Психология и педогогика шпоры 1

1.Псих как наука. История становл как самост дисципл.Псих- область знаний о внутр мире чел и животн, наука о психике чел и жив. Всякий организм не может сущ без внешн среды, необх для поддерж его жизни. Связь с ней осущ с помощ нервн систе. Основн механизм деятельн живых сущ явл рефлекс как ответн реакц на раздражен внешн или внутрен среды. Психика явл субъективн сложн и многообр отражен объектив мира. Душа, психика -внутр мир личности котор возник в процессе взаимод челов с окруж внешн миром в процессе активного отражения этого мира. Она присущ как чел так и животн. Псих как своеобр отрасль знаний выделил древн греч философ Аристотель в трактате О душе. Этапы развит:1)(антич период) наука о душе. наличием души пытались объясн все непон явл в жизни челов. Более 2000 лет назад.2)(новое время) наука о сознан. с развит естест наук в 17 в. Способн думать, чувст, желать назыв сознанием. Метод изучен-наблюд за самим сабой.3)(начало 20 в.)наука о поведен. Задача-наблюд за поведен, поступк, реакц челов.4)(2 полов 20в-начал 21в) наука изуч факты, закономерн, механиз психики. Характерно-многообр подход к сущности психики, превращ псих в многоотрасл, прикладн область знаний. Псих долг время вход в состав филос. Отделил она только во 2 полов 19 В. с открыт первой лабор эксперимент псих. в 1879.

5. Психика. Происх и развит псих челов. Психика-свойство высокоорганизов материи, заключ в активн отражен субъектом объективного мира. Подхоры к опред каму присуща психика: 1) антропопсихизм (Декарт)-только челов. 2) панпсихизм (франц материалист) -всеобщ одухотвар присуща всей природе. 3) биопсихизм (Аристотель)-является свойств живой природы (и растениям) 4) нейропсихизм (Дарвин)-только организм, котор имеют нервн систему. Объективн признаком возникновен психики у живых организм служит появл чувствит котор возникает в ходе развит раздражимости-способности простейших живых организм реагировать на воздейс, входящ в процесс обмена веществ .Этапы развит психики: элементар чувствит(приспос к более сложн среде привело к формиров у живых организмов простейш нервн системы и спец органов чувствител. На этой стад животн реагир только на отдельн свойс предметов внешн мира, а поведен определ врожден инстинкт.), предметн восприят(с переход к наземн образ жизни, развит голов мозга возник предмет воспр. животн способн обучаться, появл индивид приобрет-ые навыки поведения), стадия интеллекта(способн животн отражать межпредм связи, ситуац в целом), стадия сознания (самая высок стад разв жив существ) Отлич псих чел от животн

1)воспр у чел облад предметн и асмыслен, память произвол и опосред (увязка с друг событиями)2)память чел безгран, жив- огранич, 3) чел свойст нагл действ, нагл образн и словесн-логич мышлен. жив -первые 2. 4) интелек и эстетич чувст свойст чел.5)марал чувс как чел так и жив.

3. Методы психологии. Для получ фактов, их обработки и объяснения в психологии использ совокупность методов исследован. Методы: 1) организац:*сравнит (сапост различн групп людей по возрасту, образов, деятельности и общению) *логитюдн (многократн обследов одних и тех же лиц на протяжен длител времени) *комплексн (в исследов участв представ различн наук, что позвол устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода)2)Эмпирич способы добывания научн данных.*Наблюден (преднамер системат, целенапр фиксиров восприятии внешн проявлен психики. Процедура:опред задач и целей, выбор объекта, предмета и ситуац, выбор способа наблюд, выбор способ регистрац наблюдаемого, обработки и интерпритац получен инф. Виды: =стандартн -ведет по определ плану, =свободн,=включенное — челов знает что за ним наблюд,=внешние- наблюд за друг людьми, =внутрен — набл за самим собой за организмом).

*Самонабл (за собств псих явлен) *Эксперим (активн вмешат в ситуац со стороны исле-ля, осущ планомерн манипул-ие некотор фактами и регистр соответс изменен в состоянии и поведении изуч объекта. Виды: =естествен — в естеству слов, =лаборат, =фармирующ-в ходе эксперим появл желание изменить психику человека) 3) Психодиагностич метод:*Тест (кратковр одинак для всех испытуемых задание по результ которого определ наличие и уровень развития определ псих качестр чел)*Беседа (прямое или косвен получение психолог информац путем речевого общения.)*интервью (сбор инф, получ в виде ответов на поставл вопросы)*анкетиров (вопросы и ответы представл в письмен форме) 4) Интерпретац: *генетич (анализ материала в плане развит с выделен отдельн фаз, стадий)*структ (установл структ связ между всеми характерист психики) 5) Коррекция:*гипноз, *замбирован,*тренинг,*аутотренинг)

4. Место псих в сист наук. Псих и педагог. Псих включ 40 отдельн дисц и науч-практ направл. Для совр псих характ процесс дифференц, порождающ значител разветвлен психолог на отдельн отрасли, котор часто весьма далеко расход и сущ отлич друг от друга, хотя и сохран общий предмет исслед-факты, законом, механизм. Задачи отраслей:1)детск псих-развит сознан, псих процессов, деятельности, всей личности растущего челов, услов ускорен этого развит.2)соц псих-рассматр взаимотн чел с др людьми и соц группами, психолог совместим.3)педагог псих-закономер развит личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психолог проблемы конкретн видов человеческой деятельности.5)Псих труда-рассм псих особенности трудовой деятельн челов, закономерн развит труд навыков.6)Инжен -закономер процессов взаимод челов и соврем техники с целью использован их в практике проектиров, создан и эксплуат автоматиз систем управлен. 7) медиц псих-рассм псих особенн деятельн врачей, поведен больного, разраб психолог методы лечен и психотерапии.6)воен псих-поведен челов в услов боев действ.

8.Ощущения.Физиолог основа.Свойства.

Ощущен-отражение в сознании челов отдельн свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздейств на его органы чувств. Органы чувств-те механизмы, при помощи которых информация об окруж нас среде поступает в кору голов мозга. С помощью ощущен отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, звук, вкус) и состояние внутр органов (боль, голод).Физиолог основой ощущен явл деятельность анализаторов, которые состоят из следующего: *рецепторы (нервн окончан), преобраз-их энергию внешн воздействия в нервн сигналы.*проводящих, центростремител нервн путей, по которым нервн сигналы перед в мозг.*центральн корковых отделов анализ-ов, где происходит обработка нервн сигналов, поступающих от рецепторов. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающ нервн системой, но осознавать свои ощущения могут только те из них, у кого есть мозг с высокоразвитой корой. Если кора мозга временно отключ, то человек не может осознано реагиров даже на сильн боль.

6.Природа сознания. Язык и сознан. Сознател и бессознат. Сознан-высш форма отражения внешн и внутр явлений. Развивал в процессе труд деятельности, возникш в силу необход осуществлен совместн действий для добывания пищи при резком изменен усдлов жизни первоб челов. Изготов употреб оруд труда способст развит абстракт мышлен речи языка развит отнош между людьми. Свойства:*активн (обусловл спецыф внутрен состоян субъекта в момент действия*интенциональн (направл на предмет)*способн рефлексии, самонабл (процесс самопозн внутрен психич актов и состояний.)*мативац-ценностн характ (всегда мотивир, преслед какие-то жизнен ценности.)*обществ характер (включено в качестве необход элемента в соц структуры. Состояния сознания:=Бессознат (система псих котор регулир принципом удовольствия и включ в себя различн врожден и вытесн влечения, импульсы, желан, стремлен, характериз неосознаваем, сексуальн, ассоциальностью. Все душевн процессы бессозн. сигналы попавш в зону ясного сознания, использ человек для осознанного управлен своим поведением. Когда перед челов возник проблема, она попадает в зону ясного сознания. Но как только решен найдено, управлен поведен перед в сферу бессозн, а сознание освобожд для решен вновь возник проблем.

7.Строен и функц нервн сист. Мозг и психика. Основн элем нерв сист: клетки или нейроны. Нервн сист явл физиолог носит психики человека. Функции: *обеспечен контактов с внешн миром, *интеграц внутренних органов в системы, координация и реализ их деятельности, *организ целостн функциониров организма. Строение:1)центральн (голов и спин мозг.-совокупн нервн образов в коре голов мозга, двигател центрах ствола мозга, мозжечке и спин мозга. Функция-координац и регуляц всей психич деятельности.)2)Переферич нервн система (нерв волокна, нер узлы и сплетения, нервн окончания, соединяющие рецепторы, мышцы со спинным и голов мозгом. Функц:передача раздражителей внешн среды в центральн систему и ответных команд из последней) 3) Вегетативн нер сист (часть нерв сист, регулир работу сердца, кровен сосудов, желез, гладкой мускулатуры и др. органов. Функц: роль в эмоцион реакц организ) Элементы нер сист: нервн клетки и нейроны (тело клетки и отростки-дендриды (восприн возбужд) и аксоны (перед возбужд).Центр нерв сист сост из спинного и голов мозга. Наиболее высок отделы мозга центр нер сист представл больш полушар голов мозга. Левое полушотвеч за речь, вербальн память, логич рассужд, правое-восприят простр отношен, умеет опознав целое по части, отвеч за образное мышление. Специализ полуш позвол рассматр мир с 2 разн точек зрения.

10.Восприятие.Свойства. Виды. Воспр-отражение в сознании чел непосредств воздейств-их на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происход при ощущении. Способн восприним мир в виде образов обладает только человек и высшие животные. В итоге восприятия складыв образ, включающий целый комплекс различных ощущений. Образ складыв в процессе восприят предполог взаимодейств нескол анализат. Исходя из того какой из них работает активнее, различ виды восприятия (зрит, слух, осяз).

В завис от форм отражен:*восп простр (формы, величин, расстоян, взаим располож)*восп времени (отраж длител, скорости, последов явлен)*движения (измен полож во времени).

Свойства: *избирател (способн воспр лишь те предм котор предст интерес) *предметность (воспр предм как обособл в простр и времени) *апперцепция (зависим воспр от прежнего опыта человека) *осмысленость (восприним предметы имеют определ жизнен смысл)*константность (относит постоянст или независим образа предмета от меняющихся услов восприятия.)*целостность (образы отражаем предм выступ в сознании челов в совокупн многих их качеств, даже если отдельн из них в данный момент не ощущаются. Наруш восприят- галюцинац. Воспр возник без наличия реальн объектов (видения, призраки, голоса)

9.Виды ощущений. Адаптация и её разновидности. Виды:1)по наличию или отсутс непосредств контакта рецептора с раздражителем, вызыв ощущение:*дистантные (зрител, слухов, обонят) *контактн (вкусов, болев, осязат).2)по модальн раздрожит:*зрител,*слух, *обонят,*вкусов, *тактильн,*статич, *температ, *болев.3)по месту располож рецепторов:*экстерорецептивн (отраж свойства предметов и явлений внешн среды (зрит, обон, осяз, вкус)) *интерорецептив (отраж сост внутр органов (болев, равновес, ускорен)) *пропреоцептивные (отраж движение нашего тела (мышечн-двигат, сокращен, растяжен мышц).

Все ощущения имеют общие законы:1)закон адаптации (приспособ)-изменен порога чувствит под влиянием долгодейств раздражителя (острое ощущ запаха в перв минуту)2)закон контрастности (измен чувствит под влиян предшеств раздражителя (одна и таже фигура на белом фоне кажет темнее, а на черн светлее)3)закон сенсибилизации (сост в повышен чувствит под влиянием адекватн и неадекв раздражителей. Повышен чувствит анализаторов происходит в связи с повышен возбудимости коры голов мозга пог влиянием одновременной деятельности других анализаторов.)

14.Основн операции и формы мышления.

Формы:*понятия-отражен в сознании челов общих и существенных свойств предмета или явления.*суждения-основн форма мышления в процессе котор утверждаются и отражаются связи между предметами и явлениями действительн. Языкавой формой выражен сужден явл повеств предлож. Самост формой мыслит деятельн явл умозаключ (вывед из одного или нескол сужден нового).Мышление тесно связано с речью. Речь и мышлен протикают на одной и той же основе — на основе языка, который можно рассматривать как знаковую систему, служащ для фиксации, хранения, осмыслен и перед информ. Язык служит средством общения между людьм. Различн языки сформиров вместе с мышлением из потребности людей в общении и в процессе общения.

11.Представлен.Роль в познават процессе.

Представл-процесс воссоздания конкретн обрабоз предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздейств на наши органы чувств. Предст различ по видам анализаторов, котор в них задейств. Виды:*зрител (образ),*слух (предст мелодии)*обонятельн,*осязат (предст предм к котор прикас ранее)*двигат.Предст формир в процессе деятельн человека, поэтому в зависим от вида деятельн развивается преимуществ какой-либо 1 вид представл.

Виды:1)по степени общности*единичн-воспр одного представл предмета.*общие-обобщенно отражающие ряд сходных предметов.2)по степени проявления волевых усилий.*непроизв-возник спантано, без активизации воли и памяти чел.*произвол-целев представл, возн под воздей волев усилий.

12.Воображение. Виды. Функции. Творчество. Вообр-психич процесс создания образов таких предметов и явлений, котор никогда не восприним челов раньше. Процесс воображ свойств только челов и явл необходим условием его трудов деятельности. Человек прежде чем что-либо сделать представл что надо делать и как будет делать. Функции:1)представл действительн в образах и иметь возможностьпользов-тя ими, решая различн возник задачи.2)регулирован эмоциональн состояний.3)участие в управлен другими психическ и физиолог процессами, в частности волей, вниманием, памятью, речью.4)формиров внутрен плана действий.5)планиров и программиров деятельности, составлении определенных программ, оценке их правильности. В творческих видах труда развитие воображ происходит естеств в процессе занятия этими видами деятельности. Виды:1)пассивн *произвольное (мечтательн, грезы)*непроизв (гипнотич состоян, сон)2)Активное вообр направл на решен творч или личност задачи. Оно нацелено в будущее. Активн воображ определ-ся волевыми усилиями и поддается волев контролю.. *артист,*творческ (самост создание новых образов в процессе творческ деятельности),*критич, воссоздающ (созд образов на основе личного опыта, чертежа) *Антипир (способн челов предвосхищать будущее события, предвид результ своих действий).

13.Природа и виды мышления. Особен творч мышл. Мышлен-психич процесс отражен реальности в её наиболее существ связях и отношениях, высшая форма творческ активности человека. Познават процесс направл на разрешен какой-либо задачи. Виды:*нагляд-действ (решен нестанд задачи ищется посредс наблюд реальн объектов, их взаимодей, и выполнен матер преобразов, в котор принимает участие сам субъект мышления.)*нагляд-образн (осуществ на основе преобраз образов восприятия в образы представл.)*абссстракт-логич или дискусивное. Процессам мышлен людей присущи значител индивид различ, котор проявл в кач ума (широта и глуб ума, гибкость мысли, быстрота и критичн ума).

Операции мышлен:=анализ-мыслит операц расчленен сложного объекта на сост его части)=синтез (перех от частей к целому)=сравнение (операц заключ в сапост предмет и явлений, их свойств и отношен друг с другом и выявл таким образом, общности или различия между ними)=абстрагир,(операц основ на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выдел в них главного.)=обобщение (объединен многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

18.Виды памяти, их особенности Виды:1)нагляд-образн память на зрител, звукав, осязат и другие образы.2)словес-логич на смысл изложен, его логику3) двигател память на движение (выработ навыков ходьбы, письма)4)эмоц память на переживан (имеет больш знач на формир личности)5)Механич (запомин инф в той форме в котор она восприним)6)логич (запомин не внешн формы, а смысла изучаемой информации)

7)Длительность*кратковрем-запомин и сохр инф на коротк срок после однократно и очень непродолж восприятия.*долговр-длит хранен часто повтор и многокр запомин инф.*оператив-сохр матер после его запечатления на время необходимое для выполнен задачи.

15.Речь.Функции.Виды речи и речевого акта. Речь-словесный язык в действии, процесс практического примен челов именно словесн языка, а не какого другого. Виды:*внутрен-результ котор явл мысли. Хотя при внутренней речи человек и не говорит вслух, его мысли все равно облекают в форму слов.*внешн-бывает устн (общение между людьми посредс произн слов вслух, и восприят их людьми на слух) и письмен (посред письм знаков).

Виды устн речи:*монологич (речь1 чел),*диалог (2 и более чел) Свойства: 1) содержательн определ колич выражен в ней мыслей, чувств и стремлений, их значимости и соотв действительн.2)понятностьдостигает синтаксич правильн построен предлож, а также примен в соотв местах пауз или выделен слов с помощ логич ударен.3)выразительнсвяз с её эмацион насыщенностью.4)Действенность заключ в её влиянии на мысли, чувства и волю др. людей, на их убежден и поведение.

16.Внимание. Свойства и виды. Управление. Внимание-направленость психики на определ объекты, имеющ для личности определ значимость. Внимание проявл в мимике, позе. Внимател челов как правило поглащ своей работой, сосредаточ. Виды:1)по наличию волевого усилия:*Непроизвольн (сосредот сознан на объекте в силу каких-либо его особенностей, которыми могут быть новизна, необычность, воздейств на человека в данный момент).*Произв (сознательно регулируемое сосредоточен на объекте.)*послепроизвол (произвольн вниман v;tn трансф в спонтанное. После включ в деятельность сосредаточен на ней происходит как бы само собой. Свойства:=Объем внимания-измер тем колич объектов, которые восприним одновременно с одинаковой степенью ясности восприятия.=распредел внимания-возможн челов удерживать в сознании одноврем несколько разнородн объектов или выполн одновременно нескол действ с ними.=устойчивость внимания-определ-ся длительн, в течении которой сохраняется концентрация на одном предмете или виде деятельн.=Переключ-сознательн перемещен внимания с одного объекта на другой.=избирательность-сознан сосредатач только на объектах, представл для человека наибольш интерес.

17.Память. Процессы памяти. Память-процесс запоминан, сохранен и воспроизведен образов, мыслей, эмоций) Память явл необходимым условием научения, приобрет знаний, формиров умений и навыков, способн челов. Существ 3 процесса памяти:1)запоминание-процес памяти в результ которого происход запечатление нового путем связывания его с приобретенным ранее.2)Сохранение-организ и удержание инф. Динамич сохр-матер измен мало. Статич-обязательно трансформир, подвергается переработке.3)Воспроизведен-процес извлечен из памяти сохранен материала. Осущ в следующ формах: узнавание, воспоминание. Особенности памяти свидетел о её продуктивности:*Объем-отражает колич показат и возможности запечатляемой, сохраняем и воспроизводим инф.*Быстрота-способн достиж определ скорости запечат, сохран, обраб инф.*Точность-показывспособн челов в процессе запеч, сохр и воспр инф качественно и продуктивно отражать ее основн содержание.*Длительность-важнейшая характеристика памяти, свидетельс о его способн удерживать определ время в своем сознании нужную информацию.(Долгов, кратков, оперативн)

24.Особенности психич состоян. Псих состоян-целостн характеристики психич деятельности за некотор период времени. Они сопровожд жизнь. Псих сост челов характериз целостностью (в определ промеж времени характер всю псих деятельн, выраж конкретн соотнош всех компонент психики), подвижностью (изменчив, наличии стадий протекания), относит устойчивость (их динамика менее выражена, чем у процессов (познав, волев, эмоцион) При этом псих процессы, состоян, свойства личности тесно взаимосвяз. Выступ в качестве строител материала для формиров качеств личности), отличаются многообраз и полярностью(полярность-каждому сост есть противоположн) .Психич сост зависит от свойств нервн сист, типа темперам, общей эмоциональн направленности, способности нейтрализовать негативн эмоций и степени развития тех или иных волевых качеств. Класиф состояний: *от роли личности и ситуации в возникнов псих сост (личностн и ситуац).*доминир компонент (интеллект, волевые, эмоцион).*от степени глубины (глубок, поверхностн).*от времени протекан (кратковрем, затяжные, длительн)*от влияния на личность (положит, отриц, стеническ, повыш активность, астетическ).*от степени осознанности (более или менее осознан).*от психич здоровья (норма, пограничн состоян, патология)*по видам (аффект, стресс, фрустрация…)

30.Задатки и способности. Виды способн. Способн обусловл как врожден особенност индивида так и его соц опытом. Основой развития способн и важнейш условием явл наличие задатков, котор явл врожден анатомич и физиолог особенност организма человека. Классиф:1)по происхожд:=природн (обусловл врожд свойств психич процессов)=социальн (способн в большей степени обусловлен системой обучения и воспитан).2)=общие (обеспеч выполнен многих видов деятельн)=специальн (необходимы для выполнен какого-то одного определ вида деятельности.3)=учебные (позвол успешно осваивать знания)=творческие (способн к созданию новых оригин идей, знаний)4)по наличию услов для развитию:=потенциальн (способн которые в настоящ время не проявились.=актуальн (уже проявились у человека.) Уровни развития способн.: =одаренность (совокупн общих способн, котор при наличии знаний умений и навыков позволят успешно выполнять какую то деятельность)=талант (одаренность человека, реализованная в высоких и оригинальн достижен в определ области деятельности через совокупность специальн способностей.) =гениальность (высший уровень способн, когда одаренность выраж в результатах, имеющих эпохальную, испорич значимость.)

20.Эмоц процесс. Формы переживан. Эмоции (реакция)-пережив-ия отношен, возникш в данный момент в связи с конкр ситуац. Они носят ситуац характер. Эмоция- система сигнал о том что из происх в мире имеет значен для челов. Играет больш роль в установл контакта между людьми. Выразит движен сопутств эмоц-ым явлениям позвол нам ориентиров в том что переживает в данный момент человек (радость, зависть).

Благодаря чему мы можем предложить свою помощь или укланится от нежелат контакта. Формы эмоц контакта:* Аффект-сильн выражен эмоции связан с резким изменением важных для субъекта жизнен обстоят. Характер-ка:быстр возникн, больш интенс пережив, кратковрем, безотчетн, снижен способн к перекл внимания. После него наступ упадок сил, равнодушие ко всему.*Настроение-эмоц тон в данный момент. Характез:слабая интенсивн, значительн длительн, неясность его причин иногда, влияние на активн человека.*стресс-состоян сильн эмоц напряжен, котор вызвано факторами различн природы, нарушаю-ми привычн образ жизни и оказыв разрушит влияние на здоров человека. Характер:вызыв неожиданной и напряжен обстановкой, влияет на активиз деятельн, способств особой четкости мышления. *Фрустрация-

Эмоц состояние, которое возник при сильн переживан от внезапн встречи челов непреодалим препятствия на пути к значимой цели. Характ:гнев, агресивн ко всему, чувство безысходн, отчаяния, вины. При этом челов направл удар на себя, что привод к суициду.

21.Классиф эмоций и чувств. Эмоц комплексы. Эмоция-реакция организма и личности. Овозникнов можно судить по его переживан, характеру изменен вегетат показат (серд сокращен, част дыхания), психомоторн (мимике, голосу, движен) Класиф:1)По виду*Радость-положит эмоц, выражен в хорошем настроен, ощущен удовольств.*Горе-глубокая печаль по поводу утраты кого-либо чего-либо ценного, необходим.*Страх-эмоция отраж защитную реакцию при переживан реальн или мнимой опасности для здоров или благопол челов.*Гнев-вызван личным оскорблен обманом или непреодолим препятств, стоящим на пути к цели.*Отвращен-презрение к челов совершивш недост поступок.*Удивление-при встречи с новым объектом. Внезапн и неожидан событие. 2) По активности* стенические-возбужд активн челов (радость, злость, гнев),*астенич-подавл активн, тормоз (тоска, тревог).

25.Стресс.Физиолог основа. Депривация. Агрессия.

Стресс-состоян сильн эмоциональн напряжения, вызван факторами различн природы, нарушающими привычный образ жизни и оказывающ разрушительн влияние на здоров человека. Группы:*физиолог (черезвыч больш физ перегрузки, предельн допустим границы температ обитания, боль)*психол (возрастн кризисы, страх, обида) Введено канадск физиолог Селье в 1936. Это неспецыф ответ организма на предъявл к нему ситуативн требования. Может влиять на деятельн как полож так и отрицательно. Он вызывается неожидан и напряжен обстановкой. У многих людей влияет на активизац деятельности, способств особой четкости мышления, осмысленному запоминанию. Отриц-дистресс- эмоцион сост краха, потери, невозвращен прежнего статуса или роли. Надежды рушаться, пгоявл страдания. Такое сост подрывает здоровье.Фрустрация— сост возник при сильном переживан от внезапн встречи человеком непреодалимого препятствия на пути к значимой цели. Характ: гнев, агресивн ко всему, чувство безысходн, отчаяния, вины. При этом челов направл удар на себя, что привод к суициду.

26.Динамика психич состояний. Сон-снижение осознаваем психич активности и пополнением энергии, израсходаван в период бодрствования. Такое состояние представл собой повторяющ 4−6 раз за ночь циклич процесс с чередующ фазами медлен и быстрого сна. Фаза медл сна включ дремоту, поверхн сон, сон умерен глубины и глубокий сон.75−85% всего сна. Фаза быстрого сна — особый тип бодрствован. Характериз быстр движен глаз и сноведения. Работоспособн и её фазы. Врабатываемость-нарастание работосп за счет мобилизации индивидом своих физич психич и физиолог возможностей на начальном этапе выполнения какой-либо работы. Продолжит такого сост зависит от степени знакомст индивида с предст работой, приобрет ранее навыков её выполнен, уровня работосп в данный момент. Состоян оптим работоспос -миним затраты физич и психич энергии человека, чувством удовлетв от выполнен работы и её наилучш результат. Утомление -времен снижение работосп под влиянием длительн воздейств нагрузки. Утомлен сопровожд чувством вялости, ощущ усталости, потерей интереса к работе. Релаксация-возникает в результате снятия напряжен после сильн переживан или физич, умствен усилий. Непроизв (засыпание), произвольн (аутоген тренировки)

44.История педагог идей и воспитательн практик. Педагогика как совокупн знаний о воспитании человека возникла из общественной потребности в подготов подраст поколений к жизни. В первоб общест воспитан осуществ в семье или же поручалось наиболее опытн представит общин. Производст и моральн опыт дети усваив в процессе совместн трудав деятельн и повседн общении со старшими. Поэтому воспитание в этот период не составл специфич области профес деятельности людей. В период рабовл строя возн специальн образов учрежд и появл люди профессией которых стало обучен и воспит детей. В средн века возник монастыр, приходс и соборн школы. Вплоть до 17 В педагогика продолж оставаться частью философии. В 1623 англ ученый Ф. Бэкон выделил педагогику в качестве отдельн отрасли знания. Видными представит педагог мысли в Белар явл: Скорина, Гусовский, Колас, Пашкевич. В советск время на основе марксистс-ленининс философии развивались идеи коммунистич воспитания. (педагоги: Шацкий, Крупская, Сухомлинский) Совокупность идей привела к формиров народн педагогики в которой выше всего ценятся такие качества челов как уважение к труду, справедл почитание старших, уважен между людьми.

28.Структура личности, её составл. Классиф личности. Элементами психолог структуры личности явл её психолог cвойст и особенности, называем чертами личности. Многообраз свойств личности психологи пытаются уложить в некотор подструкт.4)Низшим уровн явл-биологич обусловл подструктура, в котор входят возрастн, полов свойства психики, врожден свойства типа нервной системы и темперамента.3) Следующ подструкт-включ индивид особеностипсихич процессов человека (памяти, восприят, ощущения) зависящих как от врожденных факторов так и от тренировки, развития этих качеств. 2) Далее уровнем личности явл её индивид и, соц опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения.1) Высшим уровнем личности счит её направленность, включ влечение, желания, интересы. Эта подстр наиболее соц обусловлена.

29.Направленость в структ личности. Потреб. Мотивы Направленость личности наиболее ярко проявл в особенности ее поведения в той или иной сфере жизнедеятельности. Напр личн-устойч система мотивов, определ активность личности и избирательность ее отношений к действительности, особенности поведения и деятельности человека независимо от услов данной социальн среды. Направл личности характериз уровнем зрелости, широтой интенсивн устойч действенностью. Направленость оказывает организ влияние не только на компоненты структуры личности, но и на психич состоян, волев псих процессы. Устремленность нацеленность чел в своей деятельности на какие то определ предметы объясняется в психологии при помощи термина «мотив».Он объясн почему именно этот предмет больше нужен чем остальн. В психолог нужда поним как дефицит, нехватка чего-либо необходим в организме для его нормальн существов-потребность.Большая сфера потребн обусловл биологич необход (безопасн, самосохр, восстан энергии, двигат активности, продолж рода)

33.Формирование и воспитание характера — процесс который охватывает всю жизнь человека. В дошкольн возрасте складыв первичн черты характера. Включенность ребенка в группав игры ускаряет формиров и развит коммуникативн и деловых черт. Первые признаки стабилизации характера возник в возрасте от 2−3 до 9−10 лет. Под влиянием взрослых формир такие черты как доброта, отзывчив, общительн. Начало их формиров связанно с первыми годами жизни и стилем общения матери с ребенком. Деловые качества формир позднее в детских играх, доступн видах домашнего труда. В возрасте 7−15 лет в школе формир отношен к людям. Волевые черты характера развив и закрепл в подрастк возрасте, а базовые основы характера — в ранеей юности. В возрасте 15−17 лет личность приобрет высокую характерологич устойчивость, которая сохран на протяжен всей жизни.

31.Темперамент— совокупность природн, индивид-своеобр свойств психики человека, определяющих динамику быстроту и интенсивн протекания псих процессов. Типы и характеристика. Холерик-в общении стремит к превосходству, доминир в беседе, старается установить власть, гневно реагир на критику в свой адрес, мимика выразительная и многообразная. Поведение неуравновеш.слабое терпение, демонстрир сильное стремление к цели, в опасн ситуац рискует, переоценив свои способности и возможн, внушаемость умеренная. Сангвиник -обращ с людьми на равных, стремится расширить круг знакомств, инициатор общения, обладает чувством юмора, самооценка несколько завышена, на критику реагир спокойно, в опасн ситуац расчетлив, внушаемость небольшая. Флегматик -в общении пассивен, никогда не явл инициатором общения, самооценка несколько занижена, не склонен к внешн выражен чувств и пережив, поведение уравновеш, большое терпении, к цели идет медленно, но при этом проявл упорство., внушаемость слабая. Меланхолик — в общении находится в зависим положении, легко попад под власть др людей, самооц низкая, не уверен в себе, тяжело перен критику в свой адрес, поведение неуравновеш, в опасн ситуац деманстрир растеренность., внушаемость большая.

32.Характер— совокупность устойчив индивид особенност личности, складывающ и проявл в деятельности и общении.Структура -это свойства характера взаимосвяз в целастн организ-ию.Компоненты:*отношен к себе (самоувер, неуверен, самолюбие) *отношен к делу (трудол, аккуратность, пассивн) * отнош к друг людям (патриотизм, лживость, эгоизм) *отнош к собственности.

Акцентуация-чрезмерн выраженность отдельн черт характера и их сочетаний. Типы:1)от степени выраженности *явные,*скрытые. Акц проявл не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях. Классиф Леонгарда: *гипертимный тип (подвижн, общит, приподн настроен, множество увлечений)*застревающ тип (умерен общительн, занудство, склон к нравоучен, ревность, обидчивость) *демонстрат тип (демонст поведен, эгоцентризм)*педантичн (пунктуальн, аккуратн, добросовестн)*возбудим (склон к канфликтам, стремлен к развлечен) *дистимич (серьезн, молчалив, обостр чувство справедлив)*тревожн (неуверен, обидчивость, дружелюбие, исполнительность)* экзальтированный (яркость и искренность чувств, хорош эстетич вкус)*эмотивн тип (болтлив, отзывчив, гумманость, обостр чувство долга) *циклотимный (частые периодич смены настроения)

42.Конфликт- открытое противоборство, столкновении двух и более участников социальн взаимодейств, причинами которого явл несовместимые потребности, интересы и ценности. Причины возникновен:*информация (неполная, искаженная, обнародаван нежелат инф, слухи)*ценности (культурн, религ, убеждения)*эмоцион отношений (неувовлет отношен друг к другу, негативн приемы контактов)* структура отношен (нарушен порядка соподчинен нечеткое распредел прав и обязанностей, нерац структ управления) *поведение (психич характерист, вызыв эмоцион процесс у партнера).

Классиф: 1)от источн и причины.*объективн и субъективн,*деловы и личностн.2)по коммуникат направлен -*гориз (взаимод разных по объему власти лиц),*вертикал (участв люди один из которых находится в подчинен у другого, объем власти уменьш по вертик сверху вниз),*смешенные (представл отношен подчинения и неподчинен, разного объема власти).3)по конфликтующ сторон *внутриличн (следствие столкнов между примерно равными по силе, но противоп направл интересами потребностями.),* межличн (связан с нескольк индивид, находящим в оппозиции друг к другу), *внутригрупп, *межгрупп.4) по значимости для организ коллектива *деструктивн (ведет к отриц, негативн последств)*конструктив (соверш в созидательных, а не разрушит формах)5)по формам сталкнавения конфликтного противоречия*скрытые (отсутств внешн агрессивн действия между оппонентами, но при этом использ косвенн способы воздейств)*открытые (выраженное сталкнавение аппонентов.

40.Возникн и формиров межличн отношен. Межличн отнош возникают и складыв на основе определ чувств, рождающ у людей по отнош друг к другу. Виды:1)*конъюнктивн чувства -сближающ и объедин людей, *дизъюктивн чувства -разъед людей. 2) официал (возник между людьми на должностн основе) и неофиц (на личных отношен), 3) отношен рукаводст и подчинен (подчинение интересов одних интересам других в силу различн ситуаций), 4) делов (возник в связи с совместн работой или по ее поводу) и личные (складыв независим от выполн работы), 5) горизонт и вертикал, 6) рационал (знание людей друг о друге и объектив оценки, котор дают окружающ) и эмоцион (оценки субъект основан на личном индивид восприятии человека).

Межличн отношен зависят не только от включенных в них людей, но также и от соц ситуации, в которой эти отношен формируются и развиваются.

35.Самосознан и образ мира. Самооцен, самоотнош. Самосозн отлич челов от животн. Явл обязат услов сформир-ой личности. Оно не возник у чел сразу, складывается постепенно на протяж его жизни под воздейс многочисл соц влияний. Самосозн-обобщен представл о самом себе. Функции:*формиров себя как неповторим личности,*самозащита своего образа как фактора устойчив личности во всех условиях жизнедеятельности. Самооценка формир-ся в процессе деятельности и общения. Человек наблюдает др людей, сравнивает их поступки и достижен со своими, подвергается оценкам других людей.

Структура самосознания:*самопозн -процесс изучен индивидом своих физич душевн возможн и качеств) *самооценка (оценка человеком самого себя в соответств с выработан шкалой ценностей.) *саморегуляц (регуляц своего поведен и состоян) Функции:1)формирован себя как неповторим личности, 2) самозащита своего образа «Я» как фактора устойчивости личности во всех условиях жизнедеятельн.

36.Основн соц процессы и поведен чел.

О том как влияют другие люди на повед каждого из нас, свидетел основн соц процессы:*Соц фасилитация-явление, согласно которому деятельность человека в окружении других людей улучшается, особенно тогда, когда наход рядом люди занимаются тем же делом, что и он сам. *Соц ингибиция-явлен выраж отрицат, подавляющ или тормозящ воздейств окруж людей на психологич процессы, состояния и поведения данного чел.*Соц научение-приобр свойств и видов поведен позвол ему успешно адаптироваться в обществе.*Соц подкрепление-целенаправл воздейст на поведение человека со стороны других людей или общества, которое служит стимулом для формирования психики и поддержки поведения соотв людей.(одобрен, нагшрада) *Соц контроль-способы и формы регулирован психики и поведен людей со стороны общества. Соц контроль включ в себя правов эконом и моральн воздейств, оказываемые органами управления обществом на людей которые соотве-но соблюдают или наруш принятые в данном обществе соц нормы.

51. Воспитание — процесс передачи соц опыта необходимого для жизни в обществе, от старшего поколения младшему. На воспит оказывает влияние особенности культурн традиц и историч эпохи. Цель -определ тех положит изменен, которые должны произойти в результате формиров и развития личности в ее соц-псих качествах.Т.к воспит предст собой целенаправл педагог процесс формировкачеств личности то всесторон воспитан человека включ в себя следующ сост части:=умствен воспитан,=нравст, =эстетич,=физич.Методы воспитан: *убеждения (внушен, повеств, инструкт, обращение) *упражнений (требован, показ примеров)*поощрен и наказан (похвала, наказание, критика).

Самовоспитан-систематич и сознател деятельн человека, направл на саморазвит и формиров базовой культуры личности. На определ стадии развития человек начинает осознавать не только внешние, но и внутрен источники своего поведения и на основе этого может целенаправл изменять и корректиров мотивы цели и способы деятельности.

38.Социализ личности.Этапы.Механизм. Институты Социализ личности-процесс усвоения индивидом образцов поведен, соц норм и ценност, необходим для его успешного функционирования в данн обществе. Этапы:*стадия адаптации-ребен усваив опыт некритич-ки, адаптируется, приспосаб к соц среде.* стадия индивидуализац-появл желания выделится, развит критич отнош к обществ нормам поведен.*интеграции-18−25лет-желание найти место в обществе. Интеграц проходит благопол, если личност свойств чел принимаются обществ.*трудов стадия -18−55−60лет.-чел те только усваив соц опыт, но и воспроизв его за счет активного воздейств на среду и общество через свою деятельность.*послетрудов стадия- охват пожил возраст, вносится сущест вклад в воспроизв соц опыта, процесс передачи его новым поколениям. Институты-семья, дошк учрежд, школа, неформ объедин, вуз и труд коллектив. Социальн влияние на личность осущ посредст определ механизм, наиболее значим из котор явл соц имитация, копирован, подраж, идентифик.

39.Малые группы -небольш колич людей выделяем по следующ общим для них признакам: наличие общего дела, личное знание друг друга, непосредств взаимодейств друг с другом, существование установивш личных и деловых взаимоотнош между членами группы, налич внутрен организованности группы. Пример: семья, учебный класс, студенч группы, спортивн, воинские команды, небольш труд коллект, группы друзей. Виды:1)лаборатор (созд с целью провед научн исслед) и естеств.2)случайн (собир из случайно оказавш в данном месте людей) и стационарн (создан и существ длительн время)3)формальн (возник и существ в обществе как официально зарегистр в нем) и неформ (не имеют офиц статус в обществе)4)низк развития (отсутст или слабо развиты признаки группав структуры) и высок развития.5)группа членства (соц группа к которой челов реально принадлеж) и рефферентн (группа явл наиболее значим для челов и оказыв на него наибольш психолог влияние.

46.Категории педагогики —*обучение, *преподаван (деятельность тех кто обучает), *учение (деятельн тех кто обучается), *образов (овладение обучающ-ся научными знаниями, практ умениями и навык, развит их умствен-познават способн, мировоззрен, нравств и общей культуры.),*воспитан (процесс целенаправл формиров личности. принципы и методы педагогики. 1) педагог наблюден (систематизир сбор фактов позвол выдвинуть предположен требующ проверки с помощью других методов).2)беседа (выяснен отношен как воспитателя, так и воспит-ых к тем или иным педагог фактам), 3) изучение школьной документ и продуктов деятельн учащихся)4)педагог эксперим.5)социолог метод исследов (анкетиров, рейтинг)6)метод математ статист, 7) теоретич анализ педагогич идей.

2. Предмет, задачи, структ соврем психол. Предметом псих, под котор поним сист понятий, объясн закономерности психики как формы психич отражения действит, явл собствен псих процессы, псих свойст, состоян личности. Структура: психич науки делятся на 2 группы:1)фундамент:*общ псих,*соц псих,*диффер псих,*псих развития, 2) прикладн (отрасли науки в котор изучается психика и поведен человека в различн видах деятельности и достижен которых могут быть использов на практике)*медицпсих,*псих труда,*коммерческ… (Задачи:*научиться понимать сущн психич явлен и их закономерност.*науч управл ими,*уметь использ получ знания с целью повышен эфф различн отрасл практики.*быть теоретич основой практики психолог службы.

45. Место педагогики в системе наук. Педагогика развивается укрепл свои связи с филос, социолог, этикой, психол, медицин, этнограф, физиол человека и др отрасл знаний. Философ идеи выполн важную методолог роль в процессе разработки педагог теории. Идеи других наук служат непосред основой для разраб конкретн педагог проблем. Идеи психолог широко использ при решен вопроса мотивац познават деятельности, методики проведен уроков и др. В настоящ время понятие педагогика обознач целая система педагог наук. Предмет— явл исследование развития и формирован человеч личности в процессе обучения и воспитан, разработка на этой основе теории и методики воспитания как специальн организован педагогич процесса. Объект — развивающ-ся человек, его формир-ся в течении всей жизни личностн качества.Задачи:*изучение сущности и закономерн развития и формирован личности в условиях специально организов воспитания,*определен целей воспитан,*разработ содержания воспитания,*исследование методов воспитания.

43.Управление конфликт. Препятств способств конфл: общение использ с целью выиграть время, когда другая сторона не слушает что говорит другая, недопонимание. Типы поведен в конфл:*уклонение — стремлен выйти из конфлик не решая его не уступая своего, но и не настаивая на своем.*конкуренц — одна сторона уверена в правильн своих аргумент.*приспособл — одна из сторон не имеет власти, авторит и осознает что исход дела чрезвыч важен для нее, желает сохранить мир и добр отношен со своим партнер. *сотруднич -обе стороны способн изложить суть своих интересов и выслушать друг сторону, обладают равной властью. *компромисс -эффектив когда стороны хотят прийти к решению быстро. Конфликт -прогназируем явление которое может быть регулир и управл. Способы разрешен конфл:1)предотвр конфликта -воздейст на конфл до его возникновен.2)подавление — сокращение числа конфликтующ, препятств непоср взаимодейств конфликт-их.3) отсрочки -помогает лишь ослабить конфл для того чтобы позже когда созреют условия, добиться его разрешения. 4) разрешен — устранен объективн причин приведших к конфликту и улаживание испортивш отношен между сторонами. Модель разрешен конфликт: *контроль эмоций — следует избавится от отриц эмоций и двигаться дальше, а не сосредатач на них. *установлен основн правил переговор ,* выяснение позиций — необход определ позицию другой стороны.*выдвижение альтернативн вариантов — вносите предлож сами и побуждайте к этому противоп сторону.*определен скрытых нужд и интерес — после того как вы выявили все причины конфликта и показали что признаете и принимает их можете попытаться выбрать из них наиболее существ для друг человека.*согласие по наилучш взаимовыг вариант.

50.Факторы развития личности. Обучение как целенаправл процесс развития личности. Задачи:*передача и активное усвоение соц-культ опыта в форме научных знаний и способов их получения,*развитие личности, делающ возможн усвоения и применен опыта предыдущих поколений с др. стороны формир потребность дальнейш познан мира. Функции:=образовател -передач и усвоение системы научн знаний, умений, навыков и возможн применен их на практике.=воспитат -формир у абучающ ценностных ориентац, убеждений, личностн качеств в процессе усвоения соц-культ опыта и формиров мотивов учебной деятельн.=развивающ -всест развитие личности как целостн психич системы с ее интеллект, эмоционал-волев сферой.Виды:1)систем организ оформлен педагог процесса:*индивид обучение,*классно-урочное,*лекционо-семинарск система.2)по источнику получения знаний:*словесн (сообщ учебн информац с помощ слов -расказ, беседа, лекция)*наглядн (при помощи средств наглядности -схемы, таблицы, макет)*практич (на основе практич деятельности -практ и лабор работы).3)по характер познавател деятельн учащегося по усвоению изучаемого материала:*объясн-иллюстрат (организ усвоения инф путем сообщения им учебного матер и обеспечен его успешного восприятия)*репродукт (формир навык и умений и их использ)*проблемн (раскрытие в изучаемом материале различн проблем и демонстр способов их решения)*частич-поисков (постепен подготов обучаемых к самостоят постановке и решению проблем)*иследоват (обеспечить овладение обучаемыми методами научного познания, сформиров и развит мотивы и способы творч деятельн по решению новых для них проблем.

56.Самосоверш личности, его акмеологич основы. Пути и способы. Процесс развития человека не заверш с наступл взрослости, на всех ее этапах выдел наиболее благоприятн моменты самосовершенствования личности. Период зрелости как самый продуктивн творческ период жизни -акмеология. Самосовершенств — сознательн процесс повышен уровня своей компетентности и формировании значимых качеств в соответств с соц требованиями и личной программой развития. У людей есть возможность заниматься своим развитием на протяж всей жизни. В период 18−20 лет. Развитие тесно связано с достижен физич зрелости. По мере взросления развитие человека все больше зависит от его же инициативы. Наиболее практичным способом осуществл саморазвития явл изучение, осознание, преодол личных ограничен препятств успехуи личному росту. Каждый человек, если желает быть успешным, должен научиться общаться с самим сабой как с уникальн и бесцен ресурсом. Люди имеют возможность влиять на свое будущее и быть главными строителями собств судеб. Способн распоряж своей судьбой может быть определена как ответств за себя. План работы по самосоверш:*выявлен собствен огранич,*оценка и обсужден их с другими,*преодоление препятств в работе по саморазвит,*приобрет новых умений.,*анализ своего продвижения вперед. Трудности сопутств определен этапам жизни преодалеваются желанием самого человека развиват становит более зрелым и ответствен.

27.Личность.Соотношен понятий «человек», «индивид», «индивидуа», «личность». Биосоц проблема. Человек-особ существо, облад биологич началом, существо социальное. Личность-внешний поверхност соц образ, подобный тому, что демонстрир человек, играя опред соц роли. В процессе жизнедеятельн человек вступает в отношения с другими людьми и эти отношения формируют его личность. Индивид-отдельн представитель челов общности, Конкретн человек со всеми присущ ему особенностями. Индивидуальность-оригинальн личности. Индивид каждый человек. У одних это проявл заметно, у др не так. Проявл во всех сферах психич деятельн человека.

47.Образование— целенаправл процесс обогащения личности системой знаний и соответств умений, качеств, способностей, отвечающ современ уровню человеч цивилизации и достижений научно-технич революции. Функции:*сохранен и передача накоплен знаний подраст поколениям, *формиров навыков общения, закрепление форм и способов поведен человека в соц группе и обществе в целом. *формиров и развитие личности, определен ее соц статуса. *обеспечен взаимосвязи науки и производства. В учебной и научной литературе их обычно сводят кдвум основн функциям:*воспроизводст-формиров всего общественного опыта, умений, знаний, нравств ценностей у подраст поколения.*развивающ — направленность обучения на формиров и развитие познавательн процессов, эмоцион-волевой сферы личности, творческих способностей учащихся и их мотивации к самосовершенств и самообразованию. Образование представл сложный процесс характериз единством обучения, воспитания и развития.

54.Педагог культ родителей -составная часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человек опыт эффективного воспитания детей в семье. Дедагог культ включ в себя компоненты:*знание в области психологии. юфизиолог детей,*знание о целях, способах и средствах педагог деятельности,*навыки и умения достижения воспитательных целей,*любовь к детям. Чтобы создать необход условия для успешного воспитания ребенка, родители должны обратить внимание прежде всего на взаимоотношен между супругами, физический контакт, который явл эффективн способом укрепл психич и физического здоров ребенка, способом передачи ему родительской любви, способом установления взаимопониман. Ребенок должен чувств себя важной значимой личностью. Основн законы: =Кодекс о браке и семье от 9.07.1999 278/3, = закон о правах ребен от 19.11.1993 2570/х11, =закон о гарантии по соц защите детей оставш без попечен родител. от 21.12.2005 73/3.

49.Система образования -совокупность учебно-воспитательн учреждений, а также те принципы и положения, на основе которых они строят свою работу. Все гос и негос образовательн учреждения на территор респ относятся к национальн системе образования, которая включает:=дошкольн обр,=общее среднее,=внешкол формы,=проф-техн,=сред-техн,=средн специал,=высшее,=подготовку научн и науч-педагог кадров,=повыш квалиф и переподг,=самост образован. Национ система образ и воспитан гарантир каждому право на получ образов.Существующ и перспект структура системы образован . Существующ -развитие сети учрежден образован всех форм собствен, доступность и бесплатн обучен в гос учрежд образов общего и начальн профес образов, бесплатн на конкурсн основе средне профес высшего послевуз образов, непрерывн образов и преемствен его различных ступеней, частичн или полн покрытие расходов на содерж гражд нуждающ в социал помощи в период их обучения. Перспективн -повышен качества образов, комплексн информатиз, повышен дошкольн образов в сельск местности.

53.Тип семей. В зависим от структуры родствен связей выделяют различн типы семей.1)Колич людей:*Простая семья (супруж пара с детьми.+молод поколен привыкает к самост и ответствен, меньше конфл между поколен.- быстро наруш семейн традиции, объедин взросл и детей, снижен участия в воспитан внуков.).*Сложная (три и более поколен живущих вместе и связан общим хозяйством).2)по налич обоих супругов:*полная,*неполн. С учетом воспитат воздейств выделяют модели негативн семейн взаимоотнош: =безнадзорн-родит излишне заняты, не удиляют должного внимания.=гиперопека — жизнь ребенка находиться под бдительн и неустан надзором, он слышит все время указания, предупрежден. Ребенок станов нерешит, боязливым, неуверен.(принцип начин наруш запреты, убег из дома)=воспит по типу золушки — обстанов эмоц отвержен ребенка, безразличн отнош к нему. Ребен чувст что родител его не любят. Влечет появлен озлобленности, невротич поведению.=жесткость -за любую правин ребен наказывают, он растет в пост страхе.= воспитан в услов повыш моральн ответствен -с малых лет ребен внушает мысль что он обязательн должен оправд честолюбив надежды родител. Последств -навязч страхи, появл тревоги.

52.Семья -важнейш институт социализации. В семье наиболее гармонично осуществ процесс воспитан, котор по существу явл формой социализации. В семье осуществ физич, эстетич, труд, нравст воспитание (доброжелат, трудолюб,

человечность).Воспитательн воздейств среды начинает с момента зарожд челов организма.Роль семьи.Семья создает у ребенка понятие дома не как помещен, а как чувства, ощущения, места где его ждут, любят понимают, защищают. Семья расматрив как соц воспитат коллектив, так как все изменен которые происход в обществе обязательно находят отражен в семье. Жизнь в семье характ многостор отношен и каждый этап в её развитии связан с выполнен функций:*хоз-эконом (ведение общего хоз и бюджета, организ матер-бытов услов, забота о нетрудосп членах семьи)*репрод (рожден и воспит детей, подгот их к жизни) *воспитат (создание условий для личностного формирован и развития детей, перед им соц и жизнен опыта, создан здорового нравств-психолог климата и стиля благоприятных семейн отношен) *коммуникат (организ внутрисем общения, взаимосв с другими людьми) *рекреативн (организ досуга и развлек деятельности, создание условий для занятия физкульт и спортом)

55.Деятельность-вид активности человека, направл на познан и творч преобраз окруж мира включая самого себя и условия своего существования. Совокупность осознан и мотивирован действий человека направл на удовлетв его потребн и интерес как обществ существа. Виды: *общение — обмен инф между общающимися людьми. Преслед цель устанавл взаимопоним добрых личных и деловых отношен, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательн влияния людей друг на друга.(непоср, опосредов, вербал и неверб).

*игра — цель деятельности явл сама осущ-ая деятельность, а не её практич результат. Игра часто имеет характер развлечения, преслед цель получен отдыха.*учение -цель приобрет челов знаний, умений и навыков. Учение как процесс направл на усвоение конкретных знаний, навыков, умений. в рамках конктерного вида деятельности.*труд -целесообразн деятельн человека. ю требующ умствен и физического напряжения. Он направл на производ обществ полезного продукта для удовлетв потребностей человека. Без знаний и навыков невозмож никакой труд.

48.Традицион и инновац педагог практики в соврем условиях. В мировой системе образования выделяют следующ глобальн тенденции: переход от элитн к доступн всем категор населен образованию, рост самостоят учебных заведен, рост рынка образовательн услуг, увеличен количества студентов, повышен интерес к одарен ученикам, расширен возможн для получен образования детьми с отклонениями в развитии, расширен межгосуд сотрудн в области образования, непрерывность образования, приоритетн финанситрован учрежден образован и науки, переход к инновац образоват технолог, гуманистич характер образования. Практика непрерывн образования — образование взрослых за пределами базового образования. ЭРАЗМУС — проект целью котор явл обеспечен мобильности студентов Европ Совета (10%студент должны пройти обучен в вузе другой европ страны).

ЛИНГВА — прогр повышен эффективности изучения иностр языков. Решение вышеуказ задач современ образования возможно лишь при условии использован интенсивн педагогич технологий. Виды:*структ-логич (поэтапн постановк дидактич задач выбора способа их решения, диагности получен результ)*игровая (взаимод педагог с exzo через реализ определ сюжета)*компьют (использов компью, обучающих программ)*диалогов (создание коммуникативн среды, расширение пространст сотруднич в ходе постановки и решения учебно-познават задач.)*трениров (отработка определ алгаритм, и способ решен задач)

41.Общение-сложный и многопланов процесс установления и развития контактов между людьми, пораждаем потребностями в совместной деятельности и включ в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия, понимания другого человека. Структура:Коммуникат сторона- отраж обмен информ между собеседниками с учетом отношен между ними и их индивид-личностн характеристик. Обмен инф в ходе общения- процесс активный, учитыв субъективн значим информации для обоих собеседн. Интерактивн -межличн взаимодейств людей в процессе их совместн деятельности.Перцептивная — отражает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопоним. Средства и виды общения. Виды: 1) по содержанию: *материальн (обмен прод деятельн) *когнитивн (обмен знаниями) *мотивац (обмен побужден, целями, интерес) *деятельн (действиями, операц, навыками)2)средства общен:*непосредс (голос связки, руки, голова, туловище) *опосредаван (использ спец средств)* прямое (личн контакт) *косвенное (осущест через посредник. Функции: *информ-комуникативн (обмен инф между людьми) *регулятивно-коммуникативн (в общении выраб правила поведения, усваив его нормы.*аффективно-коммуникативн (общение регулирует уровень эмоцион напряженности, создает психологич разрядку)

37.Личность и социум. Соц статусы и роли личности в

обществе.Статусные конфликты.

19.Теории и законы памяти

23.Структура волевого акта.

22.Воля. Развитие волевых качеств личности

34.Современ теории личности.(фрейдизм, бихевиоризм, гуманист теория личностит, когнитивн теория личности)

Бихевиоризм — направл в психологии, объясняющее повед человека. Программу этого направления провозгласил в 1913 году американский исследователь Джон Уотсон. Бихевиористы утвержд, что предмет изучения должно быть не сознание, а поведение человека и животных. Бихевиоризм изучает непосредств связи стимулов и реакций (рефлексов), чем привлекает внимание психологов к изучению навыков, учения, опыта, в противоположность ассоцианизму и психоанализу.

Психология и педогогика шпоры 1 — Стр 2