возраст |
Социальная ситуация развития |
Ведущая дея-ть |
новообразования |
кризис |
Новорождённость (от рожд.-2 мес) |
Все условия жизни ребенка сразу же социально опосредованы. Однако социальная ситуация должна установиться. Единство ребенка и матери должно появиться. То единство, которое существует с самого начала, идет со стороны матери, а со стороны ребенка, пока еще ничего нет |
Ест, спит |
Самое важное новообразование периода новорожденности — комплекс оживления. Комплекс оживления — это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированны. В комплексе зарождается координация движений. |
Промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни — кризис новорожденности. Акт рождения в известном смысле есть переход от паразитарного типа существования к форме индивидуальной жизни. Это переход от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому. Вступают в действие другие виды физиологической регуляции поведения, и многие физиологические системы начинают функционировать заново. Психолог.смысл кризиса – без взрослого не выживет. |
Младенчество 2 мес-1 год. |
Отношения с близким взрослым,где все потребности ребёнка будут удовлетворены взрослым. |
Непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым. |
Эмоциональный отношения,Ходьба , появление первого слова., подражания. |
Кризис первого года жизни. Причина кризиса является противоречие между возросшими возможностями ребёнка и его местом в системе социальных отношений. Симптомы кризиса — негативизм и упрямствао ребёнка («Нет», «не буду», «не хочу», «дай»). |
Раннее детство 1-3 года |
Речевое общение |
Овладевание элементарными предметными действиями(предметно-орудийная дея-ть) |
Системное сознание, овладение речью, наглядное мышление, самосознание, осмысленное восприятие. |
Кризис трёх лет — кризис самостоятельности. В основе возникновения этого кризиса лежит противоречие двух тенденций, в равной мере определяющих жизнедеятельность и активность ребёнка. У девочек возникает интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность успешностью своей деятельности, например к конструировании. Остро реагируют на неудачи и неуспех.Ребёнок становится неуправляемым, легко впадает в гнев и ярость. Появляется позиция «Я сам». |
Дошкольный возраст 3-6(7) лет |
Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей. Ведёт самостоятельную дея-ть по указаниям взрослого. |
Сюжетно-ролевая игра |
Возникновение первичных этических инстанций: «Что такое хорошо и что такое плохо», Возникновение произвольного поведения, личного сознания ,Наглядно образного мышления, формирование новых мотивов. |
Малый кризис 6-7 лет. ваЖнейшие симптомы такого кризиса — потеря непосредственности, кривляние. Ребёнок утрачивает прежние детские интересы, скрывает свои чувства и переживания от окружающих, оспаривает родительские просьбы или требования, стремиться не выглядеть и не быть «как маленький». Его основным новообразование является формирование мира внутренних переживаний. |
Младший шк. В-ст 6(7)-10(11) лет |
Социальная роль ученика. В отношениях «ребёнок-близкий взрослый» и «ребёнок-социальный взрослый», «ученик-учитель». |
учебная |
Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация. |
Большой кризис . В кризисный период происходит рождение особой формы самосознания – чувства взрослости( «хочу быть и казаться взрослым»). |
Подростковый возраст 10(11)-14(15) |
переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, стремление приобщения к миру взрослых., ориентируясь на их нормы и ценности.Постребность общения со сверстниками. |
Общение со сверстниками |
возникновение представления о себе как «не о ребенке»; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, потребность в самоутверждении, подчинение нормам коллективной жизни. |
Кризис 15 лет – формирование эго-идентичности, рождение индивидуального самосознания, кризис второго рождения Я. |
Юношеский возраст 14(15)-17(18) лет |
Пороге вступления в самостоятельную жизнь, определение своего места в жизни |
Профессиональное самоопределение |
профессиональное самоопределение и мировоззрение. |
Кризис связан с проблемой становления человека как субъекта собственного развития. Симптомы кризиса: повышенная активность и возбудимость, которое делает юношу неразборчивым в выборе знакомств, побуждает ввязываться в рискованные предприятия. Отмечается появление депрессивного состояния, часто возникающим чувством печали, безнадежности, самоуничижения. |