Шпаргалки по психологии журналистики и НЛП

1. Факторы влияющие на восприятие журналистского материала. Общая характеристика.

Характеристика восприятия , этапы: 1) ощущение 2)  восприятие 3) мышление . ощущение — первое соприкосновение чел с действительностью, одна сторона предмета.Восприятие —   не фотографичное ощущение предмета.в восприятие в действие вступает специфика чел., оно субъективно и уникально на него влияют факторы. апперцепция — зависимость восприятия от психологии жизни. Восприятие может быть искаженным и неисхоженным. Фильтр восприятия — пропускает и  перерабатывает инф.В психологии мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. Мышление—посредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними..Сознание чел.- может быть рассмотрено как единство 3х сторон: 1) реальность 2) социокультурных 3) знания кот. обладает индивид.Соц установка —  определяет отношение поведения чел. Факторы : 1)соц. фактор — идеологические нормы и социальные ценности .Материал проход через фильтр соц… установок.Соц. установка  — это первый фильтр препятствующий проникновению лишней информации. стереотипы  — вид соц…. установки  где знание носит не полный характер. Предрассудки — вид соц… установки , извращенный или не соответствующий действительности с низким уровнем критичности. сбить соц…. установку ( рассматривание установки-сомнений- конвергенция взглядов).

а) разоблачение взглядов  б) новое знание о предмете в) шоко терапия г)целенаправленная пропаганда.  Этапы установки: 1) поисковые операции, возник. предварительная оценка инф.2) собственное восприятие установок ( принцип настороженности).

3) принцип резонанса(резонанс — стимулы, релевантные потребностям или ценностям личности, воспринимаются правильней и быстрее, чем не соответственные им?????? ) 4) принципы защиты — несвязная инф осознает медленно или отвергается.Парадокс ля Пьера : при общности соц… установок люди, тем не менее , по разному воспринимают материал , по причине социально -психологических и социальных факторов :1) национальный фактор 2) социально-психологический фактор 3) психофизиологический фактор( это психа физиолог. свойства личности).




2. Типы словесной информации. Сообщение и его психологические функции.

Словесная социальная информация – это верб. сигнал, распространяемый СМИ, который служит для координации действия людей, может переживаться ими эмоционально и ведет к принятию решений, а в конечном счете – к изменению или усилению установки.     Различают три вида словесной информации: сообщение, убеждение, внушение.

Различаются эти материалами непросто типами текста, а психологической реакцией человека на  журналистский материал.

Основной функцией сообщения является  координация действия отдельного индивида или коллектива с действиями других людей и различных социальных факторов. Сообщение – это тип словесной информации, функцией которого является не только передача сведений, но и определенная форма воздействия на психику человека. В зависимости от содержания сообщ., человек может изменять свои маршруты, дневные планы, намерения и пр., но общий тип его поведения и установки не меняются. Заметки о спорте, о событиях, о выставках в газетах могут помочь читателю планировать свое свободное время, облегчить поиски новых изданий, отменить уже намеренное ради интересного мероприятия. Сообщ-е  как тип  словесной инф-ии может содержаться не только в заметках, но и в других журналистских жанрах. Напр., прочитав рецензию на книжную новинку, читатель захочет познак-ся  с этой книгой и начнет ее разыскивать.С другой стороны, определенным образом поданные, сгруппированные, повторяющиеся заметки могут в конечном счете повлиять на изменение установок личности.

В чистом же виде функцию сообщ. вып-ют нежурналистские материалы: прогноз погоды, программы радио и телевидения, кино- и театр-ный репертуар, графики движения автобусов, поездов, а также различные объявления, реклама. Но, и здесь требуется сделать оговорку: в определенной ситуации, в определ. контексте объявления тоже могут нести идеологическую нагрузку. Напр.,объявления бюро по трудоустройству населения – лучшая пропаганда нашего образа жизни, особенно, если в этом же номере помещен материал, рассказывающий о растущей безработице в мире.



3. Прямое внушение, его особенности. Формы использования в СМИ.

Прямое внушение отличается определенностью того, что суггестор хочет внушить суггеренду, а так же своей прямой направленностью на конкретного суггеренда и внушается конкретное содержание. Механизм внушения сегодня широко используется всеми СМИ. Америк. психологи сформулировали «технологические» требования по практич. осуществлению внушающего воздействия через массовую коммуникацию и разработали конкретные приемы внушения в пропаганде и рекламе. Суть этих требований, разделяемых большинством специалистов, использующих манипулятивные технологии, сводится к следующим основным положениям:

Считается доказанным, что внушение признается сознанием, если внушаемое совпадает с психическими нуждами и побуждениями, испытываемыми суггерендом. При этом биологические причины, порождающие психические напряжения, главенствуют над социальными. Принятие сознанием внушающего воздействия оказывается более вероятным, если его содержание согласуется с нормами группы, которой адресуется информация. При этом, чем более индивид связан со своей группой, тем вероятнее принятие им внушающего воздействия. Вероятность принятия внушающего воздействия заметно повышается, если источник инф-ции ассоциируется в сознании аудитории как носитель высокого престижа, а также за счет достаточно высокого соц-го статуса, личностного обаяния, экспертности.

Эффект внушающего воздействия регулярно возрастает, если императивное предоставление инф-ции подкрепляется логическим доводом в его пользу.

Для убеждения СМИ используют следующие техники: 1.Техника привлечения «лидеров мнений», т.е. компетентных людей в различных областях. Техника активно используется СМИ в качестве эффективного механизма воздействия на ценностные представления человека и формирования общественного мнения. 2. Апелляция к конкретным фактам и документации. Данная техника основана на особенности психологии человека, заключающейся в том, что простой обыватель склонен больше верить конкретным цифрам и бумажкам с печатью, нежели «голым» словам.

Подводя итоги, следует отметить, что методы убеждения и внушения не исчерпывают весь арсенал способов и приемов психологического воздействия, но в их эффективности не приходится сомневаться.

4. Косвенное внушение. Основные приемы косвенного внушения

Внушение – неаргументированное воздействие на психику личности. Часто использует средства, отключающие критичность мозга,  воздействует посредством эмоций. Часто внушение строится на предрассудках, неосведомленности. Внушаемость повышается при возникновении критических ситуаций.

Косвенное внушение. Рассчитано также на безоговорочное принятие информации, но само сообщение подаётся не в приказной (императивной) форме, а в виде раскрытия факта или описания какого-либо случая, которое будучи воспринято человеком, оказывает, помимо воли и критики субъекта влияние на его поведение. Это воздействие путём примера большой внушающей силы или рассказа, влияющего на человека окольным путём.

Основными приемами косвенного внушения являются намек, внушающее косвенное одобрение, косвенное осуждение и другие.

Намёк осуществляется в целях воздействия на эмоции и установку человека путём шутки, иронии, совета, аналогии.

Внушающее косвенное одобрение: Одобрение, похвала рассчитаны на эмоциональное восприятие и имеют большую внушающую силу – человек внутренне утверждается в своих силах и возможностях.

Внушающее косвенное осуждение: Эта форма косвенного внушения обычно немногословна. Это лаконичное, но действенное влияние слов, рассчитанное не на “лобовую атаку”.


5. Эффект бумеранга в СМИ. Его причины

Эффект «бумеранга» впервые был зафиксирован в деят-и средств массовой коммуникации. Он заключается в следующем: человек, воспринимающий инф-ю, не признает ее содержание или вывод истинными и продолжает придерживаться ранее существовавшей установки или вырабатывает новое оценочное суждение по отношению к освещаемому событию, но это суждение или установка, как правило, оказываются противоположными той установке, которую пытались ему внушить через средства массовой коммуникации. Эф. «бумеранга» может возникнуть в случае противоречивости инф-ции, недоверия к ее источнику, методам убеждения и пр. Данный эффект проявляется также в непосредственном общении и взаимодействии людей. Часто агрессивные действия или слова одного человека, направленные против другого, в итоге оборачиваются против того, кто совершил эти действия или произнес эти слова. Резкая, эмоционально выраженная позиция несогласия аудитории с источником инфор-ого воздействия приводит также и к «эфф. бумер.», выражающемуся в том, что аудитория реагирует на единственный коммуникационный акт или серию актов совсем не так, как ожидал источник, а наоборот. «Совр. «эффект бумеранга» проявляется в том, что масса телезрителей, «перекормленная» одним и тем же персонажем, начинает вначале тихо, молча ненавидеть его, затем отказывать ему в доверии в социологических опросах и, наконец, откровенно бунтовать, Ситуация, способствующая возникновению «эфф. бумеранга», является бесконтрольное увеличение объема коммуникативного воздействия. Происходящее насыщение аудитории однотипными сообщениями на одну и ту же тему вызывает так называемый «предел насыщения» – функциональное состояние сознания аудитории, при котором в результате предыдущих актов коммуникации наступает резкое снижение способности людей к восприятию. Такое состояние наступает обычно из-за слишком интенсивного использования одних и тех же знаков на протяжении короткого периода времени или из-за перегрузки сознания людей слишком большим объемом информации. «Предел насыщения» неодинаков для различных аудиторий. Он будет значительно большим для групп, где преобладают люди с ярко выраженным эмоциональным мышлением. «Предел насыщения» оказывается большим в период стабильности. Коммуникаторы стараются избегать возникновения «предела насыщения», так как само по себе это состояние является трудно преодолимым психологическим барьером для дальнейшей коммуникации из того же источника.



6. Структура убеждающего текста. Виды аргументов (доводов).

Способы демонстрации.

 Структура убеждающего текста: тезис, доводы (аргументы), демонстрация. Тезис — это формулировка вашей позиции (вашего мнения, вашего предложения другой стороне и т. д.).

Аргументы — это доводы, положения, доказательства, которые вы приводите, чтобы обосновать свою точку зрения. Аргументы отвечают на вопрос, почему мы должны верить во что-то или делать что-то. Демонстрация — это связь тезиса и аргумента (т. е. процесс доказывания, убеждения).

Виды аргументов

Аргументы различаются по степени воздействия на ум и чувства людей:1) сильные,

2) слабые,3)несостоятельные.

1.Сильные аргументы Они не вызывают критику, их невозможно опровергнуть, разрушить, не принять во внимание. Это прежде всего: — точно установленные и взаимосвязанные факты и суждения,
вытекающие из них; — законы, руководящие документы, если они исполняются и соответствуют реальной жизни; — экспериментально проверенные выводы; — заключения экспертов; — цитаты из публичных заявлений, книг признанных авторитетов; — показания свидетелей и очевидцев событий; — статистическая информация, если сбор ее, обработка и обобщение сделаны профессионалами-статистиками.

2.Слабые аргументы. Они вызывают сомнения ваших оппонентов, клиентов, сотрудников. К таким аргументам относятся: — умозаключения, основанные на двух или более отдельных фактах, связь между которыми неясна без третьего; — уловки и суждения, построенные на алогизмах (алогизм — прием для разрушения логики мышления, применяется чаше всего в юморе. Например: «Вода? Я пил ее однажды. Она не утоляет жажды».); — ссылки (цитаты) на авторитеты, неизвестные или малоизвестные твоим слушателям; — аналогии и непоказательные примеры;  — доводы личного характера, вытекающие из обстоятельств или
диктуемые побуждением, желанием; — доводы, версии или обобщения, сделанные на основе догадок,предположений, ощущений; — тенденциозно подобранные отступления, афоризмы, изречения; — выводы из неполных статистических данных.

3.        Несостоятельные аргументы. Они позволяют разоблачить, дискредитировать соперника, применившего их. Ими бывают: — суждения на основе подтасованных фактов; — ссылки на сомнительные, непроверенные источники; — потерявшие силу решения; — домыслы, догадки, предположения, измышления; — доводы, рассчитанные на предрассудки, невежество; — выводы, сделанные из фиктивных документов; — выдаваемые авансом посулы и обещания; — ложные заявления и показания; — подлог и фальсификация того, о чем говорится.

Способы демонстрации Обоснование тезиса в процессе демонстрации может осуществляться двояким способом – прямо и косвенно. Прямое доказательство – это обоснование тезиса аргументами без помощи каких-либо Дополнительных построений. Цепь рассуждений в этом случае начинается с «предъявления» аргументов и с логической необходимостью приводит к обоснованию истинности тезиса.

К примеру, в публикациях на политическую тему сущность социально-политической обстановки в стране обосновывают, как правило, прямой ссылкой на факты, характеризующие расстановку политических сил, борьбу между политическими партиями, состояние промышленного и сельскохозяйственного производства, финансовые отношения, внешнюю торговлю, внешнеполитический курс и т.д. Прямой способ доказательства применяется и в том случае, если оценивают конкретный факт, ссылаясь на теоретическое положение либо на общепринятую норму. Так, в судебном процессе правовая сторона, оценка единичного деяния осуществляется путем подведения его под выраженную в законе общую норму права относительно этого типа правонарушения. Чтобы показать в публикации аморальность поступка того или иного лица, журналист делает ссылку на общепринятую в данном обществе норму нравственного поведения (то есть сравнивает поступок с этой нормой).

Косвенное доказательство – это обоснование истинности тезиса путем установления ложности противоречащего ему высказывания – антитезиса. Аргументация в этом случае осуществляется в два этапа: первый шаг – обоснование ложности утверждения оппонента, которое находится в противоречии с тезисом. Поскольку тезис и антитезис исключают друг друга, и между ними действует принцип «либо одно, либо другое, третьего не дано», то делают второй шаг – из ложности антитезиса выводят заключение об истинности тезиса. Этот тип обоснования применяется лишь тогда, когда имеют дело с альтернативными высказываниями – тезисом и антитезисом, которые противоречат друг другу и по своему содержанию не допускают третьего.

В журналистских выступлениях встречается не только альтернативный тип косвенного доказательства, но и более сложная его разновидность, называемая разделительным доказательством. Усложнение обусловлено тем, что дискутируются не два, а несколько (три, четыре и более) несовместимых положений, касающихся одного и того же вопроса. В этом случае рассуждают по методу исключения – аргументирование показывают несостоятельность суждений каждого из оппонентов, что уже само по себе служит косвенным подтверждением правильности оставшегося тезиса.

Прямое и косвенное доказательства могут применяться одновременно. Соединение в одном и том же процессе аргументации этих двух способов происходит, когда журналист, с одной стороны, позитивно обосновывает свой тезис, а с другой – показывает несостоятельность идей противной стороны (антитезиса), что существенно усиливает убедительность рассуждения. Аргументатор анализирует возможные случаи опровержения своего тезиса, показывая их несостоятельность, равным образом исследует и опровергает потенциальные антитезисы.


7.  внушение и манипуляция, общее и различия. приемы семантического манипулирования в сми

Приемы манипулирования:

«Определение». Идеи, личности, объекты сопрягались с характеристиками (положительными или отрицательными в зависимости от обстановки), которые принимались бы людьми без рассуждений. Так, например, средства массовой информации рисовались как «защитники» всех без исключения — богатых и бедных, рабочих и бизнесменов.»Блестящая всеобщность». Описывая какие-то события, в которых необходимо получить поддержку аудитории, применялись «добродетельные слова» («коалиция чувств», «подавляющее большинство», «общественное мнение»).»Рекомендация». Нужное положение вкладывается в уста личности, пользующейся популярностью в определенных группах (известный журналист, адвокат, актер, проповедник и т. п.).

Они обращались к аудитории, используя такие выражения, как «Я один из вас. Я понятый народом избранник» и т. п.- «Подтасовка карт». Возможность и оправданность применения точного и неточного, логического и нелогического заявления во имя возбуждения интереса аудитории. Например призыв — «Одержим победу!». Создав трудность в решении какой-то проблемы, аудитории предлагают выход, для которого необходимо, чтобы «все вскочили в одну лодку», т. е. одобрили предложенный рецепт. Так в случае радиообмана аудитория оказалась пленницей манипуляций.По данным того же Института, список можно дополнить следующими приемами:»Присвоение кличек», или «Наклеивание ярлыков».»Перенос» — прием, с помощью которого бесспорный авторитет какой-то личности переносится на другого человека, нуждающегося в популяризации.»Свои ребята». С помощью этого приема создается ложное ощущение близости какой-то группы.»Вместе со всеми», т. е. инспирация коллективных действийОсновным материалом, с помощью которого СМИ осуществляют свои манипуляции, является информация.

 8. Социальный фактор, влияющий на восприятие журналистского материала. Роль социальной установки.

Личность воспринимает и перерабатывает информацию как целостная система, обладающая индивидуальными психофизиологическими, психологическими и социальными особенностями (функциональным состоянием анализаторов, различиями психических процессов, направленностью и характерологическими свойствами, социально-классовой, идеологической принадлежностью и др.).

Важнейшим из действующих при контакте «потребителя» с информацией механизмов является установка восприятия. Это зависящая от фундаментальных компонентов сознания людей (прежде всего мировоззрения, а также обобщающих характеристик общественного мнения) готовность, предрасположенность реагировать определенным, соответствующим его позициям образом на предлагаемую информацию. Поэтому тому, кто пытается влиять на сознание и поведение аудитории, важно знать, каковы фиксированные, прочно сформированные установки принципиального характера и установки ситуативные, связанные с конкретным умонастроением момента.

В зависимости от своего содержания, установки предопределяют характер восприятия и потому на первых его шагах становятся предиспозициональными факторами.

Первый этап работы установок — поисковые операции, в ходе которых в соответствии с жизненными позициями, ценностями и стремлениями реципиентов выбирается источник информации и определяется отношение к нему в целом и к его отдельным составляющим (рубрикам, разделам, авторам и т.д.).

На этом этапе возникает предварительная оценка возможной информативности оказавшихся в поле восприятия произведений и в соответствии с этим определяется главный предмет восприятия, тогда как все остальное оказывается лишь его фоном и живет как бы на его периферии.

Второй этап работы установок — воспрятие. Включаясь в процесс контакта с информацией, установки предопределяют отбор сведений (селективность восприятия), их значимость для реципиента и затем «передачу» на хранение (селективность запоминания).

При этом действует ряд принципов восприятия. Принцип настороженности проявляется в том, что информация, несущая сведения об угрозе, затрагивающая жизненные интересы реципиентов, принимается наиболее полно и осмысливается быстрее всего, оказывая наивысшее воздействие. В соответствии с принципом резонанса информация, отвечающая запросам, пожеланиям, стремлениям реципиентов, воспринимается быстро, легко и правильно. Наоборот, принцип защиты проявляется в том, что не связанная с интересами и нуждами реципиентов, или тем более противоречащая им информация осваивается медленно, плохо и подвергается искажению.

Прекращение контакта с информацией (т.е. завершение чтения или просмотра) не означает, что ее восприятие закончено, так как установки определяют и постдиспозициональные действия — третий этап восприятия, в ходе которого обнаруживается «последействие» воспринятого ранее, идет переработка информации, ее включение (порой в борьбе и с «потерями») в систему сознания, в той или иной мере перестраивающегося под влиянием воспринятого.

Знание о системе установок и характере их проявления у конкретных групп реципиентов (а оно прежде всего формируется на основе изучения социальных позиций аудитории) позволяет вырабатывать эффективные способы информирования. Наиболее верно, легко и полно усваивается информация, способствующая усилению позиции группы, укрепляющая позиции реципиентов, а также ведущая к малым изменениям их взглядов.

Влияние социальной установки на процесс восприятия и дальнейшей переработки сообщений массовой информации очень велико, оно прослеживается на всех этапах процесса коммуникации, от выбора предпочитаемого канала информации до склонности к определенному поведению по отношению к пропагандируемым ценностям. Наибольший успех воздействия массовых коммуникаций может быть достигнут только при том условии, что информация удовлетворяет те потребности, которые испытываются реципиентами в данный момент времени. Это становится возможным при условии своевременности, убедительности и значимости передаваемой информации, в том же случае, когда информация малоубедительна, штампована, декларативна, успех вряд ли может быть достигнут.





































9. Внимание и его виды. Организация непроизвольного и произвольного внимания аудитории в СМИ.

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Основные виды внимания. Это

— природное и социально обусловленное внимание,

— непосредственное и опосредствованное внимание,

— непроизвольное и произвольное внимание,

— чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание дано человеку со дня его рождения как врожденная способность избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Социально обусловленное внимание складывается в результате жизненного опыта, обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объекты. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Внимание аудитории может быть непроизвольным (к сирени, молнии, движущемуся предмету в аудитории), произвольным (сознательным) и послепроизвольным (поддерживаемое интересом).

В аудитории нужно вызвать произвольное внимание, для этого нужно создать у слушателей установку на внимание.

Приемы захвата внимания.

1. Обращение к событию, времени, месту. 2. Обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что их волнует ежедневно, к вопросам, которые помогут им решить повседневную проблему. Интересы аудитории включают вопросы жизни и смерти, здоровье, деньги, профессию, социальный престиж, опасности, безотлагательные мероприятия. Проблемы, которые волнуют аудиторию, – это патриотизм, долг, честь, чувство справедливости, желание исправить зло, сострадание к животным. 3. Внимание аудитории можно привлечь, вызвав любопытство: – затронуть необычный факт, о котором слушатели не знают; – привести парадокс, который заставит их задуматься; – поставить слушателей перед дилеммой. 4. Обращение к борьбе, конфликту, которые вызывают невольный интерес. Люди охотно наблюдают за скандалами, драками, пожарами, авариями. 5. Демонстрация какого-либо предмета. 6. Рассказ о себе, о своем личном опыте, случае из жизни, о переживаниях, ощущениях. 7. Цитирование знакомого или знаменитости.11. Риторический вопрос, задать его эмоционально, после вопроса – пауза. Д. Карнеги: должен быть развит, конкретизирован, одиночный вопрос выглядит декларативно, будто использован для красоты.

12. Изложение цели и задачи выступления. Эффективно в подготовленной аудитории, где слушатели хорошо разбираются в проблеме.

10. Убеждение, как тип словесной информации. Основные факторы, влияющие на эффективность убеждающего текста.

По мнению Б.Д.Парыгина, «можно различать три вида словесной информации, в зависимости от того, каковы степень и характер ее воздействия на психику человека: сообщение, убеждение, внушение».

Большое внимание следует уделять  убеждающему воздействию журналистских материалов. В психологии убеждение понимается и как знание, ставшее мотивом поведения, и как устойчивое свойство личности, выражающее ее готовности к применению знаний.

Т. о., можно считать, что с психологической точки зрения задача словесного убеждения – обеспечить понимание проблемы, а цель – мобилизировать личную активность на поиск путей и средств решения этой проблемы. Убеждение в  журналистском процессе – это прежде всего разъяснение задач текущего момента, активизация человеческого фактора, опровержение враждебных взглядов и, следовательно, нейтрализация их влияния.

При использовании на практике метода словесного убеждения журналисты должны знать правила педагогики, логики, психологии. С точки зрения педагогики, необходимо выбрать верный тон выступления, соблюдать такт по отношению к героям, не подменять анализ демагогическими рассуждениями. С точки зрения логики, доводы делятся на индуктивные и дедуктивные, применяются они в зависимости от задач, которые ставит перед собой автор, а также социально-психологических характеристик аудитории. Эти факторы напрямую влияют на эффективность убеждающего текста.

Психологические доводы могут быть связаны с общественными интересами, нравственными ценностями, идейными позициями личности – например, забота о благе общества, чувство долга, ответственности, патриотизма. В тоже время, психологические доводы могут аппелировать к чувствам, желаниям, мотивам личности. Здесь могут быть и чувство престижа, и реализация своих возможностей, и творческая удовлетворенность.

Несмотря на то что убеждение является основным и наиболее широко применяемым способом побуждения людей к принятию предлагаемой информации, было бы  ошибочным утверждать его универсальные возможности. Ограничение его воздействия связано с факторами социального, и прежде всего классового, характера. Кроме того, убеждение всегда требует психической активности не только коммуникатора, но и аудитории. Убедить в чем-то людей можно лишь в том случает, если они стремятся понять и осознать адресуемую им информацию. К факторам, ограничивающим убеждающее воздействие, следует отнести приемлемость аргументов для аудитории. В аргументах очень важна субъективная значимость. Также, к нулю убеждающее воздействие журналистики может свести расхождение между словом и делом.


11. Социально- психологические и психофизиологичексие факторы, влияющие на восприятие журналистского материала.

 Парадокс ля Пьера : при общности соц… установок люди, тем не менее , по разному воспринимают материал , по причине социально -психологических и социальных факторов :1) национальный фактор 2) социально-психологический фактор -это социаль-психологические свойства личности . социально-психологические свойства сведены в четыре группы:

1) обеспечивающие развитие и использование социальных способностей (социальной перцепции, воображения, интеллекта, характеристик межличностного оценивания); 2) формирующиеся во взаимодействии членов группы и в результате ее социального влияния; 3) более общие, связанные с социальным поведением и позицией личности (активность, ответственность, склонность к помощи, сотрудничеству); 4) социальные свойства, связанные с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу действия и мышления, к догматическому или открытому отношению к проблемам и т.д.)  Очевидно, что при всей продуктивности идеи вычленения социально- психологических свойств личности, реализация этой идеи не является строгой: вряд ли в предложенной классификации выдержан критерий «вторичности» перечисленных свойств, да и основание классификации остается не вполне ясным.  3) психофизиологический фактор —  это психофизиологические  свойства личности  (Психофизиологические свойства личности — В эту подструктуру личности педагога включаются свойства, характеризующие особенности психофизиологической сущности личности педагога, которые зависят от особенностей типа высшей нервной деятельности, темперамента, индивидуальных черт характера, способности к саморегуляции, от своеобразия процессов возбуждения и торможения. К таким свойствам относятся зрительно-двигательная координация, глазомер, нейротизм, экстраверсия, реактивность, энергетизм, способность образно мыслить, внимание, наблюдательность, интуиция, владение мимикой и пантомимикой.

Экстраверсия — обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него.  .

Вопрос 12. Типы руководителей и стили руководства по курту Левину. Особенности руководства журналистским коллективом.


Руководитель – формальное лицо, управляющее организацией, а лидер выдвигается стихийно. Руководитель имеет определенные прописанные права и обязанности, а лидер нет. Руководитель официально представляет компанию в других организациях. Руководитель обязан выполнять свои функции в любой ситуации, а лидер не обязан. Руководитель должен стремиться к тому, чтобы быть лидером. Функции руководителя- административная, производственная, воспитательная, психологическая.

Типы руководителей и стили руководства по Левину:

1. Авторитарный руководитель (жесткий стиль).

Единоначалие, ориентация на задачу,  единоличность в решениях, централизация полномочий, жесткий контроль,, подавление инициативы, предпочтение наказаний, непереносимость критики, устранение неугодных.  Такая тактика позволяет достичь хорошей производительности, но до определенного предела.

2. Демократичный руководитель: коллегиальность в работе. Дружеские отношения в коллективе, принятие решений после общего обсуждения,  ориентация на человека, упор на социально-психологические и экономические методы  управления, делегирование полномочий,  умеренный контроль., терпимость к критике, поощрение инициативы, доброжелательность, тактичность, вежливость в общении.

3. Анархический руководитель:пускает все на самотек. Такой стиль приемлем для творческих коллективов и научных. Черты – незначительный контроль подчиненных,  уход от принятия ответственных решений, безразличие к персоналу, отсутствие стиля руководства (такой начальник часто перепоручает дела своему заму).

О чем следует помнить руководителю журналистского коллектива:

1.  это творческий коллектив

2. Должен соблюдаться возрастной баланс, а также баланс мужских и женских кадров,

3. Необходимо организовывать учебу кадров

4. Не давать журналисту профессионально стареть- переводить из отдела в отдел, давать разные темы и т.д.


13. Типология конфликтов в журналистском коллективе. Пути разрешения конфликтов.

Конфликт – кроме столкновения в области трудовых правоотношений он часто включает столкновение интересов. В зависимости от того, какие стороны вовлечены в борьбу, можно выделить межличностные и межгрупповые трудовые конфликты, коллективные трудовые конфликты. Конфликты «руководитель – подчиненный». Причины конфликтов условно подразделяют на организационно-творческие, личностные и поведенческие. Организационно-творческие порождаются слабой организацией труда, стилем общения. Игнорированием коллектива. Как показывает практика, конфликты неизбежны там, где:нет перспективы творческого роста,не уточнены функциональные обязанности,установлены непродуманные и нереальные нормы работы и критерии оценки труда, не разработаны системы морального и материального поощрения. отсутствует необходимая для работы информация.  Конкуренция в редакции — часто она носит противоречивый характер и в большинстве случаев протекает мирно, но иногда может вылиться в конфликт. Конкуренция — это своеобразная стратегия установления позитивных отличий в непосредственном соревновании между членами одного коллектива, посредством которого люди могут занять более высокое положение. При этом внутриредакционная конкуренция, если ее не регулировать, может иметь и негативный характер. В ходе конкурентной борьбы жур-т стремится завоевать признание коллег и влиятельное положение в коллективе. При этом его притязания могут быть определены через те цели, которые он преследует.   Различают три уровня разрешения конфликтов:1. Немедленное срочное вмешательство, когда нет времени и возможности долгое время разбираться со взаимными претензиями сторон, их требованиями, интересами, основаниями, ценностями, просто надо развести конфликтующие стороны и начать с ними переговоры, вести открытый разговор.2. Достигнутое “перемирие” делает возможным углубленные переговоры, направленные уже на принципиальное разрешение конфликта.3. Профилактика конфликтов, своевременное раскрытие, обнаружение неизбежных конфликтов и введение их в конструктивное русло разрешения.

Творческие конфликты могут возникнуть между журналистами и в процессе выполнения ими срочных редакционных заданий. Игнорирование подобного рода поручений чревато в одних случаях задержкой в выходе номера, в других — срывом запланированной акции. Конфликты, связанные с подобного рода ситуациями, мы относим к объективно целенаправленным. Избежать творческих конфликтов в редакционном коллективе, а также создать специальные «рецепты» по их разрешению практически невозможно. Поэтому для многих журналистских коллективов наиболее эффективным средством по ликвидации различных внутриредакционных «очагов напряженности» является проектирование и реализация такого механизма взаимоотношений между журналистами, который позволит более или менее объективно идентифицировать конфликтные ситуации.

.

14. Понятие возрастных кризисов личности и возрастной сензитивности.

Возрастной кризис – относительно непродолжительные по времени (до 1 года) процессы онтогенеза (индивидуального развития организма) и филогенеза (эволюции сознания), которые сопровождаются резкими изменениями в поведении и психике.

Кризис первого годажизни (проявление  — ребенок кричит, потому что видит, что его крик привлекает внимание родителей).

Кризис 3-х лет (проявление – ребенок предпринимает первые попытки принтия самостоятельных решений).

Кризис первого школьного года жизни – человек вынужден входить в коллектив и выстраивать с ним свои отношения.

Кризис подросткового возраста – возраст большого количества комплексов, возраст суицидов.

Кризис первой четверти жизни – человек заканчивает вуз, находит стабильную работу, заводит семью и не знает к чему стремиться.

Кризис 45-55 лет – человек осознает, что прожил большую часть жизни и не доволен достигнутыми результатами.

Кризис пенсионного возраста- человек понимает, что активная жизнь уже позади.

Сензитивный возраст — Сенситивный период — интервал времени, в течение которого развивающаяся живая система (организм, индивид) максимально чувствительна к присутствию или, напротив, отсутствию определенных внешних воздействий.

Сензитивный период ребенка (4-10 лет) – возможность чему-то научить (хорошо схватываются иностранные языки, можно привить музыкальные, художественные или другие способности).

Сензитивный возраст подростка – интерес к абстрактным идеям (подростка легко заинтересовать какой-то абстрактной идеей – политической, например)

15. НЛП и журналистика (якорь, фрейм, рефрейминг, система ВАК, НЛП в общении).

 НЛП – это язык описания мыслительных процессов и наука моделирования человеческого совершенства.

Суть НЛП: результат, чувствительность и гибкость. РЕЗУЛЬТАТ — знать, что вы хотите, имея ясное представление о предполагаемом результате в любой ситуации. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ — быть внимательным и держать свои чувства открытыми для того, чтобы заметить, что вы движетесь к результату. ГИБКОСТЬ — быть достаточно гибким, чтобы изменять свои действия до тех пор, пока вы не получите то, чего хотите.

Якорь в НЛП

 «Якорь» — это условный раздражитель, который когда-то один или несколько раз в прошлом сочетался с важным для человека событием и вызывал то или иное психо-физиологическое состояние. Условно «якоря» можно разделить на «положительные» и «отрицательные» (по тем эмоциям, которые они вызывают), а так же на «зрительные», «слуховые» или «телесные» (исходя из задействованных при этом ощущений).

Якоря, наиболее часто применяемые в радио- и телевизионных программах: Визуальные, Аудиальные якоря.

Фреймы

Слова служат не только для воспроизведения нашего опыта. Часто они помещают его в своеобразную «рамку», в которой одни аспекты выдвигаются на передний план, а другие служат им фоном. Фрейм, или психологическая «рамка», связан с общей направленностью, определяющей наши мысли и действия.

В НЛП наиболее часто употребляются такие фреймы, как фрейм «результат, фрейм «как если бы» и фрейм «обратная связь в противовес ошибке». Основной задачей фрейма результата, к примеру, является концентрация и удержание внимания на цели или желаемом состоянии. Устанавливая фрейм результата, мы неизбежно определяем ценность любой деятельности или информации для достижения конкретной цели или состояния.

Фрейм результата целесообразно противопоставить фрейму проблемы. Фрейм проблемы основное значение придает тому, что «неправильно» или «нежелательно», а не тому, что «желательно» или «необходимо». В этом случае внимание человека фокусируется на нежелательных симптомах и поиске их причин. Фрейм результата, напротив, заставляет сосредоточиваться на желаемых результатах и последствиях, а также на ресурсах, необходимых для их достижения. Таким образом, фрейм результата подразумевает, что человек ориентируется на решение проблемы и позитивное будущее.

Применение фрейма результата подразумевает такие действия, как замена формулировки проблемы на формулировку цели, а описаний с использованием «негативных» слов — на «позитивные» описания. С точки зрения НЛП, любую проблему можно воспринять как вызов или возможность измениться, «вырасти» или научиться чему-нибудь. При таком подходе все «проблемы» предполагают благоприятный исход.

Фрейм «как если бы» заставляет нас действовать так, будто желаемое состояние или результат уже достигнуты. Фрейм «обратная связь в противовес ошибке» дает возможность интерпретировать видимые проблемы, симптомы или ошибки как обратную связь, которая помогает вносить коррективы, ведущие к желаемому состоянию, а не как неудачу.

Основная функция вербальных паттернов «Фокусов языка» – помочь людям научиться переключать внимание: 1) с фрейма проблемы на фрейм результата, 2) с фрейма ошибки на фрейм обратной связи, и 3) с фрейма невозможности на фрейм «как если бы».

Умение распознавать вербальные паттерны позволяет нам создавать языковые средства, которые могут помочь нам повлиять на смысл наших переживаний. Примером такого инструмента является переформирование при помощи фрейма «даже если». Этот паттерн заключается в простой замене слова «но» на фразу «даже если» в любом предложении, где слово «но» уменьшает или «обесценивает» позитивное переживание.

Рефрейминг позволяет нам иначе интерпретировать те или иные проблемы и находить новые решения. Это происходит за счет изменения фреймов, в рамках которых эти проблемы воспринимаются. Буквально рефрейминг обозначает помещение какого-либо образа или переживания в новый фрейм. С психологической точки зрения, произвести рефрейминг значит преобразовать смысл чего-либо, поместив это в новую рамку или контекст, отличный от исходного.

В НЛП рефрейминг заключается в установлении новой психологической рамки вокруг содержания какого-либо переживания или ситуации и расширении нашего восприятия этой ситуации, с тем чтобы мы могли проявить больше мудрости и находчивости при поиске выхода из нее.


ВАК — аббревиатура, обозначающая сенсорные репрезентативные системы — визуальные, аудиальные и кинестетические.

Основные репрезентативные системы:

визуальная — опирающаяся, в основном, на зрительные образы;

аудиальная — опирающаяся, в основном, на слуховые образы;

аудиально-тональная — выделяющая, в первую очередь, звуки и тональные последовательности;

аудиально-дигитальная — выделяющая символы (слова);

кинестетическая — опирающаяся, в основном, на ощущения.

понятийная (дискретная, дигитальная) — опирающаяся на логическое осмысление сигналов остальных систем. Существует мнение, что понятие дискретной Репрезентативной системы не должно рассматриваться в качестве репрезентативной системы, т.к. оно подразумевает, что входящие сигналы уже прошли первичную обработку.






16. Психологические особенности личности их учет в журналистской практике ( память , потребность, интересы,конформизм, уровень притязаний)

   Личность — конкретный человек , кот является членом общества, находится с ним в отношении, осознает свою роль , значение, задачу. Не каждый чел является личностью.( больные, младенцы).

Личностью чел становится в процессе социализации в социуме. Псих свойства — наиболее устойчивые черты( темперамент, характер, способности, потребности). Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.Свойства памяти : 1)Точность 2)объем 3) скорость проц запоминания  4) скор процесс произведения 5) скорость забывания. Потребности- нужда чел. в чем-либо :  естествен. — биологические — культурные; материальные- духовные . Эмоц потребности: потребность прикосновения, потребность и в любви и ласки,потребности в игре, потребность в развлечении, потребность во внимании, потр в свободе.

интересы : познавательная потребность человека . Значимое отношение к делу и предмету.  Интересы : 1) опосредованные ( связанные с деятельностью чел.) 2) посредственные .

Комфрмиз — пассивное, некритичное принятие господствующего порядка, норм, ценностей, традиций, законов и т. д. Проявляется в изменении поведения и установок в соответствии с изменением позиции большинства или самого большинства. Выделяют внешний конформизм (демонстративное подчинение личности мнению группы с тем, чтобы избежать давления группы. При этом человек продолжает внутренне сопротивляться общей точке зрения), внутренний конформизм (Внутренний конформизм — действительное преобразование индивидуальных установок личности в результате принятия позиции окружающих).  Уровень притязаний личности — понятие, введенное Левином для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Это образование, тесно связанное с самооценкой личности, формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности. Уровень притязаний может быть адекв-м, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным, заниженным или завышенным.

17. Этапы становления профессионализма в журналистике

4 этапа становления профессионализма: 1. профессиональная подготовка- выбор профессии и обучения. 2. Уровень профессиональной подготовки. 3. Первый профессионализм — профессиональная адаптация человека в коллективе, усложнение выполняемых материалов. 4. Достижение профессионализма, мастерства. Уровень до которого добираются не многие, повышенная активность. Глубочайшее знание предмета, специалист с именем, умение противостоять негативным тенденциям.( по ее лекции)

 18. Общение, его функции. Основные системы в невербальном общении

Значительная часть исследователей выделяет функции общения, связанные с обменом информацией, взаимодействием и восприятием людьми друг друга.  Так, Б.Ломов выделяет в общении три функции: информационно-коммуникативную (заключается в любом обмене информацией), регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и регуляция совместной деятельности в процессе взаимодействия и аффективно-коммуникативную (регуляция эмоциональной сферы человека.

Информационно-коммуникативная функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации, ее реализация имеет несколько уровней: на первом осуществляется выравнивание различий в исходной информированности людей, которые вступают в психологический контакт; второй уровень предусматривает передачу информации и принятие решений (здесь общение реализует цели информирование, обучение и др.); третий уровень связан со стремлением человека понять других (общение, направленное на формирование оценок достигнутых результатов).

Вторая функция — регуляционно-коммуникативная — заключается в регуляции поведения. Благодаря общению человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия, то есть происходит процесс взаимного налаживания действий.

Третья функция — аффективно-коммуникативная — характеризует эмоциональную сферу человека, в которой выявляется отношение индивида к окружающей среде, в том числе и социальное.

Общение как процесс социальной коммуникации имеет две стороны – вербальную (речевую) и невербальную (без слов).

Наиболее веским аргументом в пользу приоритета невербального языка над вербальным служат результаты, свидетельствующие об интернациональном характере основных мимических картин, поз, наборов жестов, а также данные о чертах жес-тикуляции и мимики, которые выступают генетическими признаками человека, например, врожденные способы выражения эмоций. Основными системами отражения невербального поведения являются: – акустическая (слуховое восприятие); – оптическая (зрительное восприятие); – тактильно-кинестезическая (прикосновения); – ольфакторная (восприятие запахов).

На слух мы можем воспринимать такие характеристики речи как тембр, темп, высота и громкость, а также отмечать особенности интонации, паузы, кашля, смеха, плача. Зрительно мы можем замечать выразительные движения (поза, жест, мимика, походка, контакт глаз) и физиогномические характеристики (особенности строения тела и лица).

Тактильная система отражения предоставляет человеку информацию об особенностях рукопожатия, прикосновения, поцелуя. Восприятие запахов тела и используемой человеком парфюмерии и косметики дополняют невербальную информацию о нем.

19. Психологические функции СМИ

1. Оптимизация деятельности общества, обеспечение его полноценного функционирования и развития. Здесь с наибольшей очевидностью реализуется социальная сущность общения в целом. В конечном счете ТВ, радио, пресса суть способы, которыми общество как целое общается с отдельными членами этого общества или малыми группами внутри него и воздействует на них. Другое дело, что для большей эффективности такого общения оно нередко может быть персонифицировано, вложено в уста конкретного человека, пользующегося у аудитории доверием, высоким престижем и симпатиями.

2. Функция контакта, имеющая место в ситуации общения в социальной группе даже тогда, когда эта группа не объединена общими целями, мотивами и средствами деятельности. Для нас эта функция интересна в данном случае, прежде всего потому, что она наряду с другими функциями общения играет значительную роль в формировании группового сознания. Радио и ТВ сплачивают, приближают друг к другу людей, не знакомых друг с другом и не имеющих ничего субъективно общего, дают им ощущение психологического единства.

3. Функция социального контроля. Радио и ТВ, в известной мере также и пресса — мощный канал, через который общество доводит до каждого из своих членов систему социальных норм, этических и эстетических требований; при посредстве радио и телевидения перед аудиторией «проигрываются» ситуации и способы поведения, получающие у общества положительную оценку (и сам процесс «позитивного санкционирования» такого поведения обществом) и, наоборот, такие ситуации, которые оцениваются обществом отрицательно (и сам процесс «негативного санкционирования»).

Этот аспект социальной значимости радио и телевидения с особенной ясностью проявляется в передачах развлекательного характера: вместе с удовлетворением узко личностных потребностей реципиент получает от них и мощный социально-психологический заряд, видя, «как надо» и «как не надо» вести себя в той или иной ситуации и — если передача является художественной — осуществляя так называемое «перенесение» себя на героя, как бы переживая данную ситуацию и ее оценку вместе с ним.

4. Функция социализации личности, т.е. воспитательная функция. Имеется в виду привитие формирующейся личности тех черт, которые желательны с точки зрения общества.

20. Гендерный фактор в журналистике. Особенности изданий для мужчин и женщин.

Гендерный фактор – это психологические различия полов.  Психологи выделяют четыре основных фактора: способность ориентироваться в пространстве, математические способности, речевые навыки, агрессивность. Раньше считалось, что различие довольно серьезное, однако, после проведения ряда исследований выяснилось, что женщины отличаются от мужчин всего на 10%. В к.19-н.20вв. получила развитие женская пресса. Еще ее называли «прессой грез и иллюзий». Кажется итальянец, если я верно услышала Щино Дельдуко, стал первым издавать журнал для работающих женщин, чтобы они могли вечером отдохнуть за приятным чтением. Основную часть материалов составляли иллюзорные рассказы, повествующие о женщинах, которым, благодаря несказанно повезло в жизни, их заветные мечты сбылись. Особой популярностью пользовался сюжет Золушки, в котором богатые мужчины вопреки всему, своим красивым титулованным женам предпочитали бедных гувернанток, горничных, прачек, и упорно добивались их любви. Еще одной особенностью женской прессы является агитация фактами.

        В мужской прессе, в отличии от женской, не уделялось особого внимания личной жизни, любовным перипетиям, семье. Материалы в таких изданиях были посвящены карьере, взаимоотношениям с начальством, с окружением, косметике для мужчин, поддержанию здоровья, внешнего вида и пр.