Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет
Гуманитарный факультет
Кафедра «Педагогики и психологии»
«Утверждаю»
декан факультета
_______________
Мукажанова Р.М.
«____» _________2012 г.
Курс: 1
Составители: к.п.н. Избасарова Ф.Д., ст.преподаватель Лекерова А.А.
Количество кредитов: 3
Экзамен 2 семестр
г. Семей, 2011
Силлабус по дисциплине «Педагогика» составлен на основании ГОСО 2011 г.
Составители: к.п.н. Избасарова Ф.Д., ст. преподаватель Лекерова А.А.
Обсуждено и утверждено на заседании кафедры «Педагогика и психология»
Протокол № ____ от «___________»_____________ 2012 г.
Заведующий кафедрой, к.п.н. ________________Избасарова Ф.Д.
Обсуждено и утверждено на заседании УМС гуманитарного факультета
Протокол № ____ от «___________»_____________ 2012 г.
Председатель УМС _________________ Абенова Г.А.
Дисциплина: Педагогика
Для студентов 1 курса, специальности «Педагогика и психология»
Общие сведения:
Адрес кафедры: КазГЮИУ, корпус № 3, ул. Шмидта 44, кабинет № 32
Педагогика 22
... происходящих в сфере образования. Следует различать теоретические и практические задачи педагогики. Педагогика как наука - решает несколько важных теоретических задач: * выяснение ... в деятельности педагогических работников. 2) Выделют следующие основные категории педагогики: образование, обучение, воспитание, педагогическая деятельность, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие, ...
Ф.И.О. преподавателя: Избасарова Фарида Динсаиновна, Лекерова А.А.
Контактный телефон: 56-31-06
Данные о дисциплине
Название дисциплины: Педагогика
Количество кредитов: 3 Семестр изучения: 2
2 семестр: кредитов-3, из них: лекций- 30 ч., практич.- 15 ч., срсп – 22,5 ч., срс -67,5.
Пререквизиты: введение в специальность, философия, общая и возрастная психология, педагогическая психология
Постреквизиты: методика преподавания педагогических дисциплин, теория и методика воспитательной работы
Краткое описание дисциплины:
Курс «Педагогика» по специальности «Педагогика и психология» является базовой дисциплиной и важнейшим компонентом общей системы психолого–педагогической подготовки студентов, ориентированным на овладение новейшими методиками и технологиями обучения педагогике в общеобразовательных учреждениях; методами научного анализа и прогнозирования педагогического процесса.
Цели дисциплины: познакомить студентов с теоретическими и практическими основами избранной ими педагогической профессии, способствовать формированию у них практических навыков педагогической деятельности.
Задачи дисциплины:
— формирование у студентов теоретических представлений о педагогике как отрасли гуманитарного знания, её объекте и предмете исследования;
— формирование целостного представления об организации педагогического процесса в учебно – воспитательном учреждении;
— раскрытие специфики педагогической деятельности;
— овладение основными методами и формами образовательной деятельности;
— формирование у студентов знаний и умений научно – педагогического исследования
— Формирует умение мыслить критически, самостоятельно обретать знания. Требования, предъявляемые к студентам (в % соотношении, для подсчета рейтинга):
1. Обязательное посещение лекций – 10%
2. Активное участие на практических занятиях – 10%
3. Владение новой информацией – 5%
4. Выполнение заданий СРСП – 30%
5. Рубежный контроль в виде тестов и контрольной работы – 20%
Внимание:
1.Не опаздывать.
2.При пропуске учебного занятия, самостоятельно изучить тему.
3.Строго соблюдать сроки сдачи самостоятельных работ.
4.Своевременно выполнять индивидуальные задания.
Содержание предмета:
№ |
Название темы |
Количество часов |
|||
Лекции |
Практические |
СРСП |
СРС |
||
1 |
История педагогики в формировании педагогического мышления учителя. Методологические основы истории педагогики |
1 |
|
|
|
2 |
Воспитание и обучение на ранних этапах человеческого развития. Воспитание, школа и педагогические идеи в истории зарубежной педагогики. |
1 |
|
|
|
3 |
Воспитание, школа и педагогическая мысль в истории казахской педагогики. Система образования и педагогическая наука Казахстана советского периода (1917-1991 гг.) |
1 |
|
|
|
4 |
Система образования и педагогическая наука Казахстана в годы независимости. Тенденции развития современного мирового образовательного пространства. |
1 |
|
|
|
5 |
Педагогика как наука о воспитании. Предмет педагогики, ее основные категории. Понятие о методологии педагогической науки |
2 |
|
|
|
6 |
Методы педагогической науки. |
1 |
|
|
|
7 |
Сущность и содержание научно-педагогического исследования. |
1 |
|
|
|
8 |
Характеристика факторов развития, формирования, воспитания личности их взаимосвязь. |
1 |
|
|
|
9 |
Сущность целостного педагогического процесса. |
1 |
|
|
|
10 |
Цели воспитания, ее социальная обусловленность. Социализация как педагогическое явление. |
1 |
|
|
|
11 |
Современные проблемы формирования научного мировоззрения обучающихся. |
1 |
|
|
|
12 |
Взаимодействие и взаимосвязь учителя и детского коллектива в педагогическом процессе. |
2 |
|
|
|
13 |
Воспитательная система класса как результат творческой деятельности классного руководителя. |
2 |
|
|
|
14 |
Основы семейного воспитания. |
2 |
|
|
|
15 |
Процесс обучения цели, задачи, функции. Дидактические системы. |
2 |
|
|
|
16 |
Содержание образования в современной школе. |
1 |
|
|
|
17 |
Законы, принципы, формы, методы обучения. |
2 |
|
|
|
18 |
Организационные формы обучения. |
1 |
|
|
|
19 |
Активизация познавательной деятельности учащихся. |
1 |
|
|
|
20 |
Современные педагогические технологии. Инновационные педагогические процессы в образовании. |
2 |
|
|
|
21 |
Организационно- методическое управление процессом обучения в школе. Управление и менеджмент. Принципы педагогического менеджмента. |
2 |
|
|
|
22 |
Методическая служба в школе и аттестация учителей |
1 |
|
||
23 |
Новые подходы к управлению образованием РК. Сущность и характеристика государственно- общественного характера управления образованием в условиях перехода на 12-летнюю модель обучения. |
1 |
|
|
|
24 |
Теоретико-методологические основы педагогики |
|
1 |
|
|
25 |
Индивидуально-дифференцированный подход к школьникам |
|
1 |
|
|
26 |
Формирование базовой культуры личности школьника в целостном педагогическом процессе |
|
1 |
|
|
27 |
Система образования в РК |
|
1 |
|
|
28 |
Сущность воспитания |
|
1 |
|
|
29 |
Закономерности и принципы воспитания. Мировоззрение как ядро формирующейся личности |
|
1 |
|
|
30 |
Методы, средства, и формы воспитания в современной педагогике |
|
1 |
|
|
31 |
Формирование личности в процессе воспитания |
|
1 |
|
|
32 |
Семья как специфическая педагогическая система |
|
1 |
|
|
33 |
Формирование личности школьника в коллективе |
|
1 |
|
|
34 |
Дидактика в системе педагогических наук |
|
1 |
|
|
35 |
Законы, закономерности, принципы обучения |
|
1 |
|
|
36 |
Методы и средства современного |
|
1 |
|
|
37 |
Формы организации современного обучения |
|
1 |
|
|
38 |
Современные системы обучения |
|
1 |
|
|
39 |
Методолгические и аксиологические основы педагогики |
|
|
1 |
|
40 |
Сущность развития, возр.этапы, индивид.подход в воспитании |
|
|
1 |
|
41 |
Периодизация детства и особенности развития разл. возрастных групп |
|
|
1 |
|
42 |
Структура целостного педагогического процесса |
|
|
1 |
|
43 |
Познакомиться с программой перехода на 12-ти летнее образование |
|
|
1 |
|
44 |
Цели воспитания в истории педагогической мысли |
|
|
1 |
|
45 |
Раскрыть сущность мировоззрения |
|
|
1 |
|
46 |
Составить схему классификации методов воспитания |
|
|
1 |
|
47 |
Основные направления воспитательной деятельности школы |
|
|
1 |
|
48 |
Семья как специфическая педагогическая система |
|
|
1 |
|
49 |
Коллектив как объект и субъект воспитания |
|
|
1 |
|
50 |
Дидактика как наука об обучении и образовании |
|
|
1 |
|
51 |
Разобрать законы и закономерности образования |
|
|
1 |
|
52 |
Нормативные документы о школе и образовании |
|
|
1 |
|
53 |
Раскрыть специфику применения на практике различных МО |
|
|
1 |
|
54 |
Составить конспект высказываний вел.дидактов о сущн.совр.урока |
|
|
1,5 |
|
55 |
Варианты планов о мониторинге качества образования в школе |
|
|
1 |
|
56 |
Пути и средства активизации познавательной деятельности школьников |
|
|
1 |
|
57 |
Описать развивающее обучение |
|
|
1 |
|
58 |
Раскрыть понятие «менеджмент» в образовании |
|
|
1 |
|
59 |
Разобрать структуру и виды планов подразделений шк. |
|
|
1 |
|
60 |
Познакомиться с работой МО учителей предметников |
|
|
1 |
|
61 |
Научные основы педагогики |
|
|
|
4 |
62 |
Развитие, социализация и воспитание личности |
|
|
|
4 |
63 |
Целостный педагогический процесс |
|
|
|
4 |
64 |
Воспитание в целостном педагогическом процессе |
|
|
|
4 |
65 |
Основные направления воспитательной деятельности школы |
|
|
|
4 |
66 |
Средства, формы и методы воспитания |
|
|
|
4 |
67 |
Воспитание личности в коллективе |
|
|
|
4 |
68 |
Педагогическое руководство семейным воспитанием |
|
|
|
4 |
69 |
Обучение в целостном педагогическом процессе |
|
|
|
4 |
70 |
Содержание образования в современной школе |
|
|
|
3 |
71 |
Методы и средство обучения в средней школе |
|
|
|
3 |
72 |
Формы организации обучения в школе |
|
|
|
3 |
73 |
Мониторинг качества образования в школе |
|
|
|
3 |
74 |
Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процесе |
|
|
|
4 |
75 |
Современные системы обучения |
|
|
|
4 |
76 |
Управления целостным педагогическим процессом школы |
|
|
|
4 |
77 |
Планирование учебно-методической работы школы. Нормативные документы школы |
|
|
|
4 |
78 |
Методическая работа в школе как основа |
|
|
|
3,5 |
|
Барлығы: |
30 |
15 |
22,5 |
67,5 |
Содержание дисциплины
Темы и содержание лекционных занятий
Раздел 1. История педагогики
Тема 1 История педагогики в формировании педагогического мышления учителя. Методологические основы истории педагогики 1ч
- История педагогики как педагогическая наука
- Роль и место учителя в системе образования
- Становление педагогики как науки.
- Методология педагогической науки.
Тема 2. Воспитание и обучение на ранних этапах человеческого развития. Воспитание, школа и педагогические идеи в истории зарубежной педагогики. 1ч
- Воспитание в первобытнообщинном строе.
- Школа и педагогические идеи в рабовладельческом строе.
- Воспитание, школа и педагогические идеи в феодальном обществе.
- Школа и педагогические идеи в эпоху возрождения.
Тема 3. Воспитание, школа и педагогическая мысль в истории казахской педагогики. Система образования и педагогическая наука Казахстана советского периода (1917-1991 гг.) 1ч
- Зарождение казахской педагогики.
- Школа и педагогические идеи казахов 10-18 вв.
3.Система образования и наука Казахстана начала Советского периода.
4.Система образования и наука Казахстана 20 века.
Тема 4. Система образования и педагогическая наука Казахстана в годы независимости. Тенденции развития современного мирового образовательного пространства. 1ч
- Система образования и педагогическая наука Казахстана в годы независимости.
- Тенденции развития современного мирового образовательного пространства.
- Инновационные педагогические процессы в образовании
Раздел 1.Общие основы педагогики
Тема 5. Педагогика как наука о воспитании. Предмет педагогики, ее основные категории. Понятие о методологии педагогической науки 2 ч.
1. Общее представление о педагогике как науке
2. Предмет педагогики, ее основные категории
3. Система педагогических наук
4.Готовность учителя к формированию компетенций учащихся (предметных, личностных, социально-политических, информационных, коммуникативных, исследовательских, технологических, управленческих).
Тема 6. Методы педагогической науки. 1 ч.
1. Понятие о методологии педагогической науки
2.Понятие о методах научного педагогического исследования.
3. Классификация методов научного педагогического исследования.
Тема 7. Сущность и содержание научно-педагогического исследования. 1ч
- Сущность и содержание научно-педагогического исследования.
- Технология научно-педагогического исследования.
3. Формирование исследовательской культуры учителя.
Тема 8. Характеристика факторов развития, формирования, воспитания личности их взаимосвязь. 1ч
1. Понятие личность, ее развитие и формирование
2. Факторы, влияющие на развитие личности.
3.Деятельность как фактор развития
4. Возрастные и индивидуальные особенности детей, их учет в учебно-воспитательном процессе.
Тема 9. Сущность целостного педагогического процесса. 1ч
1. Педагогический процесс как целостное явление
2. Закономерности и движущие силы педагогического процесса
3. Воспитательные механизмы целостного педагогического процесса
4. Диагностика целостного педагогического процесса
Раздел 2. Теория воспитания
Тема 10. Цели воспитания, ее социальная обусловленность. Социализация как педагогическое явление. 1ч
1. Воспитание как предмет теории, его цели, сущность и особенности
2. Подходы к воспитанию в современном казахстанском обществе
3. Двигательные механизмы воспитательного процесса
4.Понятие социализации личности.
5.Социализация как педагогическое явление.
Тема 11. Современные проблемы формирования научного мировоззрения обучающихся. 1ч
1. Понятие о мировоззрения
2. Виды мировоззрения
3. Структура мировоззрения. Пути и методы формирования мировоззрения
Тема 12. Взаимодействие и взаимосвязь учителя и детского коллектива в педагогическом процессе. 2ч
1. Понятие «детский коллектив», становление теории коллектива
2. Методика создания и формирования коллектива
3. Воспитательное воздействие детского коллектива на личность
4. Роль учителя в становлении коллектива.
Тема 13. Воспитательная система класса как результат творческой деятельности классного руководителя. 2ч
1. Понятие воспитательной системы.
2. Характеристика воспитательной системы.
3. Принципы, методы и формы воспитания.
Тема 14. Основы семейного воспитания. 1ч
1. Семья как специфическая педагогическая система
2. Содержание семейного воспитания
3. Педагогическое руководство семейным воспитанием
Раздел 3. Теория обучения
Тема 15. Процесс обучения цели, задачи, функции. Дидактические системы. 2ч
- Понятие о процессе обучения, цели, задачи, функции процесса обучения
- Структура процесса обучения
- Мотивы учения школьников
4.Понятие о дидактике и дидактической системе
5. Причины неуспеваемости школьников, пути их преодоления.
Тема 16. Содержание образования в современной школе. 1ч
- Понятие «сущность содержания образования»
- Характеристика компонентов содержания образования
- Вопросы содержания образования в Конституции РК, Законе РК «Об образовании», Государственной программе развития образования в РК на 2005-2010 годы.
Тема 17. Законы, принципы, формы, методы обучения. 2ч
- Понятие закона, закономерностей и принципов обучения
- Характеристика закономерностей, принципов обучения
3.Методы, приемы, средства обучения, их взаимосвязь, и взаимообусловленность
4.Классификация методов обучения и их характеристика
Тема 18. Организационные формы обучения. 1ч
- Формы организации обучения как элемент целостной системы
- Урок как основная форма организации обучения в школе
- Другие формы организации обучения
- Особенности использования различных форм организации обучения на различных этапах непрерывного образования
Тема 19. Активизация познавательной деятельности учащихся. 1ч
- Понятие об учебно-познавательной деятельности. Основные категории учебно-познавательной деятельности.
- Пути активизации учебной деятельности школьников
- Пути, способы формирования познавательных интересов
- Понятие «мотивы учения», классификация
Тема 20. Современные педагогические технологии. Инновационные педагогические процессы в образовании. 2ч
- Понятие о педагогической технологии обучения, их классификация
2.Обзор педагогических технологий обучения (Традиционная, программированного, проблемного, модульного, дистанционного обучения, авторские технологии обучения, личносно-ориентированное обучение и Технология проектирования педагогического процесса.)
Тема 21. Организационно- методическое управление процессом обучения в школе. Управление и менеджмент. Принципы педагогического менеджмента. 2ч
- Научно-педагогические основы руководства работой школы
- Формы и методы управления учебно-воспитательной работой школы
- Внутришкольный контроль. Педсовет как высший орган управления школой
- Принципы педагогического менеджмента
Тема 22. Методическая служба в школе и аттестация учителей 1 ч
- Методическая работа в школе как основа повышения квалификации и профессионального мастерства педагогов
- Формы работы по внедрению в пед.процесс ППО.
- Аттестация учителей
Тема 23. Новые подходы к управлению образованием РК. Сущность и характеристика государственно- общественного характера управления образованием в условиях перехода на 12-летнюю модель обучения. 1ч
- Принципы государственной политики РК в области образования
- Общая характеристика системы образования в казахстанском обществе
- Глобальное образование в казахстанском обществе
- Перспективы глобализации образования в казахстанском обществе. Модель построения 12-ти летней общеобразовательной школы
Темы практических (семинарских) занятий по предмету:
Занятие № 1. Теоретико-методологические основы педагогики 1ч.
- Общее представление о педагогике как науке
- Образование как социальный феномен
- Понятие о методологии педагогической науки
- Методы научно-педагогического исследования
Занятие № 2. Индивидуально-дифференцированный подход к школьникам 1ч.
- Понятие личность, ее развитие и формирование, факторы, влияющие на ее развитие
- Возрастная периодизация и неравномерность развития
- Природный потенциал личности и индивидуальные особенности детей
Занятие № 3. Формирование базовой культуры личности школьника в целостном педагогическом процессе 1 ч.
- Педагогические закономерности и их сущность
- Организация обучения и образования в педагогическом процессе
- Педагогический процесс как целостное явление
Занятие № 4. Система образования в РК 1 ч.
- Принципы государственной политики РК в области образования
- Общая характеристика системы образования в казахстанском обществе
- Перспективы развития образования. Модель построения 12-ти летней общеобразовательной школы
Занятие № 5. Сущность воспитания 1ч.
- Воспитание как предмет теории, его сущность и особенности
- Подходы к воспитанию в современном казахстанском обществе
- Виды воспитания: авторитарное, демократическое, коллективистское…
Занятие № 6. Закономерности и принципы воспитания. Мировоззрение как ядро формирующейся личности 1ч.
- Понятие о закономерностях и принципах воспитания
- Характеристика принципов воспитания
- Сущность и внутренняя структура мировоззрения школьников, пути формирования научного мировоззрения
Занятие № 7. Методы, средства, и формы воспитания в современной педагогике 1 ч.
- Понятие о методах воспитания и их классификация
- Характеристика методов воспитания
- Средства и формы воспитания
Занятие № 8. Формирование личности в процессе воспитания 1 ч
-
Проблемы содержания воспитания
- Направления воспитания: умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое
- Характеристика других видов воспитания
Занятие № 9. Семья как специфическая педагогическая система 1 ч
1. Основы семейного воспитания
2. Пути и формы педагогического руководства семейным воспитанием
3. Совместная работа школы, семьи и общественности по воспитанию детей
Занятие № 10. Формирование личности школьника в коллективе 1 ч
-
Понятие «детский коллектив», становление теории коллектива
- Методика создания и формирования коллектива
- Воспитательное воздействие детского коллектива на личность
Занятие № 11. Дидактика в системе педагогических наук 1 ч.
-
Общее понятие о дидактики
- Система формирования умственных действий школьников
- Виды обучения
Занятие № 12. Законы, закономерности, принципы обучения 1 ч
-
Понятие закона, закономерностей и принципов обучения
- Принципы и правила обучения
Занятие № 13. Методы и средства современного обучения 1 ч
-
Методы обучения как категория дидактики
- Методы, приемы и средства обучения, их взаимосвязи и взаимообусловленность
- Классификация методов обучения и их характеристика
- Особенности использования различных методов обучения на разных этапах непрерывного образования
Занятие №14. Формы организации современного обучения 1ч.
- Урок как элемент целостной системы
- Формы организации обучения как элемент целостной системы
- Урок как основная форма организации обучения в школе
- Другие формы организации обучения
- Особенности использования различных форм организации обучения на различных этапах непрерывного образования
Занятие №15. Современные системы обучения 1 ч.
- Понятие о педагогической технологии как современной системе обучения, их классификация
- Обзор педагогических технологий обучения (традиционная, программированного, проблемного, модульного, дистанционного обучения, авторские технологии обучения и др.)
- Личностно-ориентированное обучение школьников
Методические рекомендации по выполнению практических работ:
1. Подберите необходимую литературу, сделай тезисы, выписки, конспекты нужного материала;
2. Проработайте нормативные документы, сделайте выписки;
3. Подберите дополнительный материал по теме.
4. Проработайте темы и самостоятельно, и ведите подготовку к каждому занятию
Задания на срсп и график их выполнения
№ |
Виды работ |
Цель, содержание занятий |
Рекомендуемая литература |
Сроки выполн-я |
Формы контроля |
Сроки сдачи |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||
1 |
Методолгические и аксиологические основы педагогики |
Дать осн — е категории педагогики, ее место в сист. наук |
Подласый И. П. Педагогика – М.,Владос, 1999, ч.1 т. 3. Пидкасистый П.И. Педагогика – М., 1996, Р.1, гл. 1, 2 |
2 недели |
глоссарий конспект |
2 неделя |
||
2 |
Сущность развития, возр.этапы, индивид.подход в воспитании |
Развитие, социализация и воспитание личности |
Подласый И. П. Педагогика – М.,Владос, 1999, ч.1 т 1,2. Пуйман С.А. Педагогика – Минск, 1999, Р.1, Т. 4,5 |
1 неделя |
Реферат, глоссарий |
2-я нед |
||
3 |
Периодизация детства и особенности развития разл. возрастных групп |
Показать единство обучения и воспит. на разных возраст.этапах |
Подласый И. П. Педагогика – М.,Владос, 1999, ч.1 т 6. Пидкасистый П.И. Педагогика – М., 1996, Р.1, |
2 недели |
Конспект
|
3-я нед |
||
4 |
Структура целостного педагогического процесса |
Показать взаимосвязь обучения и воспитания |
Подласый И. П. Педагогика – М.,Владос, 1999, ч.1 т 7. Пуйман С.А. Педагогика – Минск, 1999, Р.1, Т. 6 |
1 неделя |
глоссарий конспект |
3-я нед. |
||
5 |
Познакомиться с программой перехода на 12-ти летнее образование |
Разобрать суть перехода на 12-ти летнее образование |
Подласый И. П. Педагогика – М.,В., 1999, ч.2 т 1,2,3, Пидкасистый П.И. Пед., – М., 1996, Р.2, гл. 9,10 |
1 неделя |
Реферат глоссарий |
4-я нед. |
||
6 |
Цели воспитания в истории педагогической мысли |
Генезис становления теории и практики воспитания |
Подласый И. П. Педагогика – М.,Владос, 1999, ч.2 т 6. Пидкасистый П.И. Педагогика – М., 1996, Р.2, гл. 11 |
1 неделя |
Реферат глоссарий |
4-я нед. |
||
7
|
Раскрыть сущность мировоззрения |
Раскрыть сущность мировоззрения и пути его формирования |
Селевко Г.К. Современные образов.. Технологии, 1996, Столяренко Л.Д. 100 ответов по педагогике – Р – на – Д., 2000, Р.5 |
1 неделя |
реферат глоссарий |
5-я нед. |
||
8 |
Составить схему классификации методов воспитания |
Дать характеристику методам |
Подласый И. П. Педагогика – М.,Владос, 1999, ч.1 т 1,2. Пидкасистый П.И. Педагогика – М., 1996, Р.1, гл. 1, 2 |
2 недели |
Реферат, конспект, глоссарий |
5-я нед. |
||
9 |
Основные направления воспитательной деятельности школы |
Проработать программу комплексного воспитания в РК |
Подласый И. П. Педагогика – М.,Владос, 1999, ч.3 т 1,2. Пидкасистый П.И. Педагогика – М., 1996, Р. 3, гл. 15 |
2 недели |
Разработка критериев, глоссарий |
6-я нед. |
||
10 |
Семья как специфическая педагогическая система |
Педагогическое руководство семейным воспитанием |
Подласый И. П. Педагогика – М.,Владос, 1999, ч 2 т 3. Пидкасистый П.И. Педагогика – М., 1996, Р.3, гл. 16 Пуйман С.А. Педагогика – Минск, 1999, Р.3, Т.12, 13 |
1 неделя |
реферат обзор пед. печати глоссарий |
6-я нед |
||
11 |
Коллектив как объект и субъект воспитания |
Место обучения в целостном пед.процессе |
Подласый И. П. Педагогика – М.,Владос, 1999, ч.3 т 5,6. Пидкасистый П.И. Педагогика – М., 1996, Р.3, гл.17 -19 |
2 недели |
Разраб систему восп. глоссарий |
7-я нед |
||
12 |
Дидактика как наука об обучении и образовании |
Нормативные документы: госстандарт,уч.план, уч.программы |
Пуйман С.А. Педагогика – Минск, 1999, Р.3, Т.15 Столяренко Л.Д. 100 ответов по педагогике – Р – на – Д., 2000, Р.6 |
2 недели |
Доклад |
7-я нед |
||
13 |
Разобрать законы и закономерности образования |
Дать характеристику компонентов образования |
Пидкасистый П.И. Педагогика – М., 1996, Р.4, гл.24 -28 Ж. «Директор школы» |
2 недели |
Составить таблицу |
8-я нед |
||
14 |
Нормативные документы о школе и образовании |
Проработать документы |
Гос. Программа развития образов. На 2005-2010 гг, госстандарт |
2,5 недели |
Конспект
|
8-я нед |
||
15 |
Раскрыть специфику применения на практике различных МО |
Словесные, наглядные, практические, нетрадиционные |
Махмутов М.И. Современный урок- М., 1981. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить-М., 1987 |
2недели |
Реферат, глоссарий |
9-я нед |
||
16 |
Составить конспект высказываний вел.дидактов о сущн.совр.урока |
Расписать структуру урока, экскурсии, дом.самостоят.работы, кружка, факультатива |
Пидкасистый П.И. Педагогика-М., 1996, Р4, гл.24-28 Выбор методов обучения в средн.школе-М., 1981. |
2 нед |
Конспект реферат, глоссарий |
9 нед |
||
17 |
Варианты планов о мониторинге качества образования в школе |
Процесс активности в процессе познания |
Пидкасистый П.И. Педагогика-М., 1996, Р.4, гл 24-28 Ж. «Директор школды» |
2 нед |
Конспект, варианты планов |
10 нед |
||
18 |
Пути и средства активизации познавательной деятельности школьников |
Составить критерии оценки знаний и формы проверки |
Амонашвили Ш.А. Воспитател.значение оценки знаний – М. Полонский В.М. Оценка знаний школьников — М |
2 нед |
Конспект |
10 нед |
||
19 |
Описать развивающее обучение |
Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др |
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, 1998 |
2 нед |
Реферат, метод.разработки |
11 нед |
||
20 |
Раскрыть понятие «менеджмент» в образовании |
Управление целостным педагогическим процессом школы |
Пидкасистый П.И. Педагогика- М., 1996, Р.4, гл24-28 Ж. «Директор школы» |
2 нед |
Реферат, описание ППО |
11 нед |
||
21 |
Разобрать структуру и виды планов подразделений шк. |
Планирование учебно-методической работы школы. Нормативные документы школы |
Фриш Г.Л. Номенклатурная документация общеобр. учреждения |
1 нед |
конспект |
12 нед |
||
22 |
Познакомиться с работой МО учителей предметников |
Методическая работа в школе как основа повышения квалификации учит. |
Ж. «Директор школы», «Завуч», «Классный руководитель» |
2 нед |
Конспект, описание ППО |
13 нед |
||
|
Методические рекомендации по выполнению срсп:
СРСП №1. Методологические и аксиологические основы педагогики
Студент должен раскрыть следующие вопросы:
1. понятие предмета педагогики, источники его развития
2. основные категории педагогики
3. системы методов педагогического исследования
Фома контроля: конспект, составление глоссария
СРСП № 2. Сущность развития, возр.этапы, индивид.подход в воспитании
Студент ищет материал по следующим вопросам
1. развитие личности как пед. проблема
2. факты социализации и формирование личности
3. возрастные этапы развития личности школьника
4. идивид.подход в воспитании
Форма контроля: реферат
СРСП № 3. Периодизация детства и особенности развития разл. возрастных групп
Студент раскрывает следующие вопросы
1. Различные подходы к возрастным периодизациям
2. Педагогическая возрастная периодизация
3. Психологическая возрастная периодизация
4. Учет возрастных особенностей личности школьника в учебном процессе
Форма контроля: конспект
СРСП № 4. Структура целостного педагогического процесса
Студент работает с литературой, ищет материал по следующим вопросам:
1. сущность процесса обучения и её методологическая основа, принципы обучения
2. понятие целостного педагогического процесса, его особенность
3. нормативные документы регламентирующие содержание общего среднего образования
Форма контроля: конспект, составление глоссария
СРСП № 5. Познакомиться с программой перехода на 12-ти летнее образование
Студент ищет ответы по следующим вопросам:
1. Отличие 12-ти летнего образования от 11-ти летнего
2. Особенности 12-летнего образования
3. Положительные и отрицательные аспекты 12-ти летнего образования
Форма контроля: реферат, составление глоссария
СРСП № 6. Цели воспитания в истории педагогической мысли
Студент работает с литературой, ищет материал по следующим вопросам:
1. Развитие в педагогической науке целей воспитания
2. Основная цель воспитания
Форма контроля: реферат.
СРСП № 7. Раскрыть сущность мировоззрения
Студент должен раскрыть следующие вопросы:
1. Понятие мировоззрение
2. Различные подходы к пониманию понятия мировоззрения
3. Формирование мировоззрения
Форма контроля: реферат, глоссарий
СРСП № 8. Составить схему классификации методов воспитания
Студент ищет материал по следующим вопросам:
1. Понятие метод воспитания
2. Классификацию методов воспитания
3. Выбор эффективного метода воспитания в педагогическом процессе
Форма контроля: реферат, конспект, схема
СРСП № 9. Основные направления воспитательной деятельности школы
Студент ищет ответы по следующим вопросам:
1. Общая характеристика основных направлений воспитания: умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое; формирование мировоззрения и здоровый образ жизни.
2. Показатели и критерии воспитанности школьников.
Форма контроля: реферат, глоссарий.
СРСП № 10. Семья как специфическая педагогическая система
Студент ищет ответы по следующим вопросам:
1. Общая характеристика семейного воспитания
2. Особенности семейного воспитания
Форма контроля: реферат
СРСП № 11. Коллектив как объект и субъект воспитания
Студент должен раскрыть следующие вопросы:
1. детский ученический коллектив, его структура, сущность, деятельность
2. ведущие идеи воспитания в коллективе, разработанные в трудах отечественных педагогах
3. педагогическое руководство детским воспитательным коллективом
Форма контроля: разраб.систему воспитания
СРСП № 12. Дидактика как наука об обучении и образовании
Студент должен раскрыть следующие вопросы:
1. Понятие дидактики
2. Основные категории дидактики
3. Нормативные документы системы образования
Форма контроля: реферат
СРСП № 13. Разобрать законы и закономерности образования
Студент работает с литературой, ищет материал по следующим вопросам:
- понятие система образование
- законы и закономерности образования
- документы системы образования
Форма контроля: таблица
СРСП № 14. Нормативные документы о школе и образовании
Студент должен раскрыть следующие вопросы:
- понятие госстандарт, учебный план, учебная программа
- особенности нормативных документов в общеобразовательном учреждении
Форма контроля: конспект
СРСП № 15. Раскрыть специфику применения на практике различных МО
Студент работает с литературой, ищет материал по следующим вопросам
1. понятие метод обучения
2. классификация методов обучения
3. активные методы обучения
4. использование метода обучения в учебном процессе
Форма контроля: реферат, глоссарий
СРСП № 16. Составить конспект высказываний вел.дидактов о сущн.совр.урока
Студент работает с литературой, ищет материал по следующим вопросам
1. понятие урок
2. виды, типы урока
3. внеурочные типы уроков
Форма контроля: реферат, конспект, глоссарий
СРСП № 17. Варианты планов о мониторинге качества образования в школе
Студент работает с литературой, ищет материал по следующим вопросам
- Понятие о мониторинге
- Особенности использования мониторинга качества образования в современном общеобразовательном учреждении
Форма контроля: конспект, варианты планов
СРСП № 18. Пути и средства активизации познавательной деятельности школьников
Студент работает с литературой, ищет материал по следующим вопросам
- Особенности активизации познавательной деятельности школьников
- Пути и средства активизации познавательной деятельности школьников
Формы контроля: шкалирование успеваемости
СРСП № 19. Описать развивающее обучение
Студент работает с литературой, ищет материал по следующим вопросам
- История возникновения развивающего обучения
- Понятие развивающее обучение
- Развивающее обучение с точки зрения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др.
Формы контроля: реферат
СРСП № 20. Раскрыть понятие «менеджмент» в образовании
Студент работает с литературой, ищет материал по следующим вопросам
- Понятие менеджмент
- Менеджмент в образовании
- Особенности управления целостным педагогическим процессом школы
Формы контроля: реферат
СРСП № 21. Разобрать структуру и виды планов подразделений школы
Студент работает с литературой, ищет материал по следующим вопросам
- Планирование учебно-методической работы школы
- Нормативные документы школы
Формы контроля: конспект
СРСП № 22. Познакомиться с работой МО учителей предметников
Студент работает с литературой, ищет материал по следующим вопросам
- Методическая работа в школе как основа повышения квалификации учителей
- Методические объединения учителей
Формы контроля: конспект
Задания срс и график их выполнения
№ |
Тема |
Содержание |
Форма контроля |
Максим. балл |
Дата сдачи |
1 |
Научные основы педагогики |
Дать осн — е категории педагогики, ее место в сист. наук |
глоссарий
|
5 |
2 нед |
2 |
Развитие, социализация и воспитание личности |
Сущность развития и возр. этапы |
Сообщение |
4 |
2 нед |
3. |
Целостный педагогический процесс
|
Показать единство обучения и воспит. |
Конспект
|
5 |
3 нед |
4 |
Воспитание в целостном педагогическом процессе
|
Сущность, особенности восп. |
Сообщение |
5 |
3 нед |
5 |
Основные направления воспитательной деятельности школы
|
Раскрыть основные направл.воспит |
конспект |
5 |
4 нед |
6 |
Средства, формы и методы воспитания
|
Раскрыть сущность и применение методов воспитания |
кроссворд |
5 |
5 нед |
7 |
Воспитание личности в коллективе
|
Показать структуру деятельности современного коллектива |
Диспут |
5 |
6 нед |
8 |
Педагогическое руководство семейным воспитанием
|
Формы и методы руководства семейным воспитанием |
Составление перечня дел |
5 |
7 нед |
9 |
Обучение в целостном педагогическом процессе
|
Показ. ведущей роли обучения |
Схема |
5 |
8 нед |
10 |
Содержание образования в современной школе
|
Знакомство с нормативными документами |
Конспект, аннотации |
5 |
9 нед |
11 |
Методы и средство обучения в средней школе |
Раскрыть суть методов обучения |
Реферат глоссарий |
5 |
10 нед |
12 |
Формы организации обучения в школе |
Показ. места урока в обучении, роль других форм обучения |
Разработка урока |
4 |
11 нед |
13 |
Мониторинг качества образования в школе |
Процесс оценки знаний учащихся, современные подходы |
Разработать критерии оценки |
5 |
11 нед |
14 |
Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процесе |
Формы и виды познават.деят. и формирования мировоззрения |
Составить схему направления познават.деятельности |
5 |
12 нед |
15 |
Современные системы обучения |
Раскрыть различные подходы к современным системам обучения |
Составить классификацию традиц.систем обучения и нов.подходы
|
5 |
13 нед |
16 |
Управления целостным педагогическим процессом школы |
Раскрыть понятие «менеджмент» в образовании |
Конспект
|
5 |
14 нед |
17 |
Планирование учебно-методической работы школы. Нормативные документы школы |
Разобрать структуру и виды планов подразделений |
конспект |
5 |
14 нед |
18 |
Методическая работа в школе как основа |
Познакомиться с работой МО учителей предмет |
Составить пример. План работы МО |
5 |
15 нед |
Методические рекомендации по выполнению СРС:
СРС № 1. Научные основы педагогики
Студенты знакомятся с историей педагогики, ее основными категориями, место в системе наук. Определяют значение науки в системе образования
СРС № 2. Развитие, социализация и воспитание личности
- развитие личности как пед. проблема
- факты социализации и формирование личности
- возрастные этапы развития личности школьника
Студенты изучают сущность развития и возрастную периодизацию
СРС № 3. Целостный педагогический процесс
- педагогические закономерности, их сущность
- пед. процесс как целостное явление
- закономерности и движущие силы пед. процесса
Студенты знакомятся с целостным пед.процессом, определяют его место в педагогике
СРС № 4. Воспитание в целостном педагогическом процессе
Раскрывают сущность и особенности воспитания
СРС № 5. Основные направления воспитательной деятельности школы
Раскрывают основные направления воспитания. Дают полную и четкую характеристику каждому направлению воспитания.
СРС № 6. Средства, формы и методы воспитания
Раскрывают сущность и преемственность методов воспитания. Дают основные характеристики средствам, формам, методам воспитания
СРС № 7. Воспитание личности в коллективе
Изучают особенности формирования детского коллектива. Теорию становления и стадии формирования коллектива. Показывают структуру деятельности современного коллектива.
СРС № 8. Педагогическое руководство семейным воспитанием
Раскрывают особенность семейного воспитания, стили семейного воспитания. Показывают суть воспитательной работы школы и семьи.
СРС № 9, 10 Обучение в целостном педагогическом процессе. Содержание образования в современной школе
Студенты рассматривают единство обучения и воспитания в ЦПП
СРС № 11. Методы и средство обучения в средней школе
Раскрывают особенности и суть методов обучения. Определяют различные классификации методам обучения. Разграничивают такие понятия как средства и методы.
СРС № 12. Формы организации обучения в школе
Определяют место урока и других фор обучения в ЦПП
СРС № 13. Мониторинг качества образования в школе
Показывают многообразие технологий в обучении
СРС № 14. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе
Уясняют место оценки знаний в учебном процессе.
СРС № 15. Современные системы обучения
Раскрывают различные подходы к современной системе обучения. Раскрывают такие понятия как личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение и др.
СРС № 16. Управления целостным педагогическим процессом школы
Раскрывают основы руководства школой
СРС №17. Планирование учебно-методической работы школы. Нормативные документы школы
1. планирование учебно – воспитательной работы школы, его значения
2. план работы школы, его структура и содержание
3. нормативные документы школы, их разнообразие и требования к их ведению
Студенты учатся разбираться в планах школы. Составляют самостоятельно один из видов плана.
СРС №18. Методическая работа в школе как основа
Самостоятельно работают с литературой. Раскрывают особенности методической работы в школе.
Список рекомендуемой литературы
Основная литература:
Лихачев Б.Т. Курс лекций – М., 1998
Нургалиева Г.К., Кусаинов А.К. Сравнительная педагогика – А., Рауан, 1999
Педагогика/ Под ред.П.И. Пидкасистого – М., 1996
Подласый И.П. Педагогика – М., Владос, 1999
Пуйман С.А. Педагогика – Минск, 1999
Сластенин В.А., Иваев И.Ф. Педагогика – М., 1998
Столяренко Л.Д. 100 ответов по педагогике – РнД., 2000
Харламов В.Ф. Педагогика- М., 1999
Дополнительная литература
Амонашвили Ш.А. Как живете дети? – М., 1986
Жампеисова К.К. Формирование основ политической культуры старшеклассников в целостном педагогическом процессе – А., 1996
Закон «Об образовании» РК – 2007 г.
Кондрашова Л.М. Сборник педагогических задач – М., П., 1987 г.
Лемберг Р.Г. Дидактические очерки – А., Мектеп, 1964
Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности – М., 1980
Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории – М., 1981
Мусин К.С. Методология профессиональной подготовки учителей: основные направления и тенденции развития – Алматы, АГУ им. Абая, 1999
Поташник М.М. Развитие школы как инновационный процесс – М., 1994
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М., 1998
Станкин М.И. Профессиональные способности педагога. Акмеология воспитания и обучения – М., 1998
Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа – М., 1989 г.
Уманов Г.А. Педагогика межнациональных отношений – А., АГУ, 1995
Хан Н.Н. Педагогические требования к организации коллективной познавательной деятельности учащихся – А., 1988
Хмель Н.Д. Педагогический процесс в общеобразовательной школе – А., 1984
Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя- А., Гылым, 1998
Шамова Т.И. Активизация учения школьников – М., 1982
Ямбург Е.А. Школа для всех. Адаптивная модель – М., 1996
Система оценки знаний студентов
(Изучение дисциплины заканчивается письменным экзаменом, который охватывает весь пройденный материал. Обязательным условием для допуска к экзамену является выполнение всех предусмотренных заданий в программе. По темам лекционного материала запланированы 4 контрольные работы в виде теста)
Рейтинговый контроль (текущий) – 60%;
Экзамен (итоговый) – 40%
Критерии оценки знаний студента на экзамене:
(разрабатывает кафедра по устным экзаменам по Типовой программе дисциплины)
Оценка по буквенной системе |
Цифровой эквивалент баллов |
Процентное содержание |
Оценка по традиционной системе |
A |
4 , 0 |
95-100 |
отлично |
A- |
3 , 67 |
90-94 |
|
B + |
3 , 33 |
85-89 |
хорошо |
B |
3 , 0 |
80-84 |
|
B — |
2 , 67 |
75-79 |
|
C+ |
2 , 33 |
70-74 |
удовлетворительно |
C |
2 , 0 |
65-69 |
|
C — |
1 , 67 |
60-64 |
|
D + |
1 , 33 |
55-59 |
|
D |
1 , 0 |
50-54 |
|
F |
0 |
0-49 |
неудовлетворительно |
Политика и процедуры
включают правила оценки всех видов работ (максимальный балл, штрафные и поощрительные баллы); критерии выставления экзаменационной и итоговой оценок и правила апеллирования итоговой оценки, опоздания, пропуски, поведение в аудитории, позднее представление работ, отсутствие на экзамене.
Расчет рейтинга
№ |
Виды работ |
Кол-во баллов |
|
Расчет итоговой оценки по дисциплине.
Итоговая оценка подсчитывается по формуле:
(Р1+Р2)
ИО = [ ———— ] х 0,6 + Э х 0,4
2
где:
Р1 – цифровой эквивалент оценки первого рейтинга;
Р2 – цифровой эквивалент оценки второго рейтинга;
Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.