Семинар № 5. Развитие социологии в XX – XXI вв.: основные парадигмы и теории

  1. Эмпирическое направление в социологии хх в.: научные школы, особенности методологии

Эмпирическое направление, возникшее в границах западной социологии в XX веке, явилось в известном смысле противопоставлением теоретическим построениям классической социологии XIX века. Становление эмпирической школы было связано с попытками преодоления избыточного теоретизирования, характерного для социальной философии XIX века, а также с необходимостью решения новых практических задач по управлению общественными процессами и разработке средств социального контроля и регулирования общественной жизни.

Эмпирические направления в методе МО будут детально рассмотрены в последующих главах этой книги. Здесь же только приводится пример использования корреляционных диаграмм, которые оказались очень полезными при обсуждении формы простых многоатомных молекул.

Слабые стороны эмпирического направления, которое неизбежно приводит к подмене подлинно теоретического анализа процесса поисками рецептов для преодоления частных трудностей технологии, проявляются тем острее, чем обширнее и принципиальней задачи, стоящие перед литейным производством.

В противовес эмпирическому направлению в исследовании процессов в литейном производстве развивается направление, отражающее совершенно иные представления о системе научного исследования, основанные на понимании процессов литейного производства, как комплексов физических явлений в их взаимодействии. Это направление развивается трудами научных коллективов, руководимых П. Н. Аксеновым, Г. Ф. Баландиным, А. А. Бочваром, А. И. Вейником, Н. Г. Гиршовичем и Ю. А. Не-хендзи, Б. Б. Гуляевым, А. А. Горшковым, Д. П. Ивановым, О. Ю. Коцюбинским, И. Б. Куманиным, А. М. Ляссом, М. В. Мальцевым, Б. С. Миль-маном, А. А. Рыжиковым, А. Г. Спасским и другими учеными.

Клеве принадлежал к числу химиков-аналитиков узко эмпирического направления. Произведенный им пересчет атомных весов церитовых и гадолинитовых металлов с изменением формул состава их окислов с RO на R203 основывался отнюдь не на теоретических соображениях, вытекавших из периодического закона.

Трудами советских исследователей осуществляется переход от чисто эмпирического направления в области резания металлов к физически обоснованному.

8 стр., 3569 слов

Основные направления философии 20 века

... биологических, психологических и других качеств, всё это - эмпирическое выражение изначально ситуационного характера экзистенции, того, что она ... Баррет, Дж. Эди. К Э. близки религиозно-философского направления: французский персонализм (Э. Мунье, М. Недонсель, Ж. ... мировоззрение. Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Его главный труд "Толкование сновидений" увидел ...

Эмпиризм и прагматизм, формируя целевую установку нового, эмпирического направления в социологии, связанную с изучением того, что реально происходит в обществе, значительное внимание сосредотачивает на отработке социологического инструментария по сбору, методам выборки, обработки и анализа социологических данных, обеспечивающих репрезентативность, и достоверность выводов и рекомендаций социологических исследований.

Наконец, в третьем, наиболее простом и также эмпирическом направлении, получившем развитие главным образом в ранних работах ( сравнительно небольшие числа Маха и отклонения температуры поверхности ют равновесной), принималось, что температура в пограничном слое постоянна и равна некоторой определяющей температуре.

Исторический анализ эволюции химии ацетилена позволяет определить некоторые причины, обусловившие преобладание эмпирического направления в исследованиях алкинов.

Выделение социального поведения как основного предмета социологии связано с позитивистской программой развития социологии свободной от ценностных суждений и деидеологизи-рованной. Концепция социального поведения относится к эмпирическому направлению в социологии, стремящемуся создать научно точную социологию через выделение социального поведения как особого рода общественного явления. При этом под социальным поведением подразумевается определенная сторона деятельности и взаимодействия индивидов и социальных групп. Акт психического взаимодействия вычленяется в качестве фундаментальной структуры социального, с которой связана изначальная специфика социальных процессов, происходящих в обществе между двумя или несколькими индивидами.

Сочинение Шюле представляет собой очень развитый курс технической термодинамики, в котором общая теория и ее основные приложения излагаются в том объеме, который необходим для проведения исследований многочисленных технических вопросов. Это сочинение в основной своей части имеет утилитарное, эмпирическое направление. Достаточно сказать, что в нем первое и второе начала термодинамики рассматриваются крайне кратко и элементарно.

Вторая причина была связана с тем, что сторонники атомистической теории не дали должного отпора учению об эквивалентах. Хотя Берцелиус и выступал против динамизма и против эмпирического направления в химии, но в середине 30 — х годов он сделал значительную уступку эквивалентным представлениям. Так, в понятие двойных атомов он вложил новое содержание, провозгласив, что двойные атомы водорода, хлора, брома, йода и фтора не могут быть разделены на составляющие их атомы.

Положения теории игнорировали химические отношения в растворах и подчеркивали чисто физические ее основы. К тому же, появление теории Аррениуса относится к периоду, когда в химии еще господствовало эмпирическое направление исследований ( особенно в области органической химии), а связи химии с физикой только-только еще устанавливались. Менделеев же, вместе с многочисленными сторонниками своих воззрений полагал, что существование его гидратной теории исключает необходимость в создании особой теории электролитической диссоциации.

Чикагская школа и ее значение в истории социологии

4 стр., 1944 слов

5 интеркационистские теории в социальной психологии

... способно оценивать и кон­струировать собственные действия. Чикагская и Айовская школы интеракционизма. Различия двух направлений. Чикагская школа Айовская школа 1.Чикагская школа во главе с самым известным учеником ... с несовместимыми ожиданиями. Бывают межролевые и внутриролевые. Социальная драматургия Гофмана занимает особую позицию среди ролевых теорий. Наиболее полно идеи И. Гоффмана изложены в ...

Чикагская школа социологии — одна из первых школ в социальных науках, занимала доминирующее положение в американской социологии в период 1915 — 1935 гг. и оказала значительное влияние на развитие социологии. Социология Чикагской школы формировалась на базе первого в мире социологического факультета, возглавляемого Смоллом. Основными отличительными чертами социологии Чикагской школы являются, прежде всего, органичное соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями; выдвижение гипотез в рамках единой организованной и направленной на конкретные практические цели программы. Другой ее особенностью является широта теоретической ориентации, соединение различных подходов и методов, среди которых нет определенно доминирующих.

Исследования города были основаны на социально-экологической теории Парка и Берджесса. Первой же заявкой на лидерство в этой области социологии была работа Томаса и Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке». Немаловажную роль в формировании «классической» концепции социальной экологии (экологии человека) Парка-Берджесса и в появлении «школы» в Чикаго сыграли особенности этого города, поскольку развитие локалистских и реформистских ориентаций этой школы связано с решением специфических городских проблем.

Исходный пункт социально-экологических воззрений Чикагской школы — представление об обществе как организме, обладающем не только социокультурным, но и биотическим уровнем. Последний составляет основу социального процесса и в конечном счете определяет социальную организацию общества. Парк рассматривал социологию как естественную науку о коллективном поведении людей, для объяснения которого правомерно применять понятия и постулаты биологии. В социальном процессе Парк выделял четыре основных типа взаимодействия: соревнование, конфликт, приспособление, ассимиляцию. При этом соревнование трактовалось как человеческая форма всеобщей борьбы за выживание, носящей подсоциальный и в значительной степени бессознательный характер. Подобно тому, как в мире растений биологическая борьба рождает определенный естественный порядок, так и в обществе экономическое соревнование порождает тот вид естественного порядка, который теоретики Чикагской школы обозначили как экологический. Экономическое соревнование продуцирует территориальную и профессиональную структуру населения, которая необходима для разделения труда и организованной экономической взаимозависимости. По мере осознания соревнования социальными группами оно может принимать форму конфликта. Конфликты переходят в приспособление и завершаются ассимиляцией — процессом взаимопроникновения социальных групп и глубоких контактов индивидов, в которых конфликты отсутствуют.

Особенностями Чикагской школы являются:

— разработка особого исследовательского инструментария, сочетающего натурализм на макроуровне и психологизм на микроуровне;

— объяснение эволюции общества по аналогии с адаптацией организма к окружающей среде;

— исследование неформальных сторон общественной жизни, проявляющихся в наблюдаемых межличностных взаимодействиях;

— приоритет «качественных» методов исследований.

Чикагская школа способствовала усовершенствованию методологии социологических исследований, приближению социологии по статусу к экспериментальным наукам. При использовании количественных методов в социальных исследованиях ее представители придавали особое значение «понимающим» методам. Так, при обработке данных учитывалась уникальность изучаемого объекта.

7 стр., 3389 слов

Концепция социологии. Социальные факты.

... жизни, народонаселение, объем и проч. 2. Социальная физиология. Она исследует «жизненные проявления общества». Охватывает ряд частных социальных наук – социология религии, морали, эстетическая, юридическая и т. ... «социологизм». «Социологизм» Э. Дюркгейма, главное в его теории общества, ба­зируется на признании первичности социальной реальности, ее авто­номности и вторичности, подчиненности ей ...

Франкфуртская школа.

Среди центров и школ западной философии, которые на протяжении целых десятилетий сохраняли и до сих пор еще сохраняют заметное влияние на философию, социальную мысль всего мира, надо особо выделить так называемую франкфуртскую школу. Группа талантливых, а в политическом отношении радикально-критически настроенных философов, социологов, экономистов, историков, литераторов объединилась вокруг основанного в 1923 г. при Франкфуртском университете Института социальных исследований. Франкфуртская школа начала активно формироваться после того, как Макс Хоркхаймер (1895-1973) в 1931 г. возглавил Институт. С 1928г. Теодор Адорно (1903-1969) фактически принимал участие в формировании идей, определивших лицо франкфуртской школы.

Наиболее известными из философов и социологов до второй мировой войны или после нее сотрудничавших с Институтом, были В. Беньямин, Г. Маркузе, Э. Фромм, П. Лазарсфельд, Ф. Поллок и др. В более позднее время влияние франкфуртской школы испытали, критически переработав ее идеи, выдающиеся мыслители наших дней Ю. Хабермас и К.-О. Апель. Необходимо отметить, что термин «франкфуртская школа» критики стали использовать после 1950 г. Сами Хоркхаймер и Адорно прибегали к нему крайне редко. Тем не менее в литературе термин закрепился и теперь широко употребляется.

«Названиями «критическая теория» и «франкфуртская школа» обозначается значительное социально-философское направление нашего века. В работах их основателей (прежде всего Хоркхаймера, Адорно, Бенджамина, Маркузе) отражается судьба целой эпохи. Находясь в оппозиции к научным институтам истеблишмента, эти философы и теоретики общества отважились перешагнуть границы, поставленные официальной наукой. Они сделали это также и под сильным политическим влиянием: из-за прихода к власти национал-социализма они были вынуждены эмигрировать. Остановками в изгнании были Женева, Париж, Лондон, затем Нью-Йорк и, наконец, Лос-Анжелес. Европа, погрузившаяся в пучину фашизма и мировой войны, снова продумывала новые следствия великой западной философии. Несмотря на глубокие сомнения относительно духа Просвещения, франкфуртцы сохранили верность идеалу гуманистического общества. Они предприняли анализ нашего мышления и действия, ориентированный на конкретные общественные феномены». После второй мировой войны ведущие представители Института социальных исследований возвратились на родину, и с 1950г. Институт снова стал функционировать во Франкфурте. В 40-50 годах — во время наиболее интенсивного влияния франкфуртской школы — ее приверженцы стали авторами многих работ, которые в значительной степени определяли дискуссии в западной философской и особенно социально-философской мысли.

Самыми крупными и влиятельными мыслителями первых периодов развития франкфуртской школы были, несомненно, М. Хоркхаймер и Т. Адорно.

Основные парадигмы современной социологии

    Понятие «парадигма» имеет множество значений. Под парадигмой в общественных науках понимается «исходная концептуальная схема, модель постановки и решения проблем, доминирующих на протяжении определенного исторического периода в научном сообществе». Изменение парадигм расценивается как научная революция. Проще говоря, парадигму с научной точки зрения можно определить как общий угол зрения на изучаемые феномены.

    10 стр., 4504 слов

    Часть первая. Основополагающие социологические теории общества

    ... из этого, понятие «социологическая теория» можно определить, как теория о социальных явлениях или обществе. Исследование вопросов связанных с обществом, актуальных для данного конкретного ... активного участника исторического процесса. Стремительное развитие капитализма, нарастающая волна социальных конфликтов, противоречия в функционировании буржуазной демократии настоятельно требовали не столько ...

    По словам С.А. Кравченко, «само возникновение социологической теории становится возможным лишь тогда, когда общество достигает определенного уровня динамической сложности, что выражается в появлении критического взгляда людей (прежде всего ученых) на характер изменений социальных институтов и самих себя». Это способствует формированию различных теорий и концепций, с помощью которых осмысливаются социальная реальность и ее динамика.

    В социологии выделяют несколько наиболее отчетливых и значимых для развития социального знания парадигм, связанных с конкретными школами и направлениями.

    Парадигма социальных фактовсводит социальную реальность к двум группам социальных фактов — социальным структурам и социальным институтам, которые рассматриваются в качестве реальных вещей. Ее возникновение связано с именем Э. Дюркгейма. В рамках этой парадигмы выделяются два противоположных теоретических направления — структурно-функциональный анализ (функционализм) и теории конфликта. Среди последователей данного направления можно назвать таких известных социологов, как П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Дарендорф.

    Парадигма социальных дефиницийобязана своим возникновением работам М. Вебера. Социальная реальность здесь рассматривается через способ понимания людьми социальных фактов. Согласно этой парадигме, социальное поведение людей строится в соответствии с пониманием ими социальной реальности. К данной парадигме относятся следующие теоретические направления: символический интеракционизм, феноменологическая социология и этнометодология. Наиболее видными представителями являются А. Шюц, Г. Мид, Г. Гарфинкель, Т. Лукман.

    Парадигма социального поведенияопирается на психологическую ориентацию в американской социологии и выражается в бихевиористской социологии и теории социального обмена. Наиболее известным представителем первой является психолог Б. Скиннер, второй — Дж. Хоманс. Суть данной парадигмы заключается в понимании поведения человека как соответствующей реакции на определенные внешние стимулы. Особое внимание акцентируется на проблеме вознаграждения ожидаемого и наказания нежелательного социального поведения.

    1. Общая характеристика макросоциологии

    Макросоциологические теории: различие во взглядах на общество с точки зрения данных теорий

    В макросоциологии выделяют две основные противоположные по своим принципам теории: теория функционализма и теория конфликтов.

    Основным принципом функционализма является то, что данная теория рассматривает общество как живой организм.

    Такая точка зрения на общество и общественную структуру была впервые выражена в XIX в. Гербертом Спенсером. Он сравнивал общества с живыми организмами, подобными человеческому телу.

    Развил заложенные Спенсором теории функционализма французский социолог Эмиль Дюркгейм. Дюркгейм рассуждал так: если общество образовано из множества различных частей и каждая оказывает влияние на функционирование всей системы, то общественные явления можно объяснить, анализируя их функции в общественной системе.

    9 стр., 4315 слов

    Социология как наука об обществе. Предпосылки возникновения социологии

    ... - конфликта). В-пятых, социология изучает социальные изменения (развитие общества). И, наконец, предметом социологии выступает все общество в целом, общество как система. 2. Структура социологии Современная социология — ... причин и последствий безработицы, преступности или внутрисемейных конфликтов и до разработки теорий, объясняющих особенности исторического пути народа, страны, цивилизации. ...

    Теория конфликта сформировалась главным образом на основе произведений Карла Маркса, который считал, что классовый конфликт находится в самой основе общества. Классовый конфликт возникает потому, что люди разделены на различные классы в соответствии с их положением в экономической системе. С точки зрения Маркса, основными классами буржуазного общества являются капиталисты и наемные рабочие. Эти два класса не имеют общих ценностей, более того, капиталисты стремятся господствовать и эксплуатировать рабочих. В результате указанные классы постоянно враждуют между собой.

    Маркс считал, что классовая борьба является источником большинства политических конфликтов. Он предсказывал, что эксплуатируемый класс восстанет и революция преобразует общество. Согласно теории Маркса, классовый конфликт является движущей силой истории.

    Одной из наиболее значительных современных теорий является концепция немецкого социолога Ральфа Дарендорфа. Дарендорф отрицает идею Маркса о том, что основные конфликтующие группы в обществе — это классы, образованные по экономическому признаку. По мнению Дарендорфа, главной причиной конфликта является тот факт, что одни люди имеют власть над другими. Основные конфликты возникают между теми, кто имеет власть, и теми, кто ее не имеет.

    Положения теории конфликта, сформулированные Дарендорфом:

    1. Главными отличительными чертами любого общества являются господство, конфликт и подавление.
    1. Общественная структура основана на власти одних групп людей над другими, например предпринимателей над рабочими, офицеров над солдатами, преподавателей над студентами и т.д.
    1. У каждой из таких групп есть общие интересы независимо от того, осознают их входящие в такие группы или нет; интересы членов разных групп различны и противоположны. Например, может возникнуть конфликт между деловыми людьми, стремящимися к повышению своих доходов, и активистами движения в защиту окружающей среды, которые борются за очищение воздуха и воды.
    1. Когда люди осознают свои общие интересы, они могут образовать общественный класс, что может обнаружить себя в форме профсоюзного движения, лобби политической партии и т.д.
    1. Классовый конфликт обостряется, если: а) почти вся власть сосредоточена в руках нескольких людей, а остальные почти полностью лишены ее; б) те, кто лишен власти, не имеют возможности ее получить; в) люди могут свободно организовывать политические группы.

    Функционализм и теория конфликта различны по своей сущности. Функционалисты обычно рассматривают общество как совершенно устойчивое и единое целое, а сторонники теории конфликта считают, что в нем постоянно происходят изменения и возникают конфликты.

    Функционалисты придают важнейшее значение согласию всех членов общества в отношении общих ценностей, а последователи теории конфликта уделяют основное внимание проявлениям подавления одних членов общества другими.

    Каждая из этих теорий имеет свои недостатки, функционализм недооценивает тот факт, что в большинстве обществ никогда не достигается полное согласие относительно ценностей; теория конфликта не объясняет, каким образом общества сохраняются и действуют несмотря на постоянные изменения. Например, основные политические партии в США расходятся во мнениях по вопросам экономической политики, однако несмотря на различия во взглядах республиканцам и демократам каждый год удается путем компромисса утверждать федеральный бюджет.

    11 стр., 5232 слов

    Социология межнациональных конфликтов

    ... объясняет межнациональные конфликты социально-психологическими мотивами, посредством теории напряженности; 3) диалектическая теория конфликта; В социологии наиболее устоявшимся является подход, рассматривающий межнациональный конфликт как ... конфликт каждому отдельно взятому индивиду. Любое межнациональное противоречие ведёт к обострению, к росту социальной напряжённости внутри общества, ...

    Спор между двумя названными теоретическими течениями все еще продолжается, и, вероятно, он не прекратится в ближайшее время. Однако, по-видимому, в нем нет необходимости, поскольку оба подхода не обязательно противоречат друг другу. Безусловно, общество не могло бы существовать без некоторых общепринятых ценностей и должно достигать какой-то меры интегрированности, иначе его нельзя было бы назвать обществом. С другой стороны, вполне понятно, что многие группы внутри общества находятся в состоянии конфликта, что постоянно происходят перемены.

    4. Общая характеристика микросоциологии

     Микросоциология— область социологического знания, ориентированное соответственно на изучение крупномасштабных социальных явлений (наций, государств, социальных институтов и организаций, классов, социальных групп и др.) и сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностных отношений ипроцессовсоциальной коммуникации вгруппах, сферы повседневной реальности, отдельных узких проблем и т. д.).  Микросоциология представлена концепциями, в большей мере связанными с проведением эмпирических исследований, имеющих различные идейные и методологические основания. К ним относятся как позитивистски ориентированные концепции (обмена социального, анализ социальных сетей и др.), так и антипозитивистские по своему духу исследовательские ориентации (символический интеракционизм, этнометодология, феноменологическаясоциологияи др.).

    С момента становления буржуазной социологии на всем протяжении IXX в. и вплоть до 20-х гг. XX в. господствовала макросоциологическая ориентация[1]. Формирование микросоциологии как самостоятельной области начинается примерно с 30-х годов. Этотпроцессв значительной степени был стимулирован широким развертыванием эмпирических исследований. Резкое размежевание на микро- и макросоциологию произошло в конце 60-х гг. Оно было вызвано в первую очередь неспособностью господствовавшего прежде структурногофункционализмаинтегрировать теории различного уровня общности. Реакцией накризисструктурного функционализма явилось возникновение альтернативных концепций, многие из которых стремились переместить фокус исследования на непосредственно наблюдаемые явления общественной жизни. Основные разногласия между сторонниками микро- и макросоциологии касаются следующих проблем. Первая связана спониманиемпредмета исследования и уровня обобщения. Представители макросоциологии рассматривают в качестве предмета социологического познанияобществои его структурные образования, подчеркивают качественное своеобразие социальных явлений, их несводимость к социально-психологическому уровню. Различные микроявления ипроцессы(поведение личности,межличностные отношенияи т. п.) рассматриваются под углом зрения проявления закономерностей макроуровня. Всякая попытка сведения социального к психологическому уровню расценивается как отступление от ведущей социологической традиции, как свидетельство психологического редукционизма и субъективизма. В свою очередь их оппоненты настаивают на приоритетном изучении области непосредственно наблюдаемого социального взаимодействия, механизмов коммуникации, интерпретации сферы повседневной реальности и т. п. Этот уровень признается сторонниками микросоциологии единственным реально существующим и фундаментальным, а макросоциальные явления рассматриваются как неправомерные абстракции,реальностькоторых нельзя эмпирически доказать. Вторая областьконфликтамежду представителями микро- и макросоциологии относится кхарактеруиспользуемых понятий и принципов формирования социологического знания. Сторонникам первой ориентации присуще стремление использовать эмпирически обоснованные понятия и принципы, особенно категорично на этом настаивают представители позитивистской ветви. С этой точки зрения, понятия и положения широкомасштабных теорий расцениваются как пустые абстракции, их авторы обвиняются в неправомерной опредмечивании (овеществлении) социальных структур. А единственнойреальностьюпризнаются или непосредственно наблюдаемое поведение индивидов (теориясоциального обмена, анализ социальных сетей), или сфера сознания индивида (этнометодология ифеноменология).

    21 стр., 10171 слов

    Современные проблемы тифлопедагогики и тифлопсихологии

    ... недостатки в подготовке слепых к жизни и труду в социальном плане и поставило перед тифлопедагогами проблему разработки социально-психологической реабилитации, что требует изучения и ... ее стойкости, волевых качеств. Поэтому психология активности слепого и слабовидящего является насущной современной пробле­мой тифлопсихологии. Изучение различных форм активности — разные формы деятельности ...

    Защитники микросоциологии делают упор на использовании различного рода экспериментальных процедур и ограничиваются изучением явлений небольшого масштаба. С середины 70-х гг. предпринимаются попытки интеграции этих двух направлений.

    5. Перспективы развития современной социологии

    Как отмечает А.О.Бороноев, уже начинают складываться новые направления, школы в социологии, появляются новые лидеры. Этому способствуют несколько факторов: 1) социология стала университетской наукой, Т.е. ею начала заниматься молодежь; 2) идет интенсивный обмен идеями с зарубежными странами; 3) углубляется институционализация социологии как науки.

    Но при этом не надо забывать, что в обществе, где много традиционности и где долго инициатива была под запретом, изменения происходят трудно и для этого необходимо длительное время.

    Критерием признания, самоутверждения и самоопределения любой науки, в том числе и социологии, выступает как формирование своего особого отношения к изучаемому объекту, выделение в нем своего предмета или предметной области, разработка своих познавательных средств и методов, так и разработка своего собственного категориального аппарата, чем в настоящее время Казахстанские социологи начали активно заниматься.

    Глобализация всех сфер человеческой жизни, Интернет, информационные технологии, генная инженерия — эти и другие достижения современной цивилизации указывают на совершенно новые формы социальной организации, которые будут господствовать в XXI веке. Появляются новые методы социально-политического регулирования взаимоотношений человека и окружающей среды.

    Острую необходимость разработки новой базисной социологической теории в свое время осознал А. Зиновьев. “Без такой теории, — писал он, — исследования эмпирической социологии, конкретные измерения и вычисления превращаются в мошенничество, в орудия идеологии и пропаганды, а формальные построения оказались пустыми умственными (знаковыми) конструкциями.

    Социология тесно связана с философией. В основе связи — изначальная целостность социальной мысли человечества. Важнейшей задачей в разработке современной философской мысли выступает обоснование модели формирующейся информационно-технологической цивилизации, оказывающей огромное воз- действие на состояние окружающей природной и космической среды, нахождение путей решения глобальных проблем человечества, осмысление глубоких интеграционных процессов в мировом со- обществе, понимание необходимости новых подходов к решению современных этнических процессов. Принципиально новое решение в современной философии и социологии получает и проблема человека, его ценностно-смысловой ориентации в современном мире. Однако переход человечества на качественно новый виток развития социально, духовно, культурно — это в современных условиях пока лишь реальная возможность выхода из кризиса, но пока еще не действительное состояние. Человечество должно осознать тревожную ситуацию через современные формы философского мышления, духовной культуры в целом овладеть наукой разумного управления и регулирования социальными процессами в современном мире

    12 стр., 5887 слов

    Современное толкование сущности социального конфликта

    ... Сделать выводы. Цель данной работы: рассмотреть современное толкование сущности социального конфликта; Степень разработанности данной темы: "Пионерами ... Это позволяло анализировать происходящие в сфере труда процессы и принимать своевременные меры по разрешению ... Внутриполитическая борьба - один из решающих факторов развития большинства государств. Конфликты в организациях нередко оказывают ...

    Развитие и изменение социальной жизни приводят к развитию и изменению методов ее исследования. Учитывая особенности современного этапа развития социологии, хотелось бы отметить три важных момента, характеризующих метод социологического познания:

    во-первых, это введение временного параметра в саму методологию мышления, в гипотезы и концепции, что мы раньше называли принципом историзма; от изучения состояний на конкретный момент времени важно сейчас переходить к изучению процессов социального развития;

    во-вторых, учет изменений структуры социального пространства; наблюдается эффект пространственной трансформации обществ, выход из берегов социальных процессов (локальные перерастают в региональные, региональные — в глобальные); глобализм — важнейший признак современной и завтрашней социологии;

    в-третьих, все более активное участие социологии как науки в реальной жизни, в социальном процессе, а отсюда — ориентация социологии на нахождение путей решения социальных проблем, на выявление конфликта интересов (“социология конфликта”), на прогнозирование и проектирование социальных решений.