Сенсорные нарушения

1. Более всего нарушено при недостатках слуха…

А. наглядно-действенное мышление

Б. наглядно-образное мышление

В. словесно-логическое мышление

Г. желание думать

2. К категории лиц с сенсорными нарушениями не относятся…

А. позднооглохшие

Б. незрячие

В. глухие

Г. олигофрены

3. Обязательными условиями комплексного воздействия при патологии зрения являются (несколько вариантов ответов):

А. медикаментозное лечение, направленное на улучшение питания сетчатки и стимулирование ее функции

Б. достаточная физическая нагрузка

В. раннее лечение, включая, по необходимости, хирургическое

Г. использование компьютерных игр

4. В специальной школе III вида обучаются дети…

А. с задержкой психического развития

Б. глухие

В. незрячие

Г. с нарушениями опорно-двигательного аппарата

5. Специфические особенности развития детей с нарушениями зрения проявляются в следующем (несколько вариантов ответов):

А. отсутствие речи в дошкольном возрасте

Б. отставание, нарушение, своеобразие развития двигательной активности

В. конкретность мышления

Г. нарушение, своеобразие пространственной ориентации

6. Врожденная слепота бывает следствием…

А. заболеваний центральной нервной системы

Б. осложнений после общих заболеваний организма

В. наследственной передачи дефектов зрения

Г. ранений головы

7. Дети, для которых в результате нарушений слуха невозможно самостоятельное овладение словесной речью, относятся к категории…

А. слабослышащих

Б. глухих

В. позднооглохших

Г. слабовидящих

8. Дактильные знаки, заменяющие буквы в ручной азбуке для глухих, изображаются…

А. точками

Б. точкой и тире

В. пальцами

Г. картинками

9. При сенсорных расстройствах ведущими в структуре дефекта оказываются…

А. нарушения словесно-логического мышления

Б. нарушения опосредованной памяти

В. нарушения целенаправленности мотивов

Г. нарушения приема информации

10. Один из видов снижения остроты зрения называется…

А. амблиопией

Б. амнезией

В. дальтонизмом

Г. алалией

11. Детей с врожденной тотальной слепотой или ослепших в возрасте до трех лет относят к категории…

А. слепорожденных

Б. слепонемых

В. слабовидящих

Г. поздноослепших

12. Внутренняя оболочка глазного яблока, в которой находятся светочувствительные рецепторы, называется…

13 стр., 6096 слов

Понятие развития. Категории, характеризующие процесс развития

... социальной среды (культурной среды) на протекание процессов психического развития; Понятие развития. Категории, характеризующие процесс развития Развитие– изменение, образующее ветвящейся процесс содержащий с одной стороны ... людьми.   Понятие возраста в психологии развития Возраст — одна из центральных категорий психологии развития, которая имеет два значения. Абсолютный возраст(календарный, или ...

А. радужка

Б. сетчатка

В. сосудистая оболочка

Г. склера

13. Двояковыпуклая линза, прозрачная и эластичная, расположенная позади зрачка, — это…

А. хрусталик

Б. шарик

В. внутреннее ядро

Г. глазное яблоко

14. Заболевание “куриная слепота’’ возникает по причине…

А. нарушения нормальной деятельности колбочек в сетчатке

Б. нарушения нормальной деятельности слоя палочек в сетчатке

В. гипервитаминоза С

Г. снижения остроты зрения

15. Зрачок служит для…

А. преломления света

Б. защиты глаза

В. обеспечения необходимого количества света, попадающего в глаз

Г. рассматривания предметов

16. Для усиления звукового сигнала не служит…

А. наковальня

Б. молоточек

В. улитка

Г. стремечко

17. Почти полная потеря зрения при пониженном освещении, без наличия видимых патологий, в результате изменения сетчатки вследствие авитаминоза – это…

А. катаракта

Б. косоглазие

В. куриная слепота

Г. дальтонизм

18. Нарушение бинокулярного зрения (способности видеть двумя глазами) происходит при…

А. дальнозоркости

Б. косоглазии

В. близорукости

Г. дальтонизме

19. В обучении слепых используется следующее педагогическое средство коррекции:

А. жестовая речь

Б. дактильная речь

В. очки и линзы

Г. шрифт Брайля

20. Как называется потеря слуха, вызываемая неспособностью улитки превращать механические колебания в слуховые нервные импульсы или же нарушения передачи импульса улитки в мозг?

А. отосклероз

Б. нейросенсорная глухота

В. тугоухость

Г. кондуктивное нарушение слуха

Нарушения интеллектуального развития

  1. Причиной умственной отсталости не может быть…

А. травма головного мозга

Б. менингит

В. недостатки воспитания

Г. асфиксия новорожденного

2. Состояние умственной и психической недоразвитости, возникающее вследствие поражения ЦНС в пренатальный, натальный и постнатальный периоды – это…

А. олигофрения

Б. деменция

В. идиотия

Г. ЗПР

3. Степени олигофрении:

А. дебилизм, аутизм, шизофрения

Б. дебильность, деменция, идиотия

В. дебильность, имбецильность, идиотия

Г. дебильность, идиотия, олигофрения

4. Состояние, при котором наблюдаются минимальные органические повреждения или функциональная недостаточность ЦНС, а также отставание в результате социальной депривации – это…

А. олигофрения

Б. дебильность

В. ЗПР

Г. деменция

5. Самая легкая степень умственной отсталости –

А. дебильность

Б. имбецильность

В. идиотия

Г. деменция

6. Какой вид умственной отсталости развивается уже при сформировавшейся нервной системе, другими словами происходит деградация личности?

А. идиотия

Б. деменция

В. имбецильность

Г. дебильность

7. Какой степени умственной отсталости соответствуют следующие признаки: недоступность понимания окружающего мира, своеобразная речь на уровне звуков, затруднение в самообслуживании или полная его невозможность?

17 стр., 8211 слов

Формирование навыков бега и быстроты движений у школьников с ...

... формирование навыка бега и быстроты движений у школьников с умственной отсталостью легкой степени. .Доказать эффективность применения разработанной нами коррекционно-развивающей методики, направленной ... мотивации. Мотивация - совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведение. Мотивация достижения - выработанный в психике ...

А. дебильность

Б. имбецильность

В. идиотия

Г. слабоумие

8. Заболевание, характеризующееся нарушением белкового обмена и приводящее к ЗПР и умственной отсталости, – это…

А. фенилкетонурия

Б. микроцефалия

В. гидроцефалия

Г. деменция

9. Какое заболевание развивается в результате затруднения обмена ликвора в головном мозге и характеризуется его накапливанием?

А. фенилкетонурия

Б. микроцефалия

В. гидроцефалия

Г. деменция

10. Какое врожденное заболевание характеризуется уменьшением объема головного мозга в 2-3 раза?

А. фенилкетонурия

Б. микроцефалия

В. гидроцефалия

Г. деменция

11. Олигофрения может быть осложнена (несколько вариантов ответов)…

А. деменцией

Б. минимальной мозговой дисфункцией

В. гидроцефалией

Г. микроцефалией

Д. синдромом Дауна

Е. фенилкетонурией

12. Деменция – это форма умственной отсталости, имеющая (несколько вариантов ответов)…

А. непрогрессирующий характер

Б. прогрессирующий характер

В. необратимый характер

Г. обратимый характер

Д. приобретенный характер

Е. врожденный характер

13. Дети с олигофренией в степени дебильности обучаются…

А. в классах коррекции в общеобразовательной школе

Б. во вспомогательной школе VIII вида

В. в массовой школе

Г. в коррекционной школе VII вида

14. Среди олигофренов необучаемые дети, содержащиеся в специальных интернатах или воспитывающиеся в семье при установлении опеки, относятся к…

А. степени дебильности

Б. степени имбецильности

В. степени идиотии

Г. умеренной степени умственной отсталости

15. Программа вспомогательной школы соответствует программе…

А. начальной общеобразовательной школы

Б. средней общеобразовательной школы

В. общеобразовательной школы

Г. вуза

16. Группа детей с ЗПР, у которых отставание в развитии является следствием наличия у ребенка хронических, длительных инфекционных и других заболеваний, называется…

А. ЗПР конституционного характера

Б. ЗПР соматогенного характера

В. ЗПР психогенного характера

Г. ЗПР церебрально-органического характера

17. Группа детей с ЗПР, у которых отставание в развитии является следствием неправильного воспитания ребенка в семье, называется…

А. ЗПР конституционного характера

Б. ЗПР соматогенного характера

В. ЗПР психогенного характера

Г. ЗПР церебрально-органического характера

18. Какое из перечисленных состояний может быть полностью скорректировано в ходе психолого-педагогической работы с ребенком?

А. ЗПР

Б. олигофрения

В. деменция

Г. незначительная степень умственной отсталости

19. ЗПР характеризуется…

17 стр., 8264 слов

Особенности развития речи детей с нарушениями слуха

... речи детей с нарушения слуха. Задачи исследования: Рассмотреть основные классификации нарушений слуха у детей; Охарактеризовать основные направления, задачи и содержание работы по развития речи слабослышащих детей; Исследовать различные методики развития речи слабослышащих детей ... развития речи. Чем лучше речь ребенка, тем больше возможностей использования своего слуха. Группа детей с нарушениями ...

А. нарушениями опорно-двигательного аппарата

Б. нарушением познавательных процессов

В. расстройствами психики

Г. сенсорными нарушениями

20. К нарушениям интеллектуального развития не относится…

А. олигофрения

Б. шизофрения

В. ЗПР

Г. деменция

Речевые нарушения, нарушения опорно-двигательного аппарата

  1. Нарушение звукопроизношения при сохранном слухе, интеллекте и иннервации речевого аппарата – это…

А. дислалия

Б. дизартрия

В. ринолалия

Г. алалия

2. Недоразвитие или полное отсутствие речи, обусловленное поражением головного мозга в пренатальный, натальный или постнатальный периоды – это…

А. дислалия

Б. дизартрия

В. ринолалия

Г. алалия

3. К нарушениям только устной (произносительной) стороны речи не относятся (несколько вариантов ответов)…

А. дислалия

Б. дизартрия

В. ринолалия

Г. алалия

Д. заикание

Е. афазия

4. Нарушение звукопроизношения, обусловленное парезами и параличами мышц речевого аппарата – это…

А. дислалия

Б. дизартрия

В. ринолалия

Г. заикание

5. При афазии нарушается…

А. фонетическая сторона речи

Б. плавность и темп речи

В. фонетическая и лексико-грамматическая сторона речи

Г. правильного ответа нет

6. Врожденная расщелина твердого неба – наиболее распространенная причина…

А. афазии

Б. ринолалии

В. дисфонии

Г. дизартрии

7. Дисфония и афония относятся к…

А. нарушениям звукопроизношения

Б. нарушениям голоса

В. нарушениям словарного запаса

Г. нарушениям темпа речи

8. К причинам заикания не относится…

А. генетическая предрасположенность

Б. психологическая травма

В. невропатические особенности ребенка

Г. хронический ларингит

9. Причиной дислалии не может быть…

А. нарушение ЦНС

Б. анатомические дефекты речевого аппарата

В. неправильное речевое воспитание

Г. речевые перегрузки в дошкольном возрасте

10. К общему недоразвитию речи (нарушению фонетической, лексико-грамматической сторон) относятся (несколько вариантов ответов):

А. алалия

Б. афония

В. ринолалия

Г. афазия

Д. дислалия

Е. дизартрия

11. К биологическим причинам недоразвития речи относится…

А. неправильное речевое воспитание

Б. анатомические дефекты речевого аппарата

В. психологическая травма

Г. многоязычие в семье

12. К социально-психологическим причинам недоразвития речи относится…

А. анатомические дефекты речевого аппарата

Б. врожденная расщелина губы

В. асфиксия новорожденного

Г. речевые перегрузки

13. Ребенок с нарушением речи называется…

А. логопедом

Б. логопатом

В. алаликом

Г. афазиком

14. Логопедия – это область…

А. специальной педагогики

Б. общей психологии

В. медицины

Г. анатомии

15. У человека, перестающего понимать обращенную к нему речь в результате перенесенного инсульта, диагностируют…

А. дислалию

Б. моторную алалию

В. сенсорную афазию

Г. заикание

16. Положение головы с наклоном её в одну сторону и поворотом лица в другую сторону называется…

А. косолапость

Б. туголапость

В. кривошея

Г. плоскоухость

17. По состоянию интеллекта дети с ДЦП…

А. все умственно отсталые

Б. все с ЗПР

В. все глухие

Г. состояние интеллекта может быть различным

18. Не относится к нарушениям ОДА…

А. кривошея

Б. косолапость

В. отосклероз

Г. полиартрит

19. В школах-интернатах для детей с нарушениями ОДА не обучаются…

А. самостоятельно передвигающиеся и обслуживающие себя дети с сохранным интеллектом

Б. тяжелые дети, не передвигающиеся и не обслуживающие себя самостоятельно

В. самостоятельно передвигающиеся и обслуживающие себя дети с ЗПР и олигофренией в степени дебильности

20. У детей с нарушениями ОДА ведущим является…

А. двигательный дефект

Б. речевой дефект

В. интеллектуальный дефект

Г. сенсорный дефект

Расстройства эмоционально-волевой сферы и психики

1. Синдром РДА еще называют…

А. синдромом Аспергера

Б. синдромом Каннера

В. синдромом Дауна

Г. синдромом Кандинского-Клерамбо

2. Основная причина РДА…

А. сочетание внутриутробной патологии и родовой травмы

Б. сочетание социальных причин

В. интоксикация плода

Г. психологическая травма

3. Синдром РДА – это…

А. одна из форм умственной отсталости

Б. одна из форм шизофрении

В. самостоятельное расстройство эмоционально-волевой сферы

Г. пограничное психическое расстройство

4. К основным проявлениям РДА не относятся…

А. эхолалии

Б. стереотипное поведение

В. гиперактивность и эмоциональная привязчивость

Г. замкнутость и необщительность

5. Выберите верное утверждение:

А. Синдром РДА предполагает экстремальное одиночество ребенка

Б. Синдром РДА может развиться у подростка вследствие социальных причин

В. К синдрому РДА относятся также проявления шизофренических симптомов

Г. Дети с патологической замкнутостью и сверхпристрастием к различным объектам не могут относиться к синдрому РДА

6. Выберите верное утверждение:

А. У всех детей с синдромом РДА диагностируют умственную отсталость.

Б. У детей с синдромом РДА всегда наблюдается отставание в развитии всех основных психических функций.

В. Синдром РДА наблюдается одинаково часто у мальчиков и девочек в раннем возрасте.

Г. При синдроме РДА в развитии ребенка сочетаются процессы ретордации и акселерации.

7. Шизофрения – это…

А. расщепление психики, рассогласование и дисгармоничность мышления, эмоций, воли и моторики

Б. состояние умственной и психической недоразвитости, возникающее вследствие поражения ЦНС в пренатальный, натальный и постнатальный периоды

В. одна из форм РДА

Г. патология характера, сопровождающаяся повышенной электрической активностью головного мозга

8. Шизофрения не может сопровождаться…

А. судорожными припадками

Б. галлюцинациями

В. бредовыми идеями

Г. нарушениями мышления

9. Причиной шизофрении не может быть…

А. наследственность

Б. травматическое повреждение периферической нервной системы

В. психогенный фактор

Г. внутриутробная патология

10. Психопатия является…

А. одной из форм шизофрении

Б. проявлением астено-невротического синдрома

В. заболеванием нервной системы

Г. патологическим развитием личности, характера

11. Идиопатическая эпилепсия обычно бывает вызвана…

А. генетическим фактором

Б. психотравмирующей ситуацией

В. органическим повреждением головного мозга

Г. неизвестными причинами

12. Нарушение мышления, выражающееся в склонности к пустому, бесплодному рассуждательству с отсутствием конкретных идей, называют…

А. парциализацией

Б. резонерством

В. персеверацией

Г. символизмом

13. Иллюзии и галлюцинации относятся к…

А. расстройствам мышления

Б. расстройствам ощущения

В. расстройствам восприятия

Г. расстройствам памяти

14. Бредовая идея, патологическая убежденность больного в наличии у него тяжелого, неизлечимого заболевания или дисфункции какого-либо внутреннего органа…

А. ипохондрический бред

Б. бред физического недостатка

В. бред самоуничижения

Г. бред интерметаморфозы

15. Концепция акцентуированных личностей была разработана…

А. З. Фрейдом

Б. Л. Выготским

В. В. Лебединским

Г. К. Леонгардом

16. Наличие патологических черт характера, социальная дезадаптация человека характерны для…

А. слепоты

Б. невроза

В. умственной отсталости

Г. психопатии

17. Не резко выраженные нарушения, граничащие с состоянием здоровья и отделяющие его от патологических психических проявлений называются…

А. соматическими заболеваниями

Б. симптоматическими психозами

В. пограничными состояниями

Г. маниакально-депрессивными психозами

18. Какие состояния могут быть предвестниками начинающегося психического заболевания?

А. капризности

Б. смирения

В. эйфории и апатии

Г. гнева и смирения

19. Клиницист Личко разработал типологию акцентуаций…

А. речи

Б. характера

В. интеллекта

Г. поведения

20. Патология характера, сопровождающаяся повышенной электрической активностью клеток головного мозга, — это…

А. шизофрения

Б. психопатия

В. эпилепсия

Г. синдром Каннера

Разное

1. Система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей.

А. компенсация

Б. коррекция

В. реабилитация

Г. адаптация

2. Специальная педагогика изучает:

А. дефекты аномальных детей и их психологические особенности

Б. теорию и практику специального образования лиц с физическими и психологическими проблемами

В. психофизиологические особенности развития аномальных детей

Г. специальные школы и специальных педагогов

3. Абилитация – это

А. процесс первоначального формирования психических функций (в младенческом и раннем возрасте) при наличии дефектов

Б. процесс медико-психологической работы по восстановлению утраченных функций и адаптации к новым условиям жизнедеятельности

В. замещение, формирование и перестройка нарушенных, утраченных или недоразвитых функций организма

4. Ученый, изучавший компенсаторные возможности человека, структуру дефекта и особенности аномального ребенка

А. П.П. Блонский

Б. В.П. Кащенко

В. Л.С. Выготский

Г. Ф.А. Рау

5. Установите соответствие:

А. Сурдопедагогика 4

Б. Тифлопедагогика 2

В. Логопедия 3

Г. Олигофренопеда 1

1. область специальной педагогики, изучающая особенности воспитания, обучения и образования детей с нарушениями интеллектуального развития

2. область специальной педагогики, изучающая особенности воспитания, обучения и образования слепых и слабовидящих детей

3. область специальной педагогики, изучающая особенности воспитания, обучения и образования детей с нарушениями речи

4. область специальной педагогики, изучающая особенности воспитания, обучения и образования детей с нарушениями слуха

6. Установите соответствие:

А. Спецшкола I вида 5

Б. Спецшкола II вида 3

В. Спецшкола III вида 1

Г. Спецшкола IV вида 7

Д. Спецшкола V вида 2

Е. Спецшкола VI вида 4

Ж. Спецшкола VII вида 8

З. Спецшкола VIII вида 6

1. для слепых детей

2. для детей с нарушениями речи

3. для слабослышащих детей

4. для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

5. для глухих детей

6. для умственно отсталых детей

7. для слабовидящих детей

  1. для детей с ЗПР

специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей);

  • специальное (коррекционное)  образовательное учреждение II вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей);
  • специальное (коррекционное) образовательное учреждение III вида (школа-интернат для незрячих детей);
  • специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV вида (школа-интернат для слабовидящих детей);
  • специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи);
  • специальное  (коррекционное)  образовательное учреждение  VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
  • специальное  (коррекционное)  образовательное учреждение VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении — задержкой психического развития);
  • специальное  (коррекционное)  образовательное учреждение VIIIвида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью).

7. Основными категориями специальной педагогики не являются:

А. воспитание аномальных детей

Б. обучение аномальных детей

В. социальная адаптация

Г. внушение

8. Деменция по классификации В.В. Лебединского относится к дизонтогенезу по типу:

А) общего стойкого недоразвития

Б) задержанного развития

В) поврежденного развития

Г) дефицитарного развития

Д) искаженного развития

Е) дисгармоничного развития

9. Кем осуществляется отбор детей в специальные коррекционные учреждения:

А. родителями

Б. врачом

В. ПМПК

Г. руководством школы или детсада

10. Варианты дизонтогенеза по Лебединскому В.В.:

А. недоразвитие

Б. задержанное развитие

В. ускоренное развитие

Г. искаженное развитие

11. Наука, изучающая теорию и практику специального образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, называется

А. специальной психологией

Б. специальной (коррекционной) педагогикой

В. педологией

Г. дефектологией

12. Возникновение специальной психологии как науки относится…

А. к 20-м гг. XX века

Б. к 60-м гг. XIX века

В. к середине XVIII века

Г. к концу XV века

13. Восстановление физических и умственных способностей детей раннего возраста называется…

А. адаптация

Б. коррекция

В. абилитация

Г. компенсация

14. Дефект, возникающий в результате органического повреждения биологической системы, является…

А. вторичным

Б. первичным

В. педагогическим

Г. социальным

15. Закон компенсации гласит: “Минус дефекта превращается в ______”

А. плюс вторичного дефекта

Б. плюс коррекции

В. минус коррекции

Г. плюс компенсации

16. На положении о том, что необучаемых детей нет, базируется принцип…

А. развития мышления, языка и коммуникации

Б. социально-адаптирующей направленности образования

В. деятельностного подхода в обучении и воспитании

Г. педагогического оптимизма

17. Обучение и воспитание слепоглухих изучает…

А. олигофренопедагогика

Б. педагогика

В. тифлосурдопедагогика

Г. логопедия

18. Отклонением от нормы является…

А. аномалия

Б. статистическая норма

В. синдром

Г. функциональная норма

19. Понятие о первичном и вторичном дефектах было введено…

А. Л.С. Выготским

Б. Р.М. Боскис

В. Д.Б. Элькониным

Г. 3. Фрейдом

20. Своевременная диагностика отклонений в развитии ребенка лежит в основе реализации принципа…

А. ранней педагогической помощи

Б. педагогического оптимизма

В. деятельностного подхода в обучении и воспитании

Г. развития мышления, языка и коммуникации

21. Кто из ученых создал классификацию дизонтогенеза (6 типов) по типу нарушенного развития?

А. Л.С. Выготский

Б. Р.М. Боскис

В. В.В. Лебединский

Г. 3. Фрейд

22. Кто из специалистов не входит в состав ПМПК:

а) психолог;

б) логопед;

в) невропатолог;

г) социальный работник.