Символика цветов и цвета

Содержание

1.Символика цветов и цвета

.Ассоциации цвета в цветочном этикете

.Символика цветов

.Интересные цветочные традиции народов мира

Заключение

Список литературы

1. Символика цветов и цвета

В нашей жизни ни одно торжественное событие не обходится без цветов. При составлении букета нужно знать значение цветов и правила цветочного этикета, тогда он превратится в настоящий подарок.

Цветочный этикет родился на Востоке и создали его женщины. Лишённые общения, не смеющие часто открывать лица, они перенесли на цветы все оттенки своего настроения и чувства. Возникшие однажды ассоциации постепенно превращались в стойкие символы, благодаря которым можно было вести разговор.

В восточной традиции считается важным: когда поднесены цветы; как дарящий держит букет: соцветиями вверх или вниз; в левой или правой руке; украшен ли букет листьями и убраны ли шипы у розы. Молодой человек дарит девушке цветок и пристально смотрит: если она приколола его на корсете, у сердца, значит, любит, а если поместила в прическу — предостережение.

Знания о цветочном этикете попали в Европу благодаря заметкам двух персон: Обри де ля Моттрея (фр. Aubry de la Mottraye) и леди Мэри Уортли Монтегю. Обри де ля Моттре описал свое пребывание при дворе короля Швеции Карла XII в Турции в двухтомнике «Путешествие… по Европе, Азии и Африке» в 1727 году.

Жена британского посла в Стамбуле в 1717 году Мэри Уортли Монтегю описала тайный язык любовной переписки «селам», именуемый также «языком предметов и цветов», в своих письмах, опубликованных в 1763 году, вскоре после её смерти, и сделавших её знаменитой. «Нет такой краски, цветов, сорной травы, фруктов, травы, камня, птичьего пера, которые не имели бы соответствующего им стиха, и вы можете ссориться, браниться, слать письма страсти, дружбы, любезности, или обмениваться новостями, при этом не испачкав свои пальцы». — леди Мэри Уортли Монтегю.

Цветочные словари публиковались в течение всего XVIII столетия, рассказывая о значении того или иного растения. Очень популярен был язык цветов и во Франции и в Англии времен королевы Виктории. В Викторианскую эпоху цветочный этикет использовали для тайного выражения чувств, в тех случаях, когда о них нельзя было говорить открыто. В 1930 году в Петербурге была издана книга «Селам или язык цветов» русского поэта Д.П. Ознобишина, где описывалось около 400 значений растений. В основном, символы и значения цветов отображали общепринятые ассоциации, часто надуманные и вымышленные. Книга была очень популярна среди молодежи.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются ос­новы культуры поведения. ... губами. Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной). В ... как организо­ванность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жиз­ни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навы­ ...

По давно установившимся традициям этикета количество цветов в букете подчиняется правилу «нечетно до дюжины», то есть сколько цветов в букете имеет важное значение, если их три, пять, семь, девять, одиннадцать. Четное число цветов (до десяти штук) в букете принято приносить в знак скорби на траурные церемонии. Если же в букете двенадцать и больше цветов, их число уже не несет никакой определенной смысловой нагрузки.

Единственный цветок — особый подарок: по этикету он допустим как знак особенной близости между двумя лицами. Благородная роза на длинном стебле либо царственная орхидея. В определенной ситуации единственная ромашка, подаренная любимой, может рассказать больше, чем большой букет роз! Часто чрезмерное излишество может погубить индивидуальность и искренность подарка, сделав его раздражающе вычурным или даже вульгарным. Цветы в корзинах — им отнесено особое место в своде правил цветочного этикета…

. Ассоциации цвета в цветочном этикете

Существует и общепринятая символика цветов в букете:

Красный цвет — самый активный, подчиняющий себе все остальные. Означает жизнь, любовь, свободу, торжество и в то же время огонь, кровь. Букет алых роз, например, будет скорее расценен как выражение страсти, чем как признание в любви. А букет из пурпурных гипсофил будет выглядеть как маленький костер.

Желтый — тепло, солнце, радость, жизнь, счастье, богатство. Насколько изумительно смотреться в вазе композиция из желтых лилий в зимний, холодный вечер!

Зеленовато-желтый, сернистый — ненависть, зависть, неверность, своенравие. Не стоит дарить любимой женщине зеленовато-желтую орхидею, чтобы не вызвать подозрений!

Оранжевый — радость, теплота, солнце, сила, урожай, счастье, праздник. Букет из календулы или тагетиса смотрится ярким и подарит немало радости, напоминая о теплом лете и щедрой осени.

Фиолетовый (особенно темный) — связующий цвет, означающий печаль, и в то же время величие, достоинство, роскошь. Бутоньерка из фиолетовых сухоцветов или, к примеру, букет из астр или дельфиниума будут смотреться по королевски!

Синий — холод, спокойствие, тяжесть, энергия, бесконечность, тоска. Букет синих ирисов, подаренных любимой женщине, напомнит ей, что у нее есть на кого положиться.

Голубой — чистота, верность, даль. Букет голубых колокольчиков или незабудок хорошо преподнести чистому, юному, невинному существу.

Зеленый — мир, пассивность, покой. Композиции с большим количеством зелени (папоротник, самшит, нефролепис, руксус, тисс и др.) помогут создать приятную, спокойную атмосферу дома или в офисе.

Светло-зеленый — чистота, веселье. Букеты с использованием светлой зелени особенно хороши весной.

11 стр., 5369 слов

Роль цвета в одежде

... более успешного решения колористических задач в хроматических композициях. 1.1 Ахроматические цвета Ахроматические цвета не имеют цветового тона и отличаются один от другого только по светлоте – это ч ...

Темно-зеленый, холодный, сдерживающий колер — надежда, покой, мир, плодородие. С желтым, оранжевым, красным его звучание слабеет, с синим — усиливается. С темной зеленью хорошо смотрятся букеты в приемных компаний. Они помогают создать соответствующую атмосферу.

Белый — нейтральный цвет, сильно контрастирующий со всеми темными цветами, вносит свет, веселье. Особенно усиливает праздничное звучание красного. Символически воспринимается как чистота, невинность, в некоторых странах, в связи с религиозными традициями синтоизма, буддизма и некоторых других религий — траур. Белые цветы хороши везде. Букеты из цветов этого колера наиболее нейтральны.

Черный — нейтральный цвет. Означает печаль, серьезную торжественность, траур. Но это не значит, что нельзя дарить цветы этого колера тем, кто их любит. С этим цветом надо быть осторожнее. Черные розы, к примеру, хороши только тогда, когда они к месту или же весьма любимы получателем букета. Не стоит дарить их слишком часто и не вовремя.

Однако, зная значение колеров цветов, стоит помнить о том, что стремясь что-то сказать при помощи букета нельзя забывать о гармоничности звучания всех элементов композиции.

Например, светлые, зрительно более легкие цветы ставят выше крупных, темных или впереди них. Темные, холодные тона (они воспринимаются как тяжелые, отступающие) располагают на заднем плане, создавая фон, или ставят внизу, чуть в стороне, отдельной группой, не акцентируя на ней внимание. Из теплых тонов обычно создают доминанту.

Конечно, отступления от правил вполне допустимы, особенно если это будет подчинено выражению замысла мастера, но все время следует помнить о гармоничности букета и о том, как он будет психологически восприниматься.

Так, например, букеты темных, холодных тонов большинством людей воспринимаются как тяжелые, а если они еще и большие или состоят из крупных цветов, то и как давящие.

Такие букеты хороши в приемных крупных компаний, где необходимо создать строгую и деловую атмосферу. Так же в офисах хороши букеты нейтральных тонов, не мешающих работать, но и не расслабляющие своим ярким, праздничным звучанием.

Кроме того, совершенно недопустимо располагать в таких местах букеты, состоящие из цветов с сильным запахом. Это не только отвлекает от работы, но и может вызывать раздражение.

Особенно хороши в офисах икебаны, хорошо подобранные под интерьер.

Дома наоборот, лучше всего ставить букеты теплых, приятных, светлых тонов.

Букет с хорошо подобранным колером, прекрасно вписывающийся в интерьер, позволит отдохнуть, прийти в себя после рабочего дня и набраться сил перед следующим.

Зимой рекомендуется выбирать для дома букеты состоящие из более ярких цветов, как бы напоминая себе о солнце, лете, тепле. Весной хороши букеты из белых, розовых цветов, с легким приятным ароматом.

Летом, в период когда цветов наибольшее количество можно выбирать любой колер, но если слишком жарко и хочется немного прохлады, то лучше всего подойдут белые, светло голубые тона.

Осенью же, особенно изумительно смотреться хризантемы и георгины, напоминающие своим роскошным видом и яркими, сочными цветами об уходящем лете и щедрой осени.

Но кроме колера, следует учитывать и значение самих цветов. (об этом позже).

16 стр., 7609 слов

Значение символики цвета в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

... только роль персонажей, но и авторское отношение к ним. Во-вторых, символы очень интересны, потому что в жизни с ними сталкивается каждый ... колористической лексики в современном языкознании объединяют в самостоятельную отрасль - лингвистику цвета, которая представлена несколькими направлениями - компаративным, психолингвистическим, когнитивным, лингвокульторологическим. История исследования ...

Цвет, форма, количество, оформление цветов может нести огромную смысловую нагрузку. Часто это связано с легендами и мифами о том или ином цветке. Так, орхидея и акториум считаются очень интимными цветами, которые не стоит дарить малознакомым людям или просто так. С этих двух цветов по легенде, началась жизнь — она и он.

3. Символика цветов

Цветок, широко распространенный символ молодой жизни, из-за звездообразной, создаваемой лепестками структуры является также часто символом Солнца, земного круга или центра (например, цветок лотоса в Юго-Восточной Азии).

Многие необычные цветы пользовались большой любовью и почитались не только из эстетических соображений, но и из-за содержащихся в них психотропных (влияющих на психику) веществ. Собственно говоря, цветы воспринимаются не просто как невинные предвестники весны, но и как символы «плотского наслаждения» и всей сферы эротики, что-то вроде цветка Никтё Плюмерия (Plumeria) у индейцев майя или роза в средневековом романе «Роман деля Роз» («RomandelaRose»).

Если смотреть без предубеждения, цветы символизируют жизненную силу и радость жизни, конец зимы и победу над смертью. В христианской символике открытая вверх чашечка цветка указывает на принятие Божьего дара, детского восторга от природы в раю, но в то же время и на то, что преходяща вся земная красота, которая может быть длительной только в садах небесных. Отсюда идет древний обычай устраивать захоронения в садах и высаживать на них цветы. Поскольку раннехристианские церкви были тесно связаны с почитанием масонских могил, то они также украшались цветами. В Библии цветок указывает на богоугодность, как это доказывают цветущие посохи Иосифа и Аарона. Сухая палка, из которой растут цветы, также является в некоторых преданиях и легендах символом богопочитания и надежды. Укоренившийся обычай обвивать цветами на земле вокруг Зальцбурга «украшенные палки», которые затем несут во время процессий, по-видимому, связан с этой традицией, как, впрочем, и с вполне обычной радостью украшать весной все цветами; бесчисленные цветы при этом увязываются с символикой кольев и цвета. Глубоко символично воспринимаются цвета различных оттенков (белый — невинность, чистота, но в то же время и смерть; красный — жизненность, кровь; голубой — тайна, внутренняя увлеченность, преданность; желтый — Солнце, тепло, золото);

В даосизме растущий из вершины духовный «золотой цветок» является символом высшего мистического озарения.

В двадцатидневном календаре ацтеков двадцатый знак называется «цветок» (ксохитл), символ искусности и вкуса. Рожденные под этим знаком должны обладать способностями в искусстве и ремесле, а также в ворожбе. «Вертикально стоящий цветок» (ксохикветцал) был именем богини, которая покровительствовала в вопросах сексуальности и плодородия. К ее атрибутам относились венок из цветов в волосах и букет цветов в руке. «Цветочными войнами» назывались ритуальные сражения соседствующих государств ацтеков, которые завязывались с той только целью, чтобы захватить военнопленных для жертвенных алтарей обеих партий. В сохранившейся лирике ацтеков цветы символизируют как радость жизни, так и бренность бытия: «Цветы восходят и распускаются, цветы растут и сияют. Изнутри тебя прорывается наружу пение цветов… Как цветок в летнее время — так веет свежестью и расцветает наше сердце. Тело наше, словно цветок, оно расцветает и быстро вянет… проходит постоянно и расцветает всегда снова, ваш цветок, который приводит в трепет и опадает и превращается в пыль…» Аналогично говорится в Библии: «Дни человека, как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его» (Псалом 102, 15-16).

18 стр., 8584 слов

Символы и метаморфозы. Либидо

... даже противоположные значения, соответствующие противоположным влечениям и направлениям психической энергии. Символ всегда многозначен. Он является единством противоположностей, синтезом, решением противоречия, но ... образу, мифу, религиозной символике. Мифотворчество есть первое проявление творческой фантазии, цветок, вырастающий из темной глубины бессознательного; оно есть первое проявление поэзии, ...

Экологическая угроза в настоящее время привела к тому, что многие лесные цветы, и особенно «полевые сорные травы», выродились почти полностью либо их еще можно встретить только на охраняемых территориях, если от них еще что-то осталось. Поэтому грядущему поколению символическое свидетельство многих цветковых растений может быть доступно, возможно, лишь из исторической литературы, как в свидетельстве псалмиста о месте, на котором стояли цветы, которое ничего уже о них не знает.

Асфодил — похожее на лилию растение с темно-зелеными листьями и бледными цветками. По древнему преданию, произрастало в том числе и на лугах ада и радовало души умерших. Растение было посвящено богиням Деметре и Парсефоне; клубни его, согласно мифу о потустороннем мире, служили пищей умершим в Аиде (Гадесе) (подземное царство мертвых), но в бедственные времена их ели и живые. Эти клубни являлись целительным средством против отравлений. Бледные соцветия под латинским названием «hastularegia», «хастуларегия», служили для украшения изображения богов. В странах Средиземноморья по старой традиции и сегодня является символом печали. Согласно античному представлению, он мог также отгонять злых духов и связывался с планетой Сатурн.

Гвоздика (Dianthus, Диамантус) — цветок; известно около 300 видов в различных выведенных формах, ранее называлась «гвоздик», очевидно благодаря форме цветков. Поэтому гвоздика была символическим растением страданий Христа. Карминно-красная гвоздика-травянка, или картезианская гвоздика часто сопровождает изображения Мадонны с ребенком. В представлениях помолвки на картинах эпохи Ренессанса гвоздика символизирует залог любви. Во Франции Нового времени красная гвоздика была цветком-символом роялистов, позднее символом социал-демократии (прежде всего в День труда, 1 мая).

Члены христианско-демократического союза, напротив, носили белую гвоздику. На турецких и кавказских коврах гвоздика появляется в качестве символа счастья.

Лилия. Еще до того, как было сформулировано ее символическое значение, лилия очень высоко ценилась в Египте и на Крите в царствование Миноса, а также и в Микене, где она была излюбленным мотивом декоративного искусства. В поэтическом искусстве «лилейными» называли голоса муз и пение певчих цикад. Согласно мифу, лилия родилась из молока Геры, которое капало на землю, при этом возник и Млечный Путь. Богиня любви Афродита (Венера) ненавидела чистое и исполненное невинности растение и вставила ей пестик, напоминающий фаллос осла. Несмотря на это в христианстве лилия стала символом чистой, девической любви. Гавриил, ангел, принесший Марии благую весть, почти всегда изображается с лилией в руке, так же как воспитавший младенца Иосиф и родители Марии — Иоахим и Анна. «Полевые лилии», которые обычно не несут никакой символической нагрузки, были, однако, удостоены упоминания в Нагорной проповеди как олицетворение безоговорочного доверия к Богу. Это сделало цветок атрибутом многих святых (например, Антония Падуанского, Доминика, Филиппа Нери, Винченцо Феррера, Катарины Сиенской, Филумены).

11 стр., 5061 слов

Символ в культурологическом аспекте

... открытому сердцу «через рассматривание творений» (Рим. 1: 20). 1.Символ 1.1 Понятие символа СИМВОЛ (от греч. - знак, примета) - 1) в искусственных формализованных языках - ... выраженного языковыми средствами, наиболее употребительными в обыденной коммуникации (вербальными, жестовыми). Символ может функционировать как общекультурный, в рамках субкультуры (этнической, языковой, профессиональной), ...

Важным является мотив лилий в геральдике, так как лилии — «это королевские цветы… главным образом потому, что их форма подобна скипетру, и еще потому, что они прогоняют змей, а запах, который они издают, освежает сердце» (Бёклер, 1688).

Согласно легенде, лилией был награжден ангелом король франков Хлодвиг I (481-511), и с 1179 г. она украшает герб королей Франции. Посредством Людовика XI она попала в герб Медичи, а оттуда в гербы Флоренции и Тосканы. Лилия Бурбонов отличается от флорентийской лилии тем, что у последней имеются тычинки.

В народной символике лилия является не только символом чистоты, но и «бледной смерти». В народных сказаниях таинственное появление лилии предвещает смерть кого-либо из монахов (Корбей, Хильдесхайм, Бреслау).

Народная песня о «трех лилиях», посаженных на могиле, тоже намекает на символику смерти.

Лотос — цветок, который в восточной части Средиземноморья и в Азии имеет такое же большое значение, как роза и лилия в Европе. Этим именем называют различные виды растений: в Египте это белый лотос (Nymphaca lotus, Ним-фака лотус) и голубой лотос (Nymphaca cerula, Нимфака церула), в Индии — растение с белыми и красноватыми цветками (Nelumbium nelumbo, Нелюмбиум нелюмбо и Nelumbium nucifera, Нелюмбиум нецифера).

Белая озерная роза Центральной Америки, Nymphaca, нимфака (на языке майя: нааб или никте ха) в некоторых книгах тоже называется лотосом.

В Древнем Египте цветок лотоса встречается в мифе о сотворении мира. Он возник из первозданного ила и божественный создатель мира «как прелестный мальчик» выскочил из его чашечки. Цветки, раскрывающиеся при восходе солнца и закрывающиеся вечером, в представлении людей, были связаны с богом Солнца и освобождением света из ила и тины в мифические доисторические времена. На настенных рисунках, в большом количестве встречающихся в тебанских (Греция) гробницах, изображены пруды с лотосами, по которым умерший плавает в лодке из тростника, а колонны в виде пучков лотоса относятся к великим произведениям египетской архитектуры. Венки из цветков лотоса клали в могилы умерших. Папирус и лотос вместе символизировали объединение частей царства. Книга символов. Синий лотосИздающий сладкий запах голубой цветок лотоса ценился больше, чем белый. Он был атрибутом Нефертема, юного бога Мемфиса, «Властелина благоуханий», и получил название «прекрасный» (нен-нуфер, отсюда франц. Nenuphar, ненуфар, кувшинка).

Индийский цветок лотоса является важнейшим символом этого пространства для искусства и духовного мира. Его богиня Падма имеет доарийское происхождение и связана с понятийным полем воды и плодородия. В эпоху ариев ее имя соединяют с Яакшми, супругой Вишну, и Брахмой. Согласно индуистской мифологии, создатель мира Брахма родился из цветка лотоса, выросшего из пупка спящего на воде Вишну. В буддийском пространстве лотосу уделяется еще большее внимание. Гаутама Будда имел глаза — лотосы, ноги — лотосы и бедра — лотосы. Учитель (гуру), принесший буддизм в Тибет (VIII в. н.э.), носит имя Падмасамбхава («Тот, который родился из лотоса»).

10 стр., 4571 слов

Цвет в мандалах

... и негативному). В мандалах людей, использующих наркотик героин, использовался серый цвет, все остальные цвета исчезли. Это способ приглушить чувство вины, связан с безнадежностью и ... энергии или потребности в большей безопасности, защите. Фуксин. Яркий фиолетово-красный цвет Это новый цвет, который выражает жизненность, возбуждение, неприкаянность, отсутствие покоя. Фуксин выбирается женщинами ...

Бодхисатва Авалокитешвара в одном из своих проявлений выступает под именем Падмапани: «Держащий в руках лотос», причем цветок в данном случае является символом сострадания. Книга символов.

Красный лотос. В другой форме проявления он зовется Падманартешвара, «Господин танца с лотосом», и несет в руках красный цветок лотоса. Лотос является также великим символом познания, которое через круговорот возрождений ведет к нирване. Тибетская формула молитвы «Оm mani padme hum» переводится «Ом, жемчужина в лотосе, аминь», причем толкование тантризма оказывает «психоаналитическое» действие и побуждает к духовно рассматриваемому сексуальному соединению женского цветка с мужской энергией. В системах йоги наивысшее интеллектуальное познание поднимающихся в теле лотосов энергии сравнивается с таким ощущением, как будто на темени человека расцвел цветок лотоса, точно так

В Китае символика лотоса тоже связана с буддизмом. Лотос, который укореняется в тине, но появляется из нее чистым и благоуханным, раскрывает цветок и смотрит вверх, представляет собой образ чистого устремления и наряду с этим драгоценности или сокровища как в буддизме, так и в таосизме, являясь в то же время атрибутом «Бессмертных» Хи-хзин-ку (Восемь бессмертных).

Слог «хо» (лотос) в мужских именах раньше выражал связь с буддистским учением. Голубой цветок лотоса (хин) соотносят с понятием чистоты, которое по-китайски обозначается этим же словом. Другое название лотоса, лин, звучит так же, как «связанный» и «скромность», что снова дает повод зашифровать это выражение в виде ребуса с пожеланием счастья. Так, например, мальчик с цветком лотоса изображает пожелание: «Пусть ты всегда и все будешь иметь в изобилии» . Ноги китаянок из благородных семей, искалеченные из-за того, что их связывали вместе, назывались «выгнутым лотосом» и якобы обеспечивали возможность грациозно двигаться при ходьбе и в танце. Этот жестокий обычай был запрещен официально в конце XIX в. Согласно традиции, на 8-й день четвертого месяца был назначен день рождения Фо (Будды), так как «в этот день расцветал лотос».

У юкатанских майя похожая на лотос белая кувшинка называлась «розой воды» и часто изображалась на глиняных сосудах и как рельеф. Не исключено, что ее подмешивали к наркотическим напиткам, например, в качестве добавки к содержащему кору лонхокарпуса медовому напитку «Бальхе-Мет», чтобы привести в экстаз жрецов-ягуаров

Роза. В античности при рассмотрении символики розы на переднем плане находится миф о смерти Адониса, любовника Афродиты (Венеры), из крови которого выросли первые красные розы. Благодаря этому они стали символом любви, оказавшейся сильнее смерти, и возрождения. В древнеримском культе мертвых праздник роз, «розалия», известен с I в. н.э. и в зависимости от местности праздновался между 11 мая и 15 июля. Этот обычай продолжает жить в Италии по воскресеньям на Троицу (domenica rosats, доменика роза).

Затем участники праздников в честь бога виноделия Диониса украшали себя венками из роз, так как господствовало мнение, что роза действует охлаждающе на жар вина и не дает пьяным выбалтывать тайны. Благодаря этому роза стала также символом скрытности, и розы с пятью лепестками охотно использовались для украшений стульев для исповедей. «Sub rosa», «Суб роза», т. е. под «печатью молчания», означает непосредственно «под розой». В христианской символике красная роза была символом крови, пролитой распятым Христом, и в связи с этим небесной любви, упоминаемой как «rosa candida», «роза кандида» в «Божественной комедии» Данте. Куртуазная поэзия трубадуров, наоборот, видела в розе доступный символ земной любви, и до сих пор роза продолжает жить как символ любви (см. Язык цветов).

13 стр., 6048 слов

Динамика формирования представлений о цвете как объекте интегративного изучения

... Многое материальное и нематериальное в окружающем мире воспринимается благодаря цвету. Способность различать цвета составляет существенную часть возможностей зрительного восприятия человека. Трудно назвать ... так и семантическое, жестко детерминировано структурой сенсорного механизма, определяющего восприятие цвета четырьмя системами предетекторов: красно-зеленого, сине-желтого, яркости и темноты» ...

Белая роза, напротив, во многих сказаниях и легендах является символом смерти. Церковная иконография сделала розу в качестве «королевы цветов» символом Марии, королевы небесной, и непорочности; в Средневековье веночки из роз дозволялось носить только девственницам, мадонна охотно изображалась среди «живой изгороди из роз».

Символ Розенкрейцеров.

В алхимии красная и белая розы — символ двойной системы белый/красный, обоих первичных принципов серы и ртути, роза с семью кольцами лепестков указывает на семь металлов и их эквиваленты в виде планет. Сочетание креста и розы ведет к символу розенкрейцеров, христианско-евангелического эзотерического союза в эпоху Ренессанса, который понимался как «коллегия мудрых». Символ розенкрейцеров — пятилепестковая роза в кресте, наподобие личной печати Мартина Лютера, изображавшей вырастающий из сердца крест внутри пятилепесткового цветка розы. Гербом Иоганна Валентина Андре (1586-1654), труды которого дали свету идею легендарного союза, был Андреевский крест с четырьмя розами по углам. Символика свободных каменщиков уделяет розе большое внимание. При погребении собрата по ордену в его могилу клались три розы. «Три розы Иоанна» толковались как «свет, любовь, жизнь»; в Иванов день ложа украшалась розами трех цветов (24 июня) и названия некоторых масонских лож указывают на это («У трех роз» в Гамбурге — ложа, в которую был принят Г. Э. Лессинг).

Символика розенкрейцеров и свободных каменщиков открывается в стихотворении «Тайны» И. В. Гёте, которое рассказывает о кресте, обвитом розами. Поэт барокко В. Г. фон Гоберг в 1675 г. указывал на то, что «нет розы без шипов».

В традиционной китайской символике роза играла существенно меньшую роль, чем в западной. Она означает «молодость», но не является символом любви. В геральдической символике роза известна в сильно стилизованной форме (как лилия) чаще всего в образе цветка с видом сверху с загнутыми листьями, и не с пятью лепестками, а с шестью или даже с восемью красного (реже) серебряного или золотого цвета. Наиболее известными примерами роз в гербах являются гербы в английской геральдике, а именно аристократических родов Йорков (белая роза) и Ланкастеров (красная роза).

В «розе Тюдоров» скомбинированы оба цвета. В городском гербе Саутгемптона две белые розы и одна красная. В Германии были розы в гербах князей Липпе и бургграфов фон Альтенбург, позднее в гербах городов Лемго и Липпштадт.

12 стр., 5527 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТОВ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ...

... темно-зеленый — как спокойные, умиротворяющие, создающие ощущение безопасности. В психологии зелёный цвет — символ жизни, гармонии, единения людей и природы. Он помогает быть ближе друг к ... действия, движения (светофор) и др. · Маркер «СТОП», цвет соответствующих кнопок. · Красным цветом отмечают баллоны с горючими газами — пропаном, метаном. · Символ «Горячо» — например, для кранов горячей воды. ...

Фиалка (лат. viola odorata, виола адората, греч. иония) — маленький, сильно пахнущий цветок, который по народному преданию учит «скромности», так как он несмотря на свой маленький размер является популярным символом весны. Согласно греческому мифу, на лугу, откуда бог подземного царства Аид украл Персефону, росли крокусы, розы, гиацинты и фиалки. В день поминовения усопших, День фиалок (Dies violaris, Диэс виоларис), римляне украшали этими цветами могилы. На торжественных обедах они охотно носили венки из фиалок, так как эти цветы должны были действовать «охлаждающе». Им также приписывалось смягчающее воздействие на сильную головную боль. Старое народное поверье рекомендовало проглотить первые три фиалки, найденные на краю леса как профилактическое средство от всех болезней. Синий цвет фиалки, который связывался с верностью и постоянством, сделал ее ценимым даром любви. В Средние века находка первой фиалки была поводом для буйных весенних праздников и танцев под открытым небом

Хризантема высоко ценится в Восточной Азии, в Японии она является императорской эмблемой, в Китае — символом осени и как цветок сливы — одновременно символом весны. Название ее (шу) созвучно слову «ожидать, задерживаться» и вызывает те же чувства, что приходят в минуты лирического настроения («При свете маленькой лампадки вы совсем побледнели, хризантемы» или «В позднем убранстве цветут хризантемы»).

Мотивы из стилизованных цветков хризантемы украшали зачастую роскошные одеяния. Игра слов на основе одинаковых или похожих звуков соответствующих слогов может выражать, подобно ребусу, пожелания счастья, как, например, «сосна» и «хризантема»: «Так живи же долго!», или «девять», «перепел» и «хризантема»: «Девять поколений пусть мирно совместно живут».

Европейская форма дикого растения, пижма (Chrysanthemium vulgare, Хризантемиум вульгаре) применялась ранее в народной медицине как противоглистное средство, сегодня же оно выращивается и как садовое декоративное растение. Его немецкое название проистекает от его листьев, напоминающих траву некоторых видов папоротника.

. Интересные цветочные традиции народов мира

В каждой стране существуют свои обычаи, традиции и общепринятые правила приличия. Среди таких правил достаточно важную роль играют цветы, которым выполняют свою функцию в традициях разных народов.

В Финляндии, например, не принято продавать цветы на улице — готовые букеты продают только в специализированных магазинах или на рынке. Традиции дарения цветов у финнов отличаются от российских. К примеру, финны не обращают внимания на количество цветов. На Пасху с поздравлениями обычно вручают букет жёлтых махровых тюльпанов. А на День Матери в цветочных магазинах популярны икебаны и искусные торжественные букеты из орхидей.

Турция известна правилами цветочного этикета, которые передаются из поколения в поколение. Например, букет из ярких цветов красных оттенков символизирует радость и дружеское отношение, тогда как сине-белая гамма означает печаль. Любимыми цветами турков являются тюльпаны. Эти цветы в Турции дарят не только в праздничные дни, но и просто так, чтобы поднять настроение и доставить радость. Женщинам принято дарить раскрытые цветы — орхидеи, герберы, розы. А для девушки больше подойдут нераспустившиеся бутоны, символизирующие непорочность и чистоту.

Цветочные традиции одной страны часто перенимаются и в других уголках мира. Так, например, во многих странах становится популярной английская традиция осыпать цветами дорогу, по которой идет свадебная процессия, чтобы жизнь невесты протекала счастливо и была наполнена цветами. Так же как и этот обычай, цветочные праздники всегда означают много ярких красок и позитивных эмоций, делающих нашу жизнь счастливее.

С древнейших времен роза считается символом молодости и красоты. А в Болгарии она вообще в особом почете. Этот цветок стал одним из главных символов страны, что нашло свое отражение в национальной культуре. Именно о розе здесь сложено много песен, местные художники часто изображают ее на своих картинах.

Национальным цветком Индии является лотос (водяная лилия).

Символ лотоса — чрезвычайно сложный, разветвленный.

Он означает и истоки жизни, и ее порядок, творческое начало, духовный путь и нирвану.

Изображения лотоса считаются целебными, поэтому здесь они повсюду — на капителях колонн в храмах и картинах, на украшениях индийских женщин.

В Японии национальный символ — сакура. Сакура — это японское название декоративного дерева, относящегося к виду «Вишня», которая, в отличие от вишни, не приносит плодов.

В Японии сакуре посвящено множество песен и стихотворений, в которых она ассоциируется с юностью и любовью.

Каждую весну в парках, аллеях, садах и возле дворцов Страны восходящего солнца собирается множество людей

В эти дни по всей стране отмечают праздник «рассматривания цветов» — «ханами» (от слов «хана» — цветок и «ми» — смотреть).

Несомненный символ Китая — пион. Китайцы считают, что он приносит счастье, сохраняет любовь и преумножает богатство.

Ежегодно с 1982 года в городе Лояне провинции Хэнань проходит Фестиваль пионов, который собирает большое число любителей этих прекрасных цветов. В это время по обе стороны реки Цзянь можно увидеть тысячи прекрасных пионов.

Во время фестиваля проводятся гала-концерты, выставки пионов, картин, каллиграфии, фонарей, семинары по культивации пионов, деловые переговоры. В городском парке Ванчэн, Ботаническом саду помимо выставки пионов устраиваются праздничные банкеты и кулинарные выставки. Одно из масштабных мероприятий в рамках Фестиваля пионов — это торжественные бракосочетания под девизом «Пион — свидетель счастья». Молодоженам принято дарить не только цветы пиона, но и другие предметы с его изображением, ведь пионы издревле считаются символами счастья, любви и богатства.

Цветы тиаре считаются символом Таити.

По преданию местных жителей, тиаре — священный цветок, любимый богами.

Он служит модным украшением для местных женщин, широко применяется в парфюмерии, в ароматерапии и медицине.

С 5 по 8 декабря каждый год на Таити отмечают праздник цветка тиаре. В основе праздника лежит феминистское движение женщин Таити. Первый праздник цветка тиаре был приурочен к открытию первых детских яслей в стране.

А с 1985 года праздник стал доброй традицией. На сегодняшний день праздник тиаре — это своеобразный конкурс флористики, в котором принимают участие все желающие.

В эти дни тысячи этих ароматных белых цветов украшают гостиницы, аэропорт, банки и другие общественные учреждения, которые соревнуются между собой за право обладать званием «Лучший тиаре на Таити».

Каждый год летом в Челси проходит вот уже более 80 лет великолепное событие — выставка цветов. Этот праздник организован Королевским обществом.

Цветочная выставка в Челси — событие невероятно популярное. Именно оно диктует флористическую моду во всем мире. Так, например, английский праздник цветов ввел моду на утиль во флористике и ландшафтном дизайне. Удивительно, но многие цветочные композиции, участвующие в конкурсе, созданы из мусора. Старые тележки, развалившиеся вазоны для клумб, ненужная посуда — все это идет вход у флористов, а улицы британской столицы освобождаются от гор мусора.

А зрители от таких оригинальных находок остаются в полном восторге: старые вещи, украшенные яркими цветами, напоминали им о теплых событиях жизни, связанными с близкими родственниками и уже далеким детством.

Родом из Челси есть еще одна модная тенденция — «английские» газоны. Но сейчас эта мода на аккуратные газоны уходит в прошлое, ведь сами британцы ввели новые цветочные предпочтения — на «природный» ландшафт.

На островах Фиджи существует праздник — День огненного гибискуса. Жители украшают свои дома яркими гирляндами и лентами, организуют праздничную процессию из красивых девушек.

В каждой стране существуют свои обычаи, традиции и общепринятые правила приличия. Среди таких правил достаточно важную роль играют цветы, которые выполняют свою функцию в традициях разных народов.

Заключение

Соединив символику и значение цвета цветов, мы сможем понять истинное значение преподнесённого букета. Помня эти простые рекомендации, Вы сможете избежать неловких ситуаций. Как например, деловой партнер, получив от Вас букет красных роз, может неправильно истолковать, дальнейшее сотрудничество. А если серьезно, цветочный этикет — неотъемлемая часть нашей жизни, и не стоит им пренебрегать, если мы хотим (а мы хотим) двигаться по пути цивилизованного развития общества.

Быть может, в современном экстравагантном мире и не место таким мелочам, но психологи уверяют, что именно такие мелочи создают настроение, пусть даже на подсознательном уровне.

Но самое главное, чем надо руководствоваться при выборе цветов — это, конечно же, вкусами человека, которому мы подбираем букет. Как их узнать?

Нужно дарить цветы почаще, и рано или поздно, мы обязательно «попадём в точку».

цветок этикет букет символика

Список литературы

1.Бродский В. Всеобщая история искусства. Москва: Наука, 2004.

.Исмаилова С.Т. Флористическое искусство. — Москва: Аванта+Искусство, 2007.

.Румянцева О.В. Флористика. Искусство. Традиции. — М.: ИНФРА-М, 2003.

.Федоренко Н.Т. Флористика. Японские записи. — М.: Аспект Пресс, 2006.