1 этап середина IX века – 1908 год: определяется предмет изучения и основные проблемы (сотрудничество психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов – большинство работ по социальной психологии было издано в этот период.)
2 этап до середины 40х годов XX века – появление научных социально-психологических школ ориентированных на связь теории с практикой.
3 этап с середины 40х годов XX века и продолжается до наших дней – связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психология продолжает свое развитие, теория отступает на второй план. Разрабатываются социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения.
2 Социальная психология как наука и практика.
Предмет социальной психологии. Слово социальное – общественное. Социальная психология изучает личность в группе, социуме, обществе т.е. предметом является человек среди людей. Социальная психология изучает социальные группы в обществе: психические характеристики групп, проблемы внутри групповой динамики, внутри групповых и межгрупповых отношений. Социальная группа рассматривается как функциональная единица, имеющая групповой разум, групповую волю, групповое решение. Социальная психология изучает социальную психику или массовидные явления психики: психологию классов, социальных слоев, массовых настроений, стереотипов и установок, общественное мнение и психологический климат, массовые действия и эмоциональные групповые состояния. Изучаются традиции, обычаи, мода, мораль, нравы.
Предмет социальной психологии (по Г.М. Андреевой): Социальная психология изучает закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
3, 4 Человек и культура.
Культура – сфера всей человеческой жизни: материальной, духовной и интеллектуальной. Культура это уклад жизни народа проживающего на определенной территории. Культура охватывает различные социальные институты, религиозные верования, нравы, обычаи и традиции, стили мышления, стереотипы поведения, особенности самовыражения, язык, а также средство передачи жизненного опыта через поколения.
Язык весьма существенно влияет на психологию народа; Наиболее важным является язык, на котором человек думает. Любой язык содержит слова, не имеющие аналогов в других языках.
Психология это наука, изучающая психические закономерности развития ...
... медицины Вам должно быть известно понятие алегофрении – малого мозга. Социальная психология. Изучает психические я явления и процессы которые обусловлены принадлежностью человека к ... профессиональной деформации – изменение личности под условиями профессиональной деятельности. Юридическая психология. Изучает психические явления и закономерности связанные с применением правовых норм и ...
Миф – включает в себя не только фантастические представления о мире, но также ценности и идеалы. Мифы часто определяют потребность человека видеть вещи в определенном свете. Мифы, передаются всей культурой общества, формируя установки людей, влияя на вкусы и знания.
Обычай — представляет собой способы поведения, которые являются наиболее типичными в стандартных социальных ситуациях у данного народа. Они регулируют поведение человека в различных ситуациях, но наиболее строгий контроль обычая можно наблюдать в жизненно важных для человека событиях во вступлении в брак, рождение ребенка, похоронах… Язык, мифы, обычаи – три основополагающих явления, определяющих психологию народа.
5 Социальная матрица человеческого поведения
Социальная психология одна из нескольких дисциплин специализирующихся на изучении человеческого поведения. Поступки человека процессы, повторяющиеся происходящие закономерным образом поведение человека зависит от ожидаемой реакции других поведение человека рассматривается как результат взаимных уступок людей зависящих друг от друга и приспосабливающихся друг к другу. Личность человека формируется в процессе повседневного взаимодействия с окружающими Любое событие объясняется указанием на какое-то предшествующее событие которое обозначается как причина
7 Социальный контроль.
Воспитываясь в определенной социальной среде и усваивая с детства те или иные шаблоны поведения формируя собственные цели и ценности человек, ориентируется на окружающий социум, человек связан с обществом нормативных систем. Общество значительно определяет жизнедеятельность человека, но это влияние носит не только формальный, но и скрытый психологический характер. Социальный контроль – это влияние общества на установки, представление, ценности, идеалы и поведение человека. В социальный контроль входят экспектаций нормы и санкции. Экспектаций – требования окружающих по отношению к данному человеку выступающие в форме ожидания. Это не столько прямые, сколько косвенные требования. Вполне вероятно, что в одной и той же ситуации экспектаций по отношению к ребенку будут отличаться от экспектаций по отношению к взрослому человеку. Многие требования ожидания окружающих определяются теми функциями, которые человек должен выполнять, исходя из своего социального статуса, положение в обществе и социальной роли. Социальные нормы – это некие образцы предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать, делать в конкретных ситуациях. Нормы выступают как определенные правила, выработанные принятые, которым должно подчиняться поведение, чтобы совместная деятельность была возможна.
8 Формы социального контроля.
Закон – совокупность нормативных актов, обладающих юридической школой и регулирующих формальные отношения людей в масштабах государства. Законы непосредственно связаны с конкретной властью общества и определяются ею.
Табу – включает себя систему запретов на совершение, каких либо действий или мыслей человека. В первобытном обществе табу регулировали важные стороны жизни. Считалось, что при нарушении запретов сверхъестественные силы должны покарать нарушителя. Чаще табу возникает в наиболее значимые или ответственные моменты. Предметы, суеверия, предрассудки – это факторы внутренних запретов или ограничений, связанных с внутренним табу.
Поведение как психофизиологический феномен
... еще два типа поведения: нормальное и девиантное поведение. Человек — существо социальное, мы живем в обществе, которое четко прописало нормы поведения. Отсюда – нормальное поведение – это поведение, которое не противоречит общепринятым нормам, не нарушает общественных ...
Широко контроль осуществляется через повторяющиеся, привычные для большинства способы поведения людей, распространенные в данном обществе – обычай. Обычай усваиваются с детства и имеют характер общественной привычки. Главный признак обычая распространенность. Обычай определяется условиями общества в данный момент времени и тем самым отличается от традиции, которая носит вневременной характер и существует достаточно долго, передаваясь из поколения в поколение.
Традиции – такие обычаи, которые сложились исторически в связи с культурой данного народа; передается из поколения в поколение; определяется менталитетом. Традиции имеют глубокие корни их очень трудно изменить или преодолеть. Существуют особые обычаи, имеющие нравственное значение и связанные с пониманием добра и зла данной социальной группы или общества мораль.
Мораль – регулирует неформальные отношения в социуме, и часто противопоставляются закону, как регулятору формальных отношений. Мораль определяет то, что люди себе традиционно запрещают в связи с их представлениями по поводу хорошего и плохого.
Нравы – то, что принято в данном обществе.
Совесть — представляет собой, уникальное качество человека, определяющее его сущность. По В. Далю совесть – это нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; чувство, побуждающее к истине и к добру. Отвращающая ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; и рожденная, правда, в различной степени развития.
Манеры – включают в себя совокупность привычек поведения именно данного человека или определенной социальной группы. Это внешние формы поведения, способы делать, что-либо, характеризующие определенный социальный тип. По манерам мы можем определить, к какой социальной группе относится человек, какова его профессия, основной вид деятельности.
Привычка – неосознаваемое действие, которое столько раз повторялось в жизни человека, что приобрело автоматизированный характер. Привычки складываются под влиянием ближайшего окружения и, прежде всего семейного воспитания. Если привычки сформированы под влиянием общественных норм, они диктуют человеку шаблоны социального поведения.
Особой формой социального контроля является этикет – представляет собой установленный порядок поведения, или совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношений к людям. Этикет регламентирует нормы поведения в различных социальных кругах.
9 Признаки социальных норм
Общезначимость – нормы не могут распространяться только на одного человека, не затрагивая поведения большинства. Явное нарушение норм воспринимается на уровне общественного или группового сознания как вызов. Наличие субъективной стороны — человек в праве решать сам принимает ли он нормы группы или общества, будет выполнять или нет. Взаимозависимость — в обществе нормы взаимосвязаны, некоторые социальные нормы противоречат друг другу, ставя человека в ситуацию необходимости выбора. Санкции – все процедуры при помощи которых, поведение приводится к норме социальной группы. Социальная санкция – мера воздействия, важнейшее средство социального контроля.
10 Виды санкций.
Негативные – направленные против человека отступившего от социальных норм. Позитивные – направлены на поддержку и одобрение человека, который следует данным нормам. Формальные – налагаются официальными общественным или государственным органом или их представителем. Неформальные – предполагают обычно реакцию группы, друзей, родственников, знакомых.
16 Тема социализации личности. Проблема личности в социальной психологии.
Человек – биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих. Специфической особенностью является: прямо хождение, приспособление рук к трудовой деятельности, высокоразвитый мозг. Индивид – единичный представитель человеческого рода. Личность – человек, как субъект межличностных отношений и сознательной деятельности. Индивидуальность – непохожесть, неодинаковость, сочетание интеллектуальных, эмоциональных, волевых качеств личности, которым конкретный человек отличается от других людей. Социальное положение – место индивида в определенной конкретной ситуации. Социальная роль – нормативно одобренный образ поведения, выработанный в данном обществе для выполнения определенной объективной социальной функции, для реализации определенного социального статуса. Социальный статус – это совокупность прав и обязанностей человека, обусловленных его положением в определенной социальной системе и иерархии общественных отношений. Социальный статус отвечает на вопрос «Кто он?», а социальна роль «Что он делает?». Особенность исполнения социальной роли зависит от: Индивидуальных психологических особенностей личности. От усвоенных социальных установок, ценностных ориентации.
21 Группы и их классификаций.
Формирование и развитие личности отдельного человека существенно зависят от социальной среды. Она представляет собой сложноорганизованное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные более или менее устойчивые общности называются группами. Группа – это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например: наличие и характера совместной деятельности, особенности организации и т.д.
Классификация групп (по Г.М. Андреевой)
Условные группы – объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия) Реальные личности, включенные в такую группу не имеют прямых межличностных отношений могут не знать ничего друг о друге. Реальные группы ‑ реально существующие как общности в определенном пространстве и времени характеризуются тем, что связаны между собой объективными взаимоотношениями (общие интересы, цели, идеалы.) В зависимости от количества участников выделяют малые и большие группы. Малая группа – это достаточно устойчивое объединение людей связанных взаимными контактами (3-15 человек.) В зависимости от значимости для человека норм и правил, принятых в той или иной группе, выделяют: референтные группы – на которые ориентируются человек в своих ценностях и поведении. Группы риска. В зависимости от форм организации деятельности группы могут быть: официальными – когда их деятельность закрепляется специально, и неофициальными когда цели деятельности и обязанности определяются самой группой.
22 По характеру и формам организации деятельности выделяют уровни развития групп
Наим. группы |
Структура |
Форма деят-ти |
Неорганизованная (толпа, ассоциация) |
“Нет” или стихийная |
Самостоятельная |
Внешние организованные группы |
Регламентированные извне |
Определяется внешней и внутр. Организацией группы |
Внутренние организованные группы: а) корпорация б) коллективы |
внутренняя |
совместная |
Неорганизованные группы характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.
Ассоциация – это группа, в которой взаимоотношения строятся по лично значимым целям (группа друзей, приятелей).
Корпорация – это группа, объеденная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки (работающие только на себя) стремящаяся осуществить свой групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Кооперация – это группа, которая отличается реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер. Коллектив — устойчивая по времени организованная группа людей со специфическими органами управления, объеденных целями совместной общественно полезной деятельностью и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Конформность – внешнее согласие индивида с группой, подчинение любым ее влияниям при внутреннем несогласии, сознательное приспособленчество. Ядро коллектива – группа членов коллектива формирующая общее мнение. Сплоченность группы – это характеристика системы внутригрупповых связей показывающая степень совпадений оценок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом.
23
Социально психологический климат группы представляет собой состояние групповой психики обусловленная особенностями жизнедеятельности данной группы (эмоции, интеллект, настроение, мнение.) Модели совместной деятельности: совместно индивидуальная деятельность — каждый член группы делает свою часть общего задания, независимо от других (бригада строителей, авто слесарей).
Совместно последовательная деятельность — общая задача выполняется последовательно каждым членом группы. Совместно взаимодействующая деятельность — задача выполняется при непосредственном и одновременном взаимодействии каждого члена группы со всеми другими. Признаки благоприятного социально психологического климата: доверие и высокая требовательность друг к другу. Доброжелательная и деловая критика. Достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнений. Терпимость к чужому мнению; принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым человеком.
24
Психология малой группы.
Малая социальная группа – это группа людей объединенных совместной деятельностью, общими целями и интересами, находящимися в непосредственных взаимоотношениях друг с другом. По определению польского социолога Щепаньского количественный состав малой группы – от 3-15 человек Психология малой группы включает в себя такие понятия как: роли, нормы, лидерство, руководство, типы поведения, групповой процесс.
Роли – это поведение, принятое членами группы и рассматривается ими как соответствующие групповым интересам. Потребность в той Ии иной роли появляется в процессе формирования межличностных отношений, особенно при возникновении в группе острых ситуаций и конфликтов. В самом начале формирования группы в ней обязательно появляются такие персонажи как: вожак, нытик, скептик. На этом основании все групповые процессы распределены на двух осях: гнев – любовь, сила – слабость. Келлерман выделил 8 основных типов ролей, разделенных на 4 пары противоположностей: романтик – проверяющий; Невиновный – вечно виноватый; Философ – ребенок; Пуританин – объединяющий. Нормы — это принятые правила поведения, руководящие действиями участников и определяющие санкции наказания при их нарушении. Подчинение групповым нормам связано со статусом участника группы и сплоченностью группы.
25
Типы поведения в малой социальной группе.
Выделяют 4 основных типа поведения людей: Обособляющий – хорошо выраженная индивидуальная ориентировка. Оптимальное решение задач возможна только в условиях самостоятельности. Ведомый – конформный согласен добровольно подчиняться. Оптимальное решение групповой задачи возможно в контакте с более уверенным и компетентным человеком. Лидирующий человек — ориентирован на власть в группе, оптимальное решение задач возможно при условии подчинения к себе других. Сотрудничающий тип – постоянно стремится к совместному с другими решению задач и следует за группой в случаях разумных решений.
26
Групповая динамика – совокупность внутри групповых, социально психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы.
27
Фазы группового развития:
Ориентация и зависимость – происходит адаптация к новым людям. Конфликт и протест – проявляется как самоутверждение, распределение ролей. Активные и пассивные, лидирующие и угнетенные, любимчики и не любимчики. Развитие и сотрудничество – снижается эмоциональная напряженность, уменьшается число конфликтов, появляется потребность в своей принадлежности к группе, групповым нормам, ценностям, актуальным становится чувства ответственности за общие интересы; Целенаправленная деятельность – группа становится рабочим коллективом, зрелой социальной системой. Налаживается положительная обратная связь, которая не нарушается даже в тех случаях, когда к обсуждению сознательно допускаются отрицательные эмоции и конфликты.
28 Социометрическая структура группы
Социометрия в основе лежит стремление объяснить эмоциональные отношения между людьми, их симпатии и антипатии по отношению друг к другу. Каждый индивид в группе имеет социометрический статус: Звезды – люди, которым обращены симпатии большинства. Высоко статусные люди. Средне статусные. Низко статусные. Изолированные У которых отсутствуют любые выборы. Отверженные — те у кого много минусов и мало плюсов. Принебрегаемые или изгой не имеют плюсов только минусы. Чтобы изменить социометрический статус иногда достаточно изменить поведение
57, 58, 59 Стороны общения:
Коммуникативная – состоит в обмене информацией между людьми. Интерактивная – заключается в организации взаимодействия, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Персептивная – означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.
29 Лидерство и руководство.
Лидер — это личность за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения затрагивающие их интересы и определяющие направления и характер деятельности всей группы. Руководитель лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организацией его деятельности. Руководитель чаще всего ориентируется на задачу совместной деятельности, а лидер на групповых интересах. Различие между лидером и руководителем: Лидер регулирует межличностные отношения, руководитель формальные. Лидер является представителем группы руководитель может не входить в нее. Лидерство является стихийным процессом руководство процесс целенаправленный и запланированный осуществляется под контролем. Руководитель в процессе влияния на подчиненных имеет значительно больше санкций, чем лидер. Руководитель имеет более широкую сферу деятельности, чем лидер. Лидер всегда имеет авторитет, руководитель может авторитета не иметь совсем. Авторитет это совершенно особый вид влияния на людей, который выражается в способности человека, не прибегая к принуждению, направлять поступки и мысли других людей. Авторитет это признаки данного человека управлять другими людьми. Типы авторитета (в зависимости от способов достижения) Подлинный или истинный появляется прямым следствием деятельности человека и отношений его с другими людьми. Ложный возникает в условиях манипулятивной деятельности с т. е. действий со скрытыми мотивами.
30 Теории лидерства.
Теория черт лидером может быть человек, который обладает набором качеств или совокупностью психологических черт (искусство убеждения, благородство, любовь к риску, энтузиазм, смелость, воля) Харизма исключительная одаренность человека, которая производит особое впечатление на окружающих его людей. Ситуационная (зависит от ситуаций) Включает в себя четыре модели. Лидер не может существовать без социальной группы. Группа будет поддерживать лидера до тех пор пока он разделяет ценности значимые для нее.
32 Стили лидерства.
Стиль лидерства это типичная для лидера система приемов воздействия на членов группы. Авторитарный проявляется в жестких способах управления, пресечения инициативы группы, отсутствие обсуждения принимаемых решений. Авторитарный руководитель никогда не дает своим подчиненным полной информации о ходе дел, между ним и группой существует большая социальная дистанция. Демократический руководитель советуется с подчиненными, решения принимают сообща инициатива со стороны подчиненных приветствуется Демократический стиль способствует более благоприятному психологическому климату в группе. Либеральный характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность подчиненных. Руководители дело пускают на самотек никогда не критикуют начальство группа существует самостоятельно, существует панибратство, заискивание. Стили руководства проявляются в манере руководителя говорить, слушать, в организации подготовки принятий и реализации решений.
33 Управленческие функции руководства
Самый простой управленческий цикл включает в себя четыре функции: Планирование, Организацию деятельности, Регулирование, контроль. Управленческая деятельность включает: Познавательную функцию – изучение человека, группы коллектива. Прогностическую определение основных направлений и динамики развития сотрудников. Проектировочную определение целее и задач программирование и планирование деятельности. Коммуникативно-информационную – умение общаться. Мотивационную. Руководство- руководитель берет на себя ответственность за свои решения и результаты деятельности. Обучения – передача знаний навыков, умений, подчиненным. Воспитание. Контроля- в соответствия поведения и деятельности сотрудников задачам управления. Оценки. Коррекции- внесение необходимых изменений в цели и программу управления.
42
Психология больших социальных групп.
Социальная группа – любая совокупность индивидов находящаяся во взаимодействии, объеденная общими интересами и оказывающая друг другу помощь. Внешние отличительные признаки социальной группы: развитие определенный набор социальных норм регулирующих взаимодействие. Своя ролевая структура. Среди многообразия больших социальных групп необходимо выделить классы. Классы — это большие группы людей различающиеся по месту в исторически определенной системе, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда. Признаки образования классов: Наличие или отсутствие собственности на средство производства. Работа на себя и других. Доля общественного продукта, которая достается людям в зависимости от класса (классовое неравенство) Капиталистическое общество — буржуазия и люмпены. Советское общество ‑ рабочие, крестьяне, интеллигенция. В любом обществе – бездомные и нищие. Социально психологические признаки классов: Социальный статус – означающий положение в социальной иерархии. Определенный образ качества и стиль жизни. Шкала ценностей система потребностей и интересов. Традиции установки картины мира, стереотипы, привычки, круг общения. Классовая структура общества зависит от типа государства, экономики, общества. Вопрос о больших социальных группах имеет различные аспекты: Политический, экономический, социологический, социально психологический. Интересы классов выражают партии, которые создаются в обществе и причины объединения людей в партии связаны с психологией влечения к власти. Партия – любая политическая группа представленная на выборах, через которые она способна поставить своих кандидатов у власти. Партия создается для распространения политики кругом лиц борющихся за свой материальные интересы, моральные ценности, личную безопасность. Ведущей характеристикой партии является психология политического воспитания. Партия отстаивает и навязывает обществу свою волю методами организованной борьбы. К числу больших социальных групп относятся и массовые движения – человеческие общества, как правило, непрочные и случайные. Социально психологические признаки: Отсутствие организованности. Слабым взаимодействием. Анонимностью. Люди объединяются по разным причинам: Защита окружающей среды; Движение за гражданские и потребительские права; Политические, религиозные, расовые движения. Иногда массовые движения называют «Реформаторскими» или «Революционными» к ним относятся: Национально культурные общества; профессиональные общества; Культурно воспитательные общества; Различные фонды, которые создаются либо по профессиональному признаку, либо по признаку благотворительной организации. Общности краткосрочного оперативного действия (комитеты поддержки) Социальные движения образуются в связи с возникновением социальных конфликтов (профсоюзные и молодежные движения)
44 Образ качества и стили жизни
«Страт» слой, т.е. какую либо общность, социальную группу. Каждый страт характеризуется определенным образом жизни – устоявшимися типичными формами жизнедеятельности личностей и общностей, иначе говоря, привычками, традициями, стереотипами поведений. Статусно-ролевая структура проявляется не только в привилегиях, но и во внешности в особенности одежды, манере говорить, ходить. Виды образа жизни: Здоровый, который предполагает правильное питание, соблюдение гигиенических норм, наличие психологически комфортных условий на работе и в быту, занятие спортом, упорядоченный отдых, избежание стресса, крепкий сон, минимальное потребление алкоголя. Нравственно здоровый, отвечающий содержанием основных ценностей и культуры. Замкнутый, аскетический, предполагающий постоянную заботу о спасении души и спартанскую скромность. Богемный, связанный с нестрогим соблюдением повседневных норм общения. Студенческий который ассоциируется с беззаботностью и легким отношением к жизни. Отдельно выделяют: Армейский, городской, сельский, монашеский, сектантский, курортный образцы жизни, а так же образ жизни бродяг, инвалидов, «золотой молодежи», номенклатуры «белых воротничков», торговых работников, преступников. Качество жизни – характеризуется содержанием питания, обеспечением здоровья, образование, жилищных условий, средствами удовлетворения духовных потребностей, товарами длительного пользования, транспортным обслуживанием, криминальной безопасностью. Уровень жизни – фиксирует только соотношение доходов и расходов; качество жизни учитывает, живет человек в престижном районе или нет, пользуется общественным или личным транспортом. Стиль жизни не менее существенная социально психологическая характеристика образуется из таких поступков и предметов собственности, которые понимаются как символы положения занимаемого личностью в той или иной структуре (деловой, творческой)
45 Психология толпы
Социально-психологическая сущность толпы. Толпа это неорганизованная контактная общность, которая характеризуется высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующая эмоционально и относительно единодушно. Толпа оказывает сильное психологическое давление на человека в толпе в условиях анонимности происходит растворение индивидуальной ответственности. Социально — психологические особенности толпы: Повышение групповой внушаемости. Повышение эмоциональности восприятия действительности. Подавление чувства ответственности за собственные поступки. Появление чувства силы и сознания анонимности. В различных условиях могут складываться неодинаковые общности (толпа), а их поведение может принимать разнообразную направленность. Механизмом развития толпы является массовые общения, обладающие свойством психологического воздействия на поведение и деятельность участников толпы. Это свойство сознательно используется организаторами, зачинщиками и подстрекателями эксцессов, владеющими техникой воздействия. Основным средством воздействия является слово причем в основном эмоциональная лексика: призывы, междометия, внушение, заражение, убеждение, разъяснение, подражание. Толпа не всегда возникает случайно, стихийно довольно часто ее возникновение провоцируется или она создается умышленно. Для того чтобы собрать толпу участники толпы могут использовать в качестве способов психического воздействия ультиматум, пикетирование (шторм административных зданий), «живое кольцо» и захват заложников.
46 Характеристика видов толпы
Толпа динамичное социальное явление. Простая или окказиональная представляет собой случайное скопление лиц (от нескольких десятков до нескольких сотен) желающих получить информацию о событиях, явлениях, очевидцами которых они стали по случайному стечению обстоятельств. В принципе простая толпа не представляет опасности, хотя создает помехи и неудобства. Экспрессивная группа людей совместно выражающих чувство радости, горя, гнева. Конвенциональная множество преднамеренно собравшихся людей имеющих общие формы поведения. Образуется во время спортивных состязаний болельщики ведут себя так как никогда не ведут себя в других ситуациях. Это обстоятельство является далеко не безобидным. Фанаты представляют реальную угрозу для общественной безопасности. Активная толпа множество совместно действующих и имеющих совпадающую цель людей. Примером может быть Агрессивные (погромы), панические (спасение от катастрофы), повстанческие (бунт против власти), созидающие (трудовой порыв) и другие действия. Паника реакция массового страха при мнимой или реальной угрозе. Формы паники: Массовое бегство это бегство людей от пугающий их опасности, которая может быть как реальной, так и мнимой. Панические настроения это состояние отдельных людей, а иногда целых слоев, классов, обществ. Экономическая паника наблюдаеся в период инфляции, повышения цен, смены экономического уклада в стране. Остановить экономическую панику возможно организовав официальное выступление правительства по телевидению, радио, пресса.
47
Ролевая структура участников толпы.
Организаторы массовых эксцессов – лица которые проводят подготовительную работу по их созданию за ранее проигрывают и планируют, затем выбирают удобное время и повод. Зачинщики – это лица которые развертывают активную подстрекательную деятельность направляют действие участников, распределяют роли, слухи. Активные участники лица составляющие «ядро» эксцессов образуют самую опасную ударную группу. Конфликтные личности которые примыкают к активным участникам исключительно из-за появления возможности в анонимной обстановке свести счеты с лицами состоящими с ними в конфликте, разрядить эмоциональное напряжение, дать выход своему необузданному нраву, садистским импульсам, среди них не мало психопатических лиц, хулиганов, наркоманов. Добросовестно заблуждающиеся Из-за ошибочного восприятия причин сложившейся обстановки. Из-за ложнопонимаемого принципа справедливости Под влиянием слухов.
Эмоционально неустойчивые внушаемые, легко заражаемые общественным настроением, без сопротивления поддающиеся групповым явлениям. Любопытствующие тем, кто наблюдает со стороны и не вмешиваются в ход событий, но своим присутствием усиливают эмоциональное возбуждение других участников. Примкнутые лица которые становятся участниками под влиянием угроз со стороны организаторов и подстрекателей, боязни физической расправы в случае отказа от участия.
51 Общение. Речь и общение.
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемые в потребности совместной деятельности и включающие в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Виды общения
Вербальное общение – осуществляется с помощью слов. Невербальное общение – средством передачи информации является невербальные знаки.
53
Главным средством общения является язык – это система знаков служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности. Речь – главный фактор психического развития человека, формирование его как личности. Под влиянием речи формируется сознание и самосознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные и эстетические чувства. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными и управляемыми. Содержательность речи – характеризуется объемом выраженных в ней мыслей. Понятность обусловлена объемом знаний слушателей. Выразительность, связана с эмоциональной насыщенностью, обеспечивается интонацией, акцентом.
Виды речи.
Внешняя – общение между людьми при помощи разговора или различных технических устройств. Внутренняя ‑ направлена на себя носит свернутый сокращенный характер. Устная – протекает в меняющихся условиях отличается сокращенным количеством слов и простотой построения. Письменная – имеет сложную смысловую программу, четкий замысел предъявляет повышенное требование к мыслительной деятельности. Диалогическая речь – это речь, при которой активны в равной степени все участники. Возникает как ответ на вопрос, не требует специальной подготовки. Монологическая речь – требует тщательного отбора слов и оборотов, предъявляет высокие требования к говорящему. Аффективное – нет замысла, очень проста, ограничена.
.