Кнут Гамсун
1859−1952
Пан
1894
Краткое содержание романа
Читается за 5–10 мин
Оригинал — за 130−140 мин
Автор использует форму повествования от первого лица. Его герой — тридцатилетний лейтенант Томас Глан вспоминает события, произошедшие два года назад, в 1855 г. Толчком же послужило пришедшее по почте письмо — в пустом конверте лежали два зелёных птичьих пера. Глан решает для собственного удовольствия и дабы просто скоротать время написать о том, что ему довелось пережить. Тогда где-то около года он провёл на самом севере Норвегии, в Нурланне.
Глан живёт в лесной сторожке вместе со своим охотничьим псом Эзопом. Ему кажется, что только здесь, вдалеке от чуждой ему городской суеты, среди полного одиночества, наблюдая за неспешной жизнью природы, любуясь красками леса и моря, ощущая их запахи и звуки, он по-настоящему свободен и счастлив.
Однажды он пережидает дождь в лодочном сарае, где также укрываются от ливня местный богач купец Мак с дочерью Эдвардой и доктор из соседнего прихода. Случайный эпизод почти не оставляет следа в душе Глана.
Встречая на пристани почтовый пароход, он обращает внимание на молодую хорошенькую девушку Еву, которую принимает за дочь сельского кузнеца.
Глан добывает пропитание охотой, отправляясь в горы, берет сыр у лопарей-оленеводов. Любуясь величественной красотой природы, он ощущает себя неотделимой её частичкой, он сторонится общества людей, размышляя над суетностью их помыслов и поступков. Среди буйства весны он испытывает странное, будоражащее чувство, которое сладко тревожит и пьянит душу.
В гости к Глану наведываются Эдварда и доктор. Девушка в восхищении от того, как охотник обустроил свой быт, но все же лучше будет, если он станет обедать у них в доме. Доктор рассматривает охотничье снаряжение и замечает фигурку Пана на пороховнице, мужчины долго рассуждают о боге лесов и полей, полном страстной влюблённости.
Глан спохватывается, что всерьёз увлёкся Эдвардой, он ищет новой встречи с ней, а потому отправляется в дом Мака. Там он проводит скучнейший вечер в обществе гостей хозяина, занятых карточной игрой, а Эдварда совсем не обращает на него внимания. Возвращаясь в сторожку, он с удивлением отмечает, что Мак ночью пробирается в дом кузнеца. А сам Глан охотно принимает у себя повстречавшуюся пастушку.
Глан объясняет Эдварде, что занимается охотой не ради убийства, а чтобы прожить. Скоро отстрел птиц и зверей будет запрещён, тогда придётся рыбачить. Глан с таким упоением рассказывает о жизни леса, что это производит впечатление на купеческую дочь, ей ещё не приходилось слышать столь необычных речей.
Эдвард Холл
... и умирали во имя различных моделей бытия4". Эдвард Т. Холл получил степень доктора наук в Колумбийском Университете в 1942 г. ... обречены повторять его2"), мой основной интерес, заставивший меня написать об Эдварде Холле, - поделиться тем, что я вынес полезного из его ... а Милтон Эриксон - возможно, с материнской, тогда, несомненно, прадедушкой НЛП был бы Эдвард Т. Холл. По моему мнению, Холл является ...
Эдварда приглашает Глана на пикник и всячески подчёркивает на людях своё к нему расположение. Глан чувствует себя неловко, пытается сгладить опрометчивые выходки девушки. Когда же на следующий день Эдварда признается, что любит его, он теряет голову от счастья.
Любовь захватывает их, но отношения молодых людей складываются трудно, происходит борьба самолюбий. Эдварда капризна и своевольна, странность и нелогичность её поступков порой выводит Глана из себя. Однажды он в шутку дарит девушке на память два зелёных пера.
Сложные любовные переживания вконец изматывают Глана, и когда к нему в сторожку приходит влюблённая в него Ева, это приносит облегчение в его мятущуюся душу. Девушка простодушна и добросердечна, ему хорошо и спокойно с ней, ей он может высказывать наболевшее, пусть она даже и не способна понять его.
В крайне взвинченном состоянии возвращается Глан к себе в сторожку после бала, устроенного Эдвардой, сколько колкостей и неприятных моментов довелось ему претерпеть в тот вечер! А ещё он испытывает бешеную ревность к доктору, хромой соперник имеет явное преимущество. От досады Глан простреливает себе ногу.
У лечащего его доктора Глан допытывается, была ли у них с Эдвардой взаимная склонность? Доктор явно сочувствует Глану. У Эдварды сильный характер и несчастный нрав, поясняет он, она ожидает от любви чуда и надеется на появление сказочного принца. Властная и гордая, она привыкла во всем верховодить, и увлечения в сущности не затрагивают её сердца.
Мак привозит в дом гостя, барона, с которым Эдварда отныне проводит все время. Глан ищет утешения в обществе Евы, он счастлив с ней, однако же она не заполняет ни его сердца, ни его души. Мак узнает об их отношениях и мечтает только о том, как бы избавиться от соперника.
При встречах с Эдвардой Глан сдержанно холоден. Он решил, что не даст больше себя морочить своевольной девчонке, тёмной рыбачке. Эдварда уязвлена, узнав о связи Глана с Евой. Она не упускает случая съязвить на его счёт по поводу интрижки с чужой женой. Глан неприятно удивлён, узнав об истинном положении дел, он пребывал в уверенности, что Ева — дочь кузнеца.
Мстительный Мак поджигает его сторожку, и Глан вынужден перебраться в заброшенную рыбачью хибарку у пристани. Узнав об отъезде барона, он решает отметить это событие своеобразным салютом. Глан подкладывает порох под скалу, намереваясь в момент отплытия парохода поджечь фитиль и устроить необыкновенное зрелище. Но Мак догадывается о его замысле. Он подстраивает так, что в момент взрыва на берегу под скалой оказывается Ева, которая погибает под обвалом.
Глан приходит в дом Мака сообщить о своём отъезде. Эдварда абсолютно спокойно воспринимает его решение. Она просит только оставить ей на память Эзопа. Глану кажется, что она станет мучить собаку, то ласкать, то сечь плёткой. Он убивает пса и посылает Эдварде его труп.
Эдвард Мунк
... работу, которая рассматривается в качестве смелого проекта, написанного в этом новом стиле. Эдвард Мунк также писал и пейзажи.Его представления побережья Осло-фьорда, заслужили репутацию северного ... экспрессионизма. В произведении «Вампир» (1893 – 1894), которое вошло в цикл «Фриз жизни», Эдвард Мунк постепенно приближается к неврозу. В этом проникнутом тревогой полотне он со ...
Два года прошло, а вот надо же — ничего не забыто, ноет душа, холодно и тоскливо, размышляет Глан. Что, если уехать развеяться, поохотиться где-нибудь в Африке или Индии?
Эпилогом к роману служит новелла «Смерть Глана», события которой относятся к 1861 г. Это записки человека, который был с Гланом в Индии, где они вместе охотились. Именно он, спровоцированный Гланом, выстрелил ему прямо в лицо, представив случившееся как несчастный случай. Он нисколько не раскаивается в содеянном. Он ненавидел Глана, который, казалось, искал гибели и получил то, что хотел.
1. Смысл названия произведения Кнута Гамсуна «Господин»
XX столетие обозначилось интересом к мифу, как со стороны писателей, так и со стороны читателей. Миф всегда считался глубинной основой человеческого и историко-культурного бытия, а писатели XX столетия стремились по-новому показать древний миф, использовать его символьную направленность, чтобы показать его грани, которые приоткрываются в наше время. Одним из таких авторов был Кнут Гамсун автор романа «Господин».
Почему же так назвал свое произведение писатель? Герой романа лейтенант Глан сперва и сам напоминает это мифическое существо. Ведь Господин — это бог лесов, отар, пастухов, покровитель природы в древнегреческих мифах. Он так любил землю, что ради нее покинул Олимп. Так же и Глан жил нелюдимом в лесной сторожке, где его единственным товарищем был пес Эзоп. Этот мужчина был счастливым среди природы, наслаждаясь каждым мгновением жизнь среди птичьего пения в солнечный или облачный день. Кажется, больше ничего человеку и не нужно, так как он сам — источник радости и грусти.
Глан настолько ощущал природу, что понимал даже серый камень, который, казалось, узнавал его. Тот камень был частью удивительной природы, которая дарила столько радости.
Когда же появляется другой Господин? Когда происходит встреча с Эдвардой и ее отцом. С того времени Глана начало мучить одиночество, так что он даже клал в карман два медяка и звенел ими, чтобы не было так одиноко. «Ночи не стало, солнце только окуналось в море и снова выходило на снег, еще свежее и краснее». И каждый раз Глан, прислушиваясь к ночному шепоту, будто ощущал, как Господин смеется над ним. Пока длятся его запутанные отношения с Эдвардой и Евой, время от времени Глан будто слышит голос Господина, ощущает на себе его взгляд. Душа его слышит этот призыв. О чем говорит бог лесов? Может, предупреждает о том, что герой никогда не сможет жить среди людей, среди их страстей, так как и сам погружается в их водоворот. Тогда и охватывает его та самая Господиника, которая гонит героя по лесам в напрасном поиске покоя.
По мифу, такой страх — Господинику — способен был нагонять именно Господин. Весь роман преисполнен иллюзий из мифа о Господине. В самом произведении много аналогий с этим богом природы, который, по легенде, владел даром пророчить. А с средних веков Господина уже считали злым духом. Все эти черты воплощены в характере главного героя романа, имя которого созвучно мифическому богу: Глан — Господин. Поэтому и называется произведение именно так — «Господин».
Одним из характерных признаков модернизма, который, начиная с конца XIX столетия, играл доминирующую роль в литературе и искусстве, было современное повествование античных мифов. Художники и писатели-модернисты часто обращались к сюжетам культурного достояния человечества, переосмысливая их и открывая в них новые мотивы, созвучные их времени.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
Один из лучших романов норвежского писателя Кнута Гамсуна, чье творчество имеет раннемодернистский характер, имеет название «Господин».
По древнегреческой мифологии, Господин — это бог лесов, полей, отар, сын вестник богов Гермеса и нимфы Дриопы. Родился в Арпидии, на мир появился с козлиными рогами и ногами. Некоторое время жило на Олимпе, но олимпийская жизнь не пришлась ему по вкусу. Он возвратился на землю, где мог прыгать по горам, будто молодой козел, и видеться с белыми стадами, которые паслись на душистых лугах. В горах Господин чувствовал себя настоящим хозяином.
Вечером, после охоты, он ложился на берегу ручья и играл на дудке. Пение ни одного птицы нельзя было сравнить со сладким звуком той дудки. Когда он играл, с гор сбегали призрачные нимфы и пели или, взявшись за руки, танцевали при лунном сиянии на лесных лужайках. Пастухи просыпались в своих шалашах и, молча, слушали музыку законного бога. И будучи божеством стихийных сил, Господин мог нагонять на людей Господинику, без явных причин страх, который называли Господиническим страхом, Господиникой.
В эпоху Александра Македонского образ Господина приобрел наибольшее значение, так как именно тогда жители больших городов запылали неожиданной любовью к жизни пастухов. Идиллическая жизнь Аркадии выдавалась тогдашним нервным и утомленным людям удивительно благословенной, и, воспевая «счастливую» Аркадию, они начали напевать хвалу и Господину, как богу пастухов и их беззаботной жизни. В средневековые же века Господина считали злым духом, а его образ стал образцом для первых известных изображений черта.
В романе Кнута Гамсуна, который назван именем мифического бога, писатель подходит к человеку как к неотделимой частичке природы. Главный герой произведения лейтенант Глан, что живет в лесу со своей охотничьей собакой Эзопом, полную свободу, настоящее счастье ощущает лишь в царстве природы — в полном одиночестве, наедине с незатухающим днем северного лета, прислушиваясь к неторопливому дыханию природы. В лесу Глан может быть самим собой, там никому нет вреда от его неизысканных манер. А среди людей он чувствует себя неуютно, неловко. Среди цивилизованных людей ему приходится напрягать все силы, чтобы вести себя надлежащих образом.
По легенде, бог лесов владел даром предсказания. Глан говорит о себе, что он умеет читать души людей. Эдварде кажется, что у лейтенанта «звериный взгляд». И этот взгляд весьма проникновенный, чтобы разглядеть суетливые помыслы людей, которые живут будничной бездуховной жизнью рядом с ним в рыболовецком поселке. Глану скучно среди общества, которое собирается в доме местного богача — купца Мака, среди банальных разговоров о вещах, которые не являются для него ценными.
Имя главного героя произведения недаром созвучно с именем мифического бога: Глан — Господин. Он ощущает свое родство с природой всем своим искренним сердцем. Оказавшись в лесу после вынужденного перерыва из-за простреленной ноги, Глан каждой клеточкой своего тела ощущал душу леса, плакал от любви, искренне радовался, обессилел от признательности. «Лес ты мой милый, дом мой, здравствуй!» — хотелось сказать ему. В минуты единства с природой герой благословляет жизнь и небо, и даже своих врагов.
Человек в зеркале философии
... -то сверхприродный разум. С материалистических и атеистических позиций рассматривает человека Л. Фейербах. Он считал человека и природу, как его базис, предметом философии. К. Маркс в середине XIX ... Христианство изменило античную обращенность к разуму человека на обращенность к его чувствам (жалость, сострадание, надежда, вера, любовь). Если основной чертой философии средневековья был ...
Тем не менее, гармония отношений Глана с миром природы была нарушена, когда он встретился с Эдвардой. Он потерял покой. Глана начало мучить одиночество, он даже клал в карман медяки и звенел ими, чтобы не было так одиноко. В ночной тишине появляется жгучий напев дудки Господина, сплетенный из жары и мерцания света звездных ночей. Эта мелодия растравляла душу Глана и сеяла в ней беспокойство. Ему казалось, что Господин сидит на дереве, подсматривая за ним, и дерево трясется от того неслышного смеха. Глана охватывал Господинический страх, и он блуждал лесными тропами в напрасных поисках покоя.
Мотив дисгармонии мира, который пронизывает весь роман Гамсуна, наполнил произведение меланхолией, которую не может преодолеть даже естественная любовь писателя к жизни. Роман, который начался как идиллия, как гимн красоте мира, заканчивается драматическим, преисполненным печали финалом. Могущественный Господин, требуя себе жертв, распоряжается судьбами людей.
2. Инструктивно-методические материалы
А Чехов назвал норвежского писателя Кнута Гамсуна «вдохновенным певцом любви\», который показал обаяние и драматизм бурных страстей Кнута Гамсуна всегда интересовали процессы, происходившие в чел ДСК души, поэтому своим лучшим романом \»Пан\» (1894) он начал психологическую прозу в норвежской литературе Этот роман стал образцом прозы раннего модернизма, который соединил в себе черты импрессионизм в, символизма и неоромантизма Углубившись в мир человеческих переживаний, писатель показал любви на фоне прекрасной природы, которая должна бы стать примером гармонии, однако люди, по его мнению, не прис луховуються к голосу природы и разума и разрушают чувства и отношения между собой К Гамсун концентрировал внимание на психологическом стороне любви, на его трагичности, когда обвинения и обиды сделали немо жливим союз двух сердец Роман написан в то время, когда писатель, находясь в эмиграции, оказался в Париже Автор долго думал, как назвать роман начала дал ему название \»Эдварда\», по имени главной г ероини Но когда книга была уже готова к печати, Гамсун решил, что название \»Эдварда\» не соответствовала содержанию произведения и поэтому сообщил издателю новое название — \»Господинвору і тому повідомив видавцеві нову назву — «Пан».
В XX и в начале XXI века наблюдался повышенный интерес к мифу со стороны писателей, философов, психологов, социологов Я Полищук отметил, что миф — \»универсальный, культурный феномен, значе ения которого выходит за конкретные временные измерения (однако в каждую эпоху устанавливается в духовных координатах времени) как первоначальный код символов, смыслов, мировоззренческих представлений или, по общепринятым в науке термина ном, архитип \»Мифологический фактор в литературе обусловлен прежде всего процессами сознательной авторской мифотворчества Философско-мифологический аспект романа\» Пан \»ощутим уже в названии произведения, и это дало возможность автору синкрезуваты культуру и мифологизировать картины мирологізувати картини світу.
В классической мифологии Пан — сын Гермеса, бог лесов, стад, пастухов, который преследовал нимф в порыве влюбленности Пан, хотя и был одним из древнейших богов Греции, недостаточно весомая лицо Постепенно он потерял свой первоначальный характер и стал богом — покровителем всей природы Когда родился великий Пан, то его мать, нимфа Дриопа, взглянув на сына, в ужасе бросилась бежать, ибо имел козлиные ноги и рога и длинную бороду Но его отец, Гермес, обрадовался рождению ребенка, взял его на руки и поднял на светлый Олимп, где все боги громко приветствовали Пана и смеялись, глядя на негоього.
Гендерные различия в представлении чувства любви
... обозначают множество различных отношений. Ядро этого понятия – половая любовь.[14;с.29] Самый простой вид любви – чувственная любовь, когда сексуальное влечение находит объект для прямого сексуального ... один из знаменитых последователей психоанализа, рассматривает не половую, а братскую любовь. Он называет любовь единственной страстью, удовлетворяющей потребность человека в единстве с миром и ...
Пан не остался жить на Олимпе, а ушел в тенистые леса и горы, играя на звонкой свирели Как только услышали нимфы ее замечательные звуки, сразу толпами спешили к нему, и вскоре веселый хоровод двигался с зеленой замкнутой долине под звуки музыки Пана, который и сам любил танцевать с нимфами Когда он розвеселявся, большой шум зчинявся в лесах, по склонам гор: весело играли нимфы и сатиры вместе с Шумлы ным цапоногим господином полдень он шел в чащу леса, чтобы отдохнуть Именно тогда опасно его беспокоить: Господин вспыльчив и мог в гневе наслать тяжелый давящий сон или панический страх Случалось, что бог ус ьому армии внушал такой страх и заставлял вовсю бежать Когда Пан не гневался, то он милостив и добродушнодушний.
Пан — воплощение стихийного жизненного начала, живущего в каждом из героев романа: в Глан, Эдварде, Еве Сходство Глана с Паном оказался в том, что он имел почти безграничную власть над женщинами, их сердцами и Тяжелый \»звериный\» взгляд привлекал к нему женщин На мифического Пана герой похож тем, что оба они слились в одно целое с природой Стремительные порывы души Глана часто нельзя было понять, и автор подчеркнул, что не только на его пороховницы, но и в нем самом как будто сидели неуемное божество — Па божество — Пан.
Ведущей темой в романе стала тема любви, появилась в произведении как непреодолимая сила, которая не поддавалась контролю разума, не знала преград и не признавала никаких ограничений
Идея произведения: люди не прислушиваются к голосу природы и разума и разрушают чувства и отношения между собой Роман сложный по проблематике Он нарушил философские и морально-этические проблемы: в чем смысл л человеческого бытия; что такое счастье, человек и природа Гамсун, известный в мировой литературе как поэт любви, изобразил новые оттенки любовного чувства Именно власть любви определила отношения и поступки героироїв.
Повествование в романе \»Господин\» шла от главного героя Это своеобразные записки о том, что произошло с ним несколько лет назад Описанное в романе и рассказано Гланом воспринималось как гимн красоте мира и большая человеческая а трагедия водночадія водночас.
Сюжет романа, на первый взгляд, несложный Лейтенанта Глана, живший отшельником в лесу, любили две женщины — Ева и Эдварда, он тоже любил их, не зная, кому отдать предпочтение Стихия любви захватило все их трех героев Как любая природная стихия, любовь стала опасным и, как мифический Пан, требовало жертртв.
Лейтенант находился в том возрасте, когда молодость прошла, на смену ей пришла зрелость Он жил вдали от людей со своим верным другом псом Эзопом Герою скучно среди людей, которые собирались для развлечений в бу удинку местного богача — торговца Мака Для Глана лес — не просто уголок природы Только в лесу он чувствовал себя сильным, здесь мог жить настоящей жизнью, чувствовать его красоту Природа заполонила душу но не преодолела его чувства к Эдварде Первая встреча с девушкой произошло во время бури Тогда ей было лет 16, и она сразу покорила сердце мужчины Его любовные истории не ограничивался отношениями с Эдвардом Во время встречи парохода он познакомился с Евой, молодой замужней красавицей Автор говорил, что было что-то особенное в тяжелом зверски \»взгляде\» Томаса, что, как магнитом, тянуло к себе жи нок, и искренняя душой Ева, как бабочка прилетела на свет, не ощущая опасности Для молодой женщины это было первое сильное, бурное чувство, которому она полностью отдала С покорной домашней рабыни она превратилась в личность, чувствовала свое достоинство и независимость, ее чувства безграничное, она ничего не требовала от любимого Плановые было приятно чувствовать ее заботу, его душа у Евы просто е дпочивала и набиралась сил Но все время думал о Эдвардас він думав про Едварду.
Психология любви
... 1978г. 2. Понятие любви Любовь – термин, выражающий несколько разных психических явлений: любовь к детям; любовь к матери и Родине; половая любовь; любовь как предпочтение; условнорефлекторная любовь. Общее у этих ... готовность прийти на помощь, скромность, непритязательность. Многие пути обретения способности возбуждать любовь к себе являются теми же самыми путями, которые используются для достижения ...
Обе женщины любили Томаса Глана, но каждая по-своему Глан часто встречал Еву с сельским кузнецом, думая, что это ее отец Лишь накануне смерти женщины узнал, что кузнец — то ее муж Ева загы инула при взрыве мины, которую заложил Глан, чтобы отметить отъезд Эдварде грандиозным фейерверком Мину взорвал господин Мак, надеясь, что погибнет ГлаГлан.
Эдварда также любил Глана Но объяснить их отношения сложно Она почти не бывала сама, ее все время кто-то сопровождал Это раздражало Томаса, а он, в свою очередь, раздражал Мака, который заметил, что между ни им и его дочерью возникли чувства Эдварда не так хороша, как Ева, Глан ее полюбил не за красоту, а за душу Девушка посещала его сторожку, и после расставания юноша чувствовал себя опустошенным и одиноким Ревность сопровождали его страстная любовь и толкали на невероятные поступки Эдварда тоже часто безрассудная Освидчившись Глан в любви, она решила выйти замуж за барона Непредсказуемость ихн их действий можно объяснить экспрессивностью характеров Даже в те минуты, когда души их готовы открыться друг другу, что-то сдерживало йимувало їх.
На первый взгляд, Эдварда слишком капризна, чопорная Но она ждала от любви чего-то необычного и поэтому не смогла оценить чувство Глана Доминирующая тема \»любовь — страдание\» достигла своего апогея в в эпизоде ??прощания Эдварде и Гланарди і Глана.
Финал романа \»Господин\» открыт, но в новелле \»Смерть Глана\» (1893), своеобразном эпилоге произведения, автор логично завершил сюжетную линию Интересно, что новелла была написана раньше роман, то есть художник еще ст создания \»Пана\» знал, чем закончится жизнь его героевим закінчиться життя його героя.
Глан отправился на охоту в далекую Индию Там он получил письмо от Эдварде с просьбой вернуться к ней Но для него возврата назад нет Он сделал все возможное, чтобы вызвать у своего соперника ревностно ощи и ярость И тот убил героевероя.
\»Когда разрушаются любовные отношения, — рушится мир,\» — писал Кнут Гамсун в своих заметках к роману \»Господин\»
Пытаясь решить сложную проблему отношений человека и природы, Кнут Гамсун подчеркнул, что все мы дети природы, а потому не можем пренебрегать вечными законами единства, мудрости, гармонии Именно и народ дина, осознавший ее причастности к необъятного океана природы, может быть и будет счастливой Никакие достижения цивилизации не заменят человеку простых и искренних чувств, которые пленили ее душу во время спилкув Ання с природой Именно поэтому писатель искал непреодолимую силу любви в таинствах природы, таинствах человеческой души Для Глана весь мир был сказкой Он умел слушать природу, улавливать ее тихую музыку, ус им сердцем чувствовать свое единство с ней Природа заполонила душу Томаса, а не преодолела его чувства Он только в лесу мог быть самим собой, жить полноценной жизнью, чувствовать его красоту, поэтому он изменил военную форму на \»одежду Робинзона\» и жил в хижине вместе со своей собакой Эзопом Мир цивилизации герой воспринял как несовершенное, искусственное отражения мира природы Он \»наслаждался запахом корни и листья запахом сосновой живицы \», и ничто не смущало его душі ніщо не бентежило його душу.
Курсовая работа: психология любви юношей и девушек
... количестве более ранних философских трудов) и заканчивая современными изученьями гормональных составляющих переживания любви. Тема любви актуальна во все времена, у всех народов, в мирное время и ... тем это разные полюсы одного и того же чувства. Любовь в взаимоотношениях подростков любовь мужчина женщина романтический Любовь не только индивидуальное чувство, но и специфическая форма человеческих ...
Импрессионистический психологизм — главная стилевая признак импрессионистической техники письма Исследователь Георг Брандес отмечал, что Кнут Гамсун \»воспроизвел душевный кинематограф\» благодаря неслыханному психологии ичной импрессионизма Не все события в произведении можно назвать мотивированными и логическими (убийство Томасом Гланом своего верного друга — собаку Эзопа) Мотивация поступка не лежала на поверхности текста, героев и действовал по внутреннему предчувствием, мгновенным впечатлениевим враженням.
В образе Глана находим черты неоромантического героя Это мужественный человек, которая противостояла обществу (отчужден от людей, одинок), шла на риск, попадала в необычные обстоятельства и пыталась преодолеть
Внутренние связи можно проследить между романом \»Пан\» Кнута Гамсуна и повести \»Тени забытых предков\» М Коцюбинского И для норвежского, и для украинских писателей Пан (Чугайстер) — это олицетворение сил природы Он воспринимался как символ единения человека с природой, научил человека видеть прекрасное, всегда помогал сохранить душевное равновесие Украинский писатель утверждал, что и человеческая песням я, и человеческий труд — все дышало первоначальной природой Отыскать мелодию, которая была бы созвучна с красотой горных пейзажей, Ивану Па-лийчуку долго не удавалось Но после встречи с богом лесов — Чу гайстром, — которая и удивила парня, мелодия пришла к нему легко и просто украинский писатель в своей повести стремился воссоздать оригинальное мифологическое мировосприятие гуцулов, показать их, ов ияне сказочностью, мифами и поверьями жизни Иван Палийчук стал частью природы, ведь с детства \»знал, что в мире господствует нечистая сила, аридник (злой дух) правит всем; что в лесах полно леших, я ки пасут там свою маржинку: оленей, зайцев и серн; что там бродит веселый чугайстрив, который сейчас просит встречного танец и раздирает нявки; живущий в лесу голос топора Мог бы рассказать и о русалках, что хорошего погоду выходят из воды на берег, поют, сочиняют басни и молитвы \»То есть, уже с раннего возраста сознание Ивана была\» настроена \»на восприятие мифологического опыта, произведено го гуцулами протяжении многих веков Он слышал голоса предков, рос в атмосфере мифа карпатских лесов и долин Отношение Ивана к мифологического мира изменилось после смерти Марички Страх перед демо ночными силами вытеснил благодаря большой силе любви, которое он потерял со смертью любимой Поэтому Иван спасал нявку-Маричку, играя чугайстрив песню, которую подслушал в лешийу-Марічку, граючи Чугайстрові пісню, яку підслухав у щезника.
Эрих Фромм и его философия любви
... и творчестве Э. Фромма. Вступительная статья к книге: Эрих Фромм. Искусство любви: Исследование природы любви. В серии: Новое в жизни науке, технике. Философия и жизнь. Вып. ... его работ, как «Человек как он есть» (1947), «Разумное общество» (1955), «Искусство любви» (1956), «Концепция человека у Маркса» (1961), «Без цепей иллюзий» (1962), «Сердце человека» ...
украинский и норвежский художники в своих произведениях через внутренний мир человека воспроизвели карпатскую мифологию, которая соединила в себе языческие и христианские верования и античный миф о Господине неповторимых ного колорита произведениям предоставили \»фигуры мифологических существ — олицетворений сверхъестественной силы\», материализация которых в \»Тенях забытых предков\» выступила как \»Субъект общения в отношениях с героем\», а в \»Пан и \»- как\» объект наблюдения героя над этим миромuot;об’єкт спостереження героя над цим світом».
справедливо будет фраза, взятая из романа украинского писателя-современника Валерия Шевчука из его романа \»Горбунка Зоя\»: \»Любовь между лицами разного пола — это не мир, а война, взаимное завоевания и поборюва Ання, именно поэтому на этом поле происходит столько трагедий: иногда такое соревнование ведется не на жизнь, а на смерть и такая война у некоторых людей становится смыслом их существования, то есть они на этом поле будто воины-профессионалы \»украинский писатель трактовал проблему любви подобно тому, как ее показал и норвежский романист Кнут Гамсун Общее у этих двух писателей, что они отразили прис Траст, в определенной степени агрессивность, бесконтрольность чувств, трагизм отношений между людьми, а все это присуще литературе модернизма Любовь в гнуть Гамсуна было любовью-страданием, любовью — \»общест ю \», войной между лицами разного пола, не похоже на борьбу за какие-то идеалы или предпочтения, это\» бегство \»от себя, поэтому Валерий Шевчук назвал эту ситуацию войной\» воинов-профессионаловзвав цю ситуацію війною «воїнів-професіоналів».
Много общего с Кнутом Гамсуном в трактовке проблемы любви можно найти у Леси Украинская, которая в своей известной поэме \»Лесная песня\» писала: \»Любовь — как вода, — плавке и Быстрое, рвет, играет, ласкай ить, привлекает и топитьатягає й топить.
Кнут Гамсун — Стр 2
Где пал — оно кипит, а встретит холод — становится как камень \»
Чувство главного героя романа Кнута Гамсуна лейтенанта Глана, описанные в разделе \»Смерть Глана\», можно сравнить с душевным состоянием лирического героя Александра Олеся:
Нет, забвение не даст сама природа
Пусть она и странная, и молодая
Но ее красота и красота
Твою красоту и красоту напомним
До моря бы я побежал, где лащуть берег волны
Но мне вспомнятся в то время
Твои и ласки, и руки белые
Что на плечах моих были не раз
Я убежал бы в темный лес, что слушать как шепчет
К письму письмо и до цветов трава
Но шептала и ты в зимней ночи
Мне когда-то шовковии слова
Я бы мнением остановился в другом небесном мире
куда и сияние зрение не лету
Но и там уже собственно солнце свите
И снова оно о тебе напомним
Образы героев в романе К. Гамсуна «Господин»
Норвежский писатель Кнут Гамсун занимает одно из почетных мест как поэт любви, писатель, который открыл и изобразил новые оттенки этого чувства, показал его сложный характер, противоречия между его животворной и разрушающей силами. Поступки героев в романе К. Гамсуна “Господин” определяются через любовь. Главный герой романа лейтенант Глан живет отшельником в лесу. Именно здесь он чувствует себя свободным и счастливым. Среди людей ему неуютно, даже душно. Он имеет душу открытую красоте и любви, душа, которая сторонится мелочности, так как может постигнуть вечное: цикличность природы, ее весеннее возрождение, летний расцвет, осенний сон. Он скучает по среде общества, которое собирается в доме местного богача Мака.
Разговоры, которые ведутся здесь о будничных вещах, не интересуют героя, ведь он понимает сущность людей, понимает инстинктивно, как зверь. Неслучайно в романе его взгляд называют “зверский”. Этот взгляд помогает ему почувствовать важность многих ценностей и стремлений человеческого общества. Его идеал — природа, а что может быть естественнее, чем любовь?
Любовь в романе изображается как непреодолимая сила, которая не подвластна ни уму, ни моральным законам. Это стихия, которая не выбирает путей, которая неизбежно приносит жертвы.
Любовь соединяет Еву, жену сельского кузнеца, и лейтенанта Глана. Она превращает Еву в личность. Любовь дает ей силы, лишает страха. Она ничего не ожидает от Глана, не знает, чем закончатся их отношения, она просто об этом не думает. Она преисполнена доверия и нежности к любимому. И Глан чувствует обаяние ее доброты, которая дает ему ощущение счастье, хоть сердце и душа Глана принадлежат Эдварде. Стихия любви увлекает Еву и делает ее своей первой жертвой. Ева гибнет под обломками скалы.
Все трагично переплетается. Порох под скалу подложил Глан, так как хотел сделать необыкновенное зрелище в честь отъезда барона, жениха Эдвард. Зажег порох Мак, которого мучила ревность. Он рассчитал время, когда Ева окажется возле скалы. Человеческие страсти, жестокость и непримиримость разрушают жизнь, природу.
Эдварда — сильная натура, поэтому не может подчиниться любимому. Для нее любовь — это борьба. Поэтому ее отношения с Глан напоминают поединок, в котором не может быть победителя. К. Гамсун объясняет нелогичность их поступков силой страсти. Эти уступки часто не понимают даже сами герои, но они полны глубокого внутреннего содержания. Желание Глана предрасположить к себе внимание Эдварды понятно, вот почему во время морской прогулки он бросает ее туфельку в воду. В поисках ее сочувствия, он умышленно простреливает себе ногу. Ревность принуждают Глана плюнуть в ухо жениху Эдварды. Все эти поступки нелогичны, непонятны постороннему наблюдателю, но они объясняются импульсивностью любви между Гланом и Эдвардой. Но в этой истории не все понятно даже самому автору, наверно поэтому он не толкует причины этих поступков. Читатель понимает лишь то, что любовь не подвластна уму, что это сила, которая может руководить человеком.
Я слышала миф о Господине, что он сын Гермеса, бог лесов, полей, любил и преследовал нимф. Фигурка Господина, изображенная на пороховнице намекает на то, что охотник Глан тоже под его покровительством. Автор показывает сходство Глана с Господином, что он, Глан, владеет той же безграничной властью над женщинами. И все это сходство не подчеркнуло ни одной важной особенности его натуры. Глан — современный нервный человек, который больше всего ценит мечту и надежду. Бездумное отношение цивилизации ко всему принуждает его искать спасения в лесу, где он один и может погрузиться в свое “я”. Герой находит там чувство свободы, разрывает все связи с обществом.
В названии романа есть символическое содержание. Человек, — считает Гамсун, — часть природы, которая есть в романе в образе могущественного Господина, который живет в каждом из героев и распоряжается его судьбой. Роман Гамсуна “Господин” по словам А. И. Куприна, — “это восторженная молитва о красоте мира, бесконечная благодарность сердца за радость существования, а также гимн перед страшным и прекрасным лицом бога любви”.
Человек не может жить без любви, но отношения между людьми, человеческие качества могут разрушить красоту этого чувства. Но в свою очередь любовь может влиять на отношения между людьми: она может безжалостно уничтожать. Мне кажется, что только сильные и прекрасные душой могут выдержать ее испытание.
Женские образы в романе Кнута Гамсуна «Пан»
Выдающийся норвежский писатель Кнут Гамсун был мельком эпического склада. Он мастерски изображал сложные характеры своих героев. В изображении внутренних драм личности, передачи тонких психологических состояний человека, которые часто не поддаются логическому анализу, смене настроений персонажей, иногда трудно объяснить, Гамсун достиг высокого мастерства, обнаружил глубокую проницательность и способность понять сокровенные уголки человеческого сердца. В романе «Господин» писатель ярко изобразил любовные отношения главного героя лейтенанта Глана с двумя женщинами, Эдвард и Евой. Эдварда — единственная дочь богатого купца Карта. Отец души не чаял в своей двадцатилетней дочери. Эдварда имела своенравный характер. Она только делала вид, что слушается отца, а в действительности делала то, что ей хочется. Будучи свободолюбивой натурой, Эдварда превыше всего ценила свою независимость. У всякого, кто пытался на нее повлиять, она раз и навсегда отбивала охоту делать это. Романтическая фигура лейтенанта Глана, который нелюдимая жил в охотничьей сторожке, сразу же привлекла внимание девушки. Она полюбила лейтенанта. Однако для Эдвард любовь — это борьба, и она хочет победы в ней, покорить любимого. Поэтому их взаимоотношения с Глан имеют характер любовного поединка. Эдварда то приближает к себе любимого, то отталкивает его. Даже в те мгновения, когда его душа готова раскрыться перед Глан, то сдерживает ее. Эдварда слишком горда и яростная, чтобы признавать свою неправоту. Она искала приключений, у нее богатая фантазия. Эдварда ждет принца. От любви она ждет чуда, чрезвычайной полноты жизни.
Надежды на чудо мешает ей правильно оценить настоящее — то есть, любовь Глана. Став назло Глан женой финского барона, вряд ли стала Эдварда счастливой. Второй женщиной, с которой судьба свела лейтенанта Глана в северной глуши, была жена кузнеца Ева. На вид она была совсем юной. Глан даже принял ее поначалу за кузнеца дочь. При первой же случайной встречи лейтенанта поразил ее открытый искренний взгляд. Супружество Евы было серым, однообразным, полным ежедневной трудной работы. Она без нареканий сносила его. Местный богач, купец Мак, досаждает Еве своими ухаживаниями. Он задает ее мужу столько работы, что тот работает до полуночи, а в это время Мак наведывается к молодой женщине. Но все изменилось в жизни Евы, когда она встретила Глана. Она полюбила лейтенанта безоглядно, всем сердцем. Любовь вращает Еву из покорной существа на личность, которая светится любовью. Она живет своим чувством, которое окрыляет ее. У Евы нет страха перед мужем. ее не пугают притеснения ревнивого Мака. Полюбив Глана, Ева откровенно сказала об этом богатом ухажеру. В ответ на это признание Мак заставлял кузнеца день и ночь работать на пристани, аЕве давал мужскую работу, которая была не под силу молодому хрупкой женщине. И Еве это безразлично. При встрече с Глан изнурено тяжелого труда лицо Евы вспыхивает улыбкой, потому что для нее в целом мире не существует ничего, кроме ее любви. Молодая женщина ничего не требует от своего любимого, не думает о том, чем закончатся их отношения, а наслаждается своим чувствам. Ева полна нежности и доверия к своему возлюбленному, и Глан, бывая с ней, чувствовал очарование человеческой доброты этой простой необразованной женщины, осознавая целостность ее натуры, был счастлив с ней, хотя Ева заполонила ни его сердца, ни его души. Жизнь Евы оборвалась трагически. Она гибнет под обломками сорванного скалы. Мак, пронюхав о пороховую мину, которую Глан заложил под скалу, приказал Еве смолиты лодки у подножия этой скалы именно во время взрыва.
Роман Кнута Гамсуна «Пан» по праву может быть назван мистерией любви, ибо именно оно предопределяет отношения и поступки героев произведения. В женских образах романа автор воплотил различные типы любви. Чувство Эдвард направлено на то, чтобы чувствовать себя победительницей, обладательницей, а для Евы главное -, отдавать любимому все, что ему нужно, отдавать себя, свои чувства, любовь. В мировой литературе Кнут Гамсун занимает одно из выдающихся мест как поэт любви, художник, открыл и запечатлел новые оттенки любовного чувства.