Кафедра социальной и консультативной психологии

ИВЭСЭП

НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

ПСИХОДИАГНОСТИКА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Направление 030300.62 – ПСИХОЛОГИЯ

Специальность 030301.65 – ПСИХОЛОГИЯ

Санкт-Петербург 2011

ББК 88.3

    П 86       Психодиагностика: учебно-методический комплекс / авт.-сост. Ю. А. Свенцицкая. – СПб.: ИВЭСЭП, 2011. – 34 с.

Утвержден на заседании кафедры социальной и консультативной психологии, протокол № 1 от 21.10.2010

Утвержден Научно-методическим Советом, протокол № 3 от 15.12.10

Автор-составитель

кандидат психологических наук, доцент Ю. А. Свенцицкая

Рецензенткандидат психологических наук,

Е. А. Карпова

Ответственная за выпуск Н. А. Фролова

Компьютерные работы М. П. Жуковой

 Ю. А. Свенцицкая, 2011

СПбИВЭСЭП, 2011

Пояснительная записка

Основным предназначением психологической диагностики является сбор информации об особенностях человеческой психики. Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Под психодиагностикой подразумевается также и область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности. Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой.

Теоретическими основами психодиагностики являются экспериментальная психология и психология индивидуальных различий. Специфика каждого конкретного психодиагностического обследования определяется той или иной областью практики: управление и подбор персонала, профориентация, оптимизация учебного и воспитательного процесса, прогнозирование социального поведения (сюда относится, в частности, психологическая экспертиза в армии, формирование экипажей и т. д.).

К методическим средствам психодиагностики относятся конкретные приемы изучения индивидуально-психологических особенностей, способы обработки и интерпретации получаемых результатов. При этом направления теоретической и методической работы в области психодиагностики определяются главным образом запросами психологической практики. В соответствии с этими запросами формируются специфические комплексы средств, соотносимые со сферами работы практических психологов (образование, медицина, профотбор и т. д.).

Кроме того, к психодиагностике относятся конструирование и апробация методик, формулирование требований, которым они должны удовлетворять, созданиеа правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации результатов, определение возможностей и ограничений тех или иных методов.

Возрастание интереса к проблемам психодиагностики во многом связано с развитием психологической службы, работой практических психологов в школах и дошкольных учреждениях, пунктах профконсультаций, в медицинских учреждениях и на предприятиях.

Цели и задачи курса

В результате изучения данного курса студенты будет

  иметь представление о системе основных понятий психодиагностики, теории и практике психодиагностических исследований; психодиагностике, как психологической дисциплины, связывающей психологическую теорию и практику, о роли и месте психодиагностических методик в системе психодиагностических обследований детей и взрослых, о возможностях и ограничениях этих методик, об основных тенденциях развития психодиагностики на современном этапе;

  знать: наиболее распространенные методы психодиагностики, правила проведения обследований, способы обработки и интерпретации результатов, знать деонтологические нормы, соблюдение которых является обязательным для специалиста-психодиагноста;

  уметь: оценивать качество психодиагностических методик, делать подбор адекватных методик, позволяющих оптимально и с меньшими затратами решить конкретные задачи, составлять батареи психодиагностических методик, создавать методики, самостоятельно организовывать и проводить комплексное психодиагностическое обследование.

Виды занятий и методики обучения

Теоретические занятияорганизуются по потокам. Общий объем лекционного курса 76часов. На лекциях применяются ТСО: компьютер, видеомагни­тофон.

Семинарские занятия организуются по группам. Общий объем семинарских занятий 38часов. Проводятся следующие виды занятий: сообщения, практическая работа с тестами, ролевые игры.

Методические модели процесса обученияНа практических и семинарских занятиях по дисциплине применяются следующие методы обучения: коллоквиум, круглый стол, ролевые игры.

Нормативный объем самостоятельной работыстудентов по дисциплине «Психодиагностика» установлен в объеме 90часов. Эти часы студенты используют для работы с литературой,

Рубежный контроль.По окончании первого семестра изучения дисциплины студенты выполняют тестовые задания и курсовую работу. Выполнение работ является обязательным. Студенты, не выполнившие в полном объеме все предусмотренные задания, не допускаются к сдаче зачета и экзамена.

Итоговый контроль по курсу. Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрены зачет и экзамен. Оценка на экзамене является итоговой по курсу и проставляется в приложении к диплому.

Методические рекомендации по изучению дисциплины

Самостоятельная работа формирует у студентов научные мировоззренческие позиции, творческую самостоятельность в проведении психологических исследований, обеспечивает высокий уровень профессиональной подготовки. На самостоятельное изучение данной дисциплины в учебном плане отведено 90 часов. Студентам предлагается список литературы, состоящий из основной, дополнительной и вспомогательной литературы. Также студентам рекомендуется систематически читать статьи в периодической печати, журналах «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Психология образования», «Психологическая газета», использовать для получения информации электронные средства, Internet, телевидение. Для подготовки к семинарским занятиям преподавателем предлагается ряд вопросов, ответы на которые можно найти в указанной литературе. Для успешной сдачи зачета и экзамена необходимо изучить теоретические основы психодиагностики, овладеть практическими навыками психологического обследования и уметь их продемонстрировать. Для овладения знаниями, необходимыми при формировании адекватных поведенческих моделей, студенту следует учиться взаимодействию, как с преподавателями, так и так и с коллегами по курсу, группе.

Учебно-тематический план курса

№ п/п

Название темы

Количество аудиторных часов

лекции

семинарские и прак-тические занятия

всего

1.

Предмет психодиагностики

4

2

6

2.

Экспериментальная и дифференциальная психология – истоки психодиагностики

4

2

6

3.

Измерение в психологии и психологический диагноз

4

2

6

4.

Классификация психодиагоностических методов

8

4

12

5.

Этапы психодиагностического процесса

4

4

6.

Психодиагностика моторики и праксиса

4

4

7.

Психодиагностика черт личности

8

6

16

8.

Психодиагностика специальных способностей

9.

Психодиагностика эмоциональной сферы

6

6

12

10.

Психодиагностика самосознания и самооценки

4

4

11.

Психодиагностика межличностных отношений

6

4

10

12.

Подбор, создание и апробация психодиагностических методик

6

4

10

13.

Деонтологические аспекты психодиагностики

6

4

10

14.

Психодиагностика локуса контроля

6

6

15.

Научные основы критериально-ориентированного тестирования

2

2

4

ИТОГО

76

38

114

Содержание курса Тема1. Предмет психодиагностики

Психодиагностика – связующее звено между психологической теорией и практикой. Психодиагностика и другие отрасли психологической науки. Определение психодиагностики как науки, разрабатывающей методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Практическое применение знаний по психодиагностике: 1) оптимизация процессов обучения и воспитания, 2) расстановка кадров, профотбор, профконсультация, профессиональное обучение, 3) судебно-психологическая экспертиза, 4) клинико-консультационная, консультационная и психотерапевтическая работа. Психодиагностические задачи.

Объекты психодиагностики.

Тема2. Экспериментальная и дифференциальная психология – истоки психодиагностики

Психодиагностика и труды В.Вундта, Ф. Гальтона, Г. Эббингауза, Д. Кеттела. Тестирование как результат запросов практики.

Работы Ж. Эскиролю и Э. Сегена. Труды отечественных психологов: Г. И. Россолимо, А. Ф. Лазурского, А. П. Болтунова, М. Ю. Сыркина. Психодиагностические методы и основные школы психологии.

Тема3. Измерение в психологии и психологический диагноз

Тест как измерение. Шкалы и шкальные оценки. Номинативные, порядковые и метрические шкалы. Проверка надежности психодиагностических методик: понятие, способы установления (повторное тестирование, параллельное тестирование, расщепление).

Виды. Валидности и прблемы валидизации. Изменения валидности.

Виды психологического диагноза. Ошибки в постановке психологического диагноза.

Тема 4. Классификация психодиагностических методов

Метод тестов – основной метод психодиагностики. Соотношение понятий: методология, метод, методика.

Опросные, рисуночные, проективные, объективно-манипуляционные методики. Критерии классификации методик. Методики научные и практические, мономерные и многомерные и т. д.

Преимущества и недостатки различных видов психодиагностических ме­тодик.

Тема5. Этапы психодиагностического процесса

Психодиагностический процесс в работах исследователей: Й Шванцара, Корманн, Каминский. Ситуация оказания помощи. Психологическое заключение. Сбор информации в процессе психодиагностического обследования.

Тема6. Психодиагностика моторики и праксиса

Общая характеристика методов психодиагностического исследования моторики и праксиса. Психомоторные тесты: теппинг-тест, кинематометрическая методика, тонометрия, методика стабилографии, методика измерения тремора (статического и динамического), динамометрия при измерении мышечной силы, динамометрия при измерении мышечной выносливости. Методика Озерецкого, методика Брейса, метрическая шкала для исследования моторной одаренности у детей и подростков. Методика миокинетической психодиагностики. Праксиметрические методы: хронометрия, циклография. Тесты сенсорных способностей и моторные тесты. Психодиагностика и профотбор. Использование результатов диагностики моторики и праксиса в профотборе и определении профпригодности. Метод анализа продуктов деятельности.

Тема7. Психодиагностика черт личности

Личностные черты как объект психодиагностики. Ознакомление с наиболее известными и признанными многофакторными личностными опросниками, такими как Миннессотский многофазный личностный опросник (MMPI), Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности (СМОЛ), личностный опросник Р. Кеттела (16PF), FPI, EPI. Рассмотрение Патохарактерологического диагностического опросника (ПДО), опросника Х. Смишека, методика Д. Роттера (УСК).

Работы В. Нормана и Х. Ю. Айзенка. Биографические методы Изучение психологического времени личности. Психодиагностика стрессоустойчивости, тревожности. Методика «Прогноз».

Тема8. Психодиагностика специальных способностей

Понятие об общих и специальных способностях. Факторные теории способностей (Ч. Спирмен, Л. Терстоун и другие).

Классификации специальных (частных) способностей (отечественные и зарубежные).

Тесты специальных способностей и их классификация.

Отдельные тесты способностей и тестовые батареи (Батарея общих способностей – ГАТБ).

Батарея дифференциальных способностей – ДАТ.

Проблема валидности тестов способностей. Понятие о «тестовом профиле испытуемого». Области применения методов диагностики способностей (выявление одаренности, диагностика профессиональной пригодности, профконсультация и т. д.).

Специфика диагностики способностей к разным видам искусства (художественные, музыкальные, артистические и т. д.): тесты Н. Мейера, К. Сишора, С. Хорна.

Диагностика креативности и творческого мышления (тесты Дж. Гилфорда, Е. Торренса, Терстоуна) Вербальный тест.

Диагностика креативности в отечественной психологии.

Тема9. Психодиагностика эмоциональной сферы

Проективные методики в исследовании эмоциональной сферы Виды проективных методик.Тест «Дом–дерево–человек», тесты «Рисунок семьи», «Автопортрет» и др. Методики структурирования, экспрессий, методики интерпретации. Преимущества и ограничения проективных методик.

Основные группы методов, направленные на исследование эмоциональной сферы. Диагностика типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды.

Тема 10. Психодиагностика самосознания и самооценки

Самосознание и индивидуальное сознание как объекты психодиагностики. Основные классы методик, используемых для диагностики самосознания: 1).стандартизированные самоотчеты в форме описаний и самоописаний: а) тесты-опросники (Шкала «Я-концепции» Теннесси, Шкала детской «Я-концепции» Пирса-Харриса, Шкала самоуважения Розенберга); б) списки дескрипторов (список прилагательных Г. Коха), в) шкальные техники (семантический дифференциал, САН), 2) свободные самописания (тест 20 утверждений на самоотношение), 3)идеографические методы типа репертуарных матриц. Возможности и ограничения применения данных методов.

Опросник личностной зрелости М. Кроза. Концепция индивидуального сознания В. В. Столина, опросник самоотношения (ОСО).

Тема 11. Психодиагностика межличностных отношений

Сфера межличностных отношений человека: большие социальные группы (нация, рабочий коллектив), малые соцгруппы (семья), диадические отношения (супружеские, родитель–ребенок).

Классификации методик психодиагностики межличностных отношений.

Социометрический тест и его модификации. Референтометрия. Методика Т.Лири. Наблюдение за совместной деятельностью как один из методов изучения межличностных отношений, методика Бейлза. Методика ЦОЕ.

Применение психодиагностики в семейном консультировании: диагностика супружеских взаимоотношений, диагностика детско-родительских отношений. Методика «Ожидания и притязания в браке». Методики РАRI, ADOR.

Тема 12. Подбор, создание и апробация психодиагностических методик

Из истории метода тестов. Проблемы надежности и валидности стандартизированных методик.

Надежность измерения. Измерение ретестовой надежности.. Определение надежности методом расщепленияя.. Типы и критерии валидности. Пилотажное исследование.

Нормативные требования, предъявляемые к методикам. Требования, предъявляемые к пользователям (психологам, специалистам-смежникам и др.).Межкультурный перенос. Анализ заданий (трудность, внутренняясогласованность и т. д.).

Стандартизация методик. Проектирование тестовдостижений.

Правила комплектования батарей методик в соответствии с запросом клиента. Требования к психометрической подготовке психологов.

Тема 13. Деонтологические аспекты психодиагностики

Этические нормы психодиагностики, правила проведения тестирования. Конфиденциальность и ее границы.. Психопрофилактическое предъявление результатов испытуемому. Личная ответственность и профессиональная тайна.

Новые тенденции в развитии психодиагностики.

Тема 14. Психодиагностика локуса контроля

Локус контроля и история его изучения. Экстернальный и интернальный (внешний и внутренний) локус контроля. Шкала Роттера, опросник уровня субъективного контроля (УСК), опросник субъективной локализации контроля (ОСЛК).

Тема 15. Научные основы критериально-ориентированного тестирования.

КОРТ и тесты достижений. Концепции и отличительные особенности КОРТ.

Критерий в КОРТ.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинарское занятие 1. Предмет психодиагностики

Вопросы для подготовки и обсуждения

  1. Психодиагностика как наука и практическая деятельность.
  2. Сферы применения психодиагностики.
  3. Этапы психодиагностического исследования.
  4. Психологический диагноз, его виды.

Литература

  1. Анастази А.Психологическое тестирование /А. Анастази, С. Урбина – СПб.: Питер, 2003.
  2. Бодалев А. А.Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин. – СПб.: Речь, 2002. –C. 13–16, 21–24.
  3. Бурлачук Л. Ф.Психодиагностика / Л. Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2003 – С. 99–111, 126–130, 139–148.
  4. Бурлачук Л. Ф.Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов.– СПб.: Питер, 2003. – С. 86, 195, 250.
  5. Психологическая диагностика: учеб. пособие / под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М.: МПСИ, 2001. – С. 3–5.
  6. Шевандрин Н. И.Основы психологический диагностики: в 3 ч. / Н. И. Шевандрин – М.: Владос, 2003. – Ч. 1, с. 50–58; ч. 2, с. 6–10, 26–33.

Семинарское занятие 2. Экспериментальная и дифференциальная психология – истоки психодиагностики

Вопросы для подготовки и обсуждения

  1. Методы экспериментальной и дифференциальной психологии..
  2. Характеристика малоформализованных методик.
  3. Характеристика методик высокого уровня формализации.
  4. Основные принципы психодиагностики.

Литература

  1. Анастази А.Психологическое тестирование /А. Анастази, С. Урбина – СПб.: Питер, 2003/
  2. Бодалев А. А.Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин. – СПб.: Речь, 2002. –C.16–21, 36–51.
  3. Бурлачук Л. Ф.Психодиагностика / Л. Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2003 – С. 112–126.
  4. Бурлачук Л. Ф.Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов.– СПб.: Питер, 2003. – С. 86–89, 134–136, 233, 266–267.
  5. Психологическая диагностика: учеб. пособие / под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М.: МПСИ, 2001. – С. 28–47.
  6. Шевандрин Н. И.Основы психологический диагностики: в 3 ч. / Н. И. Шевандрин – М.: Владос, 2003. – Ч.1, с. 92–132; ч. 2, с. 11–26.

Семинарское занятие 3.Качество психологического обследования и его показатели

Вопросы для подготовки и обсуждения

  1. Надежность: понятие, характеристики, способы оценивания.
  2. Достоверность: понятие, способы повышения и контроля достоверности.
  3. Репрезентативность.
  4. Валидность: виды, свойства.

Литература

  1. Анастази А.Психологическое тестирование /А. Анастази, С. Урбина – СПб.: Питер, 2003.
  2. Бодалев А. А.Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин. – СПб.: Речь, 2002. –C. 79–135.
  3. Бурлачук Л. Ф.Психодиагностика / Л. Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2003 – С. 161–162, 166–167).
  4. Бурлачук Л. Ф.Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов.– СПб.: Питер, 2003. – С. 34–49, 193–204, 282).
  5. Психологическая диагностика: учеб. пособие / под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М.: МПСИ, 2001. – С. 48–69.
  6. Шевандрин Н. И.Основы психологический диагностики: в 3 ч. / Н. И. Шевандрин – М.: Владос, 2003. – Ч. 1, с. 218–223.

Практическое занятие 1. Психодиагностика интеллекта

Проведение методики диагностики интеллекта – ISТ (тест Р. Амтхауера).

Интерпретируются индивидуальные и групповые результаты. Для обработки результатов рекомендуется применять специальные компьютерные программы.

Практическое занятие 2. Психодиагностика личностных черт

Проведение методик MMPI и 16PF. Интерпретируются индивидуальные и групповые результаты. Для обработки результатов рекомендуется применять специальные компьютерные программы.

Практическое занятие 3. Психодиагностика креативности

Проведение методики Е. Торранса и интерпретация результатов. Рекомендуется провести стандартизацию одного из субтестов методики.

Практическое занятие 4. Психодиагностика мотивационной сферы

Проведение методики А. Мехрабиана, направленной на измерение мотивации достижения. Интерпретация результатов.

Проведение методик Т. Эллерса для измерения мотивации достижения и избегания неудач. Интерпретация индивидуальных и групповых результатов. Рекомендуется разработать систему стеновых показателей для какой-либо из методик с целью отработки навыка построения шкалы стенов.

Практическое занятие 5. Психодиагностика индивидуального сознания

План проведения занятия

  1. Репертуарные решетки: характеристики, виды, основные цели применения (теоретический компонент занятия).
  2. Обсуждение возможностей применения репертуарных решеток для изучения индивидуального сознания.
  3. Разбирается технология создания репертуарных решеток (способы вызывания элементов и конструктов).
  4. Создание и заполнение репертуарной решетки.
  5. Интерпретация индивидуальных результатов.

Литература

  1. Бодалев А. А.Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин. – СПб.: Речь, 2002. –C. 323–345.
  2. Бурлачук Л. Ф.Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов.– СПб.: Питер, 2003. – С. 129–130.
  3. Франселла Ф., Баннистер Д.Новый метод исследования личности / Ф. Франселла, Д. Баннистер. – М., 1987.

Практическое занятие 6. Психодиагностика межличностных отношений

Проведение опросника А. А. Рукавишникова для диагностики межличностных отношений. Занятие можно проводить в форме деловой игры: один из студентов испытуемый, другой – исследователь. Интерпретация индивидуальных и групповых результатов.

Практическое занятие 7. Проективные техники

Проведение проективной рисуночной методики «Рисунок несуществующего животного» или «Дом, дерево, человек». Интерпретация индивидуальных результатов. Проведение методики С. Розенцвейга. Интерпретация индивидуальных и групповых результатов.

Семинарское занятие 4. Этические аспекты психодиагностики

Занятие проводится в форме круглого стола, студенты обсуждают каждый из этических принципов психодиагностики, высказывая свое мнение. Затем самими студентами составляется сборник этических принципов, которые, по мнению учащихся, будут определять их собственную деятельность и поведение как практикующих психологов.

Литература

  1. Бурлачук Л. Ф.Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов.– СПб.: Питер, 2003. – С. 390–391.
  2. Психологическая диагностика: учеб. пособие / под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М.: МПСИ, 2001. – С. 352–364.
  3. Шмелев А. Г.Основы психодиагностики / А. Г. Шмелев. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – С. 90–104.

Темы курсовых работ

  1. Диагностика психологического климата рабочей группы (трудового коллек­тива).
  2. Исследование зависимости эффективности профессиональной деятельности от личностных особенностей.
  3. Диагностика стрессоустойчивости членов рабочей группы (трудового коллектива).
  4. Исследование ценностноориентационного единства группы (трудового коллектива).
  5. Взаимосвязь социального статуса членов группы (трудового коллектива) и личностных особенностей.
  6. Исследование мотивации трудовой деятельности членов рабочей группы (трудового коллектива).
  7. Профессиональный стресс (на примере какой-либо профессии).
  8. Влияние стиля руководства на эффективность деятельности трудового коллектива.
  9. Основные источники и виды конфликтов в деятельности руководителя.
  10. Конфликты, связанные с уровнем развития трудового коллектива.
  11. Социально-психологические проблемы текучести кадров (на примере конкретного предприятия или профессии).
  12. Профессиональная адаптация молодого специалиста (на примере конкретной профессии).
  13. Возрастные особенности общения у …. (на примере представителей конкретной профессии).
  14. Роль внешнего вида человека в межличностных отношениях.
  15. Виды и причины межгрупповых (внутригрупповых, межличностных) конфликтов.
  16. Изучение особенностей межличностных отношений супругов.
  17. Психологический анализ отношений детей и родителей в семье.
  18. Характерологические особенности личности подростка и тип семейного воспитания.
  19. Изучение профессиональных интересов старших школьников.
  20. Половая идентификация в подростковом возрасте.
  21. Взаимосвязь социального статуса и поведенческой активности детей дошкольного (младшего школьного, подросткового, юношеского) возраста.
  22. Исследование особенностей мышления у детей дошкольного (младшего школьного, подросткового, юношеского) возраста.
  23. Исследование особенностей памяти у детей дошкольного (младшего школьного, подросткового, юношеского) возраста.
  24. Исследование особенностей внимания у детей дошкольного (младшего школьного, подросткового, юношеского) возраста.
  25. Исследование особенностей воображения у детей дошкольного (младшего школьного, подросткового, юношеского) возраста.
  26. Исследование особенностей восприятия у детей дошкольного (младшего школьного, подросткового) возраста.
  27. Исследование особенностей эмоциональной сферы у детей дошкольного (младшего школьного, подросткового) возраста.
  28. Исследование особенностей волевой сферы у детей дошкольного (младшего школьного, подросткового) возраста.
  29. Исследование особенностей мотивации у детей дошкольного (младшего школьного, подросткового) возраста.
  30. Психологическая готовность к школе.
  31. Адаптация детей к школе (на примере 1 или 5 класса).
  32. Психологические особенности «трудных» детей.
  33. Проблема детской агрессивности (на примере детей дошкольного, младшего школьного, подросткового возраста).
  34. Психологические причины неуспеваемости.
  35. Психологические причины школьной тревожности.

Методические рекомендации по выполнению курсовых работ

Тема курсовой работы выбирается студентом самостоятельно исходя из профессиональных интересов и возможностей экспериментальной площадки. Студент имеет право выбирать тему вне предлагаемого списка, предварительно согласовав ее с преподавателем. Желательна связь выбранной темы с профессиональной деятельностью, чтобы выполняемая работа помогала в решении практических задач. После утверждения темы работы студент приступает к подбору и изучению литературы и практических материалов по теме своей работы. Одновременно составляется план работы. Рекомендуется составлять сложный план, предусматривающий наличие нескольких глав (частей), каждая их которых включает несколько параграфов. План согласовывается с руководителем.

Структура курсовой работы:

  • -титульный лист;
  • -оглавление;
  • -введение;
  • -основной текст;
  • -заключение;
  • -список литературы;
  • -приложения.

Во введении указываются актуальность и значимость темы, проблема, степень ее разработанности. Обосновывается выбор темы. Далее определяются существующие в науке подходы к проблеме, формулируются цель и задачи данной работы, гипотезы, объект и предмет исследования, используемые методы исследования.

Основной текст работы может содержать несколько частей (глав) и параграфов (пунктов).

В первой части (главе) излагаются теоретические аспекты темы. Она строится на основе опубликованной литературы отечественных и зарубежных авторов. В ней последовательно рассматривают историю изучения проблемы или системно излагают механизмы, теории, концепции, виды, типы, причины, факторы, дискуссионные вопросы и т. д. Данная глава должна включать параграф, в котором кратко описываются различные методики исследования вопроса, рассматриваемого студентом. Параграф может называться «Методы исследования…………….».

Этот параграф позволит студенту показать свои теоретические знания по курсу психодиагностики, поэтому рекомендуется описать максимально возможное количество разнохарактерных методик, не выходя при этом за рекомендуемые границы: 5–7стр. При завершении теоретической части формулируются первые (теоретические) выводы и основные позиции, которые будут основой дальнейшей работы. Во второй части (главе), которая носит экспериментальный характер, описываются цели, задачи исследования, проведенного студентом, характеризуется выборка, методики диагностики (их должно быть не менее 3).

Далее в этой главе проводится анализ экспериментальных данных, приводятся полученные результаты в виде таблиц частот (или частостей), гистограмм, графиков и т.д. Рекомендуется использование статистических критериев (параметрических и непараметрических) для более точного определения сходства или различия переменных и факторов. Глава завершается выводами, сделанными студентом на основе полученных им самим экспериментальных данных.

В заключении подводятся итоги работы, формулируются важнейшие выводы, а также рекомендации о возможности внедрения полученных результатов исследования в практику. Они пишутся тезисно (по пунктам) и должны отражать основные выводы, сделанные студентом по теории изучаемого вопроса, по проведенному исследованию, его содержанию и значимости (практической и, возможно, теоретической) и всем предлагаемым направлениям совершенствования (рекомендациям).

Список использованной литературы включает в себя нормативные акты, научную, методическую литературу и материалы периодической печати, практические и архивные материалы. В список литературы входят только те источники, которые использовались студентом для написания курсовой работы, в том числе те, на которые делаются ссылки. Список литературы составляется с учетом правил оформления библиографии. Он должен включать не менее 25 источников.

В приложения помещается вспомогательный материал, который, с одной стороны, необходим для уточнения или проверки правильности расчетов, а с другой – привел бы к загромождению текста второстепенным материалом. В приложения к работе могут быть помещены: 1) объемные многостраничные таблицы исходных данных, промежуточных вычислений; 2) иллюстрации (рисунки, графики, гистограммы, диаграммы, схемы); 3) образцы методик, которые применялись в исследовании (стимульный материал); 4) несколько бланков методик, заполненных испытуемыми (в качестве примера работ испытуемых).

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок «Приложение № …….». Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Общий объем работы должен составлять 40–45 страниц машинописного или компьютерного варианта текста. Курсовая работа должна быть грамотно написана и правильно оформлена (в соответствии со стандартными требованиями, предъявляемыми к оформлению курсовых работ).

Студентам рекомендуется регулярно посещать консультации научного руководителя, представлять ему материалы своей работы, согласовывать содержание и ход выполнения намеченных этапов, устранять указанные руководителем недостатки.

Студент на защите курсовой работы должен быть готов:

  • к краткому изложению основного содержания работы и результатов исследования,
  • к собеседованию по отдельным, как правило, ключевым моментам работы,
  • к ответу на дополнительные и уточняющие содержание работы вопросы.

Вопросы для подготовки к зачету

  1. Психодиагностика как научно-практическая дисциплина.
  2. Предмет психодиагностики.
  3. Принципы психодиагностики.
  4. Психодиагностические задачи.
  5. Сферы практического применения психодиагностики.
  6. Психологический диагноз, содержание и специфика.
  7. Классификация методов исследования в психодиагностике.
  8. Организационные методы исследования.
  9. Этапы и особенности психодиагностического исследования.
  10. Номотетический и идеографический подходы к описанию человека.
  11. Наблюдение как метод психологической диагностики.
  12. Беседа как метод исследования в психодиагностике.
  13. Эксперимент в психодиагностике.
  14. Опросные методы в психодиагностике.
  15. Применение личностных опросников в психодиагностике.
  16. Тестирование в психодиагностике.
  17. Стандартизированные и нестандартизированные методики.
  18. Использование в психодиагностике метода анализа продуктов деятель­ности.
  19. Психофизиологические методики.
  20. Способы представления полученных результатов.
  21. Интерпретация полученных результатов.
  22. Репрезентативность тестовых норм.
  23. Надежность методики: понятие, способы установления.
  24. Достоверность методики, способы повышения достоверности методики.
  25. Содержательная, эмпирическая, очевидная валидность.
  26. Конструктная валидность, конвергентная и дискриминантная валидность.
  27. Текущая, прогностическая и ретроспективная валидность.
  28. Психодиагностика перцептивной сферы (в т.ч. оптический гнозис).
  29. Диагностика мнемической деятельности.
  30. Диагностика внимания.
  31. Диагностика речи.
  32. Диагностика праксиса.
  33. Диагностика моторики.
  34. Диагностика уровня и течения мыслительных процессов.
  35. Диагностика интеллекта.
  36. Диагностика черт личности.
  37. Диагностика психофизиологических особенностей (бланковые методики).
  38. Диагностика психофизиологических особенностей при помощи специальных технических средств.

Вопросы к экзамену

  1. Психодиагностика как научно-практическая дисциплина. Предмет, принципы, задачи психодиагностики.
  2. Сферы практического применения психодиагностики.
  3. Психологический диагноз, содержание и специфика.
  4. Классификация методов исследования в психодиагностике.
  5. Организационные методы исследования.
  6. Этапы и особенности психодиагностического исследования.
  7. Номотетический и идеографический подходы к описанию человека.
  8. Характеристика малоформализованных методик.
  9. Характеристика методик высокого уровня формализации.
  10. Использование биографического метода в психодиагностике.
  11. Проективные методы исследования в психодиагностике.
  12. Использование графических методов в психодиагностике.
  13. Психосемантические методы в психодиагностике.
  14. Применение техники репертуарных решеток в психодиагностике.
  15. Метод анализа продуктов деятельности в психодиагностике.
  16. Психофизиологические методики.
  17. Интерпретация и способы представления полученных результатов.
  18. Репрезентативность тестовых норм.
  19. Надежность методики.
  20. Достоверность методики.
  21. Валидность методики.
  22. Технология адаптации переводных методик.
  23. Технология «внутрикультурного переноса» методик.
  24. Основные этапы конструирования теста.
  25. Стандартизация методики.
  26. Проектирование тестов достижений.
  27. Принципы разработки (составления) психодиагностических программ.
  28. Требования к психометрической подготовке психолога.
  29. Этические нормы в работе психодиагноста.
  30. Психодиагностика перцептивной сферы (в т.ч. оптический гнозис).
  31. Диагностика мнемической деятельности.
  32. Диагностика внимания.
  33. Диагностика речи.
  34. Диагностика праксиса.
  35. Диагностика уровня и течения мыслительных процессов.
  36. Диагностика интеллекта.
  37. Диагностика черт личности.
  38. Диагностика мотивации.
  39. Диагностика уровня притязаний.
  40. Диагностика самосознания.
  41. Диагностика самооценки.
  42. Диагностика индивидуального сознания.
  43. Диагностика эмоциональной сферы.
  44. Диагностика стрессоустойчивости
  45. Диагностика тревожности.
  46. Диагностика характера.
  47. Диагностика свойств темперамента.
  48. Диагностика способностей.
  49. Диагностика креативности.
  50. Диагностика межличностных отношений (рабочий коллектив).
  51. Диагностика готовности к обучению в школе.
  52. Диагностика предметной успеваемости школьника.
  53. Диагностика при семейном консультировании (семейная пара).
  54. Диагностика детско-родительских отношений.
  55. Диагностика в профконсультировании.
  56. Основные тенденции развития психодиагностики.

Литература

Основная

  1. Бурлачук Л. Ф.Психодиагностика / Л. Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2005.
  2. Психологическая диагностика: учеб. пособие / под ред. М. К.Акимовой. – СПб.: Питер, 2005.
  3. Романова Е. С.Психодиагностика / Е. С. Романова. – СПб.: Питер, 2006.

Дополнительная

  1. Анастази А.Психологическое тестирование /А. Анастази, С. Урбина – СПб.: Питер, 2003.
  2. Бурлачук Л. Ф.Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов.– СПб.: Питер, 2008.
  3. Глухднюк Н.С. Практикум по психодиагностике / Н. С. Глухднюк. – М., Воронеж, 2009.
  4. Бодалев А. А. Общая психодиагностика: учебник / А. А. Бодалев, В. В. Столин. СПб., 2006.
  5. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб., 2001.
  6. Шевандрин Н. И.Основы психологический диагностики: в 3 ч. / Н. И. Шевандрин – М.: Владос, 2003.

Вспомогательная

  1. Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз / А. Ф. Ануфриев. – М., 2006,
  2. Белановский С. А.Методика и техника фокусированного интервью / С. А. Белановский. – М., 1993.
  3. Блейхер В. М.Клиническая патопсихология / В. М. Блейхер. – Ташкент: Медицина, 1976.
  4. Бодалев А. А.Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин. – СПб.: Речь, 2006.
  5. Гайда В. К.Психологическое тестирование / В. К. Гайда, В. П. Захаров. – Л.: изд-во ЛГУ, 1982.
  6. Гуревич К. М.Умственное развитие школьников: критерии и нормативы / К. М. Гуревич, Е. И. Горбачева. – М.: Знание, 1992.
  7. Дружинин В. Н.Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 1999.
  8. Дюк В. А.Компьютерная психодиагностика / В. А. Дюк. – СПб.: Братство, 1994.
  9. Ильин Е. П.Методические указания к практикуму по психофизиологии (изучение психомоторики) / Е. П. Ильин. – Л., 1981.
  10. Ильин Е. П.Методические указания к практикуму по психофизиологии (экспресс-методы при изучении свойств нервной системы) / Е. П. Ильин. – Л., 1981.
  11. Кибальченко И. А. Психодиагностика / И. А. Кибальченко, Е. В. Голубева. – М., 2009.
  12. Клайн П.Стравочное руководство по конструированию тестов / П. Клайн. – Киев: ПАН Лтд, 1994.
  13. Корнилова Т. В.Общий практикум по психологии / Т. В. Корнилова. – М., 1987. – Ч. 4.
  14. Краткий психологический словарь / под ред. А. В.Петровского, М. Г Ярошевского. – М., Политиздат, 1985.
  15. Кулагин Б. В.Основы профессиональной психодиагностики / Б. В. Кулагин. – Л., 1984.
  16. Маховер К.Проективный рисунок человека / К. Маховер. – М., 2000.
  17. Меграбян А.Психодиагностика невербального поведения /А. Меграбян. – СПб., 2001.
  18. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп / под ред. А. Л. Журавлева, Е. В Журавлевой. – М., 1995.
  19. Никандров В. В.Метод тестирования в психологии / В. В. Никандров, В. В. Новочадов. – СПб., 2002
  20. Носс И. Н.Психодиагностика / И. Н. Носс. – М.: КСП+, 1999.
  21. Обозов Н. Н.Психодиагностика личности / Н. Н. Обозов. – СПб., 1998.
  22. Основы психодиагностики: учеб. пособие для студентов пед. вузов / под ред. А. Г. Шмелева. – Ростов н/Д, 1996.
  23. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика / под ред. В. В.Столина, А. Г.Шмелева. – М.: Изд-во МГУ, 1984.
  24. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. – Самара, 1998.
  25. Психодиагностика / под ред. Ю. М. Забродина. – М., 2010.
  26. Психологическая диагностика детей и подростков: учеб. пособие / под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М.: Международн. педагог. академия, 1995.
  27. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова. – М., Педагогика, 1983.
  28. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.
  29. Регуш Л. А.Наблюдение в практической психологии / Л. А .Регуш. – СПб., 1996.
  30. Романова Е. С.Графические методы в психологической диагностике / Е. С. Романова, О. Ф. Потемкина. – М., 1992.
  31. Соколова Е. Т.Проективные методы исследования личности / Е. Т. Соколова. – М., 1980.
  32. Талызина Н. Ф.Психодиагностика интеллекта / Н. Ф. Талызина, Ю. В. Карпов. – М., 1987.
  33. Франселла Ф.Новый метод исследования личности / Ф. Франселла, Д. Баннистер. – М., 1987.
  34. Шванцара Й.Диагностика психического развития /Й. Шванцара. – Прага, 1978.

http://wikipedia.org/wiki/Психодиагностика

Глоссарий

Автобиографии психологические – совокупность приемов получения психологических данных – сведений о важнейших событиях, этапах жизненного пути человека, отношении к прожитому и особенностях антиципации.

Адаптация теста – комплекс мероприятий, обеспечивающих адекватность теста в новых условиях его применения.

Бланк обследования – специальная форма фиксации результатов психодиагностического исследования, предназначен как для учета результатов по отдельным методикам, так и для фиксации данных тематических исследований с помощью комплекса методов (карты обследования).

Валидность – комплексная характеристика методики, включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним.

Вариации коэффициент – статистический показатель степени изменчивости признаков (переменных).

Диагноз психологический – конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического исследования.

Заключение – документ о результатах тестирования, подготовленный психологом.

Инструкция – руководство по выполнению заданий теста, предъявляемое испытуемому и направленное на создание адекватной мотивации, установки субъекта на исследование.

Ипсативное оценивание – подход к оценке и интерпретации измеряемых тестом показателей, основывающийся на установлении их отношения к выраженности других, с ними связанных. Например, каждый из диагностируемых показателей выражается не в абсолютных значениях, а относительно силы других.

Контент-анализ – метод систематизированной фиксации и квантификации единиц содержания в исследуемом материале.

Надежность – характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов.

Нормативное оценивание – подход к оценке и интерпретации измеряемых тестом показателей, отражающих особенности личности или поведения, путем сравнения индивидуальных результатов со статистическими значениями нормативной выборки.

Нормы тестовые – количественные и (или) качественные критерии оценки результатов теста, позволяющие определить уровень достижений или степень выраженности психологических свойств, которые являются объектами измерения.

Опросники – обширная группа психодиагностических методик, задания которых представлены в виде вопросов. Выделяют личностные опросники, опросники состояния и настроения и др.

Оценки первичные («сырые баллы») – оценки, полученные испытуемым на начальном этапе обработки результатов тестовой методики.

Оценки профильные – способ представления количественных результатов психодиагностической методики. При таком способе оценки по отдельным группам заданий, субтестам тестовой батареи с помощью специальных приемов приводятся к соизмеряемым единицам (единой шкале оценок) и отображаются на общем графике.

Оценки шкальные – способ оценки результата теста путем установления его места на специальной шкале.

Параллельная форма теста – вариант теста, близкий его основной форме по критериям валидности, надежности и другим характеристикам и способный его заменить.

Проективные методики – совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода.

Психодиагностическое исследование – деятельность психолога, конечным результатов которой является психологический диагноз.

Психологическая диагностика – область психологической науки, разрабатывающая принципы, пути и приемы распознавания, оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Под психодиагностикой подразумевается также и область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.

Психометрия – область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психологических явлений.

Репрезентативность – свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности.

Стандартизация – унификация, приведение к единым нормативам процедуры и оценок теста.

Стимульный материал теста – объекты живой и неживой природы, искусственно созданные объекты, их изображения разной степени точности, цвета, слова, звуки и символы, выступающие в качестве заданий психологических тестов.

Тест психологический – стандартизированная система вопросов или заданий, позволяющая обнаружить и измерить уровень развития различных психологических характеристик человека.

Тестовая батарея – совокупность групп тестовых заданий (субтестов), объединенных в одну психодиагностическую методику и направленных на измерение различных сторон сложного психологического конструкта.

Этические нормы психодиагностики – комплекс норм и принципов, регламентирующих деятельность психолога – диагноста с целью обеспечения интересов обследуемого.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (рекомендуется использовать для контроля знаний у студентов очного отделения по окончании первого семестра изучения курса психодиагностики)

Внимание: при ответах на некоторые вопросы верными будут несколько вариантов ответа, тогда нужно отмечать ВСЕ верные ответы.

  1. «Психодиагностика – это теоретическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека». Данное определение является:

а) неполным (не указано что-либо существенное для верного понимания психодиагностики, т.е. оно уже, чем верное);

б) избыточным (т.е. оно шире, чем верное);

в) полностью верным.

  1. Перечислить основные сферы применения психодиагностики (не менее 4 сфер).
  2. Под психологическим диагнозом понимают…

а) установление наличия или отсутствия того или иного психического заболевания;

б) оценка нынешнего состояния индивидуально-психологических особенностей человека, прогноз их дальнейшего развития и, при необходимости, рекомендации;

в) совокупность актуальных разнонаправленных характеристик человека, сформулированных в научных терминах, позволяющих специалистам-психологам и смежникам оптимально планировать и осуществлять деятельность по коррекции выявленных недостатков.

  1. Установить соответствие между уровнем психологического диагноза и его содержанием (по Л. С. Выготскому) (напротив буквы, обозначающей уровень психологического диагноза, вписать цифру, обозначающую содержание психологического диагноза):

а) этиологический;

б) симптоматический;

в) типологический;

1) определение места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности;

2) констатация определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы;

3) описываются не только определенные особенности или симптомы, но и причины их возникновения.

  1. Привести примеры методов, относящихся к каждой из групп, выделенных Б. Г. Ананьевым. (Приведен пример выполнения задания для 1 группы)

а) 1 группа – организационные методы – примеры методов: сравнительный, лонгитюдный;

б) 2 группа – эмпирические – примеры методов:…………;

в) 3 группа способы обработки данных – примеры методов:……….;

г) 4 группа – интерпретационные – примеры методов:……………..

  1. Установить соответствие между группами методов исследования и характером ответов, присущих каждой группе (напротив буквы, обозначающей группу методов, вписать цифру (цифры), обозначающую характер ответа):

а) субъективные методы;

б) объективные методы;

в) проективные методы;

1) показания приборов (например, время реакции);

2) высказывания испытуемого, касающиеся его личных впечатлений относительно событий, происходивших с ним в прошлом или происходящих сейчас ;

3) ответ испытуемого на вопросы о своих личных особенностях (например, в личностном опроснике);

4) ответ испытуемого в форме толкования неоднозначной картины или символа.

  1. Дописать классификацию методов по критерию «форма стимульного материала и форма ответа испытуемого» и привести для каждой группы пример 2–3 методик.

а) вербально-вербальные. Методики:……………………………………

б)………………………… Методики:……………………………………

в) ……………………….. Методики:……………………………………

г) …………………………. Методики:…………………………………….

  1. Вставьте в пропуски слова из скобок: (вместо «………» необходимо вписать соответствующие слова):

Лонгитюдный метод проведения исследования в отличие от ………..……… (сравнительного, телеологического, каузального) используется в течение ………………..(длительного, короткого) времени и сопоставляет результаты, полученные …………………….(разными группами, одной и той же группой).

  1. Общий алгоритм проведение психологического исследования таков (вместо «………» необходимо вписать соответствующие этапы):

а) подготовительный этап

I………………………………………….

II………………………………………….

III………………………………………..

б) основной этап.

IV………………………………………..

в) заключительный этап

V…………………………………………

VI……………………………………….

VII……………………………………..

  1. Установить соответствие между терминами, обозначающими различные подходы к описанию человека, и их содержанием: ( напротив буквы, обозначающей подход к описанию человека, вписать цифру, обозначающую содержание этого подхода):

а) номотетический;

б) идеографический;

1) ориентация на открытие общих законов, справедливых для любого частного случая;

2) ориентация на полное, конкретное описание и объяснение единичного элемента (личность представляет собой уникальный феномен).

  1. Репрезентативность – это:

а) стремление испытуемого при ответах представлять себя в более выигрышном свете;

б) свойство выборки представлять характеристики генеральной совокупности;

в) конструирование методик с опорой на факторный анализ;

г) принцип конструирования тестов на основе выявления ограниченного, определяемого разработчиком круга факторов.

  1. Установить соответствие между характеристиками теста и факторами, относительно которых они определяют устойчивость теста (напротив буквы, обозначающей характеристику теста, вписать цифру, обозначающую фактор):

    Характеристика теста

    Устойчивость теста относительно

    Фактор

    а) валидность

    1) объект исследования

    б) надежность

    2) предмет исследования

  2. Укажите основные способы установления надежности теста:

а) расщепление теста;

б) использование параллельных форм;

в) ретестовое исследование;

г) многофакторное исследование;

д) квазиэкспериментальное исследование.

  1. Установить соответствие между видами валидности и их содержанием (напротив буквы, обозначающей вид валидности, вписать цифру, обозначающую содержание этого вида валидности):

а) прогностическая;

б) содержательная;

в) эмпирическая;

г) экологическая;

1) совокупность характеристик теста, полученных статистическим способом оценивания (чаще всего применяется корреляционный анализ оценок теста и показателей по внешнему параметру);

2) характеризует, насколько результаты, полученные при исследовании, могут быть перенесены на другие ситуации;

3) отражает временной интервал, на который распространяется формулировка психологического диагноза, сделанного на основании данного теста;

4) степень репрезентативности содержаний заданий теста измеряемой области психических свойств.

Выписка из образовательного стандарта

Психодиагностика: принципы, сфера применения, классификация методик, дифференциальная психометрика, валидность, надежность, репрезентативность, Достоверность, тестовые нормы, методы диагностики интеллекта, личности, психических функций и психических состояний; стандартизованные и нестандартизованные личностные методики; проективные, рисуночные методики; психосемантические методы; проведение и интерпретация 8–10 универсальных методик исследования личности и интеллекта: например, Минессотский опросник (ММPI), опросник Кеттела (16 PF) , Методика исследования самоотношения (МИС), уровень субъективного контроля (УСК), рисуночные методики (РНЖ, рисунок человека), проективные методики (ТАТ, тест Роршаха), тесты интеллекта (тест Векслера); принципы построения комплексного психологического портрета личности; психодиагностические задачи и комплектование психодиагностических батарей. Этика, деонтология и правовые основы психодиагностики; методы постановки психологического диагноза. Всего часов – 240.

Содержание

Пояснительная записка 3

Методические рекомендации по изучению дисциплины 5

Учебно-тематический план курса 6

Содержание курса 6

Планы практических и семинарских занятий 11

Темы курсовых работ 15

Методические рекомендации по выполнению курсовых работ 17

Вопросы для подготовки к зачету 20

Вопросы для подготовки к экзамену 21

Литература23

Глоссарий 25

Тесты 28

Выписка из образовательного стандарта 33

СПбИВЭСЭП

Санкт-Петербург, Литейный пр., 42

Сдано08.08.2011г.

35