезмерные стрессы снижают работоспособность человека, значительно ухудшают его здоровье.
Основной причиной стрессов являются конфликты. Любой конфликт нарушает хрупкий баланс, который поддерживается окружении. Отдельные сотрудники в различных организациях настолько подвержены влиянию стрессовой ситуации, что вынуждены оставлять работу.
Если личность находится в состоянии крайнего стресса, то она будет реагировать на ситуацию по признаку «битва или бегство». Синдром «бегства» проявляется тогда, когда человек пытается уйти от угрожающей ситуации; реакция «битвы» позволяет приспособиться к новой окружающей среде .
Когда менеджер признал, что стресс существует, он должен начать работать над устранением факторов, вызывающих чрезмерный стресс. В связи с этим очень важно знать симптомы стресса (рис. 3).
Рис. 3. Типичные симптомы стресса
По мере того как менеджеры учатся справляться со своей собственной напряженностью, они одновременно должны решать и насущные проблемы своих подчиненных, максимально уменьшая вероятность возникновения стрессовых ситуаций в коллективе. Разные люди по-разному будут реагировать на каждую ситуацию, поэтому менеджеры должны пытаться так спроектировать обстановку на работе, чтобы по возможности исключить источники стресса. Все, что может сделать менеджер для снижения стресса, принесет пользу как ему самому, так и всей организации [8, 118-120].
Таким образом, стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации, или событиями личной жизни индивидуума. Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс.
Организационные факторы. Широко распространенной причиной стресса в организациях является перегрузка работника, когда ему поручено выполнить непомерное количество заданий. В этом случае у него возникает чувство беспокойства, безнадежности и материальных потерь.
Конфликт ролей возникает тогда, когда работнику предъявляют противоречивые требования, то есть бывают такие ситуации, когда работник, с одной стороны, хочет быть принятым какой-то группой, а с другой — соблюдать требования руководства. В результате такого душевного разлада у него и возникает ощущение беспокойства и напряжения.
Фактор неопределенности своей роли вызывает у работника неуверенность в себе. В отличие от конфликта ролей требования в этом случае непротиворечивы, но уклончивы и неопределенны, что также нарушает душевное равновесие.
Неинтересная работа — четвертый фактор стресса. Люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям.
В дополнение к этим факторам стресс может возникнуть и в результате плохих физических условий работы — из-за холода, недостатка освещения, чрезмерного шума и т.п.
Личностные факторы. Разные события в жизни индивида также могут быть потенциальной причиной стресса у него. Наибольшее влияние на человека оказывают смерть родных, развод, болезнь или телесное повреждение, сексуальные аномалии и т.п. Но и положительные факторы, такие, например, как свадьба, повышение по службе, выигрыш в лотерею и т.п., также могут вызвать такой же или даже больший стресс [8, 120-125].
Чтобы управлять другими и достигать при этом высокой производительности труда и низкого уровня стрессовых ситуаций, необходимо:
оценивать способности, потребности и склонности своих работников и попытаться выбрать для них соответствующий объем и вид работы;
разрешать работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если нужно, чтобы они выполнили именно это задание, надо объяснить им, почему она имеет такое важное значение, и установить приоритеты в их работе;
четко описывать конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий, использовать двустороннюю коммуникацию;
использовать стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации;
обеспечивать надлежащее вознаграждение за эффективную работу;
выступать в роли наставника по отношению к подчиненным, развивать их способности и обсуждать с ними сложные вопросы [8, 128].
Заключение
Конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода двигатель социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта.
Социальный конфликт является управляемым процессом, причем с высокой вероятностью того, что исход управляемого социального конфликта будет иметь конструктивный характер, т.е. после окончания конфликта отношения взаимодействующих сторон будут более совершенными.
Конфликты исключительно многообразны по способам своего существования и развертывания, по источникам своего происхождения, по движущим силам, которые в известной степени определяют способ их действия, и, наконец, по мотивации, по той жизненной энергии, которая вовлекается в динамику конфликтов.
Цели и задачи данной работы достигнуты. Были изучены основные теории социального конфликта, определены типы и причины социальных конфликтов, описаны методы социальных конфликтов, а также дана общая характеристика социальных конфликтов на предприятиях сферы сервиса и туризма.
Подтверждением гипотезы является то, что конфликт наряду с проблемами может приносить организации и пользу. В связи с этим опытные менеджеры часто сознательно стимулируют конфликт, чтобы оживить организацию. Менеджер проектирует конструктивный, разрешаемый конфликт и извлекает выгоду из него. Таким образом, организация от наличия конфликтов становится только лучше, поскольку разнообразие точек зрения дает дополнительную информацию, помогает выявить больше альтернатив или проблем.
Список использованной литературы
1. Брушлинский А.В. Общая психология. — М.: Просвещение, 1998.
2. Веренко И.С. Конфликтология. — М.: Rонцерн Swiss, 1999.
3. Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций. М.: Экмос, 2000.
4. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.: МГУ, 1995.
5. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб.: Лик-пресс, 2000.
6. Добрович А.Б. Психология общения. — М.: Просвещение, 2000.
7. Дмитриев А. В. Конфликтология. Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2000.
8. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. — М.: Аспект пресс, 2000.
9. Коузер Л. Основы конфликтологии. — СПб.: 2002.
10. Кравченко А. И. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Академия, 1997 г.
11. Кричевский Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. — М.: Изд-во МГУ, 1991.
12. Сонин В. А. Психологический практикум: задачи, этюды, решения. — М.: Моск. психолого-социал. институт: Флинта, 2001.
13. Социологический словарь/Сост. А.Н. Елсуков, К.В. Шульга, 1991
14. Социология: Учебник для вузов/В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартова, О.А.
Шабанова, Г.С. Лукашова; под ред. проф. В.Н. Лавренко. — 2 изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
15. Столяренко Л. Д. Основы психологии: Практикум. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
16. Фролов С.С. Социология. Учебное пособие для вузов. — М.: Логос, 2003.
Размещено на