СЕМИНАР
ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.
- Функциональная организация спинного мозга. Внутреннее строение спинного мозга.
- Основные проводящие пути спинного мозга.
- Рефлексы спинного мозга.
- Функциональная организация продолговатого мозга. Функции продолговатого мозга.
- Функциональная организация моста. Функции моста.
- Функциональная организация среднего мозга. Функции среднего мозга.
- Особенности морфофункциональной организации и связи мозжечка.
- Мозжечковый контроль двигательной активности, вегетативных и сенсорных функций.
- Расстройство двигательной активности при нарушении функций мозжечка.
- Статические и статокинетические рефлексы.
- Функции ретикулярной формации.
- Функции таламуса.
- Морфофункциональная организация гипоталамуса. Функции гипоталамуса.
- Функции базальных ганглиев.
- Морфофункциональная организация лимбической системы. Функции лимбической системы.
- Морфофункциональная организация коры больших полушарий головного мозга.
- Специализация отделов коры (сенсорные и моторные области).
- Функциональные особенности ассоциативной коры. Функции ассоциативной коры.
Электрические проявления активности коры большого мозга
Межполушарная функциональная асимметрия..
- Рефлекторная дуга вегетативного рефлекса.
- Общая схема и функции вегетативной нервной системы.
Проверьте свои знания, дайте ответы на следующие вопросы:
При ответе на вопросы охарактеризуйте уровни ЦНС по следующему плану: 1) какими структурами представлен сегментарный аппарат регуляции, 2).
какими структурами представлен надсегментарный аппарат регуляции, 3) перечислите собственные и транзитные проводящие пути, 4) назовите роль данного уровня в регуляции соматических, вегетативных и психических функций.
1.1.Назовите отделы нервной системы. Какие структуры их образуют?
Охарактеризуйте воспринимающую, регулирующую, нейроэндокринную, адаптивную и психическую функции нервной системы. Какими отделами нервной системы они осуществляются? Каково значение этих функций в поддержании гомеостазиса, обучения и адаптивного поведения?
Возрастные особенности строения и функций нервной системы, учение ...
... существенными изменениями различных функций нервной системы. Средняя величина мембранного потенциала нейронов (напр., мотонейронов спинного мозга, нейронов двигательной области коры) с возрастом существенно ... приводят к вторичным возрастным изменениям в тканях. Рис.2. Возрастные различия функционального состояния верхнего шейного симпатического ганглия (А) и парасимпатических ганглиев ...
1.2. Перечислите отделы спинного и головного мозга. Назовите основные структуры, входящие в каждый отдел. Каковы функции передних и задних корешков спинного мозга? Где локализованы нейроны, которыми они осуществляются? Перечислите афферентные входы спинного мозга. Каково функциональное значение альфа- и гамма-мотонейронов, вставочных нейронов?
2. Охарактеризуйте проводящие пути спинного мозга: восходящие — проприоцептивный, спиноталамический, спиномозжечковые тракты по следующей схеме: 1) от каких рецепторов начинаются, 2) где локализованы афферентные нейроны, 3) в каких структурах ЦНС переключаются, 4) претерпевают ли перекрест; нисходящие: кортикоспинальный, руброспинальный, вестибулоспинальный, ретикулоспинальные тракты по схеме: 1) от каких структур ЦНС начинаются, 2) претерпевают ли перекрест, 3) какой эффектор иннервируют. Каковы функции перечисленных проводящих путей?
3. Перечислите спинальные соматические и вегетативные рефлексы. Изобразите в виде схемы рефлекторные дуги, укажите элементы звеньев соматических рефлексов. Назовите вегетативные центры, локализованные в спинном мозгу. Изобразите в виде схемы рефлекторные дуги вегетативных симпатического и парасимпатического рефлексов.
4. Перечислите ядра черепно-мозговых нервов, локализованные в продолговатом мозгу. Охарактеризуйте сенсорные и проводниковые функции продолговатого мозга. Назовите соматические и вегетативные рефлексы продолговатого мозга. Перечислите надсегмантарные структуры. Охарактеризуйте деятельность дыхательного и сосудодвигательного центра по следующей схеме: 1) где локализованы рецепторы, вызывающие возбуждение центра, 2) из каких отделов состоит центр, 3) какие эффекты вызывает его возбуждение. Назовите защитные рефлексы, центры которых локализованы в продолговатом мозгу.
5. Перечислите ядра черепно-мозговых нервов, локализованные в мосту. Назовите переключающие ядра моста. Какова роль ретикулярной формации заднего мозга? Охарактеризуйте сенсорные, двигательные и проводниковые функции моста. Назовите центы моста, регулирующие дыхание.
6. Перечислите ядра черепно-мозговых нервов, локализованные в среднем мозге, назовите их функции. Какими ядрами представлен надсегментарный аппарат среднего мозга? Охарактеризуйте роль красного ядра и черной субстанции в регуляции движений. С какими структурами ЦНС они связаны? Каков характер их влияний? Что такое децеребрационная ригидность? Назовите функции верхних и нижних бугорков четверохолмия. Какие вегетативные функции регулируются на уровне среднего мозга?
7. В чем заключается интегративная функция мозжечка? С какими структурами ЦНС связан древний, старый и новый мозжечок, какие функции выполняет? Охарактеризуйте строение коры мозжечка. От каких рецепторов и по каким проводящим путям поступает афферентная импульсация в мозжечок? Как организованы эфферентные проекции мозжечка?
8. Какую функцию выполняет мозжечок при выполнении сложных движений? Какие функции выполняет червь мозжечка? Какая часть мозжечка обеспечивает исправление медленных целенаправленных движений, обеспечивает коррекцию позы и целенаправленных движений? В чем заключается основная функция коры мозжечка? Охарактеризуйте взаимодействие мозжечка и коры большого мозга. Охарактеризуйте роль мозжечка в регуляции сенсорных и вегетативных (висцеральных) и генеративной функций.
Функции и роли вожатого
Способность вдохновить детей на высокие обязательства, забота о развитии и поддержке детей Вседозволенность, каждый занимается «своим делом», не думая об эффективности общей деятельности Развитию детей не придается значения, у детей нет перспектив личностного роста 2. Фасилитатор- Он должен воспитывать в коллективе стремление к согласию, улаживать межличностные конфликты. Ожидаемое поведение ...
9. Как влияет нарушение функций мозжечка на мышечный тонус, равномерность и координированность движений, поддержание позы? Как эти нарушения влияют на организацию речевой моторики и письма?
10. Приведите классификацию тонических рефлексов. На что направлены (что обеспечивают) тонические рефлексы? Какие рефлексы относятся к статическим? При каких условиях возникают? Приведите примеры и охарактеризуйте их. Какие рефлексы относятся к статокинетическим? При каких условиях возникают? Приведите примеры и охарактеризуйте их.
11. Кто из ученых впервые установил угнетение спинальных рефлексов при раздражении стволовой части мозга? Коротко опишите опыт, доказывающий эти влияния. Какие связи имеет ретикулярная формация с выше- и нижележащими структурами? Каковы структурные особенности ретикулярной формации ствола мозга? В чём заключается основная функция ретикулярной формации? Перечислите основные связи ретикулярной формации с другими отделами ЦНС. Охарактеризуйте особенности восходящей активирующей системы мозга, ее влияние на деятельность коры больших полушарий, регуляцию уровня бодрствования. Назовите основные функциональные центры ретикулярной формации. Какие ядра также относятся к неспецифической системе головного мозга? Охарактеризуйте значение ядер шва и голубого пятна.
12. Как можно охарактеризовать функции таламуса? Каковы функции специфических, неспецифических и ассоциативных ядер таламуса. Какие двигательные реакции контролируются таламусом? Какова роль таламуса в регуляции сна, восприятии боли?
13. Перечислите основные группы ядер гипоталамуса. Какова основная функция гипоталамуса? В какую систему входит гипоталамус? С какими структурами головного мозга он связан? Перечислите эффекты стимуляции передней, задней и средней группы ядер гипоталамуса. Назовите функции, обеспечивающие гомеостазис, вегетативные и эндокринные функции, а также формы врожденного поведения, центры которых локализованы в гипоталамусе. Какова роль гипоталамуса в регуляции деятельности гипофиза?
14. Какие структуры головного мозга относят к базальным ядрам (ганглиям)? Перечислите основные структурные связи базальных ганглиев с корой больших полушарий и подкорковыми образованиями. Охарактеризуйте роль базальных ганглиев и черной субстанции в регуляции движений. Каковы последствия нарушения функций хвостатого ядра и скорлупы? Каковы последствия нарушения функций бледного шара, ограды? Какова роль базальных ганглиев в регуляции врожденных двигательных реакций, пищевого поведения, высшей нервной деятельности?
15. Перечислите структуры мозга, входящие в лимбическую систему (по Ф. Блум).
Какова основная особенность связей лимбической системы? Какие функции выполняет лимбическая система? Какие структуры входят в круг Пейпеца, каковы его функциональные особенности. Перечислите основные функции лимбики. Какие структуры лимбической системы имеют непосредственное отношение к организации мотиваций и эмоций? Охарактеризуйте круги, имеющие отношение к памяти и процессам обучения, агрессивно-оборонительному, пищевому и сексуальному поведению.
Блоки мозга и функции психического отражения
... части организма представлены в мозгу одинаково. Значительную часть коры больших полушарий человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который ... опасности с большой быстротой и точностью. Специализация выражена в появлении клеток, единственной функцией которых становится восприятие сигналов. Эти клетки образуют гак называемые рецепторы (аппарат, ...
16. Перечислите и охарактеризуйте структурно-функциональные особенности слоев коры больших полушарий. Каково значение кортикальных колонок нейронов? В чем заключается топический принцип организации коры, каким областям он свойственен? Дайте определение сенсорных, моторных и ассоциативных полей коры, первичных и вторичных проекционных зон.
17. Охарактеризуйте структурно-функциональную организацию соматосенсорной и двигательной коры. Что такое «сенсорный гомункулус» и «моторный гомункулус»? Каковы функциональные особенности зрительных полей затылочной коры? Какие функции выполняет нижнетеменная и нижневисочной кора в механизмах зрительного восприятия? Каковы функциональные особенности слуховой коры?
18. Каковы функциональные особенности ассоциативной коры? Укажите локализацию ассоциативных зон коры. Охарактеризуйте функциональные центры ассоциативной коры. Каково значение лобной коры для интегративной деятельности мозга?
19. Какими методиками оценивают функциональное состояние коры большого мозга? Приведите классификацию ритмов ЭЭГ. Для каких функциональных состояний человека характерен каждый ритм?
20. Когда и кем впервые была обнаружена асимметрия в функциях полушарий головного мозга? К чему приводит повреждение левого или левого полушария? От чего зависит межполушарная асимметрия? Перечислите функции, локализованные в левом и правом полушарии. В чем состоит основная особенность деятельности правого и левого полушария? Какие особенности восприятия, обучения и поведения человека обусловлены доминированием правого или левого полушария?
21. В чём заключается основная функции вегетативной нервной системы? Как подразделяется периферическая часть вегетативной нервной системы? В каких частях нервной системы располагаются первые нейроны симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы? Где располагаются вторые нейроны? Какие медиаторы выделяются в синаптических окончаниях преганглионарных волокон, постганглионарных волокон? Где локализованы рецепторы, от которых поступает возбуждение к первым нейронам? Приведите классификацию вегетативных (висцеральных) рефлексов. Каково влияние симпатических и парасимпатических нервов на различные органы (приведите примеры)?