Петров. Жизненные ориентиры совр.молодежи. ЧТ.11.2009

Человек и труд. 2009. № 11. С.18-19.

Жизненные ориентиры современной молодежи

Денис ПЕТРОВ

Воронежский филиал Всероссийского заочного Финансово-экономического института. ключевые слова: молодежная безработица, жизненные ориентиры

Противоречивость трансформационных процессов, переживаемых российским обществом, молодежь ощущает в полной мере. Пожалуй, даже острее, нежели представители старших возрастов. Ведь именно в молодости, которая является одним из наиболее значимых жизненных этапов, человек получает реальные (в отли­чие от детства) представления о тех социальных ролях, которые он может сыграть в жизни. В этот период формируются его социальные притязания, определяются даль­нейшие планы. От выбора места работы или учебы, характера и скорости адаптации молодых к имеющимся условиям зависят их судьбы. Молодежный контингент вклю­чает в себя группы с разным уровнем образования и благосостояния, различными познавательными и деятельностными установками (включая мотивацию к труду).

Об­ладающие высоким потенциалом экономической активности молодые люди далеко не всегда полностью его реализует.

Нынешние реалии вынуждают молодых людей сочетать работу и учебу. При жела­нии в этом можно усмотреть проявление динамичности, присущей переходному пе­риоду. Однако по большому счету от такого сочетания страдает и то, и другое. Не до­бавляет оптимизма отмена института распределения вузовских выпускников и нере­шенность многочисленных социальных проблем, в том числе жилищных, и т.д.

Чтобы выявить вопросы, в наибольшей степени волнующие молодых воронежцев, было проведено выборочное социологическое исследование, в котором приня­ли участие 1200 человек в возрасте 16-29 лет. Среди них были выделены следующие группы: работающие, студенты, безработные (рисунок).

37% работающих, 40,8% студентов и 75,5% безра­ботных на первое место поставили тему безработицы. Для безработных такой ответ вполне естественен, для работающих и студентов он является свидетельством их страха за свое будущее. На рост цен как на перво­очередную проблему указали 34% работающих и 34,5% студентов, 14,5% безработных. Это говорит о том, что с потерей работы (их главной бедой) все дру­гие проблемы отходят на второй план.

3 стр., 1032 слов

Работающие студенты. Социальные характеристики и проблемы

... к быстрому обучению и освоению новых приемов работы и профессиональных навыков. Во-вторых, как и все молодые люди, работающие студенты энергичны, активны, обладают большим количеством идей, ... интеграции в профессиональную деятельность, профессиональную среду, обусловленный состоянием социальных структур (институтов, организаций) и особенностями их воздействия. Также она может рассматриваться с ...

Если результаты наших прежних исследований сви­детельствовали о том, что перспективы своего трудоуст­ройства молодые оценивали оптимистично, то послед­ний опрос показал значительное увеличение доли пес­симистов. Главное же, существенно деформировались жизненные ориентиры.

Степень актуальности проблем в зависимости от социального статуса (оценки респондентов)

Безработные Работающие Студенты

□ Желание избежать безработицы 37 34 29

■ Рост цен 40,8 34,5 24,8

■ Рост преступности среди молодежи и падение нравов

75,5 14,5 I0

© «Человек и труд», № 11/2009

Жизненные ценности молодежи, % от числа опрошенных

Ценности

Группа молодежи

работающие

студенты

безработные

Семья

14,5

33,8

23,4

Здоровье

19

12,5

10,8

Интересная работа

18

25,5

23,2

Деньги

42,3

32,3

64,3

Материальная обеспеченность

26,8

23

28,1

Проведенное исследование позволило выявить ценност­ные приоритеты молодых (таблица).

«Деньги» и «материальная обеспеченность» далеко обог­нали и «интересную работу», и «здоровье», и «семью». Суще­ствуя в режиме выживания, многие молодые люди делают выбор между сохранением имеющегося социального поло­жения и борьбой за более высокий статус в пользу сиюминут­ных интересов.

В ходе исследования были получены данные об отношении молодых к учебе и об­разованию вообще. Основными институтами, облегчающими социально-экономи­ческую мобильность молодежи, ее главными «социальными лифтами» являются, как известно, система образования, а также различные формы повышения уровня про­фессиональных знаний и квалификации. В условиях, когда инфраструктура государ­ственного образования во многом разрушена и полным ходом идет его коммерциа­лизация, для значительной части молодежи доступность полноценного образования снизилась.

Государственная молодежная политика в сфере занятости проводится на фо­не ослабления материально-технической базы учебных заведений, разруше­ния системы взаимодействия «школа — профессиональное учебное заведе­ние — предприятие». В середине 90-х годов в Воронеже функционировало более 50 профессиональных училищ; сейчас их осталось менее 10, да и в них происходят странные процессы реорганизации и слияния, не связанные с потребностями про­мышленности региона. Работодатели в массе своей устранились от поддержки учебных заведений, оказывая им лишь эпизодическую помощь. Предприятия Во­ронежа, которые стали выходить из ступора, уже столкнулись с проблемой острой нехватки профессионально подготовленных молодых кадров. При этом имеет мес­то существенное ужесточение требований со стороны рынка к квалификации ра­ботников и наличию профессионального опыта. Для молодежи, впервые выходя­щей на рынок труда, последнее превращается практически в непреодолимое пре­пятствие.

Ожидания молодых людей, связанные с уровнем оплаты труда, остаются доста­точно высокими, что в определенной степени объясняет продолжительные периоды незанятости, локализацию значительных групп молодежи в неформальных и тене­вых сегментах регионального рынка труда. Сложившиеся институциональные усло­вия выводят значительную часть молодежи из сегмента эффективной занятости; их трудовая активность трансформируется в нетрудовые занятия, вынужденное ижди­венчество, асоциальное поведение. Работая в условиях негарантированных трудо­вых прав и получая теневые доходы, молодежь, по существу, лишается социальных гарантий.

Результаты проведенных социологических исследований свидетельствуют о раз­мывании традиционных типов (траекторий) карьер, реализуемых молодежью, что связано прежде всего с сужением возможностей получения бесплатного образо­вания.