СОДЕРЖАНИЕ | |
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… | 3 |
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА» И ИХ МЕСТО В ОБЩЕСТВЕ ……………………………………… |
5 |
1.1. Понятие детей и подростков «группы риска»………………………………. | 5 |
1.2. Психологические характеристики безнадзорных детей и подростков с отклоняющимся поведением …………………………….…………………….. | 11 |
Выводы…………………………………………………………………………… | 16 |
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ «ГРУППЫ РИСКА»………………………………. | 18 |
2.1. Профилактика девиантного поведения …………………………………… | 18 |
2.2 Взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска»……… | 26 |
Выводы…………………………………………………………………………… | 29 |
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ «ГРУППЫ РИСКА» В Г. ОМСКЕ………………………………………………………… | 30 |
3.2. Анализ работы социальных педагогов-психологов Железнодорожного училища № 4 г. Омска………………………………………………………….. |
30 |
3.2. Оценка деятельности педагогов-психологов учащимися……………….. | 34 |
Выводы…………………………………………………………………………… | 36 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…… | 38 |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………. | 39 |
ПРИЛОЖЕНИЕ «Оценка деятельности педагогов-психологов» …………… | 41 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем, что в условиях трансформации современного общества возник ряд проблем: снижение рождаемости, распад семей, рост числа безнадзорных детей, детей-сирот, детская преступность, алкоголизм и наркомания среди подростков, проституция, падение нравственности и др. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности.
Вопросов много. Одно можно сказать, что оставленные без внимания подростки, если ничего не изменить, составят угрозу для общества. Они могут в недалеком будущем влиться в теневую экономику, криминальный мир, будут использоваться в политических и других «играх».
Группы риска — это категории людей, чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности, которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникающие в их жизни, способные в результате привести к потере ими социальной значимости, духовности, морального облика, к биологической гибели.
Согласно определению, содержащемуся в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», дети группы риска — это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи (ст. 1).
В данном работе рассматриваются категории детей и подростков группы риска, наиболее незащищенных в социальном плане, порой брошенных на произвол судьбы (дети-сироты, безнадзорные и беспризорные, подростки с девиантным поведением, дети-инвалиды).
Объект исследования – дети и подростки «группы риска».
Предмет исследования – социальная работа, проводимая с детьми и подростками «группы риска».
Цель работы – исследовать основные направления социальной работы с детьми и подростками «группы риска».
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «группы риска».
2. Выявить проблемы социальной работы с детьми и подростками «группы риска».
3. Изучить работу социального педагога с детьми и подростками «группы риска».
4. Проанализировать методы работы с детьми и подростками «группы риска» в железнодорожном училище.
Методы работы :
1. Методы анализа и синтеза научной, методической, публицистической и периодической литературы.
2. Социологические методы (опрос, интервьюирование, наблюдение).
3. Методы математической статистики.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА» И ИХ МЕСТО В ОБЩЕСТВЕ
1.1. Понятие детей и подростков «группы риска»
В литературе часто встречается понятие «трудный» ребенок и подросток или относящийся к «группе риска». Что значит «группа риска»?
Данный термин обычно используют специалисты-медики для обозначения лиц, предрасположенных к той или иной болезни и нуждающихся в связи с этим в проведении специальных профилактических мероприятий. В настоящей работе термин «группа риска» вводится для обозначения особой группы подростков. Симптоматика, в соответствии с которой их можно было бы отнести к категории наркоманов, алкоголиков, т. е. больных, имеющих ряд определенных признаков, у них не выявлена. Однако на этих подростков следует обратить особое внимание, чтобы не допустить развития заболевания.
Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным.
Основные виды девиантного поведения — это преступность и уголовно ненаказуемые случаи аморального поведения, которые тоже представляют определенную общественную опасность. Связь преступности и аморального поведения состоит в том, что совершению преступления предшествует, как правило, какая-то разновидность девиантного поведения в форме пьянства, наркомании, распущенности в сфере сексуальных отношений и пр[13, с. 126].
Девиантное поведение-это:
1. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, т. е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии. Эту группу, во-первых, составляют лица, которых условно можно отнести к третьей группе характеров, т. е. астеников, шизоидов, эпилептоидов и других психически ненормальных людей. Во-вторых, к этой группе примыкают лица с акцентуированными характерами, которые тоже страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы.
2. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии — пьянстве, наркомании, проституции и пр. Подобный вид девиантного поведения выражается в форме проступков или преступлений. Если эти проступки незначительны и не приносят большого вреда общественным отношениям, то лица, совершившие их, подвергаются наказанию по нормам трудового или административного права. Правоохранительные органы в лице милиции и судебных органов применяют к девиантам меры принудительного характера (административный арест, штраф и пр.), а социальные и медицинские службы проводят с ними комплекс мер по социальной и психической адаптации. Если же девиант совершает преступление, то такое деяние квалифицируется по нормам уголовного законодательства [3, с. 56].
Вот почему преступность как вид девиантного поведения в основном изучается юриспруденцией, а аморальное поведение — социологией, психологией, психиатрией и другими науками.
К основным субъектам девиантного поведения можно отнести лиц, страдающих определенными формами психической патологии и склонных на этой основе к аморальному поведению, попыткам членовредительства и самоубийства.
К социальной патологии можно отнести наркоманию и токсикоманию, бытовое пьянство и алкоголизм, проституцию, бродяжничество и другие правонарушения.
Таким образом, психические расстройства проявляются в двух формах:
1) Акцентуированные характеры, т. е. крайние варианты нормы, когда отдельные черты характера очень усилены и человек уязвим для определенных психологических воздействий. Люди с ярко выраженными «тяжелыми» чертами характера часто являются клиентами социально-медицинских и правоохранительных служб;
2) Психопатия — это явное или скрытое отклонение от нормы психических качеств человека. Эти отклонения проявляются в поведении, поступках, вербальном и невербальном общении. Люди с латентной или явной патологией являются клиентами психиатрических служб.
Психические расстройства в форме акцентуаций возникают у подростков по ряду причин:
1. Часто психические расстройства обусловлены тем, что к подростку среда и общество предъявляют непосильные требования в виде усложненных учебных программ в старших классах или высшей школе, что ведет к появлению так называемой умственной отсталости, т. е. сознательному или бессознательному недовольству чертами своего характера. Если на врожденные отклонения в характере накладываются болезненные переживания с отрицательным эмоциональным знаком, то формируется комплекс неполноценности и как следствие возникает необходимость в искусственных компенсаторах — алкоголе, наркотиках, агрессивном поведении. Переходный возраст делает подростка и юношу особенно чувствительными к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Так, если молодого человека «посадить на иглу», то через 2-3 недели он становится наркоманом [3, с. 58-59].
Особенно провоцирует проявление ранее скрытой акцентуации или патологии период полового созревания. Он и сам может быть причиной психологических расстройств. Так, ранняя сексуальная жизнь и сексуальная невоздержанность может привести либо к аморальным формам поведения, либо к сексуальной немощи в форме импотенции.
Поскольку у подростков сексуальные потребности часто не удовлетворяются, то это приводит к сексуальной озабоченности и фрустрации.
2. Сказываются трудности переходного возраста. Переход во «взрослую жизнь» сопровождается бурной перестройкой психики:
— перестраиваются такие важные психические процессы, как мышление, ощущение, восприятие;
— меняется мир эмоций и чувствований, идет интенсивное формирование и закрепление имеющихся и новых черт характера, в полной мере проявляются черты темперамента, способности, задатки и пр.
3. Перестройка «Я-концепции» — процесс очень сложный и сопровождается рядом так называемых личностных расстройств. «Я-концепция» — это устойчивая и неповторимая система представлений индивида о себе, на основе которой он строит свои отношения с окружением и с самим собой. В это время формируется образ собственного «Я» как установка по отношению к самому себе, складывается представление о личных качествах, способностях, социальной значимости, внешности. Извечный вопрос молодых людей — «Какой я?» — сопровождается эмоциональными переживаниями по поводу своей внешности или личностных качеств, заниженной самооценкой и самоуничижением.
Личностные расстройства проявляются в нескольких формах:
1. Отчуждение, которое проявляется в том, что ребенок, оказавшись в конфликтной ситуации, не может самостоятельно выйти из нее. Постоянные стрессы начинают угрожать его психике и самому существованию. Чтобы выйти из стресса, он должен разорвать связь своего «Я» с травмирующей средой. Однако «уход» от конфликтной ситуации создает психологическую дистанцию между ребенком и окружением, которая вскоре перерастает в отчуждение. «Избегающий» индивид воспринимается окружением как человек странный и чужой.
Отчуждение означает утрату эмоциональной связи с ближайшим окружением, и «избегающий» испытывает дефицит положительных эмоций.
2. Деперсонализация имеет место тогда, когда отчуждается собственное «Я», т. е. утрачивается ощущение собственного тела, теряет смысл любая деятельность, апатия и безразличие становятся доминирующими, притупляются эмоции. В современных условиях подростки часто жалуются на кризисные состояния психики. Если такие переживания становятся хроническими, то нужна консультация психиатра.
3. Депрессия – это состояние аффекта с отрицательным эмоциональным знаком. Под депрессией понимают сильную тоску, которая сопровождается чувством отчаяния и кризисом духа. В молодости такие состояния являются обычным делом. «Зеленая тоска» проявляется в том, что все окружение становится неинтересным, человек испытывает подавленность и скуку, резко снижается воля. Чувство вины за события прошлого перед лицом жизненных трудностей сопровождается резким снижением самооценки. В состоянии депрессии время как бы замедляется, наступает быстрая утомляемость, работоспособность заметно снижается. Приходят мысли о собственной ничтожности, и тогда возможны попытки самоубийства.
Характер протекания депрессии разнообразен, она может принимать следующие формы:
· локус контроля (он характеризуется склонностью человека приписывать ответственность за важнейшие события или самому себе, или другим людям. Во втором случае человек считает, что его жизнь в целом зависит от внешних сил. Отсюда чувство бессилия и безнадежности. При тяжелых формах депрессии мнимое чувство вины, стрессовые ситуации в результате потери близких людей, критика со стороны авторитетных лиц могут привести к суицидальным попыткам);
· бред физического недостатка(он возникает в период полового созревания, затрагивает преимущественно девочек. Эти переживания, как правило, связаны с внешностью и широко варьируются от веснушек до полноты или худобы ног, талии и пр. Иногда недовольство своим телом достигает уровня паранойи, и молодые люди становятся озлобленными и несчастными [13, с. 45-46].
В отсутствие посторонних они подолгу рассматривают себя в зеркале, думают с помощью косметических операций «исправить нос» или «удалить жир из ягодиц и живота». В этом случае нужна консультация психотерапевта);
· синдром философской интоксикации (интерес молодых к проблемам бытия — явление вполне нормальное. Однако у части молодых людей этот интерес принимает уродливые формы: изобретаются всеобщие законы мироздания, вынашиваются планы переустройства мира. Часто их увлекают такие таинственные науки, как парапсихология, оккультные науки, а также контакты с НЛО.Поднимая глобальные проблемы, они не могут внятно изложить свои мысли. Синдром «сверхценной идеи» — это признак вялотекущей шизофрении);
· учебные неврозы или фобии (они проявляются в упорном нежелании посещать школу, колледж, институт. Невроз выражается в конфликтных отношениях с преподавателями и одноклассниками, в нежелании вникать в отдельные учебные предметы или все предметы сразу. Особенно часто страдают неврозами школьники. Беда школы в том, что подчас в ней насаждаются порядки казармы, а учителя выполняют функции надзирателей).
Трудность в распознании юношеской патологии состоит в том, что девиантное поведение чаще всего проявляется скрытно и касается нормальных молодых людей, особенно это характерно для лиц с акцентуированными характерами.
В литературе описание акцентуаций выглядит просто: этот гипертим, поскольку повышенно активен; этот шизоид, так как замкнут и неразговорчив; этот конформист, так как зависит от настроения окружения, и т. д. Вот почему «психологический ликбез» нужен всем, но особенно преподавателю, социальному работнику, руководителю, чтобы вовремя заметить негативные черты характера и отреагировать на них педагогическими методами.
В основе девиантного поведения лежит прежде всего социальное неравенство. Это находит выражение:
— в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения и в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных;
— в трудностях, которые встают перед молодыми людьми при попытке самореализации и получения общественного признания;
— в ограничении социально приемлемых способов получения высокого заработка для молодых женщин и мужчин. Тяжело сказываются на жизненном уровне чисто российские «гримасы рыночной экономики»: безработица, инфляционное давление, коррупция и официальная ложь «верхов» и нарастающая социальная напряженность «низов».
Морально-этический фактордевиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. В условиях, когда экономическая жизнь общества напоминает не рынок, а базар, где все продается и покупается, торговля рабочей силой, способностями и даже телом становится рядовым событием.
Морально-этическая деградация и падение нравов находят выражение в массовой алкоголизации и бродяжничестве, распространении наркомании и «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях.
Окружающая среда, которая нейтрально или благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты — алкоголики, наркоманы, проститутки — в большинстве выходцы из неблагополучных семей, в которых один или оба родителя пьют. Как правило, возглавляет группу девиантов «авторитет», который недавно вернулся из «зоны». В такой среде имеется свое представление о нормах поведения.
Известный социолог Р. Мертон, автор теории «двойной неудачи», считает, что, если молодой человек не может удовлетворить своих потребностей ни в легальной творческой деятельности, ни в активной противоправной, то он компенсирует эти недостатки такой деятельностью, которая ведет его к саморазрушению как личности. В условиях, когда часть молодежи не имеет возможности для достойного профессионального или личного самовыражения, «уход» в алкоголизм, наркоманию или примитивный секс становится своеобразным компенсаторным средством [13, с.48-49].
Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими людьми и возникающие на этой основе конфликтные ситуации, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.
Воспитательный фактор в подростковом возрасте — это школа, которая может способствовать проявлению и развитию асоциального поведения подростков. Существенную роль в этой связи играют ориентиры школы и стиль осуществляемой в ней воспитательной работы. Так авторитарный характер воспитательной работы с применением педагогических средств, в которых преобладают различного рода санкции, наказания и ограничения; организация, формы, методы обучения, не создающие возможностей для успеха каждого подростка и недостаточная готовность учителей к работе с трудными детьми, могут выступать в роли «отклоняющегося» фактора поведения подростков.
Малая или дружеская группаможет также являться фактором отклоняющегося поведения у подростков, если присутствуют асоциальные элементы в системе норм, ценностей, которыми руководствуются члены этой группы в своем поведении. Если во взаимоотношениях в группе господствует авторитарный стиль, проявляется насилие; если во взаимоотношениях в группе распространена анти-школьная субкультура, проявляется неприемлемость школы и любого процесса обучения.
Особо следует отметить влияние средств массовойинформации на формирование личности подростков. Телевизионные передачи, видеозаписи, насилие, разврат, различные способы противоправного обращения толкают подростков в круговорот преступного бизнеса.
Таким образом, неблагоприятные условия жизни, воспитание в семье и школе, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружением и возникающие на этой основе конфликтные ситуации, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования, к негативной девиации и преступности, как самой острой формы девиантного поведения подростков.
1.2. Психологические характеристики безнадзорных детей и подростков с отклоняющимся поведением
При построении стратегии социальной работы с детьми необходимо исходить из положения о том, что эффективность любого воздействия — социального, психосоциального, психологического или педагогического, в существенной мере зависит от знания, понимания и точного определения особенной личности ребенка. Когда же речь идет о безнадзорных детях или подростках, и тем более с отклоняющимся или противоправным поведением (девиантах и делинквентах), адекватность отражения их личности особенно значима. Психологические черты и свойства этих детей настолько специфичны, что без их знания никакие меры по предупреждению и корректировке деформаций не могут быть эффективными.
В этой же связи встает вопрос о детерминантах поведения подростков, т. е. о том, что именно больше всего влияет на их поведение собственные ли характерологические и личностные качества или внешние, ситуативные.
В наш профессиональный и бытовой обиход прочно вошли такие понятия, как:
а) криминогенная ситуация, способствующая совершению подростками правонарушений в силу ее фактического содержания;
б) социально-психологические условия нарушения развития личности;
в) влияние неблагоприятно складывающихся семейных взаимоотношений.
Когда речь идет о достаточно зрелом психологическом и физическом возрасте, ситуативным факторам действительно принадлежат вторичные роли, а личностным — доминирующие. Ведь у любого взрослого человека противоправному поведению предшествует отражение объективно складывающейся ситуации в сознании, а потому списывать все на обстоятельства — значит полностью снимать с него ответственность за содеянное. В отношении же личности незрелой, не полностью развитой и социализированной, ситуативные факторы играют решающую роль [19, с. 55-56].
Чтобы ответить на вопрос: почему это происходит необходимо определить психологические механизмы развития личности и, в частности, природу первичных дефектов, степень их влияния на нее, а также складывающиеся взаимосвязи между различными качествами и образующимися при этом характерологическими комплексами. Без знания этих особенностей невозможно адекватно влиять на подростков и пытаться нормально взаимодействовать с ними.
Для подростков особенно значимым является отношение к будущему: представление о «взрослости», о дальнейшей жизни, наличие и степень устойчивости жизненных планов, содержание ведущих ценностных ориентации, уровень притязаний в отношении своего будущего и-обоснование настоящего, которые в совокупности определяют систему приспособления подростков к окружающей действительности. Все это выступает как внешние показатели сложного процесса владения подростком своим внутренним миром, оформителями его личности, мировоззрения, свидетелями его зрелости или, напротив, инфантильности, недоразвития, неготовности к самостоятельности, самоопределению и, как следствие, тревожности в себе, потери интереса к повседневным делам и заботам.
За жизненными планами и программами по значимости следуют социальные отношения с родителями, учителями, окружающими взрослыми, наличие признания с их стороны, а особенно со стороны сверстников, степень адаптированности к условиям жизни в человеческом сообществе в широком смысле слова.
И, наконец, последнее — это черты характера и связанные с ними особенности поведения: степень выраженности отдельных качеств, наличие агрессивных тенденций при неумении держать себя в руках, владеть собой, особенности акцентуаций характера, наличие внутриличностных конфликтов. Особое внимание в этой связи следует обратить на степень выраженности так называемых криминогенных качеств, способствующих совершению правонарушений и свидетельствующих о наличии общих трудностей и отставании в развитии.
К криминогенным качествам относятся:
· высокие, не подкрепленные реальностью притязания, установка на недостижимость желаемого привычными способами и своими «скромными» силами, которым противостоит враждебное окружение;
· деформированная система ценностей;
· хроническая конфликтность в отношениях со взрослыми;
· изоляция в пределах замкнутой группы, склонной к де-линквентности (совершению преступлений);
· акцентуации характера как показатели недоразвития эмоционально-волевой (регулятивной) сферы личности.
В своем поведении человек всегда следует сложившимся в обществе нормам. Оценивая любого из окружающих людей, каждый из нас более или менее сознательно исходит из этих норм. При этом степень сформированности нравственных или безнравственных, важных или неважных, ценностных или незначимых качеств и сторон личности неизменно определяет характер восприятия нами других людей, интерпретацию их внутреннего мира. А раз так, то зная, как подросток оценивает окружающих, какие личностные качества кажутся ему привлекательными, а какие нет, можно с большей долей вероятности предположить, как он будет вести себя в той или иной ситуации и строить систему отношений с окружающими.
Исследуя особенности отношений безнадзорных подростков к личностным качествам людей, В. Ф. Матвеев и А. В. Лебедев выделили пять групп по типу дезадаптационных реакций на воздействия окружающей среды:
1) склонные к агрессии;
2) с неоднократными суицидальными попытками в условиях психотравматических ситуаций;
3) употребляющие алкоголь;
4) совершающие побеги из дома из-за конфликтов с родителями;
5) с ярко выраженными невротическими реакциями в виде истощения, утомления, раздражительности [19, с. 125].
Подростки — представители всех пяти групп, очень высоко оценивали конформные качества других людей. 64,5% подростков с агрессивными тенденциями (1-я группа)выбрали в качестве наиболее привлекательных категорию агрессивных качеств: жестокость, конфликтность, мстительность и меньше всего — умение держать себя в руках, целеустремленность, самообладание. Большое число подростков (2-я группа)выбрали волю, целеустремленность, самоконтроль. 41,8% этих подростков оценивали эти качества как непривлекательные для себя. 38,8% из них дали амбивалентные оценки, свидетельствующие о неопределенности их отношений, как к агрессивным качествам людей, так и к тем, кто обладает самоконтролем. Среди подростков, склонных к алкоголизму (3-я группа),50% выбрали замкнутость, эмоциональную холодность, сдержанность, пассивность. Небольшая часть — целеустремленность, волю, умение держать себя в руках, самоконтроль. Они не признали сдержанность, целеустремленность, самообладание. Для подростков, ведущих бродяжнический образ жизни (4-я группа), характерен выбор истеричности, лживости, эгоцентричное, умение производить приятное впечатление, мечтательности. Из подростков с невротическими реакциями (5-я группа)самая незначительная часть выбрала уступчивость, доброжелательность, впечатлительность, а большая часть — негативные и амбивалентные качества (исследователи предполагают, что это реакции на невротические расстройства).
Многие из них выбрали замкнутость, эмоциональную холодность, сдержанность. Их позитивное отношение к замкнутости отражает стремление скрыть от окружающих свою несостоятельность.
Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что для безнадзорных подростков типичны не криминогенные качества, а дезадаптационность реакций на окружающих, обуславливающих трудности общего порядка, причиной которых становятся:
— отсутствие адекватного, четкого представления о своем будущем и содержательных жизненных планов;
— нарушение эмоциональных связей с семьей, лишение эмоциональных контактов с близкими людьми, выражающихся в тепле, понимании, принятии со стороны родителей, что становится одним из пусковых механизмов делинквентности, безнадзорности, социального сиротства;
— низкий социальный статус (в школе, группе сверстников, в ближайшем окружении);
— наличие внутриличностных конфликтов и конфликтов с окружающими;
— низкий уровень самосознания.
Отличие безнадзорных подростков с общими трудностями и отклонениями в поведении (с неадекватными реакциями на воздействия окружающих) от делинквентных (с криминогенными чертами) заключается в отсутствии у первых явно выраженных патологических отклонений. Их отклонения сводятся к особенностям личностных характеристик и строения мотивационной сферы, которая напрямую связана с представлениями о будущем, жизненными планами и программами поведения собственного «Я».
Несформированность отношения к будущему, свидетельствующая о проблемах самоопределения, является общим фоном поведенческих нарушений, но сама по себе она, конечно, не может приводить к развитию крайних форм отклоняющегося поведения и правонарушениям. По данным исследователей (Н. Толстых и др.), подобное положение характерно для 80% подростков. Но вместе с тем оно может быть показателем нарушенных семейных отношений и определенных черт характера.
У таких подростков преобладает и мотивация, связанная с личной автономией. В реальной жизни она проявляется в реакциях пассивного протеста (эскапизма, ухода от действительности) и реже — эмансипации. В большой степени у них развита мотивация защиты своего «Я». Обычно такие подростки равнодушны к оценкам, которые дают им другие, к их одобрению, уважению, любви. Возможно, именно для компенсации (или потребности выразить, выплеснуть вовне) столь редуцированной потребности они и используют в качестве коммуникативного допинга алкоголь, токсические вещества, наркотики, агрессию. Феномены «групповой психической зависимости» тоже могут служить компенсаторным способом удовлетворения такой потребности.
Что касается мотивации общения, то следует отметить, что в высказываниях таких подростков почти нет положительных оценок любви к ближнему, стремлению к интимной близости и контактам с представителями противоположного пола, что свидетельствует не только об определенном нарушении полоро-левого поведения, но и о своеобразном отделении, диссоциации эмоциональной сферы от собственного «Я», при которой чувства принимают форму «чуждого» объекта.
Особый род подростковой мотивации — это постоянная неудовлетворенность существующим положением вещей. Подчеркнуто часто они употребляют выражения типа «никогда снова», «как раньше», «в дальнейшем», когда хотят сказать, что не хотят жить «так». Подобная мотивация не наблюдается при нормальном развитии и может стать основанием для коррекцион-ной работы. В вербальном, лексическом смысле высказывания аддиктивных подростков отличаются заметным примитивизмом и бедностью.
Система профилактических и коррекционных мероприятий связана с созданием у подростков альтернативной мотивации по отношению к возникшим негативным потребностям, подведением их к обдуманному выбору.
Сохранные личностные черты и хотя бы элементы позитивной мотивации становятся тем фундаментом, на котором может строиться программа помощи и поддержки безнадзорных подростков:
1. Групповые формы работы, в том числе психотерапевтической, которые: а) открывают возможность формирования в актуальных для всех и каждого жизненных ситуаций получения нового опыта нормальных человеческих взаимоотношений, стимулируют вновь возникающие концепции «Я», новые модели идентификации; б) обеспечивают формирование чувства принадлежности к ближним, исключающего изоляцию в окружающей среде; защищенность от хронического стресса; расширение временных перспектив. Упражнения, которые при этом выполняют участники занятий — ролевые игры, тренинги и т. п., помогут получить новый опыт при взаимодействии с окружающими путем включения разнообразных ощущений чувств — от самых безобидных до захватывающих дух. Разыгрываются не только сцены из жизни, которые подросткам хорошо знакомы, но и делается попытка проникнуть в неведомый мир взрослых. Это помогает расширить представления о жизни, о своих возможностях, чувствах, разобраться в проблемах, примерить на себя взрослые роли, понять «изнутри» своих родителей, преподавателей, воспитателей, близких, а значит, сделать еще один шаг к взрослению.
2. Создание в условиях учреждения социального обслуживания, занимающегося профилактикой безнадзорности (особенно силами разнополых специалистов), ситуации «замещающей семьи», способной обеспечить модели адекватных семейных отношений благодаря развитию рефлексии у подростка, которому понимающий его взрослый помогает осознать свои действия, отвечать за свои поступки, рассказывать другим о себе и своих чувствах и тем самым становиться зрелым человеком.
3. Индивидуальные формы работы, включающие коррекцию поведения и широкий диапазон воздействий — от групповых тренингов до интересной, предметной (в том числе трудовой) деятельности, профессионально ориентирующей его, способствующей построению позитивного взаимодействия с окружающими, расширяющей его контакты с другими детьми и социумом.
4. Коррекция отношения к будущему за счет профессиональной ориентации и формирования установок на выбор карьеры под руководством квалифицированного специалиста через фиксацию и развитие личностных смыслов происходящих изменений в социальных отношениях, целенаправленное упорядочение своей деятельности, определение ближайших и отдаленных перспектив, выделение и осознание различных систем ценностей.
Таким образом, адаптивное поведение способствует приспособлению человека к требованиям социальной среды, к предметной и социальной деятельности. Этот вид поведения чаще всего связан с внешней комфортностью. Неадаптивное поведение (активность) направлено не только и не столько на самоизменение человека, его внешнюю комфортность, сколько на преобразование деятельности и отношений. Его результатом преимущественно становится внутренняя комфортность. Такой ребенок, подросток не идет на поводу у обстоятельств, а старается справиться с ними. Неадаптивное поведение не является синонимом отклоняющегося, хотя на каком-то этапе и при каких-то условиях человеку приходится становиться субъектом, имеющим собственное лицо, мнение, поступки и действия. Приводя на первых порах к дезадаптации, такое поведение способствует интеграции ребенка в группе сверстников, его самовыражению и самоутверждению.
В отличие от этого варианта все виды отклоняющегося поведения все более увеличивают разрыв человека с социумом, приводят к социально-психологической дезадаптации и деградации личности.
Выводы
Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным.
Основные виды девиантного поведения — это преступность и уголовно ненаказуемые случаи аморального поведения, которые тоже представляют определенную общественную опасность. Связь преступности и аморального поведения состоит в том, что совершению преступления предшествует, как правило, какая-то разновидность девиантного поведения в форме пьянства, наркомании, распущенности в сфере сексуальных отношений и пр.
При построении стратегии социальной работы с детьми необходимо исходить из положения о том, что эффективность любого воздействия — социального, психосоциального, психологического или педагогического, в существенной мере зависит от знания, понимания и точного определения особенной личности ребенка. Когда же речь идет о безнадзорных детях или подростках, и тем более с отклоняющимся или противоправным поведением (девиантах и делинквентах), адекватность отражения их личности особенно значима. Психологические черты и свойства этих детей настолько специфичны, что без их знания никакие меры по предупреждению и корректировке деформаций не могут быть эффективными.
В этой же связи встает вопрос о детерминантах поведения подростков, т. е. о том, что именно больше всего влияет на их поведение собственные ли характерологические и личностные качества или внешние, ситуативные.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ «ГРУППЫ РИСКА»
2.1. Профилактика девиантного поведения
Одно из наиболее важных направлений в деле профилактики формирования отклоняющегося поведения у детей и подростков — повышение роли семьи. С древнейших времен известно, что корни порока идут от семьи. Многие проблемы можно решить, если суметь создать наиболее благоприятные возможности семейной жизни и семейного воспитания для детей. Реализация этого направления требует решения комплекса проблем внесемейного и внутрисемейного характера.
Во-первых, требуется решить проблему подготовки будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей.
В целом подготовка молодых людей к семейной жизни и воспитанию детей должна включать изучение следующих разделов:
— основы взаимоотношений в семье;
— внутрисемейные конфликты, причины их возникновения, возможности предупреждения и пути преодоления;
— основы ведения семейного хозяйства, экономика семьи;
— основы семейного воспитания на различных этапах возрастного развития ребенка, подростка (данное направление решается чаще всего через школу, либо через центры по работе с семьей по мере роста ребенка) и др.
Непосредственно подготовка родителей к воспитанию детей представляет достаточно емкую педагогическую проблему. Для ее решения в начале века А. Дернова-Ярмоленко рекомендовала учить молодую маму:
— методике изучения ребенка на различных этапах его возрастного развития;
— пониманию влияния на ребенка окружающей среды;
— умению считаться с окружающей средой, пользоваться ею;
— методам и методике воспитательного воздействия на детей на различных этапах их возрастного развития [19, с. 78].
Наряду с изложенным для матерей рекомендовались специальные курсы по изучению ненормальных, отсталых, слабых детей и детей, трудных в воспитательном отношении, беседы о значении искусств в деле воспитания, физические упражнения и игры детей, прогулки и экскурсии с детьми и др.
Во-вторых, создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях.
Обстановка в семье — это та среда, где прежде всего формируются основы мировоззрения растущего человека. С раннего детства ребенок именно в семье, в той обстановке, в которой он живет, развивается и воспитывается, усваивает то, какими должны быть отношения между людьми (мужчины к женщине, взрослых к детям, детей к взрослым), знакомится с основами культуры общения и поведения, проведения досуга и пр. Одновременно в семье формируется будущий семьянин, человек, создающий, укрепляющий и реализующий потенциал семьи в соответствии с ее социальным предназначением.
Следует подчеркнуть, что безнравственная обстановка (пьянки, драки, истерические крики, грубость) помимо отрицательного примера может привести к серьезным психическим травмам ребенка, преодолеть которые в последующем исключительно трудно. Негативные проблемы семьи и семейного воспитания отрицательно сказываются на физическом, психическом и социальном развитии растущего человека.
В-третъих, предупреждение ошибок в семейном воспитании.
Как правило, в каждой нормальной семье родители заинтересованно относятся к воспитанию своих детей. Однако педагогическая неподготовленность нередко приводит к типичным ошибкам.
Такие ошибки описаны в литературе. К наиболее характерным, из них можно отнести:
1. Антипедагогическое поведение родителей как пример для подражания.
Характерное проявление поведения родителей через так называемые «ложные авторитеты» описал А.С. Макаренко. Он, в частности, выделял авторитеты подавления, чванства, педантства, резонерства, подкупа.
2. Утрата связи между родителями и детьми. Сохранить нормальные взаимоотношения между детьми
и родителями удается, к сожалению, далеко не всем. Утрата внутренней связи значительно снижает возможности целесообразного педагогического воздействия родителей на детей особенно в подростковом возрасте, когда оно является наиболее важным.
В-четвертых, формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции.
Речь идет о формировании главного стержня, определяющего последующую позицию человека в оценке себя, окружающих людей, происходящих событий, \своих действий и поступков, а также активность и направленность усилий в работе над собой. Нравственное воспитание начинается с самого раннего возраста. Упущение в этом отношении приводит к невосполнимым последствиям в воспитании человека.
В-пятых, воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевые качества [19, с. 81-82].
Волевые качества — это тот инструментарий, который позволит человеку самореализоваться, отстоять свою позицию, сохранить свое «я». Отсутствие волевых качеств превращает человека в стадное существо и может привести его под влияние другого, нередко социально-негативного лидера. В такой ситуации безвольный человек вполне может оказаться соучастником социально опасных действий группы. Нравственная основа развития личностных качеств человека определяет направленность его волевой активности.
В-шестых, недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным.
Специалисты-психологи рекомендуют воспитателям в процессе применения принуждения в воспитании учитывать следующее:
— не применять физическое наказание детей младше 3-х лет, так как это влияет на проявление их активности;
— воздерживаться от наказания детей и особенно подростков в присутствии сверстников (публичное унижение подавляет волю, травмирует психику);
— наказывать с применением силы за любую вину девочек старше 10 лет и мальчиков старше 14 лет (переходный возраст особенно нетерпим к таким воздействиям и может приводить к серьезным психическим травмам, формировать отчуждение родителей от детей);
— наказывать ребенка хладнокровно, безжалостно, устраивать своего рода экзекуции как какую-то работу.
В-седьмых, недопущение приобщения детей и подростков к спиртным напиткам, курению, азартным играм.
В современных условиях значительная часть проступков со стороны подростков и юношества совершается в состоянии алкогольного опьянения. Приобщение подростка к наркотикам, с одной стороны, способствует разрушению организма, его деградации, делает его уязвимым по отношению к опасным инфекционным заболеваниям (например, СПИД), с другой — их употребление требует больших материальных средств, что побуждает наркомана к уголовно наказуемым действиям.
В процессе воспитания с раннего детства постепенно и убедительно ребенку разъясняют сначала в семье, а потом и в школе, пагубность алкоголя и наркотических средств. Однако наиболее действенным средством воспитания выступает личный пример родителей, старших братьев и сестер, товарищей.
В-восьмых, побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой.
С давних пор известно, что важнейшая задача воспитания — подготовить человека к самовоспитанию. Чем старше человек, тем и его роль в самосовершенствовании возрастает. Семья в этом плане не только способствует формированию нравственных ориентиров, развитию волевых качеств, но и помогает освоить навыки работы над собой.
Профилактическая роль образовательных учреждений.Повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков — еще одно важное направление деятельности общества.
В школе работают специально подготовленные педагоги. Этим специалистам вверяются дети и подростки для дальнейшего обучения и воспитания. Ошибки и упущения в педагогической деятельности преподавателя дорого обходятся их воспитанникам.
В условиях образовательного учреждения ребенок сталкивается с еще одним воспитателем-коллективом. Он входит в различные группы, ощущает на себе их влияние.
Учитель, воспитатель образовательного учреждения имеет возможность влиять на воспитанника не только непосредственно, но и опосредованно: через преподаваемый учебный предмет, коллектив класса, товарищей, микрогруппы.
Путями повышения воспитательной роли образовательного учреждения выступают:
— повышение качества подготовки преподавательского состава, формирование у него высокой педагогической культуры;
— создание наиболее благоприятной обстановки в условиях образовательного учреждения для педагогической деятельности;
— побуждение преподавательского состава к самосовершенствованию, повышению своего педагогического мастерства и педагогической культуры;
— создание при образовательных учреждениях социальной службы, способствующей индивидуализации работы с детьми и подростками девиантного поведения, оказывающей помощь учителю и родителям в работе с ними; — развитие системы внеучебной воспитательной работы с детьми и подростками в условиях образовательного учреждения.
Взаимодействие семьи и общественности. Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы, административных органов по месту жительства является средством профилактики девиантного поведения детей и подростков.
Единство семьи и школы объединяет и усиливает воспитательное влияние на детей и подростков. С этой целью практикуется:
— организация методических семинаров при школах для родителей (родительский лекторий, родительский семинар);
— повышение роли родительских комитетов в жизни школы, детского сада, усиление связи родителей и учителей;
— создание попечительских родительских организаций при образовательном учреждении;
— приобщение к активному участию родителей в мероприятиях класса, школы;
— посещение учителями детей на дому (проявление заинтересованного участия в том, как живут ученики);
— помощь и поддержка родителей в воспитательной работе с детьми со стороны учителя, социального педагога школы.
Круг общения ребенка. Значительное влияние на развитие, воспитание ребенка, оказывают те люди, которые непосредственно взаимодействуют с ним. Их авторитет, сила влияния, способность внушать,покорять волю ребенка в значительной степени определяют то, как они будут влиять на ребенка, подростка, в каком направлении они будут его вести.
Ребенок уже в детском садике оказывается в окружении определенного круга лиц, впоследствии он оказывается членом коллектива, различных сообществ, каждое из которых имеет свои традиции, обычаи, воспитательные возможности. К сожалению, далеко не каждое сообщество в воспитательном отношении носит положительный характер. Данный факт свидетельствует о том, что от родителей, воспитателей требуется большое искусство умения управлять воспитательными воздействиями на ребенка, подростка через тех людей, которые его окружают, те группы, коллективы, в которые он входит. От них требуется искусство ограничить взаимодействие их воспитанника от влияния негативных (девиантных, криминогенных) лиц, групп, сообществ или, наоборот, стремиться обеспечивать целесообразное влияние на него лиц позитивных, положительных групп, коллективов.
Внешкольная система консультирования. Развитие внешкольной системы консультирования и помощи семье и детям в преодолении девиантного поведения — еще одна важная задача профилактической работы.
В настоящее время создаются как государственные, так и негосударственные центры по работе с семьей. Эти центры также состоят из квалифицированных специалистов, которые готовы провести диагностику и дать рекомендации для работы с детьми в домашних условиях, либо рекомендовать специализированные центры по работе с детьми с девиантным поведением. Значительная часть обращений в центры по работе с семьей относится к матерям. Их волнуют преимущественно вопросы дезадаптации детей в школе, в среде общения, личностные проблемы детей и подростков, взаимоотношения с ними, нарушения взаимопонимания, конфликтность и др.
При центрах по работе с семьей открываются отделения дневного пребывания для детей. В них дети имеют возможность в благоприятных условиях проявить свои личностные возможности, получить консультации, помощь в подготовке к занятиям, приобрести новых товарищей, приобщиться к культуре.
Особенно важно, что отделения работают бесплатно и ориентированы на самые малообеспеченные слои населения.
Однако, таких центров и отделений дневного пребывания при них еще мало и многие только приобретают опыт работы с родителями и детьми.
Специальные учреждения по перевоспитанию и исправлению девиантного поведения детей и подростков.В настоящее время имеются различные специальные образовательные учреждения, в которых проводится перевоспитательная, реабилитационная работа с дезадаптированными детьми и подростками. Многие из них являются учреждениями закрытого или полузакрытого типа. Дети туда поступают либо по приговору суда, либо по направлению отдела по делам несовершеннолетних. Для перевоспитания и исправления используются различные возможности по работе с детьми и подростками, в том числе трудотерапия, образовательный процесс, культурно-досуговая деятельность, воспитательное воздействие коллектива, индивидуальная работа.
Комитетом по делам молодежи формируются специальные центры по работе с детьми девиантного поведения по месту жительства (например, «Форпост» С. Т. Шацкого, «Четвертый мир» в Москве и др.).
Таких центров пока немного. Создаются центры и на общественных началах. В них активно проводятся мероприятия культурно-досуговой, физкультурно-оздоровительной, туристической и других видов деятельности. В них работают консультативные пункты по работе с детьми и родителями. Нередко в специализированных воспитательных учреждениях практикуется приглашение для работы с воспитанниками самих родителей.
В специализированные воспитательные (перевоспитательные) центры детей либо направляют специальные комиссии, либо дети сами туда приходят, либо сотрудники центров по рекомендации школы, отдела по работе с несовершеннолетними посещают семьи и приглашают к себе детей.
Центры по преодолению социально-педагогических проблем детей, подростков и юношества.В современных условиях растет преступность среди молодежи. Анализ причин девиантного поведения детей и подростков и возможностей его профилактики и преодоления показывает, что необходимо создание широкой сети центров, которые могли бы предметно заниматься дифференцированными группами молодежи.
Центры педагогической коррекции работают с детьми раннего возраста. Ранняя педагогическая коррекция ребенка способствует его наиболее полному развитию, а в последующем его нормальной адаптации в обществе, предупреждению отклоняющегося развития.
Для эффективной работы такого центра необходимы:
— собственно центры, работающие по определенным направлениям в зависимости от проблем детей (их пока очень мало);
— специально подготовленные специалисты широкого профиля: медицинского, психологического и педагогического направлений.
Специалисты, способные обеспечить комплексную диагностику ребенка. Диагностика позволяет выявить глубину недуга, отклонения в развитии ребенка, а также резервы, несущие в себе, как отмечал Л.С. Выготский, компенсаторные возможности при опоре на которые обеспечивается индивидуальное развитие и коррекция;
— техническое оснащение диагностического центра и педагогических кабинетов.
Без этого в современных условиях невозможно провести ни квалифицированной и достаточно полной диагностики, ни педагогической коррекции, а, следовательно, и добиться наиболее оптимального результата;
— широкая информация учителей, социальных служб, семей, педиатров о центрах педагогической коррекции и их возможностях. Это позволит своевременно, на ранних этапах выявлять у детей отклонения и направлять их в соответствующие центры для педагогической коррекции;
— взаимосвязь центров педагогической коррекции со специальными детскими садами и школами для взаимодействия и способствования своевременной адаптации детей, проходящих или прошедших педагогическую коррекцию.
Центры педагогической реабилитации могут быть ориентированы на работу с различными категориями детей, нуждающимися в педагогической реабилитации — восстановлении утраченного опыта общения, поведения, профессиональной деятельности и пр. Предметом особого внимания является реабилитация дезадаптированных детей и подростков вследствие трудностей учебы, проблем, возникших во взаимоотношениях со сверстниками. Каждая из категорий дезадаптированных детей и подростков требует особой индивидуальной или групповой диагностики и определения методики реабилитации.
Особого внимания заслуживают педагогические проблемы работы с жертвами насилий. В современных условиях таких людей, к сожалению, много. В международной практике имеется опыт реабилитационной работы с жертвами насилий, появляется такой опыт и в нашей стране. Число пострадавших людей растет, и потому растет необходимость развития специальной реабилитационной работы с такой категорией детей. Это, в свою очередь, требует специальных теоретических разработок и практического опыта работы с различными категориями жертв насилий.
Усиливается алкоголизация и наркоманизация молодежи. Данный факт также требует открытия специальных центров медико-социально-педагогического характера. В таких центрах нужны комплексные усилия врачей, психологов и социальных педагогов. Полезным в работе с наркоманами может оказаться соответствующий зарубежный опыт.
Современная практика свидетельствует о необходимости создания специальных реабилитационных центров для адаптации лиц, вышедших после завершения срока нахождения в специальных образовательных учреждениях, в пенитенциарных учреждениях. Необходимость таких центров велика и потому, что подростки чаще всего возвращаются в прежнюю среду. Данный факт очень часто имеет негативные последствия для бывших осужденных. В условиях адаптации в специальном реабилитационном центре специалисты могли бы обеспечить квалифицированную помощь такому подростку в этот исключительно сложной и критический период, помогли бы обрести уверенность в себе, найти сферу самореализации и таким образом получить возможность нормальной жизнедеятельности по месту жительства либо в ином месте.
Для прибывших из заключения также нужна адаптация и помощь в трудоустройстве, в противном случае человек оказывается в исключительно сложных условиях, побуждающих его вернуться на прежний путь. Особенно данная проблема приобретает актуальность в условиях растущей безработицы.
Позитивное и негативное влияние СМИ.Известна большая роль средств массовой информации (СМИ) в формировании мировоззрения детей и подростков. Современные СМИ несут исключительно многообразную, многоплановую информацию без учета особенностей аудитории. Активно внедряется в быт современной семьи видеотехника с ее многообразными информационными возможностями.
Исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о пагубном влиянии на молодежь информационной и видеопродукции, пропагандирующих насилие, свободный секс, идеи легкого бизнеса. Такого рода информация бесконтрольно демонстрируется на всех каналах телевидения, широко представлена в виде видеокассет. Это постепенно формирует образ действий у людей, не имеющих твердых нравственных основ, выступает, как уже отмечалось, своего рода учебным пособием по криминальной деятельности.
Следует, однако, подчеркнуть, что ежедневно по телевидению предлагается и много полезной информации для развития детей и подростков, безусловно, имеются интересные, поучительные видеозаписи. В этих условиях резко возрастает роль родителей в управлении процессом общения ребенка с телевидением. Педагогически целесообразное руководство поможет способствовать разностороннему развитию детей и подростков и одновременно предупреждать их нравственное развращение.
В современных условиях издается множество разнообразной печатной продукции, которая также может активно использоваться как в воспитании, так и способствовать извращению духовных взглядов и интересов детей и подростков. Данный факт диктует необходимость повышения роли семьи и школы в направленном использовании печатной продукции в разностороннем воспитании подрастающего поколения и защиты его от низкопробной, разлагающей, не соответствующей возрасту и уровню его духовного развития.
Одним из направлений, способствующих повышению воспитательной роли СМИ, по международному опыту, является создание общественного центра контроля за нравственной направленностью их деятельности. Такой общественный орган мог бы способствовать повышению положительных воспитательных возможностей СМИ и той информационной продукции, которую они предлагают на всю Россию, для всей российской молодежи.
Каждому человеку присущи свои информационные потребности. Под ними понимают потребности человека к различным видам, качеству и объему информации. Информационные потребности выступают как фактор социальной зрелости, активности и самореализации личности. Существует понятие информационно-педагогическая культура человека. Оно является показателем воспитанности человека, проявления его отношения к различным видам СМИ, их содержанию, качеству, объему информации, их целесообразному использованию в самообразовании и самовоспитании.
В современных условиях особенно остро возникает вопрос о формировании информационной культуры у подрастающего поколения, которая позволит, в определенной степени, оградить молодежь от всеядности и научит ее более избирательно подходить к информации, которую предлагают СМИ. Данная задача решается не только семьей, но и всеми образовательными учреждениями, обществом в целом и самими средствами массовой информации.
Таким образом, работа с подростками и детьми «группы риска» должна проводиться по всем направлениям, от семьи до учебного учреждения.
2.1. Взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска»
Воздействие неблагоприятных факторов, а часто нечеловеческих условий жизни в течение длительного времени, вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, которые приводят к тяжелейшим последствиям. У него возникают значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии.
Травма физическая — не самое страшное зло, которое причиняют ребенку. Психологическая травматизация часто оказывается гораздо более вредной. Отсутствие полноценного общения, эмоционального контакта со взрослыми и сверстниками приводит к тому, что у таких ребят проявляются болезненная робость, пугливость, частая раздражительность, грубость, агрессивнрсть и другие аномальные состояния. Порою общество в целом и работники соответствующих структур трудного ребенка, а тем более того, кто имел проблемы с законом, рассматривают не иначе, как «отброс общества». На улице другая ситуация, здесь у подростка создается иллюзия собственной значимости среди тех, кто воспринимает его за своего человека.
Полагаем, что социальная дезадаптация — процесс обратимый: можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей с помощью совместного конструктивного взаимодействия педагога и ребенка.
Взаимодействие межличностное в широком смысле — это случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный контакт социального педагога с детьми группы риска, имеющий следствием изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках. В узком смысле — это система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, когда поведение каждого из участников образовательного процесса выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.
Социальная работа как вид деятельности является в сущности коммуникативной. Основная цель взаимодействия социального работника и ребенка — оптимизация механизмов социального функционирования индивида или социальной группы, предполагающая: самостоятельность ребенка, его готовность контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; создание условий, в которых он может в максимальной мере проявить свои возможности.
Техника межличностного взаимодействия с подростком выстраивается в соответствии со следующими принципами: психологической целесообразности, применения коммуникативных знаний и умений с учетом индивидуальных особенностей каждого; направленности общения на разрешение проблемной ситуации, преодоление смысловых барьеров и оптимизацию образа жизни.
В процессе взаимодействия используются различные технологии, методы и методики, служащие целям удовлетворения потребностей ребенка, его реабилитации, адаптации и восстановления социального статуса. Динамическое взаимодействие, коррективная поведенческая связь, существующая между социальным работником и ребенком для создания атмосферы помощи и поддержки, формируется на основе следования определенным этическим нормам, включая индивидуальный подход и предоставление подопечному возможности самому определять свои действия, полнее использовать свои личностный потенциал.
Работа социального педагога с ребенком основывается на принципах толерантности, эмпатии, гуманного подхода к детям — проявления внимательного и доброго отношения ко всем, доверия к каждому и соблюдения его интересов в любой ситуации.
Наибольшую трудность в работе по установлению контакта и дальнейшему взаимодействию социальные работники испытывают с детьми агрессивными, лживыми, неуравновешенными, имеющими нервно-психические расстройства, наркотическую зависимость, проявляющими неадекватное поведение. Социальному работнику необходимо учитывать, что у данной категории детей ярко выражена враждебность и презрение к шрос-лым, бросившим их на произвол судьбы.
Поделимся опытом взаимодействия социального педагога с детьми «группы риска», который был обобщен нами при проведении опытно-экспериментальной работы на базе «Службы социальной работы» клуба «Дзержинец» г. Тюмени. Данное подразделение функционирует на протяжении 5 лет. Это, по сути своей, форма организации воспитательного процесса в клубе открытого доступа — учреждении свободного анонимного типа, предлагающем детям и подросткам «группы риска» возможность проведения организованного досуга, свободного общения. Его основная цель — создание комфортных социально-психологических условий для развития ребенка, благодаря чему становится возможным частичное восстановление его контакта с социумом.
Начиная с марта 2001 г. в базе данных Службы зарегистрировано 235 детей «группы риска». Ежедневно в помещение клуба «Дзержинец» добровольно приходят от 5 до 20 ребят данной категории, которым предоставляется возможность не только организованно провести свой досуг, но и получить квалифицированную пне и поведение, чувства и волю, на эмоции и интеллект.
Учреждения дополнительного образования выполняют функции ресоциализации, восстанавливают утраченные навыки социально одобряемого поведения «трудного» подростка, его социальный статус, помогают преодолеть отчуждение от основных институтов социализации (семьи, школы), переориентировать систему внутренних ценностей и референтных ориентации. Но на данном этапе учреждения дополнительного образования, обладая большим педагогическим потенциалом в работе по ресоциализации детей-беспризорников, недостаточно готовы к этой деятельности. Необходимы специалисты, надо изменить режим деятельности учреждения, а тенденция последних лет постановки на самоокупаемость не дает трудным детям шанса посещать платные секции и кружки, все больше отдаляя их от системы дополнительного образования.
Таким образом, взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска» должно строиться с учетом причин дезадаптации, их психологических особенностей и основываться на уважении ребенка, принятии его таким, какой он есть. Важнейшим условием успешной ресоциализации социально дезадаптированного подростка является включение его в систему новых отношений, строящихся на основе коллективной, общественно полезной деятельности.
Выводы
Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы, административных органов по месту жительства является средством профилактики девиантного поведения детей и подростков.
Единство семьи и школы объединяет и усиливает воспитательное влияние на детей и подростков. Техника межличностного взаимодействия с подростком выстраивается в соответствии со следующими принципами: психологической целесообразности, применения коммуникативных знаний и умений с учетом индивидуальных особенностей каждого; направленности общения на разрешение проблемной ситуации, преодоление смысловых барьеров и оптимизацию образа жизни.
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ «ГРУППЫ РИСКА» В Г. ОМСКЕ
3.1. Анализ работы социальных педагогов-психологов Железнодорожного училища № 4 г. Омска
Объектом изучения является Железнодорожное училище № 4 г. Омска. Данное училище отличается тем, что оно принимает на обучение большое количество детей-сирот, детей из неблагополучных семей, детей, состоящих на учете или взятых под особый контроль. Из общего объема учащихся, на долю таких учеников приходится 25-35% (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Структура учащихся
В ходе исследования социальной работы с подростками «группы риска» данного учебного учреждения, было проведено интервью с педагогом-психологом Евсеевой Натальей Александровной. По ее словам, в училище налажена работа социальных педагогов и психологов с рассматриваемой категорией учащихся. В процессе социальной работы выявляются вопросы организации индивидуальной воспитательной работы с подростками, склонными к употреблению алкоголя, наркотических средств и токсикоманами.
На основании данных, полученных в ходе интервью, видно следующее: учащиеся поделены на определенные группы, в зависимости от их наклонений. Так, например, при рассмотрении подростков «группы риска», склонных к алкоголю, следует исходить из реального положения дел и учитывать тот факт, что к 17 годам подавляющее большинство молодых людей получает опыт употребления алкоголя. Строиться работа с данной группой уже с учетом этого печального факта.
Отбор в «группу риска» подростков, склонных к наркомании, проводятся с особой тщательностью. Педагоги при таком отборе проявляют особое «психологическое чутье». Задача отбора в эту «группу риска» — не допустить даже единичного употребления наркотика. Она диктуется особой опасностью и легкостью возникновения зависимости от наркотика. На рис. 3.2. представлено соотношение подростков «группы риска» по их направленности в поведении.
Рис. 3.2. Удельный вес учащихся отклоняющегося поведения
Из рисунка 3.2. следует, что правонарушения имеют больший удельный вес среди детей «группы риска» 45%, подростки, которые имеют наклонности к наркомании, составляют 15 %, подростки, которые имеют наклонности к алкоголизму, составляют 20 %.
Евсеева Н. А. утверждает, что важной задачей в работе с подростками в училище является формирование у них отношения к своему здоровью как к общественной ценности.Долгое время проблемы, связанные с алкоголизацией, злоупотреблением токсическими, наркотическими средствами, решались лишь наркологами и психиатрами. Их усилия в основном были направлены на работу с лицами, у которых уже сформировалось пагубное пристрастие к алкоголю, токсическим, наркотическим средствам. Основное внимание этими специалистами уделялось лечению больных людей, профилактическое же направление развивалось слабо, сводилось лишь к просвещению населения о пагубных последствиях вредных привычек.
Работа психолога и педагога по выявлению «проблемных» подростков, изучению их личности позволяет определить, нуждается ли подросток в оказании помощи со стороны педагогов, родителей, психолога училища или ему необходима помощь специалистов вне училища. Периодически проводимый анализ контингента учащихся дает возможность следить за динамикой, происходящей в группе нуждающихся в психологической помощи.
Психолог должен участвует в работе приемной комиссии. Наталья Александровна каждый год изучает поступающих в училище подростков, помогает мастеру установить контакт с родителями будущего учащегося и получить наиболее полные сведения о его окружении.На основании этих данных психолог предлагает рекомендации по оптимальному формированию учебных групп, способствует созданию в них благоприятного микроклимата, следит за процессом адаптации подростков к жизни в училище, дает характеристику каждой учебной группы, выявляет негативные тенденции в ее развитии.
Психолог осуществляет углубленное изучение подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, а также других учащихся с нарушениями поведения, совместно с педагогами составляет программу работы с этими подростками. По результатам обследования проводятся психотерапевтические беседы с подростками в целях выработки у них установки на работу по изучению и анализу собственной личности, что является шагом к процессу самовоспитания. Он информирует коллектив педагогов о проблеме отклоняющегося поведения, которая разрабатывается на стыке психологических, медицинских, педагогических и юридических наук.
Психолог организует индивидуальные консультации по проблемным вопросам и групповые тематические консультации, ведет в училище психологический практикум для педагогов по изучению личности. Основное внимание он уделяет разработке программ изучения конкретных подростков, которые осуществляет совместно с педагогами.
Под руководством психолога на примере анализа проблемных ситуаций педагоги отрабатывают наиболее конструктивные способы разрешения трудностей, возникающих в процессе общения с подростками, в том числе конфликтных ситуаций между членами ученического и инженерно-педагогического коллектива.
Индивидуальные и групповые формы профилактической и коррекционной работы в кабинете психологической разгрузки позволяют психологу выступать в качестве психотерапевта, используя богатство форм и приемов психотерапевтического воздействия.
В рамках психологической службы могут функционировать группы социального тренинга по отработке адекватных навыков общения, группы сенситивного тренинга, дискуссионные группы по обсуждению актуальных проблем.Важной функцией кабинета психологической разгрузки является работа по снятию нервно-психического напряжения, по развитию культуры сосредоточения.
Возможность формирования различного рода пагубных пристрастий у подростков связывается с недоразвитием или нарушениями в нравственной, эмоционально-волевой, познавательной сфере.
Первым условием проведения индивидуальной воспитательной работы является установление психологического контакта с подростком.Учащиеся проявляют интерес к этому контакту, перечисляют разноуровневые проблемы, в обсуждении которых они заинтересованы (с психологом мне хотелось бы обсудить: мою будущую жизнь, мои отношения с матерью, с девушкой, мой характер, мое поведение и т. д.).
Заполнение многочисленных опросников перестает восприниматься учащимися в качестве обременительной нагрузки, если у них имеется уверенность в обязательном и скором получении от психолога интересной для них информации о самих себе. Психолог умело использует здоровую ориентировочную реакцию подростков, которую возбуждает его деятельность в училище.
Многие 16-17-летние подростки не осознают того факта, что через три-четыре года каждый из них может стать матерью, отцом. Психологи и педагоги предлагают им подумать, как они в роли родителя поведут себя по отношению к своим детям, смогут ли уберечь их от развития пагубных пристрастий, найдут ли должные слова, чтобы убежденно доказать детям вред пьянства, табакокурения и других вредных привычек. Такое проигрывание родительской роли создает предпосылки для критического отношения к собственному поведению.
Воспитательная работа строиться с учетом степени удовлетворенности подростка жизнью в училище, сложившимися у него отношениями в коллективе. Определенные сведения об удовлетворенности подростка удается получить с помощью методики незаконченных предложений («Если бы мне снова пришлось поступать в училище, то я: пошел бы в другое, выбрал другую специальность, остался в 9-м классе, поступал бы в техникум, никогда бы снова не выбрал профтехучилище»).
Их неудовлетворенность выливается в различные формы протеста.
Отсутствием уважительного отношения к товарищам, заинтересованности в установлении контакта с ними подростки нередко оправдывают свою недисциплинированность. В качестве иллюстрации приведем высказывания самих учащихся.
«Если честно, то в училище у меня нет настоящего друга, поэтому мне скучно и все равно, что обо мне подумают. Я не понимаю девочек из моей группы. Они мне кажутся очень глупыми, скандальными. Есть такие, которые суют нос не в свое дело, мне не хочется быть рядом с ними. А мои друзья вне училища могут всегда меня поддержать, помочь в трудную минуту».
Своевременное выявление подростков с нарушениями в общении является важным профилактическим мероприятием по предупреждению отклоняющегося поведения и правонарушений учащихся. Работа социального педагога, психолога даёт не сразу положительные результаты. В своей работе педагог сталкиваемся с разными трудностями, с различными ситуациями, но любому педагогу-психологу хочется видеть и знать, что его работа проделана не зря.
3.2. Оценка деятельности педагогов-психологов учащимися
После изучения деятельности психологов в Железнодорожном училище, был проведен опрос учащихся. Им был выдан опросник, где требовалось проставить оценки училищу и деятельности педагогов.
В ходе исследования приняли участие 75 человек – учащиеся 2-3 курса. Исследование показало, что ученики в целом довольны проводимой с ними работой.
Рис. 3.3. Оценка учащимися работы педагогов и психолога
Исходя из полученного опроса, мы получили, что учащиеся не представляют себя уже без училища. Они довольны проводимой с ними работой. На рисунке 3.3. представлена средняя оценка работы педагогов и психолога, исходя из которого, следует, что педагоги и психологи проводят большую работу с учащимися.
В целом, по данным психологов и педагогов, работа с учащимися определенной группы на протяжении 3-х лет позволяет снизить отклонения в поведении учащихся (рис. 3.4).
Рис. 3.4. Динамика снижения уровня девиантного поведения
Таким образом, в железнодорожном училище ведется активная работа с подростками «группы риска». Работа построена на снижение уровня девиантного поведения учащихся. Данные свидетельствуют о динамики в пользу снижения.
Стоит рекомендовать проводить групповую работу с учащимися. Для того чтобы в воспитательных целях использовать влияние коллектива, надо знать, как относится подросток к этому коллективу, является ли значимым для него мнение его членов или он негативно оценивает юношей и девушек, с которыми обучается («они остановились в своем развитии; с ними не о чем говорить, они проявляют грубость…»).
Преобладание во взаимоотношениях учащихся профтехучилищ негативного оттенка может свидетельствовать о неблагополучии сложившегося в коллективе микроклимата. Для его оздоровления наряду с традиционными педагогическими приемами необходимо осуществлять специальную психологическую работу. Надо научить подростков получать удовольствие от общения друг с другом, формировать у них интерес к другому человеку, потребность в развитии своего собственного духовного мира, психологических особенностей, необходимых в общении с людьми.
Занятия подростков в группах сензитивного тренинга, тренинга общения могли бы способствовать развитию у них необходимых качеств. В литературе имеется богатый материал по игровым формам работы. Уважительное, заинтересованное отношение друг к другу надо формировать у учащихся с первых дней их пребывания в училище. Для формирования такого отношения можно провести первое знакомство учащихся в нетрадиционной форме. Например, предложить им охарактеризовать себя, отвечая на следующие вопросы: название любимого цвета, любимое время года, любимый фрукт, животное, которое нравится больше всего, любимое женское и мужское имя, любимый литературный герой или исторический персонаж, психологическая особенность, которая нравится в других людях, психологическая особенность, ч которая больше всего нравится в себе самом, то, каким образом легче всего доставить ему удовольствие. Название книги, которая не нравится, самый неприятный литературный герой или историческая личность, самая неприятная своя психологическая особенность, то, каким образом легче всего доставить ему неприятные чувства, и т. п.
Особое значение совершенствование навыков общения приобретает в работе с подростками, которые считают спиртные напитки и другие дурманящие вещества необходимыми средствами для улучшения общения. Следует доказать им, что легкости в общении они могут добиться и без употребления различных вредных для организма веществ, но для этого нужны желание и усилия самого подростка. Основываясь на анализе затруднений, которые испытывает подросток в сфере общения, педагог и психолог разрабатывают для него специальную программу развития необходимых качеств, а также помогают ему отрабатывать навыки общения в различных ситуациях.
Психолог может помочь педагогу выявить подростков с акцентуациями характера, предоставив педагогу необходимую информацию о специфике работы с такими учащимися. Педагогу важно в работе с учащимися руководствоваться знанием особенностей подростков с акцентуациями характера.
Выводы
Результат анализа говорит о том, что основное назначение социального педагога, педагога-психолога – это социальная и психологическая защита подростка, оказание ему социальной и медицинской помощи, умение организовать его обучение, реабилитацию и адаптацию, а так же психологическую помощь. Для решения этих задач, психолог изучает подростка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления. Оставленные без внимания подростки, если ничего не изменить, составят угрозу для общества. Они могут в недалеком будущем влиться в теневую экономику, криминальный мир, будут использоваться в политических и других «играх».
Социальный педагог-психолог координирует работу педагогического коллектива с трудными подростками, с окружающей социальной микросредой. Он периодически информирует педагогический коллектив училища о психологическом климате в группах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной и психологической работы училища.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Системный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди молодежи, все большее распространение в детской среде саморазрушающего поведения, что приводит к распространению преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Все более ощутимым становится разрушение института семьи, которая не в состоянии проявлять достаточную заботу о детях, не выполняет родительских обязанностей, нередко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей.
Понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Речь идет о тех детях, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что и становится причиной дезадаптации несовершеннолетних.
К числу важнейших факторов риска относятся особенности семейного воспитания, включая неопределенность правил поведения, которые родители устанавливают для своих детей, отсутствие похвалы; раннее асоциальное поведение и приобщение к одурманивающим веществам, а также агрессивность, нервозность, импульсивность, негативизм. К факторам риска принадлежат также плохая успеваемость, недостаточная вовлеченность в общественные дела, равнодушие семейной и учебной групп к учащемуся, наличие друзей, которые прибегают к одурманивающим веществам, положительные установки по отношению к алкоголю и наркотикам.
Оптимальное педагогическое влияние на подростков заключается в нейтрализации какого-либо из перечисленных факторов риска. Предполагается, что факторы риска злоупотреблений молодежью одурманивающими веществами будут нейтрализоваться по мере овладения подростками искусством жизни с людьми, выработки навыков взаимоподдерживающих межличностных отношений и гуманного отношения в семье, управление трудными жизненными ситуациями, высокое самоуважение, положительный образ «Я».
В работе была рассмотрена деятельность педагогов и психологов с учащимися, которых в силу их поведения относят к «группе риска». В Железнодорожном училище №4 г. Омска ведется активная работа с подростками «группы риска». Работа построена на снижение уровня девиантного поведения учащихся. Данные свидетельствуют о динамики в пользу снижения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алексеев, Л. Современная молодежь – проблемы и пути решения: Педагогический журнал / Л. Алексеев. – 2003. – №4, С. 5 – 6.
2. Алексеев, Р. И. Молодежь в России: ЭКО / Р. И. Алексеев. – 2004. – №2, С.18 – 26 .
3. Бондарь, Л. А. Социальная работа и молодежные организации / Л. А. Бондарь. – М.: Институт молодежи, 2000. – 258 с.
4. Войчук, О. Основные направления и формы воспитательной работы с осужденными омской воспитательной колонии / О. Войчук. –Омск, 2004. – 258 с.
5. Григорьев, О. Б. Девиантное поведение: причины и работа с ним: Социс. / О. Б. Григорьев. – 2006. – №6, с. 24 – 29.
6. Гуслякова, Л. Г., Кувшинникова, В. А., Синцова, Л. К. Социальная работа / Л. Г. Гуслякова, В. А. Кувшинникова, Л. К. Синцова. – М.: Наука, 2004. – 329 с.
7. Гурко, Т. А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях: Социс. / Т. А. Гурко. – 1997. – №1, С. 72 –79.
8. Губернские вести: Статистический отчет. – Омск, 2007. – 89 с.
9. Дубровина, И. В. Школьная психологическая служба : Вопросы теории и практики / НИИ общ. и пед. психологии. АПН СССР / И. В. Дубровина. – М: Педагогика, 1991. – 162 с.
10. Общие основы методики социальной работы / Под ред. Г.Н. Филонова. – М.: ЦСП, 2005. – С. 159.
11. Омский областной статистический ежегодник. – Омск, 2007. – 458 с.
12. Организация в профтехучилищах индивидуальной работы с учащимися «группы риска»: Метод, рекомендации / ВНИИ проф-тех. образования;/ Подгот. Н. В. Шилиной . – Л.: ВНИИ профтехобразования, 2004. – 188 с.
13. Основы социальной работы: Учебник / отв. ред. П. Д. Павленок. – М.:Инфра, 2007. – 358 с.
14. Ручкин, Б. А Молодежь и становление новой России: Социологические исследования / Б. А. Ручкин. – 2002. – № 5, С. 98-115.
15. Словарь-справочник по социальной работе. – М.: Юристъ, 2007. – 412 с.
16. Социальная защита: региональные модели. – М.: Уорлд Лсрнинг, 2005. – 361 с.
17. Социальная педагогика. Теория, методика, опыт исследования / под ред. В. Д. Семенова. – Свердловск: Урал, 2001. – 364 с.
18. Социальная работа: отечественный и зарубежный опыт. В 2 т. –М. – Тула, 2004. – 245 с.
19. Социальная работа с детьми группы риска / под ред. Н. Ф. Дивицыной. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 351 с.
20. Технологии социальной работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания семьи и детей / под ред. Л. С. Алексеевой. – М., 2007. – 315 с.
21. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии / отв. ред. Е. И. Холостова. – М.; РГСУ, 2003. – 452 с.
22. Формирование системы социальной работы с семьями «группы риска» (Опыт создания многоуровневых моделей) / ред. Гиль С.С. – Омск, 2002. – 212 с.
23. Холостова, Е. И. Социальная работа / Е. И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2006. – 369 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Оценка деятельности педагогов-психологов
Оценка в баллах | |||
неудовлетворительно | удовлетворительно | хорошо | отлично |
Учеба в училище | |||
Отношение педагогов | |||
Работа психолога | |||
Организация внеурочной работы | |||
Организация досуга |