Вопросы:
- Какие существуют виды психических процессов?
Психические процессы — процессы, условно выделенные в целостной структуре психики.
Выделение психических процессов — это условное разделение психики на составные элементы, появившееся по причине существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии. Кроме этого, это вычленение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX — начала XX века.
В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки.
Взаимосвязь психических процессов выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления.
Виды психических процессов:
1. Познавательные:
•Ощущение
•Восприятие
•Мышление
•Сознание
•Речь
•Внимание
•Память
•Воображение
2. Эмоционально-мотивационные:
•Эмоции и Чувства
•Состояния (Настроение, Тревожность и пр.)
•Мотивация
•Воля
•Проактивность
3.Личностные характеристики:
•Характер
•Темперамент
•Моторика
•Интеллект
- Опишите уровни организации психических процессов.
Уровни психической организации человека
В иерархической модели человека по Б.Г. Ананьеву были выделены уровни индивида, личности и индивидуальности, с соответствующими подуровнями. К ним приурочены пять уровней психической организации. В их числе (1) темперамент, (2) сознание, (3) память, (4) психическая субъектность и (5) духовность. Это и будут вопросы сегодняшней лекции. В каждом случае будет дано определение и будут раскрыты основные жизненные проявления уровня. А дальнейшая конкретизация — с выделением общих свойств уровня, его природы как атрибута и его деятельностной природы, — остаётся для самостоятельной проработки (при возникновении в этом личной заинтересованности студента).
1. Темперамент
Итак, темперамент. Темперамент во взятом контексте будем понимать так:
2)Закрепить умение самостоятельно формулировать понятия всех ...
... уточнить знания студентов о психических процессах и их развитии у дошкольников; 2)Закрепить умение самостоятельно формулировать понятия всех психических процессов; 3) организация условий по приобретению студентами ... пауза 15 Разыгрывание ролей Введение элементов поискового характера Формы организации учебной деятельности Уровень квалификации учителя Отдельные задания Устная речь Тестовые задания « ...
— как генетически первичный уровень психической организации;
— как видовой опыт базовых отношениях со средой на уровне индивида;
— как инструмент самосохранения и ориентации в самых общих условиях обитания, полезных и/или вредных для его носителя.
Жизненные проявления темперамента иначе можно назвать «темпераментными характеристиками человека». Самые общие из них суть сенситивность (чувствительность) человека, его активность, реактивность, соотношение (баланс) активности и реактивности в различных отношениях со средой.
Вторичные, или производные «темпераментные характеристики человека» суть временные характеристики всех жизненных проявлений (или жизненный темпоритм), пластичность и/или ригидность, экстра-/интровертность, эмоциональная возбудимость.
Сенситивность, или общая чувствительность индивида, раскрывается как его чувствительность по всем модальностям ощущений. Можно говорить об «интеграле» остроты всех его органов чувств. Это значит, что данная характеристика учитывает чувствительность и по каждому анализатору, и общий профиль чувствительности по всем анализаторам, и чувствительность организма в целом.
Активность, в общем случае, — это переход потенциальной энергии в кинетическую. У любого живого существа активность обнаруживается в форме его спонтанных движений, не имеющих очевидных внешних причин и составляющих «ткань» поведения. У человека, в связи с развитием его организма, дифференцируется активность различных органов и подсистем.
[Вопрос: Какая активность человека как индивида Вам известна? Постарайтесь дать ей общее название и перечислите её основные формы. Начните так: «Я знаю, что индивид…» Что делает человек как индивид?].
Реактивность — это активизация организма в ответ на какое-либо внешнее воздействие, или, попросту говоря, это выраженность ответа на него. Индивиды разнятся между собой по тому, насколько сильно они реагируют на одни и те же воздействия.
Соотношение активности и реактивности, или баланс спонтанных и вызванных движений, присущий индивиду, тоже является принципиальной его характеристикой.
Жизненный темпоритминдивида выражается в периодичности, длительности и амплитуде различных его состояний, которые сменяют друг друга. Именно в них конкретизируется то, что обозначают выражением «ритмы жизни». Сюда входят и биоритмы, и их психологическая, субъективная составляющая, обнаруживающая себя в ритмичности душевной жизни. Самый большой цикл задан тремя фазами жизни индивида: детством, зрелостью, старостью. На них накладываются периоды солнечной и лунной активности по отношению к Земле: многолетние, годовые, сезонные, месячные, недельные, суточные циклы, вплоть до периодичности поведенческих актов разной сложности, — вспомним характеристики внимания при мышлении, восприятии, ощущении… В быту хорошо известно разделение людей на «жаворонков» и «сов», — это частный пример учёта выраженности различий между людьми по их темпоритму. Другие циклы менее очевидны, и для их выявления необходимы специальные исследования.
Пластичностьи/или ригидность душевной организации раскрывается как податливость происходящим изменениям в общих условиях жизни, как подстройка к ним или, наоборот, как игнорирование их и попытка сохранить образ жизни вопреки происходящим изменениям. На уровне лабораторных опытов И.П. Павлова с животными (в основном, с собаками) — это лёгкость или трудность выработки условных рефлексов. С одной стороны, «пуганая ворона куста боится», или «обжёгшись на молоке, дуем на воду»; с другой стороны, люди безразличны к поступающей информации и им всё — «как об стенку — горох», а кому-то — даже «хоть кол на голове теши»…То же — у животных.
Введение. Рассматривая образ жизни различных высших животных ...
... внутреннему содержанию. Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным ... то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пиши. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о ...
Экстра-/интровертность в быту часто понимается в дословном переводе на русский язык — как направленность во вне или внутрь, на себя. Однако современное психологическое содержание этих слов — иное. (См. труды В.С. Мерлина).
Ибо речь идёт об индивиде, о животном организме, у которого вообще никакой направленности как субъектной устремлённости к чему-либо нет и в помине. Животное вообще ни субъектно, ни субъективно ни к чему не относится; с миром его связывают только объективные отношения, как и человека на уровне индивида.
[Вопрос: Какие объективные отношения связывают человека с действительностью? Постарайтесь дать им общее название и перечислите их. Начните так: «Ч-ка связывают с миром…» Что? Какие объективные отношения?].
Любой организм тождественен со своей жизнедеятельностью. Можно говорить об объективной устремлённости животного организма, которую в павловской лаборатории обозначили как «рефлекс свободы». Животное всегда сопротивляется при физическом ограничении его двигательной активности. Но субъективных отношений у животных нет. А вот душевная жизнь — и как субъективность, и как субъектность, в самом общем значении этих слов, — у животных есть. И она тем сложнее, чем выше животное находится на эволюционной лестнице. И одно из главных жизненных проявлений темперамента животных — это их экстра-/интровертность.
Экстравертность по её психологической природе — это непосредственность текущих впечатлений. Даже повторяющиеся воздействия экстравертом воспринимаются свеж?, как будто в первый раз, или, как это принято говорить про людей, «по-детски»… И наоборот. Интровертность по её психологическому механизму означает опосредствованность текущих впечатлений ранее полученными впечатлениями. Любое воздействие буквально «окружается» ассоциациями и «берётся ими в плен», «тискается», «смакуется», и такое происходит с несчастным «пленником» снова и снова… Каждый, у кого есть собака или кошка, знает о специальных игрушках для домашних животных в виде косточек или мячиков, которые животное мусолит, с большей или меньшей частотой, в зависимости от этой его темпераментной характеристики. У людей — то же. Кому-то достаточно один раз посмотреть фильм, послушать музыку, полюбоваться чем-то, чтобы потом долго-долго смаковать свои впечатления. А кто-то может посмотреть тот же фильм или послушать то же музыкальное произведение два раза подряд или даже больше, а на следующий день ещё и ещё раз, а потом ещё и ещё… Или же постоянно любоваться чем-то, фактически присвоенным. Это — крайние примеры проявления интро- и экстравертности среди людей.
Эмоциональная возбудимость индивида раскрывается в том, насколько он оказывается эмоционально вовлечённым в происходящее. Как говорят в быту, насколько «близко к сердцу» принимает события. Когда хотят подчеркнуть особые аспекты этого жизненного проявления человека, в частности, его выраженность, говорят также о тревожности, или даже о нейротизме. Альтернативой для эмоциональной возбудимости является эмоциональная стабильность, или хладнокровие, в пределе — х?лодность и отчуждённость. Ещё раз подчеркну: речь идёт о проявлениях, корни которых мы находим уже у высших животных.
Исследования выявление значений, уровней и форм проявления эмпатий ...
... эмпатия в работе психолога, оказывающего помощь людям в кризисных ситуациях. Цель исследования выявление значений, уровней и форм проявления эмпатий как эффективных условий формирования психологической ... психологическую основу оказания психологической помощи, и рассмотреть проявление эмпатии и её механизмов; 3. Исследовать уровни, формы проявления эмпатии у психологов, оказывающих помощь в кризисных ...
Все жизненные проявления темперамента обнаруживают его общие свойства, его принадлежность (атрибутивность) организму, его деятельностную природу. Но, по мере развития человека и созревания темперамента, этот уровень души маскируется её высшими уровнями. Поэтому для распознавания темперамента главными критериями признаны его жизненные проявления в раннем детстве и в экстремальных ситуациях.
2. Сознание
Сознание в нашем контексте будет трактоваться следующим образом:
— как социальный, или личностный уровень психической организации человека;
— как опыт общества на уровне отдельного человека в форме социального опосредствования психического отражения;
— как инструмент включения в общество, в мир культуры, и ориентации в них; как инструмент сохранения общественного человека, человека как личности.
В число исходных, базовых жизненных проявлений сознания входят:
— общая чувствительность человека к социально значимым проявлениям других людей, или то, что в обиходе привычно называют чуткостью в самом общем значении этого слова;
— активность человека в сфере социальных отношений, которую называют инициативностью;
— реактивность человека при социальных воздействиях на него, илиего отзывчивость;
— соотношение инициативности и отзывчивости является общим проявлением социализованности, или субъективной вовлечённости человека в общественную жизнь. (Пример ситуативного проявления социализованности в форме выражения согласия и/или несогласия с социально типичными установками).
В число производных, вторичных жизненных проявлений сознания входят:
— личностный темпоритм, или социальное время человеческой жизни в конкретных социокультурных условиях, регламентирующих эту жизнь;
— социальная пластичность и/или ригидность, которая на практике устойчиво обозначается как образованностьчеловека в форме его осведомлённости, умелости, воспитанности в актуальных отношениях. В оптимальных случаях образованность предполагает ещё и рефлексивность;
— социальная экстра-/интровертность человека, которая прекрасно известна всем студентам и даже школьникам. Это, общительность и/или замкнутость (в форме самодостаточности) человека в межчеловеческих отношениях на бытовом повседневном уровне;
— социальная возбудимость, или то, что обычно называют чувством справедливости человека и/или его безразличием к происходящему в обществе, в межчеловеческих отношениях.
Все жизненные проявления сознания имеют социокультурную природу и находят себе выражение в различных знаковых системах общества и, прежде всего, — в языке. В частности, человек осознаёт свои цели и ценности, роли и функции, нормы и ритуалы.
Влияние возраста людей на уровень их агрессивности, враждебности ...
... при доминировании последнего. Фрейд считал, что агрессия в человеке это - проявление и доказательство биологического инстинкта смерти. Он утверждал ( ... что агрессия может проявляться в разных формах, однако все эти формы имеют одну общую черту - они представляют собой попытку ... безусловным то, что дети уже рождаются с разным уровнем агрессии. Правда, он практически идентифицирует агрессию с активностью, ...
3. Память
Среди многих значений слова «память» человековеды чаще всего останавливаются на двух основных: на «генетическом (наследственном) опыте» и на «прижизненном опыте». В контексте психологии человека «генетическая память» раскрывается в форме темперамента (опыта вида на уровне индивида) и в форме сознания, или социокультурного опыта человека — человека как члена общества, человека как личности. «Прижизненный опыт» человека, или его собственный опыт, раскрывается в нашем контексте как его память в специальном, узком значении слова. И для нас память человека трактуется так:
— это личный, или частный уровень психической организации человека;
— это прижизненный опыт субъективного отражения действительности, или опыт собственной жизни;
— это инструмент самосохранения и ориентации в типичных для данного человека жизненных ситуациях.
Все жизненные проявления памяти характеризуются избирательностью и ситуативностью — как первичные, исходные, базовые проявления, так и вторичные, производные, особенные проявления.
Так, сенситивность (в общем) и чуткость (в частности) на уровне памяти обнаруживают себя в форме впечатлительности человека. Происходящее всегда оставляет свои следы в душевной организации носителя опыта. Но все эти следы, даже сходные по их объективному содержанию, всегда различаются по их субъективной форме. В обиходе об этом принято говорить так: мол, каждый «по-своему воспринимает, переживает и осмысливает действительность». И впечатлительность отдельного человека оказывается исходным жизненным проявлением его памяти как субъективной стороны его собственных, личных отношений с действительностью.
Активность (в общем) и инициативность (в частности) на уровне памяти обнаруживают себя в форме избирательности человека в его личных отношениях с миром. Человек вычленяет одни элементы и/или аспекты действительности и игнорирует другие. И это оказывается вполне приемлемым в рамках его бытия и как члена общества, и как живого существа.
Реактивность (в общем) и отзывчивость (в частности) на уровне памяти обнаруживают себя в форме различной субъективной вовлечённости человека в происходящее, или в форме его субъективного участия в происходящем, — при внешней «одинаковости» физического присутствия и/или социальной вовлечённости.
Соотношение активности и реактивности (в общем) и социальной вовлечённости (в частности) на уровне памяти обнаруживают себя в форме «заинтересованности» человека происходящим, или в форме его мотивированности. Некоторые человековеды различают внешнюю (объективную) и внутреннюю (субъективную) мотивированность. С учётом их позиции в нашем случае речь идёт о «внутренней мотивированности».
Вторичные жизненные проявления памяти также имеют свои особенности. Вот, например, что говорил в 2005 г. Алексей Черняк, 35 лет, директор фирмы: «Я — «сова» по образу жизни, и для меня утренний час сна дороже трёх ночных. А я из-за перевода часов на летнее время постоянно недосыпаю! Чувствую себя безобразно. И супруга моя этим тоже недовольна, так как весной в семье начинаются серьёзные перебои с исполнением супружеского долга. Предлагаю разрешить «совам» жить по своему графику и не морочить нам голову какой-то мифической экономией энергии. Тем более, что мне эта чужая энергия — до лампочки. Лично я в этом году часы переводить не буду, проживу как-нибудь до осени». (Рубрика «Метрописьма») // Метро СПб.- Четверг — 17.03.2005. — С.15).
Изучение уровня развития памяти у младших школьников
... а затем и взрослого человека плохо приспособленным даже к элементарным требованиям жизни. Исследования памяти - междисциплинарные, ибо в различных формах память встречается на всех уровнях жизни и включает не ... участие учащиеся 4 «А» класса в количестве 24 человек. Глава 1. Теоретические основы по проблеме изучения уровня развития памяти у младших школьников .1 Психологический портрет детей ...
А в 2011 г. указом президента РФ в нашей стране стрелки часов переводить перестали… Правда, осенью, а не весной…
Итак, выделяются временные особенности существования и осуществления личного опыта, или личное время человека. Можно сказать, что в нём «сплавляются» биологическое время человека — как индивида и его социальное время — как личности. Особенности личного времени жизни обнаруживают себя в скорости запечатления информации, в длительность её сохранения и в скорости её извлечения (воспроизведения).
В прошлом (ХХ) веке был открыт закон субъективного времени.
Занятость при получении информации — это главный фактор сокращения личного времени при восприятии происходящего и роста личного времени — при его представлении: человеку «есть что вспомнить…». А отсутствие занятости «растягивает» личное время при восприятии происходящего и сокращает его до нуля при представлении: «Жизнь прошла, как не было…»
Временные особенности памяти — это самые очевидные её проявления, больше всего изучаемые и чаще всего используемые при характеристике хода (или процесса) учебно-познавательной работы учащихся. А в общем, имея в виду длительность сохранения информации, выделяют различные «виды» памяти: основные (кратковременную и долговременную) и промежуточные: «мгновенную» и «буферную». (Более точное обозначение во всех этих случаях — не «виды», но уровни;а в динамике — этапы памяти).
Пластичность/ригидность (в общем) и образованность (в частности) на уровне памяти проявляются в форме большей или меньшей обучаемости/воспитуемости человека. В общем, обучаемость/воспитуемость определяется по прижизненным адаптивным изменениям в поведении. Эти изменения со времён Уотсона, работавшего с крысами, педагоги до сих пор называют «формированием навыков». Навыки в таком, самом общем их понимании (как приспособительное поведение вообще), формируются и у человека, и у всех других животных. В частности же, об обучаемости/воспитуемости человека обычно речь заходит применительно к совершенно определённой социокультурной (предметной) области. И тогда наличие навыков у человека оказывается свидетельством высших проявлений его памяти: человек выполняет высоко эффективные действия, доведённые до автоматизма, т.е. без участия сознания. (В последние годы высокую эффективность человеческих действий стали рассматривать как «проявление компетентности»).
Экстра-/интровертность (в общем) и общительность/замкнутость (в частности) на уровне памяти проявляются в своеобразии опосредствованности при приобретении и использовании информации. Так, экстравертность проявляется в большей лёгкости осознания происходящего и реагирования на него при получении информации, в том числе и при общении. А интровертность проявляется в большей лёгкости осознания при сохранении и/или при использовании информации, в том числе и в условиях общения.
Заключение об уровне психического развития ребенка первого полугодия жизни
... эмоциональные игры, пение, игры с включением предметов). Подпись Заключение об уровне психического развития ребенка второго полугодия жизни Фамилия, имя ребенка_______Возраст__________Дата обследования___________ ... к соответствующим специалистам)__________ Подпись Образец составления заключения по данным диагностики психического развития ребенка второго полугодия жизни Фамилия, имя ребенка: Женя С. ...
Эмоциональная возбудимость/устойчивость (в общем) и справедливость/безразличие (в частности) на уровне памяти проявляются в форме большей или меньшей организованности личного опыта, или в форме рассудочности носителя этого опыта. На уровне повседневного здравого смысла при выраженности этой организованности (или рассудочности) говорят также о наличии у человека «своей правды жизни», говорят о том, что человек «живёт по правде», или «по своим принципам».
Все жизненные проявления памяти раскрывают субъективную сторону личных отношений человека с миром. Они конкретизируются у отдельных людей через их влечения и мотивы, умения и навыки, привычки и стереотипы. Причём всё это находит себе выражение и во внешнем поведении, и во внутренних, душевных движениях, в том числе и в различных фактах сознания.
4. Психическая субъектность
Психическая субъектность в нашем контексте трактуется следующим образом:
— как практический уровень психической организации,
— как опыт преодоления препятствий и сопротивления вредоносным воздействиям,
— как инструмент самосохранения и ориентации в новых и в неопределённых условиях жизни.
А жизненные проявления психической субъектности таковы.
Сенситивность человека на уровне субъекта проявляется в форме его чувствительности к противоречиям. Носитель психической субъектности обнаруживает противоречия там, где окружающие их не распознают или же только испытывают дискомфорт.
Психическая активность на уровне субъекта проявляется в форме поиска актуальных противоречий или даже в форме создания таких противоречий. Специалисты эту активность обозначают словами «уровень притязаний». В быту же окружающие люди часто говорят о человеке, который её проявляет, что ему «больше всех надо…».
Психическая реактивность носителя субъектности — это его вовлечённость в неопределённые и/или противоречивые отношения действительности; человек становится сознательным деятельным участником заведомо сложных (т.н. «проблемных») ситуаций.
Соотношение активности и реактивности на уровне субъекта психики выступает как озадаченность, или в форме установки на выявление существующих противоречий — как актуальных проблем — и на их разрешение посредством приложения собственных внутренних ресурсов, а в оптимальных случаях — и с привлечением ресурсов других людей.
Временные характеристики этого уровня душевной организации проявляются как произвольное планирование жизни, и/или как заполненность жизни различными делами и как их распределённость по жизни: «всему — своё время». «Есть время собирать камни, и есть время их разбрасывать», — это библейское выражение касается, прежде всего, именно людей-субъектов, которые сами организуют своё время.
Пластичность — ригидность на уровне субъекта психики выступает как выраженность самостоятельно принятого разнообразия деятельной активности. Это может быть множество разнородных занятий (форм самореализации); это может быть и служение только одному какому-то делу, когда у человека выражена «одна, но пламенная страсть…», при игнорировании прочих.
Экстра-/интровертность на уровне субъекта психической деятельности выступает в формах по преимуществу «стратегического» и/или «тактического» созидания. Конкретизировать их можно так. С одной стороны, возможна аналогия с субъективным аспектом организационно-управленческого, продюсерского, режиссёрского и т.п. творчества. С другой стороны, возможна аналогия с композиционно-исполнительским, конструкторско-изобретательским, актёрским, изобразительным и т.п. творчеством…
восприятие человека как высший психический познавательный процесс.
... но и от самого воспринимающего субъекта. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Восприятие – активный ... работы – изучить творческую природу восприятия. Объект исследования – восприятие человека как высший психический познавательный процесс. Предмет исследования – творческая природа восприятия. Цель конкретизирована ...
Эмоциональная возбудимость на уровне отдельного субъекта психики имеет (а) очень широкий диапазон выраженности и (б) разную рефлексивность отдельных проявлений эмоциональной возбудимости, разную их подконтрольность и произвольность. Человек-субъект лучше всего осознаёт, контролирует и регулирует то, что касается оперативных проблем, актуальных для него, прежде всего, здесь и сейчас. Но у каждого субъекта — свои пределы настоящего: пространственные, временные и прочие… А объективно общим для этого уровня душевной организации в его конструктивных проявлениях оказывается жизнеутверждающий оптимизм человека-субъекта в его отношении к миру.
Качественное своеобразие практического уровня души — в обобщении наиболее конструктивных собственных проявлений активности при решении различных задач. При понимании этих проявлений как частной формы объективации внутреннего мира (как «экстериоризации») говорят об обобщении актов самореализации (Коростылёва Л.А., 1997).
(Ср. «интериоризацию» — по Л.С. Выготскому).
В самореализации заключается принципиальное отличие субъектного уровня человеческих проявлений от проявлений биологического (индивидного), социального, личного и индивидуального уровней. С точки зрения психологии, на субъектном уровне обобщается опыт преобразования действительности при преодолении препятствий за счёт «распредмечивания» субъективной реальности и превращения её «в пароходы, строчки и другие добрые дела». Самореализацию можно назвать одним из двух «интегральных жизненных показателей» субъектности в различных сферах деятельности.
Все жизненные проявления психической субъектности, как проявления её инструментальности, раскрываются в созидании «подходящего», «нужного» человеку мира, или в творчестве. На повседневном уровне это мир удобных, полезных и понятных Вещей (в широком смысле слова, в том числе и идей), которые соразмерны, созвучны, сопричастны природе самого человека и становятся продолжением его самого. На метапознавательном, философском уровне созидаемый мир — это посредник между человеком и бескрайним неизвестным и таинственным Космосом…
5. Духовность
В современной отечественной культуре весьма распространено понимание духовности как религиозности. Возникновение идеи бога — это действительно очень важный момент в развитии каждой национальной культуры. Но в научном контексте, в частности, в контексте психологии человека, духовность понимается гораздо шире: как интегративная рефлексивность человека. Это такая рефлексивность, или обращённость на себя, которая опосредствуется открытой системой социокультурных значений и субъективных смыслов, ставших актуальными для человека в разных масштабах его бытия. Все они являются разнопорядковыми по обобщённости: от принадлежащих отдельным носителям психики до раскрывающих основы мироздания.
Методика «Самооценка Эмоциональных состояний» (сокращённый ...
... 10. Сильный подъем, восторженное веселье. 9. Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность. 8. Возбужден, в хорошем расположении духа. 7. Чувствую себя очень хорошо. ...
С учётом сказанного и с учётом принятой логики работы в рамках нашего учебного курса духовность определяется следующим образом.
— Во-первых, это индивидуальный уровень психической организации;
— во-вторых, это опыт теоретического, в частности, семиотического освоения действительности;
— в-третьих, это инструмент ориентации и самосохранения в мире значений и смыслов, имеющих социокультурную, антропоцентрическую природу.
Каковы же жизненные проявления духовности?
Это чувствительность человека к ситуациям, раскрывающим значение и смысл происходящего.
Это активность человека при распознавании и создании ситуаций, раскрывающих значение и смысл актуальных событий.
Это реактивность человека, илиотзывчивость его на происходящее в мире знаков, их значений и смыслов у всех, кто вовлечён в жизненную ситуацию.
Это мера и формы вовлечённости человекав символику происходящего.
Это временные характеристики жизненной ситуации для человека — его индивидуальное время — какпроизвольное расширение или сужение актуального времени в соответствии с требованиями обстоятельств и/или даже вопреки обстоятельствам.
Это экстра-/интровертность человека на уровне индивидуальности — как его непосредственность и/или опосредствованность в учёте семиотики жизненной ситуации с различных позиций её участников.
Это пластичность/ригидность человека на уровне индивидуальности — как его семиотическая лабильность или стабильность в условиях объективных семиотических изменений ситуации.
И это (эмоциональная) возбудимость человека на уровне индивидуальности — как его полная семиотическая автономность: от произвольного ухода от происходящего и погружения в себя (от эскапизма, в частности, при вхождении в транс) до «растворения» в душевном мире — в мире смыслов — другого и до произвольного «возвращения в себя»…
Все жизненные проявления духовности раскрывают отношение человека к себе и к миру как эффект понимания того, что происходит в мире и, в том числе, понимания того, что происходит здесь и сейчас. Причём исходным оказывается понимание сущности человеческой природы, сущности человеческих отношений. Для носителя духовности важно происходящее в «близком настоящем» (здесь и сейчас) как зависящее от прошлого и как устремлённое в будущее. Отсюда вытекают актуальные приоритеты человека на уровне индивидуальности с тремя её «вершинными» гранями: Разумом, Волей и Чувствами.
Итак, в этой лекции обозначены пять уровней психической организации человека: его темперамент, сознание, память, психическая субъектность и духовность. Рассмотрены определения каждого уровня и его жизненные проявления, или человеческие проявления на каждом из этих уровней.
Таковы самые общие ориентиры в душевном мире человека, которые выделены для лучшего понимания человеческой сущности с позиций принятой модели. Эти ориентиры становятся для нас внутренними объяснительными конструктами для понимания природы отдельных душевных движений (или психических актов), в которых находит себе проявление душевная (психическая) жизнь человека.
- Какова классификация психических состояний?
Понятие психического состояния
Психические явления объединяются в три категории:
- психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности;
- психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичны для нее;
- психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый момент времени.
Первые относительно кратки по времени протекания и весьма динамичны по своей изменчивости, вторые сохраняют постоянство на протяжении многих лет и менее изменчивы. Устойчивость и изменчивость тех и других зависит от многих факторов.
Состояние – абстрактный термин, обозначающий множество стабильных значений переменных параметров объекта в некоторый момент времени. Процесс может быть представлен как последовательность переходов объекта из состояния в состояние. Таким образом, процесс описывает динамику объекта, а состояние фиксирует некоторую фазу процесса, в течение которой ряд существенных параметров объекта остаются неизменными.
Приведем примеры состояний в различных сферах:
- положения тела человека: лежит, сидит, стоит, ходьба, бег;
- ментальное состояние: сон, бодрствование;
- агрегатное состояние физического вещества: твёрдое тело (кристаллическое, стеклообразное, жёсткое, гибкое), жидкость (вязкая, жидкая), газ, плазма.
Термин «состояние» широко используется в сочетании с конкретными психическими явлениями и характеризует какое-либо явление в данное время в таких-то условиях. Как правило, для оценки состояния психического явления используется несколько показателей этого явления. Таким образом, в отношении конкретного психического качества термин «состояние» используется как интегральный показатель, характеристика проявления этого качества.
Термин «состояние психики» используется для характеристики (т.е. выделения наиболее выраженных) проявлений психической сферы человека: состояние возбуждения и торможения; различные градации состояния бодрствования; состояние ясности или помрачения сознания; состояния подъема или упадка духа, утомления, апатии, сосредоточенности, удовольствия неудовольствия, раздражительности, страха и т.д.
Яркие примеры психических состояний можно привести из области эмоциональной жизни. Настроения, эмоции, аффекты, стремления и страсти часто называют эмоциональными состояниями, своеобразно окрашивающими на определенное время всю психику человека. К эмоциональным состояниям относятся радость, печаль, меланхолия, тревога, страх, ужас, злость, гнев, ярость, раздражение, веселье, грусть, счастье, эйфория, экстаз, наслаждение и др.
Язык зафиксировал и ряд других психических состояний. К ним, например, относятся состояния любопытства, заинтересованности, сосредоточенности, рассеянности, озадаченности, сомнения, задумчивости и др. Состояния эти относятся ближе всего к познавательной деятельности человека, их часто называют интеллектуальными состояниями.
К духовным состояниям принято относить вдохновение, душевный подъем, депрессию, прострацию, скуку, апатию и др.
К коммуникативным состояниям относят панику, конфликт, сплоченность, публичность, одиночество, закрытость, враждебность изоляцию и др.
Социально-эмоциональные состояния: чувство стыда, вины, обиды, совести, долга, патриотизма, ревности, зависти, любви, симпатии, антипатии и др.
Тонические состояния (повышенный или пониженный тонус): бодрствование, сон, сонливость, пресыщение, утомление, отвращение, переутомление и др.
Если взять волевую сферу, то имеются состояния решительности и нерешительности, активности и пассивности, «борьбы мотивов».
Состояние психической сферы – это не просто характеристика: от того, в каком состоянии находится человек, зависит реакция на тот или иной стимул, его поведение.
Позиции специалистов по проблеме психических состояний и соответствующие им определения можно свести к одному из трех направлений.
В рамках первого направления психическое состояние рассматривается как совокупность показателей психической сферы человека, характеризующих личность в данный момент времени. Так, Н.Д. Левитов определяет психическое состояние следующим образом: «Это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений деятельности, предшествующего состояния и психических свойств личности». Обосновывая такое толкование психического состояния, им затрагивается вопрос о термине «состояние», выделяется четыре значения этого термина: 1) временное положение, в котором кто-нибудь, что-нибудь находится; 2) звание; 3) наличие чего-либо (например, имущественный ценз); 4) готовность к действию. И как отмечает автор: «Несомненно, только первое значение адекватно психическому состоянию». Таким образом, психическое состояние – временная (на каком то отрезке времени) характеристика психической деятельности (функционирования психики).
В рамках этого направления существуют и другие определения психического состояния, но главное в них одно: состояние раскрывается как некоторая интегральная характеристика психики в конкретный (актуальный) момент времени. Нужно отметить, что такое толкование психического состояния – самое распространенное в психологической литературе. Такие описательные определения не проясняют вопроса о механизмах протекания состояния.
В рамках второго направления психическое состояние рассматривается как фон, на котором разворачивается психическая деятельность, уровень и направленность психической активности личности. Явление психического состояния выводится из понятия тонуса – «уровня активности пассивности нервно психической деятельности». Психическим эквивалентом тонуса рассматривается психическое состояние как общий фон всей психической деятельности. Такой подход связан с представлениями о функционировании мозга, интегральным проявлением которого является уровень активации центральной нервной системы. Это объективная составляющая психического состояния. Вторая составляющая – это отношение субъекта (субъективная оценка значимости ситуации или предмета, на который направлено сознание человека), выражающееся в переживаниях человека, связанных с предметами или особенностями деятельности. В многочисленных прикладных исследованиях показана тесная функциональная связь между субъективной значимостью ситуации, уровнем активации, скоростью, точностью и стабильностью протекания психических процессов и выраженностью проявления психических свойств. Установлено, что содержательная сторона ситуации избирательно влияет как на психические процессы, так и на психические свойства. При таком подходе психическое состояние обеспечивает структурную и функциональную организацию тех компонентов психики, которые в данный момент развития ситуации выполняют функцию активного взаимодействия человека с внешней средой. подобной трактовки психического состояния придерживались С.Л. Рубинштейн, В.Д. Небылицын, Т.А. Немчин и др.
Между Н.Д. Левитовым и В.Н. Мясищевым разгорелась дискуссия: психическое состояние – это только характеристика протекания психических процессов или функциональный уровень, который предопределяет особенности протекания психических процессов? Следует признать, несмотря на разногласия в толковании психического состояния между учеными, именно они первыми в отечественной психологии сформулировали и заложили теоретический фундамент проблемы психических состояний.
В рамках третьего направления психическое состояние рассматривается как системная реакция психики человека на изменения условий. Используя положения теории функциональных систем, наиболее полно и последовательно этот подход представлен Е.П. Ильиным. В основе жизнедеятельности живого организма лежат механизмы приспособления, целенаправленности и самосохранения. Если психическое состояние – неотъемлемая составляющая жизнедеятельности человека, то в его определении должны быть отражены закономерности реализации этих механизмов. В самом широком смысле под состоянием человека понимается «реакция функциональных систем на внешние и внутренние воздействия, направленная на получение полезного результата». Под реакцией имеется в виду любой ответ возбудимых систем на внешние и внутренние стимулы. Полезный же результат выражается в совокупности двух целей: биологической – сохранение целостности организма и обеспечение жизнедеятельности в данных условиях; социальной – достижение цели деятельности. Прежде всего речь идет о биологической целесообразности возникновения того или иного состояния, но в конкретных ситуациях человек может произвольно направить реакцию функциональной системы в направлении, нужном для достижения результата деятельности, подчас даже в ущерб здоровью. Специально подчеркивается, что состояние как реакция – это причинно обусловленное явление, реакция не отдельных систем или органа, а личности в целом, с включением в реагирование как физиологических, так и психических уровней управления и регулирования. Е.П. Ильиным дается следующее определение психического состояния: «это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата». При этом выделяются психологическая сторона состояния – переживания и чувства, и физиологическая – изменение физиологических функций. Изменение же физиологических функций полностью зависит от уровня активации в данный момент и проявляется в степени мобилизации функциональных возможностей. Таким образом, можно заключить, что психическое состояние как результат целостной приспособительной реакции личности в ответ на изменения внешних и внутренних условий, направленной на достижение полезного результата, проявляется в переживаниях и степени мобилизации функциональных возможностей. В таком понимании психического состояния раскрывается содержательная сторона этого явления, дающая представление о принципах его детерминации.
В психологии выделяются четыре уровня организации функционирования соматики и психики человека: биохимический; физиологический; психический; социально психологический. Каждый предыдущий уровень является структурным основанием для следующего. Определены функции каждого уровня регуляции: биохимического – энергетическое обеспечение жизнедеятельности (процессы гомеостаза); физиологического – поддержание постоянства внутренней среды (уровневая константность физиологических процессов); психического – регуляция поведения (процессы психического отражения); социально психологического – управление деятельностью (процессы социальной адаптации).
Уровень психической регуляции, выполняя функцию субъективного отражения, объединяет все уровни функционирования в единое целое, являясь своего рода системообразующим фактором. Приспособление к изменяющимся внешним или внутренним условиям начинается с процессов отражения и запускает биохимический уровень регуляции, который является пусковым для уровня физиологической регуляции, обеспечивающий функционирование нейрофизиологии психических процессов. Это – внутреннее кольцо регуляции. Уровень психической регуляции также запускает уровень социально психологического управления – это уже внешнее кольцо приспособления к условиям.
Изменение внутренних условий происходит под влиянием внешних условий, текущих функциональных возможностей и совокупности психологических особенностей человека. Внешние условия по принципу детерминизма преломляются через индивидные и личностные особенности, обусловливая индивидуальность ориентировочно гностического процесса (анализ ситуации), который заканчивается оценкой трудности ситуации. Под оценкой трудности ситуации понимается субъективная оценка вероятности достижения цели, проще говоря «уверенности неуверенности» в достижении цели. Оценка трудности в соответствии с актуализацией конкретного мотива в данной ситуации запускает механизмы приспособления к ситуации и изменяющимся условиям (так при константности ситуации со временем изменяются текущие функциональные возможности).
Результатом такой приспособительной реакции личности оказываются критерии удовлетворительного достижения цели, определенный уровень активации и переживания. Следствием такой приспособительной реакции оказываются конкретные характеристики протекания психических процессов и выраженность проявления психических свойств личности.
Встает вопрос, какой же из приведенных подходов понимания психического состояния соответствует сути явления? И следует ответить – все три. Психическое состояние как приспособительная реакция заключается в изменении уровня активности нервной системы и переживаниях, а это есть фон, который предопределяет особенности протекания психических процессов и выраженность проявления психических свойств. Результат же такой приспособительной реакции есть характеристика психической сферы человека в данных условиях в конкретное время.
Термин «состояние» в научном обиходе имеет два значения – характеристика и неотъемлемое свойство явления. Применительно к предмету психологической науки следует также выделять два значения термина «состояние» применительно к человеку.
Первое. Состояние как характеристика – это состояние объекта исследования – внимания, психомоторики, сознания и т.д., в том числе и психики в целом – состояние психики. Состояние психики – ситуативная интегральная, комплексная, целостная и т.п. характеристика психической сферы человека. И такой термин широко используется в психиатрии.
В рамках второго значения психическое состояние как неотъемлемое, атрибутивное свойство психики человека есть форма существования психики, функционально связывающая две остальные категории психических явлений – психические процессы и психические свойства. Особенности функционирования психики в конкретный момент времени есть следствие психического состояния. Конкретные проявления психической сферы человека есть характеристики его психического состояния. Именно в психическом состоянии проявляется диалектика изменчивости и устойчивости, объективности и субъективности, непроизвольности и произвольности, прошлого и будущего.
Таким образом, психическое состояние (состояние субъекта) детерминирует количественные и качественные характеристики психических процессов, выраженность проявления психических свойств, субъективных проявлений состояния – чувств, переживаний, настроения. Интегральной же характеристикой психической сферы человека в конкретный момент времени является состояние психики (состояние объекта).
То есть состояние как категория – причина конкретного функционирования психической сферы, а состояние как характеристика – следствие функционирования психики человека.
Классификация психических состояний
Научное изучение любого явления начинается с описания его конкретных проявлений и обобщения таких данных, т.е. классификации. Необходимость классифицировать изучаемое явление это своего рода упорядочивание разнообразных фактов проявления изучаемого явления, на основе которого становится возможным выделение общих положений его существования – структуры, функций, компонентного состава. Только на основании выделения общих положений можно решать проблему принципов и механизмов протекания психических состояний. Представление же о механизме существования явления обеспечивает методическую базу для его экспериментального исследования. Последовательно рассмотрим вопросы классификации, структуры и функций психического состояния.
Н.Д. Левитов отмечает, что любой признак может быть положен в основу классификации психических состояний. При этом он отмечает, что «чистых» состояний не бывает, речь может идти о преобладании в состоянии того или иного психического явления. Однако не всегда представляется возможным определить доминирование одного компонента. Выделяются моносостояния и полисостояния: первые характеризуются одним двумя проявлениями психики, доминирующими в данный момент – аффективные состояния (страх, злоба, зависть), интеллектуальные (сомнения, задумчивость); вторые характеризуются сложным многокомпонентным содержанием (ответственность, утомление).
Психические состояния различают по длительности: оперативные, длящиеся секунды минуты; текущие – часы дни и длительные – недели месяцы и даже годы.
Выделяются психические состояния нормы и патологии. Первые характеризуются единством, уравновешенностью, соподчиненностью, повторяемостью структурных характеристик, адекватностью психического отражения и регулирования. Такие состояния рассматриваются как гармонические. Нарушения в перечисленных характеристиках ведут к нарушению функции отражения и регулирования, негармоничности функционирования психики и как результат провоцируют развитие патологических психических состояний. Также выделяются пограничные психические состояния: неврозы, психопатии.
С точки зрения влияния на результаты деятельности психические состояния также подразделяют на две группы – положительные и отрицательные.
Типичные положительные психические состояния человека можно разделить на состояния, относящиеся к повседневной жизни, и состояния, относящиеся к ведущему типу деятельности человека (у взрослого человека это обучение или профессиональная деятельность).
Типично положительными состояниями повседневной жизни являются радость, счастье, любовь и многие другие состояния, имеющие яркую положительную окраску. В учебной или профессиональной деятельности таковыми выступают заинтересованность (в изучаемом предмете или предмете трудовой деятельности), творческое вдохновение, решительность и др. Состояние заинтересованности создает мотивацию к успешному осуществлению деятельности, которая, в свою очередь, приводит к работе над предметом с максимальной активностью, полной отдачей сил, знаний, полным раскрытием способностей. Состояние творческого вдохновения представляет собой сложный комплекс интеллектуальных и эмоциональных компонентов. Оно усиливает сосредоточенность на предмете деятельности, повышает активность субъекта, обостряет восприятие, усиливает воображение, стимулирует продуктивное (творческое) мышление. Решительность в данном контексте понимается как состояние готовности к принятию решения и приведению его в исполнение. Но это ни в коем случае не торопливость или необдуманность, а, напротив, взвешенность, готовность к мобилизации высших психических функций, актуализации жизненного и профессионального опыта.
К типично отрицательным психическим состояниям относятся как состояния, полярные типично положительным (горе, ненависть, нерешительность), так и особые формы состояний. К последним относятся стресс, фрустрация, состояние напряженности.
Под стрессом понимается реакция на любое экстремальное негативное воздействие. Строго говоря, стрессы бывают не только отрицательными, но и положительными – состояние, вызванное мощным положительным воздействием, сходно по своим проявлениям с отрицательным стрессом.
Фрустрация – состояние, близкое к стрессу, но это более мягкая и специфичная его форма. Специфичность фрустрации заключается в том, что это реакция лишь на особого рода ситуации. Обобщенно можно сказать, что это ситуации «обманутых ожиданий» (отсюда и название).
Фрустрация – это переживание отрицательных эмоциональных состояний, когда на пути к удовлетворению потребности субъект встречает неожиданные помехи, в большей или меньшей степени поддающиеся устранению.
Психическая напряженность – еще одно типично отрицательно состояние. Оно возникает как реакция на личностно сложную ситуацию. Такие ситуации могут вызываться каждым в отдельности или совокупностью следующих факторов.
Ряд классификаций психического состояния построены на выделении: уровней активации ретикулярной формации; уровней психической активности сознания. Показано, что интенсивность функционирования ретикулярной формации тесно связана с уровнем сознания и продуктивностью деятельности. По показателям активности сознания выделяется: состояние измененного сознания; состояние повышенной психической активности; состояния средней (оптимальной) психической активности; состояния пониженной психической активности; состояния перехода от активности (бодрствования) ко сну; сон со сновидениями (бодрый сон); глубокий сон (медленный); утрата сознания. На основании выделяемых уровней сознания предлагаются качественные классификации психических состояний.
На уровне оптимальной психической активности наблюдается полное сознание, характеризующееся концентрированным, избирательным, легко переключающимся вниманием и высокой продуктивностью мнемических процессов. При отклонении от этого уровня в ту или иную сторону происходит ограничение сознания за счет сужения внимания и ухудшения мнемических функций, нарушается принцип гармоничности функционирования психики. Патологические состояния не имеют уровня средней активности, все расстройства психики происходят, как правило, на фоне значительного отклонения активности от индивидуально оптимального уровня в сторону понижения или повышения. Измененные состояния сознания также характеризуются значительным отклонением от индивидуального оптимума уровня активности и возникают при воздействии на личность различных факторов: стрессовых; аффектогенных; невротических и психотических заболеваний; гипнотических; медитационных.
Исходя из идеи уровня психической активности состояния подразделяются на относительно равновесные (устойчивые), имеющие средний (оптимальный) уровень психической активности, и состояния неравновесные (неустойчивые), характеризующиеся соответственно более высоким или низким уровнем активности относительно среднего уровня. Первые проявляются в предсказуемом поведении, высокой продуктивности деятельности, комфортности переживаний. Вторые возникают в особых условиях жизнедеятельности (в критических, сложных и трудных периодах и ситуациях), подчас обусловливают развитие пограничных и патологических состояний.
По преобладанию (выраженности) одной из характеристик психического состояния предлагается состояния делить на классы: класс состояний, выделяемых по активационным характеристикам, – азарт, вдохновение, деятельное состояние, состояние вялости, апатии; класс состояний, выделяемых по тоническим характеристикам, – бодрствование, утомление, сон, терминальное состояние; класс состояний, выделяемых по тензионным характеристикам, – состояние созерцания, монотонии, стрес, фрустрации, предстартовая лихорадка; класс состояний, выделяемых по эмоциональным характеристикам, – эйфория, удовлетворение, тревога, страх, паника; класс состояний по уровню активности – это состояния мобилизации – недостаточная, адекватная, избыточная; класс депрессивных состояний; класс астенических состояний.
Как можно заметить, все классификации основаны на тех или иных проявлениях психического состояния человека. Обобщая положения разных классификаций, выделим главное:
- уровень активации нервной системы
- уровень активности сознания
- преобладающее проявление реагирования на ситуацию
- устойчивость неустойчивость состояний
- кратковременность длительность состояний
- положительность отрицательность влияния на деятельность состояний
- нормальность патологичность состояний.
Поскольку психическое состояние рассматривается целостным психическим явлением, более того, выделяется как категория психических явлений, необходимо решение вопросов о его структурно функциональной (системной) организации. Это вопросы теории и методологии проблемы психических состояний. От решения этих вопросов во многом зависят концептуальные подходы как к пониманию, так и к диагностике психического состояния. Анализ литературных источников свидетельствует о достаточно разнообразном толковании структуры и функций психического состояния.
По мнению некоторых исследователей, в структуру психического состояния включаются цель деятельности, особенности направленности личности, оценка человеком данной ситуации, предвидение результата деятельности, общая напряженность, общий функциональный уровень, соотношение доминирующих и заторможенных психических компонентов и их организация в данной структуре. При этом отмечается, что одна и та же структура психического состояния в зависимости от ситуации может изменяться. В структуру психических состояний также включаются аффективные, когнитивные, волевые и мнемические компоненты, мотивационные, эмоциональные, активационные процессы. Такие примеры можно продолжить и дальше. Приведенные высказывания дают основание заключить, что структура целостного системного явления может изменяться в процессе функционирования, а также что структура – это набор компонентов или процессов системного явления.
Если же обратиться к положениям теории систем и теории регулирования, то под структурным основанием самоуправляемой системы понимается энергетическая и информационные составляющие, обеспечивающие жизнедеятельность биологической системы. В классической теории надежности, а также в инженерно психологических теориях надежности человека-оператора под структурным основанием понимается тот элементный состав, без которого существование объекта или деятельность человека в данных условиях принципиально невозможна, т.е. это то, что необходимо для существования объекта, в том числе для возможности выполнения деятельности человеком оператором. П.К. Анохин неоднократно подчеркивал, что цель функциональной системы в конкретной момент времени может изменять качественное своеобразие связи (т.е. информационного взаимодействия) между структурными элементами и это может приводить к изменению функций структурных элементов в данной ситуации, но структура системы остается неизменной.
Такая позиция, по сути, высказывается многими исследователями, затрагивающими проблему психических состояний. В состав психического состояния включаются показатели психических процессов, физиологических реакций, переживания и поведение. Подчеркивается неотделимость друг от друга переживаний и физиологических изменений в организме. Психологический и физиологический аспекты психического состояния рассматриваются составляющими одного и того же явления. Приведем высказывания авторов, позиции которых позволяют сформулировать основные положения структуры психического состояния.
Е.П. Ильин, определяя состояние как системную реакцию, включает в структуру три уровня регулирования, которые образуют функциональную систему: психический – переживания; физиологический – соматика и вегетатика и третий – поведение человека. Состояние как целостная реакция личности в конкретной ситуации связано с формированием определенной функциональной системы, включающей переживания, гуморальную регуляцию со стороны эндокринной и вегетативной нервной системы и двигательные уровни.
Т.А. Немчин в структуре психического состояния выделяет два блока – информационный и энергетический. Информация о диспозиции личности и параметрах ожидаемого (потребного) результата стимулирует структуры мозга, которые запускают активационные процессы соматической регуляции и обеспечивают энергетическую основу адаптации, приспособления к ситуации.
В.А. Ганзен выделяет три структурных элемента описания психического состояния – уровневость, субъективность объективность и степень обобщенности. Первый элемент структуры подразумевает уровни организации функционирования соматики и психики человека: физиологический (включает нейрофизиологические, морфологические и биохимические изменения, сдвиги физиологических функций); психофизиологический (это вегетативные реакции, изменения психомоторики и сенсорики); психологический (особенности протекания психических функций и настроения); социально психологический (здесь рассматриваются характеристики поведения, деятельности, отношения и сознания).
Второй элемент структуры раскрывает наличие субъективной и объективной сторон психического состояния: субъективная – переживания, объективная – все то, что регистрируется исследователем. Третий элемент образуют три группы характеристик – общие, особенные и индивидные проявления личности в конкретной ситуации.
А.О. Прохоров ставит вопрос о различиях в структурно функциональной организации кратковременных и длительных психических состояниях, но «комплексы энергетических составляющих позволяют говорить о единой энергоинформационной структуре состояний». Принципиальность различий заключается в уровне энергетической составляющей состояния. В случае кратковременных состояний – высокий энергетический потенциал и поддержание высокой активности и эффективности всех подсистем целостной организации человека при осуществлении целенаправленной деятельности. При длительных состояниях – низкий уровень энергетической составляющей, который характеризуется комплексами пассивности, тяжести, напряженности переживаний, низким уровнем психической активности.
Таким образом, в качестве базовой основы структуры психического состояния следует выделять энергетическую и информационную составляющие. Информационная составляющая – это процессы субъективного отражения действительности. Энергетическая составляющая представляет собой совокупность биохимических и физиологических процессов в организме. Процесс протекания приспособительной реакции личности на изменение внешних или внутренних условий заключается в функциональном взаимодействии уровней функционирования соматики и психики человека – биохимического, физиологического, психического, социально психологического, функциональное взаимодействие которых и составляет структуру психического состояния. Напомним позицию В. Н. Мясищева. Уровень активации центральной нервной системы, следствием которого является «уровень активности пассивности нервно психической деятельности», – это объективная составляющая психического состояния. Вторая составляющая – это отношение субъекта, выражающееся в переживаниях человека, связанных с предметами или особенностями ситуации.
Вопросы структуры и функций тесно взаимосвязаны. Это основа организации функционирования любого целостного явления. В психологической литературе дается чрезвычайно широкий перечень функций психического состояния, ставится вопрос о «многофункциональности психического состояния». Разными авторами называются следующие функции: регулирования или регуляторная; интеграции психических процессов и психологических свойств; дифференциации психических состояний; отражения и организации психических процессов и формирования качеств личности; замещения недостатка информации; организующая и дезорганизующая; ориентирования в среде; оценки степени совпадения полученного результата и цели деятельности; согласование потребностей и устремлений с возможностями и ресурсами индивида; уравновешивания человека с внешней средой и, как пишет В.А. Ганзен, «и т.д.». Действительно, этот список можно продолжать.
Из приведенного перечня можно сделать одно важное заключение. Роль и значение психического состояния в функционировании соматики и психики, поведении, деятельности и жизнедеятельности человека чрезвычайно велика. Обратимся к положениям теории систем. Психика в целом представляет собой функциональную систему. Если же в такой системе выделяются категории психических явлений, то они рассматриваются структурными элементами системы. В этом случае каждая категория должна выполнять свои функции, несводимые к функциям других категорий.
Не вдаваясь в анализ, какие из перечисленных функций могут выполняться одной из трех категорий психических явлений, попробуем ответить на вопрос: какая функция не может выполняться психическими процессами и психическими свойствами? И такой функцией оказывается «уравновешивание» человека с постоянно изменяющейся внешней средой. Следует отметить, что ряд авторов, ставя вопрос о функциях психического состояния, выделяют главную, и в качестве такой называется именно функция уравновешивания. Функция уравновешивания заключается в активной организации процесса взаимодействия человека с конкретными объективными условиями. Уравновешенность – это сохранение характера динамики и взаимодействия подсистем психики и сомы в промежутках времени между двумя последовательными, значимыми для субъекта изменениями среды. Уравновешенность субъекта с социальной и предметной средой обеспечивает адекватность регуляторных процессов. И дальше авторы заключают, что в зависимости от ситуации и личностного смысла функция уравновешивания может реализоваться в интеграции или дезинтеграции психики и соматики, активизации или торможении психической активности, развитии или самосохранения.
Главный принцип существования живых организмов – принцип самосохранения, который заключается в сохранении себя как единого целого, как представителя вида в развитии (принцип активности).
Главным же механизмом является минимизация энергетических затрат на равновесное взаимодействие с окружающей действительностью. В каждый момент времени расходование энергии – это реализация определенной степени функциональных возможностей. Оказывается, в зависимости от степени реализации функциональных возможностей функция уравновешивания реализуется в адекватности приспособления (интеграция), неадекватности (дезинтеграция), повышении или понижении психической активности и т.д.
В заключение приведем определение психического состояния как категории психических явлений. Психическое состояние – результат целостной приспособительной реакции личности в ответ на изменения внешних и внутренних условий, направленный на достижение полезного результата, проявляющийся в переживаниях и степени мобилизации функциональных возможностей человека.
Психическое состояние и деятельность
Прикладные аспекты проблемы психических состояний представляют собой исследование, психологическое обеспечение и сопровождение деятельности человека. Основная исследовательская задача заключается в оценке психического состояния, как и каким образом психическое состояние «подключает» психические процессы и психические свойства человека в достижение поставленной цели деятельности.
По влиянию на результат деятельности психические состояния подразделяют на две группы – положительные и отрицательные. Первые связаны с процессами мобилизации, вторые – демобилизации функциональных возможностей человека. Как уже было изложено, составляющими психического состояния являются уровень активации нервной системы и переживания. Уровень активации характеризуется, с одной стороны, соотношением процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, с другой – функциональной асимметрией, неравенством активации левого (деятельностная или продуктивная активация) и правого (эмоциональная активация) полушарий. Интегральным же проявлением переживаний в ситуациях деятельности является чувство уверенности неуверенности в достижении поставленной цели. В то же время каждый человек имеет свой индивидуальный набор переживаний, сопутствующих успеху или препятствующих достижению цели.
Каждый из нас характеризуется своим «фоновым» уровнем активации, регистрация которого тоже не простое дело. Человек должен находиться в комфортных условиях, быть отдохнувшим и не обремененным какими либо заботами, т.е. в ситуации отсутствия необходимости приспособления к ней. Специалисты такое состояние называют состоянием релаксации. В конкретной же ситуации уровень активации отличается от фонового. Это предопределяется значимостью ситуации (мотивационный фактор) и оценкой трудности достижения цели (когнитивно эмоциональный фактор).
Исследования показывают, что в значимых ситуациях деятельности всегда наблюдается преобладание эмоциональной активации – правосторонняя асимметрия, которая до определенного предела способствует повышению результативности деятельности, но при превышении этого предела тормозит продуктивную активацию и ведет к снижению результативности. В спортивной практике предстартовые состояния подразделяют на три категории (в психологии труда эти же категории рассматриваются как предрабочие состояния):
- состояние мобилизационной готовности – психическое состояние адекватно ситуации по уровню активации и переживания спортсмена сконцентрированы на процессе выполнения деятельности;
- состояние предстартовой лихорадки – психическое состояние отличается чрезмерным возбуждением и существенным превышением эмоциональной активации, переживания характеризуются хаотичностью, спортсмен не может сосредоточиться на чем то одном, приходят разные посторонние мысли;
- состояние предстартовой апатии – психическое состояние характеризуется уровнем активации существенно более низким, чем состояние мобилизационной готовности (как правило, это связано с процессом перевозбуждения и включением механизма запредельного торможения, но возможны и случаи функционального истощения), переживания чаще всего связаны с потерей интереса и желания что-либо делать.
Следует добавить, что описанные состояния свойственны не только предрабочим ситуациям, эти же состояния наблюдаются и в процессе выполнения деятельности. Развитие того или иного состояния зависит от личностных особенностей человека, но в большей степени предопределяется умением управлять своими эмоциями. Еще основоположник современного олимпийского движения Пьер де Кубертен писал «в борьбе равных побеждает психика». При отборе в экстремальные виды деятельности большое значение имеет эмоциональная устойчивость, а в процессе профессиональной подготовки – формирование навыков психической саморегуляции состояния.
Психические состояния, возникающие в процессе деятельности, называются состояниями психической напряженности. Любое отклонение от состояния релаксации требует дополнительных энергетических затрат, напряжения психической сферы человека. Выделяются две категории состояний психической напряженности – компенсируемой и некомпенсируемой. И те и другие характеризуются расходованием функциональных ресурсов в процессе выполнения деятельности. Но первые отличаются от вторых тем, что после выполнения деятельности наблюдается восстановление «психической свежести». В то же время существует категория видов производственной деятельности, в которых копится психологическая усталость, например диспетчеры управления воздушным движением, спортивные тренеры и др. Такие виды деятельности связаны с развитием психического пресыщения и (или) психическим выгоранием, могут приводить к соматическим и психическим расстройствам. Этот процесс может развиваться, копиться годами, а может быть связан с конкретной ситуацией. Автору настоящего раздела известно достаточно случаев и тех и других состояний. Например, психическое выгорание: спасатель МЧС на протяжении почти полугода «находится в ситуации спасения человека из завала»; выдающийся легкоатлет В. Борзов, выигравший впервые в мире три золотых олимпийских медали, в течение полутора лет не мог видеть элементы спортивной атрибутики. В обоих случаях это вновь вызывало у них переживания «той» ситуации. Пример психического пресыщения: успешный бизнесмен, работающий по 12–16 часов без выходных, жалуется на потерю интереса, невозможность оперативно решать возникающие вопросы, а еще не так давно было интересно, и все делалось само собой; в спорте очень часто однообразная тренировочная работа приводит к такому состоянию. В таких случаях при сохранении навыков выполнения деятельности наблюдается снижение способности сконцентрироваться на ситуации, утрата профессионально важных качеств.
Сегодня в рамках психологического обеспечения и психологического сопровождения деятельности решаются вопросы диагностики психического состояния, определения оптимальных индивидуальных «рабочих» состояний, предупреждения развития неблагоприятных психических состояний.
- Пояснить понятие: свойства психики.
В современных представлениях ученых психика рассматривается как особое свойство мозга, а именно одна из сложнейших его функций. Именно в ней формируется образ действительности, здесь же формируются и упорядочиваются все воспоминания о прошлом, настоящем и идеи относительно возможного будущего.
Основные свойства
- Основные свойства психики – это рефлексия, репродуктивность, объективация и разобъективация, интровертированность и экстравертированность. Рассмотрим их более подробно.
- Такое свойство психики, как объективация и разобъективация, представляет собой способность психической энергии меняться, переходить из предметов и явлений в энергию. Пример: писатель обьективирует свою энергию в свих произведениях, а для его читателей через чтение и восприятие происходит разобъективация энергии.
- Важное свойство психики человека – интровертированность, или направленность психики на себя. Экстравертированность показывает другую сторону психики – ее открытость к познанию, направленность на мир.
- Психологическая репродуктивность – это свойство, благодаря которому у человека есть возможность воспроизводить предыдущее психическое состояние. Пример: испытав большое разочарование, после периода покоя психика вернется к прошлому состоянию.
- Рефлексия – важнейшее свойство, характеризующее восприятие мира, способность переносить происходящее на себя, осмысливать, создавая из информации собственное психическое. Пример: в детстве даже политические перемены могут серьезно повлиять на психику и даже изменить ее.
Стоит отметить, что именно благодаря рефлексии человек может адаптироваться к новой среде или переменам в старой среде. В целом, все эти свойства делают человека таким многогранным, какой он есть.
Доклады:
- Что такое психические явления?
- Как соотносятся психические процессы, свойства и состояния?
- Как соотносятся структура и свойства?
Литература:
- Немов Р.С. Психология. Т.1. Любой год издания. Начиная с 1994.
- Психология: учеб. / В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова и др.; отв. ред. А. А. Крылов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2005. С. 214—217
- Психология XXI века Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. М.: ПЕР СЭ, 2003. 863 с.
- Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2003. 672 с. (или более поздние издания).
Есть в сети.
Семинар 2 Принципы науки, принцип детерминизма
Вопросы:
- Понятие «принципы науки».
По Р Мертоном, в основе функционирования науки как социального института лежат четыре принципа, которые составляют Моральный императив науки
Принцип универсализма всеобъемлющей характеризует объективную природу научного знания (это всегда истинное знание, которое соответствует реальности) Существуют общие критерии и правила доказывания Научная ценность ь знания не зависит от того, кем и когда оно получено Этот принцип требует, чтобы объективно оценивался результат исследований и репутация основывалась на реальных заслугах.
Принцип коммунализму (или все всеобщности) требует, чтобы научное знание принадлежало всему научному сообществу и становилось общим достоянием Оно не должно быть личной собственностью ученого или корпоративного ции. Этот принцип настаивает на открытости науки.
Принцип бескорыстия требует служения истине Ученый действует во имя достижения истины, а не из корыстных соображений
Принцип организованного скептицизма требует, чтобы научное знание не воспринималось на веру Ученому должны быть присущи критичность и добросовестность при проверке полученных результатов
В перечисленных принципов иногда добавляют еще два: рационализм (стремление понять все обобщенно и абстрактно) эмоциональная нейтральность (требование с \»холодной головой\» относиться к любым утверждениям ь.
- Понятие « причинность». Понятие «детерминизм».
Причинность
ПричинностьВажная характеристика научной психологии: убежденность в том, что события не просто происходят, а имеют некую причину. Если мы предлагаем одну (часто простую) причину для наблюдаемого события — например, избыток дофамина как причину шизофрении — это неадекватно отражает наличие других возможных причин события. Поэтому большинство психологов придерживается принципа множественности причин для тех или иных событий.
Детерминизм
– один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий истолковывать изучаемые феномены исходя из закономерного взаимодействия доступных эмпирическому контролю факторов.
Детерминизм выступает прежде всего в форме причинности (каузальности) как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его.
Наряду с этой формой детерминизма регуляторами работы научной мысли являются и другие: системный детерминизм (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого), детерминизм типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину), детерминизм статистический (при сходных причинах возникают различные – в известных пределах – эффекты, подчиненные статистической закономерности), целевой детерминизм (предваряющая результат цель определяет процесс ее достижения).
Принцип детерминизма, будучи общенаучным, организует различное построение знания в конкретных науках. Это обусловлено своеобразием их предмета и исторической логикой его разработки. Применительно к психологии в развитии детерминизма, направляющего изучение и объяснение ее явлений, выделяются несколько эпох.
- Понятие «редукционизм»
Редукционизм
Осознаваемая или неосознаваемая методологическая установка. направленная на сведение явшений одного порядка к явлениям качественно иного порядка (например, психических — к физиологическим, биохимическим).
Редукционизм игнорирует или отрицает наличие психологичесжих закономерностей и механизмов, лишая психологию статуса самостоятельной науки. Типичным примером редукционизма являются биохимические и физиологические объяснения шизофретии, а также социобиологические объяснения агрессии и сексуалыного поведения. Изучение сложного общественного поведения вз лабораторной обстановке можно назвать эксперимеиталъиым рэедукционизмом.
Исследование таких феноменов, как поведение постороииего и повиновение может дать нам определенное понятие о некоторых аспектах человеческой личности, н<о почти не говорит об индивидуальном поведении человека за пределами лаборатории.
Аргументы в пользу редукциошизма при изучении человеческой психики:
• Благодаря более высокому статусу и надежности физических наук (физиология, химия и т. д.), редукционистские объяснения часто кажутся более привлекательными и «несомненными», особенно на посторонний взгляд.
• Редукционистские объясненшя легче подтвердить (или сфальсифицировать), поскольку,. чем сложнее психологические объяснения, тем достовернеее они кажутся.
Аргументы против редукционшзма при изучении человеческой психики:
• Большинство психологов полагают, что поиск единственного причинноследственного объяснения различных видов человеческого поведения являетгся тщетным и бесполезным занятиям. Когда мы рассматриюаем психические расстройства из перспективы физиологичесжой дисфункции, то игнорируем возможное воздействие сощиальных и культурных факторов.
• Редукционисткие взгляды часто отвлекают внимание от других возможных объясненим. Если мы говорим об агрессии как о «неизбежном аспекте человеческой природы», то вряд ли сможем найти конструктгивные способы ее преодоления.
- Неклассические представления о детерминизме.
Доклады:
- Объяснительные принципы психологии.
- Телеологизм.
- Проблема детерминизма и свободы воли.
Основная литература:
Базовые учебники (читать соответствующие разделы).
- Веракса Н.Е. Методологические основы психологии. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 240 с.
- Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. М.: Юрайт, 2011. 483 с.
- Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. 224 с. Доступна электронная версия.
Дополнительная литература:
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Ростов — на — Дону: Феникс, 1996. В 2-х т.т. (или более поздние издания).
- Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1976 (или более поздние издания учебника).
- Levin K. Principles of Topological Psychology. NY: McGraw-Hill, 1936.
- Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2003. 672 с. (или более поздние издания).
Есть в сети.
Семинар 3 Принцип развития
Вопросы:
- Понятие «развитие», виды развития.
РАЗВИТИЕ — поступательное движение, эволюция, переход от одного состояния к др. Р. противопоставляется «творению», «взрыву», появлению из ничего, а также спонтанному формированию из хаоса и «катастрофизму», предполагающему внезапное, одномоментное замещение имевшихся объектов совершенно новыми. Идея Р. начала складываться в античности, но в 18 в. И. Кант называл ее «рискованным приключением разума», поскольку многие области невозможно было представить как развивающиеся («небесный» мир, органическая природа и др.).
Сам Кант применил идею Р. для объяснения происхождения Солнечной системы, Ж.Л. Бюффон — в связи с историей Земли, Ж.Б. Ламарк — для объяснения эволюции живых существ, И. Г. Гердер — для описания истории культуры и т.д. Ч. Дарвином понятие Р. было распространено на все живые существа, включая человека, и стало основным принципом биологии.
В философии нем. идеализма Р. было представлено как саморазвертывание божественного в мире. В качестве общей теории Р. Г.В.Ф. Гегель предложил диалектику, элементы которой содержались еще в философии Гераклита и в средневековой философии. Основной принцип диалектики, утверждающий изменчивый и преходящий характер всех конечных вещей, соответствует, по Гегелю, представлению о всемогуществе Бога. «Большинство положений диалектики, — пишет Ю. Бохеньский, — суеверия. Это и убеждение в том, что природа «дискутирует» сама с собой, и вера в некую «высшую» логику, и уверенность в том, что с помощью этой так называемой диалектической логики можно достигнуть каких-либо результатов. Ведь она в лучшем случае представляет собой собрание весьма примитивных советов, далеких от принципов современной методологии науки».
Попытки создать универсальную теорию Р., описывающую механизм Р. в любой произвольно взятой области, начиная с эволюции живых существ и кончая эволюцией времени и Вселенной, на сегодняшний день окончились безрезультатно.
- Параметры психического развития.
Психологическое развитие человека можно описать в соответствии со следующими параметрами: условия, источники, движущие силы, форма, специфика и ход развития. Движущие силы развития – факторы, которые определяют поступательное движение развития человека, являются его причинами, направляют его, содержат в себе энергетические и побудительные источники развития. Условия развития – внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя источники развития. Параметры развития: психологи Холл, Бюллер, Торндайк, Штерн, Коффка, Фрейд, Пиаже, Эриксон понимали ход развития – от индивидуального к социальному; условия – наследственность и среда; источники – внутри индивида, в его природе; форма развития – приспособление; специфика развития – разные формы концепции регуляции; движущие силы развития – конвергенция двух факторов. Выготский, Леонтьев, Эльконин, Гальперин, Давыдов понимали: ход развития – от социального к индивидуальному; условия – морфофизиологические особенности мозга и общение; источники – вне индивида: среда; форма развития – присвоение; специфика развития – развитие ребенка подчиняется действию не биологических, а общественно-исторических законов; движущие силы развития – деятельность.
- Условия источники и движущие силы развития.
Под движущими силами развития личности понимают потребности самого ребенка, его мотивацию, внешние стимулы деятельности и общения, цели и задачи, которые ставят взрослые в обучении и воспитании детей. Если цели воспитания и обучения соответствуют мотивации ребенка, то для развития будут созданы благоприятные условия с точки зрения движущих сил.
Потребности человека подразделяются по степени выраженности и необходимости, начиная от простых, низших, и заканчивая высшими.
1. Биогенные: потребность в безопасности и самосохранении, эмоциональном контакте, ориентировочная потребность, потребность в двигательной активности, игре.
2. Психофизические: потребности в эмоциональном насыщении, свободе, восстановлении энергии.
3. Социальные: потребность в самоуважении, общении, познании, самовыражении.
4. Высшие: потребность быть личностью, нравственные и эстетические потребности, потребность в поиске смысла жизни, подготовленности и преодоления трудностей, потребность в созидании и творческом труде.
Каждому возрасту соответствуют свои потребности, удовлетворение которых важно для нормального личностного развития. Задержка удовлетворения тех или иных потребностей или неполное их удовлетворение могут негативно сказаться на развитии личности.
Одним из важных моментов движущей силы является мотивация. Она выполняет несколько функций:
- побуждает поведение;
- направляет и организует его;
- придает ему личностный смысл и значимость (смыслообразующая мотивация).
Для того чтобы мотивация была устойчивой и положительной, необходимо наличие всех трех функций. Последняя функция – самая важная, она имеет центральное значение для характера мотивационной сферы. От того, какой смысл имеет для ребенка деятельность, зависят проявления побуждающей и направляющей функций. Следовательно, от того, насколько будет сформирована смыслообразующая функция, зависит успешность деятельности. Поэтому именно на эту функцию в первую очередь надо обращать внимание при воспитании.
Данные мотивационные функции реализуются многими побуждениями, среди них такие, как идеалы и ценностные ориентации, потребности, мотивы, цели, интересы и др. На разных возрастных этапах их значимость проявляется по-разному. Этот факт тоже необходимо учитывать при воспитании.
Процесс развития ребенка происходит в определенных условиях, в окружении предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. Иными словами, развитие ребенка зависит от социальной ситуации. Социальная ситуация является исходным моментом для всех изменений, происходящих в развитии ребенка на протяжении периода взросления. Она определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Все это и есть условия психологического развития ребенка. Действительно, одни и те же дети, движущие силы развития которых одинаковы, в разных условиях могут развиваться по-разному. Чем более благоприятны условия для развития ребенка, тем большего он может достичь за короткий промежуток времени. Поэтому на социальные условия развития следует обращать особое внимание.
Источниками развития являются ведущая деятельность, ведущий тип общения и кризис развития.
Ведущий тип общения – это общение, в результате которого формируются и закрепляются основные положительные черты личности.
Ведущая деятельность – это деятельность, в результате которой достигаются наибольшие успехи в развитии познавательных процессов и происходит формирование новообразований на определенной ступени развития.
Каждый возрастной период характеризуется особым видом деятельности. При переходе из одного периода в другой меняется и ведущая деятельность. Современные психологи выделили следующие виды ведущей деятельности.
1. В возрасте от рождения до 1 года отмечается непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми. Новообразование – потребность в общении и хватании.
2. В возрасте от 1 года до 3 лет присутствует предмет-но-манипулятивная деятельность. Новообразование – самосознание («Я сам»).
3. Детям дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) присуща игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра. Новообразования – появляется внутренняя позиция школьника, возникают произвольное поведение, личностное сознание, соподчинение мотивов, первичные этические инстанции, первый схематический абрис цельного детского мировоззрения.
4. Учебная деятельность отмечается у детей младшего школьного возраста (от 6 до 10 лет).
Новообразования – идет интенсивное интеллектуальное развитие, «память становится мыслящей, а восприятие думающим», создаются предпосылки к развитию чувства взрослости.
5. Подростковый возраст (от 10–11 до 14–15 лет) характеризуется общением, которое распространяется на различные виды деятельности: трудовую, учебную, спортивную, художественную и др. Новообразованиями являются: появление чувства взрослости, склонность к рефлексии, самопознанию, интерес к противоположному полу, половое созревание, повышенная возбудимость, частая смена настроения; идет развитие волевых качеств, появляется потребность в самоутверждении, самоопределении. Смена ведущей деятельности ведет к наступлению кризиса в развитии. Это связано с тем, что потребности ребенка меняются, но он еще не в состоянии их удовлетворить.
Кризис развития в трактовке Л.С. Выготского – это сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис – это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным…» (Выготский Л.С., 1991).
Л.С. Выготский считал, что сущностью каждого кризиса является перестройка внутренних переживаний, отношений ребенка и окружающих, изменений потребностей и побуждений. Кризис происходит на стыке двух возрастных периодов и характеризует окончание одного периода и начало другого.
Доклады:
1. Категория взаимодействия, принцип взаимодействия.
Основная литература:
Базовые учебники (читать соответствующие разделы).
1. Веракса Н.Е. Методологические основы психологии. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 240 с.
2. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. М.: Юрайт, 2011. 483 с.
3. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. 224 с. Доступна электронная версия.
Дополнительная литература:
- Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001.
- Выготский Л.С. Собр. соч. Т.3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368с.
- Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2003. 672 с. (или более поздние издания).
Есть в сети.