27
Содержание
Введение
1. Основные понятия о происхождении государства
1.1 Предпосылки возникновения государства
1.2 Пути образования государства и основные составляющие его звенья
2. Сущность теорий возникновения государства
2.1 Нематериалистические теории происхождения государства
2.2 Материалистические теории происхождения государства
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
В настоящей работе исследуется интересная и весьма актуальная проблема о теориях происхождения государства. Дело в том, что данное понятие — государство — есть одно из фундаментальных начал общества, политики, которое интересовало учёных во все времена.
В научной литературе в настоящий момент существуют разнообразные определения государства, что отражает сложность, многоаспектность этого явления, каждая из дефиниций обычно акцентирует внимание на той или иной стороне описываемого явления, и связана с определенным подходом к анализу государства.
Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности мы стали задумываться над причинами и путями возникновения государства. Они в совокупности образовали корни к появлению государства как социальная потребность. Этот процесс с давних времён и до настоящего времени проходил сложный путь, поэтому задача учёных заключалась в том, чтобы найти причину (причины) образования государственности.
Следует отметить, что большинство мировоззрений, присущие тем или иным учёным, возникли ещё в XX веках, что далеко не значит, что они неактуальны на сегодняшний день. Напротив, такие мировоззрения носят колоссальный интерес. Но спустя некоторое время одни и те же мировоззрения учёных могут рассматриваться по-разному. В связи с чем, в разный период времени можно по-разному оценивать, насколько точно автор объяснил процессы, которые привели к появлению государства, что также весьма интересно.
Степень разработанности темы. Следует отметить, что множественность различных теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. Такие аспекты как раз влияли на объяснение происхождений различных теорий. Но ведь кроме этого были проигнорированы и другие важные моменты, которые также оказывали немаловажное влияние на процессы образования государства. Эти случаи будут рассмотрены несколько позже.
Предпосылки возникновения психологической теории права
... человека к условиям жизни общества, но и в образовании государства и права. I. Глава Предпосылки возникновения психологической теории права На сегодняшний момент в юридической науке существует ... правоотношений, которые порождают реальные права и обязанности. Следовательно главные причины происхождения права и государства эта теория усматривает не в окружающей их экономической, социальной и иной ...
Объектом научного исследования является — общие закономерности происхождения государства в различных странах континента, которые, следует отметить, насчитываются большим числом, с учётом того, что условия для возникновения государства не у всех складывались одинаково.
Предметом исследования являются особенности теорий происхождения государства, их сущность. С каждой теорией можно как согласиться, так и опровергнуть её.
Цель настоящей работы — изучить разнообразие теорий происхождения государства.
Задачи, поставленные перед данной работой:
ь проанализировать предпосылки возникновения государства;
ь рассмотреть основные пути образования государства, а также основные составляющие его звенья;
ь определить сущности немарксистских и марксистских теорий возникновения государств;
ь оценить каждую теорию, с точки зрения универсальности.
ь сделать соответствующие выводы по проделанной работе.
В связи с вышесказанным задачами настоящей работы будет подробное изучение ключевых теорий происхождения государства, в рамках таких теорий как патриархальная, теологическая, психологическая, договорная, диффузионная, инцестная, спортивная, патримониальная, экономическая и теория специализации.
Гипотеза работы. Выделяя роль теорий происхождения государства, можно предположить, что каждая из них, хоть и, односторонне, но доказывает процессы возникновения государства, за исключением теории специализации, которая претендует на роль универсальной.
Теоретическую базу курсовой работы составили работы исследователей учёных в области общей теории государства и права: Т.В. Кашанина, В.И. Гойман-Червонюк, В.И. Бутенко, А.Я. Малыгин, Л.И. Петражицкий и др.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы научного познания (анализ, синтез, логический метод).
Практическая значимость работы определяется возможностью использования основных теорий происхождения государства студентами при изучении дисциплины «Теория государства и права».
Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами, состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложения.
1. Основные понятия о происхождении государства
1.1 Предпосылки возникновения государства
Одна из тем, которая интересует ученых историков и других специалистов в области теории, это медленный процесс возникновения государства, а конкретнее предпосылки его возникновения.
Во время длительного, но неуклонного развития первобытного общества постепенно создавались предпосылки для его качественного преобразования. По мере совершенствования орудий труда люди приобретали все новые производственные навыки, повышались производительность труда, культура, нравственность, становились более разнообразными и противоречивыми интересы членов общества.
Труды и теории П.А. Сорокина
... Сорокин, оставивший после себя огромное количество работ по теории и методологии социологии. Объектом работы является научное наследие П.А. Сорокина. Предметом работы являются основные социологические концепции П.А. Сорокина. ... и высказал уверенность в том, что еще не один том его трудов пополнит российскую социологическую библиотеку. Пророчество одного из крупнейших отечественных социологов второй ...
Общеизвестно, что государство-это особая общественная организация, которая, в отличие от организации власти первобытного общества, состоит из специальных органов, постоянно занимающихся управлением общественными делами. Поэтому особенно интересуют факторы, которые привели к возникновению государства. В литературе различных уровней выделяют несколько причин возникновения государства:
· переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;
· разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей-купцов;
· появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;
· появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально-классовое расслоение общества;
С точки зрения Т.В. Кашаниной [4, с. 33-38], существуют несколько предпосылок возникновения государства, которые необходимо считать достаточно достоверными:
1. Экономические предпосылки.
Первые государства на земле появились примерно 5-6 тыс. лет назад, как правило, в долинах рек, где сложились благоприятные условия для земледелия (Инд, Тигр, Нил, Евфрат).
Позже процесс создания государств начал распространяться по средиземноморскому бассейну и далее. Возникновение государств — закономерное следствие процесса перехода общества от собирательства, занятием охотой и рыболовством, т.е. от присваивающего хозяйства к производящему: земледелию и скотоводству. Археологи считают, что данный процесс начался задолго до образования первых государств и продолжался у разных народов несколько тысячелетий.
Процесс перехода к производящей экономике происходил постепенно. Социально-экономические последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему сказались не сразу и позднепервобытные общины почти не отличались от раннепервобытных. Но позже усложненные условия бытия привели к трансформации органов управления обществом.
Развитие земледелия способствовало развитию скотоводства тем образом, что часть выращенного зерна использовалось для подкормки скота. В свою очередь, это привело к использованию подножного корма, а в определенных местах к передвижению в поисках пастбищ. Таким образом, возникло обособленное занятие: кочевое (полукочевое) скотоводство. Это было первое общественное разделение труда.
Позднее были открыты и использованы металлы (медь, бронза, железо).
Кузнечество стало первым профессиональным видом ремесла. Также важным изобретением считался ткацкий станок. Таким образом, шло отделение ремесла от иных занятий — второе общественное разделение труда.
Различные виды трудовой деятельности привели к тому, что труд стал более эффективным и производительным, что позволяло производить больше материальных благ, чем потреблялось. Это способствовало тому, что производство теперь можно было вести не общиной, а меньшими группами, семьями, что привело трансформации коллективной собственности сначала в групповую, затем в семейную (частную).
Избытки продукта создали благоприятные условия для обмена. С развитием ремесла обмен стал регулярным. Эта операция привела к появлению профессиональных торговцев, что означало, по мнению Энгельса, третье разделение труда.
Частная Психопатология 2
раздражитель) ускорение восприятия течения времени (положителный раздражитель) оптико-вестибулярные расстройства микропсия - все зрительные объекты воспринимаются маленькими - Гуливер макропсия - лилипут движение статических предметов - интоксикация нарушение схемы тела - отдельные части тела воспринимаются уменьшенными - инфекция, минимальная мозговая дисфункция ошибочное восприятие иллюзии - ...
Три крупных общественных разделения труда, усовершенствование орудий труда и накопление опыта привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться дополнительный продукт. Это дало возможность содержать большей группы людей, специализирующейся на определённых общественно значимых функций.
Факторы, определившие переход к производящей экономике.
Почему люди перешли к производящей экономике, до сих пор остаётся невыясненным вопросом.
1. Демографический фактор. Некоторые учёные связывают это с увеличением населения и сокращением по мере развития человеческого общества продукта для потребления, даваемого природой.
2. Климатический фактор. Другие учёные считают, что на Земле в тот давний период произошла экологическая катастрофа, что привело к изменению климата на Земле. Наступило похолодание и началось вымирание мегафауны (носорогов, мамонтов и др.), бывшей основным источником пропитания людей. Большие запасы пищи стали появляться у растениеводческих популяций, которые проживали у больших рек, никогда не замерзающих. Это находит подтверждение и в том, что первые государства возникли именно в местностях с развитым земледелием.
3. Случайностный фактор. Предполагается, что человек сам совершенно случайно нашёл источник получения пищи.
4. Интеллектуальный фактор. «Психика животных отличается от психики человека тем, что она имеет рефлексии» [8, с. 136]. Словом, у человека есть преимущество мыслить! Что привело к быстрому прогрессу хозяйства: кроме прибавочного продукта, возросло численность населения, появилось искусство, письменность, стали появляться первые города.
2. Политические предпосылки.
Не только экономические предпосылки определили переход общества к государственности. Человек — это общественное существо, которое помимо производственной деятельности по воле-неволе вступает в отношения с соплеменниками. Со временем органы управления первобытного общества переросли в органы государственной власти, взявшие на себя обеспечение безопасности людей внутри человеческого сообщества и, в частности, урегулирование спорных взаимоотношений с соплеменниками. Создаются судебные органы, тем самым осознаётся полезность надродовой власти, стоящей выше частного и родового интереса.
Далее возникает две необходимости: существование стабильного порядка для гарантированного и устойчивого осуществления производства и потребность силой заставить тех, кто действует против интересов большинства. В то время конфликты между племенами решались, как правило, в форме военного противостояния. Как это не парадоксально именно войны инициировали процессы становления государства, способствуя объединению родственных племён в единый народ.
3. Идеологические предпосылки.
Языческая религия-это господствующая форма идеологии в первобытную эпоху. Со временем стала происходить так называемая иерархия богов. Позднее в разных регионах земного шара в разное время возникает единобожие. По мнению многих учёных, религия способствовала объединению разрозненных племён в единую социально-политическую общность-народ. Более того, монорелигия определённого народа есть показатель формирования у них государства.
4. Психологические предпосылки.
Государство и гражданское общество
... государственных деятелей. Если у одних, например, идея такого государства ассоциировалась, в конечном счете, с частной собственностью, богатством определённых классов и слоёв, ... проблему, необходимо усовершенствовать российское общество, а этому можем поспособствовать только мы сами.Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья ...
По этому поводу на вопрос происхождения государства впервые и справедливо обратил внимание В.И. Гойман-Червонюк. Автор считает, что современная наука постепенно отходит от экономического детерминизма, сторонником которого был К. Маркс, а, следовательно, и все советские учёные [3, с. 17-18]. Изменяющиеся экономические условия формируют новый тип самосознания индивида. В развитом обществе общая цель осознаётся как правовая цель, т.е. развитие и обеспечение права, включая контроль и управление властью, осуществляющей принуждение.
Как видим, для возникновения государства необходимо множество предпосылок. Причём их роль неодинакова у разных народов. Всё это свидетельствует о том, каков же сложен процесс перехода к государственности.
1.2 Пути образования государства и основные составляющие его звенья
государство собственность власть патриархальный
В эпоху советской власти, когда господствовала марксистско-ленинская идеология, в нашей науке вопрос о происхождении государства не являлся дискуссионным, так как за основу некритически брались положения Энгельса, которые сформулированы в его знаменитой работе ”Происхождение семьи, частной собственности и государства”.
В данной работе автор тщательно анализирует процесс зарождения частной собственности, так как именно она привела, по его мнению, к социальной дифференциации и возникновению государства. Однако ранее работы Энгельса, Маркс писал об азиатском способе производства, который был связан с наличием государства, но и в то же время с отсутствием частной собственности на средства производства.
В своей работе об этом и упоминал сам Энгельс, подчёркивая, что классы возникли двумя путями, причём первый путь связан с общественным разделением труда, с выполнением общих функций, необходимых для жизни общества, с паразитированием на общественной должностной функции, а не с частной собственностью на средства производства. Сейчас же большинство учёных исследуют вопрос о способах возникновения государства всё более пристально [2, с. 46]. Но помимо констатаций того, что процесс образования государства не является однообразным, объяснениям причин многообразия такого процесса пока не даётся.
Таким образом, в истории человечества существовали как минимум два способа появления государства. Условно их можно назвать так: государство-собственность и государство-власть.
Государство-собственность. Образование частной собственности, и прежде всего частной собственности на землю, скот, было результатом совершенствования и эффективности средств производства. Если вначале обработка земли мотыгой требовала затрат труда со стороны всех членов общины, то позже обработка той же земли, к примеру, буйвольной тяги стала возможным значительно меньшим числом людей. Что привело к делению общины на семьи и замене коллективной собственности собственностью частной. Частная собственность ? это более эффективная форма собственности. С её появлением значительно возросло число производимых материальных благ в обществе, усилился взаимообмен. Всё это потребовало создания особой координирующей и регулирующей структуры государства.
Теории происхождения человека. Биологическое и социальное в человеке.
... философского мировоззрения и познавательная установка в теоретическом исследовании человека; - К.Маркс: «Человек – это мир человека, государство, общество». В своей действительности сущность человека – «совокупность всех общественных отношений», их « ... т.е. высокое и низкое; Западная философия конца XIX – XXв. - иррационалистические теории обратили внимание на то, что воля к жизни и воля к власти, ...
Разумеется, что приоритетным в деятельности государства считалась защита интересов собственников, ведь именно они, организуя производство и повышая собственный уровень благосостояния, формировали материальную основу, как самой власти, так и общества в целом. Для таких людей государство было особо полезным, например, оно обеспечивало защиту от военных нападений, печатало деньги, взимало налоги и т.д.
Государство как защитник и регулятор частной собственности возникло и существовало в пределах территории Западной Европы.
Государство-власть. Такой способ образования государства характерен, как правило, в регионах Африки и Азии, включая Россию. Суть данного способа состоит в следующем. Задолго до появления частной собственности из общества выделился слой людей, связанных с необходимым исполнением общих функций для общественной жизни, требовавших применения насилия. Что же это были за общественные функции?
Так, например, считалось, что это могла быть функция контроля за соблюдением запрета на инцест, т.е. кровосмешения, и применения насилия в отношении тех, кто его нарушал. Также следует отметить и строительство ирригационных сооружений вблизи различных рек для повышения плодородия почв. В Передней Азии исключительно остро стоял вопрос о пользовании водными ресурсами, и его необходимо было специально регулировать. И, конечно, во всех отмеченных регионах только государство могло осуществить завоевания чужих территорий либо организацию обороны от врага.
И только значительно позже здесь появляется функция экономического регулирования. Дифференциация общества в данных регионах определялась на основе социального статуса. Именно того или иного индивида в аппарате управления определяло его достаток. В результате чего возникло такое явление, как власть-собственность.
Экономика основывалась на общинной и государственной форме собственности. Частная собственность хотя и существовала, но решающей роли на экономику не оказывала. Общество держалось на труде общинников. Для того чтобы управлять общественной и государственной формой собственности, необходим был мощный чиновничий аппарат, во главе которого находился монарх (деспот), являющийся воплощением Бога на земле и олицетворяющий само государство.
В конечном счёте, из указанных способов образования государства общим было разделение людей на богатых и бедных, на правящих и управляемых.
Второй способ образования государства является более масштабным, и считается, что он был более распространенным. Вряд ли, судя по этому основанию, его следует считать, как это делают некоторые учёные, типичным, а первый ? уникальным [5, с. 60]. Европейский континент, хотя и занимает наименьшую территорию земного шара, дал жизнь многим странам. Вот почему нельзя признать уникальность образования государства по типу государства-собственности.
Но почему же так произошло и чем вызвано многообразие процесса образования государства? Учёные в своих источниках не дают ответа на данный вопрос. Выскажем своё объяснение. Предполагается, что причиной тому являются природно-климатические условия, а не какие-либо особенности людей.
Вспомним, что в Западной Европе климат умеренный, что позволяет заниматься сельскохозяйственным производством почти круглый год. Можно не спеша, а не авралом выполнять работу практически круглогодично.
Теория и практика управления Программа курса
... управления. Понятие системы. Конкретные проявления системности в структурном облике государства и общества. Государство как организационная система. Нереальность внесистемного существования государственного управления. Иерархическая ... Проблема целей как одна из важнейших в теории государственного управления. Роль целей в жизни людей. Практическая, предметная их направленность. Участие общества в ...
Во-первых, такой длительный период работы позволяет произвести значительную массу продукта и лёгкостью удовлетворить свои потребности и, более того, использовать продукт для обмена.
Во-вторых, большой период сельскохозяйственных работ позволяет вести их малыми силами, распределяя их, силами семьи, а не общиной в целом. Всё это способствовало переходу от коллективной собственности к частной, способствующая большему накоплению продукта.
Другим местностям были присущи более суровые климатические условия, например, в Африке слишком жаркий и засушливый климат позволял обрабатывать землю только в недлительный сезон проливных дождей, в Азии климат резкоконтинентальный, и период сельского хозяйствования здесь также оставлял желать лучшего из-за рано наступающих холодов. Всё это вынуждает концентрировать усилия с тем, чтобы уложиться в очень короткий период, так называемый, навал на работу всем миром. Именно поэтому в этих местностях может существовать только коллективный способ обработки земли. Таким образом, суровый климат не способствовал развитию частной собственности и бурному прогрессу общества. Так, государство в Китае появилось значительно раньше, чем в Европе, но само же китайское общество до ХХ в. оставалось практически неизменным. Подобное можно сказать и про Россию.
Таким образом, государство-собственность-это результат проживания людей в благоприятных для земледелия климатических условиях, позволяющих вести сельскохозяйственное производство отдельной семьёй. Государство-власть-это совокупность суровых климатических условий, значительно замедляющих развитие, как самого общества, так и государства в целом.
Следует отметить, какими бы не были пути образования государства, оба они ведут к появлению последнего. Если таковое существует, будет верным выделить основные составляющие звенья государства.
Публичная власть — важнейшее звено любого государства, но не единственное. Общепризнанной формулой государства является следующая триада: власть, население и территория. Остановимся кратко на двух других составляющих государства.
Население — людской субстрат государства, характеризующееся рядом признаков:
ь Оно значительно возросло по численности, расширились географические размеры освоения природы.
ь Существенно увеличилась плотность населения, что порождало взаимосвязь друг с другом и как следствие конкуренцию между ними.
ь Для ранних государств характерна многоэтничность — обязательная черта общества.
ь Население стало дифференцироваться по имущественному положению. Что явилось результатом поляризации групп населения, различавшихся по месту общественного производства, а также выделения слоя людей, занимающихся организаторско-управленческой деятельностью.
ь Для общения формируется единый язык, что не является свидетельством того, что другие языки были вытеснены.
Территория — обязательное звено государства. Город-это один из этапов территориального объединения населения. Последнее как бы становится принадлежностью территории, которая стала источником получения благ. Аппарат власти распространял свои прерогативы на определённые территории, управляя ими. Войны преимущественно стали вестись за территорию, для охраны которой государствам потребовалось создание армий.
ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КРЕАЦИОНИЗМА
... том, как именно он это сделал. Но этим самая популярная теория происхождения человека не исчерпывается. Теория божественного творения (креационизм) имеет множество вариаций от мордовской легенды о ... Цель данной работы заключается в исследовании формирования и развития взглядов на теорию происхождения человека. Задачи: 1. Изучить необходимые литературные и другие информационные источники; 2. Выяснить, ...
Таким образом, создание государства — сложный многоплановый процесс, для появления которого необходимы определенные предпосылки. Например, создание материальной базы, которая, справедливо отметить, не у всех государств формируется одинаково.
2. Сущность теорий возникновения государства
2.1 Нематериалистические теории происхождения государства
Прошло несколько тысячелетий как люди стали жить в условиях государственно-правовой действительности. Они стали гражданами того либо иного государства, подчиняясь государственному устрою. Разумеется, что ещё с давних времён людей интересовали различные вопросы, в том числе, пути и причины возникновения государств. Этому вопросу характерны самые многочисленные и разнообразные теории, которые объясняются различными историко-социальными условиями, в которых жили их авторы, обладая своеобразным плюрализмом мнений.
Перед тем как рассмотреть основные теории происхождения государства, необходимо их разделить на две основные группы: нематериалистические теории и материалистические. Вторые будут рассмотрены несколько позже. Первые различают государство и общество и выделяют происхождение государства как специфическую проблему. Итак, поподробнее о некоторых из них.
Патриархальная теория. Данную теорию основали Платон и Аристотель, а развил её Фильмер. Основатели этой теории были ориентированы на Древнюю Грецию, где они и проживали. Здесь процесс создания государства происходил несколько иначе. В связи с особенностями территориально-географического положения местное население брало от моря продукты тем образом, что оно давало возможность вступать в сношения с Египтом и Передней Азией, обмениваться продуктами с людьми, их населявшими. Было очень важно сделать это правильно. Естественно, занимались этим старейшины, затем вожди, которые по мере увеличения населения становились царями. Именно поэтому в этом регионе земли процесс создания государства пошёл как бы по патриархальному пути, т.е. по типу разрастания кровнородственной семьи, а царь уже становился патриархом всего народа.
Одним словом, согласно данной теории, государство — это продукт разросшейся семьи. Собственно, государственная власть есть постепенное преобразование власти патриарха, переходящая во власть государя (монарха).
Оценивать эту теорию надо спокойно. Во-первых, в ней правильно обращено внимание на то, что такие понятия как „семья” и „государство”, взаимосвязаны и, что связь между ними существует посей день. Во-вторых, теория показывает один из действительно существовавших в истории общества фрагментов общественной жизни: концентрацию власти в руках вождей, проживавших в городах. Есть и пробелы в самой этой теории, например, если государство — единая семья, то почему же люди постоянно воюют между собой? Конечно же, есть и сомнения в истинности этой теории.
Теологическая теория. Это одна из первых возникших теорий происхождения государства. Она получила широкую известность как божественная теория. Одним из основных её представителей являлся Ф. Аквинский. Смысл данной теории:
— государство — это результат „божественного промысла”;
— оно вечно как и сам Бог;
— государь наделяется Церковью правом повелевать людьми и призван реализовать волю Божью на земле;
— людям следует повиноваться воле государя.
Сторонники считают, что правитель в государстве занимает такое положение, как Бог во Вселенной. Без воли властитель государство распадётся. Поскольку царская власть есть подобие миродержавной власти Бога, то сама личность монарха как человека приобретает особое значение: истинный царь подчиняется законам Божиим. Царь, отвечая перед Богом за вверенное его попечению царство, несёт три обязанности: наказывать творящих зло врагов Божиих, распространять учение Божие в самом царстве, создавать условия для благочестивой жизни людей.
Оценивая данную теорию, созданную в VI- XIII вв., следует отметить, что она была обусловлена религиозным сознанием людей, которое доминировало в то время. Не случайно теорией отражается тот факт, что государство появляется одновременно с монорелигией. Кроме того, эта теория отражала объективные реалии того времени, в частности, что первые государства были теократическими позднее данная теория послужила средством оправдания неограниченной власти монарха. Однако, она не научна так как нельзя доказать то, что ею провозглашается, так же как, впрочем, нельзя её и опровергнуть. В это можно только верить.
Психологическая теория. Представители теории: Г. Тард и Л. Петражицкий.
Суть теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в качестве организационного сообщества, с чувством необходимости коллективного взаимодействия. Сторонники этой теории определяют государство и общество как сумму психологических взаимодействий индивидов. Также ими было отмечено, что государство и общество есть следствие психологических закономерностей развития человека и общества в целом. Психика человека, его импульсы и эмоции играют главную роль не только в приспособлении человека к изменяющимся условиям, но и в образовании государства и права [7, С. 8-45, 164-188]. Подобного мнения и Трубецкой, ссылаясь на Спенсера, и указывает, что „между частями биологического организма существует связь физическая; напротив того, что между людьми — частями социального организма — связь психическая” [9, с. 217].
Таким образом, солидарность — основная часть человека. Следует отметить, что не все люди равны по своим психологическим качествам. Одни люди склонны подчинять свои поступки авторитету. Таким людям свойственна потребность подражать. Другие люди, напротив, отличаются желанием подчинять своей воле других. Такие индивиды, как правило, становятся лидерами в обществе, а далее и представителями публичной власти либо служащими государственного аппарата.
Возникновение данной теории происхождения государства в определённой степени было большим прорывом в юридической науке. Что и стало возможным лишь к концу XIX в., когда психология стала формироваться как отдельная отрасль знаний в качестве самостоятельной. В тот период значительно возрос интерес обществоведов к проблемам психологической науки, когда в ней возобладали новые экспериментальные методы исследований и начали образовываться новые школы, которые расходились в трактовке психики. Такие идеи, воспринятые юристами и социологами, положили начало для формирования новых направлений в юриспруденции.
Было верно замечено, что психика человека значительно отличается от психики животных. Для индивида характерна куда более развитая психика, в которой присутствует чувство солидарности, чувство коллективизма больше, чем у представителей какого-либо класса животных.
Также заслуга сторонников данной теории заключается в том, что они указали на то, что в процессе образования государства большую роль играют такие факторы как психологические. Что позволило сделать шаг в сторону от экономического детерминизма, который безраздельно овладел умами многих и многих.
Также верным было то, что различные интересы людей(экономические, политические, и пр.) реализуются только через психику.
Очевидно, сколько достоинств имеет данная теория. Конечно, ей присущи и недостатки.
Во-первых, затрагивая психологические качества, сторонники этой теории подчёркивают, что стремление к солидарности людям присуще чуть не с рождения. В действительности происходит другое: люди с момента начала своего существования на Земле воюют друг с другом постоянно, и война в древности была правилом, а не исключением.
Во-вторых, сторонники психологической тории, указывая на роль психологических качеств в процессе образования государства, с позиций развития психологической науки того времени не могли дать нам развёрнутую картину о роли психики в образовании государства.
И напоследок, следует отметить, что психические качества индивида сами формируются под влиянием множеств факторов.
Договорная теория. Её многочисленными авторами являются: Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах и др.
Суть теории заключается в следующем. Основой теории является положение о том, что естественное состояние людей предшествует государству.
По мнению Т. Гоббса, людям присуще соперничество, недоверие, любовь к славе. Данные пристрастия делают людей врагами: „человек человеку — волк”. В связи с чем, в естественном состоянии, где отсутствует власть, держащей людей в страхе, они находятся в „состоянии войны всех против всех” [4, с. 85].
Спиноза объясняет необходимость государства естественной причиной — противоречия между разумом и страстями людей. „Каждый защищает чужой интерес лишь постольку, поскольку думает тем самым упрочить своё благосостояние”. Осуждая эти страсти, автор считает, что человек свободен только тогда, когда пользуется разумом [4, с. 86].
Дж. Локк имел свою точку зрения. По его мнению, в естественном состоянии все люди равны и свободны, имея собственность. Законы природы предписывают людям мир и порядок. Для тех, кто этот порядок нарушает и необходимо создавать институты государственного принуждения [4, с. 86].
У Ж.Ж. Руссо совсем иной взгляд. По его описанию, люди сначала жили как звери и ничего общественного у них не наблюдалось. Они были равны между собой. Но со временем, по мере совершенствования навыков и знаний человека, складывались общественные связи [4, с. 87].
Таким образом, учитывая мнение всех мыслителей, люди были вынуждены заключить договор всех ради соблюдения прав и общей пользы. Люди пожертвовали частью своих прав, отдав их государству, ради стабильности. То есть, государство, согласно этой теории, есть порождение разумной воли народа, человеческим изобретением.
Оценивая теорию, справедливо будет замечено, что она носит демократический характер, т.к. человек ценен сам по себе, с рождения имея права и свободы. И ещё одно из многих достоинств: такая теория опиралась на общественную практику, которая, не нося всеобъемлющий характер, давала мыслителям пищу для ума.
Недостатки присущи всем теориям и договорная теория не исключение. Выделим очевидный минус: для того, чтобы сознательно создать государство, да и ещё договорным путём, нужно иметь об этом хоть какое-то представление. Ведь опыта государственно-правовой жизни не было на тот момент.
Диффузионная теория. Выдвинул её Гребер, как результат осмысления процессов образования государства (XIX-XX вв.).
Согласно автору теории, государство возникает в результате передачи опыта управления большими отрядами человеческого сообщества от одних народов к другим или как результат распространения опыта государственно-правовой жизни на те места земного шара, где он ещё не использовался [4, с. 93]. Процесс смешивания народов носит объективный характер. Распространение опыта управления людей с помощью государства- результат одной из сторон конвергенции, т.е. сближения народов и их взаимообогащения.
Выделим достоинства и недостатки данной теории:
Во-первых, государственность — это труднопроходимая часть человеческого пути, где с большой вероятностью характерны ошибки. Очевидно, что народы, которые вступили на путь развития государственности, могут поделиться своим опытом, помогая, таким образом, другим странам, идущим сзади, преодолевать этот путь.
Во-вторых, сторонники диффузионной теории, объясняя процесс образования государства, относятся с уважением к народам, позже вступивших на путь государственности. Они смотрят при этом в ядро и понимают, что от народов, которые движутся с малыми скоростями, мало что зависит.
С другой стороны, если же согласиться с теорией, то будет не понятным, как появилось государство впервые. Перенять опыт государственного управления было неоткуда и не у кого. Также нельзя не отметить, что теория всё же не раскрывает глубинных причин появления государства.
Таким образом, эта теория опирается на многочисленные исторические факты, являясь научной, так как эти факты проверялись многократно на практике. При всей её привлекательности она не может претендовать на роль универсальной и всеобъемлющей.
2.2 Материалистические теории происхождения государства
Другое направление теоретического обоснования происхождения государства и права связано с материалистическими представлениями о развитии природы и общества. Материализм в объяснениях мироздания исходит из первичности материи (реальности вне сознания и независимой от мышления) и вторичности идеи. Материализм веками был понимаем и принимаем только в воззрениях на природу (вселенную, объективную реальность, физическое бытие человека и окружающую его геосреду).
Итак, рассмотрим некоторые теории происхождения государства, связанные с материалистическим пониманием истории:
Инцестная (половая) теория. Основателем этой теории является французский этнограф и социолог Леви-Стросс (XIX в.).
Он выдвинул и обосновал идею о том, что особенности производства, а именно введение запрета инцеста, т.е. кровосмешения, явились исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, приведшим в дальнейшем к образованию государства.
Итак, осознание людьми того, что запрет не инцест будет способствовать развитию человеческого рода, привело к появлению государства.
Для поддержания запрета инцеста требовалось наличие особой группы людей, которые занимались бы, во-первых, контролем за соблюдением этого запрета, а во-вторых, применением принуждения за его неисполнение. Изначально родовые органы управления поддерживали запрещение инцеста как посредством насильственного пресечения, так и путём обмена женщинами. В дальнейшем эта же группа людей специализировалась на поддержании запрета инцеста и стала выполнять другие общественные функции. Именно таким образом постепенно стало происходить образование государственности.
Анализируя данную теорию, следует отметить, что Леви-Стросс исходил из непреложного исторического факта, которого невозможно опровергнуть, а именно того, что общество от эндогамных половых отношений постепенно перешло к экзогамной форме брака. Также очевиден тот факт, что переход общества к экзогамии был выдающимся периодом в развитии общества. Ведь кровосмешение ведёт к вырождению рода, ставя его на грань гибели.
Однако есть ряд моментов, которые сознательно игнорируют сторонники половой теории. Например, прежде всего, пропущен такой очевидный момент, как прогресс человечества заключается не только в особенностях воспроизводства человека.
Отсюда вытекает вывод, что инцестная теория не способна дать конкретных аргументов, которые привели к образованию государства.
Спортивная теория. Автор теории — Ортега Х. Гассет. Возникновение государства напрямую связано с происхождением игр и физических упражнений, а также спорта в целом. Познакомимся с основными положениями этой загадочной теории.
Человек есть существо социально-биологическое, с характерной ему двигательной активностью, ведущая к упражнению его органов. Развитие сознания у первобытного человека привело к тому, что он стал осознавать важность своей физической силы и необходимость её тренировки. С появлением религиозных верований физические упражнения связывались с религиозными обрядами, что привело к культовым танцам, играм.
Из-за частых стычек с соседними племенами, стихийных бедствий, в результате которых погибало немалое количество лучших мужчин, род нёс потери сильного пола, что грозило вымиранием племени. Чтобы этого миновать, старейшины приглашали других мужчин из других племён и между ними устраивали состязания. Победившие имели возможность остаться и стать полноправными членами рода. Это позволило восстановить баланс между мужчинами и женщинами. Следует отметить, что для проведения подобных состязаний создавались специальные органы, функции которых схожи с функциями государства. Далее эти органы стали брать на себя выполнение и иных общественных функций.
Олимпийские игры способствовали объединению греческих полисов и образованию единого греческого государства. Для их проведения требовались структуры, которые намного превосходили по количеству людей органы, создаваемые для проведения инициаций в первобытном обществе. Таким образом, в Древней Греции и были созданы именно такие органы, со временем переросшие в органы государства.
Оценивая эту теорию, следует сказать, что она опирается на достоверные факты, в частности на многочисленные факты проведения Олимпийских игр, которые проводятся поныне. С автором этой теории следует согласиться и в том, что сила и ловкость имели в то далёкое время большое значение. Им также справедливо замечено, что организаторы инициаций, Олимпийских игр — это люди почётного возраста с большим жизненным опытом.
Но всё же, следует сказать, что Греция — это не единственный регион, где возникла государственность. Поэтому эта теория не объясняет процесс возникновения государства во всех частях земного шара. Также становится непонятными глубинные процессы образования государства, необходимые для появления такового.
Словом сказать, спортивная теория имеет право на существование, так как иллюстрирует один из важных фрагментов жизни человечества.
Патримониальная теория. Автор — Галлер (франц. 1768-1854. Соч. „Реставрация политической науки”).
Представителям этой теории характерен следующий взгляд. Государство произошло из подземельной собственности. В древности между племенами, общинами постоянно происходили стычки за территорию, которая на тот момент являлась основой пропитания в эпоху присваивающей экономики. Перейдя к производящей экономике, земля продолжала быть объектом использования, более того, человек оказался накрепко привязан к ней, так как оба вида производства предполагали оседлый образ жизни.
В первобытном обществе земля принадлежала общине и находилась в коллективной собственности, которая впоследствии перешла во власть государственную, в результате концентрации власти в руках вождей. Таким образом, государственная власть идёт не от народа и не от кого-либо. Право собственности на землю — первооснова господства над территорией. Именно из права владения землёй власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Государственная территория образуется постепенно из частного хозяйства вождя. Налоговое обложение рассматривается как знак личной подчинённости, а не как государственная обязанность. Органы подчинённого управления образуются из его частных слуг. Сами же должности продаются, как и вся собственность. Причём военная служба не является повинностью, а основывается на договорном найме.
Оценивая данную теорию, нельзя отказать её представителям в логичности, которая является исторически обоснованной. Вместе с тем видна её идеологическая направленность: её автор оправдывает монархическую власть, доказывает возможность монарха создавать „собственное право”. В результате чего, он проигнорировал различные многочисленные исторические факты, например, значительные в истории факты приобретение земель путем военных действий, а также иного насильственного их захвата.
Экономическая теория. Авторами данной теории признаются Платон, Сен-Симон. Теория отличается довольно большим числом сторонников. Опираясь на экономическую теорию, Маркс и Энгельс сформулировали свою классовую теорию происхождения государства.
Согласно этой теории государство — это результат исторического прогресса. Экономические преобразования выступают в качестве ведущего звена человеческого прогресса. Различные изменения в экономике и приводят к образованию государственности. По мнению В. Бужора, человеческое общество развивается закономерно по восходящей линии. Двигаясь по переходным стадиям, оно стремится к „золотому веку” [1, с. 116].
Присвоение человеком продуктов природы предшествует возникновению государства. Начальная стадия развития сменяется теологической, которая охватывала времена античности и феодализма, после чего наступает стадия метафизическая. Далее начнётся позитивная стадия, которая сделает жизнь людей счастливой, предоставляя им максимум средств и возможностей для удовлетворения их важнейших потребностей. Если на первой стадии господствовали старейшины и вожди, на второй — священники и феодалы, на третьей — метафизики и юристы, то затем господство должно перейти к промышленникам и, наконец, учёным.
Оценка теории. Данная теория имеет ряд привлекательных моментов. Например, она поддерживается со стороны многих учёных, имея исторические и этнографические свидетельства; также она стройна и логически безупречна.
Но безоговорочно принять её не возможно, так как экономическое развитие общества — хоть и важнейшая характеристика, но далеко не единственная.
Словом сказать, благодаря не только одной экономике человек живёт при государственности. Что является особенностью человечества по сравнению с другими отрядами биологической сферы.
Теория специализации. Как видно из рассмотренных теорий ни одна, к сожалению, не претендует на роль всеобъемлющей. Теория специализации можно признать универсальной, так как она пригодна для тех стран, где образовалась государственность, способна объяснить процессы государствообразования. Рассмотрим её поподробнее.
Основополагающий тезис данной теории: закон специализации — это всеобщий закон развития окружающего мира. Специализация присуща миру биологии. Появление в организме разных клеток — это результат специализации. В социальном мире действует подобное.
Виды социальной специализации. Специализация в области экономики — это первый вид специализации труда (экономическая специализация), которой присущи следующие разновидности:
· Отделение земледелия от скотоводства;
· Выделение ремесла;
· Появление торговли;
Сегодня специализация в экономической сфере довольно велика. Наряду с сельским хозяйством, промышленностью, торговлей как особый вид деятельности выделились финансы, здравоохранение, образование и др.
Далее произошла следующая специализация труда, которая стала касаться управленческой, или политической сферы (политическая специализация) — второй вид кардинальной специализации, произошедший в жизни общества. Её материальную основу заложила экономическая специализация. В результате чего произошёл кардинальный скачок: возникло государство. В политической сфере также последовали изменения, а именно, три общественных разделения труда: законодательная, исполнительная и правоохранительная деятельность. Естественно, что эти разновидности управленческой специализации происходили постепенно.
Далее происходит третье кардинальное разделение труда: выделение идеологии как самостоятельный вид человеческой деятельности (идеологическая специализация), вначале которой в качестве господствующей утвердилась религиозная идеология. После чего, когда складываются соответствующие объективные условия, пальма первенства переходит к правовой идеологии. В будущем характерным следует считать нравственную идеологию. Основная роль разновидностей этих идеологии состоит в сохранении миропорядка.
В результате накопления обществом богатства происходит и четвёртое кардинальное разделение труда: наука обособляется в особый вид деятельности (научная специализация).
В этой сфере, как и в предыдущих, также можно усмотреть несколько крупных разделений труда. Значительно обособились естественные, технические и гуманитарные науки, в пределах которых можно выделить множество разновидностей наук, например, исторические, юридические, экономические и др.
Таким образом, исходя из критерия видов социальной специализации, развитие специализации, как таковой, в различных сферах социальной жизни — это несомненный признак прогресса человечества и, как следствие, образование государственности.
Из предложенных материалистических теорий следует отметить, что именно последняя теория и объясняет процессы образования государства у многих стран, которые миновали этот этап. А для тех, кому это предстоит, теория специализации во многом послужит шаблоном, которым необходимо руководствоваться для государствообразования.
Заключение
Таким образом, по проведённому исследованию можно сделать следующие выводы:
1. Государство можно определить как организацию суверенной политической власти, которая будучи орудием реализации интересов определённых социальных групп имеет своим назначением поддержание порядка в обществе и является основным орудием установления в данном обществе социальной справедливости.
2. Процесс образования государства — это сложный многоплановый процесс. Прежде чем возникнет государство, должно пройти немало времени, что и очевидно по мере исследования теорий происхождения государства. Оно как один из важнейших регуляторов общественной жизни, появилось лишь на определённой ступени развития общества. Однако факторы, вызвавшие возникновение государства, зародились в условиях первобытного общества. По мере его развития возникает этап разложения первобытного общества, которое привело к разделению труда. И заключительным и самым сложным этапом следует считать процесс возникновения государства.
В юридической литературе существует множество теорий, объясняющих происхождение государства, в каждой из которой есть как положительные, так и отрицательные моменты. Но всё же следует сказать, что любая теория, которая пытается объяснить процессы образования государства, имеет право на существование. Большое количество этих теорий объясняются различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. С точки зрения теории, процессы возникновения государств характеризуются поверхностно, причём, каждый автор выражает своё субъективное мнение. Но немаловажную роль играют те предпосылки (экономические, политические, идеологические и др.), которые сообща приводят к государствообразованию, к государству как единому целому. Появление государства объективно продиктовано новыми условиями жизнедеятельности людей, возникновением внутри ранее однородного общества противоречивых интересов: индивидуальных, групповых и др. Его назначение — не дать погибнуть обществу в бесплодной борьбе с самим собой.
3. Множественность теорий можно разделить на две основные категории: нематериалистические и материалистические теории. Первые различают государство и общество и выделяют происхождение государства как специфическую проблему. Вторые в объяснениях государствообразования исходят из первичности материи и вторичности идеи. Материализм веками был понимаем и принимаем только в воззрениях на природу (вселенную, объективную реальность, физическое бытие человека и окружающую его геосреду).
4. Изучение процесса происхождения государства имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет чётче определить все свойственные функции государства — основные направления деятельности, точнее установить место и роль государства в жизни общества и политической системы.
Список использованных источников
1. Бужор В. Общая теория права и государства: Курс лекций. / В. Бужор, Т. Бужор. — Кишинёв: Angela levinta, 2003. ? 192 с. — ISBN 9975-9788-1-9.
2. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки. / Государство и право. — М.: Наука, 1993. — ISSN 0132-0769. — 1993. ? №7. ? С. 13-16.
3. Гойман-Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. / В.И. Гойман-Червонюк. — М.: Инфра-М, 2006. — 704 с. — ISBN978-5-16-002608-4.
4. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Учебник. / Т.В. Кашанина. — М.: Юристъ, 1999. — 333 с. — ISBN 978-5-9692-039.
5. Малыгин А.Я. Общая теория права и государства: Учебник. / А.Я. Малыгин, под ред. В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — 520 с. — ISBN 5-7357-0123-1.
6. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. / А.В. Малько. — М.: Юристъ, 2000. — 304 с. — ISBN 5-7975-0266-6.
7. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности: Учебник. / Л.И. Петражицкий. — СПб.: Лань, 2000. — 608 с. — ISBN 5-8114-0224-4.
8. Тейяр де Шарден. Феномен человека: Учебник. / Тейяр де Шарден. — М.: Наука, 1987. — 136 с. — ISBN 987-5-17-073047-6.
9. Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права: Учебник. / Е.Н. Трубецкой. — М.: РОССПЭН, 2007. — 495 с. — ISBN 5-8243-0597-8.
10. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник. / В.Н. Хропанюк. — М.: Омега-Л, 2011. — 384 с. — ISBN 5-98119-500-2.
Приложение Глоссарий
Понятие |
Определение |
|
Государство |
(англ. state)- единая политическая организация общества, распространяющая свою власть на все населения в пределах определённой территории, имеющая специальный аппарат управления и принуждения и обладающая суверенитетом. |
|
Диффузия |
(англ. diffusion) означает распространение, растекание, рассеяние. |
|
Идеология |
(англ. ideology) — система концептуально оформленных взглядов и идей, выраж. интересы различных соц. классов, групп, обществ, в к-рой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также либо санкционируются сущ. в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосн. их преобразования (радикальные, революц. идеологии). |
|
Специализация |
(лат. Specialis — особый, своеобразный) в образоват. системе — это углубл. изучение относ. узкого поля деят-ти, в рамках спец., обеспеч. необх. уровень квалификации специалиста, предназнач. для выполнения некоторой работы. |
|
Материализм |
(лат. Materialis) — филос. мировоззрение, в соотв. с которым материя (объективная реальность) явл. онтологически-первичным началом (причиной, усл., огранич.), а идеальное (понятия, воля, дух и т.п.) — вторичным (результатом, следствием). |
|
Дифференциация |
(лат. differentia — различие) — выделение частного из общей совокупности по некоторым признакам. |
|
Власть |
(англ. power) — возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. |
|
Территория |
(лат. territorius) — одна из частей земного шара, находящаяся под юрисдикцией какого-либо государства, один из признаков государства на относительно поздней стадии социального развития. |
|
Инцест |
(лат. incestus — преступный, греховный) — кровосмешение, половая связь между близкими кровными родственниками (родителями и детьми, братьями и сёстрами). |
|
Экзогамия |
(англ. Exogamy) — это запрет брачных отношений между членами родственного или локального коллектива, существовавший как в эпоху первобытнообщинного строя, так и в более позднее время. |
|
Монарх |
(англ. monarch) — единовластный правитель, наследственный или выборный глава государства, обладающий суверенитетом. |
|
Юриспруденция |
(лат. jыris prыdentia «правоведение») — это комплексная наука, изучающая сущностные свойства государства и права; совокупность правовых знаний; практическая деятельность юристов и система их подготовки. |
|
Размещено на