Примерные темы к практическим занятиям по общей психологии (II курс, озо — спо, бакалавры)

Раздел III. Индивидуально-психологические свойства и эмоционально-волевые особенности личности.

Тема «эмоции».

Цель изучения темы: дополнить и уточнить знания о параметрах, по которым оцениваются эмоциональные процессы и состояния. Подчеркнуть значение эмоций в жизни человека.

Вопросы для обсуждения:

1. Общее представление об эмоциях. Классификация и виды эмоций.

2. Значение эмоций в жизни человека.

3. Соотношение понятий «эмоции» и «чувства».

4.Высшие чувства, их виды и характеристика. Совесть как одно из высших эмоционально-моральных качеств личности. Любовь как эмоциональное чувство.

5. Психические состояния: определение состояния, функции и классификация состояний.

6. Управление эмоциями.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1.Заполните таблицу «Теории эмоций зарубежных исследователей».

Основные представители

Название теории

Краткое описание теории

Ч. Дарвин

В. Вундт

Джемс – Ланге

У. Кеннон

Л.Фестингер

С. Шехтер

2.Составьте словарь терминов по следующим понятиям: астенические эмоции, аффект, амбивалентность, апатия, вдохновение, депрессия, ирония, психическое состояние, ригидность, стенические эмоции, настроение, страсть, стресс, тревожность, фрустрация, чувство, эмпатия.

3.Составьте структурную схему «Эмоции и чувства».

4. Заполните таблицу «Интерпретация представлений об эмоциях в отечественной психологии».

Исследователи

Краткое описание

П. К. Анохин

А. В. Запорожец

С. Л. Рубинштейн

А. Н. Леонтьев

Л. С. Выготский

П. В. Симонов

5. Подготовьте фотографии, картинки, изображения людей, испытывающих различные эмоции. Проанализируйте изображения.

6. Приведите примеры переживания различных эмоциональных состояний из своей жизни или из художественной литературы.

Основная литература:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276 с.

2. Изард К. Эмоции человека. М., 2008.

3. Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М.: АСТ, Астрель, 2009.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010.

Дополнительная литература:

1. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. – М.: «Мир», 2004. – т.1.

2. Изард К. Э. Психология эмоций / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с.

3. Психология эмоций (Хрестоматия) / Под ред. Вилюнаса В. К. СПб.: Питер, 2007.

Тема «воля».

Цель изучения темы: дополнить и уточнить знания о воле, о ее основных признаках в психологии и поведении человека. Подчеркнуть значение воли в жизни человека, в организации и регуляции его деятельности и общения.

Вопросы для обсуждения:

1.Общее понятие о воли. Основные признаки воли в поведении человека.

2.Волевые качества личности.

3. Психологическая структура волевого поведения.

4. Развитие воли у человека.

5. Воля и волевое поведение. Повышение умственной работоспособности. Лень и ее преодоление.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Прочитать и законспектировать:

Рубинштейн С.Л. Воля / Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 713 с. – с. 588-602.

2. Заполнить таблицу «Воля».

Определение воли

Функции воли

Физиологические основы воли

Теории воли

Волевые качества личности

3. Составьте словарь терминов по следующим понятиям: борьба мотивов, волевое усилие, воля, импульсивные действия, инициативность, настойчивость, принятие решения, решительность, сила воли, уверенность, целеустремленность.

Основная литература:

1. Ильин Е.Л. Мотивация и воля. — СПб.: Питер, 2011.- 512 стр.

2.Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции.–СПб.: Питер, 2006.

3. Немов Р.С. Психология в 3 кн. – М.: Владос, 2007. – кн.1: Психология.

4.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010.

Дополнительная литература:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276 с.

2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Академия – 2009.-512 с.

Тема «характер».

Цель изучения темы: усвоить понятие характер как системы наиболее устойчивых черт личности, проявляемых в различных видах деятельности, в общении и взаимодействии человека с окружающими людьми.

Вопросы для обсуждения:

1. Общее представление о характере.

2. Типология характеров. Понятие акцентуации характера.

3. Характер как индивидуальный жизненный стиль.

4.Формирование характера. Роль взаимодействия ребенка и взрослого в фор­мировании характера.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1.Прочитать и законспектировать Рубинштейн С.Л. «Учение о характере» / Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 713 с. – с. 620-633.

2.Заполните таблицу «Типы и типологии характера в психологии».

исследователи

основные типы

краткое описание типов

К.Юнг

Э.Фромм

К.Леонгард

Э.Кречмер

А.Е. Личко

У.Шелдон

3.Дайте определение следующим выражениям: «сильный характер», «твердый характер», «цельный характер», «цельный характер», «бесхарактерный человек».

4.Определите тип акцентуации характера по К.Леонгарду (эмотивный, возбудимый, циклоидный, застревающий, дистимический, экзальтированный).

а) Эти люди плохо управляемые, их реакции импульсивны, неконтролируемы. Если им что-то не нравится, они дают волю раздраженности и, по мере возрастания гнева, могут дойти до рукоприкладства. В спокойном состоянии они отличаются привязанностью, любовью.

б) Эти люди реагируют на жизнь более бурно, чем остальные. Они одинаково приходят в восторг и в отчаяние. От страстного ликования до тоски у них один шаг. Они очень впечатлительны.

в) Эти люди склонны к расстройствам настроения, серьезны, пессимистичны, все продумывают заранее, основательны, выбирают профессии, не связанные с общением. Это теоретики, которые сильны на словах, а на деле им не достает энергичности. Это тип пассивных рассуждателей.

Основная литература:

1.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, МПСИ, Омега-Л, 2006.-336 с.

2.Немов Р.С. Психология в 3 кн. – М.: Владос, 2007. – кн.1: Психология.

3.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010.

Дополнительная литература:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276 с.

2.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1983. (Понятие «акцентуации характера»: 6-10).

3.Психология. Словарь. / под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М: Политиздат, 1990.

Тема «темперамент»

Цель изучения темы: изучить общее представление о природе и психологических проявлениях темперамента.

Вопросы для обсуждения:

1.Общее понятие о темпераменте.

2.Типы темперамента. Положительные и отрицательные стороны каждого типа темперамента.

3.Темперамент и основные свойства нервной системы человека.

4.Темперамент как основа для формирования впечатлительности, эмоциональности, импульсивности и тревожности.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Соотнесите типы ВНД, выделенные ИП. Павловым с типами темперамента в гуморальной теории Гиппократа.

2. Заполнить таблицу «Типы темперамента».

Тип темперамента

Характеристика

Реакции

быстрота

сила

3.Укажите особенности, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика.

Повышенная активность, длительная работоспособность, энергичность, сдержанность, вспыльчивость, непоседливость, терпеливость, медленность движений и речи, медленная смена чувств и настроений, слабая эмоциональная возбудимость, быстрое усвоение и перестройка навыков, эффективность, вялость, выразительность мимики и пантомимики, молчаливость, гиперсензитивность (высокая чувствительность).

4.Заполните таблицу «Свойства психики, составляющие темперамент»

Свойства психики (психологические показатели темперамента)

Характеристика

сензитивность

реактивность,

активность

соотношение активности и реактивности,

темп и ритм моторики

пластичность и ригидность

экстравертивность и интровертивность

эмоциональная возбудимость

Основная литература:

1.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, МПСИ, Омега-Л, 2006.-336 с.

2.Маклаков А.Г. Общая психология: учебник. – СПб: Питер, 2012.

3.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010.

Дополнительная литература:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276 с.

2. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М., Воронеж, 1996.

3. Немов Р.С. Психология: учебник. – М.: Высш.обр., 2009.

4.Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопр. психол. 1985. № 1. С. 19—31.

Тема «способности».

Цель изучения темы: уточнить знания о природе человеческих способностей и условий для их формирования, выявить разницу между способностями, знаниями, умениями и навыками.

Вопросы для обсуждения:

1.Общее представление о способностях.

2.Виды и классификация способностей.

4.Способности, задатки и индивидуальные различия людей.

5.Развитие способностей: условия и предпосылки для формирования способностей, начальные этапы становления способностей, процесс их формирования и дальнейшее развитие, выявление резервных возможностей для развития его способностей.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1.Подготовить схему «Специальные способности».

2.Составить словарь терминов по следующим понятиям: гениальность, дифференциальная психология, задатки, коммуникативные способности, одаренность, способности, талант, тест, френология.

3. Из ниже представленных слов выберите те, которые обозначают: а) темперамент, б) характер, в) способности. Результаты запишите в таблицу.

темперамент

характер

способности

«Трудолюбие, настойчивость, музыкальность, творческое воображение, находчивость, сообразительность, бездарность, наблюдательность, талантливость, экстравертированность, глубина чувств, богатство мимики, жизнерадостность, ригидность, изобретательность, быстрота переключения внимания, принципиальность, настойчивость, инициативность, требовательность, самоуважение, аккуратность, лень, решительность, оптимизм, вспыльчивость, впечатлительность, скорость мышления, сила эмоциональных реакций, медлительность».

4. Используя художественную литературу, подберите примеры характеристик героев с точки зрения их темперамента, характера, способностей.

5. Познакомьтесь с определениями способностей, выработанными в отечественной психологии. Определите, в чем все психологи сходятся, а в чем их позиции различаются. Обобщите приведенные определения, сформулируйте наиболее полное понятие способности.

Б.М. Теплов: «Под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности; понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

Н.В. Кузьмина: «Способности — индивидуально устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности и нахождению (т.е. созданию) наиболее продуктивных способов получения искомых результатов в ней».

Л.А. Венгер: «Способности — ориентировочные действия».

А.Н. Леонтьев: «Природные способности — это не задатки, а то, что формируется на их основе».

С.Л. Рубинштейн: «Способность — это сложная синтетическая особенность личности, которая определяет ее пригодность к деятельности. Более или менее специфические качества, которые требуются для определенной деятельности и через посредство ее могут сформироваться на базе тех или иных задатков. Все специальные способности человека — это в конце концов различные проявления, стороны общей его способности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению».

В.Д. Шадриков: «Способности — свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности».

А.А. Ухтомский: «Способности — наиболее явно выраженные функциональные органы человека».

Н.С. Лейтес: «Способности — особенности психики, отличающие людей друг от друга по темпу продвижения, по значительности и своеобразию достигаемых результатов при относительно равном запасе знаний, навыков и одинаковом отношении к деятельности».

Ю.Б. Гиппенрейтер: «Способности определяются как индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способности являются наиболее ярким, определяющим выражением человеческой индивидуальности, именно они характеризуют его как активного субъекта деятельности».

6. Прочитайте и законспектируйте:

Теплов Б.М. Способности и одаренность. Хрестоматия по психологии / Сост. В.В. Мироненко. Под ред. А.В. Петровского. ‑ 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987. – 447 с. ‑ С. 333-338.

Основная литература:

1.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, МПСИ, Омега-Л, 2006.-336 с.

2.Дружинин В.Н. Психология способностей. – М., 1996. – С. 15-186.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010.

4.Теплов Б.М. Способности и одаренность //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 1981. – С. 32-40.

Дополнительная литература:

1.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276 с.

2.Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб. 2003.

3.Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – Воронеж, 1997.

4.Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2010. ‑ с. 333-353.

На лабораторные занятия подготовить материал и бланки по познавательным процессам из учебного пособия «Практикум по общей психологии» Т.И. Пашуковой др. соавт.:

ЭМОЦИИ: зад. 25 (Исследование эмоциональной отзывчивости).

ХАРАКТЕР: зад. 33 (Исследование волевой саморегуляции).

ТЕМПЕРАМЕНТ: зад. 30 (Исследование типа темперамента).

СПОСОБНОСТИ: зад. 35 (Исследование умственных способностей).