Семинар 6 Теория Эволюции
Проблема происхождения человека. Расообразование и этногенез
1. Предпосылки очеловечивания приматов
2. Этапы эволюции гоминид
3. Стадия проантропа
4. Стадия архантропа
5. Стадия палеантропа
6. Стадия неоантропа
7. Палеонтологические и генетические доказательства происхождения человека от обезьяноподобных предков
8. Принципы классификации рас человека
9. Механизмы расообразования и этногенеза
Перечислим основные особенности приматов, отличающие их от других млекопитающих. При этом уделим основное внимание тем особенностям, которые, согласно современным взглядам, явились биологическими предпосылками возникновения человека.
1) Большой относительный объем головного мозга, особенно новой коры.
У некоторых млекопитающих из китообразных, вследствие большого размера тела, головной мозг также велик, но кора головного мозга развита у них значительно слабее, чем у обезьян. Относительный объем головного мозга человека — 1:43, шимпанзе — 1:61, орангутана — 1:183, гориллы — 1:220, гиббона — 1:73. Нормальная масса мозга современного человека составляет около 1300 г , шимпанзе — 345 г , гориллы — 420 г , орангутанга — 400 г , гиббона — 130 г . У понгид масса мозга может значительно варьировать, достигая у гориллы 750 г .
Кора головного мозга человека и человекообразных обезьян имеет большое количество промежуточных нейронов. Чем выше уровень развития центральной нервной системы животного, тем большую роль играют промежуточные нейроны в его высшей нервной деятельности, поскольку они обеспечивают многообразие нервных связей. Считается, что число промежуточных нейронов в каком-либо нервном центре связано прямо пропорциональной зависимостью со способностью данного нервного центра к переработке информации. Некоторые области коры головного мозга человека почти целиком состоят из промежуточных нейронов.
Речевая функция человека одновременно связана с такими сенсорными функциями, как слух и зрение, а так же с двигательными функциями рук. Центры, ответственные за эти функции, находятся, в основном, в лобной, затылочной и височной долях мозга. У человека и у человекообразных обезьян эти отделы мозга развиты значительно лучше, чем у остальных млекопитающих. В коре головного мозга приматов (и человека, в частности) есть сенсорные, моторные и ассоциативные зоны. Сенсорные зоны получают информацию от зрительных, слуховых, кинестетических и, в меньшей мере, от других рецепторов. Моторные зоны посылают команды, управляющие движениями. Большую же часть коры головного мозга человека занимают ассоциативные зоны, не имеющие какой-либо явной специализации, но функционально ответственные за объединение и переработку информации. Ассоциативные зоны коры головного мозга очень важны для обеспечения таких высших психических процессов, как память, научение, мышление и речь.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... были правильны, то я должен был ощущать отделение от промежуточного тела. Оказалось, что это тело весьма реально. Мне удавалось ... очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не ...
2) Хорошее развитие зрения, слуха и кинестетического чувства и редукция (ослабление) обоняния.
Большинство млекопитающих получают информацию об окружающем мире посредством обоняния. Также у большинства млекопитающих зона обонятельной чувствительности мозга доминирует среди остальных сенсорных (чувствительных) зон. Иная картина наблюдается у приматов. У человекообразных обезьян и людей обонятельная зона головного мозга редуцирована до двух маленьких участков – обонятельных луковиц. По сравнению с прочими млекопитающими, пучки осязательных волос на лице понгид редуцированы; у людей этих чувствительных образований нет вовсе. Всё это значит, что сенсорное взаимодействие приматов с окружающей средой происходит, в основном, на основе зрения и слуха.
Зрение и слух стали особенно важны тогда, когда предки современных обезьян перешли от обитания в лесах к обитанию на открытых участках африканских саванн.
В коре больших полушарий приматов, как в сенсорной, так и в моторной зоне в виде проекции представлены все части тела. Эту функциональную особенность метафорически представляют в виде так называемого «мозгового гомункулюса» – схемы, которую изображают в виде маленького человечка с головой, направленной вниз, и пальцами ног, направленными вверх. Пропорции головы и туловища этого «мозгового гомункулюса» отличаются от таковых пропорций настоящего тела человека, отражая тем самым отличия в неврологическом соответствии различных соматических органов. Площадь поверхности «гомункулюса» пропорциональна сложности управления соответствующими группами мышц настоящего тела человека. Данная метафора показывает, что величина проекций сенсорных и моторных волокон в коре головного мозга несоразмерна с величиной тех участков тела, от которых эти волокна отходят. В головном мозге человека (и человекообразных обезьян) максимальная проекция представлена кистью правой руки (для правшей) и лицевой частью головы. Таким образом, мимика, а также подвижность и чувствительность кистей рук значительно отличают человекообразных обезьян и человека от остальных млекопитающих.
Хорошо развитая мимика необходима приматам для обеспечения коммуникативного взаимодействия, передние конечности обеспечивают функции манипулирования и, в конечном итоге, адаптивную функцию преобразования среды обитания.
3) Особое строение передних конечностей. Для обеспечения «предпосылок» трудовой деятельности приматов важны их следующие морфологические особенности: а) пятипалая хватательная конечность с противопоставленным первым пальцем; б) эволюционная замена когтей ногтями; в) способность верхних конечностей к вращательным движениям в локтевом суставе; г) значительный объем движений плеча. Эти морфологические признаки обезьян способствовали становлению рук человека как «трудового органа». Однако, характеризуя функционально-морфологические предпосылки трудовой деятельности, «унаследованные» человеком от обезьян, следует помнить, что главной предпосылкой трудовой деятельности человека является не строение его рук или коры головного мозга, а социально-психологический статус личности, выросшей в человеческом обществе. Под социально-психологическим статусом в данном случае понимаются такие характеристики человека, как идеалы, сформировавшиеся в ряду исторических поколений, воля, ментальность (интеллект, мыслительные механизмы), «творческая жилка», социальная самоидентификация, — свойства, благодаря которым люди испытывают потребность трудиться, а также перенимают у предыдущих поколений и развивают трудовые навыки и социально нормированные способы трудовых взаимодействий.
Трудные люди: 4 варианта поведения
... работу Пассивное Норма Агрессивно Намерение: Получить оценку Поиск внимания Выскочка Ориентация на людей Поведение Выскочки – результат его непреодолимого желания быть оцененным по достоинству. Выскочка – это: ... взрыв Оскорбления без видимой причины Вспыльчивость, потеря самообладания на людях Презрение себя за ужасное поведение Ваши бесполезные действия при взрыве Гранаты: Ответная вспышка гнева ...
4) Длинный период детства приматов и рождение, как правило, одного детеныша за одну беременность.
У шимпанзе первая беременность наступает обычно на десятом году жизни, кормление детеныша занимает около 2-3 лет, около матери детеныш держится до 6-8 лет. Удлинение детства увеличивает период формирования адекватного поведения, удлиняет период научения, игр, овладения «нормами жизни» в организованных сообществах биосоциального типа, время освоения «предкультурного» поведения. Под «предкультурным» поведением человекообразных обезьян этологи понимают передачу от поколения к поколению новых приемов поведения, навыков, привычек, традиций, и даже примитивных орудий и умений обращаться с ними. С другой стороны, рождение у приматов одного детеныша за одну беременность является предпосылкой лучшего ухода за ним и его обучения со стороны матери.
Детство – это такой период жизни млекопитающего, во время которого он находится под опекой родителей, поэтому добывание пищи и защита от опасности не являются доминантами его поведения в той мере, в которой они присутствуют у взрослых особей. Длительный период детства способствует передаче потомству не только инстинктивного, но также приобретенного (так называемого «выученного») поведения.
Зоопсихологи различают облигатное и факультативное научение. Первое представляет собой обязательный минимум, а второе – дополнительное. Было выяснено, что, чем длиннее по времени длится детство у какого-либо вида животных, тем большая доля факультативного научения наблюдается в его поведении. Кроме того, детство – это период игр. Также зоопсихологам известна следующая закономерность: чем «умнее» животное, то есть чем выше у него доля рассудочного поведения, тем больше это животное играет, причем не только в детстве. Играют почти все виды млекопитающих, а среди птиц играют представители группы врановых, являющиеся в этом отряде самыми «сообразительными». В своих играх животные как бы «отшлифовывают» взрослое поведение. Игры способствуют развитию образного мышления даже у животных.
У человека, по сравнению с животными, значение игр неизмеримо возрастает. Кроме «естественных» игр, у ребенка появляются социальные игры, имитирующие общественную деятельность взрослых. Кроме практических следствий тренировки какой-либо деятельности, наблюдающейся у животных, игровая способность человека развивает его умственные и социальные навыки. Сюда относится умение распознавать общий контекст событий, происходящих на арене социальных взаимоотношений, и, самое главное, обеспечивает поведенческую динамику подобных событий, быструю смену ведущих контекстов, необходимую для формирования социальной гибкости личности.
Особенности агрессивного поведения в юношеский период
... и в любых других местах скопления людей. Чаще всего агрессивное поведение проявляется у людей в подростковом и в юношеском периоде. В последнее время ученые, психологи, ... период человеческого развития происходит становление мировоззрения, приобретение личностных качеств, складывается система представлений о самом себе, формируется система жизненных ценностей. Юноша вступает во взрослую жизнь, ...
5) Утрата сезонности размножения.
Способность к социально организованному труду, по мнению многих авторов, является следствием высокой энергетики функционирования тела человека при одновременно высокой экономии энергии на цели размножения. Предпосылки для экономии имеются и у большинства приматов, а именно – утрата сезонности размножения и «приобретение» способности к полицикличности деторождения. Благодаря полицикличности размножения высшие приматы освобождены от власти «половой доминанты». При этом человек, в течение своей взрослой жизни, потребляет значительно больше энергии на единицу массы тела, чем другие млекопитающие. Эту энергию, сэкономив на размножении, человек способен направить на трудовую деятельность.
6) Стадный или групповой образ жизни.
Все ныне живущие приматы обладают сложной системой социальной организации. Они живут группами, в которых строго определены как иерархический ранг особи, так и система доминирования. Как правило, доминантом стада обезьян является самец, обладающий сильным и подвижным типом нервной системы. Особь — доминант является образцом для подражания прочих особей. При опасности особи более низкого ранга ориентируют свое поведение на поведение доминанта. Если доминант ведет себя спокойно, значит, опасности нет. Генетические характеристики доминанта передаются по наследсту, поскольку доминант обезьяньего стада имеет преимущества при спаривании, не позволяя самцам более низких рангов приближаться к самкам. Общим свойством любых зоологических иерархий является периодическая смена доминанта, что вызывает «перемешивание» генофонда группы. Интересно, что чаще всего агрессия доминанта направлена на особь — субдоминанта (вторую по рангу).
Эти животные находятся в постоянном стрессовом состоянии, а при «смене власти» доминантом в стаде становится не субдоминант, а какая-либо другая особь.
Групповой образ жизни животных обеспечивает лучшую защиту от врагов, передачу прогрессивных приобретенных форм поведения, способствует развитию подражательного поведения и коммуникативных навыков, обеспечивает выживание детенышей при гибели биологических родителей, способствует функциональному разделению стада и т.д.
7) Высокий уровень развития высшей нервной деятельности, исследовательской и манипулятивной активности.
Шимпанзе широко используют природные предметы, такие, как палки, ветки, камни для добывания пищи и при угрозе и нападении. Свои орудия они могут хранить в специальных местах. Лабораторные исследования над шимпанзе показали, что для них характерна даже элементарная способность к анализу устойчивых причинных связей между явлениями. Некоторые, наиболее сообразительные, обезьяны узнают свой образ при отражении его в зеркале. Шимпанзе обладают образной памятью, элементами абстрактного мышления (они способны к выбору предмета по образцу, к выбору «третьего лишнего» предмета из образцов, предоставленных зоопсихологами), в ходе лабораторного обучения они даже приобретают познавательные навыки. В природных условиях для поведения шимпанзе отмечены кооперативные действия (нападение, защита, помощь и взаимопомощь), они способны организовать коллективную охоту. Также хорошо развиты у шимпанзе способности к подражанию, наблюдению, скрытому научению. Шимпанзе умеют быстро перенимать друг у друга новые приемы поведения, изобретенные ими впервые или увиденные у человека.
Презентация на тему: Современные методы диагностики в психиатрии
... случае хромосомной патологии почти все клинические проявления сопровождаются множественными нарушениями в строении тела и психики, причем их выраженность сильно варьирует при одних и тех же ... •Беседа с психически больным человеком может осложняться тем, что не все больные добровольно обращаются за помощью к ...
11) Сложная внутривидовая коммуникация.
Обезьяны, обитая, в основном, в стадах или семейных группах, что встречается значительно реже, обладают сложной мимикой, основное назначение которой – общение с сородичами. С помощью мимики, жестов и специальных положений тела они передают сородичам сигналы о своих намерениях и эмоциональном состоянии.
Звуки, издаваемые обезьянами, также служат целям коммуникации внутри стада, широко используются при общении матери и детеныша, половых партнеров. Для них характерно разделение ролей при совместной охоте, в ходе миграции при передвижении стада, при воспитании детенышей и т. д.
12) Функциональная асимметрия тела.
Для обезьян, как и для большинства из людей, характерна ориентация и передвижение преимущественно в правую сторону, а также преимущественная праворукость, наблюдаемая в процессе манипуляции. Этот признак обезьян, по-видимому, присутствовал в поведении ископаемых антропоидов и гоминид. Он мог сыграть чрезвычайно значительную роль в ходе формирования функциональной асимметрии коры головного мозга современного человека, складывающейся в его индивидуальном развитии – онтогенезе.
2) Основные стадии эволюции человека:
1. время последовательного существования антропоидных предков человека (австралопитек);
2. существование древнейших людей: питекантропа (древнейшего человека, или протерантропа или архантропа);
3. стадия неандертальца, то есть древнего человека или палеоантропа;
4. развитие современных людей (неоантропов).
1. Австралопитек
Австралопитеков или «южных обезьян» — высокоорганизованных, прямоходящих приматов, принято считать исходными формами в родословной человека. Делятся на две группы — 1) более древние грацильные Australopithecus afarensis (скелет женщины «Люси» в Эфиопии) и A. africanus с узким тазом, — предполагаемые предки рода человек; 2) более массивные австралопитеки A. boisii и A. robustus.
Австралопитеки получили в наследство от своих древесных предков способность и стремление к разнообразному обращению с предметами при помощи рук (манипулирование) и высокое развитие стадных отношений. Они были вполне наземными существами, сравнительно небольших размеров — в среднем длина тела 120-130 см, вес 30-40 кг. Их характерной особенностью была двуногая походка и выпрямленное положение тела, о чем свидетельствует строение таза, скелета конечностей и черепа. Свободные верхние конечности давали возможность использовать палки, камни и т.д. Мозговой отдел черепа имел относительно крупные размеры (объём мозга 430 — 550 куб. см), а лицевая часть была укорочена. Зубы небольшие, располагались плотно, без диастем, с рисунком зубов, характерным для человека. Обитали на открытых равнинах типа саванн.
Анализ состава стабильных изотопов углерода в зубной эмали, примененный к Australopithecus africanus (Южная Африка, 2 — 2,5 млн. лет), позволил сделать два важных вывода: 1) Данный вид получал пищу в основном из пищевых цепей саванны, т.е. углерод зубной эмали был изначально фиксирован степными, а не лесными растениями; 2) A.africanus был чрезвычайно всеядным существом, умевшим легко приспосабливаться к самым разным доступным «диетам». Это противоречит господствовавшему некоторое время мнению, что данный вид питался только листьями и плодами.
Проблема человека в современном гуманитарном знании
... nbsp; Желаем успехов! ПРОГРАММА КУРСА «Социальная психология личности» Проблема человека в современном гуманитарном знании Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности. Личность в ... в становлении личности и «кризисе идентичности» в современном индустриальном обществе. Понятие «социального характера» у К. Хорни. Современный человек «в поисках смысла» в концепции В. ...
Возраст австалопитеков 5 млн. лет.
2. Homo habilis (человек умелый)
Первый представитель рода Homo (2-2,5 млн. лет назад).
При несколько большем мозге, чем у автралопитеков, был способен изготовлять примитивные рубила (чопперы) в виде грубо сколотых кусков гальки (олдувайская культура).
Увеличение объёмов лобных долей мозга даёт основание предполагать способность к очень примитивной звуковой речи. H. habilis рассматривался в литературе как промежуточная форма, недалеко ушедшая в развитии от афарских автралопитеков.
3. Питекантроп
Впервые ископаемые остатки древнейших людей обнаружены голландцем Е. Дюбуа на о.Ява в 1890 г. Но лишь благодаря находке близ Пекина (1949 г.) 40 инди- видуумов древнейших людей с их каменными орудиями ученые согласились, что именно они являлись «недостающим звеном» в родословной человека. Homo erectus (архантроп, синантроп, человек прямоходящий) возник примерно 1,5 млн. лет назад.
Прогрессивные черты организации (прямохождение, изготовление орудий, сложное социальное поведение, коллективную охоту на крупную дичь и, вероятно, речь) сочетаются с примитивными признаками («мозаичность»).
Так, объём мозга больше (700 — 1250 куб. см), чем у H. habilis, но меньше, чем у большинства современных людей, лобные доли имеют архаичную клювовидную форму. Подбородок отсутствовал, имелись большие надбровные дуги, затылочный гребень, плоский нос и низкий покатый лоб, длинный череп, массивная нижняя челюсть. С современным человеком архантропа сближают морфология зубов и форма зубной дуги (параболическая), уменьшенные размеры лицевого черепа в сопоставлении с более примитивными формами. Питекантропы были среднего роста и плотного телосложения, жили в пещерах или укрытиях из крупных камней, пользовались огнём и быстро расселились по всей территории Старого Света. Архантропы изготовляли более сложные каменные орудия — от ручного рубила и колуна до копий (ашельская культура), орудия становятся тоньше, изящней и симметричней, края — ровными и гладкими. Вероятно (судя по наличию речевой зоны Брока в нижнелобной доле), имелась примитивная речь типа лепета.
В Европе в период 0,2-0,6 млн. лет назад существовали прогрессивные формы ар- хантропов («пренеандертальцы»-примитивная форма следующего звена в истории гоминид).
Судя по находкам, возраст древнейших людей от 500 тыс. до 2 млн. лет.
4. Палеантроп (неандерталец)
Неандерталец (Homo sapiens neandertalensis), палеоантроп. Существовал в период от примерно 300 до 25-35 тыс. лет назад. Этот ископаемый человек уже рассматривается как представитель нашего вида (Homo sapiens), образуя в нём лишь особый подвид «neandertalensis» по классификации Кэмпбелла. Мозг неандертальца был несколько больше мозга современного подвида (H. sapiens sapiens).
Биосоциальная природа человека
... в 1975 г. одобрила таблицу гомологии хромосом человека и трех видов человекообразных обезьян — шимпанзе, гориллы и орангутанга. При этом шимпанзе является самым близким нашим сородичем с почти ... и сужение носа сопровождалось сближением глазниц, а развитие зрительных центров головного мозга, которые расположены в затылочных долях, обусловило характерную для высших приматов луковицеобразную ...
Объем мозговой коробки колебался от 1200 см3 до 1800 см3, хотя по форме их череп отличался от черепа современного человека. По своим локомоторным, интеллектуальным, речевым данным неандерталец находился на уровне современного подвида человека. Имелось значительное разнообразие особенностей строения у различных вариантов неандертальцев, каждый из которых имел свои временные рамки существования. Классические неандертальцы, обитавшие в суровом климате Европы ледникового периода, имели низкий скошенный лоб и надбровные дуги. Подобородок был развит слабо, зубы были крупнее, чем у современного подвида. Неандертальцы были коренастыми людьми с массивным телосложением, мощным костяком и сильно развитой мускулатурой. Таковы характеристики классического типа неандертальца, однако, имелись и многочисленные вариации, некоторые из которых отличались более прогрессивными чертами, например, это палеоантропы из Староселья близ Бахчисарая в Крыму. Классическая неандертальская (мустьерская) культура, существовавшая около 100 тыс. лет назад в различных частях Старого Света, включала разнообразные орудия, в том числе и составные, например, деревянное копьё с кремневым наконечником. Усложнилась социальная организация, имели место охота на крупную дичь, сложные ритуалы, в том числе захоронение мертвых, и зачатки религии, например, в форме культа пещерного медведя.
5. Неоантроп
Время появления человека современного вида приходится на начало позднего палеолита (70-35 тыс. лет назад).
Оно связано с мощным скачком в развитии производительных сил, становлением родового общества и следствием процесса завершения биологической эволюции Homo sapiens.
Неоантропы были высокими людьми, пропорционально сложенными с мощным торсом, широкой грудной клеткой, сильно развитым мышечным рельефом. Средний рост мужчин — 180-185 см, женщин — 163-160 см.Объём мозга 1000 — 1800 куб. см. Неоантропы — это многослойные стоянки и поселения, кремневые и костяные орудия, жилые сооружения. Это и сложный обряд погребения, украшения, первые шедевры изобразительного искусства и т.д. Ареал расселения неоантропов необычайно обширный — они появились в различных географических районах, расселились по всем континентам и климатическим зонам.
Cовременные по анатомическим показателям люди часто называются «кроманьонцами». Кроманьонцы имели куполообразные черепа, выступающие подбородки, у них не было надбровных дуг. Традиционно считается, что кроманьонцы были высокими стройными людьми, с удлиненными пропорциями. Это верно только для некоторых популяций древних людей, обитавших на территории Европы, Передней Азии и Африки. Каменные орудия кроманьонцев напоминают орудия, используемые доныне сохранившимися на Земле первобытными племенами. Пещеры кроманьонцев украшались рисунками, глиняными скульптурами.
Неандертальцы сосуществовали с кроманьонцами несколько десятков тысяч лет (например, стоянки и тех, и других были обнаружены на территории современного Израиля).
Вытеснил ли кроманьонец неандертальца или смешался с ним, дав современного человека? Некоторые данные по митохондриальной ДНК неандертальских костей в сравнении с ДНК современных людей свидетельстьвуют в пользу гипотезы вытеснения неандертальца кроманьонцами без существенной их гибридизации: последовательность митохондриальной ДНК неандертальцев слишком сильно отличается от таковой современного человека.
Речь человека и коммуникация у животных
... воспроизводит. Началась серия экспериментов, в которых карликовые шимпанзе бонобо (это не так давно открытый наиболее близкий к людям вид человекообразных обезьян) общались с экспериментатором посредством компьютера на ... что и ребёнок, она научилась объединять знаки в простые предложения. Вот, например, Уошо пристаёт к одному из исследователей, чтобы он дал ей сигарету, ...
За многие десятки тысяч лет своего существования кроманьонец претерпел лишь небольшие морфологические изменения в направлении уменьшения массивности скелета (грацилизация) с расширением черепа (эпохальная брахицефализация) и уменьшением его лицевой части, а также другими изменениями. Известен поэтому предсказанный по этим тенденциям портрет «человека будущего» (Homo futurus) с крупной головой, редуцированным лицом и зубами, уменьшенными размерами тела, тремя — четырьмя пальцами на ноге и др. Этот образ «Homo futurus», правда, ныне представляется малореалистичным в свете существенных трудностей, например, связанных с рождением крупноголового младенца. Эволюция человека включала и колебательные процессы («вековые циклы»).
Например, за последние 40 тыс. лет мозг человека вначале несколько уменьшился, затем вновь стал увеличиваться в объёме. Эти сравнительно несущественные эволюционные изменения в морфологии происходили при огромных культурных переменах («парадокс человека» по Тейяру де Шардену).
Суммируя эти перемены, можно говорить о трёх важнейших этапах (Яблоков и Юсуфов, 1989): 1) самопознание, проявившееся в наскальной живописи, религиозных ритуалах и др. (40-50 тыс. лет назад); 2) неолитическая революция — переход от охоты и собирательства к земледелию с окультуриванием растений и приручением животных (10-15 тыс. лет назад).
Этот процесс происходил в две стадии: система хортикультуры -выращивание растений без использования плуга и тягловых животных, агрикультура в собственного смысле этого слова — применяется плуг, рабочий скот, возникают предпосылки для смены родо-племенной организации сначала потестарной (вождизмом), затем предгосударственной и государственной организацией; 3) научно-техническая революция, достигшая кульминации в ХХ веке. Как её подготовку можно рассматривать уже изобретение иероглифической письменности (около 5 тыс. лет назад), создание знаменитого свода законов Хаммурапи как одного из древнейших письменных юридических документов (~1700 год до нашей эры) и, конечно, такие вехи познания и освоения мира, как «Веды» и «Упанишады», китайскую «Книгу Перемен» и многое другое.
7) Поведение человека и высших животных очень сходно. Особенно велико сходство человека и человекообразных обезьян. Им свойственны одинаковые условные и безусловные рефлексы. У обезьян, как и у человека, можно наблюдать гнев, радость, развитую мимику, заботу о потомстве. У шимпанзе, например, как и у человека, различают 4 группы крови. Люди и обезьяны болеют болезнями, не поражающими других млекопитающих, например холерой, гриппом, оспой, туберкулезом. Шимпанзе ходят на задних конечностях, у них нет хвоста. Генетический материал человека и шимпанзе идентичен на 99%.
В скелете и внутренних органах человекообразных обезьян и человека наблюдается поразительное сходство. Строение уха, глаз, кожи человека очень сходно со строением этих органов у человекообразных обезьян. Красные кровяные клетки этих обезьян не разрушаются в человеческой крови, как это происходит с кровью низших обезьян; 4 группы крови, характерные для человека, найдены и у шимпанзе, гориллы и орангутанга; есть общие паразиты (например, головная вошь), общие болезни (грипп, оспа, холера, брюшной тиф и др.); обнаружено поразительное сходство хромосомного аппарата. Все это доказывает несомненное родство человека и человекообразных обезьян.
Взаимоотношения людей в группе и их динамика
... климата в группах людей, и конечно, рассмотреть динамику взаимоотношений между людьми. Объект исследования - взаимоотношения людей и их динамика. Предмет – взаимоотношения людей в группе государственных служащих. Цель – изучить взаимоотношения людей в группе и ...
Обезьяны имеют хорошо развитый головной мозг, в том числе полушария переднего мозга. У человека и обезьян совпадают сроки беременности и закономерности зародышевого развития, группы крови. Известны болезни (брюшной тиф, грипп, холера и Др.) и паразиты, общие для человекообразных обезьян и человека. С возрастом у обезьян выпадают зубы, седеют волосы. Важным свидетельством животного происхождения человека являются атавизмы — развитие признаков далеких предков (волосатость тела, внешний хвост, многососковость) и рудименты — недоразвитые, утратившие функциональное значение органы и признаки, которых у человека насчитывают свыше 90 (ушные мышцы, дарвинов бугорок на ушной раковине, полулунная складка внутреннего угла глаза, аппендикс и др.).
Самое большое сходство с человеком по таким признакам, как пропорции тела, относительно короткие верхние конечности, строение таза, кисти и стопы, имеет горилла; шимпанзе похожа на человека особенностью строения черепа (большая округленность и сглаженность), размерами конечностей. Орангутан, как и человек, имеет 12 ребер. Но это не значит, что человек происходит от какого-либо из нынешних видов обезьян. Эти факты свидетельствуют о том, что человек и человекообразные обезьяны имели общего предка, давшего ряд ответвлений, и эволюция шла в разных направлениях.
Современные нейроморфологи вполне поддерживают выводы о большом сходстве анатомии мозга человека и высших обезьян (конечно, при количественных отличиях в целом и отдельных структур мозга), о большем сходстве между ними, чем между человекообразными и низшими обезьянами и даже гиббонами. Получается, что нет «пропасти» между анатомией мозга человека и обезьяны, как нет и качественного отличия в строении мозга человека и антропоида. Остается сделать единственно верное заключение: отличие здесь только количественное, хотя функционирование, разумеется, во многом различно. В то же время между человеком и обезьянами, с одной стороны, и всеми остальными животными на Земле — с другой, наблюдаются весьма значительные различия.
Научное изучение интеллекта обезьян началось с Ч. Дарвина. Ему принадлежит книга, которая и в наши дни остается классической в своей области,- «О выражении ощущений у человека и животных» (1872).
В ней, в частности, показано, что мимика обезьян сходна с человеческой. Дарвин считал это следствием сходства мускулатуры лица у приматов. Он же определил, что мимика, выражение эмоций являются, как мы бы сегодня сказали, средством коммуникации. Дарвин заявил и о такой подробности: антропоид способен мимически выражать почти все человеческие эмоции, кроме изумления, удивления и отвращения. Дарвин считал, что интеллект человекообразной обезьяны отличается от человеческого только количественно, но не по качеству.
Многие неврологические заболевания человека и шимпанзе и даже других обезьян очень сходны. Сравнительно недавно стало известно, что обезьяна — единственное животное, которое с успехом используется в психиатрических исследованиях: при изучении модели изоляции, фобии, депрессии, истерии, неврастении, аутизма и других черт шизофрении. Удовлетворительную модель психоза человека можно получить при «социальной» изоляции обезьян.
В настоящее время получены важные результаты, уже используемые в практике, по изучению на низших обезьянах модели депрессии человека. Эта работа начата до Второй мировой войны в Висконсинском университете Г. Харлоу и продолжена его учениками. Разнообразные формы глубокой депрессии у макаков-резусов, как правило, развивались в результате разлучения обезьян с объектом привязанности, например малыша с матерью, что отражалось тяжело на обоих. Симптоматика депрессии у обезьян во многом параллельна подобным состояниям у детей и взрослых людей: подавленное настроение, расстройство сна, отсутствие аппетита, явное снижение двигательной активности, потеря интереса к играм. Показано, что у детенышей разных видов макак, изолированных от сверстников или от матерей, так же, как у самих самок, развиваются нарушения клеточного иммунитета наподобие тех, которые происходят у взрослых людей после тяжелой утраты. Состояние депрессии у обезьян может длиться годами, а главное, уже во взрослом состоянии животное оказывается биологически неполноценным, излечить же его чрезвычайно трудно. Разлучение вызывает не только депрессию, но и другие расстройства, всякий раз связанные с «персональной» историей жизни каждого индивида.
Эмоции обезьян (не обязательно высших, но и низших!) не просто сходны с человеческими. Они нередко «по-человечески» и проявляются, иногда без параллелизма между тем, что внешне можно заметить в поведении примата, и тем, что происходит в его вегетативной нервной системе, «внутри»: сердце у раздраженного павиана готово выскочить из груди (тахикардия), но он скрывает свое возмущение от других, «спокоен», заторможен, и, наоборот, животное недвусмысленно угрожает противнику, демонстрирует грозные клыки и резко поднимает брови, а изменения в вегетативных функциях отсутствуют. (Можно отметить что и артериальное давление, и электрокардиограмма, частота сердцебиений у обезьян такие же, как и у человека).
Высшие обезьяны поддаются гипнозу, который можно у них вызвать обычными методами. Недавно показано, что гориллы преимущественно используют правую руку, а это говорит об асимметрии мозга у обезьян, аналогичной ассиметрии мозга человека.
Особенно большое неврологическое и поведенческое сходство человека и высших обезьян установлено в младенчестве и в детском возрасте. Так, Л.А. Фирсов, изучавший поведение высших обезьян, в том числе и с момента их рождения, показал, что психомоторное развитие у детеныша шимпанзе и ребенка протекает одинаково. К аналогичному выводу пришли канадские психологи М. Мэтью и Г. Бергерон (1981), изучавшие познавательные способности у четырех детенышей шимпанзе по системе учета периодизации умственного развития, разработанной швейцарским психологом Жаном Пиаже.
Уникальна неподвижность уха обезьян и человека, почему им приходится, чтоб лучше слышать, одинаково поворачивать голову в сторону источника звука. Н.Н. Ладыгиной-Котс показано, что шимпанзе различает 22 цвета, до 7 оттенков одного тона. Есть данные о сходстве у высших приматов обоняния, вкуса, осязания и даже восприятия веса поднимаемых тяжестей. Изучая различных представителей позвоночных, физиологи прослеживают путь развития и постепенного усложнения высшей нервной деятельности животных, их способность сохранять в памяти выработанные условные рефлексы, возможности вероятностного прогнозирования, возрастающее значение переднего мозга.
Можно сказать, что человек, шимпанзе и орангутан — единственные из всех существ на Земле, узнающие себя в зеркале! Умственно отсталые люди тоже не узнают себя. Авторы говорят о наличии у узнающих себя обезьян элементарных представлений о собственном «я». Многие считают самоузнавание высшей формой ассоциативного поведения в животном мире. Г. Геллап полагает, что появление этой способности в процессе эволюции эквивалентно появлению разума. Автор считает, что уровень самоосознания шимпанзе соответствует уровню интеллекта, способного к абстрактному языку символов, но ограниченно, в то время как человек способен к передаче огромной, не доступной шимпанзе информации.
Л.А. Фирсов отмечал, что у шимпанзе «имеется отчетливо выраженная способность к обобщению обобщений, названная нами довербальным понятием». Иначе говоря, не имея физической возможности произнести слово, шимпанзе может образовывать понятия, а еще иначе — разговаривать?! Шимпанзе в строго соответствующей («релевантной») ситуации принимает наиболее адекватное обстановке решение: великолепно пользуется рычагом, ключом, отверткой, палкой, камнем и другими предметами, ищет и находит их, если они не лежат под рукой, никак не обозначая (хочется сказать «словом») эти предметы, но прекрасно обобщая их существенные для данной задачи признаки (цвет, форму, величину), т.е. составляя и храня для себя о предметах самые настоящие понятия.
8)Принципы классификации рас человека. Путешественники, исследовавшие разные области Земного шара, всегда неизбежно сталкивались с пестротой населяющих его народов. Различия людей разных регионов часто выглядят весьма значительными. Незнакомым и необычным часто кажется буквально все — одежда, язык, хозяйство, поведение и, наконец, внешность — особенности морфологии и физического строения, подлежащие исследованию биологической антропологией.
Однако среди фейерверка цветов, форм и звуков можно заметить определенную систему. В ходе длительных дискуссий и горячих споров в науке оформилось представление о разных способах классификации групп человека. Впрочем, и сейчас единые законы такого деления признаны далеко не всеми, и сами его основы подвергаются значительным сомнениям.
Один из аспектов биологической изменчивости географических групп современного человека изучает расоведение. Соответственно, географические группы людей, выделяемые по биологическим признакам, называются расами.
Под термином «раса» понимается система человеческих популяций, характеризующихся сходством по комплексу определенных наследственных биологических признаков (расовых признаков).
Важно подчеркнуть, что в процессе своего возникновения эти популяции связаны с определенным географическим ареалом и естественной средой.
Это конечно, не единственное из возможных определений — суть понятия можно уточнять, описывать при помощи терминов фенетики и генетики.
Например, можно сказать иначе:
раса — это система популяций, обладающих достаточным фенотипическим и генетическим сходством, позволяющим отличить их от других подобных систем;
расы — открытые генетические системы, в результате обмена генами между которыми могут возникать смешанные популяции.
Суть понятия, во всех этих определениях остается неизменной — термин определяет единицу внутривидовой, и при этом надпопуляционной структуры современного человечества, выделенную по определенному набору (комплексу) наследственно обусловленных признаков и занимающую определенный ареал. С точки зрения основ современной систематики, расы соответствуют уровню подвидов, несомненно, принадлежащих к одному единому биологическому виду Homo sapiens. Отличие же рас от подвидов животных, связаны с общественной природой человека (см. Хрестом. 5.1).
Наконец, раса принципиально отличается от этноса биологическими критериями выделения, хотя в силу исторических причин иногда наблюдается частичное совпадение расовых групп и конкретных этносов. Мы поговорим об этом ниже, пока же важно запомнить, что раса понятие сугубо биологическое, как и сами признаки, по которым проводится расовая классификация.
Мой вариант:
О существовании рас люди знали еще до нашей эры. Тогда же были предприняты и первые попытки, объяснить их происхождение. Однако, первые научные классификации появились сравнительно поздно. Стремления систематизировать представления о физических типах народов, населяющих земной шар, датируются XVII веком. Опираясь на различия людей в строении лица, цвета кожи, волос, глаз, а также особенности языка и культурных традиций, французский врач Франсуа Бёрнье впервые в 1684 году разделил человечество на четыре расы. По современной терминологии — европеоиды, негроиды, монголоиды и лапоноиды.
Сходную классификацию предлагал Карл Линней, в классификации которого четвертой была не лапоноидная, а американоидная раса (индейцы).
Принципы выделения рас были тогда еще неопределенны: в характеристику рас К. Линней включал не только признаки внешности, но также темперамент (люди Америки — холерики, Европы — сангвиники, Азии — меланхолики и Африки — флегматики) и даже такие культурно-бытовые черты, как покрой одежды и т.п.
В похожих классификациях Ж. Бюффона и И. Блюменбаха дополнительно выделялись южноазиатская (или малайская) раса и эфиопская раса. Впервые было высказано предположение о возникновении рас от единого варианта вследствие расселения в климатически различные области Земли. И. Блюменбах считал центром расообразования Кавказ.
В последующем расовые классификации усложнялись и дополнялись. В пределах больших рас стали выделяться малые, но признаками такого выделения в системах XIX в. зачастую служили черты культуры и язык.
В настоящее время существует большое количество расовых классификаций. Они отличаются по принципам построения и использованным данным, включенным группам и положенным в основу признакам. Богатенков Д.В. и Дробышевский С.В. [4] условно делят все классификации на две большие группы:
1. Созданные на основе ограниченного набора признаков;
2. Открытые, число признаков в которых может произвольно меняться.
К первому варианту классификаций относятся многие из ранних систем. Таковы схемы: Ж. Кювье (1800 г.), разделявшего людей на три расы по цвету кожи; П. Топинара (1885 г.), выделявшего также три расы, но определявшего дополнительно к пигментации ширину носа; А. Ретциуса (1844 г.), четыре расы которого различались по сочетанию степени выступания лица и головному указателю.
Одной из наиболее разработанных схем такого типа является классификация рас, созданная польским антропологом Я. Чекановским. Однако небольшое количество использованных признаков и их состав неизбежно приводят к условности таких схем. В лучшем случае они могут достоверно отразить лишь самые общие расовые подразделения человечества. При этом случайным образом могут сближаться очень далекие группы, резко отличающиеся по множеству иных признаков.
Ко второму варианту классификаций, построенных на основе открытого набора признаков, относится большинство расовых схем. Важнейшим принципом их создания является географическое положение рас. Сначала выделяются основные (т.н. или большие расы, или расы первого порядка), занимающие огромные территории планеты. Затем внутри этих больших рас проводится дифференциация по разным морфологическим признакам, выделяются малые расы (или расы второго порядка).
Иногда выделяются и расы более мелких уровней (они весьма неудачно называются антропологическим типом).
Существующие расовые классификации открытого типа можно разделить на две группы:
1. Схемы, выделяющие небольшое количество основных типов (больших рас);
2. Схемы, выделяющие большое количество основных типов.
В классификациях с небольшим количеством основных типов их число колеблется от двух до пяти. Схемы с большим числом вариантов предусматривают существование шести, восьми и более основных рас. Практически во всех схемах обязательно выделяются как минимум три общие группы (три большие расы): монголоиды, негроиды и европеоиды, хотя названия этих групп могут меняться.
Общее для всех классификаций XX в. проведение принципа иерархического соподчинения в группировке расовых типов. Нет ни одной схемы классификации, в которой выделенные типы, даже если их число невелико, выстраивались бы в ряд один подле другого.
Таким образом, разнообразие человечества — итог длительной эволюции человека, его адаптации к условиям среды. Создание расовой классификации представляется весьма сложной задачей. Большинство ученых составляли классификации, в которых одновременно клались в основу выделения рас и физическое строение, и язык или группа родственных языков, на которых говорили народы. Несмотря на это, общепринятой расовой классификации не существует, и это является очевидным следствием непрерывности биологической изменчивости.
9) Генетические механизмы расообразования
Между средой, природной или социальной, и организмом лежит еще один уровень явлений, который относится к сфере наследственности и отражает характер наследования признаков у того или иного вида. Это обширная сфера генетических механизмов эволюции, применительно к нашей теме — генетических механизмов расообразования. Среди генетических механизмов расообразования выделяет три процесса — мутирование, смешение и отбор.
Спонтанный мутагенез у человека интенсивно изучают уже в течение нескольких десятилетий в связи с нерезким изменением среды нашего обитания.
Мутагенез, как и у других организмов, ускоряется у человека под влиянием радиации. Однако от этих общих, хотя, по-видимому, справедливых заключений пока далеко до полного понимания характера мутирования.
Иногда концентрации генов по одной какой-нибудь системе признаков (группы крови, белковые фракции сыворотки и многие другие признаки с простым типом наследования) оказываются на удивление тождественными в группах, разделенных тысячами километров, и образуют ряды изменчивости в смысле Н.И.Вавилова. По-видимому, и в данном случае не все такие совпадения можно объяснить разумным образом, полностью игнорируя гипотезу дифференцированного мутирования.
Мутагенез имеет большое значение в формообразовании. Теоретически его роль может быть продемонстрирована многими убедительными соображениями. Но конкретное его исследование пока мало дало для понимания процессов популяционной дифференциации и расообразования.
Мой вариант: 5.2.7. Как возникли расы: изоляция
Всего несколько тысяч лет назад население Земли, а соответственно, и плотность этого населения, были невелики. При этом освоенная людьми площадь Земли мало отличалась от современной. Люди еще во времена верхнего палеолита, добрались до всех пригодных к жизни уголков планеты. Отдельные группы людей при этом надолго теряли всякие контакты с остальным человечеством. Такое существование без связей с внешним миром называется изоляцией. У людей она может быть обусловлена двумя разными причинами — географической недоступностью области (географическая изоляция) или социальными факторами (культурная изоляция).
Обычно изоляция групп людей происходила в каких-то особо труднодоступных областях — на удаленных островах, в горных долинах, непроходимых лесах. При этом изоляция могла быть разных масштабов. Например, индейцы обеих Америк тысячи лет были практически полностью изолированы от людей Старого Света, однако на территории целых двух континентов! Вместе с тем, небольшие группы в Андах и амазонской сельве были, в свою очередь, полностью изолированы от других индейцев. Аборигены Австралии также не имели связей с людьми остального мира много тысяч лет, но внутри континента не существует непреодолимых географических барьеров, даже знаменитые австралийские пустыни можно обойти вокруг. Но и в Австралии есть группы, почти полностью изолированные от остального аборигенного населения, например, племена пигмеев барринес в горах восточного побережья.
Иногда географический барьер имеет несколько иной характер. Таковы условия изоляции пигмеев в Африке. Между тропическими дождевыми лесами, в которых живут пигмеи, и саваннами, где живут их соседи банту, нет какой-либо непреодолимой границы. Этой границей служит огромная разница условий жизни в лесу и саванне (рис. 5.7).
Высокорослые люди не могут жить в дождевом лесу, а низкорослым очень трудно выжить в саванне. Культурный и торговый обмен при этом происходит регулярно, однако обмен генами между жителями лесов и саванн довольно слаб, тем более что он направлен преимущественно от пигмеев к банту. Хотя в отдельных местах и возникают смешанные популяции, характерные типы пигмеев и жителей саванн не теряют своей специфики (рис. 5.8).
Совсем другая ситуация существует в случаях т.н. культурной изоляции. Культурная изоляция возникает, когда в обществе существуют некие запреты на общение с людьми из иных групп. Обычай заключать браки исключительно внутри своей группы называется эндогамией. Запреты бывают самые разнообразные, но чаще всего встречаются ограничения, связанные с религией. Менее строги обычно запреты, связанные с разницей социальных групп. Наиболее известным примером такого рода является кастовая система в Индии. Благодаря ее существованию, антропологические отличия социальных групп в Индии весьма значительны и могут достигать расовых масштабов. Благодаря социальной изоляции, в Южной Индии до сих пор существуют антропологически не изменившиеся потомки африканских рабов, завезенных сюда сотни лет назад. Другим примером такого рода могут служить группы староверов, живущие в разных уголках Сибири. Существующие в окружении аборигенного монголоидного населения, эти группы, тем не менее, полностью сохранили свои антропологические особенности. Абсолютно та же ситуация сложилась и с молоканами — представителями религиозной секты, переселенными в Армению в XIX в. Религиозная изоляция привела к полному сохранению всех исходных расовых признаков у молокан.
Действие изоляции может быть разным. Благодаря ей признаки могут долгое время сохраняться неизменными, как, например, массивность черепа и крупные размеры зубов у австралийских аборигенов, или заметно эволюционировать, как, например, появление светлых волос у тех же самых аборигенов. В очень большой популяции или в общности связанных популяций новый признак имеет меньше шансов сохраниться и закрепиться, чем в малой. С другой стороны, популяции, слабо ограниченные в своем распространении, могут сталкиваться с новыми условиями среды и смешиваться с соседними группами, приобретая тем самым новые признаки. В группе же, обитающей долгое время в неизменных условиях среды, нет закономерных причин изменения признаков, и изменения эти могут носить лишь случайный характер. Таким образом, изоляция приводит как к сохранению разнообразия расовых типов, так и к его возобновлению.
Увеличение численности населения Земного шара постепенно привело к тому, что в настоящее время полностью изолированных групп на планете почти не осталось. Однако жители удаленных областей, например, индейцы лесов Южной Америки и аборигены горных районов Филиппин, имеют крайне малые шансы встретиться. Сохраняет свое значение даже в современных крупных мегаполисах изоляция, связанная с этническим и социальным фактором (та же эндогамия).
Поэтому изоляционные механизмы продолжают действовать и в современном мире.
5.2.8. Как возникли расы: метисация
Обратное явление представляет метисация (или метизация).
Важнейшее ее значение заключается в том, что метисация поддерживает видовое единство человечества. В истории не известно случаев, чтобы длительная изоляция какой-либо группы населения приводила к появлению нового вида человека.
Как известно, важнейшим показателем видового единства — гибридологическим критерием вида — является возможность получения плодовитого потомства. Вся история человечества является подтверждением возможности получения плодовитого потомства между представителями самых разных рас. Смешанные межрасовые группы населяют в настоящее время почти всю Сибирь, в качестве наиболее ярких примеров можно вспомнить целые народы долганов и камчадалов, образовавшиеся в результате смешения русских поселенцев и аборигенных народов — эвенов и ительменов. В Южной Африке существует народность реоботийских бастардов, представляющих потомков голландских колонистов и аборигенов — готтентотов.
Более того, даже некоторые расы представляют собой результат смешения других рас. Таковы уральская раса, южно-сибирская раса, эфиопская раса, дравидийская раса.
Целые страны в Центральной и Южной Америке и других частях мира населены народами, образовавшимися в ходе смешения черт сразу трех больших рас — монголоидной, европеоидной и негроидной. Достоверная классификация этих групп еще не проведена, хотя такие попытки антропологами уже осуществлялись. Можно говорить о возникновении сразу нескольких смешанных рас буквально за последние несколько столетий. И еще несколько рас можно сейчас наблюдать в процессе их становления!
Метисация приводит к двум противоположным явлениям:
с одной стороны, смешение разных антропологических типов приводит к сглаживанию их различий;
с другой стороны, образующийся смешанный (метисный) вариант, как правило, оказывается отличающимся от исходных.
Признаки в смешанной группе не представляют собой среднее между состояниями признаков в первоначальных группах. Тем более, не усредняется весь комплекс признаков. Таким образом, образуется новый вариант, обособляющийся в новый антропологический тип. Часто такой новый вариант попадает в условия относительной или полной изоляции, где новая комбинация признаков развивается и закрепляется (см. Хрестом. 5.7).
При исследовании конкретных групп населения бывает трудно отличить результат метисации и автохтонного развития. Более того, эти процессы часто идут параллельно. Так, ученые не могут прийти к единому мнению по поводу путей происхождения уральской и эфиопской рас. Согласно одной точке зрения, эти расы сложились на той территории, где распространены сейчас, в ходе независимого длительного развития, а их морфологические комплексы своеобразные и весьма древние. Согласно же другому мнению, и уральская, и эфиопская расы представляют собой продукт смешения антропологических типов соседних территорий. Обе точки зрения имеют подтверждения в антропологическом материале, и загадка происхождения этих рас еще ждет своего решения.