ВЫЗВАННАЯ СИМВОЛИЧЕСКАЯ ПРОЕКЦИЯ.

Я узнал о данной технике года три назад на семинаре санкт-петербургского психотерапевта, профессора Косенкова Н.И., человека очень вдумчивого, умеющего заглянуть глубоко во многие проблемы и задачи, склонного творчески дорабатывать то, к чему прикасается. Дав эту технику слушателям под диктовку, он тут же пояснил, где и как он её дорабатывал. Позднее, регулярно применяя эту технику, я тоже кое-что добавил. В качестве иллюстративного материала я воспользовался здесь разработкой Агеенковой Е.К., адаптировавшей эту технику применительно к белорусскому региону, а фактически – к постсоветскому менталитету. Курсивом я пометил то, что выходит за рамки её работы. Добавлю, что ВСП является частью психосинтеза, направления, которое большую часть своей творческой жизни основывал и разрабатывал Р.Ассаджиоли. М. Овчинников

Вариант Р. Ассаджиоли.

Адаптация в белорусской популяции Агеенковой Е.К.

 

«Я воспринимаю психосинтез как ребёнка или максимум подростка,

которому ещё предстоит долгое развитие и который обладает

огромными и многообещающими возможностями для роста.

Я призываю всех психотерапевтов, психологов и педагогов принять активное

участие в исследованиях, экспериментах и практической работе.

Пусть нами движет сознание необходимости нашей помощи человечеству…»

Р. Ассаджиоли.

 

Данный метод диагностики был предложен К. Юнгом. Его диагностические критерии были независимо предложены К.Х. Лейнером* и Р.Ассаджоли. В связи с тем, что каждый из символов помимо своего универсального значения наполняется значением, характерным для носителей определённой культуры, а также индивидуальным значением, возникает необходимость адаптации такого рода методов в определённом регионе. Данный вариант адаптации с некоторыми новыми диагностическими критериями разрабатывался Е.К.Агеенковой с середины 80-х годов.

Инструкция.

“Я сейчас буду называть некоторые ситуации, явления, предметы, образы. Постарайтесь представить их в своем воображении. Вы можете представлять их или с закрытыми глазами или с открытыми”. Мы добавляем, что будем давать образы, а клиент — насыщать их содержанием. М.О.

Далее испытуемому предлагаются для представления следующие образы. Когда исследуемому предлагают новый образ или в образе происходит смена ситуации, ему дают некоторое время, чтобы он смог успеть представить этот образ. В отличие от варианта К.Х.Лейнера данный вариант используется только в диагностических целях. *В процессе работы несложно уловить и понять, где и как проводить коррекционные мероприятия. М.О.

4 стр., 1650 слов

Социальная терапия при индивидуальной работе с пожилыми людьми ...

... в поддержании и развитии выносливости, применяя техники консервации энергии и упрощения работы; поиск ресурсов в социальном окружении.   ... расширение сферы осознания собственного тела, 2. формирование позитивного образа тела, 3. развитие навыков общения, 4. исследование ... знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими", и "процесс поиска смысла, расшифровка знаний ...

Луг. “Представьте, что вы находитесь на лугу, представьте себе этот луг. Пройдитесь этим лугом. Постарайтесь сейчас дойти до незнакомого места, представьте себе незнакомый луг. Осмотритесь и запомните этот луг”. *После описания поляны, исследования всех элементов картинки, проработки образов предлагаем: “…Найдите на поляне тропинку и встаньте на неё. Пройдите по ней к…” М.О.

Вода. “Сейчас переместитесь в другое место. Может это будет другой край или страна. Представьте, что здесь вы находитесь перед водой. Перед вами вода. Посмотрите, что это за вода. А сейчас постарайтесь переправиться на другой берег”. *Здесь обязательно надо вернуться на свой берег в то же место, откуда начинал переправу. М.О.

Машина (только для женщин).

“Перенеситесь снова в другое место. Вы одна идёте по пустынному шоссе. Сзади раздается шум машины. Машина догоняет вас, останавливается и водитель предлагает вам подъехать. Вы садитесь в машину и едете.” *Наша добавка: “Возможно, какую-то машину вы захотите остановить сами…” и “Сколько машин проехало мимо вас до тех пор, пока остановилась данная машина?” М.О.

Розы (только для мужчин).

“Вы находитесь в заброшенном парке. Вы идете по дорожке и видите куст роз. Подойдите к этому кусту и рассмотрите эти розы. А сейчас нарвите букет из этих роз”. *В своё время я не уточнил почему, но Н.И. Косенков в инструкции давал текст такой: “А сейчас по тропинке вы идёте к небольшому плоскому пригорку, на котором растут розы. Опишите их. Нарвите букет из этих роз… Сколько роз вы сорвали? Каким способом?”

Гора. “Вы снова находитесь в новом месте, в другой стране или крае. Вы находитесь перед горой. Рассмотрите эту гору. А сейчас поднимитесь на самый верх этой горы. Сейчас вы находитесь наверху. Осмотритесь. Что вы видите с горы?”

Пещера. “Сейчас вы начинаете спускаться с горы. На склоне вы видите пещеру. Посмотрите в неё. Эта пещера очень глубокая и тёмная. Она уходит в глубь земли. Из неё веет холодом и мраком. *Притаитесь где-то, не показывайтесь, но наблюдайте за пещерой-М.О. Вы видите, что в глубине пещеры кто-то зашевелился и навстречу к вам из пещеры кто-то начал выходить и остановился у её выхода. Представьте себе того, кто находился в пещере”. *Наше добавление: “…А теперь достаньте из кармана шапку-невидимку, наденьте её и войдите в пещеру. Пройдите её всю до конца. Если кто-то будет двигаться вам навстречу, не трогайте его и не зовите. Сообщите мне кого и что вы увидели в пещере. Опишите.” М.О.

Корова и бык. “Вы спустились с горы и внизу на лужайке вы видите пасущихся коров(у) и быка. Представьте себе этих животных”.

Лев. “Вы снова переместились в другое место. Сейчас здесь в другом месте вы видите Льва. Рассмотрите это животное”

Вулкан. “Вы снова в другом месте, стране или крае. Сейчас представьте себе в этом месте вулкан. Рассмотрите этот вулкан”.

Болото. “Вы снова в другом месте. Представьте, что вы выбрались в лес и заблудились. Вы бродили по лесу и выбрались на болото. Вы идёте через это болото, но здесь вас настигает ночь. Вы находитесь в центре болота у водоема. На небе светит луна. Посмотрите в воду и постарайтесь увидеть, как отражается луна в воде”.

20 стр., 9966 слов

Наиболее полно миф о Психее представлен в изложении Апулея

... находится в Лувре, а полностью миф отражен на восьми полотнах Мориса Дени, выставленных в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Наиболее полно миф о Психее представлен ... она даже и в самой своей недозволенной красоте! Сейчас же призывает она к себе сына своего крылатого, ... тогда меня, как бы уже погибшую, оплакивать следовало. Чую, вижу, одно только название Венеры меня погубило. Ведите меня ...

Образ человека. Женщинам необходимо представить образ незнакомой женщины, мужчинам — незнакомого мужчины. “Сейчас вы уже не путешествуете. Вы находитесь здесь. Сейчас постарайтесь представить себе незнакомую женщину (мужчину).

Посмотрите как она (он) выглядит, как ведёт себя. Постарайтесь оценить, кто она (он) по характеру и по профессии”.

Дом. “Сейчас вы находитесь перед домом. Сейчас войдите в этот дом. Вы сейчас находитесь в одном из помещений. Осмотритесь и рассмотрите обстановку в этом помещении”. Мы в этом случае предлагаем представить ещё и подвал в доме, а в нём дополнительно нишу, маленькое оконце у потолка подвала. Книгу, о которой пойдёт речь ниже, мы “прячем” в шкатулке и “закапываем в подвале”. М.О.

Книга. “В одном из помещений этого дома на столе вы видите книгу. Эта книга незнакомого автора и вы не знаете её содержания, но эта книга с рисунками. Откройте книгу и посмотрите, что изображено на первой картинке”.

Предпочитаю строить переходы от образа к образу в виде плавной, переходящей картины, т.е., делать так, чтобы образы были логически связаны между собой. Личность человека не является набором разорванных качеств. Каждое качество является своеобразным продолжением другого качества. М.О.

Интерпретация.

Луг. Отражает состояние психического здоровья или психический статус на текущее время-М.О.. Луг скошенный, с пожухлой или выжженной землей, вытоптанный коровами, вообще без травы характеризует депрессивное состояние или (фиксированные-М.О.) негативные тенденции в психическом состоянии обследуемого. Луг с густой низкой или высокой травой или даже с цветами характеризует состояние оптимизма или положительные тенденции. Луг с невысокой густой травой и без цветов обычно характерен для лиц, озадаченных какими-либо делами. При циклофренических состояниях иногда представляется болотистый луг с густой травой, но растущей кочками. В ряде случаев испытуемые описывают луг, где имеются участки с отсутствием травы, проплешины. Это может означать наличие хронической вяло протекающей депрессии, переживание периодических негативных эпизодов, существенных по значимости. Наличие на лугу некоторых дополнительных образов может иметь своеобразное значение. Например, пни могут означать сохранение в памяти реальных физических или психических травм, крепкие грибы (у женщин) — желание родить сына, иногда присутствуют животные, значение которых раскрывается индивидуально в процессе дальнейшей работы. М.О.

Вода. Этот образ отражает интенсивность и качество жизни. Состояние энергетики. При интерпретации важно учитывать отношение обследуемого к представляемому образу. Представляемая вода вызывает положительные эмоции – он удовлетворён имеющимся положением, негативные – испытывает тревогу. Быстрое течение или бурлящая (штормящая) вода указывает на интенсивный и активный образ жизни, или, возможно, обследуемый в момент тестирования “втянут” в какой-либо активный процесс. Тихое течение или стоячая вода – период спокойствия или он спокоен по своей натуре. Прозрачная вода – обследуемый контролирует ход своих жизненных событий и хорошо их понимает, они для него “ясны” и “прозрачны”. Тёмная и непрозрачная вода – он их оценивает как рок. Грязная вода (сточные вода, вода с мусором) – обследуемый втянут в события, которые он расценивает как “грязные”. Ширина водоёма отражает длительность переживаемых в настоящее время особенностей бытия. Переправа через воду отражает способы решения жизненных проблем. Обследуемый в своем образе переправляется самостоятельно или, в случае широкого водоёма, ищет переправу (мост) или иной способ (лодку, корабль) – он обычно решает свои проблемы самостоятельно. Если его переправляет кто-то, а он пассивно ждет на берегу – он надеется на постороннюю помощь. Если просто оказывается на противоположном берегу без представления способа переправы – живёт по принципу “всё решится само собой”. Если представляет мистический способ переправы: вырастают крылья, пошёл по воде пешком, перенесли представители других миров (ангелы, инопланетяне) – наивная надежда быть избранным “высшими силами”. В нашем варианте исследователь просит испытуемого представить сразу движущуюся воду, поскольку озеро, пруд или большая лужа, представленные изначально, часто не психодиагностичны вовсе. Кроме случая, когда в ответ на предложение представить движущуюся воду, клиент упорно видит стоячую. Кроме того, существенно важно наличие видения источника реки или ручья. Поэтому после возвращения назад с того берега мы просим его максимально быстро переместиться к истоку, откуда берёт начало данная вода. Его характеристики также диагностичны. А потом в более медленном режиме движемся вдоль реки и по ходу устраняем то, что мешает жить реке. При условии, что это клиенту реально нужно, что он этого (иногда после толковых объяснений, но не навязывания мнения, исследователя) реально хочет. При этом хорошо видны способы жизни, способы реализации намерений самого клиента. А наличие по ходу течения омутов, впадение реки (ручья) в озеро, вытекание реки из озера нередко отражает наличие хронических заболеваний ЛОР-органов (верхнее течение) либо печени (нижнее течение).

7 стр., 3316 слов

Образ вожатого

Хороший вожатый — тот, у которого в отряде всегда хорошие дети (такое впечатление, что ему просто везет), мягкий, дружеский климат в коллективе. Его радует каждая предстоящая встреча с ребятами. Хороший вожатый всегда готов: играть с детьми, гулять, петь, выступать со сцены, сочинять, рисовать, шутить.., а главное — чутко реагировать на настроение ребят, на ситуацию в отряде, как шахматист ...

М.О.

Машина. Размеры и технические характеристики («крутая» иномарка или невыразительный отечественный автомобиль! – М.О.) машины отражают выраженность либидо у женщины, её сексуальные притязания и предпочтения – М.О..Скорость – предпочитаемую интенсивность и напористость партнера в ухаживании. Грязная машина – негативное отношение к сексу как к “грязному” делу. Если обследуемая на предложение психолога сесть в своем образе в машину садится в неё – доверительное отношение к мужчинам, любопытство, романтизация отношений. Если не села (или, если села, но дальнейшая картина исчезла из представления) – воспринимает мужчин как “агрессоров”, возможно подвергалась насилию. Такой образ иногда характерен для женщин, выросших в сельском районе или у которых ревнивый муж. О возможном насилии говорит, также, видение автобуса с группой лиц в нём – М.О.. Внешний вид водителя машины является собирательным образом мужской половины и даёт дополнительные сведения об отношении её к мужчинам в целом. Это отношение хорошо выявляется в тех словах и чувствах, которые описывают данный образ. Если этот образ в описании является положительным – он является для женщины идеалом мужчины. Если в образе просматриваются сложившиеся в данное время внешние стандарты мужской красоты (и особенно если описан модный стиль одежды, машина была “модной” марки) – здесь просматриваются конформные ориентиры обследуемой. Цвет машины не выявил значимых установок женщины. Наоборот, цвет машины нередко показывает наличие установок, но не в характеристиках мужчин, а в её собственных. М.О.

20 стр., 9800 слов

Восприятие образа физического ‘Я’ у пациентов с тяжелыми ...

... с фундаментальными методологическими положениями психики человека, невротических и психосоматических расстройств. Изменение образа Я у пациентов в результате получения тяжелой физической травмы приводит к ... психика человека. Данная проблема практически не изучена отечественными психологами. Предмет исследования: образ физического Я человека. Объект исследования: мужчины и женщины, получившие тяжелые ...

Розы. Представляемый образ характеризует либидо мужчин только в момент исследования. На представление может оказать влияние его самочувствие. Если внимательно отследить состояние клиента, можно заметить, что часть характеристик представляемого образа относится к периоду исследования, а часть – к более-менее стабильным его установкам, либо к воспоминаниям. М.О. Если представляются розы крупные (чайные, чайно-гибридные) и распустившиеся (лепестки не сведены к конус) – либидо выражено. Если это мелкие розы (цветы шиповника) или розы в бутонах (лепестки сведены в конус) – либидо не выражено или физическая усталость. Однако шиповник и в природе не всегда мелок, а потому он скорее показывает скромность при наличии выраженного либидо у мужчины. М.О. Цвет роз красный, алый, бордовый – отдается предпочтение женщинам ярким, раскованным, активным с выразительным макияжем. Розы белые, розовые, с пастельными оттенками – предпочтение отдается не ярким, тихим, нежным женщинам. Как сорваны розы? Если у роз не было шипов – предпочитают иметь дело с доступными женщинами. Если укололся – актуальны травмы, нанесенные женщинами. Если не нарвал, потому что они колются – проблемы во взаимоотношениях с женщинами. Более опытные мужчины в данном образе рвут розы осторожно, многие пользуются инструментами (“техникой”).

Если просто в руках оказались цветы – предпочтение быть обхаживаемым. Сколько цветов в букете? Большое количество роз отражает заинтересованность в широком круге контактов (это не обязательно осуществляется реально).

Обычно в представляемом букете 3-5 роз. Одну сорванную розу часто представляют эстеты. Если розы просто сорваны или сломаны, то и отношение к женщинам похожее — наезд и покорение, даже подчинение. Если цветов в букете много, то близких отношений с интимной близостью реально много. Мне не раз встречались клиенты, срывавшие огромные букеты. Редко выясняется, что испытуемый об этом только мечтает. М.О.

Гора. Высота горы характеризует уровень притязания или запланированный уровень достижения. Область достижения данная проекция не выявляет. Как поднимался обследуемый на вершину? Если представил, что идёт вверх – в жизни самостоятельно пытается осуществить задуманное. Если просто вдруг оказался на вершине – надежда, что мечтания о достижении осуществятся сами собой. Если воспользовался фуникулером или другими подъёмникам – надеется на постороннюю помощь. Какой вид открывается с вершины? Если это высокая гора (высота более 1 км) и она единичная и находится на ровном месте – вера в собственную исключительность. Если среди других гор – реальное видение других значимых людей, а также оппонентов, конкурентов, авторитетов и др.. Часто при этом гора, на которой находится наблюдатель бывает выше других гор, но в наших случаях обследуемые всегда адекватно оценивали свои возможности. Необходимо отметить, что для равнинной территории, где горами обычно называют невысокие холмы, имеет смысл уточнить у обследуемого его субъективное значение высоты (“Как высоко Вы находитесь над долиной?”).

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Необходимо уточнить, видел ли обследуемый с высоты какие либо объекты, созданные человеком: дома, дороги поселки, города. Наличие их в представлении характеризует человека, привязанного к социуму и миру цивилизации. Отсутствие их – не всегда выявляет мизантропов, в нашей популяции это весьма распространенный образ. Если это связано с очень высокой горой – поиск приключений, романтизм. При исследовании есть смысл попросить испытуемого представить наличие других гор в окружении. При сопоставлении высоты горы покорённой и окружающих можно сделать вывод о текущих карьерных достижениях испытуемого и его оценки этого. М.О.

Вулкан характеризует физическую и психическую энергетичность обследуемого. Желание охватить все виды деятельности, активность, стеничность, подвижность, динамичность проявляются в представлении действующего вулкана с огнём, лавой, грохотом. Потухший вулкан характеризует астеничного, флегматичного или сильно уставшего человека. Промежуточные стадии активности выявляются по стенени проявления деятельности вулкана. Кроме того, вулкан показывает как именно испытуемый реализует в реальности свою аффективность, когда акт уже запущен, то, на что он способен. М.О.

Пещера. В данном образе осуществляется попытка раскрыть “теневую” часть бессознательного. Обследуемого необходимо спросить, испытал ли он страх, когда увидел выходящего из пещеры. Именно это ощущение страха будет характеризовать активизацию “теневых автономных комплексов” (в понимании К. Юнга).

В иных случаях, даже если вышел хищный зверь, снежный человек, загадочное существо, этот образ значимости не имеет. Как правило, пещера и выходящие из неё люди, животные показывают явные страхи испытуемого, при наличии желания их всё же скрыть, либо символизируют проекции подавленных или неразвитых областей личности субъекта. Если это крупный, физически сильный мужчина, либо медведь, дракон, то часто это означает страх перед наступательной агрессией близкого мужчины. М.О.

Корова и бык. Корова является символической проекцией матери обследуемого, а бык – отца. В данном образе важно оценить внешний вид животных, расстояние между наблюдателем и каждым из них, развернуты они в его сторону или нет, какие чувства испытывает обследуемый по отношению к животным, как он оценивает поведение животных вообще и по отношению к нему в частности. Внешние характеристики коровы и быка (цвет, размеры) только в некоторых случаях подтверждаются внешностью родителей. Однако запущенный вид, неопрятность может характеризовать соответствующие данные отца или матери. Развернутость животных в сторону наблюдателя отражает повышенный интерес соответствующего родителя обследуемому. Если при этом в образе ощущается взаимная симпатия наблюдателя и животных (или одного животного), то это характеризует привязанность обследуемого к соответствующему родителю. Животные пасутся вдалеке — нежелание контактировать с родителями, отсутствие эмоциональной привязанности к ним, или они реально живут достаточно далеко. Они (или один их них) стоит отвернувшись, ощущение недостатка внимания с их стороны. Последние два случая (стоят далеко, стоят отвернувшись) иногда символизируют состоявшуюся смерть соответствующего родителя. Чувства, возникающие у обследуемого по отношению к тому или иному животному обычно соответствуют отношению к соответствующему родителю. Наши исследования проведенные совместно с Пахомовой Е.В. показали, что данная символизация в образе коровы и быка родителей характерна только для лиц молодого и среднего возраста. У пожилых людей на данный символ проецируется не индивидуальный опыт, а некоторые обобщенные “коллективные” значения отца и матери. В этом отношении необходимо отметить, что корова и бык являются древними символами бога в мужской и женской ипостаси. Поэтому в наших исследованиях даже у молодых обследуемых корова и бык иногда в редких случаях также имели это значение и интерпретировались нами как явления рока или судьбы или эдипальных переживаний.

Лев. Данный образ предназначен для выявления особенностей агрессивных тенденций личности. Однако, по нашему мнению, она определяет те тенденции поведения характерные для льва как целостного архетипичного образа. Символ льва несёт следующие значимые характеристики: 1) лев – царь зверей, властное животное; 2) лев – хищник, пожирающий живую плоть; 3) лев – относится к семейству кошачьих, очень ленивое, гедонистическое животное, не участвующее в охоте за животными (добычу ему приносит львица); 4) лев – внешне очень красивое и 5) сильное и физически развитое животное.

По сходству описания образа представляемого льва с одной из вышеперечисленных характеристик выявляются ведущие тенденции в поведении обследуемого: 1) он стремится к доминированию и власти; 2) в нём доминируют агрессивные тенденции; 3) он добродушен и покладист, стремится к отдыху и удовольствиям: 4) он стремится покорить всех своими внешними данными; 5) то же, но акцент делается на демонстрации своих физических или спортивных данных. Поведение льва легко выявляет и агрессивные и аутоагрессивные тенденции у испытуемого, а также умение справляться с этими проявлениями. Мы помещаем его в подвал в доме, поскольку именно через этот образ выявляется проекция подсознательной памяти испытуемого. Женщинам надо увидеть львицу. М.О.

Болото. В данном образе осуществляется еще одна попытка проявления теневой стороны бессознательного. Однако в нашей популяции он оказался невалидным в для той формы его представления, которая указаны выше в инструкции. Предполагается, что, когда обследуемый будет смотреть в воду ночью на болоте, он может обнаружить свои вытесненные «теневые» проблемы. В наших исследованиях это были единичные случаи. Однако активность “теневых” комплексов может обнаружиться в представленном образе в виде ряби на воде – луна отражается в колеблющейся воде и отражение видно в виде лунной дорожки. Наблюдение в образе дополнительных отражений – травы, деревьев, звезд, собственного лица – не является значимым для общей интерпретации, они имеют индивидуальную значимость. В нашем случае испытуемому предлагают всмотреться в воду и увидеть то, что из неё начнёт всплывать. Это можно интерпретировать как выявление тайных, уже скрытых страхов. Всплывшего предмета обязательно надо коснуться рукой. Это — нейтрализация страха. М.О.

Образ человека. Если представляемый образ несёт положительные или хотя бы нейтральные черты для обследуемого, он представляет собой образ “идеального Я”. Необходимо обратить внимание, в какой последовательности описываются черты образа и на каких его характеристиках он акцентирует внимание: внешних данных, одежде, профессиональных качествах, интеллектуальных, эмоциональных, моральных или иных личностных свойствах. Описываемые черты и отражают личностные ориентиры обследуемого человека. Истероидные наклонности обычно проявляются в образе более молодого, чем обследуемый, человека, в котором описываются его исключительные свойства (чаще всего – внешние).

Романтизм, трудности приспособления к реальной обстановке выражаются в представлении лиц из других исторических эпох. У психастеников – это образы с исключительными свойствами или с характеристиками радикально противоположными качествам самого обследуемого. У лиц с конформными установками – в описании внешности, одежды, личностных свойств прослеживаются принятые или распространенные стандарты. Если представляемый образ намного старше обследуемого – желание получить опору, поддержку, мудрый совет, опеку (для интерпретации важны описываемые обследуемым характеристики данного лица).

Если обследуемый городской житель и он излишне отягощен социальными обязанностями и желает от них избавиться, то в его представлении часто возникает положительный образ простого сельского пожилого человека. Интерпретация отрицательных образов зависит от их особенностей. Если они не несут сильных эмоциональных отношений обследуемого – это проявление “комплексов неполноценности”, которые проявляются в описываемых негативных чертах. Если эти образы несут страх, брезгливость презрение – это образы “теневого” бессознательного. Если обследуемый отмечает, что представляемый человек похож на него, это указывает на самодостаточность, удовлетворенность своим положением, хороший реализм обследуемого, но в момент исследования в нем не отмечается отсутствует потенциал личностного развития. Нередко описываемый человек похож на самого испытуемого. Этот образ мы так же помещаем в подвал, по аналогии с образом льва. М.О.

Дом. Обстановка помещения отражает “Я-реальное”. В первую очередь необходимо отметить функциональную значимость того помещения, в котором обследуемый оказался вначале. Она указывает на его основную озабоченность в момент исследования: это — комната для отдыха, для контакта с семьей или друзьями, для работы, для развлечений, помещение, где находятся красивые вещи. Функциональную значимость необходимо, по необходимости, уточнить. Например, кухня – это место для работы или где вкусно едят, спальня – место для отдыха или для секса. Далее оценивается описание помещения и вещи в него входящие. Помещения, оцениваемые обследуемым как “положительные” или “нейтральные” определяют его жизненную ориентацию, оцениваемые как “плохие” указывают на комплексы неполноценности на депрессивные состояния или активизацию “теневых” комплексов. На конформизм обследуемого указывает обстановка из вещей, считающихся элитными; на определенную профессиональную направленность – соответствующие рабочие помещения (кабинет, мастерская); на творческую незаурядность – оригинальные необычные вещи, имеющие художественную, научную или историческую значимость, самодельные или сделанные по оригинальному проекту предметы, необычная планировка; эстеты часто представляют малозаполненные вещами помещения. Нарядные, заполненные множеством малонужных вещей или “мещанские” помещения указывают на желание опеки. Помещение, по словам обследуемого, напоминющее обстановку в его квартире, интерпретируется также как и образ человека, похожего на него. Помещение другой исторической эпохи или другой культуры – желание обследуемого построить свою жизнь более романтично и необыкновенно. Помещения старые, заброшенные, но оцениваемые как “хорошие” – интерес к познанию себя и людей. Пустые, не заполненные ничем помещения и не вызывающие отрицательных эмоций часто встречаются у лиц, занимающихся тренингами, направленными на самоконтроль. Помещения с простой или даже бедной обстановкой, но оцениваемые как “хорошие” (часто это крестьянские дома) – стремление к простоте и естественности.

Помещения, к которым обследуемый относится брезгливо (“пошлые”, “грязные”) – обследуемый, боится что окружающие могут принимать его за такого человека. Помещения, вызывающие тоску или страх (заброшенные, комнаты для пыток, ритуальные помещения) – депрессивные состояния.

Нередко наличие большего, чем одно, помещения в доме означает возможность развития шизофрении, либо другого процессуального психического расстройства. Подвал характеризует состояние и наполнение подсознательной жизни испытуемого. Ниша в нём — образ матки, ощущения в ней — отношения с матерью, иногда состояние болезненности (токсикозы) во время беременности. Иногда ниша становится у испытуемых своеобразным подземным каналом, выходящим куда-то далеко на улицу, а там бывают видения, имеющие отношение к прошлым воплощениям или к памяти предков. М.О.

Книга. Рисунок в книге может определить иные тенденции личности, не выявленные другими образами. Нередко картинки в книге оказываются связанными с предыдущими одиннадцатью образами и восполняют то, что не прозвучало во время предыдущих визуализаций. М.О. Цветные рисунки – в момент исследования у обследуемого доминируют чувства, черно-белые – аналитичность. Доминирующие цвета и значимые предметы или вещи картинки можно интерпретировать с точки зрения символики цветов (например, по Люшеру) символики данных предметов (например, по Фрейду или Юнгу).

“Плохие” рисунки со сценами насилия, войны, крушений – депрессивные состояния. Тематика рисунков часто указывает на профессиональные, культуральные, религиозные или иные ориентации человека. Малоинформативными являются буквицы и портрет автора книги (если он не напоминает кого-то из знакомых).

 

Коррекция по ходу работы в данной технике сводится к проведению каких-либо мероприятий внутри каждого символа при наличии несогласия субъекта с содержанием видимой картины, либо согласия его (психологическое давление исключено!) на подсказку что-то изменить. Пример — уже описанная коррекция при движении вниз по реке. На лугу, если мало травы, или её нет — выращивание, либо отыскание хотя бы одной травинки даже под камнем. В доме — изменение обстановки, наведение порядка. Ко льву обязательно необходимо найти подход, успокоить его и, в конечном итоге, успокоить его, погладить по голове (нередко женщины у львицы при поглаживании по голове обнаруживают гриву).

Вулкану дают истечь лавой до конца, чтобы несколько истощить избыточную аффективность. Пещеру проходят внутрь до конца, исследуя всё стоящее внимания, что там найдётся и прорабатывая все нюансы увиденного в ней. Ну и так далее. Качество работы здесь зависит от психического состояния клиента, творческой его заряженности и аналогичных качеств терапевта, с учётом векторов применения усилий каждого. Возможно наличие в перспективе ваших доработок, как к тому призывал Р.Ассаджиоли. В этом случае важно не ваше личное удобство при работе в технике, но чёткое понимание и обоснование необходимости такой доработки. В то же время, техника позволяет проводить частичную диагностическую и коррекционную работу, в какой-то части образов. М.О.

Ниже см. дополнения

Чурило Н.В., Агеенкова Е.К.

 

В настоящее время научные исследования в области символизма встречаются довольно редко. Символизмом чаще интересуются филологи, этнографы, представители различных мистических сект и культов, нежели психологи. Экспериментальных исследований в области символических проекций практически нет. Поэтому, на наш взгляд, исследования в этой области весьма актуальны и сегодня. Они позволяют выявить преимущества и недостатки методов «Вызванная символическая проекция» и «Символдрама», достаточно часто используемых в психологической диагностике и психотерапии.

В современную психологию символы впервые внёс З.Фрейд. Однако, символизм Фрейда имеет узко направленный фаллический характер. Тяготение великого психоаналитика в основном к либидозной символике не позволило ему раскрыть в полной мере проблему символизма. Дальше Фрейда шагнул его последователь К.Г.Юнг, который рассматривал символизм в более широком смысле. Он предложил использовать для психодиагностики образные представления некоторых символов. Дальнейшее уточнение значения символических проекций в представлении изучали независимо друг от друга Р.Ассаджиоли и Х.Лёйнер.

Целью нашего исследования является изучение символической проекции либидо у женщин на образ машины. Этот образ является традиционным для аналитической психологии и по мнению Юнга, Ассаджиоли и Лёйнера является проекцией женской либидозной энергии.

Двадцати испытуемым женщинам, в возрасте от 18 до 40 лет, было предложено представить в своём воображении следующую ситуацию: «Вы находитесь на пустынном шоссе, за городом, совершенно одна. Вас догоняет машина, и водитель предлагает Вам подъехать, Вы садитесь и едете.» Во время исследования испытуемые сидели в мягком кресле или на диване, в свободной, расслабленной позе; глаза, по желанию, они могли держать открытыми или закрыть.

После того, как испытуемые представили предложенный образ, им предлагалось описать его словесно, и изобразить цветными карандашами на бумаге. В завершении они заполняли опросник СФЖ (сексуальная формула женская), используемый сексопатологами и позволяющий определить уровень женской сексуальности. После этого, испытуемым предлагалось описать в письменной форме образ идеального мужчины (с их точки зрения), а затем нарисовать его.

При описании представляемых образов нами учитывались следующие факторы:

1. Скорость движения машины;

2. Размер машины;

3. Цвет машины;

4. Опрятность машины (снаружи и внутри салона);

5. Факт посадки в машину или отказ садиться;

6. Внешность водителя.

Мы предполагали, что высокая скорость, большой размер и красный цвет машины будут коррелировать с высокими показателями сексуальности по опроснику СФЖ, а факт посадки в машину и опрятность машины – выражать отношение к сексуальной жизни.

В результате проведенного исследования были получены следующие данные:

 

  1. Скорость машины 2.Размер машины 3. Цвет машины (красный) 4.Опрятность машины 5. Села/не села в машину
Количество совпадений
% совпадений 55% 75% 5% 100% 90%

 

Как показывает наше исследование, при работе с образом «Машина» практикующим психологам, исследующим женскую сексуальность методом символической проекции, следует обращать внимание, прежде всего, на размеры нарисованной машины. Большие размеры говорят о выраженной либидозной энергии у женщины. Когда женщина рисует машину, не помещающуюся на лист бумаги, то при расспросе выясняется, что она либо очень счастлива в своих сексуальных отношениях с мужем, либо только что вышла замуж. Если машина к тому же рисуется вертикально, то это говорит о состоянии возбуждения, возможно сексуального голодания (например, в результате разлуки с мужем).

В нашем исследовании такие рисунки сделали молодые женщины 23-25 лет, набравшие по шкале СФЖ суммарный балл равный 33-34, т.е. имеющие сексуальность несколько выше средней нормы (30).

Очень маленький размер машины говорит о неосознаваемых сексуальных проблемах или о том, что женщине в это время не до этого, она занята карьерой и не имеет любовных связей с мужчинами. Машину небольших размеров так же рисуют женщины верующие, которые вследствие религиозных убеждений подавляют свои сексуальные желания.

Скорость машины не является решающим фактором, так как лишь в 55% высокая скорость свидетельствует о выраженной либидозной энергии.

Значение красного цвета машины, традиционно считающегося признаком высокой сексуальности, в наших исследованиях выявлено не было. В представлениях у женщин преобладают цвета машин наиболее популярные в настоящее время.

Анализ наших исследований показал, что опрятность машины выражает отношение к сексу: чистая, вымытая машина, без следов грязи говорит о том, что секс – это не нечто «грязное», связанное с нечистоплотностью, а наоборот, нечто приятное, дарящее радость. Эта закономерность подтверждается в 100% случаев.

Если испытуемая не садилась в машину, либо ей не удавалось представить образ водителя, то в анамнезе у такой женщины почти всегда имелся отрицательный сексуальный опыт, попытки изнасилования. Эта закономерность подтверждается в 18 случаях из 20. Так, одна из опрошенных женщин отмечает, что «когда машина подъехала, было чувство опасности, я опасалась неизвестного, на меня уже два раза нападали маньяки, причём в собственном подъезде». Испытуемая с большим усилием воли, подчиняясь просьбе исследователя, «посадила себя в машину, водителя не рассмотрела, было ощущение, что машина едет сама.» В настоящее время данная испытуемая своей половой жизнью довольна, по опроснику СФЖ набирает показатель 30 баллов, соответствующий нормально выраженной сексуальности, себя считает женщиной темпераментной. Это находит отражение в её рисунке и описании машины: «Машина ехала на большой скорости, скорее всего это Форд-Мустанг, длинная, большая машина, достаточно чистая». Ее рисунок занимает большую часть листа, хотя нет прорисовки деталей, рисунок больше похож на схематичный набросок.

Профессия женщины тоже иногда может влиять на рисунок: так, испытуемая, которая в настоящее время является учащейся милицейской академии, тщательно прорисовала номер машины, так как в ее профессиональной жизни это является важным.

Наши наблюдения показали, что если при словесном описании представленного образа машины женщина упоминает о таких внешних обстоятельствах, как «воздух вокруг дрожащий, горячий…,» то при расспросе выявляется довольно «накалённые» отношения с половым партнером (мужем).

Либо ссора произошла только что, либо их отношения уже давно близки к разводу.

Анализ рисунка идеального мужчины выявил, что рисунок до пояса, не в полный рост (область половых органов на таком рисунке отсутствует), может свидетельствовать о проблемах сексуальной жизни, попытках изнасилования, сексуальной неразвитости и т.п. Женщины с выраженным либидо в своём рисунке делают акцент на фигуре мужчины, голова по сравнению с туловищем обычно небольших размеров.

Мы обнаружили следующую закономерность. Если испытуемая не прорисовывает кисти рук, например, они спрятаны за спиной, то это свидетельствует об отдалённости её сексуального партнера. Это является символическим выражением того, что «он не может до меня достать, ко мне прикоснуться», так как в данный момент находится далеко (в поездке, за границей).

В остальном, интерпретация рисунков идеального мужчины соответствует общепринятой схеме диагностики рисунка «Человек».

Агеенкова Е.К., Пахомова Е.М.

При исследовании испытуемые сидели в вольной позе, глаза по желанию они могли закрыть или держать открытыми. При описании представляемых образов нами учитывались следующие детали, используемые в методике “Вызванной символической проекции” Е.К. Агеенковой в качестве психодиагностических критериев: 1) четкость образов; 2) размер и цвет быка и коровы, 3) отдаленность быка и коровы от наблюдателя; развернутость быка и коровы в сторону наблюдателя; 5) смотрели ли бык и корова на наблюдателя; 6) расстояние быка и коровы между собой; 7) развернутость быка и коровы по отношению друг другу; 8) отношение наблюдателя к быку и корове; 9) отношение быка и коровы к наблюдателю. Затем испытуемым предлагалось нарисовать представленных быка и корову.

После этого испытуемых просили рассказать о родителях. Учитывались следующие факторы: 1) внешность родителей; 2) отношение родителей к испытуемому; 2) отношение испытуемого к родителя.; 3) отношения родителей между собой, были ли конфликты с ними и в каком возрасте; 4) живы ли родители; 5) живет ли обследуемый вместе с родителями. Каждый вопрос относился отдельно к отцу и отдельно к матери. После опроса испытуемых просили нарисовать отца и мать.

В качестве рабочей гипотезы мы предположили, 1) что нечеткость представления быка или коровы, излишняя отдаленность их от наблюдателя могут быть связаны со смертью родителей или эмоциональной отчужденностью по отношению к ним; 2) что внешний вид быка и коровы совпадет с внешностью родителей; 3) что расстояние быка и коровы между собой и их взаимоотношения могут характеризовать отношения родителей между собой; 4) что расстояние между наблюдателем и животными, их развернутость по отношению к нему и отношение к ним связаны с отношением испытуемого к родителям.

После сопоставления представлений быка и коровы с ответами на вопросы опросника по вышеописанным параметрам выяснилось следующие закономерности.

1. Четкость представления образов свидетельствует о хороших отношениях с родителями. В то же время относительная четкость представления образа может быть связана с отсутствием эмоциональной близости по отношению к родителям, а нечеткость — со смертью или отсутствием родителя, или эмоциональным неприятием его. В трех случаях из тридцати (10%) эта закономерность, однако, не наблюдалась.

2. Бык обычно представляется крупнее коровы при примерно одинаковой полноте родителей или при большей полноте отца. Конечно, больший размер быка может быть обусловлен обычными характеристиками данного вида животных. В то же время наблюдалась интересная взаимосвязь между ростом и полнотой отца и размером быка. В одном случае отец испытуемой был очень полный, и она, описывая быка, отметила, что “…он просто огромный”. Рассказывая об отце, она сразу отметила его полноту как яркую характеристику внешности. В двух случаях очень полной была мать, и отец по сравнению с ней воспринимался маленьким. В этих случаях представляемая в образе корова была больше по размерам, чем бык. Таким образом, различия в размерах животных характеризуют только выраженные различия в полноте между родителями.

3. Предполагаемая связь между цветом волос родителей и цветом животных обнаружилась только в половине случаев. Особенно интересен случай, когда мать красила волосы в голубой цвет и испытуемая представила голубую корову.

4. Расстояние быка и коровы от наблюдателя связано с отношениями обследуемого с родителями. Если отношения хорошие, представляемые в образе бык и корова находятся близко от наблюдателя. При холодности в отношениях, а иногда при смерти родителя — далеко. Исключение составил только один случай, когда при плохом отношении к отцу бык представился близко. Примером обнаруженной связи расстояния до животных и отношения к родителям может служить следующий случай. Испытуемая, которая очень любит мать, считает ее доброй и ласковой, отца же, напротив, всегда воспринимала как “сухого, держащего себя в рамках”, с которым у нее не было доверительных отношений, представила, что бык находится очень далеко, а корова —близко.

5. Развернутость животных к наблюдателю служит дополнительным критерием близких отношений между испытуемым и его родителями. В ряде случаев, если животные смотрят на наблюдателя, это может быть связано с очень теплыми отношениями. Например, одна испытуемая с большой любовью описывала маму: “Она добрейшей души человек”. Отца она характеризует как мудрого и справедливого. Отношения с родителями у нее самые добрые. Она представила быка и корову улыбающимися и смотрящими на нее. У другой испытуемой также были хорошие отношения с отцом и матерью. Она представила быка и корову недалеко от себя. Но мама больше разговаривала с ней, между ними были более доверительные отношения. “Отец же все решал через маму”, он был равнодушен, мало разговаривал с детьми. В представленном образе бык стоял рядом с коровой, но он отвернулся от наблюдателя, тогда как корова смотрела на наблюдателя. В то же время, четыре случая из тридцати (13%) не подтверждают эту закономерность.

6. Если бык или корова смотрят на наблюдателя, это может говорить также о контроле со стороны родителей, возможно, и при отсутствии теплых отношений между ними. В нашем исследовании корова смотрела на наблюдателя в тех случаях, когда испытуемые отмечали чрезмерный контроль со стороны матери. Так, мать одной испытуемой, женщины 45 лет, до сих пор считает ее маленькой и осуществляет за ней постоянный контроль. Сама испытуемая уже привыкла к такому контролю и старается не обращать на него внимания. В образе испытуемая представила, что корова смотрит на нее “во все глаза”.

Исключения, не подтверждающие данную закономерность, составляют два случая из тридцати (6,7%).

7. Бык и корова представлялись далеко друг от друга только в том случае, если родители действительно разошлись. Если же кто-то из них умер, но раньше они жили вместе или если отношения между родителями холодные, но жили они опять же вместе, бык и корова представляются рядом. Так же много случаев, когда бык и корова вместе, а отношения между родителями характеризуются как “нормальные для нашего времени”, но любви между ними или теплых отношении обследуемый не наблюдает.

В ряде случаев плохих отношений родителей бык и корова представлялись на большом расстоянии друг от друга. Возможно, основную роль в представлении быка и коровы вместе или в отдалении друг от друга играет субъективное восприятие родителей, субъективное желание, чтобы они были вместе или порознь, либо вместе друг с другом, но изолированно от обследуемого.

В одном случае из тридцати (3,3%) испытуемая охарактеризовала отношения между родителями как очень хорошие, но представленные ею бык и корова находились далеко друг от друга и были развернуты в противоположные стороны. В двух случаях при смерти одного из родителей бык и корова представились немного дальше друг от Друга.

8. Бык и корова развернуты друг к другу в случае хороших отношений родителей. В случае плохих, либо “нормальных” — не развернуты.

Так, в одном случае мать очень любит отца, а у него была другая женщина и ребенок. Испытуемый представил корову, развернутую к быку и смотрящую на него, а бык был развернут в другую сторону и не смотрел на корову. В то же время, в семи случаях из тридцати (23,3%) данная закономерность не подтверждалась.

9. Смотрящие друг на друга бык и корова также свидетельствуют о хороших отношениях между родителями, о взаимной доброте и внимании. Эта закономерность не подтвердилась в шести случаях из тридцати (20%).

10. Чувства, которые возникают у наблюдателя по отношению к представленным в образе быку и корове, отношение к животным совпадают, как правило, с отношением к родителям. Например, у одного из испытуемых, мужчины 63 лет, отношение к быку было “хозяйское”. Он говорит, что “быков и коров пасут”. Его мать умерла, а отец тяжело болен. Испытуемый за ним ухаживает — “пасет”. По этой характеристике исключение составили 4 случая из тридцати (14%).

11. Отношение быка и коровы к наблюдателю совпадает с отношением родителей к испытуемому. Например, отец испытуемой очень плохо к ней относится. Он резкий, грубый, несдержанный. Описывая представленного в образе быка, испытуемая отметила, что “бык злой” как будто сейчас “бросится) на нее. Данная закономерность не подтвердилась в 7 случаях из тридцати (23%).

12. Иногда бык представлялся с кольцом в носу, корова с колокольчиком на шее (рис. 2).

Для выяснения их значения было опрошено несколько человек, не участвовавших в основном исследовании. Они рассказывали об ассоциациях, возникающих у них а связи с этими деталями. Выяснилось, что бык с кольцом у одних людей ассоциировался с агрессивностью, у других — с одомашненностью. Корова с колокольчиком всем казалась пассивной, домашней.

В двух случаях бык был привязан: в первом случае отец очень сильно сдерживал проявление своих чувств, во втором — отец умер от рака и некоторое время до смерти знал, что умрет.

13. Одна испытуемая, пожилая женщина, рассказала, что отец очень плохо обращался с ней, матерью и братьями. Испытуемая его не любила, маму же, напротив, очень любила и жалела. Однако образное представление коровы и быка не отличалось друг от друга. Возможно, чем старше человек, тем большую роль начинает играть сам архетип родителя, а не реальная жизненная ситуация.

14. Можно проследить определенную взаимосвязь в том, как испытуемые изображали на одном рисунке корову и быка, а на другом рисунке — родителей. Расположение быка и коровы на одном листе, как правило, совпадает с расположением родителей относительно друг друга на другом листе. Также совпадает качество прорисовки родителей и животного. Например, испытуемый рисует “лохматую” корову, а на другом рисунке — мать с неаккуратной прической, в домашнем халате. Другая испытуемая тонким штрихом быстро нарисовала на первом листе быка, не прорисовывая детали. На другом рисунке она точно также изобразила отца, говоря, что не хочет его рисовать. Отец этой испытуемой бросил семью, когда она была маленькой. В другом случае испытуемый, тщательно прорисовывая быка, стирая и снова дорисовывая, также старательно рисовал отца, его одежду, прическу, в то время как мать нарисована элементарными геометрическими фигурами. Отец очень значим для этого испытуемого.

15. В некоторых случаях рассказ испытуемых о родителях и отношениях с ними не совпадал с выявленными характеристиками образного представления быка и коровы, а также изображения их на рисунке. Оказалось, что в этих случаях рисунки родителей более достоверно отражают реальное положение вещей. Так, одна испытуемая говорила, что отношения между родителями хорошие, а животных она представила далеко друг от друга и развернутыми в противоположные стороны. Родителей она также нарисовала расположенными далеко друг от друга. Возможно, она не хотела рассказывать подробности своей жизни. Возможно, конфликтные отношения родителей она переживала только на бессознательном уровне, находясь на сознательном уровне в иллюзорной идеализации их отношений.

16. Неподтверждение выдвинутых гипотез встречается в случаях, когда не было достаточно доверительного отношения испытуемого к экспериментатору. Возможно, в этих случаях испытуемые пытались представить “улучшенную”, “приукрашенную” картину взаимоотношений с родителями и их между собой.

Таким образом, наше исследование доказало, что реальное отношение обследуемых к отцу и матери проецируется на представляемые ими образы быка и коровы, а также выявило значимые параметры для диагностики отношений между испытуемым и его родителями и взаимоотношений родителей между собой.

 

*

Кататимные Образные Переживания По Лейнеру (К. о. п. п. Л.)

Автором этой методики, именуемой также «Symboldrama» и представляющей собой одну из наиболее удачных попыток упорядочения и систематизации «грез наяву», является Лейнер (Leuner H., 1980).

Концептуально в ее основе лежит модель аналитической психодинамики. Методика была впервые опубликована автором в 1954 г. и постепенно дорабатывалась и развивалась. При неврозах (в том числе затяжных их формах) и психосоматических расстройствах проводится 15-50 сеансов 1-2 раза в неделю.В состоянии релаксации пациентам предъявляются и внушаются определенные образы, которые служат стимулом для проекции бессознательных конфликтов (в духе подсознательного обучения во сне или подсознательной символики).

Экспериментально отработаны 10 стандартных образов: созерцание луга или текущего ручья, восхождение на гору, осмотр дома, вглядывание в темноту леса, встреча со значительными людьми, испытание установок на сексуальность и агрессивность, идеальный образ «Я», вызов архаических символических образов. Они служат стимулами для формирования пластических образов, имеющих символическое значение и отражающих типичные подсознательные конфликтные сферы по их тематике. Наиболее важным является отражение инфантильных объектных отношений, фиксаций на ранних фазах развития, защитных механизмов, стереотипов поведения. В процессе работы с К. о. п. п. Л. автором был открыт ряд психодинамических феноменов: фиксированные образы как проекции «ядер конфликта», фокусирование на релевантных проблемах, функциональное единство воображения и интрапсихического конфликта, развитие на этой основе терапевтических принципов («операция с символами»).

Тем самым достигается возможность непосредственного воздействия на конфликтные структуры с коррекцией инфантильных объектных отношений, а также удовлетворения архаических потребностей в сфере нарциссических, оральных и анальных переживаний. Терапевтические стратегии разделяются по дидактическим целям на 3 ступени. Базовая ступень сосредоточивается на методике обучения при работе с первыми 5 образами и на творческом развитии и развертывании «грез наяву». Психотерапевт занимает при этом протективную позицию при соблюдении основных психотерапевтических правил поведения — аутентичности, эмпатичности и теплоты. Средняя ступень — сосредоточение на свободном ассоциировании по поводу развертывающихся пластических образов с обращением к их генезу и реальному поведению. В то же время используются стратегии, фокусирующиеся на специфических конфликтных структурах, а также стимуляция регрессии в инфантильную конфликтную область. Пациентов обучают переработке невротических структур и анализу проекций, связанных с переносом. Высшая ступень предполагает сосредоточение на остальных 5 стандартных образах и вводит психоаналитические приемы. Психодиагностика осуществляется путем исследования неосознаваемых конфликтов в течение ряда сеансов, контроля за ходом психотерапевтического процесса благодаря повторяемости проецируемых установок и наблюдаемых феноменов трансформации в духе «движущейся проекции».В сравнении с классической психоаналитической техникой, в К. о. п. п. Л. значительно скорее протекает процесс эмоциональной регрессии (уже с первого сеанса), что приводит к сосредоточенности на неосознаваемых конфликтах. Отсюда следует значительное сокращение сроков психотерапии, даже при хронических расстройствах. Метод К. о. п. п. Л. отличается также от поведенческой психотерапии. В К. о. п. п. Л. символические функции противопоставляются воображению реальных ситуаций (как, например, в приемах Вольпе (Wolpe J.)), в методиках поведенческой психотерапии последние подчеркиваются.