ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты исследования влияния коммуникативных качеств руководителей высшего и низшего звена на самоотношение работника к себе…8
1.2 Понятие коммуникации в психологии управления………………….8
1.2 Влияние коммуникационных особенностей руководителей на управление в организации……………………………………….……………….13
1.3 Психологические условия и факторы формирования самоотношения в коллективе……………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………54
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….58
Введение
Актуальность исследования. Актуальность данного исследования определяется, с одной стороны научно-исследовательскими, а с другой – социально-практическими интересами. Управление коллективом, средней или крупной величины, требует от руководителя способность находить подход к каждому подчиненному, стимулируя его на выполнение определенных задач, умения подчинять индивидуальные запросы каждого члена коллектива общим целям. Так как ключевым элементом рассматриваемых систем управления являются люди, то для менеджмента (как процесса) характерна высокая степень неопределенности. В менеджменте нет и не должно быть жестко определенных правил и алгоритмов – каждое решение, а так же каждый шаг управленца определяются особенностями его личности и контекстом каждой конкретной ситуации.
Стиль рукoводства как обязательный cтруктуpный компoнент упpавления предпpиятиям, был исследoван А.Л.Жуpавлевым, Е.В.Маcловым, М.К.Бункиной, Э.Г.Непомнящим, Е.Б.Мoргуновым, А.Н.Дятловым, М.В.Плотниковым, Н.П.Макаpкиным, Г.Я.Гольдштейном, Г.Р.Рейниным, С.В.Кинаpcкой и другими; причем они исcледовали преимущеcтвенно объективные критерии упpавления как деятельнoсти в рамках организации.
Научная нoвизна: в настoящее время разрабoтаны многочисленные подхoды к изучению осoбенноcтей личнoсти руковoдителя менеджеpа (П.Друкер, Г.Минцбеpг, Р.Х.Шакурoв, А.АДергач, А.Л.Свенцицкий, А.Л.Жуpавлев и др), сущеcтвуют практичеcкие исследoвания, направленные на выявление особеннocтей предcтавлений о руковoдителях выcшего звена (Е.Б.Моргунoв, А.Е.Чирикова, O.Н.Кричевcкая, Т.З.Кoзлова).
Презентация на тему: Методология и методы научного исследования
... блока 1.Актуальность научного исследования. Доказательство актуальности конкретной (выбранной) темы научного исследования 2.Проблематика научного исследования. Формулировка проблемы научного исследования, сравнение полученных результатов, ... сама система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной деятельности, например, педагогической науке, педагогическом исследовании). Методология - ...
Однако отсутcтвуют исследoвания коммуникативных оcобеннoстей руководителей выcшего и низшегo звена.
Имеются теоpетические исcледования по отдельным аcпектам социальнoй коммуникации: — пеpцептивнoму аспекту (А.А.Бодалев, М.И.Cтанкин и др).
В результате общей деятельности люди обмениваются различными представлениями, идеями, взглядами, предложениями, знаниями, установками. Это все можно рассматривать как информацию, а сам процесс общения представить как процесс обмена информацией. Так как без обмена информацией сегодня не обходится не одна организация, коммуникации можно назвать связующим процессом, а одним из важнейших инструментов управления в руках руководителя является находящаяся в его распоряжении информация. Используя и передавая известную информацию, а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. Руководитель предприятия должен уметь передавать информацию таким образом, чтобы достигалось более соответствующее восприятие данной информации теми, кому она предназначена.
Г.М.Андреевой, А.А.Бодалевым, А.Г.Ковалевым, В.Н.Мясищевым, А.В.Петровским, Л.А.Петровской и многими другими исследователями были изучены социально — психологическая природа и разновидности общения.
Хотя коммуникация имеет большое применение во всех областях управления, она особенно важна для осуществления функции руководства и лидерства. Без общения невозможно управление, потому что оно, с одной стороны опирается на существующие и сложившиеся формы коммуникации, с другой – формирует те формы коммуникации, которые облегчают как совместную деятельность, так и самоуправление.
В трудах как отечественных, так и зарубежных исследователей (Г.Айзенк, Р.Кеттел, Г.Олпорт, К.Юнг, Э.Эриксон, Э.Кречмер, К.Леонгард, А.Ф.Лазурский, П.Б.Ганнушкин, А.Е.Личко, В.Н.Мясищев) изучение психологии личности и характера, как яркого его выражения, занимают значительное место.
Наиболее важным отношением человеческого социального бытия является отношение человека к себе. Любое проявление человека как социального субъекта сопровождается включением в данный процесс его самоотношения. Существенным влиянием среди психологов пользуется проблема влияния самоотношения на поведение человека, особенно на его асоциальные нормы. В.В.Столин считает, что личностное самоотношение не базируется на оценке социальной желательности воспринимаемой у себя черты, а так же самоотношение не является прямым следствием знания о себе.
В.В.Столин в большой степени уделял внимание механизмам получения знаний о себе и условия, при которых данные знания о личностных проявлениях становятся основой самоотношения.
Методика исследования коммуникативных установок личности.
... ученикам различной успешности в обучении. Методика исследования коммуникативных установок личности. А.Н.Ивашов, Е.В. Заика(http://psinovo.ru/10_psichodiagnostika_mezhlichnostnich_otnosheniy/10_5_issledovanie_kommunikativnich_ustanovok_lichnosti.html) Описание. Данная ... Описание В основу методики положен подход, разработанный А.М.Марковой совместно с А.Я.Никоновой. В основу различения стиля в ...
По мнению Столина В.В., чтобы познать себя как личность надо выявить те свои черты, которые будут предопределять выбор альтернатив, а также служить основой самоопределения и самоотношения. То есть, человек узнает о себе именно потому, что он не может сделать. Данная мысль раскрывается в нескольких положениях автора:
— Один из главных способов самопознания и самоотношения – это осознание личностных черт как преград;
— Черты – преграды проявляются в ситуациях проступка, только когда появляется трудность действия для личности;
— Выявленные черты – преграды точно показывают поведение человека в любых жизненных ситуациях.
Представления В.В.Столина о природе самоотношения со временем дополнялись. Так С.Р.Пантилеев и Е.Т.Соколова отмечают связь самоотношения с самовосприятием и самооцениванием своих личностных проявлений.
В социально-практическом плане актуальность работы диктуется все возрастающим запросом современного общества на повышение управленческого мастерства и компетентности руководителей организаций.
Главным фактором, является то, что в условиях реальной конкуренции наиболее эффективными являются те организации, в которых именно система межличностных отношений «руководитель — подчиненные» выстроена не в императивной логике, а в логике реального деятельностного сотрудничества и партнерства. Этим и обусловлен выбор темы исследования.
Цель исследования – выявить влияние коммуникативных качеств руководителей высшего и низшего звена на самоотношение работника к себе.
Объектом исследования являются взаимоотношения руководителей и подчиненных.
Предметом исследования является влияние коммуникативных качеств руководителей высшего и низшего звена на самоотношение работника к себе.
Задачи исследования:
- Теоретически обосновать влияние коммуникационных качеств руководителей на самоотношение работника к себе.
- Эмпирическим путем выявить влияние коммуникационной сферы руководителей высшего и низшего звена на самоотношение работника к себе.
- Разработать рекомендации по проблеме формирования коммуникативных качеств руководителя.
Методологической основой работы явилась реализация принципов детерминизма и системности И ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ.
Теоретической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных исследователей: Гаспарян В.Р; Данакин Н.С; Соколов А.В; Мескон М.Х; Ансофф И.Л и др, специализирующихся в
вопросах изучения коммуникативных особенностей, а так же В.В.Столин; Д.Н.Узнадзе; И.И.Чеснокова; А.Н.Леонтьев; В.Н.Мясищев и др, которые раскрывая природу самоотношения, основываются на различии процессов самопознания.
Структура работы Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, восьми рисунков, семи таблиц, выводов, заключения, списка используемой литературы, приложений.
1. Теоретические аспекты влияния коммуникативных качеств руководителей высшего и низшего звена на самоотношение работника к себе
- Понятие коммуникации в психологии управления
Коммуникация – явление, которое изучается различными науками, в том числе политологией, социологией, теорией коммуникации, психологией. Существуют такие виды коммуникации, как организационная, массовая, групповая, межличностная и др. в связи с такой разносторонностью данного явления встает задача отбора материала, соответствующая адекватным интересам и традициям социологического анализа. Эта задача поможет теориям и эмпирическим исследованиям в области массовой коммуникации, а также затронуть ту область неформальной коммуникации, которая ближе всего к межгрупповым взаимодействиям и обычно называется «функционирование слухов» [5, с.256].
Исследование стиля управления руководителя
... процессе управления организацией не играет такой значительной роли, как письменные распоряжения, компьютерный обмен информацией, с другой - устная речь всегда остается основным средством коммуникации. Руководитель ... формы и принципы управленческого общения. Предмет исследования: стиль управления руководителя и его влияние на коммуникацию персонала. Цель исследования: изучить формы и принципы ...
Существует различные определения коммуникации. Представим несколько из них, наиболее близких социологическому пониманию.
— Коммуникация – это передача информации, идей, эмоций, навыков и т.п посредством символов: слов, картин, графиков и др.
— Коммуникация – это процесс, который связывает отдельные части мира друг с другом.
— Коммуникация – это процесс, который делает общеизвестным то, что было монополией одного или нескольких.
— Коммуникация – это механизм, посредством которого реализуется власть [49, с.205].
Можно выделить наиболее ярких представителей, которые занимались изучением коммуникации, а так же их сформулированные определения.
С точки зрения И.П. Яковлева, под коммуникацией, как наукой, следует понимать научную дисциплину о месте и роли коммуникации в обществе, ее структуре и развитии, коммуникационных процессах и средствах [26, с.140].
М.С. Адрианов утверждал, что под коммуникацией следует понимать смысловой аспект социального взаимодействия [4, с.167].
Согласно Никласу Луману, под коммуникацией следует понимать «некое исторически-конкретное протекающее, зависимое от контекста событие», специфическую операцию, характеризующую исключительно социальные системы, в ходе которой происходит перераспределение знания и незнания, а не связь или передача информации или перенос «семантических» содержаний от одной обладающей ими психической системы к другой [37, с.61].
По утверждению Бакстера, коммуникация – это средство, с помощью которого люди создают и поддерживают свои отношения [4, с.167].
Исходя из выше представленных определений наиболее точное, на взгляд автора, принадлежит С.В. Борисневу, так как он в наибольшей степени раскрывает суть понятия коммуникация.
Восприятие и понимание информации в процессе обучения 2
... знания есть в то же время и средство коммуникации. В нашем случае при рассмотрении информации должны учитываться два разнородных аспекта: семиотический и ... обучения 1. Понятие информации, ее классификация и психологическая структура Процесс передачи информации как составная часть обучения может и должен оптимизироваться с целью ...
По мнению Бориснева С.В, коммуникация – это процесс взаимодействия людей друг с другом. Эффективная передача информации осуществляет следующие цели:
- Обеспечивает действующий обмен информации между субъектами и объектами управления.
- Совершенствует межличностные отношения в процессе обмена информацией.
3.Создает информационные каналы для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий [2, с.102].
Коммуникация имеет большое значение для успеха деятельности организаций и представляет одну из сложных проблем менеджмента. По существу это, так называемая «кровеносная система» единого организма фирмы. Хорошими руководителями считают тех, кто эффективен в коммуникациях. Так как менеджеры предприятий выполняют работу «чужими руками», то они должны безупречно владеть искусством коммуникации [49, с.125].
Коммуникация, на практике – это процесс обмена информацией и идеями, ведущий к взаимному пониманию. Коммуникационный процесс может происходить не только между двумя, но и более людьми. Цель данного процесса это обеспечение понимания и передачи информации, которая является предметом обмена. Если стороны не будут играть активную роль, то коммуникация не состоится, а это значит, что взаимное понимание не будет достигнуто. Практически процесс общения можно рассматривать, как взаимодействие комплексных элементов, в качестве которых выступают отправитель (человек, передающий информацию), сообщение (собственно информация), канал (средство передачи информации) и получатель (лицо, которому предназначалась данная информация) [2, с.58].
Качественные особенности и механизм действия каждого из перечисленных элементов влияют на продуктивность коммуникации. Отправитель и получатель зарождают идеи коммуникации, так как именно они определяют форму кодирования информации, выбирают канал для передачи сведений.
Процессы коммуникации осуществляются в деятельности управления постоянно, так как функционирование объекта проходит в необходимом режиме.
Постоянные контакты между руководителем и его подчиненными связанны с природой управленческой деятельности, а так же с ее «субъект – субъектным» характером. Широкая представленность коммуникации в деятельности руководителя определяет большой объем самого понятия
«коммуникации», где необходимо различать ряд аспектов:
– коммуникативная функция как одна из наиболее значительных, а так же своеобразных функций управления в целом.
–коммуникативное поведение руководителя, направленное на реализацию этой функции, в котором, особое место принадлежит речевому – вербальному поведению.
–коммуникативные явления и закономерности, психологические эффекты, возникающие в ходе общения и межличностных контактов.
–коммуникативные процессы, являются психологическими механизмами обеспечения общения[8, с.50]. .
Психология вербального поведения, так же как и психология коммуникаций являются значительной и самостоятельной областью управленческой психологии. По своему масштабу она вполне соизмерима с психологией управленческой деятельности в целом: основными понятиями, которые характеризуют процесс управления и поведение руководителя, являются деятельность и коммуникация.
Психологическая эффективность телевизионных PR-коммуникаций.ИССЛЕДОВАНИЕ ...
... Средствами распространения информации любых коммуникаций выступают средства массовой информации. “Средства массовой информации - социальные институты, обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом ... коммуникации: коммуникатор, аудитория, сообщение, каналы, эффекты и эффективность / Сост. В.П. Васильева, под ред. Киуру К.В. Челябинск: ЮУрГУ, 2007. 16. Психология общения. ...
Коммуникация – непосредственная практика для наиболее очевидной и внешне представленной стороны управления, поэтому они более доступны изучению и это является причиной значительного количества материала, полученного при их исследовании. Ни одна другая сторона управления не изучена в такой мере, как коммуникативная; ни об одной иной сфере не написано такого большого количества книг, начиная от академических и кончая научно-популярными[12, с.204]. .
Более ярким и интересным общение становится, тогда когда данный процесс включает в себя различные интервью и беседы. Процессы, возникающие с помощью предлагаемых телетекста и видео текста, во внутриличностных коммуникациях становятся более выраженными. Телетекст способствует получению информации избирательным субъектом, заинтересованным и вынужденным в получении информации через
специальные адаптеры. При помощи кабельной линии передается видеотекст, заложенный в память компьютера, а также при необходимости осуществляется обратная связь с субъектом информации. Выбор канала коммуникаций, в которых коммуникационный процесс протекал бы в правильном направлении, чрезвычайно ответственная задача [7, с.117].
Коммуникация, является сложным социально – психологическим процессом взаимопонимания между людьми, который осуществляется по нескольким основным каналам: вербальный (речевой) – информация передается в словесной форме, невербальный (неречевой) – дается объяснение при помощи различных жестов и документальный. Речь, как средство общения между людьми, одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Древний поэт Саади говорил: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал» [48, с.140].
В структуру речевого общения входят:
1.Значение и смысл слов, фраз. Большую роль играет точность в употреблении слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы, произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
2.Речевые звуковые явления, такие как темп речи, модуляция высоты голоса, дикция речи, тональность голоса, ритм, тембр, интонация. Наблюдения доказывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.
3.Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, которые возникают при общении: смех, плач, вздохи, шепот и др; раздельные звуки – это кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации.
К невербальным средствам общения относятся следующие науки такие как:
1.Кинестика — наука, изучающая внешние проявления человеческих чувств и эмоций. Например: мимика, изучающая движение мышц лица, исследование движения жестов отдельных частей тела с помощью жестики, а так же пантомимика, которая изучает моторику всего тела: поза, осанка, походка.
Восприятие информации человеком
... по своему содержанию эти два процесса различны. восприятие ощущение информация человек Раздел 1. Восприятие информации человеком 1.1 Определение восприятия Восприятие - это процесс познания сложных ... помощи органов чувств, а для осмысления этой информации применяется информация, которая содержится в памяти каждого человека. Восприятия информации человеком могут быть полными и неполными, точными и ...
2.Такесика – наука изучающая различные прикосновения, которые происходят при общении, например: рукопожатие, поцелуи, отталкивание.
3. Проксемика – наука, которая исследует расположения людей в пространстве при общении.
1.2 Влияние коммуникационных особенностей руководителей на управление в организации
Общение является условием индивидуальной и общественной жизни. Коллективная деятельность людей становится достижимой благодаря тому что люди, объединенные общими целями, общаются друг с другом.
В самой процедуре общения происходит развитие определенных образцов и схем поведения человека. Постепенно они связываются с структурой личности и формируются, т.е «уходят внутрь». В процессе общения человек устанавливает образ своего внутреннего «Я», а также постигает определенную картину мира.
Человек, находясь наедине с собой, фактически в состоянии вести внутренние диалоги с самим собой. Общение, это диалог, как между людьми, так и наедине с собой. Можно сказать, что диалогическое общение может осуществляться на двух разных уровнях:
— на уровне внешней коммуникации,
— во внутреннем и субъективном, мире человека, то есть в его мыслях, воспоминаниях, образах.
Эти две системы коммуникации – внешняя и внутренняя – тесно соединены между собой, взаимно пересекаются и восполняют друг друга [37, с.100].
Общение людей квалифицируется с помощью различных критериев, одним из которых является эффективность общения. По мнению известного польского психолога и исследователя процессов Е. Мелибруда, к эффективности общения относится степень повторения передачи другому человеку информации с целью, чтобы его поняли [23, с.204].
Эффективное общение, увеличивает согласие между партнерами, если оно в наибольшей степени свободно от профанирования. Что значит правильно понять другого? Это значит услышать то, что он хотел сказать. Правильное взаимопонимание зависит от возможностей двух сторон в процессе общения.
Практика взаимодействия между людьми показывает, что степень обоюдного понимания между ними оставляет желать лучшего. Это выражается тем, что люди неверно понимают смысл чужих рассуждений и также прибавляют нередко своим партнерам по общению решения, которых не было в их высказываниях. Люди очень часто не говорят того, что думают и чего на самом деле хотят [38, с.45].
Еще одной из причин неправильного понимания слов другого человека является невозможность передать свои мысли во всей полноте, часто они складываются нечетко или несоответственно. Иногда люди интериоризуют свои мысли так, чтобы в случае необходимости можно было уклониться от сказанного.
Нередко чувства и мысли, которые выявляются в общении, вступают в разногласие из-за условностей и обрядов в силу установленных норм поведения. Исходя из этого, люди говорят чаще то, что, по их мнению, они должны были сказать. Процесс общения – явление сложное и неоднозначное. Мы часто сталкиваемся с деформацией в восприятии сообщаемых сведений. Нередко слова партнера не осознаются, если собеседник по диалогу занят своими мыслями, воспоминаниями, т.е он не понимает всего того, что ему пытаются донести. Бывает так, что человек до конца уверенный в том, что понимает сказанное, и несознательно искажает слова в соответствии со своими изначальными установками. При внутренней уверенности типа «я и так знаю, что вы хотите мне сказать», люди изолируются от информации, которая не соответствует их ожиданиям. В данном случае они слушают других скорее с целью оценки. Такое оценочное отношение к собеседнику позволяет использовать крайние высказывания при разъяснении информации, которую он получил.
Волевые процессы личности человека
... Умение владеть своим поведением — важное качество зрелого, взрослого человека. «Мы только тогда можем говорить о формировании личности, — писал Л.С. Выготский, — когда имеется налицо овладение ... считать волевым. «Волевое действие – это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя ...
Главной причиной нарушения общения является отсутствие двустороннего доверия между участниками общения. При нарушении общения между собеседниками, необходимы способы его усовершенствовать.
По мнению психологов, присутствуют факторы, которые имеют большое значение и от которых зависит успешность и продуктивность общения между людьми. Один из факторов, поддерживающих взаимопонимание – степень доверия слушателя к тому, что ему говорят.
Уровень доверия в общении может быть усовершенствован за счет следующих моментов:
— открытой демонстрации искренних намерений;
— доброжелательного отношения в общении;
— проявления компетентности в обсуждаемом вопросе;
— умение убедительно излагать свои мысли.
Если говорящий умалчивает свои подлинные намерения, он использует различные обходные маневры[39, с.150].
Надежность в общении основывается на том, что слушатель готов довериться собеседнику, поверить его словам.
Результативность общения увеличивается, если мысли формулируются ясно и понятно. Эффективность общения повышается, если партнер уверен в том, что он хочет сказать своему собеседнику. Так же можно выделить
другой метод общения – степень удовлетворения потребности в проявлении своих чувств. Практика из жизни показала, что у людей часто проявляется расположенность не принимать или пренебрегать свои или чужые эмоциональные переживания, если они кажутся им досадными и нежелательными [39, с.68].
Определенная коммуникация, как правило, обладает комплексом различных признаков. Возьмем к примеру рабочее собрание руководителей подразделений на предприятии. Данное совещание можно охарактеризовать как внутрифирменную, формальную, вертикальную, вербальную и невербальную коммуникацию.
Продуктивность коммуникаций всех перечисленных видов разнообразна. Данные зарубежных исследований показывают, что результативность горизонтальных связей достигает 90%, вертикальных – 20-25% (то есть такое количество информации, исходящей от директора, воспринимается рабочими и безошибочно понимается ими).
Иными словами, исполнители могут использовать свои функции, имея лишь пятую часть предназначенной им информации.
Неэффективность вертикальных связей как восходящих, так и нисходящих коммуникаций подтверждают данные о том, что ближайший начальник рабочих, покидая кабинет первого руководителя предприятия, выносит только 30% информации, а управляющим цехом – около 40%. Коммуникация снизу вверх еще более неэффективна, так как до начальства доходит не более 10% информации. Данные исследования указывают на существование неиспользованных резервов в формировании коммуникаций, а так же возможностях их качественного улучшения. Существует множество различных причин недочетов в коммуникации, в состав которых можно отнести: недопонимание важности в общении, недостатки памяти людей, ошибочную установку сознания, неудачный выбор средств обратной связи, неточности в формировании сообщения [41, с.105].
Личность и коллектив. Межличностные отношения и методы их выявления
... личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений. Сфера межличностных отношений чрезвычайно широка. Она охватывает практически весь диапазон существования человека, ... воздействия, способной сильнейшим образом влиять на взаимоотношения и самоотношение личностей, образующих его. Не случайно психология коллектива возымела ...
Всю разнообразность причин неэффективных коммуникаций можно относительно разделить на две группы: одни зависят от «отправителя» информации, а вторые связанны с их «получателем». Данное деление условно, так как иногда результат общения может складываться действием обеих сторон.
Очень часто руководители высшего звена недооценивают желание работников, а так же руководителей нижнего и среднего уровня быть в курсе о положении дел в организации.
Данные исследований указывают на то, что в числе моральных факторов, которые влияют на производительность труда, сотрудники на второе и третье место ставят гласность, информативность [27, с.54].
Усложняют общение также необоснованные и необъективные представления людей, отвергающих новые идеи в силу их новизны, кажущейся с первого взгляда сомнительной.
Для того, чтобы вступить в деловые отношения, руководитель организации должен привлечь внимание работника, а так же вызвать интерес к сообщениям. При этом возможны два пути: воздействие на положительные, а так же отрицательные мотивы поведения людей.
Большое значение уделяется фактам, их достоверности и убедительности, на основе которых делается заключение.
Разнообразные ошибки в построении сообщений, могут проявляться в неправильном, с точки зрения семантики, выборе иноязычных слов. При построении сообщения необходимо соблюдать следующую последовательность: от внимания к интересу, от интереса к основным положениям, от них к возражениям и вопросам, далее к заключению и призыву к действию [5, с.130].
Для того чтобы быть понятым в общении, следует стремиться к простоте сообщения, использовать словарный состав повседневной речи. Так же надо учитывать то, что можно потерять доверие к себе, если привести хоть один ложный или искаженный факт из ста, даже при девяносто девяти соответствующих действительности.
Опытный руководитель четко определяет действие исполнителя и устанавливает срок на их выполнение.
Общение между руководителем и подчиненным может происходить как в устной или письменной форме, так и с помощью технических средств связи. Наиболее важные вопросы в устном сообщении могут быть дополнены письменным предписанием.
По данным зарубежных источников, от 5 до 90% всего времени руководитель затрачивает на межличностное общение в результате проведения заседаний, бесед, совещаний и аудиенций. Общение непосредственно с подчиненными дает возможность руководителю, при помощи особенностей невербального их поведения, выявить степень восприятия предаваемой информации. Примерами невербальной коммуникации являются обмен взглядами, выражение лица (улыбка), выражение согласия или неодобрения посредством известного покачивания головой, поднятые или нахмуренные брови, живой или остановившийся взгляд. Способами выражения своего отношения к сообщению являются также положения рук: скрещенные на груди означают наличие определенного «барьера», препятствующего согласию, вялая поза – присутствие элемента недоверия к предложениям. Искусством чтения с «лица», языком мимики, жестов, позы должен владеть каждый руководитель для обеспечения эффективности коммуникаций.
Следует учитывать то, что иногда важность поступающей информации снижается из-за несоответствия невербального поведения, в частности, неверно выбранного тона речи. Поэтому важно стремиться к соответствию невербальных и вербальных символов в ходе делового общения, а также обращать внимание на чувства, которыми сопровождается прием-передача информации, для ее наиболее полного и правильного восприятия[40, с.45] .
В каждой организации существуют неформальные коммуникации, где сообщения принимаются по принципу «только между нами». Другими словами это можно охарактеризовать как «слухи». Исследования, которые были проведены зарубежными учеными, доказывают, что информация, исходящая по неофициальным каналам «слухов» передается быстрее, чем по официальным каналам.
Часто многие руководители могут использовать неофициальный канал, чтобы создать преднамеренную утечку информации с целью выявления реакции людей на возможные нововведения. Положительное восприятие информации утверждает намерения и способствует их реализации, тогда как отрицательное – доказывает, что надо дополнительно продумать и доработать проект решений [8, с. 95].
1.3 Психологические условия и факторы формирования самоотношения в коллективе
Каждый начальник, находясь в организации, должен учитывать нормы и правила коллектива, к которому он принадлежит.
В современных условиях, когда человеческий ресурс становится основным источником предприятия, деятельность каждого члена коллектива приобретает большую значимость. Исходя из этого, очень важно рассматривать поведение каждого работника через призму всего коллектива в целом. Значительное внимание психологов уделяется проблеме влияния самоотношения на поведение человека, а главным образом на его асоциальные формы.
Отношение человека к себе является одним из главных отношений социального бытия, так как всякое проявление человека как социального личности сопровождается включением в данный процесс его самоотношения.
Термин самоотношение используется для обозначения индивидуального отношения личности к себе, к собственному «Я» [9,с.59].
Несмотря на то, что нет единого подхода к определению феномена, как отношение человека к себе, он активно исследуется в современной психологии как зарубежными, так и отечественными психологами.
Большое разнообразие психологических категорий посвящаются изучению отношения человека к себе. К ним относятся такие понятия как самоуважение, эмоционально-ценностное отношение к себе, самооценка, собственное самоотношение, отношение к себе, самоудовлетворение, самоуверенность, аутосимпатия и т.д. Более подробно данные понятия раскрываются с помощью разнообразных психологических исследований, например: «личностный смысл» (А.Н. Леонтьев), «установка» (Д.Н.Узнадзе), «отношение» (В.Н. Мясищев), «чувство» (С.Л. Рубинштейн), «социальная установка» (И.С. Кон, Н.И. Сарджвеладзе) [49, с.215].
Недостаток точных терминологий привело к тому, что значения применяемых терминов большинством авторов не разводятся, так как часто они употребляются как синонимы. Однако, анализ психологической реальности, которая маскируется за данными понятиями, позволяет более подробно разобраться в феноменологии отношения человека к себе.
Доминирующей категорией в отечественной психологии является «эмоционально-ценностное самоотношение». Акцентирование на эмоционально-ценностное самоотношение личности как на самостоятельный объект психологического анализа вызвано его особенной природой и индивидуальными функциями в общей системе самосознания. Из этого следует, что анализ понятия самоотношения предусматривает пояснения ряда вопросов. Например таких как:
— определение самоотношения личности как относительно устойчивую характеристику субъекта. Для этого нам необходимо рассмотреть основные источники его формирования которые, с одной стороны, благодаря своей специфике обеспечивают устойчивость самоотношения, а с другой, по существу определяют содержание данного понятия.
— представление о том, что природа самоотношения тесно связана с проблемами самосознания в целом, и поэтому анализ самоотношения вынуждает обращения к более широкой системе, а именно к вопросам строения и функций самосознания.
— необходимо затронуть вопросы о строении самого самоотношения.
Отношение человека к себе определяется как установочное образование и представителями школы Д.Н.Узнадзе. Н.И. Сарджвеладзе наиболее детально разработал концептуальную модель самоотношения как социальную установку. Он впервые ввел «самоотношение» в научный обиход как специальное понятие, классифицируя его как подкласс социальной установки. Самоотношение определяется как отношение субъекта потребности к ситуации ее удовлетворения, которое направленно на самого себя. С точки зрения Н.И. Сарджвеладзе, содержание системы «личность – социальный мир», которая является одной из структурных единиц диспозиционального ядра личности, состоит из отношения человека к себе наряду с его социальным статусом и определением личности к внешнему миру. Под диспозицией автор понимает «предрасположение к определенному взаимодействию личности с социумом и самим собой, как некоторая готовность или фиксированная установка субъекта жизнедеятельности» [49, с.197].
В психологии, большим количеством исследований, была выявлена прочная связь между поведением и отношением личности к себе как к субъекту жизненных отношений. В данных исследованиях отмечается, то что высокое самоуважение личности является условием для ее максимальной активности, продуктивности в деятельности, а так же для реализации творческого потенциала, влияющих на свободу выражения чувства и уровень самораскрытия в общении. Позитивное стойкое отношение личности к себе лежит в формировании веры человека в свои возможности, самостоятельность, энергичность, а так же создает оптимизм в отношении ожидания успешности своих действий в ситуации неопределенности. Люди с позитивным самоотношением меньше заостряют внимание на свои внутренние проблемы, в результате они гораздо реже страдают психосоматическими расстройствами.
В тоже время при негативном самоотношении человек заранее уверен в том, что люди, которые его окружают, плохо к нему относятся и это является источником различных трудностей в общении. Критичное отношение к собственному «Я» охватывает почти все его внимание, в связи с этим, человек старается повысить свою активность, тем самым затрудняя выбор адекватного способа взаимодействия. Поведение данной личности становится ригидным. Отрицательное, конфликтное самоотношение человека к себе определяет его неадекватное поведение: совершение правонарушений, наркоманию, алкоголизм, проявление агрессии. Все это связано с неадаптивными, асоциальными формами поведения и является одной из причин девиации, которая положительно взаимодействует с депрессией.
В психологии самоотношению традиционно приписываются две прямо противоположные функции: функция адекватного выражения смысла «Я» и эго – защитная функция, которая направлена на поддержание самоуважения и стабильного образа «Я», даже ценой искажения восприятия себя и других[15, с.31].
Защита самоотношения чаще всего сопровождается такими процессами, которые искажают восприятие субъектом собственного опыта, находят свое разрешение в аффектах неадекватности, аддитивном или асоциальном поведении. Вместе с тем, она же «охраняет» личность от саморазрушения, потери самоидентичности. В способах защиты структурных компонентов самоотношения обнаруживается существенные различия. Так, для защиты самоуважения более характерны рациональные способы, в то время как для повышения аутосимпатии – аффективные.
Из этого следует, что в психологии существуют три разных подхода к познаванию отношения человека к себе:
-понимание самоотношения как аффективного компонента самосознания (самоотношение в структуре самосознания).
-как черты личности (самоотношение в структуре личности)
-как компонента саморегуляции (самоотношение в системе саморегуляции) [9, с.165].
Исходя из вышеизложенного материала, можно сделать вывод, что коммуникация – это процесс обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию. Коммуникация имеет большое значение для успеха деятельности организаций и представляет одну из сложных проблем менеджмента. По существу это, так называемая «кровеносная система» единого организма фирмы. Хорошими руководителями считают тех, кто эффективен в коммуникациях. Так как менеджеры предприятий выполняют работу «чужими руками», то они должны безупречно владеть искусством коммуникации.
Общение является главным условием общественной жизни. Организационная деятельность становится достижимой благодаря тому, что люди, объединенные общими целями и идеями, общаются друг с другом.
Результативность общения увеличивается, если мысли формулируются ясно и понятно. Эффективность общения повышается, если партнер уверен в том, что он хочет сказать своему собеседнику.
При негативном общении руководителя, подчиненные заранее уверенны в том, что к нему плохо относятся и это является источником различных трудностей в общении.
Позитивное общение руководителя с подчиненными оказывает воздействие на формирование веры человека в свои возможности, самостоятельность, энергичность, влияющих на свободу выражения чувства и уровень самораскрытия в общении. Положительное самоотношение работника обеспечит эффективность труда на предприятии.
Заключение
В данной выпускной квалификационной работе мы ставили перед собой цель выявить влияние коммуникативных качеств руководителей высшего и низшего звена на самоотношение работника к себе.
В социально-практическом плане актуальность работы диктуется все возрастающим запросом современного общества на повышение управленческого мастерства и компетентности руководителей организаций. Главным фактором, является то, что в условиях реальной конкуренции наиболее эффективными являются те организации, в которых именно система межличностных отношений «руководитель — подчиненные» выстроена не в императивной логике, а в логике реального деятельностного сотрудничества и партнерства.
В результате совместной работы люди обмениваются разного рода информацией, различными идеями и предложениями.
Не одна организация не может существовать без обмена информацией, без получения обратных сигналов, исходя из этого коммуникация является связующим процессом, а информация, которой владеет руководитель – это один из главных инструментов.
Общение людей квалифицируется с помощью различных критериев, одним из которых является эффективность общения. По мнению известного польского психолога и исследователя процессов Е. Мелибруда, к эффективности общения относится степень повторения передачи другому человеку информации с целью, чтобы его поняли.
Так же наиболее важным отношением человеческого социального бытия является отношение личности к себе. По мнению Столина В.В, чтобы познать себя как личность надо выявить те свои черты, которые будут предопределять выбор альтернатив, а также служить основой самоопределения и самоотношения.
Позитивное отношение личности к себе помогает в формировании веры в свои возможности, а так же создает уверенность в правильности своих действий в ситуации неопределенности, что помогает им меньше заострять внимание на свои внутренние проблемы.
В тоже время при негативном самоотношении человек заранее уверен в том, что люди, которые его окружают, плохо к нему относятся и это является источником различных трудностей в общении.
Результаты, полученные в ходе исследования, подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что
1.коммуникативные сфера руководителей высшего и низшего звена значимо отличаются.
2. на уровень самотношения работника к себе влияют коммуникативные качества руководителей.
Список использованной литературы
- Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. / Г. М Андреева – М. : Аспект-Пресс, 2007. –376 с.
- Ансофф, И. Л. Стратегическое управление / И.Л. Ансофф. – М.: изд-во Экономика, 2009. –170 с.
- Батаршев ,А.В. Психология личности и общения / А. В Батаршев. –М.:Владос, 2009. – 248 с.
- Бергер, П. Л. Социология: биографический подход / Личностно-ориентированная социология / П. Л. Бергер. – М.: Академический проект, 2008. – 608 с.
- Бовыкин, В. И.Новый менеджмент. Теория и практика эффективного управления / В. И. Бовыкин. – М.: изд-во «Экономика», 2011. – 263 с.
- Бодалев, А. А. О взаимосвязи общения и отношения. // А. А. Бодалев. Вопросы психологии. – 2006. – № 1. – С. 122-127
- Бориснев, С. В. Социология коммуникации / С. В.Бориснев. – Курс лекций. В 2 ч. М.: ВУ, 2007. – 128 с.
- Борисов , А. Ю. Роскошь человеческого общения / А.Ю. Борисов. – М.: Ин-т соц. связей. 2006. – 184 с.
- Брудный А. А. К теории коммуникативного воздействия / А. А. Брудный. . – М.: Наука, 2007. – 182 с.
- Бузунова, Л. Г. Психология общения и деловых отношений: учеб. пособие / Л. Г. Бузунова, Ф. А. Маркина. – Магнитогорск: МГТУ, 2009. – 255 с.