Тема № 12. Психология

7

СЕМИНАР

Понятия

Сознание, бессознательное, архетип.

Ученые

Зигмунд Фрейд, Карл Юнг.

Темы сообщений и презентаций

1. К. Г. Юнг об архетипах коллективного бессознательного.

2. Трансперсональная психология.

3. Академик В. М. Бехтерев о бессмертии человеческой личности с точки зрения физики.

Вопросы

  1. Психоанализ.
  2. Аналитическая психология.

1. ПСИХОАНАЛИЗ

Катартический метод

Психоанализ — учение, которое возникло в начале XX века в исследованиях 3игмунда Фрейда как психотерапевтическое направление.

Зигмунд Фрейд (1856 — 1939), австрийский врач, начал свою исследовательскую деятельность как невропатолог. Его интересовали случаи истерического паралича, заикания, фобии и другие болезни, которые невозможно было объяснить только физиологическими причинами. Фрейд пришел к выводу, что в основе истерии и других психогенных заболеваний лежат психические образования, не доходящие до сознания больного. Это страхи, обиды, потрясения, которые как бы намеренно забыты человеком, потому что сознание их стыдится или боится. Будучи забыты, они не могут быть отреагированы и вызывают болезненные симптомы.

Обнаружив это, Фрейд вместе с другим врачом Брейером в 1890 — 1897 гг. создает катартический метод лечения истерии. Катарсис — это очищение, разрядка, обновление внутреннего мира. Согласно этому методу, врач должен вернуть больному память о забытом травматическом событии, и само освобождение от страшного и стыдного, давившего изнутри, принесет излечение. Болезненные симптомы (параличи, заикания) снимаются, и человек выздоравливает, хотя ценой этого оказывается осознание: встреча лицом к лицу с собственным несовершенством, страхом или проблемой.

Бессознательное

В 1897 — 1920 годах Фрейд создает оригинальное учение о роли бессознательного в жизни людей. Формирование бессознательного начинается с младенчества. Психика младенца руководствуется «принципом удовольствия». Для него «все дозволено». Однако, взрослея, ребенок все в большей степени вынужден следовать «принципу реальности». То, что соответствует реальности — принимается, что не соответствует — вытесняется в бессознательное. Вытесненные страхи и запретные желания не теряют своей силы.

5 стр., 2467 слов

Фрейд как основатель психоанализа. О Фрейде

Вопрос № 17 "Фрейд как основатель психоанализа. Психоанализ как метод лечения." Фрейд как основатель психоанализа. О Фрейде. Зигмунд Фрейд (1856 - 1939г.г.) - австрийский психолог, основатель психоаналитической школы, врач-психотерапевт, выступивший в начале XX в. с новым нетрадиционным видением человека и культуры, создатель направления, которое приобрело известность под именем глубинной ...

Сознание — часть психики, которая может произвольно направляться на определенный реальный или идеальный объект и возбуждаться или тормозиться самим субъектом.

Бессознательное — совокупность психических явлений и процессов, лежащих вне сферы разума, неосознаваемых и неподдающихся сознательному волевому контролю.

Сознательное выражается в словах, бессознательное в словах невыразимо. Сознание и бессознательное, лишь взятые вместе, обеспечивают человеку возможность адекватно воспринимать и понимать действительность.

Бессознательное — мощное энергетическое начало. Фрейд сравнивает его с лошадью, а сознание — со всадником. Всадник обычно управляет лошадью, но если она понесëт, то ему почти невозможно с нею справиться.

Поскольку запретные влечения и страхи вытеснены в бессознательное, но обладают огромной энергией, они стремятся опять вернуться в сознание. Они ищут для этого различные пути:

1) невротические симптомы;

2) символы разного рода, которые являются человеку по преимуществу в снах и грезах;

3) описки и оговорки.

Врач-психоаналитик скрупулезно анализирует сны, описки, оговорки. Он ведет беседу так, чтобы больной проговаривал все, что ему приходит в голову. Из этого потока слов врач вылавливает символы бессознательного, замаскированные своей случайностью и незначительностью, и затем их истолковывает.

2 стр., 806 слов

Память. Сознание и бессознательное. Сознание как высшая форма психического отражения

Сознание и бессознательное. Сознание как высшая форма психического отражения. Функции сознания. Сознание как привилегия человека. Происхождение сознания. Другие формы отражения в живой материи. Самосознание. Понятие « Я – концепция», « Образ Я». Измененные состояния сознания. Гипноз, сон, медитация, алкогольное и наркотическое опьянение. Сновидения как форма восстановления внутреннего «Я». ...

«Эдипов комплекс»

По Фрейду, ребенок испытывает травму рождения, переходя от единства с материнским организмом к самостоятельному существованию, и он хочет вернуться обратно к внутриутробной гармонии. Именно мать оказывается первым объектом подчинения «принципу удовольствия». Отец является преградой для единения ребенка с матерью, он отрывает его от матери и требует самостоятельности. Поэтому у ребенка существует на бессознательном уровне желание убить отца. Так и поступили, по Фрейду, древние сыновья. Убив отца, они раскаялись в содеянном, испытали страх и стыд, и теперь в каждом человеке, в каждом мужчине есть «Эдипов комплекс» — восхищение отцом, смешанное с ненавистью и желанием его смерти, а также сопровождающие это желание страх и стыд. Фрейд считает, что многие поступки людей на самом деле движимы «Эдиповым комплексом», который скрыт от сознания.

Структура внутреннего мира

В период 1920 — 1939 гг. Фрейд изменяет и свое представление о структуре внутреннего мира. Теперь он строит следующую триаду.

1. Оно — сфера бессознательного, где буйствуют вытесненные влечения и страхи. Оно подчиняется принципу удовольствия.

2. Я (Эго) — разумная и рассудительная часть внутреннего мира, которая подчиняется принципу реальности.

3) Сверх-Я (Супер-Эго) — внутренний цензор. Агрессивные стремления людей Сверх-Я преображает в совесть, которая терзает человека упреками за несоответствие требованиям авторитета.

«Несчастное Я» находится «между молотом и наковальней»: с одной стороны, на него давят запретные влечения, а с другой, — его терзает совесть. Фрейд считал, что обнаружение им «несчастного Я» — мощнейший удар, который когда-либо был нанесен по человеческой самовлюбленности. Первый удар нанес Коперник, показав, что Земля — не центр Вселенной. Второй удар нанес Дарвин, объяснив, что человек — потомок высших приматов. Фрейд же развенчал рационалистические иллюзии, показав, что сознательное Я — не хозяин даже в собственном доме.

18 стр., 8646 слов

Аналитическая психология К.Г. Юнга, архетипы коллективного бессознательного

... бессознательного». Данный тип характеризуется определенной жизненной апатичностью, неприспособленностью с сочетанием богатого внутреннего мира, ... бессознательного. В частности, он доказывает, что со временем все религии обрастают индивидуальными символами взамен первозданных; то же самое происходит и с архетипами ... этого типа как эгоистического. Например, Фрейд очень часто подвергал различных людей ...

По Фрейду, культура — репрессивный механизм. Люди становятся невротиками из-за давления культурных и моральных норм. Однако культура же создает и возможности трансформации запретных влечений, которые Фрейд именует сублимацией.

Фрейд об искусстве и религии

Сублимация — это возвышение, облекание отвергнутых культурой желаний в приемлемую, социально-одобряемую форму.

Такими видами сублимации являются, по Фрейду, искусство и религия. С его точки зрения, художественные произведения, начиная от древней мифологии, — сублимация Эдипова комплекса. Таким образом, искусство — вид терапии. Религия — «общечеловеческий невроз навязчивости». Древние сыновья, убив отца и убоявшись, поставили на его место тотем, которому стали поклоняться. Так возникла идея Бога. В Боге человек ищет защиты, как ищет ее в отце: он и поклоняется ему, и боится его.

Фрейд не верил в Бога. В теории познания он был рационалистом, иными словами, надеялся, что все тайны бессознательного могут быть исследованы с помощью психоанализа, а все невротики излечены. Лозунг Фрейда: «Там, где было Оно, должно стать Я!».

2. Аналитическая психология Коллективное бессознательное

Карл Густав Юнг (1875 — 1961) — основатель аналитической психологии, развил собственное представление о бессознательном, не совпадающее с идеями Фрейда.

9 стр., 4065 слов

Психологическая концепция религии З. Фрейда

Психологическая концепция религии З.Фрейда Рязанова Е.В. Общая характеристика религиоведческого наследия 3. Фрейд известен как основоположник психоанализа — концепции, в которой ключевым для понимания абсолютного большинства психических процессов является понятие бессознательного. Идея выявления и изучения содержаний бессознательного для лечения психических болезней (первоначально истерии и ...

Особенностью творчества Юнга является его глубокий интерес к оккультным наукам, стремление мистически истолковать психические явления, которые были не чужды самому Юнгу: с детства его посещали странные символические сны, он чувствовал глубокую двойственность своего Я, ощущал таящиеся за дневным отчетливым сознанием головокружительные глубины бессознательного.

Юнг пришел к выводу: бессознательное не есть только лишь резервуар вытесненных влечений. Оно шире и глубже. Под индивидуальным бессознательным существует другой, тайный пласт, — коллективное бессознательное. Его принципиально невозможно объяснить логически, высказать с помощью слов. По Юнгу, сознательное и бессознательное находятся не в борьбе, а в единстве.

Психологические типы

Наконец, в отличие от Фрейда, Юнг считает невозможным вести психоанализ по одной предзаданной схеме. Вместо сотрудничества идет борьба воль. Чтобы анализ был успешен, и пациент, и терапевт должны принадлежать к одному психологическому типу. Таких основных типов Юнг называет два: интроверты и экстраверты. Интроверт — личность, погруженная в глубины своего внутреннего мира: воздействие извне она расценивает как давление и вторжение. Экстраверт, напротив, активно выражает себя в общении, ориентируется на других. Пациенту-интроверту нужен аналитик-интроверт, и наоборот, тогда они поймут друг друга.

Архетипы

Содержанием коллективного бессознательного являются архетипы.

Архетип — первоначальная модель, впервые сформированный исконный тип.

Архетипы находятся вне пространства и времени, они принадлежат к некой иной реальности и выступают организаторами психики.

Архетипы приходят к человеку через сны, образы, мифы, художественные произведения. Юнг описывает несколько выявленных им основных архетипов.

Анима и Анимус представляют собой соответственно архетип женственности и мужественности. Если в психике мужчины преобладает Анима, то он отличается женоподобным поведением, не способен принимать самостоятельные решения. Однако разумная степень развития Анимы привносит гармонию в духовную жизнь мужчины, в его психику.

13 стр., 6306 слов

Сознание и бессознательное. 1. Определение что такое сознание и бессознательное

... бессознательного (архетипы) выступают как творческий, разумный принцип, связывающий индивида со всем человечеством, природой, космосом. Информацию об архетипах дают религия ... установках, мыслительных приемах, методах познания и прочем. Список литературы. 1. Алексеев П. В., Панин А В. ... сознания являются изобразительное искусство, театр, обряды, культы, литература, музыка и т. п. На вопрос о ...

Анимус — это мужской архетип во внутреннем мире. Он проявляется в способности к рациональному мышлению. Преобладание Анимуса вызывает в женщине мужеподобное поведение, делает ее активной, агрессивной и самоуверенной, стремящейся к власти. В то же время хорошо развитый Анимус позволяет женщине действовать разумно и целенаправленно.

Согласно Юнгу, архетипы по природе таинственны, не объяснимы посредством разума. Они проявляются в сакральных символах. Их сохраняют религии и эзотерические учения. В архетипах заключена колоссальная энергия, которая может стать огромной разрушительной силой.

Наше время — время «символической нищеты». В Европе возобладал рационализм, и сакральные символы оказались разрушены. Множество людей отошли от религии. Архетипы приходят в снах, но язык снов для современного человека понятен. Архетипы наступают на человека изнутри, и ничто не хранит нас от их могучей силы.

Потеряв собственную священную символику, европейцы обратились к Востоку в тщетной надежде найти новых богов. Однако Юнг считает, что путь этот порочен. Европейцы не способны принять культуру Востока и чужие символы, получаются только подражательство. Необходимо вернуться к традициям собственной культуры. Если процесс отхода от религии продолжится, то все Божественное и демоническое, заключенное внутри бессознательного, неизбежно станет революционным и будет внешне проявляться в виде войн, бунтов, революций, насилия.

Контрольные вопросы

  1. В чем заключаются философские различия между учениями Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга?

2. В чем заключается различие между пониманием бессознательного Фрейдом и Юнгом?

28 стр., 13539 слов

Образ Христа как символ Самости в психоаналитической концепции Карла Густава Юнга

... этнологию, культурологию, сравнительную историю религии, педагогику, литературу. Все идеи Юнга неразрывно ... повседневными, - «комплекс», «коллективное бессознательное», «архетип», «анимус» и «анима», «личность», «интраверт» и ... трактовкой образа Иисуса как символа человеческой Самости - символа целостности, единства, ... своей невесты… навсегда соединившись с женщиной». Адам - первый человек, сотворенный ...

3. Как, с точки зрения академика Бехтерева, связаны идея бессмертия и нравственность?

Литература к семинару по теме № 12 «Психология»

Основная литература

Вундт В. Введение в психологию. СПб.: Питер, 2002.

Дополнительная литература

Горелов А. А. Концепции современного естествознания. М.: Центр, 1998. С. 156 — 167.

Джемс У. Психология. М.: «Педагогика», 1991.

Леви В. Л. Искусство быть собой. М.: «Знание», 1990.

Пекелис В. Д. Твои возможности, человек! М.: «Знание», 1986.