Социально-психологическое сопровождение студентов — сирот
в вузе в БГПУ им. М.Акмуллы
Студенческая молодежь – наиболее активная часть молодёжи,
находящаяся на этапе профессионального и личностного становления. Это
возрастная группа, которая со временем занимает ведущие позиции в
экономике и политике, социальной и духовной сферах общества.
Как и другие слои населения, современная студенческая молодежь
испытывает на себе трудности переходного периода, последствия мирового
социально-экономического кризиса, что оказывает влияние на процесс ее
социализации и профессиональной подготовки.
Студенческая молодежь в стенах вуза сталкивается со следующими
проблемами:
• материальными трудностями во время учёбы;
• постоянным появлением новых знаний, технологий, за которыми
«не успевает» вуз, следствием чего является снижение качества обучения и
профессиональной подготовки;
• финансовым расслоением в студенческой среде;
• сложностью трудоустройства по специальности.
Для такой категории студенчества, как сироты, это усугубляется рядом
специфических проблем. Несмотря на то, что государственная политика в
сфере защиты прав детей и молодежи в России направлена на оказание
сиротам необходимой помощи и поддержки со стороны общества и
государства, а также дальнейшего улучшения их положения, они испытывают
ряд сложностей. В связи с этим в вузах серьезное внимание уделяется проблеме
адаптации и жизненного самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.
В период вхождения во взрослую самостоятельную жизнь эта социальная
категория оказывается наиболее уязвимой, так как без поддержки родных и
близких людей большинство из них не способны успешно адаптироваться к
новым социальным условиям. В этот период жизни студенты-сироты
испытывают значительные трудности с составлением и соблюдением бюджета,
Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным поведением
... социально - педагогическая поддержка детей с девиантным поведением. Предмет исследования: особенности организации социально - педагогической поддержки детей с девиантным поведением. Цель исследования: выявить особенности организации социально - педагогической поддержки детей ... прежде всего, отнести психофизиологические особенности кризисных периодов развития, и, прежде всего кризис подросткового ...
обустройством быта, отстаиванием своих гражданских прав, получением
профессионального образования, созданием собственной семьи. Противоречие
между их зачастую негативным социальным опытом и реально
складывающейся ситуацией приводит к тому, что сироты значимо чаще других
категорий студентов дезадаптированы в жизненном и образовательном пространстве.
В настоящее время разработан ряд программ, направленных на
адаптацию детей с социальным статусом сирота. Эти программы направлены
не только на социальную, но и на психологическую помощь. Однако
программы психологического сопровождения студентов-сирот в высших
учебных заведениях, в отличие от программ их социальной поддержки, в
большинстве не являются комплексными и носят в основном адресный
социальный характер. Таким образом, перед вузом встают задачи не только
подготовить профессионала, но и поддержать развитие личности студентовсирот,
создать условия для их успешной социализации и жизненного
самоопределения. Для решения этих задач необходима разработка комплексной
программы психологического сопровождения студентов, имеющих социальный
статус сирота.
В учреждении образования «Башкирский государственный
педагогический университет имени М.Акмуллы» уже накоплен опыт
социально-психологической работы со студентами из категории детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно растет их количество.
Особое внимание уделяется вопросу адаптации первокурсников со
статусом сирота. Ежегодно в БГПУ поступают порядка 40 студентов,
лишенных родительской опеки. Первокурсники-сироты отличаются от своих
однокурсников не только в социальном плане, но и, как правило, в
образовательном. Об этом свидетельствуют результаты ежегодного
исследования в рамках мониторинга, проводимого в БГПУ.
Одной из главных трудностей у студентов со статусом сирота выступает
учебная деятельность. Преподаватели отмечают недостаточность у данной
категории студентов школьной подготовки и несформированность навыка
самоподготовки. При этом данные трудности зачастую не осознаются
студентами-сиротами, склонными оценивать себя достаточно высоко и винить
в своих неудачах окружение или случай. При ответе на вопрос «Как вы сегодня
оцениваете свои успехи в учебе в школе? (учились хуже или лучше
одноклассников) только 15% опрошенных отмечают, что уровень их школьной
Специфика деятельности социального педагога с детьми-сиротами, ...
... обусловлен поиск путей совершенствования, улучшения возможностей сиротских учреждений в обеспечении социальной адаптации детей-сирот и интеграции их в общество путем объединения усилий соответствующих государственных структур, ... в условиях детского дома-интерната, а также для семинарских занятий со студентами в педагогических вузах. Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух ...
и внешкольной подготовки выше в сравнении с однокурсниками, 51,3%
оценивают знания как находящиеся на одном уровне с остальными студентами,
8,8% имеют подготовку ниже и 25% затрудняются с ответом.
Причина отчисления студентов данной категории не только в
недостаточном уровне знаний, но и в слабой мотивации получения выбранной
специальности. Выбор будущей профессии у сирот зачастую происходит
спонтанно или под давлением взрослых, ориентирующих их на получение
высшего образования как такового без опоры на способности и потребности
воспитанников, их профессиональную направленность. Такая ситуация
приводит к тому, что некоторые студенты-сироты в процессе обучения
понимают, что выбрали не ту профессию.
В адаптации первокурсников-сирот к новым условиям обучения в вузе
главная роль принадлежит кураторам учебной группы, воспитателям
общежития, социальным педагогам и педагогам-психологам. В процессе
социально-психологического сопровождения сотрудники университета
помогают студентам-сиротам решать текущие проблемы, подсказывают и
направляют при реализации прав на жилье, получении медицинской помощи и
многом другом. Однако, как показывают результаты исследований, указанных
действий недостаточно. При возникновении различного рода трудностей в
процессе адаптации студенты чаще всего обращаются к друзьям, родным и
близким (53,8%), однокурсникам (25,0%), студентам старших курсов (23,1%),
значительно реже – к сотрудникам социально-психологической службы
(17,5%).
Как показывают результаты анкетирования, проблемы, с которыми
сталкивались студенты на первых курсах, носят в основном психологический
характер. К таким проблемам можно отнести отсутствие навыка организации
свободного времени и самоподготовки, распоряжения денежными средствами,
организации быта, самостоятельного решения возникающих затруднений и
другие. Кроме того, социальная поддержка и льготы предоставляются
студентам до достижения ими возраста 23 лет. Однако в это время многие из
них недостаточно готовы к изменению своего социального статуса сироты и
началу независимой самостоятельной жизни, что вызывает трудности при
организации своего быта, устройстве на работу, создании семьи. Дети,
воспитывающиеся без родителей, либо в семьях, где родители были лишены своих прав, часто не сформировали адекватные представления и ценности
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ-ДРАМАТИЗАЦИИ
... на успешное развитие социально-личностных качеств; - будет организовано социально-педагогическое сопровождение социально-личностного развития дошкольников, предоставляющее возможность корректировки развития социально-личностных качеств на основе диагностики уровней социально-личностного развития дошкольников; - средством развития социально-личностных качеств ...
семейной жизни, что вызывает значительные трудности при создании
собственной семьи.
Таким образом, ходе анкетирования первокурсников-сирот с целью
выявления особенностей адаптации обучающихся к новым условиям
жизнедеятельности, а также различных исследований студентов-сирот в рамках
мониторинга были получены данные, говорящие о необходимости построения
комплексной системы психологического сопровождения данной категории на
всех курсах.
С целью полноценной интеграции студентов с социальным статусом
сирота во все сферы жизни общества в БГПУ им. М.Акмуллы разработана
комплексная программа социально-психологического сопровождения
студентов, которая охватывает весь период обучения в вузе. В ходе реализации
программы предполагается решение следующих задач:
• Оказание социальной, психологической и психологопедагогической
поддержки на протяжении всего обучения в вузе;
• Подготовка к выполнению родительских ролей (матери и отца);
• Подготовка к самостоятельному решению жизненных проблем;
• Ориентация на профессиональный и личностный рост.
Созданием условий для полноценного личностного развития
обучающихся данной категории, их позитивной социализации и
профессионального становления в БГПУ занимаются все заинтересованные
сотрудники и службы университета. Значимая роль в обеспечении личностноориентированной
социально-педагогической и правовой помощи студентам,
имеющим статус детей-сирот, детей, оставшихся без полпечения родителей,
принадлежит кураторам студенческих групп, заместителям деканов по
воспитательной работе, воспитателям общежитий, сотрудникам управления
воспитательной работы с молодежью и социально-психологического центра БГПУ.
Деятельность названных специалистов направлена на своевременное
выявление и учет студентов-сирот, нуждающихся в социально-педагогической
и психологической помощи, а также в государственной защите. Сотрудники
университета представляют интересы студентов-сирот в различных
инстанциях, а также осуществляют взаимодействие с институтами
социализации, государственными и общественными учреждениями в решении
таких проблем, как социальная адаптация, помощь в организации
жизнедеятельности (включая жилищно-бытовые вопросы, вопросы
трудоустройства).
Основную работу по социально-психологическому сопровождению
студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
осуществляют кураторы учебных групп. Обычно в начале учебного года
проводится семинар для кураторов студенческих групп, в которых обучаются
Периоды развития теории управления
... размер Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей ... системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...
студенты-сироты. На общем собрании студентов-сирот и кураторов
обсуждаются вопросы правовой и социальной поддержки студентов этой
категории. На этом собрании присутствуют представители деканата, руководители студенческого самоуправления, социальный педагог и педагогипсихологи.
Студенты-сироты могут познакомиться на собрании со своими
правами и обязанностями, задать любой вопрос или выяснить возможность
разрешения какой-либо проблемы. Они также получают информацию о том,
куда они могут обратиться за необходимой социальной или психологической
помощью.
Для кураторов в БГПУ им. М.Акмуллы создан постоянно действующий
семинар «Креатив-студия куратора», где они знакомятся с последними
достижениями психологической науки и практики в области развития и
воспитания студенческой молодежи. При необходимости кураторы
информируют профессорско-преподавательский состав о наличии в группе
студентов-сирот с целью реализации индивидуального подхода в учебновоспитательном
процессе. В обязанности куратора входит осуществление
контроля за посещаемостью занятий студентами-сиротами, их успеваемостью и
условиями организации жизни и быта на квартирах и в студенческих
общежитиях. Куратор, социальный педагог и педагоги-психологи
осуществляют сопровождение студентов сирот на всех этапах их обучения в вузе.
Студенты-сироты обладают рядом специфических характеристик, самой
яркой из которых является социальная пассивность. Поэтому кураторам и
студенческому самоуправлению необходимо привлекать студентов-сирот к
различным видам активности, выполнению общественных поручений в парах и
группах, что способствует развитию их внеучебных интересов.
При работе со студентами-сиротами мы опираемся на идеи
Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. Несмотря на
использование данных конструктов в основном для описания когнитивного
развития детей, мы считаем эвристичным их применение в области
эмоциональных и социально-психологических аспектов развития студентовсирот.
Определение эмоциональных и социально-психологических целей
развития, постановка реалистичных задач позволяет реализовать принцип
личностно-ориентированного подхода к данной категории студентов, что
способствует повышению качества их жизни, обеспечению благоприятных
условий для их профессионального и личностного становления и саморазвития.
Развитие физиологии и внутренней медицины в эпоху нового времени
... и умения, полученные при изучении данной темы, будут необходимы студентам при изучении развития медицинских знаний в последующие периоды. 4. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить ... источники изучения медицины периода Нового времени; ― особенности развития физиологии; ― становление патологической анатомии как науки; ― развитие внутренней медицины. Студент должен уметь: ― находить исторический источник; ― использовать ...