Психология находит применение в различных сферах человеческой жизнедеятельности, таких как образование, управление предприятием, экономика, социология, медицина, политика, юриспруденция, техника, искусство, реклама и т. д. Охарактеризуем подробнее самые важные из этих областей.
Одной из распространенных сфер применения психологических знаний является психологическое обеспечение деятельности предприятия. Психолог на предприятии в зависимости от актуальности стоящих перед ним задач принимает участие в рекруитменте и адаптации персонала, в асессементе сотрудников, в обучении и повышении квалификации персонала, в мотивировании персонала, в организации эффективного руководства персоналом, в анализе и оптимизации социальной структуры предприятия, в управленческом консультировании.
Рекруитментом называется комплекс мероприятий по привлечению персонала для работы в фирме: определение потребности в персонале, определение профессионально-важных качеств и профессионально значимых ситуаций для вакантных позиций, разработка методов и средств определения профессионального потенциала персонала, разработка методов и средств профотбора. Асессемент – аттестация персонала, оценка личностного и профессионального потенциала работников, определение «балласта» и «авангарда» среди персонала и т.д. Под управленческим консультированием подразумевают помощь в решении спектра проблем, стоящим перед руководством фирмы, консультирование по вопросам управления персоналом, разрешения конфликтных ситуаций, проведения переговоров, а также личное консультирование сотрудников.
Важнейшей сферой применения психологических знаний является образование. Работа психолога в образовательных учреждениях содействует оптимальному проведению всего процесса обучения и воспитания: определение готовности ребенка к школе, разработка и осуществление развивающих программ, оказание помощи учащимся в кризисные периоды, проведение диагностико-коррекционной работы с «трудными» школьниками, проведение диагностики для выявления индивидуальных особенностей учеников, оптимизация межличностных взаимодействий участников образовательного процесса и консультирование учащихся, родителей и педагогов по вопросам, связанным с учебной деятельностью и по личным проблемам.
История исследования языка и речи
История развития научных идей о природе речи и языка обнаруживает разные подходы к решению этой проблемы. Вплоть до ХХ в. исследования речи носили глобальный характер, ставились и обсуждались вопросы наиболее общего свойства: происхождения языка, его природы, связи с рациональной или эмоциональной стороной психики. В начале ХХ в. в области исследования речи появились темы конкретно-эмпирического характера: описание развития детской речи, формы речевых патологий, взаимоотношение мышления и речи, речевая память, внутренняя и эгоцентрическая речь, биологическое и социальное в речи.
Профессиональное консультирование в работе психолога
... Поэтому психолог в работе с персоналом проводит не диагностику вообще, а профессиональную психодиагностику, цель которой, по определению Н.В. Самоукиной, заключается в том, чтобы ... психолог-консультант. Это и есть основная задача психологического консультирования1. Психологическое консультирование отличается от других видов оказания практической психологической помощи следующими основными ...
Вместе с накоплением эмпирических данных в то же время были сделаны важнейшие теоретические предложения. Среди них следует отметить идею И.П.Павлова о второй сигнальной системе как сложном физиологическом механизме, осуществляющем речеязыковую деятельность. Эта идея повлияла на обнаружение в нервной системе человека выработанных стабильных связей между теми структурами, в которых фиксируются слова, так называемых «вербальных сетей» или «семантических полей» (Н.И.Красногорский, А.Я.Федоров, Г.Разран, Б.Рис, Л.А.Шварц, Т.Н.Ушакова и др.).
В русле бихевиоризма разрабатывалась идея, что речь представляет собой одну из форм поведения (Б.Ф.Скиннер).
Люди приучаются употреблять определенную речевую форму в некоторых повторяющихся ситуациях. Швейцарским лингвистом Ф. де Соссюром была введена в научный обиход идея системности языка. Он провел строгую границу между языком и речью.
В 1953 г. возникло научное направление психолингвистика, главная идея которого – соединение подходов и знаний психологии и лингвистики (Ч.Осгуд, Дж.Кэролл, Ш.Себеок).
В основу была положена теория Ч.Осгуда, представленной в виде трехуровневой модели поведения, охватывающей общим каркасом все этапы речевого процесса человека: восприятие речи, внутренняя переработка речевого материала, произнесение речи. Примерно через 10 лет в психолингвистике начался новый этап с появлением теории трансформационной грамматики Н.Хомского: человек пользуется системой трансформационных грамматических правил, строя свою речь, и это можно выявить экспериментальным образом. В последующие годы психолингвистика сблизилась с традиционной психологией речи и охватывает широкий круг феноменов, связанных с использованием речи субъектом.
Факторы, влияющие на эффективность общения
Адекватность и эффективность общения зависит от наличия или отсутствия коммуникативных помех (барьеров).
В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту.
Выделяются следующие виды коммуникативных помех: информационный барьер(механический обрыв информации, ее неясная передача, искажение информации, проходящей через несколько человек-ретрансляторов);эмоциональный барьер(искажение информации по причине большей значимости для человека эмоций, а не реальных фактов);барьер непонимания:фонетическое непонимание(участники общения говорят на разных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искажен грамматический строй речи, невыразительная быстрая речь и т.д.),семантическое непонимание (различие в системах значений – тезаурусах – собеседников, употребление жаргонов и сленгов),стилистическое непонимание(несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др.),логическое непонимание(логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему неверной, противоречит присущей ему манере доказательства);социально-культурный барьер(социальные, политические, религиозные, профессиональные различия между собеседниками, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий);личностный барьер(возникновение определенных негативных эмоций к самому коммуникатору, которые распространяются на передаваемую им информацию).
Характер определяет особенности поведения человека, а не эмоции!
... как отсутствие терпимости вообще. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Люди этого типа нередко занудливы, склонны к хамству и брани, ... определяет особенности поведения человека, а не эмоции! Впервые слово ХАРАКТЕР применил ТЕОФАСТ в 3 веке. Тогда под характером понимали нравственный кодекс человека, то что мы называем ...
Для преодоления барьеров общения, повышения его эффективности необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приемы общения. Затем, уже в процессе общения, нужно контролировать его ход и результаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнера благоприятное или не благоприятное о себе впечатление и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло (если этого желания нет) стремление продолжать общение.
Эмоциональные состояния: специфика, виды и проявления
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность, они служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и окружающему миру. Эмоции делятся на положительные и отрицательные, т.е. приятные и неприятные. Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяются собственно эмоции, настроения, чувства и аффекты.
Настроение– это слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или работе.Собственно эмоции– это более кратковременное, но достаточно сильно выраженное переживание человеком радости, горя, страха и т.п. Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и имеют хорошо осознаваемую причину появления.Аффект– быстро возникающее, очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом. Чаще всего аффект является следствием конфликта. Он всегда проявляется бурно и сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужение поля восприятия. При аффекте мало продумываются последствия совершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным.Чувства– выражение человеком своего положительного или отрицательного, т.е. оценочного отношения к каким-либо объектам. В отличие от эмоций, чувства долговременны и могут порой оставаться на всю жизнь. Особо выделяются так называемыевысшие чувства, которые отражают духовный мир человека и связаны с анализом, осмыслением и оценкой происходящего (патриотизм, любовь, ненависть, гордость и т.д.).
Классификация групп людей
... Основные особенности зрелого коллектива Проблема группы как важнейшей формы социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения - одна из центральных в психологии. Группа, как самостоятельный субъект деятельности, может ...
Эмоциональные состояния проявляются в изменениях психомоторики и физио-логических параметров: мимики, позы, движений, голоса и вегетативных реакций. У разных людей различны проявление эмоций (больше или меньше выражена экспрес-сивность) и эмоциональная возбудимость (реакция на слабые и сильные раздражители).
Классификации социальных групп
Социальные группы разделяются на большие и малые.
Малая группа– это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием (3-30 человек).
Ее границы определяются контактностью и целостностью. Контактность – это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями. Целостность определяется как социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое. По количеству членов выделяютсяпервичныегруппы, т.е. наименьшие по размеру и далее не делимые, ивторичные, включающие в себя несколько первичных групп. Различаютсяискусственные (лабораторные)малые группы, специально создаваемые для решения научных задач, иестественные, существующие независимо от воли исследователя. Естественные группы бывают формальными и неформальными.Формальные– группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, т.е. определяются формальными предписаниями и договоренностями, и объединяющим механизмом которых является совместная деятельность (коллективы подразделений социальных организаций и институтов).Неформальныегруппы – объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. По времени существования выделяются группывременныеистабильные.
Большие социальные группыклассифицируются по характеру связей, в соответствии с чем выделяютсяобъективные социальные общности, где принадлежность людей к этим группам не зависит от их воли и сознания (класс, нация, половозрастная общность), ипсихологические общности, принадлежность к которым является результатом сознательного стремления людей к объединению на основе общих целей и ценностей (профессиональные ассоциации, партии, общественные движения).
По характеру организованности группы делятся настихийно возникающие(толпа) исознательно организованные(партии, ассоциации).
Можно также говорить обусловныхиреальныхгруппах. При этом существенным считается признак контактности и взаимодействия. Половозрастные и профессиональные группы являются условными, к реальным группам относятся митинги и собрания.
Список использованной литературы
- Андреева Г.М. Социальная психология. – М.,1996.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. – Ростов-на-Дону, 1999.
- Климов Е.А. Основы психологии. – М.,1997.
- Морозов А.В. Деловая психология. – СПб.,2000.
- Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – Кн. 1. – М., 2001.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.,2001.
- Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.,2000.
- Психология / Под ред. А.А.Крылова. – М.,1999.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 1997.
Направление 050400.68 Психолого-педагогическое образование Магистерская ...
... Социальная психология образования Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие. - М.: Академия, 2004 Крысько В.Г. Социальная психология: учебник. – СПб.: Питер, 2007 Андреева Г.М. Социальная психология: учебник. – М.: Аспект Пресс, 2008 Социальная психология: ... Инфра-М, 2008 Малышевский А.Ф. Философия образования: Человек в предполагаемых обстоятельствах культуры. Детство: учеб. Пособие. – ...
6